Что такое - гравюра? Гравюры старинные (фото).

Плоская гравюра

Литография

Л итография (Lifhographie от лито... и...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом.

В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой. Процесс работы над литографией заключается в следующем: пластина из известняка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн» или «корешок»). На подготовленном таким образом камне рисуют специальным карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь. Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика. В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску, чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска покрывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используются специально подготовленные пластины из цинка или алюминия

Литография изобретена в 1798 в Германии А Зенефельдером, им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. Достаточно легкий, относительно дешевый и одновременно тиражный способ стал настолько популярен, что уже в первой четверти XIX века практически во всех крупных европейских столицах заработали литографские мастерские. Литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и так далее.

Среди первых литографов, можно отметить знаменитых немецких художников Франца Крюгера и Адольфа фон Менцеля. Также к литографии обращались Франсиско Гойя, Теодор Жерико и Эжен Делакруа.

Литография в середине XIX столетия стала острым политическим орудием. Крупнейшим мастером литографии стал французский карикатурист Оноре Домье, искусство которого имело столь высокий резонанс, что даже в России во II половине XIX века в технике литографии работало несколько крупных карикатуристов: Александр Лебедев, Петр Воклевский, Николай Степанов.

В России во второй половине 19 века новый вид искусства литографию прославили художники - Алексей Орловский, Орест Кипренский, Алексей Венецианов. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков - на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации литографии: автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и другие. В 30-е года 20 века литография стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.

Офорт

В начале XVI века возникает вид гравюры на металле, который стал излюбленным жанром для многих великих художников - офорт. Основное достоинство офорта для художника в его живописности и художественной выразительности.

Техника выполнения офорта отличается от гравюры на металле: металлическая доска (в XVI веке чаще железная, в XVII-XVIII медная, позднее - цинковая), употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом или лаком, устойчивыми к воздействию кислоты, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность металла. После погружения доски в кислоту в металле протравливается рисунок. Офорт сложно перепутать с другими техниками, при прокатывании доски через офортный станок на оттиске остается вдавленный след.

Существуют разные офортные техники, помогающие художнику достигать разнообразных художественных задач.

Во Франции офортом занимался великолепный мастер первой трети XVII века Жака Калло, воспроизводящие разнообразные, часто красноречивые, сцены современной жизни. Фламандская школа дала искусству прекрасного офортиста - Антониса ван Дейка, чьи портреты являются прекрасными образцами иконографии XVII столетия. Но несомненно, что наиболее ценной и целостной является голландская школа офорта, которая в данном случае соперничает с живописью и нисколько ей не уступает. Эта школа представлена Адрианом Ван Остаде, Паулем Поттером, Херкюлееом Сегерсом.

Первенствующим мастером офорта является Рембрандт, который достиг удивительных художественных высот, в совершенстве постиг искусство офорта и преодолел все трудности этой капризной техники. Рембрандт оставил более трехсот офортов во многих состояниях.

В конце XIX столетии новый расцвет офорта. Искусство офорта формируется в целостное художественное направление в графике. К офорту обращаются почти все знаменитые французские живописцы, начиная с барбизонцев (Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и прочие), и заканчивая импрессионистами (особенно Эдуард Мане). Кроме Франции, в конце XIX - начале XX века многие страны дали искусству прекрасных мастеров офорта - Андерс Цорн в Швеции, Адольф Менцель в Германии, Джеймс Уистлер в США, Иван Шишкин и Валентин Серов в России...

Гравюра сухой иглой

Медная доска процарапывается непосредственно офортной иглой на металлической доске, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусенцах «барбах».

Акватинта

Изобретена во Франции в середине 18 века. Подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и к друг другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления покрывают жидким лаком.

Меццо-тинто

В этой технике гравюра была выполнена в 1642 году. Специальным инструментом – «качалкой» - на доску наносится многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон. Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем, чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются светлыми.

Техники печатной графики

Выпуклая гравюра

Ксилография (гравюра на дереве)

Гравюра на дереве (Gravure sur bois (xylographie) - самый древний вид эстампа, где дерево использовалось как материал для выпуклой гравюры, в которой рисунок возвышается над углубленным вырезанным фоном. До конца 18-го века существовала лишь обрезная, или продольная, ксилография. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони) непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, грунтуется, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножами, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2-5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии – валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается – прессом или вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При обрезной гравюре композиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен.

Торцовая, или поперечная ксилография. Доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. При торцевой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом – штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцевая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон.

Чем тверже порода дерева (грушевое дерево или самшит) и однороднее ее структура тем тоньше получается изображение. Выполнение гравюры - занятие очень тонкое и кропотливое: штрихи наносятся с помощью гравировальной иглы затем углубления выдалбливаются долотом и стамеской разных размеров. Прежде художники редко сами исполняли свои гравюры, они делали подготовительный рисунок прямо на доске или снабжали им гравера, который приклеивал его на доску.

В западно-европейском искусстве XIX в. торцовая гравюра в отличие от продольной или обрезной использовалась преимущественно в книжной иллюстрации. Она исполняется штихелем на доске из самшита (или других твердых по род дерева) с перпендикулярными к ее поверхности волокнами (поперечный распил). Долгое время считалось, что техника торцовой гравюры была изобретена англичанином Т. Бьюиком однако в своих "Мемуарах" художник рассказывает, что это не так. Тем не менее именно он усовершенствовал эту технику и качество отпечатка. Первым значительным произведением торцовой гравюры являются гравюры к "Басням" Гея (1779).

В словаре В. И. Даля ксилография называется «китайским способом печатанья». С историей возникновения бумаги в Китае начинается история ксилографии.

Гравюра на дереве возникла в Китае не позднее VI века, с этого времени встречаются первые упоминания изготовленных таким образом ксилографических книг.

Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист "Сирены".

Первые же образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве» появились на рубеже XIV-XV веков и совпадают с первой датой в истории книгопечатания. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла»: Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи. Если сначала это были преимущественно религиозные изображения, то затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки. Первая датированная ксилография называется «Св. Христофор» и выполнена она была в 1423 году. Около 1430 года появляются так называемые блочные книги, где текст и иллюстрация вырезались и печатались на одной доске, а с 1461 гола ксилографии начали употребляться в качестве самостоятельных иллюстраций для печатных книг.

Особняком стоит искусство восточной ксилографии. Если ранее она передавала лишь религиозные иероглифические тексты, то в XVII веке в Японии появляются иллюстрированные книги, а с 1660-х годов - гравюры светского содержания. В 18 веке наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 века цветные ксилографии ), В 17 веке в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х годов - эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э.

Японская гравюра, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2 - 3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных гравюрах с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 века - Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной гравюры - Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.

Линогравюра (гравюра на линолеуме)

Возникла на рубеже 19-20 веков. Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же, как и в обрезной ксилографии. Краска накладывается валиком, печатается как гравюра на дереве.

Гравюра на картоне

Вид высокой печати. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности. Толщина картона должна быть не менее 2-х миллиметров.

Штрихи прорезаются иглой или ножом; тоновые плоскости достигаются разрыхлением поверхности картона различными способами. Художественные возможности гравюры на картоне ограничены. При удачном выборе это техники (для определенных решений) получают мягкий, живописный оттиск. Штрих в гравюре на картоне рваный, нечеткий и неустойчивый, тираж гравюры не велик.

Углубленная гравюра.

В металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механическим или химическим способами углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек. Затем в углубления тампонами вбивается краска, доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Основные разновидности углубленной гравюры на металле:

Монотипия

Техника одного оттиска. Краски наносятся на идеальную гладкую поверхность печатной формы, не пропускающей воду (стекло, пластик и так далее), с последующим печатаньем на станке.

Шелкография (сериография, сквозная печать, трафаретная печать)

Трафарет как печатная форма первоначально изготовлялся очень просто, на гладкую ткань накладывался вырезанный из бумаги негативный рисунок, и получившийся в результате шаблон заливался сплошной краской, которая в местах не закрытых бумагой, походила сквозь матери и получалось изображение. При этом ткань, представлявшая собой как бы сито, способствовала равномерному распределению краски и получению ровного тона.

Сквозная печать таит в себе неисчерпаемые возможности, позволяя художнику-графику работать над формами не в «зеркальном» изображении, а в прямом: кистью, карандашом, и абсолютно не связывает творческий замысел художника техникой исполнения (заливка, мазок кистью, штрих, точка в любых комбинациях на одной форме).

Оттиск готовых изображений обычно имеет утолщенный слой краски, что дает особый визуальный эффект. Получения оттисков с пастообразным характером возможно только этой техникой, хотя она и требует сравнительно более продолжительной сушки.

В шелкографии печатная форма изготавливается ручным или механическим способами (можно совместить ручной и механический способы). В первом случае те участки изображения, которые должны оставаться белыми, как в старину, заклеиваются фигурными бумажными шаблонами или делают каким-либо иным способом, непроницаемым для краски. В другом случае на покрытое светочувствительным слоем шелковое сито проецируют позитив, в результате чего все пробельные участки изображения задубливаются. При промывании водой незадубленные места смываются и в результате получается, как в первом случае, печатная форма.

Гравюра (gravure) — вид графического искусства. Гравюра представляет собой печатный оттиск для печати на бумаге или другой поверхности. Если говорить простыми словами, не особо углубляясь в сложные термины, то гравюра это металлическая доска или плоскость из другого материала, на которой художником вырезан определенный рисунок, и который можно затем перевести на бумагу, полотно или другой материал. Существует большое множество различных видов рельефных досок, с которых можно получить оттиск, способов их изготовления, а также разновидностей гравюры (Эстамп, Плоская гравюра, Выпуклая гравюра, Углубленная гравюра, Литография, Альграфия, Ксилография, Линогравюра, Офорт, Меццо-тинто, Акватинта и другие). В наше время такие гравюрные прессы можно создавать в промышленных условиях, но на заре своего появления и очень долгое время создавались они полностью вручную. Гравюрами увлекались и занимались всерьёз самые великие художники, которые только существовали в истории искусства. Стоит сказать, что гравёры , которые создают «доски» для печатной графики самостоятельно и вручную, существуют и до сих пор. Большая часть из них использует ручной способ производства с целью создать не просто какой-то штамп, а по-настоящему художественное произведение. Так же для этих целей используют не новые, а самые старинные способы создания гравюры, которыми владели и которые использовали такие известные гравёры прошлого, как , и другие.

Первое упоминание о гравюре относится к VI веку н.э. в Китае. Тогда это была техника создания печатей, клейм и оттисков больше не художественного, но прикладного значения, хотя нельзя сказать, что та древняя гравюра не отличалась особой красотой и изяществом. В Европе гравюра появилась в XV веке (первый оттиск с гравюры был сделан в Германии в 1423 году). Изначально доски с рельефным оттиском использовались для печатания игральных карт, затем книг, документов, географических карт, технических рисунков и так далее. Вскоре после того, как техника гравюры распространилась, стала известна и доступна, ей заинтересовались и художники. В России гравюра и первые гравёры появились в 1464 году.

История гравюры

Вот описание слова "Гравюра" из Большой Советской Энциклопедии: гравюра (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок (гравирование) и печатания с них оттисков. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая гравюра: к гравюре относят и литографию («плоская гравюра»).

Возникновение гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравирования: ксилография - с резьбой, в том числе на досках для набойки, резцовая гравюра - с ювелирным делом, офорт - с украшением оружия. Бумага - материал для оттисков - появилась в начале нашей эры в Китае (где гравюра упоминается с 6-7 вв., а первая датированная гравюра относится к 868 году), а в Европе в средние века. Первые европейские ксилографии религиозного содержания, нередко раскрашенные от руки, появились на рубеже 14-15 вв. в Эльзасе, Баварии, Чехии, Австрии («Св. Христофор», датирован 1423); затем в этой технике исполнялись сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари. Около 1430 возникли «блочные» («ксилографические») книги, для которых изображение и текст вырезались на одной доске. Около 1461 напечатана первая наборная книга, иллюстрированная гравюрами на дереве; такие книги печатались в Кельне, Майпце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге, Базеле; во Франции часословы часто иллюстрировались выпуклыми гравюрами на металле. Немецкая и французская гравюра 15 века отличалась декоративностью, контрастами чёрного и белого, подчёркнутыми контурами, готической ломкостью штриха. К концу 15 века два направления книжной гравюры сложились в Италии: во Флоренции значительную роль играл интерес к орнаменту, а Венеция и Верона тяготели к чёткости линий, трехмерности пространства и пластической монументальности фигур.

Резцовая гравюра возникла в 1440-х гг. в Южной Германии или Швейцарии («Мастер игральных карт»). В 15 в. немецкие анонимные мастера и М. Шонгауэр использовали тонкую параллельную штриховку, нежную моделирующую светотень. В Италии А. Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь объёмности, скульптурности форм, героической монументальности образов. А. Дюрер завершил искания мастеров Возрождения, сочетая характерную для немецкой гравюры виртуозную тонкость штриха с присущей итальянцам пластической активностью образов, наполненных глубоким философским смыслом; драматизм и лирика, героические и жанровые мотивы появились и в ксилографиях по его рисункам. Гравюра послужила оружием острой социальной борьбы в Германии («летучие листки») и Нидерландах (гравюры круга П. Брейгеля Старшего).

В начале 16 века в Италии родилась репродукционная гравюра резцом, воспроизводящая живопись (М. Раймонди); как реакция на её обезличенную плавную штриховку, четко выявляющую форму, развились офорт с его свободой штриха, эмоциональностью, живописностью, борьбой света и тени (А. Дюрер, А. Альтдорфер в Германии, У. Граф в Швейцарии, Пармиджанино в Италии) и «кьяроскуро» - цветная ксилография с обобщённой лепкой формы, близкими оттенками тона (У. да Карпи, Д. Беккафуми, А. да Тренто в Италии, Л. Кранах, Х. Бургкмайр, Х. Бальдунг Грин в Германии). Свободой и подчас драматичностью замысла выделялись резцовые гравюры нидерландца Луки Лейденского и француза Ж. Дюве. В 16 в. книжная ксилография появляется в Чехии, России, Белоруссии, Литве и на Украине в связи с издательской деятельностью Франциска Скорины, Ивана Федорова, Петра Мстиславца и др.


На фото: загравированная медная пластина для печати гравюры, закреплена на деревянной основе.

В 17 веке господствовали репродукционная гравюра резцом (во Фландрии - П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус, воспроизводившие картины П. П. Рубенса; во Франции - К. Меллан, Р. Нантёй и др. мастера портретной Гравюра, отличавшейся в лучших образцах тонкостью понимания характеров, чистотой линейного стиля) и офорт, в котором широко проявилось разнообразие индивидуальных исканий - остро гротескное восприятие пестроты и противоречий современной жизни у лотарингского мастера Ж. Калло, взаимодействие света и атмосферы в классицистический пейзажах француза К. Лоррена и в пасторальных сценах итальянца Дж. Б. Кастильоне, непосредственность восприятия психологических состояний в портретах фламандца А. ван Дейка. Наиболее цельной была голландская школа офорта (не уступавшего живописи по значению), для которой характерны интимное ощущение жизни и природы, малый формат, расчёт на рассматривание вблизи, тонкость светотени, картинность композиции, чёткое разделение жанров (анималистические офорты П. Поттера, жанровые - А. ван Остаде, пейзажные - А. ван Эвердингена и т.д.). Особое место принадлежит пейзажным офортам Х. Сегерса, выразившего драматическое ощущение гигантских масштабов мира, и Я. Рёйсдала, передавшего героический дух дикой природы, а особенно офортам Рембрандта, в которых свободная динамика штриха, движение света и тени выражают и психологическое становление характеров, и взлёт духовной творческой энергии, и конфликт этических начал. В 17 в. Гравюра на металле, подчас с реалистическими мотивами, распространилась в России (С. Ушаков, А. Трухменский, Л. Бунин), на Украине (А. и Л. Тарасевичи, И. Щирский), в Белоруссии (М. Вощанка). С конца 17 в. развивался русский лубок.

Гравюра 18 века характеризуется обилием репродукционных техник: для воспроизведения живописи и рисунка виртуозно используются резцовая гравюра (П. Древе во Франции, Дж. Вольпато и Р. Морген в Италии), часто с офортной подготовкой (Н. Кошен, Ф. Буше во Франции, Гравюра Ф. Шмидт в Германии); изобретённая в 17 в. тоновая гравюра меццо-тинто (портретные гравюры английских мастеров Дж. Р. Смита, В. Грина, пейзажные - Р. Ирлома) и новые тоновые техники- пунктир (Ф. Бартолоцци в Англии), акватинта (Ж. Б. Лепренс во Франции), лавис (Ж. Ш. Франсуа во Франции), карандашная манера (Ж. Демарто, Л. М. Бонне во Франции); блестящими мастерами цветной акватинты были французы Ф. Жанине, Ш. М. Декурти и особенно Л. Ф. Дебюкур. Оригинальный офорт отличался мягкостью, текучестью линий, тонкой игрой света (А. Ватто, О. Фрагонар, Гравюра де Сент-Обен во Франции, Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто в Италии). Офортом и резцом исполнены сатирические листы У. Хогарта (Англия), жанровые, в том числе книжные, миниатюры Д. Н. Ходовецкого (Германия), грандиозные архитектурные фантазии Дж. Б. Пиранези (Италия). Гравюра использовались в книгах и альбомах, как украшение интерьеров и как форма художественной публицистики (офорты английских карикатуристов - Дж. Гилрея, Т. Роулендсона; лубки времени Великой французской революции). В России в 1-й половине 18 в. резцом гравировались патриотические аллегории, батальные сцены, портреты, городские виды (А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев); во 2-й половине 18 - начале 19 вв. выдвинулись мастера портретной (Е. П. Чемесов, Н. И. Уткин), пейзажной и книжной (С. Ф. Галактионов, А. Гравюра Ухтомский, К. В. и И. В. Ческие) резцовой Гравюра, пунктира (Гравюра И. Скородумов), меццо-тинто (И. А. Селиванов), лависа (Н. А. Львов, А. Н. Оленин); к офорту обращались архитекторы (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Ж. Тома де Томон), скульпторы и живописцы (М. И. Козловский, О. А. Кипренский), первые русские карикатуристы (А. Гравюра Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов).


В 18 веке наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 века цветные ксилографии). В 17 веке в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х гг. - эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э. Японская гравюра, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором гравюры), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 веке Окумура Масанобу ввёл 2-3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных гравюрах с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 века - Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 века ведущую роль играли мастера пейзажной гравюры - Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.


На рубеже 19 века Ф. Гойя (Испания) в своих сериях офортов с акватинтой открыл новые пути гравюры, соединяя политическую сатиру и почти документальную точность с субъективной экспрессией, трагическим гротеском и неудержимостью воображения. Сочетание жизненной убедительности и фантастичности присуще и выпуклой гравюре на меди У. Блейка (Англия). В 19 веке преобладала репродукционная торцовая гравюра на дереве (изобретённая в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком), выполнявшаяся специалистами-резчиками (в России - Е. Е. Бернардский, Л. А. Серяков, В. В. Матэ) для штриховых, а затем и тоновых иллюстраций («политипажей») в книге и журнале. Меньшее значение имели репродукционные гравюры резцом (в России Ф. И. Иордан, И. П. Пожалостин) и офорт (во Франции Ф. Бракмон). В возрождении оригинального офорта значительна роль не столько специалистов - Ш. Мериона во Франции, С. Хейдена в Англии, сколько многих живописцев, стремившихся шире распространять свои художественные идеи, а зачастую искавших способа запечатлеть живую изменчивость натуры, игру света и воздуха (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи во Франции, Т. Гравюра Шевченко и Л. М. Жемчужников на Украине, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, В. А. Серов в России). Офорт привлекал возможностью импрессионистического пленэра и передачи мгновенных впечатлений (голландец Я. Б. Йонгкинд, французы Э. Мане, Э. Дега, американские художники Дж. М. Уистлер, Дж. Пеннел, нем. - М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, швед А. Цорн). На рубеже 19-20 вв. социальное и философское содержание вносили в свои офортные композиции как символисты (Дж. Энсор и Ж. де Брёйкер в Бельгии, М. Клингер в Германии), так и представители демократического реализма (проникнутые духом революционного протеста циклы К. Кольвиц в Германии, офорты англичанина Ф. Брэнгвина на темы трудовой жизни города). С 1890-х гг. возрождалась и оригинальная (в т. ч. обрезная) ксилография - станковая (О. Лепер во Франции) и книжная (У. Моррис в Великобритании). Новые пути наметили гравюры П. Гогена (Франция), с их обобщенностью, экспрессивными контрастами белого и чёрного; позже сложился тип декоративно-упрощённой, построенной на ритмической игре силуэтов ксилографии и линогравюры, в том числе цветной (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон, Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России); характерны для многих художников 20 в. напряжённая экспрессия, трагическая контрастность пятен (как бы знаков предмета или фигуры) в обрезной гравюре с её вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер в Германии). Широко использовалась и традиция старинной народной гравюры (Х. Посада в Мексике, В. Скочиляс, Т. Кулисевич в Польше). Ксилография и линогравюра 20 века приобретают богатство выразительных возможностей в изображении народной жизни, публицистическую страстность в пропаганде освободительных идей, в протесте против империалистического гнёта и войн (К. Кольвиц, бельгиец Ф. Мазерель, мексиканские гравёры Л. Мендес, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос, китайские - Ли Хуа, Гу Юань, японские - Уэно Макото, Тадасиге Оно, бразильцы Р. Кац, К. Склиар, чилиец К. Эрмосилья Альварес). По-новому раскрылась выразительность линий, силуэта и цвета в книжных гравюрах и эстампах П. Пикассо, А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Руо. Среди крупных современных мастеров реалистической гравюры - Р. Кент (США), А. Грант (Великобритания), Л. Норман (Швеция), Х. Финне (Норвегия). Значительно обогатилась техника (особенно гравюры на металле), вводятся новые материалы и технические способы гравюры.

В 1798 году немец Иоганн Зенефельдер изобрел совершенно новый способ печати - литографию . Оттиски получают посредством переноса краски под давлением с печатной формы (литографского камня) на бумагу. Изображение на камень наносится жирной тушью или литографским карандашом. Причем тираж при этом способе печати мог по числу оттисков во много раз превосходить все существовавшие на тот момент способы печати изображений. Первая мастерская, использовавшая способ литографии была открыта в 1806 году в Мюнхене. В России опыт цветной литографской печати с нескольких камней (хромолитография) опробовал И.Щедровский, издавший в 1845 году «Сцены из русского народного быта».

Был так же изобретен способ воспроизведения многоцветных изображений - хромолитография , при котором для каждой краски изготовляется вручную отдельная печатная форма на камне (или цинковой пластине); на поверхность каждого камня предварительно наносится абрис. В отпечатке возможно наложение одной краски на другую с образованием промежуточных цветовых тонов. Позднее хромолитография была вытеснена фотомеханическими процессами изготовления формы для плоской печати.

Пример печати хромолитографии с девяти литографских камней разными цветами.

В конце XIX, начале XX века в обиход вошел термин фотогравюра (фототипия, светотипия и т.п.), для широкой публики, понятийно причисливший новейшие технологии графической тиражной печати к традиционным способам создания гравюр, но технологически кардинально от них отличавшийся.

Советская гравюра многообразно отразила жизнь и историю народа, достигнув больших успехов в различных видах и жанрах - в эстампе и книге, в революционной публицистике и лирическом пейзаже, в портрете и тематической композиции. Её отличают богатство национальных школ и творческих направлений, объединённых общими принципами коммунистической идейности и социалистического реализма.


Интернет-магазин сайт осуществляет продажу старинных гравюр в багетных рамах. Каждая наша гравюра - уникальна, и достойна стать не только превосходным украшением вашего интерьера, но и вашей семейной реликвией. Любой антикварный лист, на котором запечатлена великолепная раритетная гравюра, раскрывает секреты своей исторической эпохи, вечно молодого прошлого, наполненного загадочной харизмой «давно минувших дней».

В нашем магазине вы можете купить не только старинную гравюру, но и антикварную карту или книгу - редкие оригинальные подарки, увлекательные предметы коллекционирования и как нельзя более подходящие объекты для выгодного вложения средств. Наши гравюры охватывают практически всю историю печати: это и образцы резцовых гравюр, и офорты, и акватинты, и литографии, и гелиогравюры… В наших каталогах вы найдете также редчайшие старинные книги, первопечатные листы XV - XVI веков, манускрипты.

Все группы товаров размещены в отдельных каталогах, просмотр которых легок и удобен: вы можете ознакомиться с нашим ассортиментом, выстроив старинные гравюры той или иной тематики по дате происхождения и по цене. Добро пожаловать в магазин старинных гравюр!


Литература: Ровинский Д. А., Подробный словарь русских гравёров XVI-XIX веков, т. 1-2, СПБ, 1895-99; Кристеллер П., История европейской гравюры, пер. с нем., М. - Л., 1939; Очерки по истории и технике гравюры, М., 1941: Русская гравюра XVI-XIX вв., Л. - М., 1950; Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М. - Л., 1951; Турова В. В., Что такое гравюра, М., 1963; Японская гравюра, М., 1963: Леонтьева Гравюра К., Дорогой поиска, М. - Л., 1965; Deiteil L., Le peintre graveur illustre, v. 1-30, P., 1906-30; HillierJ., Japanese masters of the colour print, L., 1954; Laran J., L"estampe. v. 1-2, P., 1959; Bersier J. E., La gravure, P., 1963; Hind A. М., An introduction to a history of woodcut, v. 1-2, Boston - L., 1963; его же, A history of engraving and etching..., N. Y., 1963: Les plus beiles gravures du monde occidental 1410-1914, P., 1966; Adhemar J., La gravure originale au XX siecle, P., 1967. Е. С. Левитин. Большая Советская энциклопедия.

Гравюра представляет собой искусство графики , которое включает разнообразные способы обработки досок и получения с нее оттисков. Необычайная красота подобных изделий привлекает внимание, а разнообразное техническое исполнение поражает многогранностью.

На протяжении всей истории гравюры сформировались несколько ее видов. Это и выпуклая, углубленная, плоская, а также цветная гравюра. Если вначале использовалось только дерево или металл в качестве основного материала, то при создании современной гравюры возможно применение пластика и оргстекла.

История и техника выпуклой гравюры

Один из видов гравюры - ксилография или выпуклая гравюра известна с древних времен. Восточные страны могут похвастаться самым ранним оттиском на бумаге. 868 год - вот дата его изготовления. А в Европе выпуклая гравюра появляется только в начале XV века. 1418 годом датирована первая найденная на западе ксилография.

Почти до XIX века выпуклая гравюра была обрезной или, как еще ее называют, продольной. Для этого бралась плоская доска продольного распила, предварительно отполированная.

Потом ее загрунтовывали, и только затем на нее наносился рисунок . Поле этого нанесенные линии отрезались острыми предметами, а затем дерево удалялось специальным долотом. При этом углубления были не более 5 мм.

Краска накладывалась на ту часть доски, где она оказывалась выпуклой. Потом на нее клали бумажный лист, равномерно придавливая. Именно таким путем изображение с деревянной доски оказывалось на бумаге. При изготовлении обрезной гравюры получается совокупность линий черного цвета и контрастных пятен. Именно такое сочетание с белой бумагой придает гравюре особую декоративность.

В конце XVIII века в Англии Томас Бьюик предложил новый способ изготовления выпуклой гравюры.

Появилась поперечная или торцовая ксилография . При этом доска могла выпиливаться не вдоль, а поперек ствола. В отличие от обрезной, для торцовой гравюры используют более твердые породы деревьев, такие как бук и пальма.

Потом доску режут особым резцом под названием штихель . Именно его след и дает в оттиске белую линию. Теперь появились варианты тонов. Такая ксилография стала давать большое количество оттисков хорошего качества.

В XIX веке в ксилографии стали использоваться не только рисунки, но и целые произведения . Это делалось при помощи параллельных, а иногда и однотипных штрихов, передавался тон картины, а также изображались свет и тень. Гравюра, основанная на подборке тонов, не стала отдельным видом искусства. Она носила скорее ремесленный характер, могла использоваться как метод репродукции.

В начале XX века возникла гравюра на линолеуме . Для этого использовались такой инструмент как резец в виде маленькой изогнутой стамески. При этом технология была похожа на технику обрезной ксилографии. Потом краска накладывалась валиком, и происходил процесс печатания. При этом такая гравюра дает не менее 500 оттисков высокого качества.

Историческое развитие углубленной гравюры

Кроме выпуклой гравюры, еще существует и углубленная техника создания подобных шедевров удивительного искусства. Для этого берется металлическая пластина . Как правило, это либо медь, либо цинк, либо железо или латунь. Потом на нее наносятся углубления в виде рисунка с помощью линий и точек. Краска вбивается в такие углубления, потом доску покрывают влажной бумагой. После указанных действий данная заготовка прокатывается под давлением между валиками станка для печати.

Углубленная гравюра имеет свои разновидности. Резцовая техника появилась еще в начале XV века. 1446 годом датирована первая найденная гравюра, исполненная в такой технике.

В те времена рисунок врезался в металлическую доску резцом из стали. При этом он имел квадратное сечение и ромбовидный срез. Такая техника позволяет использовать только чистые линии.

Для такого вида технологии создания гравюры характерно применение усилия с тем, чтобы в конечном итоге получить точную, законченную форму изображения.

Эпоха Возрождения ознаменовалась появлением шедевров данного вида искусства. Стали известны мастера гравюры, а именно А.Дюрер, А.Мантенья и другие.

Еще один вид углубленной гравюры - это офорт . Такая техника появилась на свет в начале шестнадцатого столетия. Первая гравюра - офорт датирована 1513 годом. Металл покрывался специальным лаком, а рисунок процарапывался иглой на лаке. Затем доску опускали в кислоту, вследствие чего на металле проявлялся рисунок.

Еще известна и пунктирная техника создания углубленной гравюры. XVIII век ознаменовался появлением нового способа создания шедевра такого искусства. Рисунок состоял из сгущенных, а также разреженных точек. Потом изображение наносилось на металлическую доску, которая предварительно была покрыта лаком, с помощью специальных игл и рулеток. Затем доску протравливали. Таким путем рождалась пунктирная гравюра.

Кроме указных выше техник, во Франции появилась гравюра, изготовленная для воспроизведения тонового рисунка с помощью туши. Назвалась такая технология акватинта . Позже стали применять сильную кислоту, что послужило появлению нового способа создания гравюры - лавис . Также в XVII веке еще и в черной манере стали изготавливать углубленную гравюру.

Плоская гравюра и ее развитие на протяжении времен

Разнообразие техники гравюры дополнилось еще одним видом. Плоская гравюра получила название литографии . Она появилась в Германии еще в 1796 году. Изобретателем литографии по праву считают А.Зенфельдера. Оказывается, некоторые породы известняка не оставляют на своей поверхности краску, если протравить их слабой кислотой. Именно такая способность камня была взята за основу изготовления литографии

Сначала все начиналось с того, что пластина из указного выше материала сглаживалась, потом полировалась. Затем при помощи специального карандаша или кисти на поверхность этой пластины наносился рисунок литографской тушью.

Смесь гуммиарабика и кислоты является той средой, в которой протравливали каменную поверхность с рисунком. После такого процесса места, на которых нанесено изображение, легко принимали краску для печати. Чистые поверхности попросту ее отталкивают. Краску наносили на доску, а потом печатали на бумаге с помощью станка.

Особенность литографии заключается в легкости нанесения рисунка на камень. Однако мастерство человека, который занимается изготовлением плоской гравюры неоспоримо. Ведь только мастер своего дела может создать подвижную линию, способен равномерно свести тон. И в результате таких действий появляется шедевр литографии.

Рождение цветной гравюры

Как и все предыдущие способы изготовления гравюры, цветная имеет свою историю и технологию. Она может изготавливаться двумя способами. В одном случае на доску накладывают разноцветную краску, после чего доска печатается. Каждый оттиск не похож друг на друга. А вот при другом способе для каждого цвета используется отдельная доска, которая проходит обработку в нужных местах. После того, как на все доски нанесены все цвета, они печатаются друг за другом на бумаге.

Разновидностей цветной гравюры достаточно много. И одна из них - это кьяроскуро , которая получила свое развитие в XVI веке. Ксилография является основой производства таких гравюр.

Для указанной техники было характерно нанесение красок на отдельные доски. Кроме того, даже рисунки делились на части, которые и наносились на отдельную поверхность. Мастером-первопроходцем в такой технике можно считать Уго ди Карпи , который проживал в то время в Италии. Он печатал свои шедевры с трех досок, используя при этом разные цвета.

Уже в XVII веке цветная гравюра появляется на Дальнем Востоке. Япония стала именно той страной, где подобное искусство получило свое развитие. Признанными мастерами стали Харунобу, Хокусай, Сяраку и другие. Японская гравюра оказало непосредственное воздействие и на искусство западных мастеров. Граверы всего мира признали творчество японских профессионалов в области создания цветной гравюры.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

рисунок, вырезанный или вытравленный художником-гравером на гладкой поверхности какого-либо твердого материала (металла, дерева, линолеума и т. д.), а также отпечаток такого рисунка на бумаге.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГРАВЮРА

(фр. Gravure - вырезать) - вид графи-ки, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования: с одной доски, награвированной художником, можно напечатать большое количество разноцветных оттисков (эстампов). Все они будут авторскими произведениями в отличие от рисунка, который существует только в единственном числе. Основные этапы исполнения гравюры включают перевод подготовительного рисунка с бумаги на поверхность доски, гравирование и печатание. По характеру обработки пе-чатной формы (доски) и способу печати различают выпуклую и углубленную гравюру. Обработка гравюрной доски происходит следующим образом. На хоро-шо отполированную поверхность доски из твердых пород дерева (груша, пальма, самшит) наносится карандашом, пером или кистью рисунок, затем штихелем гравер удаляет места, которые должны быть белыми, оставляя штрихи и черные пятна. Получается выпуклое изображение, на него валиком накатывают краску и, приложив бумагу с силой придавливают ее на станке или притирают вручную. К выпуклой гравюре относятся ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме). В углубленной гравюре рису-нок резцом или кислотой углубляется в металлической пластине (из меди, стали или цинка), краска забивается тампоном в углубления, поверхность доски вытирается начисто и на нее накладывается увлажненная бумага. Печатают оттиски на станке при сильном давлении, необходимом для того, чтобы бумага вдавилась в углубление и воспроизвела рисунок. К углубленной гравюре относятся резцовая гравюра, офорт, аквантина, лавис, мягкий лак и др. По своему назначению гра-вюра делится на станковую (эстами), то есть рассчи-танную на самостоятельное существование, и книж-ную. Существуют также различные виды прикладной гравюры экслибрис, лубок и др.