Доклад: Духовная культура.

Разграничить и противопоставить друг другу «духовную» и «материальную» культуру как две особые области культуры невозможно. С одной стороны, вся культура в целом духовна, потому что она - мир смыслов, т. е. духовных сущностей. А с другой стороны - она вся в целом материальна, потому что представлена, «материализована» в чувственно воспринимаемых кодах, в знаках, «текстах». Поэтому под материальной культурой имеет смысл понимать не какую-то особую об­ласть культуры, отличную от духовной, а «знаковую оболочку» всякой культуры, т. е. объективные, материальные формы выражения культурных смыслов.

Духовную культуру следует отделять не от «материальной», а от культурных форм, в которых происходит практическая регуляция поведения людей, т.е. от социальной и технологической культуры. Область духовной культуры включает в себя такие формы, которые ориентированы на выработку знаний, ценностей и идеалов и менее других нацелены на обслуживание практических нужд человечества. Такими основными формами духовной культуры являются: мифология, религия, искусство, философия.

Духовная культура обладает некоторыми важными отличительными чертами.

1. В отличие от технической и социальной культуры, духовная культура неутилитарна. Духовная культура по сути своей бескорыстна. Она нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-либо внешних по отношению к ней утилитарных задач (что, конечно, не исключает возможности пользоваться ее достижениями в практических целях).

2. В духовной культуре человек получает наибольшую свободу творчества. Здесь разум человека, не связанный утилитарными соображениями и практической необходимостью, способен оторваться от действительности и унестись на крыльях фантазии. Свобода творчества проявляется уже в древних мифах, в любой религии, в искусстве и философии. Творческая деятельность в духовной культуре становится особым духовным миром, который несравненно богаче реального мира. Ибо в нем рядом с реальными образами существуют образы небывалых явлений. И хотя этот мир наполнен вымыслами, он существует по своим собственным законам и оказывает воздействие на нашу жизнь.

3. Продукты духовной культуры ценны сами по себе, даже если они существуют лишь в воображении людей и не воплощаются в реальную действительность. Ее высшие ценности образуют достояние ума и сердца личности.

4. Духовная культура - наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на социальные воздействия область культуры. Она самая уязвимая область культуры. Из-за ее неутилитарности люди в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней самую никчемную часть культуры. Вот почему духовная культура больше всего страдает при социальных катаклизмах. Они наносят ей наибольший ущерб. Духовная культура нуждается в заботе и поддержке общества. Если люди перестают ею интересоваться, она утрачивает внутреннее напряжение и движение и превращается в забытую, мертвую культуру.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей как ее основных продуктов. Эта деятельность включает в себя: проективную, созидательную, творческую деятельность; способы познавательной деятельности; ценностно ориентированную деятельность и духовное общение. Все эти виды духовной деятельности реализуются в основных ее формах: мифологии, религии, искусстве, философии, морали.

Миф как форма культуры

1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифов

Миф – это не рассказ, это не повествование, это форма культуры, это способ человеческого бытия. Миф вечен, т.к. мифологическое представление присутствует во всех культурах, включая современную. Изучением мифа как формы культуры занимались Гегель, Фрейд, Юнг, А.Ф. Лосев.

Способом выживания первобытного человека стало чувство его породнения с грозной природной стихией, он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. В мифе все свойства природы воспринимаются как смысловые, а связи между явлениями как причинно-следственные или причинно-обусловленные.

Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире ему нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы.

Магическое управление природой подменяло собой реальной, практическое овладение ее силами, но одновременно магия обеспечивала склонность к оптимизму человеческого коллектива, внушала веру в победу. Существует концептуальная близость магии и науки: обе исходят из твердой веры в порядок и единообразие природных явлений; обе имеют одну цель: установить повторяющуюся последовательность событий, которая подчиняется действию определенных природных законов.

1. Миф как отрицание индивидуальности и свободы.

Миф не приносил человеку свободы, ибо миф и магия выражали не стремление к свободе, а стремление к выживанию за счет подавлений любых проявлений свободы. Магические обряды и ритуалы упорядочивали жизнь первобытного человека, миф был формой запрета, который освящался именем бога, любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза человека и бога, поэтому от тех, кто не вписывался в тоталитарную структуру, миф, руками вождей и старейшин, избавлялся (через инициации, то есть обряд посвящения в полноправные члены общества).

2. Особенности первобытной культуры.

3. Синкретичность (слитность) – абсолютная слитность и органичное единство реальных и фантастических элементов; слитность всех форм культуры (напр. магия и тотемизм).

4. Гомогенность (однородность) – причем однородность, как культурная (отсутствие культурного плюрализма), так и однородность социальных (отсутствие социальных групп с различными интересами). Отсутствие плюрализма блокирует формирование новых интересов.

5. Первобытная культура – это культура табу (запретов). Запрет выступал в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений.

6. Характеристика первобытного искусства.

Самое древнее из известных нам художественных произведений принадлежат эпохе позднего или верхнего палеолита (20-30 тыс. лет до н.э.). Они были открыты в 1879 году (это были росписи в испанской пещере Альтамира) испанским дворянином Марселино де Саутуолла. Не останавливаясь на анализе различных гипотез о возникновении искусства необходимо отметить, что искусство появилось вместе с человеком и существовало на всех этапах первобытной культуры, так как человеку свойственна потребность украшать и раскрашивать себя, придавать привлекательную для себя форму предметов, то есть искусство имеет биопсихические корни, является органической потребностью человеческой психики.

Черты первобытного искусства:

1. Синкретичность.

2. Коллективистский и многофункциональный характер.

3. Символизм, то есть условный характер изображения.

Символический характер первобытного искусства приводит к появлению двух типов кодирования – эзотерическому (элитарному), доступного только узкому кругу избранных и экзотерическому, доступному всем.

11 Наука как форма культуры

2. Наука как часть культуры

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности. Любая человеческая деятельность, представленная артефактами, т.е. (материальная культура) или верованиями (духовная культура), которая передаётся от человека к человеку тем или иным способом обучения, но не через генетическую наследственность.

В культуре воплощается общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поведение человека определяется не столько природой, сколько воспитанием, культурой.

Материальная культура (ценности) - развитие техники, орудия, опыт, производство, строительство, одежда, утварь и др., т.е. всё то, что служит для продолжения жизни. Духовная культура (ценности) - идеологические представления взгляды, идеи, нравственность, образование, наука, искусство, религия и др., т.е. всё то, что отражает окружающий мир в сознании, в понимании добра и зла, красоты, познания ценности всего многообразия мира. Таким образом, наука является важнейшей составляющей культуры. Наука – часть культуры.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельность, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные частные законы, а также методы исследования.

Наука представляет единство трех составляющих:

1-совокупность определенного рода знаний;

2-определенный способ получения знаний;

3-социальный институт.

Порядок в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, т.е. возникновения и упрочнения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Сейчас наука получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку расширяется и углубляется применение ее для практики. Возрастающая роль Н. в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. Поэтому остро ставится проблема особенностей Н. познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыд. знанием...).

Функции науки. Через отмеченные выше составляющие науки реализуются ее важнейшие функции:

объяснительная,

описательная,

прогностическая,

мировоззренческая,

систематизирующая,

производственно-практическая)

РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Причины возникновения и особенности функционирования религии в

обществе. Роль религии в современном мире. Религия и нравственность. Религия и наука. Многообразие религий. Мировые религии.

Религия (латин. religae - связывать) - это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей.

Сущностью религии является вера в Бога. И как сказано в Евангелии: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Она реализует себя:

В культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов);

В объединениях верующих (церковь, религиозная община);

В мировоззрении, мировосприятии верующих людей.

Происхождение религии связано с зависимостью человека от окружавших его природных сил, с невозможностью древнего человека рационально подчинить и взять под контроль условия своего бытия. С момента создания человеческого общества религия была своеобразным средством защиты людей от природной стихии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества.

Роль религии в обществе характеризуется наличием выполняемых ею функций, среди которых выделяются:

Мировоззренческая, создающая религиозную картину мира и объясняющая с точки зрения религиозного понимания природу, общество и человека. Религиозное мировоззрение формирует у верующих цель и смысл их бытия;

Компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, болезни. Так разобщенность людей заменяется братством во Христе в общине, а фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога;

Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению. Как нормативная система, религия определенным образом упорядочивает мысли и действия людей и тем самым регулирует их поведение в обществе;

Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа.

Религиозная культура - это составная часть общей культуры, сформированная из религиозных запросов людей и призванная их удовлетворить. В религиозную культуру входят:

Религиозная мораль;

Религиозная философия;

Религиозное искусство;

Религиозные учебные и просветительские учреждения (семинарии, воскресные школы, библиотеки и пр.).

В конце XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями (революциями, мировыми и региональными войнами, актами жестокого терроризма, последствиями НТР, непродуманными реформами и пр.), которые перенесло человечество, обнаружив при этом всю хрупкость своего существования. Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, в церкви, в религиозной вере. И религия помогает человеку обрести:

Душевное спокойствие и независимость от внешних обстоятельств;

Внутреннюю полноту собственной жизни.

Однако, в современной религиозной деятельности значительна доля фанатизма и экстремизма, неприятия инакомыслящих и инаковерующих. Все это отнюдь не способствует консолидации людей, а, наоборот, стимулирует их агрессивность, подталкивая к разъединению и противоборству (например, деятельность исламских фундаменталистов).

Религия неразрывно связана с моралью, воплощаясь в ценностях и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение Добру, лежащему за пределами практического расчета и непосредственной целесообразности, дает человеку силы для этого служения. Именно в религиозной мысли настойчиво повторяется тезис о нравственной значимости каждой человеческой личности, об общечеловеческой природе морально-этических ценностей. Кроме того, и в религии, и в морали значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера людей.

Исторически взаимоотношения религии и науки складывались весьма противоречиво. Если наука в своем постижении мира ориентируется на разум и рациональное познание, то религия пытается объяснить мир, опираясь на интуицию, чувственное познание и веру. Вместе с тем, вера и разум - это не взаимоисключающие друг друга пути познания. Наоборот, соединяясь в человеке, они становятся основой его духовной жизни и способствуют, в полном смысле этого слова - культурному развитию человечества.

Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:

Тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

Анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

Фетишизм (франц. fetiche - амулет) - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

Магия (греч. mageia - волшебство) - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Помимо сохранения и сегодня ранних религиозных форм, исповедуются национальные религии:

Иудаизм (религия, распространенная среди евреев; возникла в конце II тыс. до н. э.);

Индуизм (религия, наиболее значимая в современной Индии; возникла в V в. н. э.);

Конфуцианство (одна из религий Китая, разработанная в V в. до н. э.);

Синтоизм (средневековая религия японцев; с 1868 г. - по 1945 г. - государственная религия Японии) и др.

Национальные религии в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть геополитические условия, ярко выраженное этническое своеобразие культуры.

Среди многообразия религий, выделяют фундаментальные, получившие название мировых. В мире существуют три мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Буддизм - самая ранняя по времени создания мировая религия (включает два основных направления: хинаяна и махаяна). Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии и назван по имени своего легендарного основателя - принца Сидхартха Гаутамы (623-544 гг. до н. э.), получившего впоследствии имя Будда (просветленный). Согласно буддизму, в мире все непостоянно, преходяще, а потому полно скорби и неудовлетворенности. Центральной идеей данной религии являемся учение о четырех благо-Родных истинах:

Истина страдания, существующая на протяжении жизни;

Истина о причинах страдания, которые происходят из-за эгоистических желаний человека;

Истина об освобождении от страданий, заключающаяся в освобождении от желаний, собственного «Я» и самой жизни;

Истина единственного пути прекращения страдания – это благородный восьмеричный путь, состоящий из восьми ступеней-шагов.

Пройдя этот путь, человек достигает нирваны (санскр. - угасание, остывание) - т. е. полной отрешенности от внешнего мира, отсутствия любых желаний. Одна из важнейших заповедей буддизма - принцип ненасилия, любовь и милосердие ко всем живым существам: людям и животным. Главный буддийский ритуал - это медитация, заменяющая собой молитву. Медитируя, человек отстраняется от внешнего мира, сосредотачивается и погружается в свое Я и соединяется с духовным миром.

Христианство возникло в I в. в Палестине. Основоположником христианства считается Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Основы христианской веры изложены в Библии. Главными из них являются:

Понятие о греховности человека как причине всех его несчастий;

Идея искупления грехов через мужество, строгую жизнь (аскезу), примером здесь является Иисус Христос, своей смертью на кресте искупивший древний «первородный» грех человечества;

Учение об избавлении человека от грехов путем молитвы и покаяния;

Вера в загробное воздаяние человеческой душе (праведная попадет в Рай, грешная - в Ад);

Идея человеческой жизни как терпеливой, смиренной, всепрощающей и т. д.

В XI веке христианство раскололось на два самостоятельных направления: православие и католицизм. В XVI веке широкое антикатолическое движение в Европе - Реформация - способствует появлению третьего главного направления христианства - протестантства. В свою очередь каждая конфессия имеет различные направления, течения, секты.

Ислам, мусульманство (араб. - покорность) - третья мировая религия, (имеет два главных направления: суннизм и шиизм), возник в VII веке в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию Аллах (Бог) избрал своим пророком. Вероучение ислама изложено в Коране. Здесь сформированы пять основных догматов:

Единобожие (нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - его пророк);

Молиться (совершать намаз) пять раз в день;

Соблюдать пост (уразу);

Совершить хадж (паломничество) в Мекку, хотя бы один раз в жизни;

Давать милостыню (закят).

Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо и закрепляет неразделенность духовной и светской власти, политики и государства.

Возникновение мировых религий - это результат длительного развития экономических, политических и культурных связей между различными странами и народами. Несмотря на различие в системах объяснения мира, все мировые религии предлагают верующим практически общий для всех кодекс поведения, который, в основном, может быть сведен к десяти Моисеевым заповедям.

В мировых религиях было много общего, что позволило им перешагнуть национальные границы и достаточно широко распространиться по всему земному шару.

Введение

1. Понятие духовнойкультуры. Критерии духовности

2. Право и наука всистеме духовной культуры

3. Религия в системедуховной культуры

Заключение

Список литературы


Введение

Культура - областьдуховной деятельности человека, объек­тивируемая в материальныхдействиях, знаках и символах; ее сущность выявляется впротивопоставлении с природой (как со­вокупностью естественныхусловий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развитиятого или иного общества).

Первичная сфера духовной деятельностичеловека - мифо­логия, которая включала всебя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира,моральные регулятивы, религиозные имировоззренческие представления.

В теологической традиции актуализируется связькультуры и культа, религия выступает как основа культуры.Наука рассмат­ривает религию как один из элементов культуры, специфиче­скуюдуховную деятельность, направленную на сверхъестествен­ныеобъекты. В различные эпохи религия охватывала различные областикультуры.

Религия выполняет культуротворческую роль,она задаст спектр универсальных культурных понятий,определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религияспособствует утверждению личности, формированию личностного сознания;выходу его за пределы узкоземного существования, Религия так­же осуществляет трансляцию культуры, передачу ееот одного поколения к другому.


1 . Понятие духовной культуры. Критериидуховности

Понятие духовнойкультуры:

· содержит в себевсе области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

· показываетсоциально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властныхструктурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние грекисформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро- красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолютачеловеческой духовности:

· теоретизм, сориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположногообычным явлениям жизни;

· этим, подчиняющийнравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

· эстетизм,достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственноепереживание.

Обозначенные выше стороныдуховной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей:в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодняопределяют уровень интеллектуального, нравственного, политического,эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагаетдеятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а такжепредставляет итоги этой деятельности.

Духовная культура – этосовокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения,нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи,традиции, язык.

Духовная культуравозникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоениядействительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм:морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формычеловеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируетсяпредставление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Этипредставления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себяэстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы ихсоздания и потребления.

Религия обслуживаетзапросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехипознающего ума человека. Философия удовлетворяет потребности человеческого духак единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культурапронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык,воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени,идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессежизни.

Понятие «духовная культура»имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культурарассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века пониманиедуховной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но инравственность, политику, искусство.

В советский периодпонятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальноепроизводство порождает материальную культуру – она первична, а духовноепроизводство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) – онавторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовойдеятельности.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

· как нечтосвященное (религиозное);

· как нечтоположительное, которое не требует пояснения;

· какмистически-эзотерическое.

В настоящее время,по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и неразработано.

Актуальность проблемыформирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядомпричин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальнойжизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе,состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поискпутей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центргуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинамиэкономического характера: по мере осуществления социальных, экономических,политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характерчеловеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазахэкономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованиюличности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность,ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателямидуховной зрелости человека.

Истинная духовность есть«триединство истины, добра и красоты» и основными критериямитакой духовности являются:

· интенциональность,то есть «направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело иличеловека, на идею или на личность». Человек нуждается вцели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолеваетизолированность и ограниченность своего существования, и эта способностьставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитойличности;

· рефлексия надосновными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности ивыступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именноспособность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главнойпричиной превосходства человека над животным. У человека духовного этаспособность приобретает характер проявления «вкуса к рефлексии», кпознанию специфики индивидуального бытия. Одним из условий формированияспособности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольноеили вынужденное одиночество. «Изгнания и заключения, всегда столь страшныеи роковые для человека, не так уже страшны и смертельны для духа. Он любитдобровольное затворничество, одиночество келий и уход от мирской суеты, ностоль же успешно пользуется вынужденным одиночеством ссыльного, заключенного…Без выбора себя, поворота вовнутрь, в свое одиночество, разговор человека сдухом не начинается». Все величайшиепредставители Духа - Иисус, Сократ - были изгнанники. И это изгнание есть кара,постигающая того, кто вступил в мир Духа, трагическая кара за смелость быть нетаким, «как все»;

· свобода, понимаемаякак самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своимцелями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как «обретениевнутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества надчеловеком», «экзистенциальнаянесвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - отпринуждения, от давления, от зависимости от органического;

· творчество,понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее несуществовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поисксамого себя, на реализацию своего смысла жизни;

· развитая совесть,которая согласует „вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуациейконкретного индивида“, ибо сознанию открытосущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несетответственность за реализацию своего смысла жизни;

· ответственностьличности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а такжеза все, что происходит в мире.

Таковы основные критериидуховности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева,В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.


2. Право и наука всистеме духовной культуры

Наука и правоявляются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимноевлияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культурычеловечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наукавключена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определениясистемы культуры и ее элементов.

Культура –это система средств человеческой деятельности, благодаря которойпрограммируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп,человечества и их взаимодействий с природой и между собой.

Материальная культура– это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества.Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника,физическая Культура, благосостояние людей.

Социальная культура– это система правил поведения людей в различных видах общения испециализированных сферах общественной деятельности. Система включает в себятакие элементы, как этикет и разновидности нормативной деятельности (правовой,религиозной, экономической и другой).

Духовная культура– это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышленияиндивидов, а также непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальнымзнаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, какмораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Наука – этосистема сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективноистинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные,антропологические, технические, обществознание и естествознание.

Гуманитарныенауки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. Кним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения,поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группыили человечества каких-либо предметных действий.

Антропологическиенауки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных иобщественных свойств. Они включают в себя такие науки, как физическаяантропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология,медицина (300 специальностей), криминология и т.д.

Техническиенауки – это система знаний и деятельности по практическому использованиюзаконов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы испецифику создания и функционирования сложных технических устройств,используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществознание– это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося вдеятельности людей. Оно изучает специфику макро- и микрообъединений общностилюдей (социология, демография, этнография, история и др.).

Анализприведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи междуэлементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Известно также определениекультуры как особого, жизненно важного явления общества – его подсистемы. Культурапредставляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремленийчленов общества – это нормативная система общества. Ее особенности определяютхарактерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху.
Цельность христианского мировоззрения в условиях многообразия культурных связейобусловлена его абсолютными ориентирами.

В основехристианского мировоззрения лежит знание о разумном устройстве окружающего мираТворцом и его познаваемости в тех рамках, которые необходимы для обеспеченияполной физической, эмоциональной и духовной жизни человека, являющегося особымБожьим творением. Христианское мировоззрение связано с представлением онеобходимости познания, его возможности и ценности знания, поскольку, изучаятворение, мы познаем Творца.

Основойизучения окружающего мира учеными с любым мировоззрением является принципсистемного подхода.


3. Религия в системедуховной культуры

Роль религии в истории человечества, в целомвесьма значи­тельная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два век­торавлияния религии на общественное развитие: религия в каче­ствестабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

Анализ роли религии в системе культурыдолжен произво­диться с учетом следующих факторов:

· влияние религии может осуществляться только в опосре­дованномвиде (через деятельность религиозных индиви­дов, групп, сообществ);

· характер и степень воздействия различны для той или иной религии, для той или инойисторической эпохи.

Статус религии на различных этапах развитияобщества:

· религиозное сознание „является доминирующим, происхо­дитсращение религиозной и этнической общности. Рели­гиозные институты наделенысветской властью;

· религиозное сознание существует наряду со светским, про­исходитвыделение и дифференциация других сфер и ин­ститутов общественной жизни;

· религиозное сознание отодвинуто на второй план; этниче­скаяобщность уже не совпадает с религиозной; осуществля­етсяи закрепляется разделение светской и духовной властей.

Культура Беларуси не быламонолитной; в ней содержались различные мировоззренческие тенденции,обусловленные уровнем социального и духовного развития общества, различиемпотребностей разных социальных слоев в тех или иных формах культурнойдеятельности. В течение длительного периода в Беларуси господствоваларелигиозная культура – совокупность форм, проявлений, элементов духовнойдеятельности (искусства, литературы, архитектуры, публицистики, права, морали,философии и пр.), функционирующих в рамках религиозного мировоззрения ивыполняющих задачу религиозного проповедничества. Специфически религиознойявляется сакральная культура – священные книги, вероучение, таинства, обряды, атакже предметы, здания, входящие в сферу религиозного культа. Это стержень,ядро религиозной культуры.

Под светской культуройкак правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко –внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру,освободившуюся от религиозного влияния. Эти определения в принципе можнопринять, имея в виду, что в светской культуре можно выделить по крайней меретри направления: безразличная к религии культура, претендующая на автономное внерелигиозноеразвитие; вольнодумная культура, направленная на критику религии и ееинститутов; продукты светской культуры, содержащие религиозно-мистическиенастроения и идеи. Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос осоотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматриваяего в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру,придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религиюи культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религиюкак «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

В действительности междуавтономной светской культурой и культурой сакральной, церковной, существуетмножество переходных форм, которые иногда трудно идентифицировать с религиознойили светской культурой. Использование религиозных сюжетов в культурномтворчестве далеко не всегда свидетельствует о религиозном характере последнего:внерелигиозная культура в течение долгого времени может сохранять традиционныерелигиозные термины и образы, наполняя их светским содержанием. Т.е., светскоеосмысление мира может осуществляться в старой знаковой системе, будучи при этоминдифферентным или критичным по отношению к религии (так, библейские,коранические и древние мифологические образы использовались А.С.Пушкиным каксредства художественной выразительности). Надо иметь также в виду, что некоторыепредставители духовенства при анализе тех или иных проблем (в том числе религиозногохарактера) использовали объективные, научные методы исследования.

В Беларуси, как и вдругих странах, уже в древности обнаруживается наличие двух сфер культуры –религиозной и светской. Праславянские племена наряду со сложной системойполитеистических верований обладали рациональными знаниями о природе, навыкамив строительном деле, в ремеслах, в изготовлении орудий труда, металлическихукрашений, в военном искусстве и т.д., что фиксировалось в развивающемся языке.Введение христианства в его православной форме на Руси было связано сразрушением дохристианской – «языческой» культуры, как религиозной, так имирской. Отдельные элементы «языческой» религии были ассимилированы христианством.В рамках православной культуры на протяжении веков создавались великолепныездания храмов, одно из достояний мирового изобразительного искусства - иконопись, самобытная агиографическая литература, учебные заведения, дающие религиозноеобразование и воспитание. Привлекались лучшие строители, зодчие, ремесленники, художники,знатоки церковной литературы. Деятельность творцов религиозной культурыограничивалась церковными канонами, которые, впрочем, не всегда имисоблюдались. Догматизация языка, понятий и образов, связанная с особенностямимонотеистических религий (христианства, ислама, иудаизма), несколькосдерживала создание новых фор культуры, более глубоко и всесторонне отражающихмир.

Элементы светской ирелигиозной культуры содержались в народном творчестве. Народная религиозностьотразилась в духовных стихах, легендах (напр., в духовных стихах «Про Христамилостива», «Никола-святитель», «Про Марию Египетскую»), устных поверьях,пословицах (напр., «Жить – Богу служить», «От Бога отказаться – к сатанепристать», «Ум - в смирении»). Существовал и богатый внерелигиозный фольклор,содержавший социальные и антиклерикальные мотивы (напр., в пословицах типа«Хвали рожь в стогу, а барина в гробу», «Нам паны на горе даны», «Мир нечестив,а им сыт монастырь благочестив»). Народная мирская культура воплощалась также вскоморошестве, в исторических песнях, в былинном эпосе, где поэтизировалсякрестьянский труд, отражались представления о народной этике, воспитываласьвоинская доблесть, служение Родине.


Заключение

· Духовная культура– это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения,нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи,традиции, язык.

· Духовная культуравозникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоениядействительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм:морали, искусстве, религии, философии, науке.

· Истиннаядуховность есть “триединство истины, добра и красоты».

· Наука и правоявляются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимноевлияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культурычеловечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наукавключена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определениясистемы культуры и ее элементов.

· Наука – этосистема сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективноистинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные,антропологические, технические, обществознание и естествознание.

· Роль религии в истории человечества, в целом весьма значи­тельная,не может быть оценена однозначно. Выделяются два век­тора влияния религии наобщественное развитие: религия в каче­стве стабилизирующего фактораи религия как фактор перемен.

· Под светскойкультурой как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру,нередко – внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий,культуру, освободившуюся от религиозного влияния.

· Религиозныекультурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры ирелигиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии икультуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смыслпродуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разнымипланами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как«закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.


Список литературы:

1. Бердяев Н.А.Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Бердяев Н.А. Оназначении человека. - М: Республика, 1993. – 458с.

2. Рогалевич Н.Религиоведение. – Мн.: Новое знание, 2005. – 207 с.

3. Пархоменко И.Т.,Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001. – 368 с.

4. Федотова В.Г.Практическое и духовное освоение действительности. - М: Наука, 1992. – 384с.

5. Франкл В. Человекв поисках смысла. - М: Прогресс, 1990. – 486с.

6. Шелер М.Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис,1994. – 394с.

Духовная культура: определение, структура, разновидности.
План.


    Введение.

    Духовная культура – определение.

    Духовная культура – структура.

    Разновидности духовной культуры.


      Миф.

      Искусство.

      Философия.

      Идеология.

      Нравственность.

    Вывод.

1. ВВЕДЕНИЕ
Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние куль­туры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей , результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных внеземных цивилизаций.

Культура – (лат) возделывание, воспитание, образования, развитие.

Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представлений в продуктах материального и духовного труда в, системе социальных норм и учреждений, в системе духовных ценностях, в совокупности отношение людей природе между собой и к самим себе.

В широком смысле слова культура – совокупность проявлений жизни, достижений творчества народа или групп народов.

В узком смысле слова культура – облагораживания телесных, душевных склонностей и способностей человека.

Культура – обработка, оформление, одухотворение, облагораживания людьми других и самих себя. Это оформление, имеющее ценностный смысл. Культура начинается там, где содержание обретает совершенную форму.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на:
- производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
- воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

2. Духовная культура – определение.
Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

Духовное производство - деятельность общества по производству , сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре. Духовное развитие - процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры: гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания: морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса.

Понятие духовной культуры:
- содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
- показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
- теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
- этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
- эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.
3. Духовная культура – структура.
Духовная культура общества включает:

Воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

Народную художественную культуру;

Искусство как профессиональный вид художественного творчества;

Эстетическую культуру;

Культуру научной жизни;

Культуру образования;

Культуру воспитания;

Культуру свободы совести;

Культуру нравственно-духовной жизни;

Информационную культуру.
4. Разновидности духовной культуры.
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей "специализированной" смысловой и символической системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых по-своему выражается суть человеческого бытия

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой

В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

4.1. Миф

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том , что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

4.2. Религия

Религия , как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии , но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому - сплочение и связь главные ее регуляторы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует прежде всего через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных и небесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей

Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, то есть освобождения культуры из-под влияния религии.

4.3. Искусство

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности , преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные, так и иррациональные мотивы, и стимулы к выбору в поведении человека

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

4.4. Философия

Рассуждая о духовных составляющих культуры, нельзя не упомянуть философию. Философия стремиться выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как "любовь к мудрости"). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

4.5. Наука

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни

Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний

Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. "Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон

Но для каких целей и с каким умыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура

Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неоднозначны. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер , а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек. Наука, будучи мощным средством рационализации человеческого труда, может с успехом "роботизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития. Стремясь контролировать содержание образования, наука косвенно контролирует систему человеческих ориентиров, что ведет в дальнейшем к созданию условий для формирования одномерного человека, то есть узкого и глубокого специалиста

Познание, будучи жизненно важной потребностью человека, приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная социальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедеятельности человека, то есть задача повышения эффективности, постольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прогресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому поводу: это идея прогресса превращает каждое поколение, каждого человека, каждую эпоху в истории человечества в средство и орудие достижения некой "окончательной цели"

Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных и техноциализированных форм бытия человека. В определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технофицированные формы бытия человека противостоят внутренним началам духовной сущности человека. Эти начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура - это скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время как науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только разума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальными результатами прогресса.

Современная история человечества без науки не представима. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и, таким образом, связывает их в целостное образование. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это она изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Но это ведет к тому, что вытесняются ценности субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные компоненты культуры , без них нет реального человека. Культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наука более отчуждена, она более условна. Ценность научного знания пропорциональна его полезности, но это по существу, технократическая характеристика. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями, но это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизирующая сила, а культура - как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. В культуре XX века борьба здесь идет с нарастанием, и неясно как разрешится эта ситуация. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Скорее всего противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешится до тех пор в истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай самого себя!" Наукоемкость культуры возрастает и это показатель прогресса человеческой истории. Но "гуманность" тоже должна расти, ибо это показатель человечности исторического прогресса. Только синтез того и другого дает надежду, что будет построена гуманистическая цивилизация.

4.6. Идеология

До недавнего времени особое внимание уделялось еще одному компоненту духовной культуры - идеологии . Впервые наиболее развернуто проблему идеологии поставили и разрешили немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. В "Немецкой идеологии" и других произведениях они используют категорию "идеология" в соответствии с той традицией, которая сложилась в конце XVIII-XIX веках, когда этот термин употреблялся в негативном значении, характеризуя "чуждые действительности мечтания" и "ложное сознание". Но К. Маркс и Ф. Энгельс привносят в анализ идеологии социальные характеристики. Они рассматривают идеологию как сложное социальное образование, которое формируется и функционирует в рамках надстроечных систем. Идеология определяется как функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы

Следовательно, идеология представляет собой самосознание социального субъекта: социальных групп, национальных и иных общностей, класса. Только в идеологии специфические интересы социальных групп, классов и общностей находят свое осознание, обоснование и систематизированное выражение. Следует также иметь в виду, что те или иные формы общественного сознания принимают идеологический характер только в рамках определенных социальных институтов и представляющих их социальных организаций: государства, политических партий, церкви, корпоративных объединений и т.д. Следует отметить, что противоположную тенденцию выражает гуманизм. В качестве примера идеологического направления - можно привести метод социалистического реализма - это определенный художественный канон. Но этот канон носит ярко выраженный идеологический характер. В характеристике этого метода содержатся сформулированные идеологические установки на процесс художественного творчества, а также предъявляемые к этому творчеству определенные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализма выступал как догматический и потому, что трактовался как единственно верный, закрывающий возможности проявления всех остальных творческих методов

Таким образом, нельзя рассматривать идеологию только как отдельную составляющую культуры - это скорее всего больше своеобразная надстройка над самой духовной культурой, так как она пронизывает все области духовной культуры.

4.7. Нравственность.

Нравственность возникает после того , как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливается с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг, стыд, честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

Возможно мною было уделено черезмерное внимание духовной составляющей культуры, в ущерб материальной, как известно, согласно марксистско-ленинской философии именно бытие определяет сознание, и этот факт, как правило, актуален, но не стоит забывать и многовековую мудрость: "Вначале было слово...". Поэтому по-моему именно духовная составляющая является основополагающим приводным механизмом развития культуры и общества.

5. ВЫВОД

Духовная культура - важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества, - несомненно, имеет приоритетную значимость, так как удовлетворение высоких духовных запросов человечества - миссия гораздо более возвышенная и существенная.

Литература.

1. Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18,стр 507-510.

2. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 – 676 стр.

3. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов, под ред. проф. А.Н. Марковой, - М.: ЮНИТИ, 2000 – 600 стр.

4. Культурология: учебное пособие, под ред. А.А. Радугин, - М.: Центр, 2000 – 352стр.

5. Симичев Д.А. Культурология: учебное пособие для вузов, - М.: «Приор», 1998 – 352 стр.

6. Культурология. под ред. Драча Г.Н. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 – 576 стр.

Духовная культура

Духовная культура

1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность

2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.).

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "Духовная культура" в других словарях:

    Это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно историческому единству или человечеству в целом. Понятие «духовной культуры» восходит к историко философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного … Википедия

    Духовная культура - способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей. В процессе восприятия этих ценностей происходит их усвоение, то есть нравственное саморазвитие человека... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N… … Официальная терминология

    Духовная культура - это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. Духовная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Духовная культура - Часть общей культуры человека, определяющая уровень развития и саморегуляции зрелой личности, в котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие общечеловеческие ценности. Д. к. включает такие компоненты … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - – (1) Область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, т.е. ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). (2) Совокупность продуктов… … Терминологический ювенологический словарь

    «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» - [болг. «Духовна култура»], ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ). 1 й номер вышел в свет в июне 1920 г. как бесплатное ежеквартальное приложение к газ. «Церковный вестник». С 1928 г. «Д. к.»… … Православная энциклопедия

    Духовная культура Китая самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 620 учётно издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных… … Википедия

    Эта страница информационный список. «Традиционная духовная культура славян» русскоязычная научная книжная серия издательства «Индрик», в которой … Википедия

    - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

Книги

  • Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Том 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование , . Пятый том Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование энциклопедии Духовная культура Китая отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало…
  • Духовная культура Китая. Энциклопедия. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. Том 5 , . Пятый том "Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование" энциклопедии" Духовная культура Китая" отличается наибольшей новизной, так как в России до сих пор отсутствовало…

Подробное решение параграф § 10 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?

Духовная культура – это сфера производства и потребления духовных ценностей. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.

2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».

К основным духовным ценностям относятся: мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром; нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов - принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм; эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии; религиозные ценности, религиозные учения включают в себя определённые заповеданные (запреты) и санкционированные основные нравственные ценности и требования.

Социальные институты культуры - учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор - ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Элитарная, или высокая, культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись П. Пикассо или музыка А. Шнитке, трудна для понимания неподготовленным человеком. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растёт, круг потребителей высокой культуры расширяется. К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления - середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества; подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности некоторых социальных групп. К субкультурам современности можем отнести – молодёжную субкультуру (эмо, готы), субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, криминальную субкультуру.

5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

В современном обществе с одной стороны просматривается взаимное проникновение различных культур, которое способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой стороны - развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

ЗАДАНИЯ

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

В первобытном обществе действительно была духовная культура, но не богатая, а более примитивная, т.к. в первобытном обществе существовали традиции, религия, законы и т.д., которые зафиксированы в материальных источниках, найденных во время археологических раскопок.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

Картина мира - это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе. Исходя из этого, картина мира жителя древних Афин была сосредоточена на преклонении богам. У древних афинян существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь - храм Афины-Девы, Парфенон.

Немного иная была картина мира средневекового человека. Сама категория земной жизни носило оценочный характер и противостояла жизни небесной. В связи с этим земля как географическое понятие одновременно воспринималась как место земной жизни и входило в оппозицию «земля-небо», поэтому носило религиозно-моральный характер. Эти же представления переносились на географические понятия вообще: одни земли воспринимались как праведные, другие как грешные, а перемещение в географическом пространстве становится передвижением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, в котором верхняя ступень находится на небе, а нижняя в аду (например, эта особенность определила композицию «Божественной комедии» Данте).

Важную роль играли оппозиции «свое - чужое» и воспринимались как вариант противопоставления «праведное - грешное», «хорошее - плохое».

Земля представлялась плоской в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и окруженного океаном, ее край, который терялся во мраке, был населен чудными племенами - одноногими людьми, людьми-волками. В этом плоском, круглом, окруженном всякими ужасами мире есть центр - Иерусалим.

Объективный мир был разделен на три области. В одной из них царил ислам - царство зла. Другая область - Византия, в ней господствовало полу зло, этот христианский мир вызывал недоверие и был чужым. Третья область - сам Запад, латинский, христианский мир, мечтавший о Золотом веке и об империи.

Вселенная представляла собой систему концентрических сфер. Так, например, согласно «Светильнику» Гонория Августодунского небо разделялось на три части: телесное небо, которое мы видим; духовное небо, где обитают духовные ангелы, и интеллектуальное небо, где блаженные созерцают лик Святой Троицы.

Себя самого средневековый человек воспринимал как «малый мир» - микрокосм, который был соотнесен с макрокосмом, ощущая свое внутреннее родство с ним.

Средневековое время, прежде всего, было религиозным и церковным временем. Религиозным, т. к. год представлялся как год литургический, который воспринимался как последовательность событий из истории Христа. Он разворачивался от Рождества до Троицы и был наполнен событиями из жизни святых. Церковным оно было и потому, что только духовенство могло его измерять колокольным звоном, и было его «хозяином».

Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить - означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение. Символично было все.

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

Закон преемственности в развитии культуры является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д.

Преемственность - основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.

Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предыдущих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Закон преемственности культуры можно рассмотреть на таком примере как празднование Нового года или Рождества. На протяжении многих лет этим праздникам люди уделяют огромное внимание.

4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.

Функции культуры

Познавательная: Целостное представление о народе, стране, эпохе

Оценочная: Отбор ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная): Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности

Информативная: Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Коммуникативная: Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности

Социализация: Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию

Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).