Испытание давлением наружной теплотрассы. Эксплуатация тепловых сетей

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ И ГЕРМЕТИЧНОСТЬ НАРУЖНЫХ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проекта производства работ (ППР) строительными подразделениями и является его составной частью согласно МДС 12-81.2007 .

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по испытанию на прочность и герметичность наружных тепловых сетей, определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приёмке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются:

- типовые чертежи;

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по испытанию на прочность и герметичность наружных тепловых сетей с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по испытанию на прочность и герметичность наружных тепловых сетей.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объёма выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по испытанию на прочность и герметичность наружных тепловых сетей с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и материалов, способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

Общая длина трубопровода

- =1000 м.

Испытательное давление Р=1,25Р

- Р =1,6 МПа.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по испытанию на прочность и герметичность наружных тепловых сетей.

2.2. Работы по испытанию на прочность и герметичность наружных тепловых сетей выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, выполняемых при испытании на прочность и герметичность наружных тепловых сетей, входят:

- подготовка рабочей плети к предварительному испытанию;

- обвязка наполнительного и опрессовочного агрегатов и испытание их;

- наполнение водой участка трубопровода, подлежащего испытанию;

- подъем давления до испытательного;

- испытание рабочей плети на прочность;

- проверка рабочей плети на герметичность;

- переключение запорной арматуры;

- контроль давления и температуры воды;

- окончательные (приёмочные) испытания трубопровода.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: самовсасывающий центробежный насос С-245 "Андижанец" предназначен для перекачивания воды производительность 100 м/час, высота самовсасывания h=5,0 м, мощность дизельного двигателя Т-62-1 N=13 л.с, габаритные размеры 1800х930х1225 мм, вес Р=800 кг, диаметр всасывающего и напорного рукавов 100 мм; передвижной дизельный компрессор Atlas Copco XAS 97 (Р=7 бар производительность 5,3 м/мин).

Рис.1. Самовсасывающий насос С-245

Рис.2. Компрессор Atlas Copco XAS 97

2.5. Для испытания на прочность и герметичность наружных тепловых сетей в качестве основных материалов используются: стальные трубы с изоляцией из битумоперлита диаметром до 426 мм по ГОСТ 3262-75 *); электроды покрытые металлический для ручной дуговой сварки тип Э42 отвечающие требованиям ГОСТ 9467-75 *.

2.6. Работы по предварительному испытанию на прочность и герметичность наружных тепловых сетей следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011. "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция" ;

- СНиП 41-02-2003 Тепловые сети;

- СНиП 41-03-2003 . Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов;

- СНиП 3.05.03-85 . Тепловые сети;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011 . Организация строительного производства. Общие положения;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 . Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по предварительному испытанию на прочность и герметичность наружных тепловых сетей необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- разработать РТК или ППР на испытание тепловых сетей;

- назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

- подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;

- обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- подготовить места для складирования строительных материалов, изделий и конструкций;

- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства работ;

- опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ (п.4.1.3.2 РД 08-296-99).

3.4. Общие указания

3.4.1. Гидравлические испытания

3.4.1.1. Гидравлические испытания трубопроводов следует выполнять с соблюдением следующих основных требований:

- испытательное давление должно быть обеспечено в верхней точке (отметке) трубопроводов;

- температура воды при испытаниях должна быть не ниже 5°С;

- при отрицательной температуре наружного воздуха трубопровод необходимо заполнить водой с температурой не выше 70°С и обеспечить возможность заполнения и опорожнения его в течение 1 ч;

- при постепенном заполнении водой из трубопроводов должен быть полностью удален воздух через воздухоспускные краны;

- в трубопроводе устанавливается пробное давление, равное рабочему, и выдерживается в течение времени, необходимого для осмотра стыков, но не менее 10 мин и затем снижено до рабочего;

- при рабочем давлении должен быть произведен осмотр трубопровода по всей его длине;

- если во время испытания пробным давлением не будет обнаружено каких-либо дефектов или утечки, оно доводится до испытательного (1,25Р) и выдерживается в течение времени, необходимого для тщательного осмотра, но не менее чем 10 мин.

3.4.1.2. Результаты гидравлических испытаний трубопровода на прочность и герметичность считаются удовлетворительными, если во время их проведения:

- не произошло падения давления;

- не обнаружены признаки разрыва, течи или запотевания в сварных швах, а также течи в основном металле, фланцевых соединениях, арматуре и других элементах трубопроводов;

- отсутствуют признаки сдвига или деформаций трубопровода и неподвижных опор.

3.4.1.3. Дефекты трубопровода следует устранять после снижения давления до атмосферного.

3.4.1.4. Технология исправления дефектов и порядок контроля должны быть определены в Рабочей технологической карте.

3.4.2. Пневматические испытания

3.4.2.1. Пневматические испытания следует производить для стальных трубопроводов с рабочим давлением не выше 1,6 МПа (16 кгс/см) и температурой до 250°С, монтируемых из труб и деталей, испытанных на прочность и герметичность (плотность) заводами-изготовителями в соответствии с ГОСТ 3845-75 * (при этом заводское испытательное давление для труб, арматурного оборудования и других изделий и деталей трубопроводов должно быть на 20% выше испытательного давления, принятого для смонтированного трубопровода).

3.4.2.2. Установка чугунной арматуры (кроме вентилей из ковкого чугуна) на время испытаний не допускается.

3.4.2.3. Пневматическое испытание проводят в такой последовательности:

- очищают и продувают трубопровод;

- устанавливают заглушки и манометры;

- присоединяют к трубопроводу компрессор;

- плавно со скоростью не более 0,3 МПа (3 кгс/см) в 1 час заполняют трубопровод воздухом;

- при величине давления, равной 0,3 испытательного, но не более 0,3 МПа (3 кгс/см), визуально осматривают трассу [вход в охранную (опасную) зону, но без спуска в траншею]. На период осмотра трассы подъем давления должен быть прекращен;

- при достижении величины испытательного давления трубопровод выдерживается для выравнивания температуры по длине трубопровода;

- после выравнивания температуры воздуха испытательное давление выдерживается в течение 30 мин - собственно испытание;

Гидравлическое испытание трубопроводов тепловых сетей (опрессовка) производится водой с температурой не ниже + 5° С. Трубопроводы и их детали должны подвергаться гидравлическому испытанию пробным давлением, равным 1,25 рабочего давления, но не меньше 1,57 МПа (16 кгс/см 2) для подающих труб и 1,18 МПа (12 кгс/см 2) для обратных.

По Правилам технической эксплуатации (ПТЭ) тепловых сетей и тепловых пунктов МЖКХ РСФСР водяные тепловые сети от котельных, оборудованных чугунными котлами, испытываются давлением, равным 1,25 рабочего давления в подающем коллекторе, но не менее 0,59 МПа (6 кгс/см 2). Давление должно измеряться по двум проверенным манометрам класса точности не ниже 1,5.

Гидравлические испытания тепловых сетей при канальной и бесканальной прокладках производятся за два этапа (предварительный и окончательный). Предварительное испытание делается на небольших участках — до 1 км, окончательное — при выполнении всех строительно-монтажных работ. То и другое производится после установки на место и приварки подвижных опор, монтажа и засыпки неподвижных опор, но до покрытия труб и фасонных частей тепловой изоляцией. При монтаже трубопроводов из бесшовных труб гидравлическое испытание трубопроводов может производиться и после изолирования труб, но при условии, чтобы сварные стыки были свободны от изоляции, не покрыты гидроизоляцией и находились в местах, доступных для осмотра.

Если во время испытаний пробным давлением не будет обнаружено падения давления, давление в испытуемом участке трубопровода снижается до рабочего и при этом давлении сварные стыки простукиваются молотком с закругленным бойком массой не более 1,5 кг при длине ручки не более 500 мм; удары должны наноситься на расстоянии не менее 150 мм от сварного шва с обеих сторон. Результаты испытаний считаются удовлетворительными, если во время их проведения не понизилось давление, а в сварных швах труб не были обнаружены признаки разрыва, течи или потения.

Спуск воды после испытаний или обнаружения дефектов должен производиться немедленно с окончательной продувкой воздухом опорожненных теплопроводов, причем следует проверить, не осталась ли вода в нижних точках трубопровода.

Гидравлическое испытание отдельных труб производится по ГОСТ 3845—75. Для гидравлических испытаний труб небольших диаметров и протяженности участков используются ручные гидравлические насосы, а для больших диаметров применяются поршневые насосы с механическим и электрическим приводом.

Пневматические испытания трубопроводов. Согласно СНиП III-30-74, испытание трубопроводов на прочность и герметичность взамен гидравлического может производиться пневматическим способом по усмотрению строящей организации (предприятия тепловых сетей) при затруднении проведения гидравлического испытания (зимнее время, отсутствие воды на месте испытания и др.). Пневматические испытания должны выполняться в соответствии с правилами СП 298-65 Госстроя СССР. По правилам пневматическое испытание трубопроводов тепловых сетей с температурой теплоносителя выше 120° С, паропроводов с давлением выше 0,098 МПа (1 кгс/см 2) должно производиться пробным давлением, равным рабочему с коэффициентом 1,25, но не менее 1,57 МПа (16 кгс/см 2) для подающих и 0,98 МПа (10 кгс/см 2) для обратных трубопроводов.

Учитывая, что в монтажных условиях создать такое испытательное давление практически невозможно, а также то, что при таком большом испытательном давлении воздухом создавалась бы большая опасность для персонала, а в городских условиях и для населения, замены гидравлического испытания пневматическим следует по возможности избегать. При отсутствии воды допускается производить предварительное испытание трубопроводов воздухом давлением 0,59 МПа (6 кгс/см 2). Под этим давлением трубопровод выдерживается в течение 30 мин, затем давление снижается до 0,29 МПа (3 кгс/см 2) и трубопроводы осматриваются. Утечка воздуха выявляется путем обмыливания стыков, по звуку, одоризацией или задымлением воздуха в трубопроводе. После предварительного пневматического испытания окончательное испытание производится гидравлическим способом.

Испытания тепловых сетей бывают пусковые и эксплуатационные. Пусковые испытания проводят после сооружения новых сетей или капитального ремонта. Предназначены они для определения годности сооружения к эксплуатации. В процессе эксплуатации в трубах и оборудовании накапливается шлам, трубопроводы корродируют, защитные свойства тепловой изоляции изменяются. Допустимое изменение различных характеристик сооружения периодически проверяется эксплуатационными испытаниями. Пусковые и эксплуатационные испытания разделяются на опрессовку, гидравлические и тепловые испытания и испытания на максимальную температуру теплоносителя.

Опрессовка предназначена для определения плотности и механической прочности трубопроводов, арматуры и оборудования. Пусковая опрессовка бесканальных сетей и в непроходных каналах проводится в два этапа: предварительно и окончательно. Предварительная опрессовка выполняется по мере окончания работ короткими участками до установки на трубопроводах сальниковых компенсаторов, задвижек и до закрытия каналов или засыпки траншей. Целью опрессовки является проверка прочности сварки под пробным избыточным давлением 1,6 МПа в течение времени, необходимого для осмотра и простукивания стыков. Обстукивание ведется молотками массой 1,5 кг на ручке длиной 500 мм, удары наносятся по обеим сторонам шва на расстоянии от стыка примерно 150 мм.

Окончательная опрессовка делается после завершения всех работ и установки на трубопроводах всех элементов оборудования, но до наложения тепловой изоляции. При монтаже сетей из бесшовных труб допускается тепловая изоляции до испытания, но с оставлением сварных стыков свободными от изоляции. Избыточное давление опрессовки доводится до 1,25 Р раб (Р раб – рабочее давление), но не менее 1,6 МПа в подающих трубопроводах и 1,2 МПа в обратных трубопроводах. Длительность опрессовки определяется временем, необходимым для осмотра сетей.

Опрессовку оборудования подстанций, тепловых пунктов совместно с местными системами производят в два приема. Отключенные от сетей оборудование и трубопроводы заполняются водой из городского водопровода, необходимое давление испытания создается напором опрессовочных насосов с ручным или механическим приводом. Вначале в системе нагнетается рабочее давление для проверки плотности сварных и фланцевых соединений оборудования, арматуры и трубопроводов. Затем избыточное давление доводится до 1,25 от рабочего, но не ниже норм, установленных для каждого вида оборудования, необходимого для проверки прочности. Продолжительность испытания тепловых пунктов и отходящих от них трубопроводов принимается не менее 10 мин.


Результаты испытания сетей и тепловых пунктов на каждом этапе считаются удовлетворительными, если во время их проведения не обнаруживается падение давления свыше установленных пределов, а в сварных швах, в фланцевых соединениях и арматуре отсутствуют разрывы, течи воды и запотевания. При обнаружении разрывов и других повреждений вода сливается (из сетей за время не более 1 ч); дефектные швы вырубаются и перевариваются; неплотности устраняются затяжкой болтов, сменой набивки. После чего опрессовку повторяют. Действующие тепловые сети опрессовываются ежегодно в конце отопительного сезона для выявления дефектов и после выполнения капитального ремонта.

Гидравлические испытания предназначены для определения фактических гидравлических характеристик новой сети и оборудования пунктов или изменения этих характеристик в процессе эксплуатации. При гидравлических испытаниях одновременно измеряют давление, расход и температуру теплоносителя в характерных точках (места изменения диаметров, расходов воды, сетевые перемычки) сети. В контрольных точках устанавливают образцовые манометры, ртутные термометры с ценой деления 1°С и нормальные измерительные диафрагмы. Испытания проводят при отключенных тепловых пунктах на максимальных и сокращенных до 80% от максимальных расходах воды. Циркуляция воды в сетях и ответвлениях обеспечивается включением концевых перемычек.

Потери давления на исследуемых участках подающих и обратных трубопроводов рассчитывают по формуле:

где P 1 , P 2 – показания манометров в начале и конце участка, Па;

z 1 , z 2 – геодезические отметки в точках расположения манометров, м;

– плотность теплоносителя при соответствующей температуре, кг/м 3 .

По данным замеров давления в подающем и обратном трубопроводах строят действительный пьезометрический график, а по расходам воды на участках определяют расчетный график давления. Сравнением устанавливают отклонения действительного и расчетного пьезометрических графиков.

Тепловые испытания проводят с целью определения фактических потерь теплоты в сетях и сопоставления их с расчетными и нормативными значениями. Необходимость тепловых испытаний диктуется естественным разрушением тепловой изоляции, замены ее на отдельных участках, а также изменениями конструкций. Испытания проводят в конце отопительного сезона, когда вся конструкция теплопровода и прилегающий грунт прогреты достаточно равномерно. Перед испытаниями восстанавливают разрушенную изоляцию, осушают камеры и каналы, проверяют работу дренажных устройств, тепловые пункты потребителей отключают, циркуляцию воды производят через перемычки.

Во время испытаний замеряют расходы и температуры теплоносителя в начале и конце исследуемого участка подающего и обратного трубопроводов. Устанавливают устойчивый режим циркуляции, при котором снимают несколько показаний через 10 мин.

Фактические удельные потери теплоты определяют по формулам

; (14.3)

, (14.4)

где q ф1 , q ф2 – фактические удельные потери теплоты в подающем и обратном трубопроводах, кВт/м; G 1 , G п –. усредненные расходы сетевой воды соответственно в подающем трубопроводе и подпиточной воды, кг/ч; τ 11 , τ 12 – усредненные температуры воды в начале и конце подающего трубопровода, °С; τ 21 , τ 22 – то же, обратного трубопровода; l – длина участка, м.

Сравнением фактических теплопотерь с расчетными устанавливают качество изоляции. Для сопоставления с нормативными потерями фактические теплопотери пересчитывают по среднегодовым температурам воды в подающем и обратном трубопроводах и среднегодовой температуре окружающей среды. Тепловые потери паропроводов определяют по изменению энтальпии, влажности пара и количеству выпадающего конденсата. Тепловые и гидравлические испытания сетей проводят через 3 – 4 года.

Испытания на максимальную температуру теплоносителя проводят с целью контроля надежности конструкции, работы компенсаторов, смещения опор, для определения действительных напряжений и деформаций наиболее нагруженных элементов сети. Испытания проводят раз в два года в конце отопительного сезона при отключенных потребителях с циркуляцией теплоносителя через концевые перемычки.

В период испытания температура теплоносителя повышается со скоростью 30°С в час, в концевых точках сети максимальная температура выдерживается не менее 30 мин.

По мере разогрева трубопроводов через определенные интервалы времени замеряют перемещения фиксированных точек на трубах, плеч П-образных и стаканов сальниковых компенсаторов. Фактические перемещения элементов сети сравнивают с расчетными и по ним устанавливают действительные напряжения в характерных точках. Если разность расчетных и фактических удлинений трубопроводов превышает 25% расчетного удлинения, то должны быть предприняты поиски мест защемления труб, просадки или сдвига неподвижных опор и других причин, вызвавших это различие.

Перед тем как подавать тепло, еще перед началом отопительного сезона необходимо провести гидравлические испытания сетей. Делается это с использованием пробного давления, приравниваемого к 1,25 рабочего давления.

По инструкции, действующей в 2016 году, испытательные процессы подразумевают проверку состояния и деятельности бесканальных и непроводных каналов дважды – во время обустройства и непосредственно перед подачей тепла. Что касается трубопроводов, расположенных в проходных каналах, технических помещениях и подвалах, каналах, размещающихся на поверхности земли, перекрытие которых не требует работ по раскопкам, – достаточно единоразовой и окончательной проверки.

Зачем нужен трубопровод

Трубопроводы существует для доставки жидких, газообразных и твердых веществ. В соответствии с этим различают технологические, канализационные, тепло-, водо- и газопроводы системы, помогающие обеспечить население всем необходимых для нормальной жизнедеятельности. Особенного внимания заслуживают магистрали, идущие из городских квартир к очистным сооружениям, позволяющим быстро и по технологии очистить воду и стоки.

Что касается тепловых сетей, налаженную систему подачи тепла в дома по достоинству оценивают россияне в осенний и зимний период времени, когда жить без отопления невозможно, самые суровые климатические условия отмечаются на Севере России. Тепловой пар и обогрев поступает в промышленные помещения, квартиры и общественные учреждения, а трубы проходят снаружи или под землей.

Но прежде чем использовать трубопровод тепловых сетей, необходимо как следует проверить его и подготовить к дальнейшей эксплуатации. При нарушении инструкции по проверке работы тепловых сетей в магистрали уже в первый сезон использования образуется пробоина, из которой выходят пар и вода, в итоге ничего не остается, кроме как перекрыть подачу тепла.

Такое явление можно часто видеть в городах России с началом отопительного сезона. Стоит сделать вывод, что если бы гидравлические испытания проводились соответствующими коммунальными службами, как положено, жителям не пришлось бы мерзнуть и ожидать, когда в их домах снова потеплеют батареи.

Перед тем как начинать проводить гидравлические испытания, мастера наносят на стальной трубопровод антикоррозийный изолирующий материал, отличающийся особенной стойкостью к высоким температурам теплоносителя. Тепловая изоляция позволяет избежать непроизводственных потерь тепла в окружающую среду, за которые, кстати говоря, со своего кармана заплатят потребители, якобы получившие отопление.

Как подготавливается к испытаниям трубопровод тепловых сетей

Если речь идет о проверке старых сооружений, специалисты предварительно очищают магистрали:

  • паропроводы продувают паром, который сбрасывается в атмосферу;
  • в закрытые водяные сети подается под давлением вода, поступающая от компрессора (та процедура носит название промывки);
  • открытые системы подлежат гидропневматической промывке и дезинфекции в соответствии с нормами СанПиН.

После этого инициируется повторная промывка тепловых сетей, но уже не технической, а чистой питьевой водой. Сколько нужно промывать магистраль? Столько, сколько потребуется, вернее, до тех пор, пока вода не будет соответствовать санитарным нормам питьевой.

Правила проведения гидравлических испытаний

Гидравлические испытания принято проводить с учетом определенных правил, позволяющих обеспечить безопасность последующей работы тепловых сетей:

  1. Используется гидравлический метод, при этом важно соответствие наружного воздуха отрицательным температурам.
  2. Если строительные работы нужно завершить в сжатые сроки или закончить внезапно, гидравлические испытания можно заменить полной проверкой неразрушающими методами регуляции сварных швов, которые появились в результате монтажа. Все результаты операции фиксируются в паспорте.
  3. При запуске температура жидкости тепловых сетей при проведении процедуры не может быть выше 40-45 градусов по Цельсию.
  4. Заполняются трубы водой, температура которой достигает 70 градусов, не более.
  5. Допустимый период времени, когда поступает давление – 10 минут, после чего давление постепенно понижается до рабочих показателей. Когда гидравлические испытания завершены, необходимо тщательно осмотреть трубопровод на предмет механических повреждений и физических недостатков.
  6. Как менялась скорость увеличения давления, обязательно отражается в нормативно-технической документации. Зачем проводится тотальный контроль над течением операции? Связано это с огромными издержками, затрачиваемыми на гидравлические испытания, а, как известно, государство контролирует каждую потраченную копейку. Поэтому если документы отсутствуют, результаты аудиторской проверки от контролирующего органа станут для коммунальщиков неутешительными.
  7. Если выявлены дефекты тепловых сетей, по инструкции необходимо впустить воду и избавиться от дефектной трубы. Специалисты обращают внимание, что компоненты тепловых сетей нельзя «подчеканивать» или обрабатывать другими методами. Когда труба заменена на новую, снова инициируются гидравлические испытания.
  8. Окончательный этап проверки заключается в приемке тепловых сетей контролирующим сотрудником и в установке соответствующего оборудования, предусмотренного в рамках реализации проекта. Чтобы трубы не замерзли, траншею, где они находятся, необходимо засыпать землей.
  9. Еще одна важная особенность – за 1 раз нельзя проводить гидравлические испытания на участке, проверка которого занимает более 1 ч.

Документальное оформление гидравлических испытаний

Гидравлические испытания считаются успешными, если они подходят под установленные законом критерии:

  • не было падения давления;
  • не обнаружена течь;
  • нет запотевания на сварных стыках деталей;
  • дефекты отсутствуют в стальном корпусе, сальниках арматуры, на фланцевых швах и других компонентах магистрали тепловых сетей;
  • специалисты также проверяют устойчивость фиксации опор, на которых держится трубопровод.

Оформляет итог проведенной работы акт, который имеет свой образец составления. В документе указывается ответственное за проверку и безопасную эксплуатацию должностное лицо, в идеале оно должно иметь теплотехническое образование. Если у проверяющего нет специального образования, тогда его предварительно подготавливают и обучают компетентные сотрудники.

Если эксплуатация тепловых сетей прерывается

На гидравлические испытания ежегодно выделяются крупные суммы, поэтому если в процессе эксплуатации обнаруживается неисправность магистрали, у контролирующего процесс специалиста сразу возникает вопрос: какова причина?

Каждый случай отказа в исправной работе тепловых сетей расследуется и учитывается. Если в этом нет вины ответственного работника, тогда разрабатывается ряд технических предупредительных рекомендаций и мероприятий, чтобы впредь минимизировать или вовсе свести на нет аварийные ситуации.

Испытания тепловых сетей . Построенные трубопрово­ды тепловых сетей перед сдачей их в эксплуатацию испы­тывают на прочность и плотность давлением воды (гид­равлическое испытание) или воздуха (пневматическое испытание).

При испытании проверяется герметичность и плотность сварных швов, труб, фланцевых соединений, арматуры и линейного оборудования (сальниковых ком­пенсаторов, грязевиков и пр.). Теплопровод испытывают дважды: предварительно и окончательно.

При предварительном испытании прове­ряют прочность и плотность сварных швов и стенок тру­бопровода до установки арматуры и линейного оборудо­вания. Если теплопровод выполнен из труб с продоль­ным или спиральным швом, то испытание проводят до устройства на трубопроводе тепловой изоляции.

Если же теплопровод выполнен из цельнотянутых бесшовных труб, то при испытании он может быть изолированным, при этом открытыми остаются лишь сварные стыки. До предварительного испытания теплопровод нельзя закры­вать строительными конструкциями и засыпать.

Длина участка при предварительном испытании опре­деляется в зависимости от местных условий, принятой организации работ, наличия испытательных средств (гид­равлических прессов, поршневых насосов), сроков строи­тельства на отдельных участках, мощности источника воды для наполнения теплопровода, наличия средств на­полнения, рельефа местности и пр.

При окончательном испытании строитель­ство теплопровода должно быть полностью закончено в соответствии с проектом. При испытании проверяют ме­ста соединения отдельных участков (если предваритель­но теплопровод испытывался частями), сварные швы, арматуры и линейного оборудования, плотность и проч­ность фланцевых соединений, корпусов линейного обору­дования и пр.

Гидравлическое испытание выполняют в такой после­довательности : монтируют испытательную установку; очищают теплопровод изнутри от окалины, грунта и про­чих предметов; устанавливают заглушки, манометры и краны; присоединяют водопровод и пресс; наполняют трубопровод водой до заданного давления; осматрива­ют трубопровод и отмечают дефектные места; устраняют обнаруженные дефекты; проводят повторное испытание; отсоединяют водопровод и спускают воду из теплопрово­да; снимают заглушки и манометры.

Чтобы вытеснить воздух из труб, водопровод подводят к нижней точке трубопровода, открывают все воздуш­ные краны, а спускные - закрывают. Возле воздушных кранов должны находиться дежурные, которые перекры­вают их при появлении воды.

Пружинные манометры, используемые при испыта­нии, должны быть проверены и опломбированы органи­зациями Госстандарта; заглушки должны соответ­ствовать техническим требованиям. Использовать за­движки для отключения испытываемого участка от действующих сетей не разрешается.

Пробное давление выдерживают в течение 5 мин . По манометру проверяют, нет ли падения давления, после чего давление снижают до рабочего. При рабочем дав­лении трубопровод осматривают и обстукивают сварные швы молотком с рукояткой длиной не более 0,5 м. Масса молотка не должна превышать 1,5 кг. Удары наносят не по шву, а по трубе (не ближе 100 мм от шва).

Результаты испытания считают удовлетворительны­ми, если нет падения давления по манометру и не обна­ружено течи или потения стыков.

При окончательном гидравлическом испытании с установленной арматурой и оборудованием пробное дав­ление выдерживают в течение 15 мин. Затем осматрива­ют сварные и фланцевые соединения, арматуру и линей­ное оборудование и далее давление снижают до рабоче­го. Если при этом падение давления в течение 2 ч не превышает 10%, то теплопровод считается выдержавшим испытание.

В зимнее время гидравлические испытания теплопро­водов следует проводить на коротких участках, при этом для испытания необходимо использовать воду, подогре­тую до температуры 60° С. Кроме того, устанавливают опускные устройства, обеспечивающие спуск воды из труб в течение 1 ч.

Пневматическое испытание теплопроводов проводят лишь в тех случаях, когда гидравлическое испытание применить невозможно. Длину испытываемого участка принимают не более 1000 м.

Пневматическое испытание проводят в такой после­довательности : очищают и продувают трубопровод; устанавливают заглушки и манометры; присоединяют к трубопроводу компрессор; наполняют трубопровод воздухом до заданного давления; приготовляют мыль­ный раствор; осматривают трубопровод, промазывая места соединения мыльным раствором, и отмечают де­фектные места; устраняют обнаруженные дефекты; вто­рично испытывают трубопровод; отсоединяют компрес­сор и спускают воздух из трубопровода; снимают за­глушки и манометры.

Неплотности на трубопроводе определяют несколь­кими способами : по звуку просачивающегося воздуха; по пузырям, образующимся в месте утечки, когда стыки и другие сварные соединения покрыты мыльным раство­ром; по запаху, если к воздуху, подаваемому от ком­прессора в трубопровод, добавляются аммиак, этил и другие газы с резким запахом. Наиболее распространен способ с использованием мыльного раст­вора, в который входят вода -1 л и хозяйственное мы­ло - 100 г. Если при испытании температура наружного воздуха ниже 0°С, то в мыльном растворе воду частич­но (до 60%) заменяют спиртом или другой незамерза­ющей жидкостью, растворяющей мыло.

При предварительном испытании трубопровод вы­держивают под пробным давлением в течение 30 мин, затем давление снижают до 3 кгс/см2 и трубопровод ос­матривают. Если при осмотре не обнаружены утечки, дефекты в сварных швах, нарушение целостности тру­бопровода, а также пет сдвига или деформаций конст­рукций неподвижных опор, то трубопровод считается выдержавшим предварительное пневматическое испы­тание.

Выявленные при осмотре трубопровода дефекты устраняют после того, как избыточное давление в нем снизится до нуля .

При окончательном пневматическом испытании дав­ление в трубопроводе доводят до пробного и выдержи­вают в течение 30 мин. Если при этом целостность тру­бопровода не нарушается, то давление снижают до 0,5 кгс/см2 и выдерживают трубопровод при этом да­влении в течение 24 ч. Затем устанавливают давление 3000 мм вод. ст. и отмечают время начала испыта­ния и барометрическое давление.

Гидропневматическая промывка более эффективна, чем гидравлическая . В этом случае в трубопровод, се­чение которого не полностью заполнено водой, подает­ся компрессором воздух. В трубах создается турбулент­ное движение воды, что способствует хо­рошей промывке.

Трубопроводы промывают до полного осветления воды.

Промывка трубопровода . В трубопроводе после мон­тажа могут остаться различного рода загрязнения: окалина, камни, грунт и пр. Чтобы их удалить, трубо­провод следует промыть водой (гидравлическая про­мывка) или смесью воды и воздуха (гидропневматиче­ская промывка).

Теплопровод обычно промывают два раза : первая промывка черновая, вторая - чистовая.

Возможно, Вас так же заинтересует: