Можно ли назвать Челкаша романтическим героем? Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

Этот рассказ посвящен теме босячества.

Босяки - особая категория людей, которая попадает на «дно» жизни. Эти люди сами выбирают свой образ жизни - свободу, об одной истории из жизни босяка и повествует это произведе­ние (автор называет её маленькой драмой). Главные герои - Челкаш и деревенский парен Гаврила, но рассказ назван «Чел­каш», так автор выделяет босяка на фоне благополучного дере­венского парня, философия жизни свободного вора выше, чем у «жадного раба».

Противопоставление двух героев заключается в следующем: Челкаш внутренне свободен, Гаврила - раб в своей душе, он раб денег, достатка, благополучия. Это «рабство» толкает его даже на убийство - он готов на всё ради денег.

Челкаш - вор, это плохо, но он обладает широкой душой, свободным взглядом на мир. Это Гаврила думает, что Челкаш «ненужный на земле» человек. Челкаш же не судит о ненужно­сти человеческой, живет так, как умеет.

Рабское и свободное отношение к миру - вот основа их про­тивостояния.

    Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся...

    МАКСИМ ГОРЬКИЙ В РАССКАЗЕ «ЧЕЛКАШ» РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД НАМИ ДВА, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕСЬМА ПОХОЖИХ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗА. ОБРАТИМСЯ К КАЖДОМУ ИЗ НИХ И ПОПРОБУЕМ НАЙТИ, В ЧЁМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ. ГРИШКА ЧЕЛКАШ - ЗАЯДЛЫЙ ПЬЯНИЦА, ЛОВКИЙ...

    «Челкаш» - ранний рассказ Горького, один из цикла рассказов о людях из народа, которые несут в себе высокие этические качества. Основной пафос - утверждение высоких творческих возможностей человека из народа. По определению самого автора, «Челкаш» -...

    Основной чертой творчества Максима Горького является разоблачение буржуазной морали и индивидуализма. В его произведениях воспевается героический подвиг во имя свободы и счастья. Он реализовывает мысль о человеке-деятеле, борце, герое. Его произведения...

    Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеобразие личности каждого, даже самого забитого человека. Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей,...

«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.

Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.

В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».

Жанр и направление

Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:

  1. Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
  2. Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».

Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).

Композиция

Рассказ состоит из вступления и 3 глав.

  1. Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
  2. Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
  3. Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.

Конфликт

Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.

  • Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
  • Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
  • Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.

Главные герои и их характеристика

Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.

Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.

Темы

  • Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
  • Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями <…> бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
  • Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»
  • Проблемы

    • Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
    • Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.

    Смысл

    Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.

    Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

    Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Челкаш»


Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.

Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.

Развернутый портрет главного героя произведения мы видим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко подчеркивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сторожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в помощники случайного знакомого - молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломного мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.

Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила боится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной».

Г аврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от страха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.

После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаврилы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.

Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («...Тучи были неподвижны и точно дум ап и какую-то серую, скучную думу», «Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая, шипела и вздыхала»).

Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой животворящей стихии разворачивается отвратительная человеческая драма. И причиной этой трагедии становится элементарная жадность Гаврилы.

М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том, что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемнь1м, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же гот бросает в него камень, потом, очевидно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а потом и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о которой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе богобоязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед дележкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступление за двести рублей, Г аврила выражает свою готовность сделать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о человеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

О босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.

Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, - вот что характерно для горьковских бунтарей. Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.

В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе : перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.

Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой» , «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные» : всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами» , которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка, чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы» , но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа . Произведение состоит из пролога и трех глав. Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня» . Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их» .

Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка. Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу. Хотя тот до смерти пугается «дела» , участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу» , зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.

Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство» , которое очищало душу «от житейской скверны» . Пейзаж моря , данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.

Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба» , но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле. Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить. Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!... И блудить-то не умеешь!»

В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького

Он звал прекрасное мечтою...

На мир насмешливо глядел —

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.
А.С.Пушкин

Сам М.Горький говорил о своём раннем творчестве так: с одной стороны, в детстве и юности его окружала «томительно бедная, серая жизнь», которую он хотел украсить, внести в неё мечту о свободном человеке; с другой стороны, у будущего писателя «на заре туманной юности» (А.В.Кольцов) было так много тяжёлых впечатлений, что он «не мог не писать» правду о жизни, то есть не мог избежать реалистического изображения действительности, а подобное изображение неминуемо вело к обличению современного общества. Это сложное мировосприятие отразилось в ранних рассказах Горького о босяках — «бывших людях» («Бывшие люди» (1897) — название рассказа М.Горького). Именно эти герои принесли писателю громкую славу в самом начале его творческого пути.

Главный герой рассказа «Челкаш» (1894) - Гришка Челкаш, заядлый пьяница и ловкий, смелый портовый вор. Изображение босяка, который сам себя поставил вне общества, — тема этого произведения. По социальной характеристике (вор) герой принадлежит к «отбросам общества». Кажется, что в подобных людях не может сохраниться ни человеческого достоинства, ни убеждений, ни совести. Но писатель ломает привычный взгляд на босяка и показывает своего героя как яркую личность со сложным характером и собственной жизненной философией. Так представлена идея произведения.

Рассказ «Челкаш» — остросюжетная новелла, построенная на психологическом парадоксе: когда в финале портовый вор приступает к дележу денег, он, вопреки распространённому взгляду на босяков, неожиданно проявляет широту характера и душевную чуткость, а добропорядочный крестьянин-бедняк Гаврила демонстрирует отвратительную жадность и мещанскую агрессивность. Увидев в руках Челкаша пачку денег, он мгновенно забывает все христианские нравственные заповеди и готов убить своего напарника, оправдываясь тем, что этот босяк — «ненужный на земле» (III) человек, что за его смерть никто не взыщет.

Горький изображает Челкаша как романтического героя. Сначала романтическая необычность облика портового вора подчёркивается его сходством с ястребом: «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и спокойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал» (I).

Челкаш предстаёт перед читателем таинственной, романтической личностью. Во-первых, из рассказа неизвестны история его жизни и причины превращения парня из богатой крестьянской семьи, каким он видит себя в воспоминаниях (II), в портового вора. Во-вторых, Горький не даёт «историю души» (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: Предисловие к журналу Печорина) главного героя, то есть эволюцию его взглядов и убеждений. Автор показывает глубину и оригинальность характера Челкаша, но этот характер остаётся статичным, как и должно быть у романтического героя. Каким Челкаш вступает в рассказ, таким и уходит в финале по берегу моря — человеком трагической судьбы, носильным, решительным, мужественным.

Любовь Челкаша к морю свидетельствует о его романтическом душевном настрое: в бескрайнем море (экзотический пейзаж) герой чувствует абсолютную свободу, к которой стремится сам: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бескрайной, свободной и мощной» (II). Может быть, поэтому изменчивость морского пейзажа ему никогда не надоедает. Писатели-романтики любили изображать созвучие чувств героя и дикой природы, видя в этом тонкие душевные переживания, которые делали романтических героев необычными среди заурядных людей.

Рисуя своего героя, Горький исходит из убеждения: личность, конечно, формируется средой, но важнее, что «человека создаёт его сопротивление окружающей среде». Сопротивление Челкаша обществу (основная черта романтического героя) выразилось в отрицании общепринятых ценностей и норм поведения. Герой живёт, презирая все людские законы. Например, в порту знают, что он вор, и говорят ему это в глаза. Однако «правдолюбы» как-то стыдливо замалчивают, что в порту воруют все: и таможенные чиновники, и сторожа, и грузчики. Поэтому Челкаш только ухмыляется на обидные слова в свой адрес: пусть называют его как угодно, ведь никто не может поймать его с поличным. За воровскую ловкость его, «старого, травленого волка» (I), таможенный сторож Семёныч, и грузчики, и босяки уважают, а за острый язык — боятся.

Челкаш создал для себя собственную жизненную философию, в которой главной ценностью является высшая и абсолютная (то есть романтическая) свобода — от земли-собственности, от денег, от любого человеческого общества, от Бога. Этот босяк готов отказаться от нормальных бытовых условий, от всех личных привязанностей, жить впроголодь, но быть совершенно свободным. Для нею дороже всего чувство превосходства, которое он испытывает, когда проходит мимо усталых грузчиков в порту (несчастных, подневольных людей, с его точки зрения) или когда нанимает Гаврилу и ведёт его в трактир: «И они шли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, подкручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться...» (I). Челкаш до конца остаётся верным своей философии, так как в финале отказывается от денег, которым поклоняются все вокруг. Босяк ощущает себя героем, наблюдая поведение крестьянского парня, только что получившего пачку радужных купюр: «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искажённое восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!» (III).

На протяжении всего рассказа, с момента встречи, между босяком и деревенским парнем ведётся философский спор-диалог о свободе. Гаврила понимает свободу так: «Сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь... Ещё бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, Бога только помни...» (I). Гаврила постоянно думает о своих обязанностях перед матерью, хозяйством, планирует жениться и завести детей, он вовсе не стремится к абсолютной свободе, которую так ценит Челкаш, убегая в прямом и переносном смысле из своей прежней жизни (мотив бегства часто используется писателями-романтиками, достаточно вспомнить поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри»), Поэтому босяк презрительно спрашивает деревенского парня: «А что тебе — свобода?.. Разве ты любишь свободу?» (I). Портовый вор возмущён, что деревенский «сосунок» «смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна» (I). Но именно Гаврила развенчивает философию абсолютной свободы, столь дорогую для Челкаша: наивный парень называет гордого босяка «ненужным на земле»: «Пропащий ведь ты... Нет тебе пути...» (III). При этих словах вор чувствует, что «никогда, за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был такозлоблен»(III). Именно после этих слов Челкаш отбирает у Гаврилы деньги, которые за несколько минут до того сам великодушно отдал.

Почему босяка так задели слова Гаврилы? Возможно, потому, что в душе он понимал их справедливость: абсолютная свобода в принципе недостижима. Однако последний поступок Челкаша опровергает «правильную», умеренную правду Гаврилы, что делает рассказ ультраромантическим: босяк отдаёт почти все деньги Гавриле, переживая миг абсолютной свободы и доказывая, что человек может быть «выше сытости» (М.Горький «На дне», IV), что идеальное начало живо в человеческой душе. Благодаря этому портовый вор-босяк становится для Горького безусловно положительным героем.

Подводя итог, необходимо сказать, что рассказ «Челкаш» является в такой же мере романтическим, как и «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В рассказах о босяках Горький продолжает тему свободы, которую поднимал уже в образах Лойко и Радды, Ларры и Данко, Ужа и Сокола, но переносит эту тему из легендарно-фантастического мира в современную действительность. Поэтому в рассказе «Челкаш» присутствует реальный фон (порт, трактир, море), вполне реалистично описан Гаврила, причём автор подчёркивает в его образе, наряду с крестьянским трудолюбием, мещанское, агрессивное чувство собственника. Писатель трезво (то есть реалистично) оценивает характер и возможности Челкаша: босяк, будучи даже гордым мечтателем, не способен к настоящему делу и подвигу и может быть только «рыцарем на час» («Рыцарь на час» (1863) — стихотворение Н.А.Некрасова). Это выражение обозначает слабовольного человека, который испытывает минутные благородные порывы, но не имеет душевных сил, чтобы воплотить их в жизнь.

И всё-таки в образе Челкаша преобладают черты романтического героя, что особенно заметно при сравнении его с Гаврилой. На первый взгляд такой вывод кажется неожиданным, так как обычно романтические герои были блестящими аристократами (Чайльд-Гарольд у Дж.Г.Байрона), великими богоборцами (Каин у Дж.Г.Байрона, Демон у М.Ю.Лермонтова), выдающимися людьми (Манфред у Дж.Г.Байрона, Аммалат-Бек у А.А.Бестужева-Марлинского). И вдруг гордое человеческое я, противопоставленное всему окружающему миру, Горький обнаруживает в босяке-оборванце Гришке Челкаше. Однако внешние различия героев Дж.Г.Байрона, М.Ю.Лермонтова, А.А.Бестужева-Марлинского и М.Горького не отменяют глубокую внутреннюю общность всех этих образов. Противопоставление себя окружающим, одиночество, сложная духовная жизнь, желание абсолютной свободы подчёркивают необычность романтического героя, выделяя его среди других персонажей произведения.