Самые первые частушки. Определение жанра частушек, их поэтика, собирание и изучение

Русские частушки

Специфика композиции частушки всецело обусловлена особенностями родовой природы, содержания, условий бытования и назначения этого жанра.

Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в том, чтобы подробно рассказать о тех или иных фактах (хотя жизненные события и отражаются в частушках), а в том, чтобы дать этим фактам и событиям определенную идейно-эмоциональную оценку, выразить те или иные мысли или чувства.

Жанр частушки возник и развивался в пору, когда в фольклоре заметно усилилась роль личного, индивидуального. Еще Е. В. Аничков справедливо отметил, что в частушке лирическое начало выражено более отчетливо, чем в других песенных жанрах фольклора. Если в отдельных жанрах народной лирики исследователь отмечал обрядовую условность, элемент эпического, то частушки он назвал «строго-лирическими песнями», которые выражают то или иное чувство «в самый момент его пробуждения».

В частушках с большей силой, чем в других жанрах народной поэзии, проявился импровизационный, экспромтный характер фольклора. Об этих ее особенностях говорили уже первые собиратели и исследователи. Так, например, собиратель саратовских частушек Н. А. Арефьев, характеризуя содержание собранных им частушек, говорил, что это «свод всего того, что экспромтом вырывается в то или другое время, при тех или иных условиях из человеческой души». По определению В. Н. Перетца, частушки в большинстве своем -- «...это экспромты, в массе нарождающиеся и в массе гибнущие».

В. И. Симаков в статье «О частушке, об ее значении в народном быте» он писал: «Говоря о частушке, как об экспромте, мы ближе всего приближаемся к ее определению как особого народного типа народной поэзии».

В силу отмеченных жанровых качеств и особенностей возникновения частушки необыкновенно многогранны по своему содержанию, необычайно разнообразны по выражаемым ими мыслям, чувствам и настроениям. В отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых всегда в той или иной мере ограничено определенным кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. Частушка и касается тем большего общественного значения, и «откликается на каждую малость жизни» (Г. Успенский). В ней находят яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственная сатира, и мягкий дружеский юмор.

По широте тематики, особенностям содержания и возникновения частушки очень напоминают пословицы. В. И. Даль писал, что пословица «не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души». Каждая пословица представляет собой изречение, выражающее определенное обобщение народных мыслей и чувств.

Все сказанное В. И. Далем о пословице можно полностью отнести и к частушке. По характеру своего содержания, особенностям возникновения и назначения частушки во многом приближаются к пословицам и поговоркам.

Однако частушки имеют и существенные отличия от пословиц. Прежде всего, частушки -- не прозаический, а песенный жанр. Оригинальность жанра частушек проявляется также в условиях их создания и исполнения. Частушки предназначены для публичного исполнения в кругу молодежи. В них говорится решительно обо всем, что как-то взволновало или просто было замечено в жизни, в быту исполнителем и что будет небезынтересно знать другим, слушателям частушки. Публичное исполнение частушек -- это выражение своих личных мыслей и чувств и одновременно их общественная апробация. В этом -- жанровая специфика частушек.

Все сказанное о жанровых особенностях содержания и исполнения частушек отразилось на специфике их построения, формах и приемах их композиции. В композиции частушек своеобразно сочетаются элементы поэтической традиции и новаторства.

Подавляющее число частушек имеет форму монолога. И это вполне объяснимо, так как монолог является самой естественной и самой простой формой выражения мыслей и чувств.

Монологическую форму имеют также частушки-повествования и частушки-описания. В частушках-повествованиях также выражаются всевозможные мысли и чувства, различные эмоции. Но они выражаются не прямо, а посредством сообщения о каких-то небольших жизненных событиях. Н. П. Колпакова о частушках-повествованиях пишет: «В такие частушки может быть вложен оттенок радости, грусти, любования, сожаления, разочарования, но общий их характер одинаков: это маленькие рассказы о маленьких фактах -- сжатые, лаконичные, преследующие цель отразить какой-то мелкий эпизод из жизни лирических героев».

Особое значение для частушек имеет композиционный прием обращения. Обращения можно найти и в традиционных лирических песнях. Но их там, во-первых, не так много, как в частушках, и, во-вторых, они в песнях не выполняют столь разнообразных функций. В частушках же обращения очень распространены, выполняют роль важного композиционного приема и в определенной мере выражают специфику жанра.

Диалогическая форма менее распространена в частушках, чем монологическая. Но тем не менее и она в частушках встречается довольно часто и также является для них вполне органичной.

Композиция частушек отличается яркой жанровой спецификой. Поэтому следует признать ошибочным стремление некоторых исследователей композицию частушки автоматически выводить из композиции традиционных лирических песен.

Генетически некоторые приемы построения частушек, связаны не только с традиционными (частыми и протяжными) песнями, но также с пословицами и поговорками. Однако большинство приемов композиционной организации материала свидетельствует об их жанровой оригинальности, поэтическом своеобразии и новаторстве.

Заговоры

Заговоры и заклинания - прозаические произведения магического характера и практического назначения. Художественную природу жанра определяет, с одной стороны, связанная с анимизмом стихийная поэтизация древних верований, с другой - важное, с точки зрения простолюдина, практическое назначение заговорного слова. Отсюда в них отчетливые представления о действенном слове как слове точном и сильном. Древняя поэзия заговоров свидетельствует, что верования живут дольше той действительности, в которой они возникли.

В настоящее время заговоры интересны в научном и художественном отношении как древнейший вид поэзии, поэтический памятник борьбы человека со всем враждебным и непонятным, что его окружало, и веры в то. Что злые силы и недуги можно победить. В народной систематизации заговоров отражены представления о них как о необходимости в повседневной жизни: «против болезней», «чтобы муж жену любил», «от грому», «от порчи пищали», «о ворожбе для успешного торга» и т.д. Наиболее распространены и поныне заговоры «на любовь»:

Я зажгу свечу в ночной темени,

Поклонюся ей трижды покорно я

И скажу слова заговорные:

«Ой вы духи великие, светлые,

Зло-напасть от любви отводящие.

Вы услышьте меня, вас молящую,

Не гасите свечу, мной зажженную.

Зажигала её с чистым помыслом,

Не чужого мужа приманивала,

Не чужого жениха приваживала,

Но зажгла ради мужа любимого,

Не самою судьбою сулимого.

И молю я вас, духи светлые,

Наделите огонь вашей силою,

Силой доброй, всепроникающей,

От погибели любовь защищающей.

Вы зажгите огонь в сердце милого,

Осветите в нём все излучины,

Посветите до самого донышка -

Чую, там лежит льдинка стылая -

Ревность лютая злой разлучницы.

Растопите ту льдинку колючую, ей слезой возверните горючею.

И ещё вас молю, духи добрые,

Разожгите огонь в крови милого,

Чтоб в любви он был нежен - яростен

И как глоток воды в самый знойный зной,

Поцелуй мой ему был бы сладостен.

И в третий раз вас молю, духи светлые,

Защитите любовь мою чистую,

Сохраните мне мужа любимого

С сердцем верным, ни с кем не делимого.

Весь текст данного заклинания пронизан уважением, безоговорочной верой в духов, которые помогут, глубоким смыслом.

В заговорах и народной медицине видят не только проявление темных суеверий, с которыми необходимо вести борьбу, но и народные знания, народные философские воззрения, мифологические представления, поэтическое искусство.

Русские частушки - уникальный фольклорный жанр народного творчества .
Частушками именуют краткие веселые песенки , в большинстве случаев из четырех рифмованных строк, которые представляют собой фольклорный жанр устного творчества народа. Как отдельный жанр они стали выделятся в середине позапрошлого века. Русские народные частушки - традиционные напевы, которые популяризировались в начале двадцатого века. Молодежь из сельской местности придумывала много частушек. Исполняя их на различных праздниках и просто во время гуляний. В процессе обычно подыгрывала балалайка либо гармонь, хотя часто частушки пели без музыки.
В дошкольный период у ребенка закладывается фундамент для формирования зрелой личности. Малыш впитывает в себя всю информацию, которая ему подается, поэтому очень важно правильно подбирать развивающие игры. Они воспитывают дитя, знакомят с ценностями человечества, моральными, культурными, нравственными. Играючи, ребенок учится правильно расставлять приоритеты, адекватно вести себя в обществе. Именно в это время у чада появляется собственное мнение, на формирование которого сильно влияет авторитет родителей.

Пребывая в возрасте с 2 до 5 лет малыши очень любят слушать частушки ,рифмованные строки, лучше всего под музыку. Проза воспринимается ими с меньшим энтузиазмом. Детки любят веселую музыку и смешные тексты в напевах. Тогда ребята и проявляют интерес к фольклору, созданному русским народом . В нем можно найти ответы на многие вопросы, возникающие у детей в процессе развития, также дети открывают для себя новую информацию, любопытные факты. Вот некоторые русские народные частушки :

Петушок, петушок,
Запевай частушки.
Ты горланишь хорошо,
Подпоют несушки.
Несушки, несушки,
Курицы-подружки.

Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!

Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!

Я гусыня бедная,
Как копейка медная.
По селу хожу босая,
Пух на зиму запасаю.

Га-га-га, - распелся гусь.
Я лисичек не боюсь.
Всех лисичек на весу
Я в корзинке унесу!

Я корова хоть куда!
Как венец мои рога.
Кто меня проведает,
Молочка отведает!

У дверей на сундуке
Сидит Попка в колпаке.
Как напялили колпак –
Сам себя назвал «дурак»!

Ай да серенький коток
Пошел к речке под мосток,
В воду хвостик опустил,
Кошкам рыбы наловил!

Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.

У меня на сарафане
Петушки да петушки
В целом мире нету краше
Моей милой бабушки!

У моей у бабушки
Новый фартук яркий.
Принимай, бабулечка,
К празднику подарки!

Я весь день страдать готов
Без твоих без пирогов.
До того я настрадался,
Один нос большой остался.

Говорю я бабушке:
«Шибко вечером не пой!
Как услышу голос твой,
Сей же час бегу домой!»

Ой, да, бабушка моя,
Ой, да боевая:
Столько знает анекдотов,
Сколько я не знаю!

А моя бабулечка
Самая затейница.
Если засмеётся - Ярче солнце светится.

Я-то в бабушку пошла,
Весела да удала:
Я своим курносым носом
Два десятка извела!

Я на бабушку похожа,
Я - неугомонная.
А моя бабулечка
Самая весёлая!

***
Обожаем мы бабулю,
Она самый высший класс!
Все расскажет и покажет,
И всегда накормит нас!

Пирожки ее, котлеты,
Уплетаем за беседой!
И чайком напоит нас,
Наша бабушка сейчас!

Всю заботу и вниманье,
Подарила она нам!
Потому и воспитанье,
У нас просто на «ура!»

***
Бабушку мы поздравляем,
Нас она всегда поймёт.
Для нас бабушка - волшебник,
Даже песенки поёт.

***
Я к бабулечке пришла,
И родную обняла!
Живи много-много лет
И храни Господь от бед!

***
А родители вручили
Внуков бабушке родной.
И к себе лишь забирают
Только их на выходной.

Различные русские народные частушки, песенки, игры знакомят чадо с окружающим миром. Рифма с ритмом вызывают интерес, слыша мелодию ребенок пританцовывает и учится контролировать свои движения, повторение песенок развивает речевой аппарат, происходит привыкание к звучанию родного языка. Ощущая радость дети перестают бояться. Плюс у малыша появляется чувство эстетики.

При общении с новорожденными хорошо использовать потешки и пестушки. Их смысла детки пока не понимают, но приятные на слух рифмы помогают отвлечь внимание ребенка во время купания, одевания. Детский фольклор и в играх с чадом будет уместен.Общение очень позитивно сказывается на его психофизическом развитии. А если мама напевая что-то веселое будет двигать руками, малыш захочет повторять движения и будет расти активным. Данный фундамент необходимо закладывать с первых дней жизни ребенка.

Лучшие русские народные частушки для детей.

Песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми» . Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка» . Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере.

Частушки имеют такое своеобразие: они в короткой, меткой форме достаточно остроумно и с иронией рассказывает о том, что произошло, или же показывает свое отношение к чему-либо.

Исполнение частушек: парное (две девушки, парень и девушка). Это позволяет данному жанру приобретать формы диалога.

Музыкальные инструменты: гармошка, балалайка, трещотка.

Время создания: на это указывает лексика (например, устаревшие слова, историзмы, различные диалектизмы могут подсказать, когда частушки были сочинены).

Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей.
А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).
Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».
Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования.
Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».
Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества Теркина, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай.
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем,
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа.
Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Теркина.
Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов.
В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов.
Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.
Таким образом, в поэме отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

3. Выразительно прочитайте стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Здесь птицы не поют». Какова его тематика? Как вы понимаете строки «…и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут», «горит и кружится планета»?

Уже в первых строчках песни отражен поэтом весь ужас войны:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу врастаем в землю тут,
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа
Одна на всех – мы за ценой не постоим.

Выжженная, искореженная земля, бойцы плечом к плечу, которых ждет «огонь смертельный». И рефрен: «И, значит, нам нужна одна победа…», утверждающий непоколебимость, стойкость бойцов, их готовность пожертвовать, собой ради Родины, выражающий главную мысль песни: нет цены свободе родной земли и потому ничто не остановит ее защитников.

Были убраны прозаизм, всякие вводные слова, фразы, нарушающие народные поэтические традиции. Например, народ не принял целый куплет:

Кстати, ей еще Не забудь сказать: Тяжело вдовой Мне ее кидать12.

Чуткость народа к слову поразительна. В стихотворении того же И 3. Сурикова "Рябина", ставшего, как известно, любимой народной песней, начало было таким;

Что шумишь, качаясь, Тонкая рябина, Низко наклоняясь Головою к тыну. "С ветром речь веду я О своей невзгоде, 41 о одна расту я В этом огороде..."13.

Народ, конечно, не согласился с таким приземлением песенно-лирической традиции. Образы природы в фольклоре выступают в условном, символическом значении, и представить в песне девушку-рябину растущей в огороде невозможно. Это понимали люди, никогда не державшие пера в руках, может быть, и не читавшие, не умевшие читать, но тонко чувствовавшие природу слова, понимавшие суть речевого общения.

Крестьяне относились к слову серьезно, оно для них было не живописной побрякушкой, а средством точной фиксации мысли, одним из важнейших средств выживания. Возьмем, к примеру, народный календарь, полюбуемся названиями праздников, дней святых, подивимся меткости, остроумию, словонаходчивости неграмотных земледельцев. Вот несколько дат: 16 января - Петр полукорм (половина запасов съедена), 18 января - Афанасий -ломонос (пик холодов - "На Афанасия мороз - береги нос"; 22 января ■■ Тимофей-полузимнш (прошла половина зимы); 11 февраля - Власий-емшби рог с зимы (первые проводы зимы); 28 февраля - Василий-капельник; 1 марта - Евдо-кш-плющиха (плющить - капать, течь, издавать звук падающих капель; другое объяснение: от солнца снег сплющивается); 12 апреля -Ъъспшй-выверни оглобли (оставляй сани, снаряжай телегу); 5 мая -Ирин-А-рассадтща (рассада капусты); 13 мая - Аку тта-гречишнща (посев гречи) или: Акулина-задери хвосты (т е. время, когда появля-

ется на лугах первая мошка, и скотина спасается от нее, бегая по полю с поднятыми хвостами) и т.д.

"Вначале было Слово, и Слово было Бог..." - начальная фраза Евангелия от Иоанна. Ее трактуют по-разному, но чаще всего выходят на мистику, на богословскую заумь, на творение чуда. А чуда не было, был естественный ход жизни, ее движение по пути цивилизации. Вернее, было чудо, когда человек осознал, что обладает способностью членораздельной речи, когда понял, что этим отличается от всех других живых существ, что стал язычником, стал Человеком. Со Слова началась история человечества. Народ творит историю, а вместе с ней, творит, постоянно обновляет и совершенствует свой язык.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лазутин С.Г. О фольклористическом аспекте изучения языка народной поэзии // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов М.. Высш. шк., 1986. С.122.

2. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М.: Прометей, 1993. С.97.

3. Там же. С 97-98.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ГИИНС, 1955 Т. 2. С. 95.

5. Демин В.Н. Тайны русского народа. М.: Вече, 1997. С. 38, 118-119, 148-149, 200202 и др.

6 Там же. С. 37-38.

7. См.: там же. С. 200.

8. Путилов Б.И. Древняя Русь в лицах. СПб.: Азбука, 1999. С. 21.

9. См.: Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серии. Вып. 1. М., 1911, №2128. СочиненияМ.Д. Чулкова. СПб., 1913. Т. 1. №119.

10. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988. С. 318.

11. См.: Русские песни/ Сост. проф. Ив.Н. Розанов. М. Г"ИХЛ, 1952. С. 21.

12. Там же. С. 293.

13. Там же. С. 294.

О.В. Мешкова

СВОЕОБРАЗИЕ ЧАСТУШКИ

(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ОБ ЭСТЕТИКЕ ЖАНРА)

Частушка - самобытный вид народного творчества. Она появилась в XIX веке и остаётся самым массовым жанром фольклора сегодня. Интерес к её исполнению и изучению не только не угасает, напротив, разрастается, о чём свидетельствует большое количество сборников, выходящих в разных издательствах. Внимание к этому ви-

ду народного творчества проявляют как русские, так и зарубежные фольклористы, поскольку частушка уникальна и чрезвычайно многообразна по своим ритмам, рифмам, образам, передаваемым чувствам, она отличается от других жанров и лирическим героем, и выбором поэтических средств. Однако в многочисленной литературе, посвященной частушкам, нет единства в вопросе о том, что же является причиной столь активной жизни частушек, какова природа жанра.

Фольклористы, изучающие частушку, отмечают её тематическое многообразие. В.Е. Гусев называл частушку «своеобразной ежедневной живой газетой»1. С.Г. Лазутин писал, что «в отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых ограничено определённым кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. В ней находит яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственая сатира, и мягкий дружеский юмор») .

Однако идейно-тематического критерия явно недостаточно для определения специфики жанра, потому что, во-первых, другие виды фольклора, например, лирическая песня, обладают столь же разнообразным содержанием; во-вторых, тематика быстро обновляется. Нас же интересует то, что при всех изменениях сохраняется как величайшее своеобразие народного поэтического искусства, то, что позволяет отличать частушку от других видов фольклора.

Нередко в работах научного и учебного характера своеобразие частушки объясняется особенностями поэтики Литературу по этому вопросу можно условно разделить на две группы. Во-первых, работы, выясняющие особенности жанра в сравнении с лирической песней (Лазутин С.Г. «Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра»3; Калецкий П. «О поэтике частушки»4, Кулагина A.B. «Параллелизм и символика в частушках»5 и др.). Во-вторых, исследования, представляющие частушку как самостоятельный жанр фольклора с собственной системой поэтических средств (Зырянов И.В. «О внутрижанровой классификации частушек»6, Аникин В.П. «Традиции жанра как критерий фольклорности»7, Лазарев А.И. «Поэтика частушки»8 и др.).

Влияние лирической песни на процесс формирования частушки бесспорно, но особенности поэтики не могу! дать представления о новаторском характере частушки, так как поэтика - категория наследуемая, преемственная, при этом вопрос о своеобразии сводится к выяснению - сохраняется ли в частушке традиционно-песенный язык.

На наш взгляд, речь должна идти об эстетике жанра, поскольку именно «эстетическая теория должна выявлять те относительные пре-

имущества и относительные ограничения, которые есть у каждого вида искусства и которые позволяют ему в одних культурно-исторических условиях развиваться широко и свободно, а в других оказываться скованным и отступать на задний план»9. Выяснение художественной природы жанра поможет объяснить и особенности поэтики.

Проанализировать существующие концепции, высказать некоторые, наверное не бесспорные, суждения по вопросам эстетики частушки - цель этой статьи.

Частушка - вид фольклора, находящийся в стадии бытования и развития. Учёные единодушны в оценке коммуникативно-бытовой функции этого вида народного творчества. Частушка предназначена только для публичного исполнения. Как справедливо заметил В.П. Аникин, «лирическая частушка при всех, при народе даёт оценки, смеётся, призывает, хвалит, осуждает и просто называет приметы определённых чувств по особой - и обычно понятной слушателям или исполнителю - связи её содержания с конкретным случаем или лицом. Все эти наблюдения над жизнью частушки дают право внести в определение её жанра признак ярко выраженной целевой установки на публичное исполнение, на общественное прослушивание, весьма часто обретающей форму прямого общения к общественному мнению, к людскому суду»10. Этот признак частушки подчёркивают и С Г Лазутин", и А И Лазарев12.

На наш взгляд, именно установка на публичное исполнение определяет другие свойства частушки. Она должна заинтересовать слушателя, а это возможно, если актуально содержание или необычен способ подачи материала. В частушке, во-первых, рассказывается о злободневных проблемах, во-вторых, изображается жизнь не в условно-символической, а в конкретно-исторической форме. Реалистичность как признак частушки выделяет С.Г. Лазутин, апеллируя при этом к мнению народному: «Любопытно, что сам народ рассматривает частушку именно как песню новую, сугубо реалистическую И в этом отношении он противопоставляет её песне традиционной. Например:

Нам не надо длинных песен, Коротушек хватит с нас, В коротушках одна правда -В длинных песнях не всегда»13. Реалистичность - это не просто отражение специфики содержания частушки, это эстетический признак, который определяет выбор поэтических средств.

Спорным остаётся вопрос о соотношении индивидуального и коллективного в частушках. Наметились три подхода к решению этой проблемы.

1. «Частушка - создание индивидуального, личного творчества»14, - писал В М. Сидельников. Это суждение получает поддержку у многих исследователей. Так, П. Флоренский высоко оценил способность частушки выражать индивидуальные чувства: «Будучи всегда во власти времени, в интересах дня, частушка исторична и не знает ни прошедшего, ни будущего. Поэтому она никогда не является выразительницей всенародного сознания, но - лишь индивидуального, особого... Частушка - это народное декаденство, народный индивидуализм, народный импрессионизм»15. Личностный характер частушки подчёркивал и С.Г. Лазутин: « ...личность в частушках впервые заявила о себе в фольклоре с необычайной силой. Частушка оказалась в состоянии не только выражать мысли и эмоции, принадлежащие определенной группе людей, прослойке, сословию и целому классу, но также и передавать реальные человеческие эмоции, всевозможные переживания отдельной личности в их индивидуальной неповторимости»16. «Иллюзию тождества исполнителей и героев» отметил собиратель, исследователь фольклора Ф.М. Селиванов17.

2 «...Частушка не является прямым выражением... индивидуальных чувств» певца. Это утверждение принадлежит Аникину. «Частушка воспроизводит обобщённый тип интимно-лирического переживания»18.

3. Частушка является «ярким примером единства общего и индивидуального»19. Эту позицию отстаивает Л А. Астафьева-Скалсбергс.

На наш взгляд, не стоит преувеличивать индивидуализм частушки, так как лирический герой частушки, как и лирический герой песни, - условный образ, который не тождественен исполнителю, и прав В.П. Аникин, утверждающий, что «существует неписаное, всеми признанное правило - не относить содержание частушки именно к

поющему. Это явление сходно с тем, которое хорошо известно всякой

поэзии» .

А.И Лазарев, считая, что частушка выражает «индивидуализированные чувства и переживания людей», для обозначения этого качества предлагает термин адресатность: «...ибо, если даже в ней отсутствуют собственные имена и названия, она всё равно направляется конкретному адресату: «милёночку», который изменил; «любушке», которая предпочла красивому богатого; «дроле», который завтра в армию уйдёт, и т.д.»21. Однако, на наш взгляд, адресатность объясня-

ется не индивидуализированными чувствами, а традицией исполнения частушек на посиделках, когда они приобретали характер своеобразного состязания. Сохраняется ли сегодня это свойство частушек, ведь посиделки ушли из нашего быта? Анализ текстов показывает, что традиция обращаться к кому-либо в частушках остаётся. Так из 4806 частушек, опубликованных в сборнике «Частушки»22 около 60% содержат в себе скрытое или явное обращение. Таким образом, адресат-ность - это свойство, генетически присущее частушке, и сохраняющееся как традиция в этом виде народного творчества.

Наблюдение над жизнью частушек, их возникновением и исполнением, позволило выделить исследователям и такое свойство, как экспромтность. П. Флоренский писал, что частушка - «не только лирика, вообще выражающая настоящее, но именно и по преимуществу - лирика мгновения»23. В экспромтном характере возникновения частушки видел её главную, определяющую жанровую особенность Симаков. С.Г. Лазутин отмечал: «Частушка - это живой и непосредственный отклик на волнующие события. Это - поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушке проявился с большей силой, чем в других жанрах и видах народной поэзии»24.

Именно с этим свойством и опять же установкой на публичное исполнение связана и другая сторона эстетики частушек - экспрессивность, т. е. «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают её способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи»23. Частушка отражает все возможные оттенки чувств и переживаний. Она может печалиться, страдать, жаловаться, торжествовать, горевать, веселиться, иронизировать, удивляться и т. д. Для этого используются фонетические, морфологические и лексические экспрессивные свойства, а также особый ритм, мотив. Неоднократно отмечалась способность частушки к речетворчеству и словотворчеству, любовь к яркому слову и необычному образу. Несомненно, что и другие виды фольклора дают примеры необычного словоупотребления, построения образов, многообразия изобразительно-выразительных средств и т. д. Однако частушка использует весь арсенал возможных средств. Экспрессивность - это не просто формальная категория, и расценивается в частушке не как набор поэтических средств, это свойство, с утратой которого частушка перестаёт быть жизнеспособной, забывается. Ведь не случайно в народе не приживаются частушки «серые», сделанные «ремесленниками», а не народными творцами. Частушка «выжимает» из слов мак-

симум выразительных возможностей, приобретая эмоционально-смысловую насыщенность.

За счёт, того, что частушка обладает экспрессией, то есть способностью выражать психическое состояние поющего, и возникает иллюзия тождества певца и лирического героя частушки.

Несколько слов стоит сказать о краткости, так как многие фольклористы обращают внимание на небольшой объём частушки, называя её «песенной миниатюрой»26. Краткость, как особое качество частушки, отмечали Е. Елеонская, автор «Сборника великорусских частушек», составитель книги «Русская частушка» В.М. Сидельников и др. Однако А.И. Лазарев убедительно доказывает, что краткость, «которую многие фольклористы прошлого и настоящего отмечают обычно в первую очередь, является, с точки зрения эстетики жанра, не очень существенным признаком частушки, хотя и бесспорным». Учёный отмечает, что «многие скоморошины, старинные плясовые припевки, «озорные песенки» в структуре календарного или свадебного обряда были краткими - тоже в две, четыре, шесть строчек, как и частушки»27. Оценка частушки как весёлой короткой песенки - это результат забвения истории её происхождения. Итак, подведём итоги.

Как всякое явление художественного творчества, живущее и развивающееся, частушка обладает специфическими качествами. Своеобразие частушки в её эстетике.

Происхождение некоторых свойств частушки можно понять, только обратившись к истории этого вида народного творчества.

Установка на исполнение при публике, адресность, реалистичность, экспромтность и экспрессивность являются эстетическими признаками частушки как вида народного творчества и, в конечном счёте, определяют выбор поэтических средств в этом виде народного творчества

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гусев В.И. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. С. 268.

2. Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра Воронеж, 1960. С. 103.

3 Лазутин С.Г. Указ. соч.

4. КалецкийП. О поэтике частушки// Литературный критик. 1936. № 9. С 186-189.

5. Кулагина Л.В. Параллелизм и символика в частушках // Фольклор как искусство слова. М., 1981. Вып.5. С. 102 - 126.

6. Зырянов И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор. М„ Л., 1964. Вып. 9. С. 122-131.

Частушки - жанр позднетрадиционного фольклора.

Частушки – короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Основной тип – четырехстрочный. Существуют двустрочные частушки.

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но частушка никогда не поется одна. При исполнении импровизируются циклы – частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф. Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармонисту. Спевы, построенные на диалоге – перекличке двух певиц, объединяет содержание. Распространенный тип спевов – частушки, имеющие общее начало (запев).

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. Одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Каждый регион имел особый характер словесного текста и напева, особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Впоследствии многие из них получили повсеместное признание. Частушки пели во время гуляний, в дороге, в лесу, на посиделках. В народной среде выделялись частушечники – знатоки частушек, их исполнители и создатели. С начала ХХ в. Русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам и другим.

Термин частушка был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор – писатель-демократ Г. И. Успенский.



Частушка – показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи.

Частушки – главный жанр крестьянской лирики в позднетрадиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни.

У частушек отсутствует свойственная обрядовому фольклору утилитарная направленность, они – чисто лирический жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма. (силлаботонический стих)

Частушки имели сельское происхождение и бытование. Ответвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских «низах», в среде рабочих. Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, их содержание разнообразно. Однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их самой популярной темой была любовь. Частушек о семейной жизни создано значительно меньше, и оценивается она с позицией молодежи – чаще всего как несчастливая. Исследователи заметили, что вообще большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет грустное, элегическое содержание.

Частушки экономно, ненавязчиво пользуются изобразительно-выразительными средствами. Рифма падает на самые главные в смысловом отношении слова. Частушки предпочитаю мужскую и женскую рифму.

Интонационное богатство частушке дает ее близость к разговорной речи. Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери… Повествовательно начало в частушке развито слабо, ее главный смысл – лирический.

Частушка связана со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями, лирическими песнями. Традиционная песенная лирика помогла становлению частушки как лирического жанра. Частушка использовала уже готовую песенную символику. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, формулу невозможного, гиперболы. По композиции частушки делятся на одночастные и двухчастные. Одночастные имеют сквозное развитие темы. В двухчастных строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой между ними. В двухчастных частушках встречается параллелизм с одним персонажем в обеих частях.

В целом можно отметить, что композиция строфы всегда закрепляет смысловую и формальную законченность частушки.

Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни­кали по поводу важных явлений в истории народа - таких, ко­торые производили глубокое впечатление на участников и сохранились в памяти последующих поколений. В устной тради­ции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто "песнями" или, как былины, "стАринами".

В исторической поэзии большое место заняли военно-герои­ческая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечат­лениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в пес­нях возникала неточная трактовка событий, оценка историчес­ких лиц и другие несоответствия.

Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное - исто­рическое время, что стало ее основным эстетическим фактором. В песнях прежде всего отображалось народное историческое со­знание.

Историческим песням свойствен­на более строгая историческая точность. Их персонажи - конкретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Гроз­ный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Кутузов), а рядом с ними - простой пушкарь, солдат или "народ". Для героев в целом нехарактерна фантастичность и гиперболизация, это обыч­ные люди с их психологией и переживаниями.

В исторических песнях разрабатывались большие общенародные темы. Их сюжет более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В ком­позиции исторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою, особую мелодию.

Распространялись исторические песни более всего в тех мес­тах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. и запи­сывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжеты исторических песен были выделены и систематизиро­ваны (вместе с былинами) в собрании П. В. Киреевского. В 1915 г. вышло в свет отдельное научное издание исторических песен, которое подготовил В. Ф. Миллер. С 1960 по 1973 г. было опуб­ликовано наиболее полное многотомное академическое изда­ние, снабженное нотными приложениями и подробным науч­ным аппаратом.

Исторические песни - явление, зародившееся после золотоордынского нашествия, а в XIX в. уже угасшее. Они - новый этап в осмыслении народом своей истории, принципиально отлич­ный от осмысления, отраженного былинами. Одни ученые считают, что исторические песни - это единый жанр, имеющий несколько стилевых разновидностей. Другие убеждены в том, что они - многожанровое явление (ис­торические песни рассказывают о событиях то в форме балла­ды, то в форме лирической песни или причитания). И тем не менее исторические песни занимают в фольклоре вполне самостоятельное место. Главное, а иногда и единствен­ное, что их объединяет - это их конкретное историческое со­держание.