Скульптуры микеланджело буонарроти. Микеланджело, биография, фрески, живопись, картины

Итальянская культура, язык, природа издавна притягивают туристов. Но эта страна знаменита не только своими пейзажами и звучными серенадами. Сегодня мы поговорим об одном из самых знаменитых сынов Италии. Также в данной статье будет приведен ряд описаний скульптур Микеланджело Буонаротти.

Читайте внимательно, и вы почерпнете много нового и интересного для себя из области итальянской культуры эпохи Ренессанса.

Краткая биография

Родился будущий гениальный художник и скульптор в семье обедневшего дворянина в 1475 году в городе Капрезе. Из-за нехватки финансов отец отдает его на воспитание в семью Тополино, где мальчик знакомится с глиной и начинает учиться лепить фигурки.

Со временем его отдают в мастерскую к местному художнику, а позже в школу скульптора Джованни. Там его и замечает Лоренцо Медичи.

Именно этот человек дал Микеланджело возможность раскрыться. Он покровительствует его учебе, а после до самой смерти помогает с получением дорогостоящих заказов.

За свою жизнь Буонаротти успел поработать в Риме, Флоренции и Болонье.
Давайте теперь поговорим о его творчестве более подробно.

Общая характеристика творчества

В данной статье нами будет затронута только одна из граней - скульптуры. Описание самых знаменитых из них вы сможете прочитать ниже.

Гений этого человека самым лучшим образом выражается в скульптуре. Даже в свою живопись он переносит пластичность форм и положение фигур, свойственные только объемным вещам.

Примечательно то, что главным достижением Микеланджело Буонаротти является новаторство. Именно из-за действий вразрез канонам он прославился в веках. Его статуя «Давид» стала эталоном Высокого Ренессанса, а «Пьета» - лучшим воплощением тела мертвого человека в скульптурном исполнении.

Давайте познакомимся ближе с работами этого гения эпохи Возрождения.

«Моисей»

Одна из самых знаменитых работ - «Моисей» Микеланджело. Описание скульптуры мы дадим немного позже. Сейчас давайте поговорим о месте, где она воздвигнута.

Данное изваяние входит в комплекс скульптурной гробницы Папы Римского Юлия II, которая располагается в Сан-Пьетро-ин-Винколи, римской базилике.

Работа над этой скульптурой продолжалась в течение двух лет, начиная с 1513 года. Кроме этого, по бокам находятся статуи, созданные учениками Микеланджело.

Первоначальный замысел Папы Юлия II был очень тенденциозным и грандиозным. Он хотел соорудить свою шедевральную гробницу в базилике Святого Петра. Ее проект включал в себя множество статуй и других украшений. Но планы не осуществились ввиду нехватки финансов у его наследников.

Таким образом, нам представлен «бюджетный» вариант первоначального проекта.
Итак, «Моисей» - скульптура Микеланджело, которая прославила в веках своего творца. Сегодня она считается одним из самых знаменитых изваяний. Чем же она примечательна?

Высота статуи - 235 сантиметров, но мощь, которая таится в ее очертаниях, поистине колоссальна. Скульптор изобразил вождя еврейского народа в момент возвращения после беседы с Богом, когда Моисей увидел соплеменников, поклоняющихся

Фигура очень динамична и наполнена внутренней энергией. Мы видим вздувшиеся вены и ураган страстей на лице вождя. В правой руке он держит скрижали, а нога у него выдвинута резким и коротким движением вперед, словно он собирается вскочить и начать действовать.

Искусная работа резца Микеланджело сравнивалась современниками с собольей кистью живописца. Тончайшие волоски бороды выглядят мягкими и шелковистыми, кроме этого, в изваянии нет ни одного миллиметра необработанного мрамора. Композиция является полностью завершенной и выражает всю экспрессивность человеческого гения.

«Моисей», скульптура Микеланджело, не оставляет равнодушным никого. Мощный волевой напор завораживает, а иногда и пугает зрителей. Как сказал Стендаль, если вы не видели этого изваяния, вы понятия не имеете о возможностях скульптуры.

«Давид»

В нашей статье мы постараемся осветить наиболее известные скульптуры Микеланджело. Второй такой, наравне с предыдущей, является «Давид». Это пятиметровое изваяние стало символом Флорентийской республики практически сразу после создания.

Сегодня оно располагается в Академии искусств во Флоренции и предназначено для кругового обзора. Статуя изображает молодого еврейского который готовится к бою с гигантом Голиафом. Он сосредоточен и немного напряжен, так как противник явно превосходит его по физическим качествам. Одновременно с этим во взгляде Давида сквозит непоколебимая уверенность в победе.

Кто же являлся заказчиком шедевра? Еще в середине пятнадцатого века во Флоренции заговорили об украшении Санта-Марии-дель-Фьоре. Это соборный флорентийский храм. Планировалось окружить его двенадцатью изваяниями самых знаменитых библейских персонажей из Ветхого завета.

Работу по осуществлению проекта начал Донателло со своим подмастерьем, но он успел создать только одну скульптуру.

После его смерти проект был приостановлен, а глыба мрамора (в народе прозванная «Гигантом»), предназначенная для статуи Давида, постепенно рассыпалась под воздействием эрозии.

В начале шестнадцатого века была созвана комиссия, в состав которой входил и Леонардо да Винчи, которая постановила подписать контракт с двадцатишестилетним скульптором Микеланджело Буонарроти. Он приступил к работе в сентябре 1501 года.

Борьба с мраморной глыбой заняла у него более двух лет. Именно к этой скульптуре относится высказывание, что для создания шедевра нужно просто отсечь все лишнее.
Однако в 1504 году, когда работа была завершена, пораженные флорентийцы решили поместить Давида в лоджии Ланци, месте, где проходили заседания городского совета.

Теперь борьбу за свободу олицетворял шедевр Микеланджело Буонарроти. Скульптуры же Донателло были перемещены в другое место из зала совета.

Существует несколько интересных фактов, связанных с этой работой. «Давид» - самая копируемая скульптура эпохи Возрождения. Ее дубликаты стоят в Москве, Лондоне и на разных площадях родного города.

Также примечательно, что лондонская копия оснащена фиговым листком, на случай приезда королевы. А в двадцатом веке Иерусалим отказался принимать у себя копию статуи «голого итальянца пятнадцатого века», так как «Давид» Микеланджело оказался необрезанным.

Аллегория суток

Гробница Медичи во Флоренции хранит в себе множество скульптур Микеланджело. Мы отдельно поговорим о двух композициях.

Первая из них изображает причастность небесных стихий к роду «величайшего флорентийского правителя». Эта скульптурная группа состоит из четырех фигур, стоящих попарно на двух саркофагах.

Задумка мастера была в том, чтобы показать немыслимую даже для небожителей тяжесть бренного существования. Они изображены в неудобных позах на крышках саркофагов, в стремлении соскользнуть быстрее вниз.

Аллегории разного времени суток изображены в виде фигур молодых мужчин и женщин. Естественная античная красота и идеальность пропорций контрастируют со средневековым христианским образом «мучительного ощущения скорби» из-за бренности существования.

Композиция состоит из Ночи, Дня, Утра и Вечера. Первые две скульптуры располагаются на надгробии Джулиано, а вторые - на саркофаге Лоренцо Медичи.

Проект создавался по заказу Климента VII, который решил увековечить своих родственников, которые умерли молодыми.

Работа над статуями завершилась в 1534 году, но не все были установлены на планируемые места. Сегодня терракотовая модель статуи «День», например, находится в Хьюстоне, «Утро» - в Лондоне. Модель «Вечера» была утеряна, ее купил какой-то коллекционер, и следы с этого времени пропали.

Самой прекрасной частью композиции считается скульптура «Ночь». Микеланджело, как говорили современники, в ней изобразил «спящего каменного ангела, в котором чувствуется дыхание».

Таким образом, скульптуры Микеланджело, несмотря на некоторые недостатки, о которых мы поговорим далее, являются подлинными шедеврами человеческого гения.

Статуи Медичи

Это вторая часть композиции знаменитой капеллы в склепе властителей Флоренции. Она состоит из двух скульптур, одна из которых изображает Джулиано, носившего титул герцога Немурского, а другая - Лоренцо II, герцога Урбинского. Они прославились тем, что первыми за всю историю рода Медичи получили такие высокие титулы.

Здесь важно упомянуть основной недостаток Микеланджело Буонарроти. Скульптуры этого мастера не имеют портретного сходства со своими прототипами. Он ненавидел портреты и говорил, что подобная мелочь никому не нужна, так как это никто не заметит через тысячу лет.

Образ, похожий на статую Лоренцо, выражает роденовская скульптура «Мыслитель». Микеланджело создал это изваяние в образе римского полководца в позе глубокой задумчивости. Зооморфный шлем скрывает большую часть лица в тени. Именно по этому поводу до сих пор идут споры среди исследователей.

Одни говорят, что этим великий мастер намекал, что Лоренцо перед смертью страдал сумасшествием. Другие утверждают, что это всего лишь аллегорический образ тяжести дум.

Так или иначе, но лицо у Джулиано проработано лучше. Он изображен в виде античного действенного начала. Он молод, без шлема, полон энергии, но взгляд его совершенно безучастен. Таким образом, он олицетворяет саму концепцию идеи мудрого правления.

Совместно с аллегорическими фигурами времени суток, Лоренцо и Джулиано формируют завершенную композицию. Она переносит зрителей в эпоху Возрождения, когда происходило становление современных государств. Период интриг, политической борьбы и непомерного количества утех.

Рабы

Далее мы рассмотрим один из самых удачных примеров скульптуры Микеланджело. С названиями «Моисей» и «Давид» мы уже познакомились. Та композиция, о которой мы сейчас поговорим, задумывалась как часть мавзолея Юлия II.

Она состоит из двух фигур - рабов, умирающего и восставшего. Поскольку мастер редко придавал значение портретному сходству и аллегорическому смыслу своих творений, то мы ничего не можем сказать ни о точном значении, ни о прототипах.
Если вопрос о последних вряд ли разрешится когда-либо, то по поводу смысла, вложенного в эти динамичные образы, до сих пор ведутся споры.

Одни говорят, что это изображение искусств, которым благоволил Папа Римский, другие отмечают, что это аллегория провинций, завоеванных во время правления Юлия II.

Статуи рабов изображают двух молодых и сильных юношей, которые находятся в путах. Один из них пытается нечеловеческим усилием разорвать оковы, второй же бессильно повисает, сдавшись.

Эти фигуры, как и многие другие знаменитые скульптуры Микеланджело, словно «высвобождаются» самостоятельно из глыбы.

У них интересная судьба. Когда статуи были закончены, проект надгробия изменился. Поэтому Буонаротти дарит их своему знакомому Стоцци за гостеприимство, а последний преподносит их Франциску I. Так образцы скульптур Микеланджело оказались в Лувре.

Бахус

«Пьяный Вакх» считается первой удачной работой молодого мастера. Он создал ее в двадцать два года по заказу Рафаэля Риарио, итальянского кардинала.

Интересен тот факт, что кардинал с ее помощью хотел просто расширить свою коллекцию античных изваяний. Но когда он увидел окончательный вариант статуи, синьор Риарио категорически отказался ее забирать. Скульптуру приобрел банкир Галли, который жил недалеко от дворца Канчеллариа. Спустя практически сто лет ее покупают Медичи и перевозят во Флоренцию.

Сегодня скульптура является экспонатом в Барджелло.
Некоторые исследователи творчества Микеланджело Буонаротти, например Виктор Лазарев, считают это произведение прямым подражанием античной пластике. Они говорят, что в этом первом самостоятельном творении совершенно нет личности автора.

«Вакх» изображает римского бога виноделия, которому соответствовал греческий Дионис, в сопровождении маленького сатира. Эта парочка находится в расслабленном состоянии, побежденная воздействием хмельного напитка.

Бахус смотрит на чашу с вином, лицо его выражает порыв влюбленности к своему творению. Мышцы же бедер и живота расслабленны. Одни исследователи говорят, что это свидетельствует о его духовной и физической слабости, склонности к зависимостям. Другие оправдывают античного бога тем, что он находится просто в значительной стадии опьянения. Об этом свидетельствует его поза. Он наклоняется вперед, будто падает, но мышцы спины напряжены, чтобы сохранить равновесие.

Оплакивание Христа

Единственным произведением, на котором есть автограф автора, является скульптура Микеланджело «Пьета». Название ее происходит от итальянского слова, которое означает «скорбь, жалость». Главным сюжетом этой сцены является оплакивание Богородицей погибшего сына, Иисуса Христа.

Скульптура Микеланджело «Пьета» считается искусствоведами одним из нескольких сохранившихся произведений переходного периода от пятнадцатого века к высокому периоду этой эпохи.

Для готики характерен образ мертвого Спасителя на руках Девы Марии, но в своем произведении Буонаротти полностью его переосмысливает. Здесь Богородица изображена в виде молодой девушки, которая скорбит о потерянном близком человеке.

Если присмотреться к композиции, то можно увидеть, что в ней происходит резкий раздел между живым и мертвым. К первому относятся такие атрибуты, как женское, одетое и вертикальное, их антонимы являются символами мертвого в «Пьете».

По оценкам специалистов, эта скульптура стала эталоном среди всевозможных изображений этой библейской сцены.

Алтарь Пикколомини

Нам сегодня известны многие скульптуры Микеланджело с названиями в виде имен католических святых. Большая их часть находится на алтаре Пикколомини в Сиенском соборе. Сюда же относится и «Пьета», о которой мы говорили ранее.

Договор на этот заказ был подписан в первые годы шестнадцатого века кардиналом Пикколомини. По его условиям художник должен был создать пятнадцать скульптур за три года. В награду он получал пять сотен дукатов, что было значительной суммой для того времени.

Но в связи с тем, что вскоре был взят еще и заказ на «Давида», Микеланджело успел сделать только четыре скульптуры.

Итак, статуи каких же святых вошли в композицию этого памятника готической архитектуры?

Верхнюю часть нижнего яруса украшают скульптуры Святого Пия I (первоначальное название - Августин) и святого Григория, шестьдесят четвертого Папы Римского.

В нижней же части располагаются святые Петр и Павел. Несмотря на откровенную неприязнь мастера к портретам, черты лица последнего многие исследователи считают автопортретом молодого художника.

Вот и закончилось наше краткое знакомство с такой замечательной личностью, как художник, мыслитель и скульптор Микеланджело. Скульптуры этого мастера украшают не только прекраснейшие памятники архитектуры в Италии, но и находятся в знаменитых музеях разных стран.

Путешествуйте, дорогие читатели. Удачи вам и самых ярких впечатлений!

Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства – Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Даже по сравнению с Леонардо и Рафаэлем, поражающими своей разносторонней одаренностью, Микеланджело отличается тем, что в каждой из областей художественного творчества он оставил произведения грандиозные по масштабам и силе, воплощающие наиболее прогрессивные идеи эпохи. Микеланджело был гениальным скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, военным инженером, поэтом, и в то же время он был борцом за высокие гуманистические идеалы, гражданином, с оружием в руках отстаивавшим свободу и независимость своей родины.

Великий художник и борец неразделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь – непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. На всем протяжении долгого творческого пути в центре внимания художника находился человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных идеалов.

Микеланджело родился в Капрезе (в окрестностях Флоренции), в семье градоправителя. Тринадцатилетним мальчиком он поступил в мастерскую Гирландайо, а через год – в художественную школу при дворе Лоренцо Медичи Великолепного. Здесь, в так называемых садах Медичи при монастыре Сан-Марко, он продолжил обучение под руководством Бертольдо ди Джованни, убежденного почитателя античности. Познакомившись с богатой утонченной культурой двора Медичи, с замечательными произведениями античного и современного искусства, с прославленными поэтами и гуманистами, Микеланджело не замкнулся в изысканной придворной обстановке. Уже ранние самостоятельные произведения утверждают его тяготение к большим монументальным образам, полным героики и силы. Рельеф «Битва кентавров» (начало 1490-х годов, Флоренция, Каза Буонарроти) раскрывает драматизм и бурную динамику схватки, бесстрашие и энергию бойцов, могучую пластику взаимосвязанных сильных фигур, пронизанных единым стремительным ритмом.

Окончательное формирование общественного сознания Микеланджело приходится на время изгнания из Флоренции Медичи и установления там республиканского строя. Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению художественного образования. Античность открывает перед ним гигантские возможности, таящиеся в скульптуре. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» (1498–1501, Рим, собор святого Петра) – первое большое оригинальное произведение мастера, пронизанное верой в торжество гуманистических идеалов Возрождения. Драматическую тему оплакивания Христа Богоматерью скульптор решает в глубоко психологическом плане, выражая безмерное горе наклоном головы, точно найденным жестом левой руки мадонны. Нравственная чистота образа Марии, благородная сдержанность ее чувств раскрывают силу характера и переданы в классически ясных формах, с поразительным совершенством. Обе фигуры скомпонованы в нерасторжимую группу, в которой ни одна деталь не нарушает замкнутого силуэта, его пластической выразительности.

Глубокая убежденность, волнение устремленного на подвиг человека захватывают в статуе Давида (Флоренция, Академия изящных искусств), исполненной в 1501–1504 годах по возвращении скульптора во Флоренцию. В образе легендарного героя нашла воплощение идея гражданского подвига, мужественной доблести и непримиримости. Микеланджело отказался от повествовательности своих предшественников. В отличие от Донателло и Верроккьо, изображавших Давида после победы над врагом, Микеланджело представил его перед боем. Он сосредоточил внимание на волевой собранности и напряженности всех сил героя, переданных пластическими средствами. В этой колоссальной статуе ясно выражена особенность пластического языка Микеланджело: при внешне спокойной позе героя вся его фигура с могучим торсом и великолепно моделированными руками и ногами, его прекрасное вдохновенное лицо выражают предельную собранность физических и духовных сил. Все мускулы кажутся пронизанными движением. Искусство Микеланджело вернуло наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Образ Давида приобретает и более широкое значение, как выражение творческих сил свободного человека. Уже в те времена флорентийцы поняли гражданственный пафос статуи и ее значение, установив ее в центре города перед зданием палаццо Веккьо как призыв к защите отечества и к справедливому правлению.

Найдя убедительную форму решения статуи (с опорой на одну ногу), мастерски ее моделировав, Микеланджело заставил забыть о тех трудностях, которые пришлось преодолеть ему в работе с материалом. Статуя была высечена из глыбы мрамора, которую, как все считали, испортил один неудачливый скульптор. Микеланджело сумел вписать фигуру в готовый блок мрамора так, чтобы она укладывалась в нем предельно компактно.

Одновременно со статуей Давида был исполнен картон для росписи зала Совета палаццо Веккьо «Битва при Кашине» (известен по гравюрам и живописной копии). Вступив в соревнование с Леонардо, молодой Микеланджело получил более высокую общественную оценку своей работы; теме разоблачения войны и ее зверств он противопоставил прославление возвышенных чувств доблести и патриотизма солдат Флоренции, устремившихся на поле боя по призывному сигналу трубы, готовых к подвигу.

Получив заказ от папы Юлия II на сооружение его надгробия, Микеланджело, не закончив «Битву при Кашине», в 1505 году переезжает в Рим. Он создает проект величественного мавзолея, украшенного многочисленными статуями и рельефами. Для подготовки материала – мраморных блоков – скульптор выехал в Каррару. За время его отсутствия папа охладел к идее сооружения гробницы. Оскорбленный Микеланджело покинул Рим и только после настойчивых призывов папы вернулся назад. На этот раз он получил новый грандиозный заказ – роспись потолка Сикстинской капеллы, который принял с большой неохотой, так как считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем. Эта роспись стала одним из величайших творений итальянского искусства.

В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508–1512) работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и жизни первых людей на земле: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др. По сторонам от них, на склонах свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей – сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами– эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога – величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест.

Если в отдельных образах пророков нашли воплощение трагические раздумья, то в образах обнаженных юношей, так называемых рабов, передано ощущение радости бытия, неуемной силы и энергии. Их фигуры, представленные в сложных ракурсах, в движениях, получают богатейшую пластическую разработку. Все они, не разрушая плоскости сводов, обогащают их, выявляют тектонику, усиливая общее впечатление гармонии. Сочетание грандиозных масштабов, суровой мощи действия, красоты и собранности цвета рождает чувство свободы и уверенности в торжестве человека.


Краткая биография итальянском художника и скульптора изложена в єтой статье.

Микеланджело Буонарроти биография кратко

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городе Капрезе в аристократической, но обедневшей семье. Очень рано, в 1481 году, мать мальчика скончалась. Спустя некоторое время отец отправляет его во флорентийскую школу. Юноша не проявил особых талантов к учебе, зато любил общаться с творческими людьми и перерисовывать фрески из местных церквей.

В возрасте 13 лет его отцу пришлось смириться с тем, что Микеланджело хочет быть художником. Когда ему исполнилось 14, Буонаротти поступает на обучение в школу скульптора к Б. ди Джованни, пользовавшегося покровительством самого Лоренцо ди Медичи. Юноша быстро заводил новые и полезные знакомства. Стоит сразу отметить, что две страны – Рим и Флоренция, это те места, где жил Микеланджело попеременно. Именно этим странам художник подарил свои величайшие творения, которые сделали его знаменитым на весь мир.

С 1494 года начался расцвет его творчества как великого художника. На время он переезжает в Болонью и работает над созданием скульптур для Арки св. Доминика. Спустя 6 лет, возвратившись во Флоренцию, Микеланджело работает по заказу. В это время создает скульптуру «Давид», которая стала идеалом изображения человеческого тела на многие века.

В 1505 году Микеланджело переезжает в Рим, по приглашению папы римского Юлия II. Тот заказал художнику гробницу. С 1508 по 1512 мастер расписывал Сикстинскую капеллу в виде библейской истории. Несмотря на то, что отношения между двумя сильными личностями были очень сложные, понтифик заказал Буонаротти еще и свою скульптуру.

Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni). Родился 6 марта 1475, Капрезе - умер 18 февраля 1564, Рим. Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (1444-1534), городского советника.

В некоторых биографических книгах говорится, что предком Микеланджело являлся некий мессер Симоне, происходивший из семейства графов ди Каносса. В XIII веке он якобы прибыл во Флоренцию и даже управлял городом как подеста. Документы, однако, не подтверждают этого происхождения. Они даже не подтверждают существования подесты с таким именем, но отец Микеланджело, по-видимому, верил этому, да и позже, когда Микеланджело уже стал знаменитым, графская фамилия охотно признавала родство с ним.

Алессандро-ди-Каносса в 1520 году в письме называл его уважаемым родственником, приглашал его к себе в гости и просил считать его дом своим. Шарль Клеман, автор нескольких книг о Микеланджело, уверен, что происхождение Буонарроти от графов ди Каносса в целом принятое во времена Микеланджело, кажется более чем сомнительным сегодня. По его мнению, Буонарроти обосновались во Флоренции очень давно и в разные времена находились на службе у правительства республики на достаточно важных постах.

О своей матери, Франческе ди Нери ди Миниато дель Сера, рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело, последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями.

Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать.

В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно, в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.

В 1494-1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика.

В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня. В 1496-1501 годах он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».

В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора.

Приблизительно в 1503-1505 годах происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году заканчивается работа над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора.

В 1505-1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В апреле 1506 года - вновь возвращение во Флоренцию, в ноябре следует примирение с Юлием II в Болонье. Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II, над которой работает в 1507 году (позже была разрушена).

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.

В 1513 году Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.

В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.

В 1516-1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанту.

В 1520-1534 годах скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». По словам Бернини, великий Микеланджело перед смертью сказал, что сожалеет, что умирает именно тогда, когда только научился читать по слогам в своей профессии.

Известные работы Микеланджело:

Мадонна у лестницы . Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти
Битва кентавров . Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти
Пьета . Мрамор. 1498-1499. Ватикан, Собор Святого Петра
Мадонна с младенцем . Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам
Давид . Мрамор. 1501-1504. Флоренция, Академия изящных искусств
Мадонна Таддеи . Мрамор. Ок. 1502-1504. Лондон, Королевская академия художеств
Мадонна Дони . 1503-1504. Флоренция, Галерея Уффици
Мадонна Питти . Ок. 1504-1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло
Апостол Матфей . Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств
Роспись свода Сикстинской капеллы . 1508-1512. Ватикан. Сотворение Адама
Умирающий раб . Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр
Моисей . Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
Атлант . Мрамор. Между 1519, ок. 1530-1534. Флоренция, Академия изящных искусств
Капелла Медичи 1520-1534
Мадонна . Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521-1534
Библиотека Лауренциана . 1524-1534, 1549-1559. Флоренция
Гробница герцога Лоренцо . Капелла Медичи. 1524-1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо
Гробница герцога Джулиано . Капелла Медичи. 1526-1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо
Скорчившийся мальчик . Мрамор. 1530-1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Брут . Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло
Страшный суд . Сикстинская капелла. 1535-1541. Ватикан
Гробница Юлия II . 1542-1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре . Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело - зарисовка одной из деталей купола Собора Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 году.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 году в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке среди работ неизвестных авторов эпохи Возрождения был найден другой рисунок: на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору - подсвечник для семи свечей. В начале 2015 года стало известно об обнаружении первой и, вероятно, единственной сохранившейся до наших дней бронзовой скульптуры Микеланджело - композиции из двух всадников на пантерах.

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти
(Michelangelo Buonarroti)
(1475-1564), итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Еще при жизни Микеланджело его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения.
Юность. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Семья вскоре перебралась во Флоренцию; ее материальное положение было скромным. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Гирландайо. Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо; уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм. Вскоре Микеланджело начал работать над скульптурами для коллекции Медичи и привлек внимание Лоренцо Великолепного. В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола; сам Лоренцо был прекрасным поэтом. Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в материи духа несомненно восходит к неоплатоникам. Для него скульптура была искусством "вычленения" или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся "неоконченными", могли быть намеренно оставлены такими, потому что именно на этой стадии "освобождения" форма наиболее адекватно воплощала замысел художника. Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохновения и терзаний Микеланджело в его дальнейшей жизни, в частности противоречие между христианским благочестием и языческой чувственностью. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино - "Платоновская теология о бессмертии души"); что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Физическая красота, воплощенная в человеческом теле, является земным проявлением красоты духовной. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно, ибо тело - тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Создателю, но может осуществить это только в смерти. Согласно Пико делла Мирандола, в течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние. Молодой Микеланджело находился под воздействием оптимистической философии гуманизма и верил в безграничные возможности человека. Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Сюжет был подсказан Анджело Полициано; его смысл - победа цивилизации над варварством. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Скульптор создал компактные и напряженные массы обнаженных тел, продемонстрировав виртуозное мастерство в передаче движения посредством игры света и тени. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне, из которого являются фигуры. Второе произведение - деревянное Распятие (Флоренция, Каса Буонарроти). Голова Христа с закрытыми глазами опущена на грудь, ритм тела определяется скрещенными ногами. Тонкость этого произведения отличает его от мощи фигур мраморного рельефа. Из-за опасности вторжения французов осенью 1494 Микеланджело покинул Флоренцию и по пути в Венецию на некоторое время остановился в Болонье, где создал три небольшие статуи для гробницы св. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. В следующем году он ненадолго вернулся во Флоренцию, а затем отправился в Рим, где провел пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения. Первое из них - статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад; его взгляд обращен на чашу с вином. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Скульптор добился решения трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла нарушить эстетический эффект. Более монументальное произведение - мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Петра). Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: "Vergine Madre, figlia del tuo figlio" - "Богоматерь, дочь своего Сына". Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этого глубокой богословской мысли. На облачении Богоматери Микеланджело в первый и последний раз вырезал подпись: "Микеланджело, флорентиец". К 25 годам закончился период формирования его личности, и он вернулся во Флоренцию в расцвете всех возможностей, которыми может обладать скульптор.
Флоренция периода республики.
В результате вторжения французов в 1494 Медичи были изгнаны, и на четыре года во Флоренции установилась фактическая теократия проповедника Савонаролы. В 1498 в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола Савонарола и два его последователя были приговорены к сожжению на костре. Эти события во Флоренции непосредственно не затронули Микеланджело, однако вряд ли они оставили его равнодушным. На смену вернувшемуся Средневековью Савонаролы пришла светская республика, для которой Микеланджело создал свое первое крупное произведение во Флоренции, мраморную статую Давида (1501-1504, Флоренция, Академия). Колоссальная фигура высотой 4,9 м вместе с основанием должна была стоять у собора. Образ Давида был традиционен во Флоренции. Донателло и Верроккьо создали бронзовые скульптуры юноши, чудесным образом поразившего великана, голова которого лежит у его ног. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Правая часть фигуры напряжена, в то время как левая слегка расслаблена, как у атлета, готового к действию. Образ Давида обладал особым смыслом для флорентийцев, и скульптура Микеланджело привлекла всеобщее внимание. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. Место у собора оказалось неподходящим, и комитет граждан постановил, что скульптура должна охранять главный вход в здание правительства, палаццо Веккьо, перед которым теперь находится ее копия. Возможно, при участии Макиавелли в эти же годы был задуман еще один крупный государственный проект: Леонардо да Винчи и Микеланджело было поручено создать две огромные фрески для зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине. Сохранились только копии картона Микеланджело Битва при Кашине. На нем была изображена группа солдат, бросающихся к оружию в то время, как на них внезапно напали враги во время купания в реке. Сцена напоминает Битву кентавров; на ней изображены обнаженные фигуры во всевозможных позах, которые представляли для мастера больший интерес, чем сам сюжет. Вероятно, картон Микеланджело пропал ок. 1516; согласно автобиографии скульптора Бенвенуто Челлини, он был источником вдохновения для многих художников. К этому же времени (ок. 1504-1506) относится единственная бесспорно принадлежащая Микеланджело картина - тондо Мадонна Дони (Флоренция, Уффици), в котором нашло отражение стремление к передаче сложных поз и к пластической трактовке форм человеческого тела. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Пейзаж с обнаженными фигурами язычников за стеной беден деталями. В 1506 Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия), которая должна была быть первой из серии 12 апостолов для собора во Флоренции. Эта статуя осталась неоконченной, так как двумя годами позже Микеланджело отправился в Рим. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы. Она выполнена в сильном контрапосте (напряженная динамическая неуравновешенность позы): левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между тазом и плечами. Физическая энергия переходит в духовную, сила которой передается крайней напряженностью тела. Флорентийский период творчества Микеланджело был отмечен почти лихорадочной активностью мастера: кроме перечисленных выше произведений, он создал два рельефных тондо с изображениями Мадонны (Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа; мраморную статую Мадонны с Младенцем (собор Нотр-Дам в Брюгге) и несохранившуюся бронзовую статую Давида. В Риме времен папы Юлия II и Льва X. В 1503 Юлий II занял папский престол. Ни один из меценатов не использовал искусство в целях пропаганды так широко, как Юлий II. Он начал сооружение нового собора св. Петра, ремонт и расширение папской резиденции по образцу римских дворцов и вилл, роспись папской капеллы и подготовку великолепной гробницы для самого себя. Детали этого проекта неясны, но, по-видимому, Юлий II представлял себе новый храм со своей гробницей наподобие усыпальницы французских королей в Сен-Дени. Проект нового собора св. Петра был поручен Браманте, а в 1505 Микеланджело получил заказ на разработку проекта гробницы. Она должна была стоять свободно и иметь размер 6 на 9 м. Внутри должно было находиться овальное помещение, а снаружи - около 40 статуй. Ее создание было невозможно даже в то время, но и папа, и художник были неудержимыми мечтателями. Гробница так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело, и эта "трагедия" преследовала его почти 40 лет. План гробницы и ее смысловое содержание могут быть реконструированы по предварительным рисункам и описаниям. Наиболее вероятно, что гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. У основания должны были находиться статуи апостола Павла, Моисея и пророков, символы двух путей достижения спасения. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. В результате были завершены только три статуи; контракт на гробницу заключался шесть раз на протяжении 37 лет, и в конце концов памятник был установлен в церкви Сан Пьетро ин Винколи. В течение 1505-1506 Микеланджело постоянно посещал мраморные каменоломни, выбирая материал для гробницы, в то время как Юлий II все более настойчиво обращал его внимание на сооружение собора св. Петра. Гробница оставалась незаконченной. В крайнем раздражении Микеланджело бежал из Рима 17 апреля 1506, за день до заложения фундамента собора. Однако папа оставался непреклонным. Микеланджело был прощен и получил заказ на изготовление статуи понтифика, позднее уничтоженной взбунтовавшимися болонцами. В 1506 возник еще один проект - фрески потолка Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Работа продлилась немногим более двух лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. В настоящей статье можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая - Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая - посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в Сотворении Адама и Ной в Опьянении Ноя находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения. В четырех парусах свода находятся сцены Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий и Смерть Амана. Каждая из них - пример таинственного участия Бога в спасении своего избранного народа. Об этой божественной помощи повествовали пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. Кульминацией росписи является экстатическая фигура Ионы, расположенная над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Через участие в мессе у алтаря внизу верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения. Повествование строится в духе героического и возвышенного гуманизма; и женские и мужские фигуры исполнены мужественной силы. Фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в Битве кентавров, и в Битве при Кашине. Микеланджело не был склонен к спокойному идеализму скульптуры Парфенона, но предпочитал мощный героизм эллинистического и римского искусства, выразившийся в крупной, исполненной пафоса скульптурной группе Лаокоон, найденной в Риме в 1506. При рассуждениях о фресках Микеланджело в Сикстинской капелле следует принимать во внимание их сохранность. Расчистка и реставрация росписи начались в 1980. В результате были сняты отложения копоти, и тусклые цвета уступили место ярко-розовому, лимонно-желтому и зеленому; более четко проявились контуры и соотношение фигур и архитектуры. Микеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в 16 в. не мог быть освещен столь же ярко, как это возможно сейчас. (Репродукции отреставрированных фресок опубликованы в монументальном двухтомнике The Sistine Chapel Альфреда А. Кнопфа, 1992. Среди 600 фотографий есть два панорамных вида росписи до и после реставрации.) Папа Юлий II умер в 1513; на смену ему пришел Лев Х из семейства Медичи. С 1513 по 1516 Микеланджело работал над статуями, предназначенными для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов (Лувр) и статуей Моисея (Сан Пьетро ин Винколи, Рим). Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Умирающий раб слаб, он словно пытается подняться, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. Моисей смотрит влево, как Давид; в нем словно закипает возмущение при виде поклонения золотому тельцу. Правая часть его тела напряжена, к боку прижаты скрижали, а резкое движение правой ноги подчеркнуто переброшенной через нее драпировкой. Этот гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, олицетворяет terribilita, "устрашающую силу".
Возвращение во Флоренцию. Годы между 1515 и 1520 были временем крушения планов Микеланджело. На него оказывали давление наследники Юлия, и одновременно он служил новому папе из рода Медичи. В 1516 он получил заказ на оформление фасада семейной церкви Медичи во Флоренции, Сан Лоренцо. Микеланджело провел много времени в мраморных каменоломнях, но через несколько лет договор был расторгнут. Возможно, в это же время скульптор начал работу над статуями четырех рабов (Флоренция, Академия), оставшимися незавершенными. В начале 1500-х годов Микеланджело постоянно ездил из Флоренции в Рим и обратно, но в 1520-е годы заказы на Новую сакристию (капеллу Медичи) церкви Сан Лоренцо и библиотеку Лауренциана удерживали его во Флоренции до отъезда в Рим в 1534. Читальный зал библиотеки Лауренциана представляет собой длинное помещение из серого камня со светлыми стенами. Вестибюль, высокое помещение с многочисленными утопленными в стену сдвоенными колоннами, словно с трудом сдерживает лестницу, изливающуюся на пол. Лестница была закончена лишь к концу жизни Микеланджело, а вестибюль завершен только в 20 в.

















Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше; она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Новая сакристия была задумана как погребальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Сам Лев Х умер в 1521, и вскоре на папском престоле оказался другой член семьи Медичи, папа Климент VII, который активно поддерживал этот проект. В свободном кубическом пространстве, увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы с фигурами Джулиано и Лоренцо. С одной стороны располагается алтарь, напротив - статуя Мадонны с Младенцем, сидящей на прямоугольном саркофаге с останками Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. По сторонам располагаются пристенные гробницы младших Лоренцо и Джулиано. Их идеализированные статуи помещены в ниши; взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер. Когда Микеланджело в 1534 уехал в Рим, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стадиях завершенности. Сохранившиеся наброски свидетельствуют о напряженной работе, предшествовавшей их созданию: были проекты единой гробницы, двойной и даже свободно стоящей гробницы. Эффект этих скульптур построен на контрастах. Лоренцо задумчив и созерцателен. Фигуры находящихся под ним персонификаций Вечера и Утра настолько расслабленны, что, кажется, могут соскользнуть с саркофагов, на которых лежат. Фигура Джулиано, напротив, напряжена; он держит в руке жезл полководца. Расположенные под ним Ночь и День - мощные мускулистые фигуры, скорчившиеся в мучительном напряжении. Правдоподобно предположение, что Лоренцо воплощает созерцательное начало, а Джулиано - действенное. Приблизительно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Победа (Флоренция, палаццо Веккьо); последняя, быть может, предназначалась для надгробия папы Юлия II. Победа - гибкая изящная фигура из полированного мрамора, поддерживаемая фигурой старика, лишь слегка поднимающейся над грубой поверхностью камня. Эта группа демонстрирует близкую связь Микеланджело с искусством таких изысканных маньеристов, как Бронзино, и представляет собой первый образец сочетания законченности и незаконченности для создания выразительного образа. Пребывание в Риме. В 1534 Микеланджело переехал в Рим. В это время Климент VII обдумывал тему фресковой росписи алтарной стены Сикстинской капеллы. В 1534 он остановился на теме Страшного суда. С 1536 по 1541, уже при папе Павле III, Микеланджело работал над этой огромной композицией. Прежде композиция Страшного суда строилась из нескольких отдельных частей. У Микеланджело она представляет собой овальный водоворот нагих мускулистых тел. Фигура Христа, напоминающая Зевса, расположена наверху; его правая рука поднята в жесте проклятия тем, кто находится слева от него. Произведение наполнено мощным движением: скелеты встают из земли, спасенная душа поднимается вверх по гирлянде из роз, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками. Страшный суд стал отражением растущего пессимизма Микеланджело. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о его мрачном настроении и представляет его горькую "подпись". У левой ноги Христа находится фигура св. Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета (позднее художники нарисовали драпировки на обнаженных фигурах из Страшного суда). Лицо на снятой коже св. Варфоломея - автопортрет художника. Микеланджело продолжал работать над фресками в капелле Паолина, где он создал композиции Обращение Савла и Распятие св. Петра - необычные и замечательные произведения, в которых нарушены ренессансные нормы композиции. Их духовная насыщенность не была оценена; в них видели лишь то, что "это были всего-навсего произведения старого человека" (Вазари). Постепенно у Микеланджело, вероятно, формируется собственное представление о христианстве, выразившееся в его рисунках и стихах. Сначала оно питалось идеями кружка Лоренцо Великолепного, основанными на неопределенности толкований христианских текстов. В последние годы жизни Микеланджело отвергает эти идеи. Его занимает вопрос, насколько искусство соразмерно христианской вере и не является ли оно непозволительным и высокомерным соперничеством с единственным законным и настоящим Творцом? В конце 1530-х годов Микеланджело занимался в основном архитектурными проектами, которых создал множество, и построил несколько зданий в Риме, среди них наиболее значителен комплекс сооружений на Капитолийском холме, а также проекты для собора св. Петра.
В 1538 на Капитолии была установлена римская конная бронзовая статуя Марка Аврелия. Согласно проекту Микеланджело, ее обрамлением с трех сторон стали фасады зданий. Самое высокое из них - дворец Сеньории с двумя лестницами. На боковых фасадах находились огромные, в два этажа, коринфские пилястры, увенчанные карнизом с балюстрадой и скульптурами. Комплекс Капитолия был обильно украшен древними надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего Рима, одушевленную христианством. В 1546 умер архитектор Антонио да Сангалло, и Микеланджело стал главным архитектором собора св. Петра. План Браманте 1505 предполагал сооружение центрического храма, но вскоре после его смерти был принят более традиционный базиликальный план Антонио да Сангалло. Микеланджело решил убрать сложные неоготические элементы плана Сангалло и вернуться к простому, строго организованному центрическому пространству, над которым доминировал огромный купол на четырех опорах. Микеланджело не удалось полностью воплотить этот замысел, но он успел построить заднюю и боковые стены собора с гигантскими коринфскими пилястрами с нишами и окнами между ними. С конца 1540-х годов до 1555 Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция). Мертвое тело Христа держит св. Никодим и с двух сторон поддерживают Богоматерь и Мария Магдалина (закончена фигура Христа и отчасти св. Магдалины). В отличие от Пьеты собора св. Петра, эта группа более плоскостная и угловатая, внимание сосредоточено на изломанной линии тела Христа. Расположение трех незаконченных голов создает драматический эффект, редкий в произведениях на этот сюжет. Возможно, голова св. Никодима была еще одним автопортретом старого Микеланджело, а сама скульптурная группа предназначалась для его надгробия. Обнаружив трещину в камне, он разбил работу молотком; позднее она была восстановлена его учениками. За шесть дней до смерти Микеланджело работал над вторым вариантом Пьеты. Пьета Ронданини (Милан, Кастелло Сфорцеска), вероятно, была начата десятью годами ранее. Одинокая Богоматерь поддерживает мертвое тело Христа. Смысл этого произведения - трагическое единство матери и сына, где тело изображено настолько исхудалым, что не остается надежды на возвращение жизни. Микеланджело умер 18 февраля 1564. Его тело было перевезено во Флоренцию и торжественно погребено.
ЛИТЕРАТУРА
Литман М.Я. Микеланджео Буонарроти. М., 1964 Лазарев В.Н. Микеланджело. - В кн.: Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972 Хойзингер Л. Микеланджело: очерк творчества. М., 1996

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .