Возникновении нашего мира в мифологии.

» Возникновении нашего мира в мифологии

Кто такой Кронос?

В древнегреческой книге мифов «Теогения» рассказывается о возникновении нашего мира, когда богиня Земли Гея вышла из Хаоса и родила Урана, бога неба. Многочисленные дети Геи и Урана назывались Титанами, главным из которых был Кронос. Кронос женился на своей сестре Рее. Их дети во главе с Зевсом восстали против Титанов, чтобы стать новыми верховными богами — их называли олимпийскими (древние думали, что обитают они на наивысшей в Греции горе Олимп). Имена Гея, Уран, Титан с тех пор встречаются в географической и астрономической литературе.

Бога Кроноса древние римляне именовали Сатурном.

Кто такой Зевс?

В древнегреческой мифологии Зевс — главный бог, царящий на горе Олимп. Римляне называли его Юпитером. Это имя присвоено самой большой планете Солнечной системы. Зевса называли Громовержцем и объясняли все самые крупные катастрофы и неблагоприятные явления природы с его гневом. С именем Зевса на небе связаны созвездия Жертвенник (на нём клялись в верности Зевсу олимпийские боги) и Орёл, символ Зевса.

Кто такая Гера?

Богиня Гера — это жена бога Зевса. Вместе со своим мужем она царила на Олимпе. Римское имя Геры — Юнона. Такое имя есть у одного из самых крупных астероидов.

В честь богини Юноны назван месяц июнь.

Кто такая Деметра?

Древнегреческая Деметра — богиня плодородия, у римлян звалась Церерой. Такое имя носит один из самых больших асте-роидов. Иногда с этой богиней связывают созвездие Девы.

Кто такой Гермес?

Гермес — это бог торговли в Древней Греции. Он мог быстро перемещаться благодаря своим крылатым сандалиям и крылышкам на шлеме, и был вестником воли богов. В римской мифологии Гермес соответствовал богу Меркурию. Так зовётся и самая близкая к Солнцу планета.

Кто такая Афродита?

Богиней любви и красоты у древних греков была Афродита. В Древнем Риме её называли Венерой. По легенде Венера родилась из морской пены. Древние греки полагали, что это случилось у берегов острова Кипр, в Средиземном море, поэтому называли Афродиту также Кипридой. Сын Венеры Амур — юный крылатый бог изображался с луком и стрелами. Планету Венеру назвали так за её красоту: на ночном небе она была яркой и светилась ровным голубоватым светом. Венера — это жена бога войны Марса. Орбиты Марса и Венеры располагаются в Солнечной системе вблизи орбиты нашей планеты.

Кто такой Аполлон?

Аполлон считался богом Солнца, солнечного света, покровителем различных искусств. Аполлона сопровождают музы, покровительствующие разным наукам и искусствам. Среди них была, например, муза Урания, покровительствующая астрономии. У Аполлона есть сестра-близнец Артемида, богиня- охотница (у римлян — Диана).

Кто такой Арес?

Грозный бог войны звался у древних греков Аресом, а у римлян Марсом. Война была главным делом Марса, его плащ был сшит из кожи поверженных воинов, а символом было боевое копьё. Ближайшая к Земле планета получила имя Марс за свой красноватый цвет. В честь бога Марса также был назван месяц март, в который планета появлялась на горизонте. В Древнем Риме именно с марта начинался календарный год. Спутниками Марса являются Фобос («Страх») и Деймос («Ужас»).

Кто такой Посейдон?


Фигура Посейдона с трезубцем на древнегреческой вазе

Посейдон в Древней Греции (Нептун у римлян) был богом и покровителем морей и мореплавателей. Он был братом Зевса, и своим трезубцем колебал поверхность морей и океанов, вызывая шторма и ураганы, круша скалы и разрушая берега.

Голубоватая планета Нептун, цветом похожая на морскую воду, названа по его имени.

Кто такой Аид?

Если Зевс царит на небе, а Посейдон на море, то Аид (или Плутон) — бог подземного мира, который властвует над душами всех умерших. В его мире течёт священная река Стикс, переправившись через которую, никто не возвращается к жизни и свету.

Плутоном была названа самая дальняя планета Солнечной системы. Но сейчас принято считать Плутон не «настоящей» планетой (она по своему размеру сравнима с нашей Луной), а карликовой ледяной планетой, или астероидом. С развитием астрономии и созданием очень мощных телескопов на окраинах Солнечной системы было найдено сразу несколько космических тел, похожих на Плутон.

Кто такой Харон?

Харон на гравюре Гюстава Доре

В подземном царстве Аида (Плутона) протекает священная река Стикс. Через неё души умерших людей переправляет слепой паромщик Харон. Так же называется единственный спутник карликовой планеты Плутона.


Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.

1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение


Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера - римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена


8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому


Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру


Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту - морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции


Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов


Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480-323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов


Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой


Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали



К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали


Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей


Высота Венеры Милосской - 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения


Отсутствующие руки Венеры Милосской - гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

>> Первые наблюдения

Первые наблюдения

Венеру, также как Сатурн, Юпитер, Марс и Меркурий, человечество знало еще в эпоху каменного века. Планетой восхищались древние китайцы и греки, жители Египта, Вавилона и Месопотамии, индейские племена Южной и Северной Америки. Ошибались древние звездочеты только в одном - они делили Венеру на две звезды, одну наблюдая рано утром, другой поклоняясь в сумерках. Отсюда и два названия. У жителей древней Эллады Венера, восходящая утром, звалась Фосфор, восходящая вечером - Веспер. Жители дельты Нила утреннюю именовали Тайоумутири, вечернюю - Оуэйти. Майя придумали Венере два названия: Великая Звезда или Нох Эк и Звезда Осы или Ксукс Эк, также древние майя умели вычислять синодический период Венеры.

Пифагорейцы первые заговорили о том, что утреннее и вечернее сияющее чудо - это одна звезда, а не две. А Гераклит Понтийский доказывал в своих научных тркдах, что Венера вращается не вокруг Земли, как ошибочно предполагали тогда, а вокруг Солнца. Где-то в этот же исторический период греки стали называть Венеру в честь богини Афродиты, богини любви и красоты на греческом Олимпе.

Кажущееся нам традиционным и неизменным название планеты Венера предложили древние римляне, назвав так чарующее небесное тело по аналогии с греческим вариантом. Афродита и Венера - вечно-юные богини женственности, красоты, любви. Изучение планет в античный период истории человечества сводилось большей частью к составлению карт звездного неба. Хотя, древние астрономы пытались рассчитать расстояние от Земли до всех известных тогда планет Солнечной системы.

Необычно понимание Венеры у древних индейцев Южной Америки. Они связывали Венеру с жизнью мужского божества - Кецалькоатля. По индейским верованиям, каждый цикл Венеры, а они располагали знаниями о венерианских циклах, олицетворяет жизнь бога Кецалькоатля на Земле. Утреннее восхождение Венеры озаряет появление бога на Земле. Вторая фаза утреннего цикла Венеры заставляет Кецалькоатля испытывать сильнейшее возбуждение и совершать необдуманные поступки. Когда Венера полностью прячется от глаз майя за солнечным диском, тогда Кецалькоатль веде жестокую битву с беспощадным Солнцем. Вечерняя фаза Венеры наделяет Кецалькоатля мудростью и умиротворением, он спускается на Землю в облике человека и делится тайнами мудрости с внимающими ему майя. Нижняя фаза вечерней Венеры символизирует смерть божества. Новый цикл Венеры - и история Кецалькоатля повторится вновь, и так неизменно до скончания времен Венера символизирует подвиги бога индейцев майя на Земле. В священном городе майя была возведена специальная астрономическая башня, предназначавшаяся только для наблюдения за Венерой. Проводя ночи в наблюдениях за небесными телами на башне Эль-Караколь, звездочеты пламени майя составили примерный календарь затмений Венеры, пытались рассчитать время оборота планеты вокруг своей оси.

Удивительно понимание Венеры древними китайцами. Для них Венера была мужского рода. Ее цвет - белый, который тогда в Китае символизировал смерть. Осенью Венера ярче всего видна в свою вечернюю фазу, поэтому китайцы отдали ей покровительство над этим временем года. Из известных тогда химических элементов, Венере был отдан металл. Согласитесь, ничего общего с восприятием планеты античной Европой. В Вавилоне Венеру считали матерью богов Иштар и называли “ярким факелом небес”.

Древние славяне называли Венеру на греческий манер Афродит, или же Денница и Чигирь-звезда. Но славянская мифология практически не связана с символикой и обожествлением звезд, поэтому историки и располагают скудной информацией. Известно только, что наши предки знали Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Традиционные для славянской культуры источники - летописи и фольклор ничего не говорят о попытке изучить движение Венеры.

Первым из великих умов Европы заговорил о возможности прохождения Венеры по Солнцу Иоганн Кеплер в 1631 году.

Самым первым и самым романтичным упоминаем о Венере в письменных источниках является легенда о происхождении Исиды и Гора, древнеегипетских божеств. В древнейших религиозных текстах Древнего Египта, которые называются “Тексты пирамид”, говорится, что Исида и ее сын Гор потомки Великой Утренней Звезды… Потомки божественной Венеры

Что же касается созвездий, то большинство их на Руси носили славянские имена. Так, Млечный путь звался «Птичий Путь», «Гусиная Дорога», «Утиная Дорога», «Соломенный путь», «Становище».

Созвездие Большой Медведицы в русской традиции называли «Большой Ковш», «Лось», «Сохатый», «Воз», «Телега», «Повозка», «Плуг», «Конь на приколе». Есть версии, что «лосиные» названия были позаимствованы у наших ближайших северо-восточных соседей – финно-угорских народов, основным занятием которых была охота и которые одно время использовали лосей в качестве верховых животных. А «тележные» - у древних германцев, которые в I-II тысячелетиях до нашей эры еще составляли с финно-уграми единый этнос.

Малую Медведицу соответственно называли «Малым Ковшом», «Лосенком» и т.д. Полярная звезда в том же созвездии Малой Медведицыу наших предков звалась «Кол», «Гвоздь» и т.п. Славяне представляли ее в виде кола, вокруг которого движутся звезды (кстати, сходные представления встречаются и у других народов). Неудивительно, так как звезда располагается у самого Северного полюса.

В созвездии Ориона выделяли три центральные звезды, представляющие собой так называемый «Пояс Ориона». Звались они на Руси: «Три плуга», «Грабли» и «Косари», что, очевидно, имело отношение к земледельческим работам. Дело в том, что созвездие восходило в конце лета, когда пора было по утрам выходить на покос.

Созвездию Тельцанаши славянские предки дали имя «Юнец». Но и современное наименование на Руси уже употреблялось. Исследователи полагают, что оно появилось в отдаленные времена, когда основным занятием наших предков было скотоводство, а точка весеннего равноденствия находилась как раз в этом созвездии.

Звездное скопление Плеяды, расположенное также в созвездии Тельца, было у наших предков весьма популярным. Называли его по-разному: «Семь сестер», «Волосыни», «Волоса», «Стожары», «Волосожары». Для Плеяд характерно то, что в средней полосе России можно наблюдать их на небе только с августа по апрель. По мнению историков, движение Плеяд по небу на Руси могли связывать с хозяйственной деятельностью (например, с их появлением можно было собирать урожай). Ряд названий созвездия, возможно, были связаны с богом скотоводства Велесом, аналог которого в древнегреческой мифологии – Гермес, сын Майи, одной из Плеяд. Название «Стожары» происходит от слова «стог». У восточных славян стожаром назывался кол, воткнутый в землю для укрепления стога сена.

Русское название созвездия Весов - «Ярем» («ярмо»). В астрологии знак этот связан с торговлей. А Солнце вступает в знак Весов после осеннего равноденствия, когда на Руси традиционно начинались ярмарки, собиралась дань и налоги.

Созвездие Водолея в различных русских и славянских текстах именовалось «Мокрешью», «Водолиятелем», «Водоточцем», что в общем-то близко к нынешнему названию.

Это созвездие можно наблюдать только в южной части горизонта, в средних широтах оно перестает быть видимым в первой декаде ноября. Как раз в это время славяне проводили празднества в честь богини ремесел Макошь (Мокошь). А вновь видимым Водолей становится весной, когда наступает «мокрое» время года – тает снег и текут ручьи.

Как видите, в отличие от планет, даже современные наименования созвездий в России не являются позаимствованными из латыни и не слишком отличаются от придуманных славянами.

Была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Киферы, а затем на остров Кипр, ставший любимым местопребыванием этой богини. По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы и обаянию ее красоты покорялись все боги, люди и даже звери. Культ Афродиты, по мнению многих ученых-исследователей, был занесен в Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню под именем Астарты .

Мифы древней Греции. Афродита (Венера). Повелительница любовных желаний

Существует несколько разноречивых сказаний о рождении Венеры. Но художники, изображая это рождение, представляют ее всегда выходящей из морской пены. На античных картинах богиня обыкновенно лежит в простой раковине. На монетах она изображается на колеснице, везомой тритонами; наконец, на многочисленных барельефах богиня является в сопровождении морских коней или морских кентавров. В XVIII веке французские художники, и главным образом Буше , любили изображать этот поэтический миф на плафонах и декоративных картинах. Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее. Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугро «Рождение Венеры».

Туалет Венеры – излюбленный сюжет для художников и поэтов. Оры занимаются воспитанием прелестной богини, а грации (хариты) присутствуют при ее туалете и помогают ей. «Она – самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона , желая вернуть любовь Юпитера , просит Венеру одолжить ей этот пояс. Ее золотые украшения горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер). Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Когда греческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений Венеры к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило эту богиню воображение греков, этих страстных поклонников красоты. Богиню стали изображать сидящей на троне, она обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Венеры есть именно изящество, элегантность драпировок и движений. Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе Венеры выражена, главным образом, женственность ее натуры, и чувство любви, которое она должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в Венере именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.