За Вифлеемской звездой: там, где родился спаситель мира. Вифлеемская звезда - как она выглядит и где она находится

" Я послан только к погибшим овцам дома израилева"
Выучили как попугайчики одну фразу - значит все понимаете...

Испытывал он женщину - что ответит, ... ее веру - только и всего.

Лука - кто по национальности..? Грек

Про евреев:
“Я проклял их в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой” (Пс 94:11)

В гневе не клянутся - а именно проклинают!
Текст был подправлен евреями - как так, избранный народ прокляли.

Евреи народ проклятый - и к христианству никакого отношения, на данный момент - не имеют.

"20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, Лк 10, 13.

22. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

24. но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
(Евангелие от Матфея 11:20-24)"

38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40. ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
(Евангелие от Матфея 12:38-42)"

Про не евреев:

"27. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся,

28 И сказал им: вы зиаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым;

29. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно; итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30. Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своем доме; и вот, стал предо мною муж в светлой одежде

31. И говорит: «Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом;

32. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе».

33. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел; теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что́ повелено тебе от Бога.

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог не лицеприятен,

35. Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилея, после крещения, проповеданного Иоанном:

38. Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним;

39. И мы свидетели всего, что́ сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесивши на древе.

40. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться

41. Не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по восресении Его из мертвых;

42. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и метрвых.

43. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

44. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников;

46. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:

47. Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?

48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней
(Деянмя апостолов 10:13)"

Так что заканчивайте пудрить людям мозги фразой из контекста.

Земля Израиля исполнена и пропитана религиозностью и верой (принимая, как аксиому, что Бог един, и лишь люди называют Его разными Именами), ведь именно здесь берут истоки три мировые религии, что бы наполнять души людские надеждой гармонией и светом. Именно здесь, в 8 километрах к югу от Иерусалима, более 2000 лет назад, над Вифлеемом, появилось в небе загадочное явление, которое после (и по сей день) назовут Вифлеемской Звездой.

Вифлеем – он же Бейт Лехем (в переводе с иврита «Дом Хлеба») или же Бет Лахм (в переводе с арабского «Дом Мяса») – не большой городок, даже по израильским меркам. В настоящее время это скорее пригород Иерусалима, чем самостоятельный город. Священное Писание упоминает Вифлеем как «дом Давида» – место избрания его и помазания на царствование. Действие Книги Руфь, так же происходит в Вифлееме и его окрестностях.

Через тысячу лет, после царствования Давида, над пастбищем и возвестила своим появлением Рождение Иисуса, Вифлеемская Звезда. В соответствии с Христианской религией, волхвы, увидев звезду на востоке (в более точном переводе «на восходе») узнали, что родился Младенец, которому предначертано стать Царем Иудейским.

О приходе Царя и Спасителя, имеются пророчества практически во всех книгах Ветхого Завета, пересекаясь с Иудейской Тора (Собственно вся существенная разница между этими двумя религиями и заключается в том что, христиане принимают Иисуса, как Спасителя, а Иудеи продолжают Спасителя ждать) и, увидев знамение о рождении Младенца, волхвы, умеющие читать знаки, пошли Ему поклониться. Принесенные Младенцу дары, были призваны проверить, кем Он родился. Если бы родившийся Иисус взял смирну – он был бы признан врачевателем, ладан – Бог, золото – Царь. Но Иисус принял все дары, поскольку был Богом, Царем и исцелял болеющих как душей, так и телом.

В Пещере Рождества Христова, есть отверстие колодца, куда упала Звезда, ведущая волхвов. Считается, что если очень долго глядеть в глубину колодца, можно увидеть мерцание Вифлеемской Звезды. В четвертом веке нашей эры, над Пещерой был построен Храм Рождества Христова – один из наиболее древних Храмов в Израиле. В 1717 году монахами-францисканцами католического ордена в Пещере Рождества была установлена серебряная Звезда Вифлеема.

Вифлеемская серебряная Звезда, установленная в Пещере имеет 14 лучей, символизирующих 14 остановок Крестного Пути Иисуса в Иерусалиме – Виа Долорос. Надпись на латыни «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est - 1717» переводиться как: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» и указывает на год установки серебряной звезды францисканцами. В 1847 году турки похитили серебряную Звезду Вифлеема.

Позже турецким султаном была подарена монахам Звезда изготовленная заново. Вокруг Вифлеемской Звезды висят иконы и горят лампады: 5 от армянских, 4 от католических и 6 от греческих христианских церквей, всего 15 штук.

И пусть ныне некоторые спорят о самом факте существовании Вифлеемской Звезды, о ее значении, пытаются объяснить это явление с точки зрения физики, астрономии и астрологии, для колоссального количества людей на Земле, Вифлеемская Звезда – символ надежды на спасение, веры в Божью Любовь и лучшую жизнь. И тянуться нескончаемым потоком в маленький городок туристы и паломники со всех сторон света и концов страны. От юга до севера, остановившиеся в Нетании и проводящие время в Эйлата, приезжающие на с Телль Авива и проделывающие длинный путь на автобусе, оставив веселые , с самого юга страны.

Приезжают в маленький город с огромным значением, город , стараясь не вникать в сегодняшние неурядицы горожан, для которых каждодневная жизнь в Вифлееме – это жизнь на «острове» Палестинского архипелага, одном из многих островков, на которые разбиты палестинские территории Израиля.

Жители города – мусульмане и христиане (в основном арабского происхождения) выходят из города и возвращаются обратно по пропускам.

Приезжают зайти в Храм Рождества Христова, поклониться Яслям в Пещере, где родился Сын Божий, прикоснуться к святыне душей и рукой. Ощутить абсолютно иную атмосферу (93% посещающих Храм Рождества Христова, отмечают особенные ощущения от нахождения внутри) святости, тепла и света. Приезжают, стараясь забрать с собой частичку святости Вифлиемской Звезды на фото, снимая Вифлиемскую Звезду на видео.

Для большинства, эта поездка не станет обычной экскурсией, после которой идут в кафе или , что бы поесть, отдохнуть и приятно провести время. После посещения Вифлеема, вполне вероятно, захочется тишины и покоя, времени и возможности побыть наедине с самим собой, своей душой, услышать и почувствовать то, что так старательно заглушает обыденная жизнь и суета. В этой просыпающейся жажде тишины и осознаний кроется особое, тонкое стремление души, внутренней сути, к гармонии с Богом, и Миром. Эти возможные душевные устремления стоит учесть, и не планировать на вечер, после поездки в Вифлеем, каких либо увеселительных мероприятий.

Время, посвященное Вифлеемской Звезде, пусть до конца будет посвящено Ей, и свет Ее, мерцающий на дне колодца, засияет и осветит душу человеческую и жизнь.

О Вифлеемской звезде впервые говорится в Евангелие от Матфея. В нем сказано, что появление на небесном своде новой яркой звезды известило волхвов о рождении нового Царя Иудейского. Именно она привела их в Вифлеем к жилищу Святого Семейства и колыбели новорожденного Христа.

История о волхвах и Вифлеемской звезде

В конце I в. до н.э. в Палестине, находящейся под владычеством Рима, распространилась легенда о скором рождении нового Царя Иудейского, который станет Спасителем Мира и освободит народ от гнета греко-римлян. Евреи, страдающие под правлением жестокого правителя Ирода Великого, с нетерпением ждали знамений.

И когда на восходе зажглась яркая звезда, трое волхвов отправились за ней, чтобы поклониться новому Царю. Звезда вела путников до города Вифлеем, где остановилась над домом с колыбелью Христа, дав знак, что здесь есть цель их путешествия. Принеся дары, странники вернулись на родину и продолжили нести весть о рождении Спасителя.

Вифлеемская звезда в современном Христианстве

В наши дни, в городе Вифлеем, в Пещере Рождества Христова находится колодец, куда, по легенде, упала Вифлеемская звезда после того, как завершила свое предназначение. Существует поверие, что если долго вглядываться в темноту колодца, можно увидеть отблеск упавшей звезды.

В IV в. н.э. над пещерой построили Храм Рождества Христова. Храм является одним из наиболее древних в Израиле. Позднее, в 1717 году, в Пещере Рождества монахи установили серебряную Звезду Вифлеема.

Серебряная Звезда Вифлеема выполнена в виде 14 лучей — остановки Крестного пути Иисуса. Надпись на ней гласит: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа — 1717». Число указывает год, в котором монахи установили звезду.

Однако в 19 веке турки похитили звезду и она так и не была найдена. Впоследствии турецкий султан подарил Храму вновь изготовленную Звезду.

С тех пор и по сей день не прекращается поток паломников к Храму Рождества, над которым 2000 лет назад горела яркая путеводная звезда.

Научное объяснение Вифлеемской звезды

Такое значимое явление как рождение Иисуса и все связанные с ним события не могли не привлечь внимания различных исследователей. Они пытались и пытаются найти научные свидетельства, опираясь на современные знания в области астрономии, географии, физики и других точных наук.

Известно, что Евангелие от Матфея — одно из самых ранних жизнеописаний Христа. А потому — одно из самых точных и заслуживающих доверия. Волхвы и царь Ирод являются реальными историческими лицами. Тогда и Вифлеемская звезда представляет собой реальное явление, существовавшее во времена рождения Иисуса.

Вот некоторые из гипотез ее происхождения:

  • метеориты;
  • комета;
  • рождение новой звезды;
  • наблюдаемый парад планет;
  • шаровые молнии;
  • нло.

У каждой из теорий есть свои сторонники и противники. Нужно понимать, что попытки объяснить явление, которое происходило 2000 лет назад, едва ли приведут к какому-либо точному ответу. У любителей необъяснимого всегда останутся 2-3 варианта на выбор.

Комета

По данным астрономов, в 12 году до н.э. с Земли недалеко от Земли пролетала комета Галлея. Она была видна в течение шестидесяти дней. Выглядела она как стрела, висящая над горизонтом, повернутая острием вверх. Теоретически, она могла выступать в роли Вифлеемской звезды. Но уже в то время астрономы умели отличать кометы от обычных звезд и считали их плохими предвестниками. Чаще всего с ними ассоциировались многочисленные неприятности: мор, засуха, болезни.

Рождение новой или сверхновой звезды

Примерно в 5 году до н.э. китайские астрономы наблюдали явление, похожее на рождение новой звезды. На протяжении 70 дней на небе неподвижно горела яркая звезда, указывая на дом Марии и ее младенца.

Несмотря на сложность обнаружения следов рождения новой звезды спустя длительное время, в 2005 году астрономам удалось обнаружить в галактике Андромеды, которая находится от Земли на расстоянии 2.5 миллиона световых лет, остатки вспышки сверхновой звезды.

Парад планет

Известный астроном Иоганн Кеплер выдвинул теорию о том, что явление «Вифлеемская звезда» — ничто иное как соединение планет Сатурна и Юпитера, которое произошло в 7 году до н.э. А вскоре после этого, в период со 2 по 3 годы до н.э., произошло еще несколько соединений космических тел. На этот раз вблизи друг друга выстроились Регул и Юпитер, а затем Венера и Юпитер.

Впрочем, являлся ли парад планет Вифлеемской звездой, астрономы не дают убедительного ответа. Яркость и положение на небе этих явлений мало соответствуют описаниям из Евангелие.

Несмотря на большое количество теорий о происхождении Вифлеемской звезды, общепризнанно верной ни одна из них так и не стала.

Для христиан всего мира Вифлеемская звезда остается символом чуда и рождения новой надежды.

Согласно Евангелию от Матфея, Вифлеемская звезда — яркое небесное тело, которое указало волхвам путь к дому, где родился младенец Иисус. Звезда зажглась на востоке, когда Иисус появился на свет, и привела волхвов в Иерусалим, откуда царь Ирод направил их в Вифлеем Иудейский. «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» , — говорится в Евангелии от Матфея.

Если допустить, что описанные в Евангелии события являются правдой, встает вопрос о том, что представляла собой Вифлеемская звезда. Очевидно, что привлечь внимание волхвов могло только действительно необычное и яркое небесное тело, однако,

по мнению богословов, звезда вообще могла не являться реальным небесным объектом.

Так, толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский писал: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» .

Соединение планет

В 1614 году немецкий астроном Иоганн Кеплер выяснил, что в 7 году до н.э. произошла серия из трех соединений Юпитера и Сатурна. Ученый предположил, что сближавшиеся друг с другом планеты могли быть видны с Земли, и именно это явление стало известно под названием «Вифлеемская звезда». Впрочем, современные расчеты показывают: расстояние между планетами составляло около двух диаметров Луны, а это значит, что Юпитер и Сатурн вряд ли могли произвести на волхвов такое впечатление.

В 3-2 годах до н.э. произошла серия из семи соединений космических тел, включая три соединения Юпитера и Регула (самой яркой звезды в созвездии Льва), а также необычайно близкое соединение Венеры и Юпитера 17 июня 2 года до н.э. и в августе 3 года до н.э. Впрочем, эти события являются не слишком хорошими претендентами на роль Вифлеемской звезды:

соединения планет были видны на западе при заходе Солнца, а значит, не могли указать волхвам путь на юг и привести их из Иерусалима в Вифлеем.

Комета

Комета Галлея была видна с Земли в 12 году до н.э. в течение примерно 60 дней и теоретически могла бы являться неплохим кандидатом на роль звезды, однако в то время астрономы уже умели отличать кометы от других космических тел и считали их плохим предзнаменованием.

Новая или сверхновая

Еще один похожий на вспыхнувшую новую звезду объект наблюдался корейскими и китайскими астрономами в 5 году до н.э. Этот объект был виден на протяжении 70 дней и при этом не двигался - так же, как и Вифлеемская звезда, которая как бы «висела» над домом Марии и ее младенца.

В 2005 году возникла гипотеза о том, что

Вифлеемская звезда была сверхновой звездой, вспыхнувшей рядом с галактикой Андромеды, отдаленной от Земли на расстояние 2,52 млн световых лет.

Несмотря на то что обнаружить следы сверхновой звезды или определить точное время ее вспышки в другой галактике чрезвычайно сложно, ученым удалось найти остатки сверхновой в галактике Андромеды.

Гелиакический восход

Одна из теорий гласит, что выражение «на востоке», употребленное в Евангелии, можно трактовать не просто как указание на сторону света, а хоть и малоизвестный, но вполне конкретный астрономический термин — гелиакический восход. Это выражение означает первый после некоторого периода невидимости утренний восход звезды или планеты. До гелиакического восхода звезда на протяжении некоторого времени находится на дневном небе и является невидимой, после чего в определенный момент восходит на восточной стороне неба на фоне утренней зари.

Впрочем, другие переводчики древнего текста уверяют, что Евангелие не содержит специфичной астрономической лексики и выражением «на востоке» автор хотел только указать на сторону света.

Покрытие Юпитера

Астроном Майкл Мольнар утверждает , что звездой на Востоке стали события, случившиеся 20 марта и 17 апреля 6 года до н.э., — покрытие Юпитера Луной. Покрытие — это астрономическое явление, при котором один космический объект проходит перед другим, заслоняя его часть.

Ученые полагают, что

покрытие Юпитера Луной не могло быть видимым с Земли невооруженным глазом, а значит, его вряд ли можно было бы принять за яркую звезду.

С другой стороны, когда волхвы пришли к царю Ироду, который направил их из Иерусалима в Вифлеем, царь был удивлен этим визитом. Это означает, что «путеводной звезды» волхвов он не видел — а вот они, будучи людьми образованными и сведущими в астрономии, вполне могли заметить покрытие.

Несмотря на немалое количество теорий, которые могли бы объяснить появление на небе Вифлеемской звезды, ни одна из них не является общепризнанно верной.

Вифлеемская звезда - загадочное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, волхвы назвали «звездой». В Евангелии от Матфея сказано, как именно шли волхвы, чтобы поклониться Богомладенцу-Христу, и в этом рассказе есть определенная загадка. Дело в том, что ко Христу их вела… звезда. Именно так: они увидели в небе очень яркую, ни на что не похожую звезду и пошли за ней. Волхвы знали из преданий, что это небесное явление приведет их к новому Царю Иудейскому, который будет Спасителем мира. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. Они с радостью поклонились Младенцу и Деве Марии и принесли Христу дары - золото как Царю, ладан - как Богу, и смирну - как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Далее волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. Они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.

Но вот вопрос: могла ли какая-то звезда действительно вести волхвов? Не выдумка ли это? Некоторые критики Евангелия утверждали, что эта история – позднейшая вставка в Священное Писание, сделанная греками, чтобы «разукрасить» событие Рождества, о котором очень скупо рассказали евангелисты. И действительно, все это похоже на сказку… Так как же относиться к рассказу о звезде? И неужели современная Церковь действительно верит, что по небу двигалось некое тело, указывая путь волхвам?

Начнем с «позднейших вставок». Эту версию вполне можно было бы допустить, но… Текст Евангелия много раз анализировали на предмет авторского стиля и исторической достоверности. Доказано, что события, описанные в Евангелии, не противоречат другим историческим источникам, а манера их изложения, скорее, свидетельствует о том, что авторы ничего не придумали от себя, иначе целый ряд эпизодов выглядел бы принципиально иначе. Ведь если уж выдумывать какие-то истории, чтобы Евангелие казалось более достоверным, то зачем описывать то, что может вызвать недоумение? Вряд ли какому-то заинтересованному в «продвижении» Евангелия лицу пришло бы в голову нарочно упоминать про эпизод со звездой. Логичнее было бы написать, что волхвов вел небесный ангел – для сознания верующих людей это выглядело бы более логично.

А часто упоминаемая Вифлеемская звезда, как раз наводит на противоположную мысль – о том, что автор ничего не придумал, а записал все, как случилось на самом деле. Так была ли Вифлеемская звезда или нет?

Справедливости ради надо сказать, что вопрос этот возник не сегодня. В разные времена люди пытались найти на него ответ, и каждая эпоха предлагала какое-то свое толкование. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. В Средневековье ее считали разумной силой, как раз-таки ангелом, который явился в образе Вифлеемской звезды.

Интересное объяснение этого явления предложил в XVII веке знаменитый астроном Кеплер . Он доказывал, что виденная волхвами Вифлеемская звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера и Сатурна. Свои вычисления Кеплер основывал на том, что 17 декабря 1603 года произошло подобное совпадение этих двух планет, а в следующую весну к ним присоединилась третья планета – Марс. По астрономическим вычислениям Кеплера, такое же совпадение (Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб) должно было происходить и в 747 году от основания Рима, а в следующем, 748 году (то есть примерно в то время, когда родился Иисус Христос), к этим двум планетам должен был присоединиться Марс. Из Евангелия понятно, что явившаяся волхвам Вифлеемская звезда вела их не весь путь. Она перестала быть видима, когда они пошли в Иерусалим, и вновь показалась, когда из Иерусалима они вышли в Вифлеем. Так что присоединение Марса в 748 году вполне согласуется с евангельским повествованием. Это небесное явление известно в астрономии под названием «парад планет». Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы ХХ века посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа, и яркой звезде там было уделено особое внимание.

Было и другое предположение: Вифлеемская звезда – это не что иное, как комета Галлея . О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион . Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Рождества Христова, то есть слишком рано для евангельских событий. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую, или рождение новой звезды, в созвездии Козерога весной 5 года до Рождества Христова. Эта теория кажется интересной и вполне вероятной.

Однако стоит ли привязываться к одной из этих теорий? Скажем, тот же Кеплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «Вифлеемская звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом: Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».

Действительно, Библия – это не учебник астрономии. И если кто-то из учителей Церкви настаивает на сверхъестественной природе Вифлеемской звезды, он имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой.

Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо. И Вифлеемская звезда – сопутствующее ему явление. Какая, по большому счету, разница, каково ее происхождение? Если в маленький поселок Вифлеем, находящийся в провинции Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, то вовсе не звезда стала для них «движущей силой». Она лишь указывает путь. Волхвов приводит сюда чудо рождения Бога. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о Вифлеемской звезде.

Поэтому, какой бы не была Вифлеемская звезда, сути это не меняет. Даже если Иоганн Кеплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – это не противоречит евангельской истории. И не противоречит логике восточных мудрецов, которые оставили все свои дела и пошли в далекую страну, чтобы встретить Христа. Волхвы шли не потому, что их вела Вифлеемская звезда, а потому, что искали Бога. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах, а в убогом вертепе – пещере, где в непогоду прячут животных. То есть сначала они поверили Богу, а потом уже пошли за звездой. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя…