Архитектура Русская (IX - XVII вв.). Тихо, идёт тестирование

В современной россии архитектура находятся на переломном этапе. Широкие возможности применения разнообразнейших конструкций и материалов позволяют осуществить самые смелые архитектурные идеи, радикальные социальные и политические перемены стремительно меняют уклад жизни, отражаясь в искусстве и архитектуре. Поэтому в современной российской архитектуре стала формироваться тенденция поиска художественного языка, способного выразить национальный характер.

Русская архитектура имеет множество культурных корней, поэтому ответить на вопрос что такое русский дом порой не так просто. Но, можно увидеть, по крайней мере, два архитектурных направления составляющих основу русской архитектуры: дворянское, и народное. Первое представлено архитектурой дворянских усадеб, второе воплощено в затейливой резьбе деревянных теремов.

Стоит обратиться к архитектурно-художественным традициям, на базе которых сформировался «русский стиль». Изначально на формирование русского стиля оказало значительное влияние использовании форм Византийского искусства, соединенного с традициями древнерусского зодчества и народного искусства. Стоит вспомнить, что первые русские храмы строили по византийским канонам. Все постройки на Руси строились поначалу из дерева и обладали самобытностью: фасад терема не имел чёткой организации, зато снаружи дома богато украшали позолотой и инкрустацией, использовали национальные орнаменты в карнизах, колоннах и фризах. Кровли красили яркими красками. В этот период русские зодчие овладели приёмами мастерства, которые давали возможность возводить сложные постройки высокого художественного уровня.

Нужно добавить примеры объектов современного девелопмента, выполненных в такой манере.

На рубеже XVII и XVIII вв. русская архитектура пошла в унисон с общеевропейской. Но резкость совершившегося перехода с одной стороны, и национальной самобытности с другой. Европейские тенденции переосмысливались, органически усваивались и вводились в контекст национальной культуры, давая начало новой традиции. Таким образом, происходил процесс формирования второй ветви русского национального стиля, который нашел свое отражение в классической русской усадьбе XVIII - XIX века. Архитекторам удавалось создавать особый мир, в соответствии с запросами и возможностями владельца, в котором детали классического русского стиля подчеркивали, объединенные с последними тенденциями европейской архитектуры, были призваны подчеркнуть статус хозяина дома. Так формировалось "родовое гнездо", обиталели которого гордились своей историей и происхождением.

"В проектах компании "Канадский дом" выделена целая линейка домов, спроектированных в русском стиле. Архитекторы действительно позволяли себе некоторые вольности, но в деталях были точны без всяких компромиссов, реализовывая свойственные для русского дома композиционные приемы. В нем не наблюдается "стандартных заготовок". Специально прод проект создавались именно те конструктивные узлы, которые необходимы. То есть объединялись архитектурное творчество с осмыслением конструкции, что создает свой особенный стиль. Современный – и безошибочно русский.

Осмысление национальных особенностей и традиций становление «русского стиля» в архитектуре XVIII– нач. ХХ в. связано с патриотическими настроениями в обществе и «национально-романтическими» тенденциями в мировой культуре. Под влиянием романтического направления в архитектуре России сформировалось стремление продолжить в современном искусстве русские национальные традиции, что отразилось в различных формах и деталях в русской архитектуре XIX в. и развитии «русского стиля», выраженного в различных художественных системах: русско-византийском стиле, русском (псевдорусском) стиле, неорусском стиле. В этот период архитектура направлена на признании самобытности и неповторимости русского искусства и имела теснейшую связь с архитектурно-строительной практикой. Теоретические представления и воззрения рассматриваемого периода позволяют заключить, что первоначально понятие «русский стиль», связывали с обращением к формам и приемам древнерусского (допетровского) зодчества и народного (крестьянского и городского) искусства.

Следующий этап развития России приходится на конец XIX - нач. XX в. и связан с осмыслением новых социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и пр., что привело к поиску новых изобразительных методов и средств путем анализа и исследования русской национальной культуры. «Русский стиль» в этот период ориентирован на условность, тяготеет к синтезу, новаторскому способу интерпретации. Поиски новой образности повлекли за собой формирование новых стилевых направлений: неорусский стиль, модерн, неоклассицизм, которые различным образом проявились и получили свое наиболее полное выражение в архитектуре.

Но для реализации данных стилей необходимо творческое переосмысление задачи архитектором, его умение гармонично объединить разные стили и детали, что бы получить как раз яркий пример неорусского стиля. Но практика последних десятилетий доказывает, что для типичных русских строителей пригородных поселков и малоэтажных домов в пригороде архитектор с его творческими способностями не востребованы. Исключения были, но дом, спроектированный известным архитектором, – это экстра-роскошь, за которую должны платить богачи. Но всегда существует идея и найдутся люди, способные ее реализовать. Так появился проект "Шведские пруды" компании ПРСУ. Перед компанией стояла задача сделать экономичное жилье: дома с квартирами по 30-60 м?, но избежать строительства "бетонных коробок" и построить здание в классической манере. "Главное, наверное, в нашем решении обратиться именно к неорусскому стилю было то, что дом небольшой площади в классической архитектуре смотрится бедновато, а в стиль модерн или хай тек, в окружении деревьев... скажем, странновато. А архитектура в неорусском стиле, с его простыми, лаконичными, но в тоже время такими привычными формами, маленькие размеры решает" - говорит директор по продажам компании Кулишов Виктор. Дома небольшие, стоят плотно, участки не имеют ограды, здесь нет шика, но создалась особая спокойная, культурная среда, контрастирующая с угарным пейзажем типичного пригородного поселка, или городских бетонных коробок!

Неорусский стиль прослеживается в работах сторонников «национального стиля», которые ориентировались на использование декоративных приемов и форм национальной (а зачастую народной) архитектуры, рассматривая их как символ национальной выразительности, а также идей государственности, что нашло выражение в создании выставочных павильонов и художественных выставок народов СССР. Такой подход обеспечивал выразительность, национальную характерность, самобытность и неповторимость архитектуры, однако, хотя все мастера советской архитектуры настаивали на том, что учиться у архитектуры прошлого (в том числе и национальной) надо через познание методов и приемов работы ее творцов, на практике попытки освоения и использования национального наследия порой приводили к формальному копированию форм и деталей зодчества прошлых веков.

В процессе эволюции русской национальной культуры в архитектуре сформировалось понятие «русского стиля» как отражения совокупности осознанных традиций, черт, особенностей свойственных русской культуре не в конкретный исторический период, а со времени формирования единой русской нации и по сей день. Развитие «русского стиля» в искусстве проходило циклично, отразив все события происходившие в стране и в обществе. Несмотря на различие формальных признаков «русского стиля», отвечавших разным этапам его эволюции, образно-содержательный аспект его оставался неизменным, а самобытность, национальная характерность являлись идейно-художественной доминантой.

Так сложилось русская архитектура, которая не только не уступает зарубежной, но и представляет лучшие произведения в мировом искусстве. Памятники русской архитектуры говорят о национальном своеобразии (характере), традициях и преемственности на всех этапах развития Русской культуры.

АРХИТЕКТУРА РУССКАЯ (IX - XVII вв.) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии. На протяжении многих столетий русский народ создал ряд глубоко самостоятельных архитектурных школ и систем, давших блестящие образцы национального зодчества. Истоки русской архитектуры восходят к народному творчеству славянских племён южной, центральной и северо-западной Руси. Сохранив многие черты языческой культуры, искусство и архитектура Древней Руси отличаются жизнерадостностью и совершенно лишены сумрачности, свойственной памятникам архитектуры западного средневековья. Об искусстве древних строителей дают представление традиционные типы крестьянского жилого дома и более поздние культовые постройки - церкви, погосты, колокольни русского Севера.

Памятники X - XII вв. свидетельствуют о высокой технической и художественной зрелости каменного зодчества на Руси. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА - страна городов). В древнем Киеве были созданы в XI в. замечательные образцы архитектуры, из которых наиболее значителен собор св. Софии. Софийский собор был построен с 13 главами. Расположенные пирамидально, эти главы образовывали величественный силуэт здания, призванного запечатлеть идею мощи и независимости молодого русского государства. Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI - XII вв. (собор Софии, церковь Спаса Нередицы). Суровая простота их наружного облика сочетается с цветовым богатством интерьера, обильно расписанного фресковой живописью.

Как и древний Киев, Новгород отличался высоким уровнем городского благоустройства: уже в XI в. здесь были деревянные мостовые, в Париже они появились лишь в конце ХIIв. Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др. городах России. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII - XIV вв.), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (ДЕТИНЕЦ). Об­разцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома - палаты Поганкиных, дом Лапина XVI - XVII вв).

Выдающиеся памятники зодчества были созданы во Владимиро-Суздальском княжестве: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, XII в. и др. Успенский и Дмитриевский соборы по своим масштабам, композиции, богатой пластической обработке являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Замечательной особенностью владимирских храмов являются каменные рельефы на наружных стенах, аркатурные пояса и др. Храмы и гражданские сооружения Владимира составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества России.

Развитие русской архитектуры, задержанное в XIII в. нашествием монголов, приходит к новому подъёму в XV в., когда центром строительства становится Москва. В XIV-XVI вв. был заново построен Кремль - комплекс крепостных сооружений, дворцов и храмов во главе с Успенским собором. Архитектурный ансамбль Кремля воплотил идею национального объединения и независимости Московского государства. В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади «Покровский собор, что на рву», 1560 г. («Василий Блаженный»), созданный зодчими Постником и Бармой.

Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя - «посадских людей». В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др. элементы, характерные для гражданских зданий. Усложняется композиция церковных построек, появляется вычурный, прихотливый силуэт, применяются многоярусные кокошники, усиливается цветовая насыщенность декоративного убора дворцов, палат и теремов. В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей - резных наличников, узорчатых порталов, «гребешков» и т.п. (так называемое «нарышкинское барокко»). Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв.

На протяжении XVI-XVII вв. продолжает развиваться русское деревянное зодчество, создающее замечательные культовые, жилые, оборонные и хозяйственные сооружения. Имеющие в своей основе простейшую конструкцию бревенчатого сруба, состоящего из ВЕНЦОВ, постройки зодчих-плотников достигают высокой архитектурно-художественной выразительности. Характерные формы «ЧЕТВЕРИКОВ» и «ВОСЬМЕРИКОВ», шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников,- резных украшений и пр. свидетельствуют о неисчерпаемом богатстве народного искусства, виртуозном владении материалом и глубоком знании родной природы. В лучших из сохранившихся произведений деревянного зодчества (церкви в Кондопоге, Кижах; крепостные сооружения - ОСТРОГИ в Якутске, Илиме; избы Заонежья, Архангельской области и др. районов) строгая простота и ясность композиции сочетается с выразительным силуэтом здания и узорной декоративностью деталей, проявляется глубокое знание конструктивных свойств дерева и умение гармонически связать архитектуру с окружающим пейзажем.

С конца XVII в. начинается новая эпоха в истории России и её культуры, связанная с преобразо­вательной деятельностью Петра I.

February 25th, 2017 , 09:44 am


Успенская церковь в Петербурге, 1896-1898 гг., арх. Г.Косяков

8. Стиль Модерн
Конец XIX в.- 1917 г.
Стилевое направление связано с использованием новых технико-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Термином «Модерн» определяется архитектура, резко восставшая против подражательности. Лозунг модерна - современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики - в модерне вообще не существует.
Свойственному прошлым стилям принципу проектирования здания «снаружи - внутрь», от формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный принцип: «изнутри - наружу». Форма плана и фасада не задается изначально, она вытекает из особенностей внутренней планировочной структуры.
О модерне - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/modern/0-255


Особняк Рябушинского в Москве, 1900 г., арх.Ф.О.Шехтель

9. Ретроспективизм
1905 - 1917 гг.
Очень сложное направление, своеобразная параллель позднему модерну. Направление, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма. Различия между поздним модерном и ретроспективизмом провести чрезвычайно трудно.
……………………………………………………………................. ........................................ .........................
В таком виде представлено все вышеизложенное на странице -

Культурные особенности китайской архитектуры July 2nd, 2011

Наблюдения сделаны в ходе небольшого путешествия по Китаю.
За пару последних десятилетий небольшая китайская деревенька Хэйхэ с населением не более полумиллиона превратилась в крупный по меркам северного Китая город.
Сделанный на экспорте "адидасовских" штанов огромный капитал, позволил китайцам возводить вполне даже незаурядные строения по нестандартным проектам. Во всяком случае, они заметно отличаются от наших привычных паралеллепипедов.
Отправившись в путешествие по городу, можно обнаружить, что некоторые дома (их процент невелик) строятся в традиционном китайском стиле - как совокупность небольших построек с выложенными черепицей пагодами.

Есть вариант "для ленивых" - требующие высокого мастерства и больших трудозатрат пагоды не делаются, но общая композиция строения явно указывает на попытку придерживаться традиций.

Китайцы чтят свою культуру. Именно поэтому, кстати, до сих пор не отказались от иероглифической письменности, неудобной не только для всего остального мира, но и для них самих. И в этом почитании корней они нередко вклинивают свои традиционные архитектурные элементы в здания явно для этого не предназначенные.

Башенка на крыше выполнена в форме типовой китайской беседки. И своим внешним видом она, конечно, никак не сочетается с тем, на чём установлена.
Вообще, башни - чрезвычайно популярная в архитектуре сегодняшнего Хэйхэ тема. Причём, используют их совершенно хаотично, никак не учитывая общую стилистику здания. Однако их настолько часто ставят на дома, что иногда стилистика башенки и строения случайно совпадает, и получается вполне даже неплохо.

Немало подобных зданий было построено у нас в советскую эпоху. Но это вовсе не значит, что китайский архитектор пытался скопировать стиль. Просто оно так совпало.
Действительно, иногда башня вполне удачно вписывается в конструкцию здания.

А случается, что она, как бы, не совсем уместна. Более того, не свойственна вообще никакому архитектурному стилю.

Надо заметить, в самой башне угадывается что-то китайское. В частности, намекающие на традиционную пагоду разлёты у её основания. Но чувствуется, что дело не только в этом. Тщательно проанализировав составляющие элементы, можно сделать для себя небольшое открытие: форма крыши - одна и форм традиционной шапки мелкого китайского чиновника. Часть строения, увенчанная башенкой, сама по себе выглядит неплохо. Однако смотрится несколько несуразно в трёхэлементной композиции.
Эклектика, как уже можно догадаться - типовая отличительная черта современной китайской архитектуры. Иногда достигающая уровня явного синкретизма. Примером чего, среди многих прочих, может служить башенка эпохи возрождения, водружённая на обычную бетонную коробку.

Или вот такой дворец двухсотлетней давности, с башней, которая на нём вообще не очень-то стилистически уместна (в действительности, зданию не более десяти лет).

Однако бывают и конструкции, в которых угадывается единство стиля.

Это так называемый нео-грек, призванный оправдать не совсем удачные попытки закосить под античность. Стоит заметить, треугольная штучка на крыше - это не крыша, а именно всего лишь штучка. То есть, что-то вроде архитектурного кокошника в псевдогреческом стиле.
Вообще, тема античности - распространённое явление. С той только разницей, что у нас в подобном стиле выполнены в основном здания, которым сто, двести и более лет, а в Китае - самое новьё, поскольку там только недавно дорвались до свободы архитекрутного самовыражения. И эта свобода иногда даёт нижеследующие результаты.

Макушка, как водится - просто бордюрчик, грозящий в ветренную погоду обрушиться на прохожих.
При всей мешанине стилей, присутствующей в большинстве современных строений, временами встречаются здания, создающие внешнее впечатление стилистического единства.

А бывают такие, которые такое впечатление не совсем создают.

В принципе, для современной архитектуры это нормально. Однако одно дело - когда так задумано, когда архитектор заложил в такую расстановку какую-то идею, и совсем другое - когда понимаешь, что архитектор - значительно в большей мере проектировщик, совокупляющий (во всех смыслах) элементы дизайна, чем хоть сколько-нибудь зодчий, вынашивающий единую стилистическую композицию.
Несмотря на вышеизложенное, всё же, можно путём сравнений выделить момент, общий для современной архитектурной стилистики в Хэйхэ. Подобных домов со скруглённым углом, как представленный выше, в Хэйхэ немало. И ни на одном из них нет башен. То есть, у них, как бы, принято считать, что на таких домах башня неуместна. Хотя, возможно, объяснение много проще: в Хэйхэ есть архитектор, которому нравятся скруглённые углы, но напрочь не нравятся башни, являющиеся простым украшательством.
Кстати, бессмысленное украшательство (много более бессмысленное, чем башни) китайцам свойственно практически во всех сферах их деятельности. Особенно в случаях, когда в оформление можно вклинить традиционные элементы своей культуры.

"Кокошник" на крыше дома - это воплощённый в архитектуре элемент головного убора древнего китайского воина. Ну и, конечно, на дальнем углу здания мы можем видеть уже привычную башенку. Единственное, чем, как мне думается, можно оправдать военную тематику в обычном жилом доме - непосредственная приграничность. Дом стоит на набережной реки Хэйлунцзян. Точнее, это китайцы так думают, в действительности, река называется Амур. Через реку располагается русский город Благовещенск.
И, напоследок, просто красиво спроектированный дом.

Думаю, арочки на крыше не следует считать заимствованием из какой-то стилистики (такие формы были популярны и в античности, и в романском стиле, и в готике). Для китайской традиции это, конечно, совершенно не свойственный элемент, однако современный мир имеет вектор к смешению культур, оттого теперь где угодно используется что угодно.
Несмотря на аляповатые несуразности, а подчас и откровенные нелепости, присутствующие в архитектуре сегодняшнего Хэйхэ (и не только его, разумеется), всё же, выглядит это хорошо. Действительно, красивый город, почти весь застроенный очень разнообразными современными домами.

1.Введение

2.Архитектура Новгорода

3.Архитектура Пскова

4.Архитектура Москвы

5.Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Монгольское нашествие 1237-1240 годов, разрушив многие русские города, нанесло огромный урон русской культуре. Художественные ремесла пришли в упадок. Однако вслед за полосой упадка в середине 14 века явно обозначаются признаки возрождения. С конца 14 века художественное ремесло не только воскресло, но и вступило на новый и блестящий путь развития.

15 век – период наивысшего расцвета в истории древнерусской живописи. В это время иконопись решительно становится господствующим искусством, имеющим столь самобытный характер, что любое произведение несет на себе неповторимо русскую печать.

В данной работе мы рассмотрим своеобразие русского искусства в период 14 – 15 веков на примере особенностей архитектуры наиболее ярких, на мой взгляд, центров, таких как Новгород, Псков и Москва.


Архитектура Новгорода

Нашествие монголо-татар не нанесло Новгороду такого сокрушительного удара, какой потерпели города Владимиро-Суздальской земли, однако оно имело существенные последствия для развития новгородской культуры. Достаточно сравнить мрачное затишье, наступившее после 1240 года, с той бурной строительной деятельностью, которая шла в Новгороде и его пригородах в конце 12 – нач. 13 века . Новгородские летописи с 1240 года до начала 90-х годов 13 века упоминают о строительстве только трех церквей, причем из дерева. Зато крепостное строительство той поры было значительно оживленнее в связи с усилившейся опасностью с Запада.

Однако уже в 90-х годах 13 века положение резко изменилось. Нанеся сокрушительный удар сначала шведам, а затем ливонским рыцарям, Новгород стал одним из крупнейших центров Руси, вступил в полосу нового расцвета своей культуры, будучи единственным из русских городов, сохранившим полностью памятники своего прошлого и культурные традиции.

Новгородские памятники конца 13 – первой половины 14 века сохраняют основные старые композиционные приемы и отражают лишь некоторые новые черты в понимании внутреннего пространства. Тем не менее они открывают новый период в истории новгородского зодчества. Новые элементы конструкций привели к новой системе завершения храма, делавшей внешний облик здания резко отличным от старого. Отказ от боковых апсид придал восточному фасаду храма необычный вид. Наряду со старыми формами оконных проемов в этот период впервые появляются окна со стрельчатым завершением. Изменяется система кладки: плинфа и камень уступают место местной волоховской плите, не требовавшей больших затрат на разработку и доставку, предоставляя неисчерпаемый запас строительного материала для всех видов строительства. Применение волоховской плиты накладывало отпечаток некоторой грубоватости. Видимо, с этим было связано сравнительно позднее освоение чисто кирпичной техники в новгородской архитектуре.

Дошедший до нас памятник конца 13 века – церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом Климентом в 1292 году, свидетельствует о том, что в традиционном типе храма, широко распространенном в новгородском зодчестве второй половины 12 века, произошли существенные изменения. Зодчие церкви Николы на Липне стремились переосмыслить традиционную композицию, вводя новые приемы. Так, они отказываются от старой системы посводного (по закомарам) покрытия. Несмотря на более позднюю переделку завершающих частей здания, верх церкви Николы на Липне можно реконструировать в виде трехлопастного покрытия. Зодчие отказались от трехчастного деления фасада лопатками, что придало зданию еще большую монолитность, и от боковых апсид, одновременно опустив центральную до половины высоты храма. Характерной чертой церкви Николы на Липне является вытянутость пропорций, чего не встречалось ранее в новгородском зодчестве. Существенной особенностью является также новая техника кладки. Церковь Николы на Липне в основном выстроена из волоховской грубо отесанной плиты на растворе извести с песком. Кирпич удлиненной формы еще встречается в укладки, но старой системы чередования кирпича и камня уже нет. Применен кирпич и в кладке столбов и сводов церкви, но он имеет форму продолговатых брусков очень крупного размера.

Кладка из блоков грубо отесанного известняка различного размера с использованием булыги и частично кирпича давала очень неровную поверхность стены и обязательно нуждалась в обмазке известью. Эта система кладки изменила и характер построек, в которых теперь отсутствует четкость форм и линий.

Из довольно многочисленных построек первой половины 14 века до недавнего времени сохранились лишь две. Первая из них, церковь Благовещения на Городище, выстроенная архиепископом Василием в 1342-1343 годах на месте разобранной древней церкви 1103 года, почти полностью разрушена. Однако, судя по плану и уцелевшим частям стен, эта постройка повторяла композицию церкви Николы на Липне.

Выстроенная новгородским боярином Онцифором Экабиным в 1345 году церковь Спаса на Ковалеве – один из интереснейших памятников переходного периода новгородского зодчества 14 века, в архитектуре которого отразились и старые традиции, и новые искания. Церковь Спаса, сохраняя тип кубического храма, крытого по закомарам, имеет одну апсиду, но в то же время три притвора, один из которых служил усыпальницей бояр-строителей. Притворы различны по величине и форме и напоминают скорее “прирубы” деревянного храма.

Церковь Успения на Волотовом поле (1352) развивает принципы, заложенные в основе архитектурного образа церкви Николы на Липне. Здесь лопатки исчезают совсем, никаких декоративных украшений на фасадах церкви нет, монолитный объем стройного четверика легко завершается трехлопастным покрытием, сочетающимся, однако, со старой системой сводов. Асимметрично расположенные притворы придают живописность композиции. Подкупольные столбы значительно придвинуты к стенам церкви, нижние их части скруглены. Этот прием, впервые примененный в русском зодчестве в волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородской и псковской архитектуры 14 и 15 веков.

Перечисленные выше памятники могут рассматриваться как промежуточное звено в процессе формирования того нового стиля в новгородском зодчестве, который представлен блестящей серией памятников 60-80 годов 14 века .

Во второй половине 14 века складывается классический тип новгородского храма, представленный двумя боярскими постройками: церковью Федора Стратилата на Ручье (1360) и церковью Спаса на Ильине улице (1374).

Внутреннее пространство церкви Федора Стратилата характеризуется широкой расстановкой столбов. В то же время в церкви возрождаются обширные хоры на каменных сводах. В стенах храма появляются тайники для хранения казны строителя – посадника Семена. Но наиболее значительно изменение наружного облика здания. Первоначально храм имел криволинейное завершение фасадов и соответствующее покрытие. Вероятно, сложность и непрактичность подобного покрытия привели в дальнейшем к его замене на простую прямолинейную кровлю на восемь скатов, или на четыре “щипца”. Переход к “щипцу” в то же время сближал каменный храм с деревянными постройками с их прямолинейными кровлями. На фасадах появляются разнообразные декоративные элементы: пояски треугольных впадинок, арочек и нишек – на барабане, вертикальные тяги с аркатурой – на апсиде, “бровки” – над стрельчатыми завершениями окон.

В церкви Спаса на Ильине улице при общем сходстве композиций с церковью Федора Стратилата декорация фасадов еще больше обогащается введением различных розеток, поясков, вставных каменных крестов. Если ранее зодчество Новгорода 12 –13 веков характеризовалось суровой простотой, то в 14 веке, в пору расцвета новгородской культуры, архитектурное творчество значительно оживляется.

Памятники Новгорода конца 14 и начала 15 веков , повторяя и упрощая найденные в храмах Спаса на Ильине улице (1374) и Федора Стратилата на Ручье (1360) решения, не дают ничего принципиально нового. Следует отметить очень стройную по своим пропорциям церковь Иоана Богослова в Радоковицах (1384) и церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406) с нарядным убранством фасадов. Практические нужды приводят к появлению в 15 веке храмов с подклетом – не выявленным внешне нижним этажом, предназначенным для хранения товаров и ценностей. Следует отметить также возрождение кирпичной кладки (церковь Симеона в Зверине монастыре, 1468).

Во второй половине 15 века , в связи с борьбой новгородского боярства против воссоединения с Москвой, в новгородском зодчестве появляются консервативные тенденции. Особенно явно они сказались в постройках архиепископа Евфимия. По его заказу перестраивались в старых формах обветшалые храмы 12 века. Новгородский владыка стремился воскресить и поддержать новгородскую “старину”. Евфимий предпринял также обстройку детинца каменными зданиями (1422-1443). Главная постройка этого ансамбля – Грановитая палата (1433), которая строилась при участии немецких зодчих. Это большое трехэтажное кирпичное здание с главным помещением – одностолпным залом для парадных приемов и заседаний, перекрытым сводами на нервюрах. Палата несет несвойственные русскому искусству элементы готики.

Воссоединение Новгорода с Русским государством накладывает свой отпечаток на развитие искусства. Памятники Новгорода конца 14 – начала 15 века характеризуются сочетанием слабеющих местных новгородских традиций с преобладанием форм побеждающего московского общерусского зодчества.

Архитектура Пскова

Во второй половине 13 и первой половине 14 века каменное церковное строительство в Пскове почти не ведется. Это время ожесточенной борьбы с агрессией Ливонского ордена. Все архитектурные силы Пскова поглощены строительством. В 13 веке был создан псковский каменный детинец, и была сооружена стена, прирезавшая к территории детинца новый участок разросшегося города. В 1309 году посадник Борис опоясал растущий Псков новой стеной. В 1330 году создаются твердыни пограничного Изборска с его могучими стенами и башнями. В это время летописи упоминают о постройке всего трех храмов, из которых до нас дошел собор Снетогорского монастыря (1311). Он воспроизводит почти буквально древний Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.