II Международный конкурсмолодых пианистовGrand Piano Competition.Церемония награжденияи концерт-закрытие конкурса. Александр Малофеев: «Если не окажусь в пятерке лауреатов – не расстроюсь – На сцене ты держишься уверенно

Второй Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition (II GPC) завершился 5 мая 2018 года гала-концертом лауреатов в Концертном зале им. П. И. Чайковского, после которого был объявлен обладатель Гран-при нынешнего конкурса. Но будем рассказывать по порядку.

На второй день первого тура в зале в качестве слушателя появился легендарный пианист и педагог Дмитрий Башкиров, да так и застрял на конкурсе до его гала-концерта и.закрытия. На вопрос об уровне II GPC Дмитрий Александрович ответил, что он только что был на конкурсе на острове Мальта и утверждает, что уровень GPC гораздо выше мальтийскго.

Между двумя турами был однодневный перерыв для оркестровых репетиций. В это же день три члена жюри II GPC: Борис Петрушанский, Пётр Палечный и Станислав Юденич провели мастер-классы с московскими студентами-пианистами в Камерном зале Московской филармонии.

Я побывал на мастер-классе профессора академии «Встречи с маэстро» в Имоле (Италия) Бориса Петрушанского, живущего сейчас в Италии, но сохранившего российское гражданство. Он – последний ученик Генриха Густавовича Нейгауза, заканчивал Московскую консерваторию в классе другого выдающегося музыканта и педагога профессора Льва Николаевича Наумова.

В ходе мастер-класса, который длился два часа, Петрушанский занимался с тремя студентами: Сергеем Филалеевм, Микаэлой Габриэлян и Тимофеем Владимировым. Я получил огромное удовольствие, наблюдая из зала за занятиями маэстро. Это был настоящий двухчасовой спектакль.

Само собой разумеется, что основной упор делался на чисто профессиональном разборе некоторых мест, вызвавших замечания маэстро. Борис Всеволодович не только указывал на конкретные недостатки в звучании той или иной ноты, аккорда или фрагмента, но и показывал это на рояле. Его указания были конкретны и точны.

Особое внимание Петрушанский обратил на саму манеру прикосновения к клавишам. Я понял, что один из главных его посылов – надо не воевать с инструментом, будь то рояль, скрипка или другой музыкальный инструмент, а любить его и ласкать.

Речь Бориса Петрушанского изобиловала реминисценциями и ассоциациями не только музыкальными, но и литературными, живописными и многими другими – его эрудиция весьма велика.

Мы с Борисом Петрушанским знакомы лет эдак 35 – в его бытность в Москве я ходил на его концерты, мы частенько пересекались на концертах других музыкантов, обсуждали услышанное, он неоднократно выступал в организованных мною концертах. Как исполнитель Борис Петрушанский помнится мне как один из лучших исполнителей музыки Брамса. Но с его педагогическим талантом я столкнулся впервые только сейчас и могу только сожалеть, что так поздно.

Во втором туре в жюри появился создатель международного фестиваля в Вербье и его неизменный директор Мартин Энгстрём. Я не могу понять, как г-н Энгстрём берется оценивать в целом выступление конкурсантов, не слыша первого тура. Маловероятно, что он за один день прослушал записи всех конкурсантов. Да если это и было так, то совершенно очевидно, что впечатление от любой, самой совершенной записи неадекватно впечатлению от живого выступления.

Возможно, надо внести в положение о GPC пункт о том, что члены жюри на время конкурса обязаны быть свободными от любых других обязательств.

Во втором туре все конкурсанты играли в том же порядке, что и в первом. Намного успешнее, чем в первом туре, Евгений Евграфов выступил с оркестром во втором. Он весьма хорошо, с чувством стиля исполнил Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича.

24-й фортепианный концерт Моцарта прозвучал у Перрен-Люка Тиссена как-то по-ученически примитивно.

В хорошем смысле слова меня поразил Роман Борисов прекрасно исполнивший первую часть Первого фортепианного концерта Брамса. Если только слышать, не видеть и не знать, кто исполняет сольную партию, то можно решить, что играет взрослый человек, а не 15-летний юноша.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром С. Прокофьева выбрали 12-летний Егор Опарин и 14-летнй Тинхун Ляо. Опарина несколько занесло с темпами, и он изрядно погромыхивал. Более старший и опытный Ляо (лауреат I GPC) лучше выстроил его по форме. У него вообще-то русская школа. У себя дома в Шаньтоу он учился в классе профессора Н. Бурцева, а сейчас в ЦМШ при Московской консерватории занимается в классе В. Руденко.

Владислава Хандогого захлестнул собственный темперамент, и он загнал финал Концерта № 3 Рахманинова.

Несколько менее удачно, чем в первом туре выступил Валентин Малинин. В Концерте № 1 Ференца Листа молодой пианист не очень четко выстроил его форму. Второй раз в этот вечер мы слышал этот концерт в более удачной интерпретации китайского пианиста Ичен Юя, который в обоих турах привлек мое внимание своей сосредоточенностью и сдержанностью.

Очень интересно сыграл 2 и 3 части Концерта № 3 Сергея Прокофьева Сергей Давыдченко – ученик Средней специальной музыкальной школы при Ростовской консерватории (класс С. Осипенко).

К сожалению, неудачно выступил во втором туре Иван Бессонов со 2 и 3 частями Первого фортепианного концерта П. Чайковского, в которых он был скован. К тому же у него были проблемы с точностью текста.

Ева Геворгян с первых аккордов зловещей «Пляски смерти» Листа завладела вниманием зала и держала его в напряжении до конца пьесы. Казалось, по залу пронесся огненный вихрь.

Прослушивание второго тура завершила Александра Довгань, которая задорно исполнила малоизвестный фортепианный концерт № 1 Феликса Мендельсона. Единственно, чем интересен этот концерт, так это его редкой исполняемостью. Чего он на самом деле и заслуживает в связи с мало интересной, по моему мнению, музыкой. Технически он не бог весть как сложен, по музыке не ахти как глубок – женское рукоделье середины XIX века, но в качестве экзотики вполне приемлем, особенно для репертуара 10-летней девочки с хорошо и быстро бегающими пальцами.

Спустя небольшое время после окончания прослушивания Денис Мацуев огласил список лауреатов и дипломантов Второго конкурса Grand Piano Competition.

Лауреатами стали не пять конкурсантов, как это определялось условиями конкурса, а семь, и это решение жюри вполне оправдано. Лауреатами II GPC стали: Роман Борисов (Россия), Владислав Хандогий (Республика Беларусь), Сергей Давыдченко (Россия), Тиньхун Ляо (Китай), Иван Бессонов, Ева Геворгян и Александра Довгань (Россия). Меня несколько удивило отсутствие в числе лауреатов Валентина Малинина.

Дипломантами конкурса стали: Евгений Евграфов (Россия), Перрен-Лю Тиссен (США), Егор Опарин (Россия), Валентин Малинин (Россия), Санжарали Копбаев (Казахстан), Чивон Ян (Республика Корея), Ичэнь Юй и Игуо Ван (Китай).

На следующий день 5 мая состоялся концерт лауреатов и вручение наград. За полчаса до начала церемонии закрытия художественный руководитель конкурса Денис Мацуев прямо на сцене КЗЧ провел небольшую пресс-конференцию. Он сказал, что все участники показали необычайную свободу на сцене.

«Это же с ума сойти – играть такие концерты, зная, что на тебя смотрят миллионы!»

Он напомнил,

«что сегодня не просто концерт лауреатов. Для них конкурс еще продолжается. Каждый из них по результатам концерта может стать обладателем Гран-при».


Вечер начался небольшим перформансом – за стоявший на сцене рояль сели шестилетний пианист Елисей Мысин и лауреат Первого конкурса японская пианистка Шио Окуи.

Они в четыре руки заиграли Польку Сергея Рахманинова. Под ее звуки на сцене появился мимический ансамбль в белых и черных костюмах, изображающих клавиатуру. Покружившись несколько минут на сцене они уступили её участникам конкурса, сами стали дзанни – сценическими служками, подносящими из-за кулис дипломы и цветы.

Денис Мацуев вручил конкурсантам дипломы лауреатов и дипломы участников конкурса. Затем ведущие церемонию Юлиан Макаров и Ирина Тушинцева огласили список спецпризов и сертификатов.

Спецпризы и сертификаты

Сертификат на участие в проекте Дениса Мацуева:
Перрен-Люк Тиссен, Егор Опарин, Санжарали Копбаев, Чивон Ян, Ичэнь Юй, Игуо Ван, Роман Борисов, Владислав Хандогий, Сергей Давыдченко, Тиньхун Ляо, Иван Бессонов, Ева Геворгян, Александра Довгань.

Персональная стипендия Дениса Мацуева:
Егор Опарин, Валентин Малинин.

Сертификат на участие в проекте Валерия Гергиева:

Сертификат на участие в проекте Александра Сладковского:
Егор Опарин, Роман Борисов, Сергей Давыдченко, Александра Довгань.

Сертификат Московской филармонии на участие в проекте программы «Всероссийские филармонические сезоны»:
Евгений Евграфов, Егор Опарин, Валентин Малинин, Роман Борисов, Сергей Давыдченко, Иван Бессонов, Ева Геворгян, Александра Довгань.

Сертификат на участие в проекте Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова:
Владислав Хандогий, Ева Геворгян, Александра Довгань.

Специальный приз от Центральной музыкальной школы и Валерия Пясецкого – участие в концерте фестиваля «A tutta forza» с профессиональной видео- и аудиозаписью:
Егор Опарин, Валентин Малинин, Роман Борисов, Владислав Хандогий, Сергей Давыдченко, Тиньхун Ляо, Иван Бессонов, Александра Довгань.

Сертификат на участие в Verbier Festival Academy:
Роман Борисов.

Сертификат от Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» на участие в Конкурсе молодых музыкантов «Евровидение – 2018» 23 августа в Эдинбурге:
Иван Бессонов.

Специальный приз от Геликон оперы и Дмитрия Бертмана – участие в концерте на сцене Белоконного зала княгини Шаховской:
Ева Геворгян, Александра Довгань.

Сертификат на участие в Duszniki International Chopin Piano Festival:
Александра Довгань.

Специальный приз от Yamaha Music – дебютный концерт в Токио в концертном зале Yamaha:
Егор Опарин.

Приз от концертмейстера Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова Сергея Гиршенко:
Егор Опарин, Сергей Осипенко (педагог Сергея Давыдченко).

Приз от Международного Фонда А. С. Пушкина:
Александра Довгань.

Приз зрительских симпатий:
Сергей Давыдченко, Ичэнь Юй.

Ичэнь Юй получил в дар подарочное издание партитуры Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского.

Все участники Конкурса получили Сертификаты от правительства Российской Федерации на путевки в международный детский центр «Артек».

Затем каждый лауреат исполнил концерт, который он играл во втором туре. Как и во втором туре конкурсанты играли в сопровождении Госоркестра им. Светланова п/у Александра Сладковского.

В гала-концерте все участники играли на одном рояле «Yamaha» поскольку не было времени на их перестановку. Надо отметить, что в Гала-концерте молодые пианисты играли лучше и свободнее, чем во втором туре. Видимо сказалось, что градус конкуренции, которая, как ни декларируй её отсутствие, всё же имела место быть, значительно снизился.

После выступления лауреатов Денис Мацуев в сопровождении оркестра п/у Валерия Гергиева исполнил «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова.

По окончании своего выступления Денис Мацуев назвал имя конкурсанта, получающего Гран-при. Им стала самая младшая участница II GPC – 10-летняя ученица ЦМШ при Московской консерватории Александра Довгань (педагог Мира Марченко), внучка известного и ныне здравствующего российского композитора Владимира Довганя.

Я не удовлетворён таким решением жюри. Конечно, фортепианная палитра Александры Довгань богаче многих более взрослых участников конкурса, но в её красивом музицировании не было таких прорывов во взрослое если и не понимание, то в интуитивно-взрослые интерпретации, которые случались у других конкурсантов, и только потому и оправдывающие само существование таких конкурсов, когда закрыв глаза вы перестаете понимать, что это играет не взрослый музыкант, настолько эмоционально и интеллектуально насыщенным бывают их выступления.

Одним из таких примеров в этом конкурсе стало исполнение Евой Геворгян «Пляски смерти» Листа. В эмоциональном накале мало кто из взрослых пианистов может превзойти ее. А по моим впечатлениям эмоциональное развитие Александры Довгань находится вполне на уровне ее возраста. В результате этого её виртуозность зачастую не переплавляется в музыкальность, а превращается в самоцель.

По моему мнению, более достойными обладателями Гран-при были Ева Геворгян или Сергей Давыдченко.

Тут возникает вопрос: а так ли обязательно на каждом конкурсе, на котором Гран-при предусмотрен положением о конкурсе, он должен быть присужден? На конкурсе альтистов Юрия Башмета Гран-при впервые был присуждён только на седьмом конкурсе. Но тогда уж в его правомерности не усомнился никто. Тогда сошлись в одном конкурсе совершенство (первая премия) и чудо (Гран-при). А чудо не может случаться по расписанию конкурсов, например раз в два года.

Как бы ни относиться к решению жюри по Гран-при, II GPC будет полезен и музыкантам, и слушателям. Первым он дает возможность выхода на престижные концертные площадки и их дальнейшая творческая судьба будет во многом зависеть от них самих. А для широких масс слушателей он открыл новые интересные и перспективные имена молодых пианистов.

Благодаря medici.tv аудитория конкурса составила несколько миллионов человек, которые смотрели и слушали конкурс в режиме «on line» и в записи. Энтузиазм его идеологов и конкретная реализация вызывают восхищение и благодарность.

Владимир Ойвин


Культура

Всю неделю продолжался и вчера завершился II Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition.

Конкурс больше похож на фестиваль, потому что все конкурсанты - финалисты, и без награды ни один не остаётся. Все призёры, ни одного аутсайдера. Денис Мацуев (он этот конкурс придумал и проводит) убеждён в справедливости такого хода. Музыкантов не старше 16 лет не стоит выстраивать по ранжиру и заслугам. Репортаж - Анны Щербаковой.

Напряженные конкурсные дни позади. Праздничный гала-концерт проходит на одной из главных концертных площадок - в Зале имени Чайковского. На сцене - Шио Окуи из Японии. Это лауреат I Grand Piano Competition. В зале в тревожном ожидании сидят герои уже этого года. Команда получилась интернациональная. 15 исполнителей из России, Китая, США, Казахстана, Кореи и Белоруссии. Конкурсанты до последнего не знают, кто станет обладателем заветного Гран-при. На финальном концерте им предстоит сыграть с Симфоническим оркестром имени Светланова. Дирижирует Александр Сладковский.

Члены жюри - профессора ведущих музыкальных ВУЗов со всего мира. Пётр Палечный из Университета имени Шопена в Польше, Станислав Юденич - преподаватель Оберлинской консерватории в США. В антракте жюри удаляется на обсуждение. Всего за несколько минут надо решить, кто лучший.

«Уровень абсолютно заоблачный! Они ведь играют практически безупречно», - заявил член жюри Борис Петрушанский.

«Самое трудное для меня - не только восхититься талантом, но также постараться понять, как будут развиваться дальше, как будут звучать через 2-3 года», - заявил член жюри Мартин Энгстрём.

Перед объявлением результатов - сюрприз для зрителей и для конкурсантов. На сцене - художественный руководитель фестиваля Денис Мацуев вместе с маэстро Гергиевым. Эмоциональная Рапсодия на тему Паганини - Рахманинова добавляет волнения.

Интрига наконец-то разрешается. Обладателем Гран-при становится самая юная конкурсантка - Александра Довгань. Она получает приз из рук Валерия Гергиева. В 10 лет за её плечами - победа в Международном телевизионном конкурсе «Щелкунчик». Аплодисменты не только в зале, но и за кулисами. Победительницу встречают близкие и преподаватели. А она пока не может поверить своему успеху.

«Я ещё не до конца верю в это. Я даже не надеялась на это. Это огромная возможность, и я мечтала просто о рояле, и теперь он у меня будет», - говорит она.

Акустический рояль - всего лишь один из призов. Главное - дорога в профессиональное будущее: приглашение на фестивали, концерты и гастроли. Правда, несмотря на триумф, мэтры советуют не расслабляться.

«Я желаю расти! В прямом и в переносном смысле! И каждый день начинать с чистого листа», - говорит народный артист России, дирижёр Александр Сладковский.

Несмотря на единственный Гран-при, Grand Piano Competition - это конкурс, где по сути нет проигравших. Участие в фестивале даёт шанс и получить стипендии, и принять участие в различных конкурсах. Иван Бессонов поедет в Эдинбург на Конкурс молодых музыкантов «Евровидение», Егор Опарин выступит с дебютным концертом в Токио.

«Это самый добрый конкурс. Здесь конкурс как фестиваль, здесь никто не отбывает», - признается участник Санжарали Копбаев.

«Потрясающее зрелище! В таком огромном зале, столько эмоций, я даже не могу описать», - отмечает лауреат Ева Геворгян.

«Это конкурс самого высокого уровня, на котором я был. Всё было очень серьёзно, я очень многому научился здесь», - отмечает участник Перрен-Люк Тиссен.

Многие конкурсанты вновь встретятся на родине Дениса Мацуева - в Иркутске. Снова вместе их соберёт фестиваль «Звёзды на Байкале».

Художественный руководитель Grand Рiano Competition Денис Мацуев объяснил нарушение регламента тем, что уровень конкурсантов был настолько высокий, что списка в пять лауреатов жюри не хватило.

Он также отметил, что отличие Grand Рiano от других конкурсов состоит в том, что это скорее не конкурс, а «фестиваль, где не может быть проигравших». «Финал на Grand Рiano - это не бой, а настоящий праздничный гала фортепианных концертов - Моцарта, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Грига, Прокофьева, Шостаковича, по окончании которого действительно трудно назвать лауреатские имена», – цитирует Мацуева пресс-служба Министерства культуры.

Лауреаты Второго Grand Рiano Competition:

Иван Бессонов (Россия), 15 лет
Роман Борисов (Россия), 15 лет
Ева Геворкян (Россия), 14 лет
Сергей Давыдченко (Россия), 13 лет
Александра Довгань (Россия), 10 лет
Тиньхун Ляо (Китай), 14 лет
Владислав Хандогий (Республика Беларусь), 16 лет

Дипломанты Второго Grand Рiano Competition:

Игуо Ван (Китай), 14 лет; Евгений Евграфов (Россия), 16 лет; Санжарали Копбаев (Казахстан), 14 лет; Валентин Малинин (Россия), 16 лет; Егор Опарин (Россия), 12 лет; Перрен-Люк Тиссен (США), 15 лет; Ичэнь Юй (Китай), 15 лет; Чивон Ян (Корея), 16 лет.

Лауреаты получит по пять тысяч долларов, дипломанты - по тысяче.

Международное жюри Второго Grand Рiano Competition:

Сергей Доренский (Россия), Петр Палечный (Польша), Борис Петрушанский (Россия), Валерий Пясецкий(Россия), Хёнджун Чан (Республика Корея), Мартин Энгстрём (Швеция) и Станислав Юденич (Россия).

Лауреаты названы, но интрига конкурса сохраняется. Сегодня вечером, во время гала-концерта лауреатов в Концертном зале Чайковского, будет объявлен тот, кому достанется Гран-при – рояль Yamaha AvantGrand.

Все финалисты II Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition получили специальные призы и премии.

Конкурсантам вручили:

Сертификаты на участие в проектах Дениса Мацуева, Валерия Гергиева, Александра Сладковского, Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, программы «Всероссийские филармонические сезоны»;

Специальные призы: от Центральной музыкальной школы и Валерия Пясецкого, от Геликон оперы и Дмитрия Бертмана; от Yamaha Music, Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова и Международного Фонда А.С. Пушкина;

Сертификаты на участие в Verbier Festival Academy и Duszniki International Chopin Piano Festival, сертификат от Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» на участие в Конкурсе молодых музыкантов в Эдинбурге.

Grand Piano Competition проходил в Москве с 29 апреля по 5 мая 2018 года. Учредители конкурса – Министерство культуры Российской Федерации и Московская консерватория им. П.И. Чайковского.

Объявление

Если вы решили пойти в музыкальную школу, то вам понадобится инструмент, на котором вы будете играть. На сайте http://musicmen.ru/ вы найдёте широкий выбор музыкальных инструментов по самым доступным ценам. Прекрасное качество, приемлемая цена.

Торжественное открытие Международного конкурса молодых пианистов

« Нас ждёт большое музыкальное событие в преддверии Конкурса Чайковского, удивительные открытия и высочайшего класса исполнения. Конкурс будут транслировать онлайн-команды канала Medici и Московской филармонии. В добрый путь - художественный руководитель конкурса Денис Мацуев.

II Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition пройдёт с 29 апреля по 5 мая 2018 года в Москве. Все конкурсанты, прошедшие отборочный тур, примут участие в двух очных турах. Они выступят как с сольной программой ( I тур), так и в сопровождении симфонического оркестра ( II тур).

В конкурсе примут участие 15 пианистов из 6 стран, самому юному конкурсанту 10 лет:

Бессонов Иван (15 лет, Россия)

Борисов Роман (15 лет, Россия)

Ван Игуо (14 лет, Китай)

Геворгян Ева (14 лет, Россия)

Давыдченко Сергей (13 лет, Россия)

Довгань Александра (10 лет, Россия)

Евграфов Евгений (16 лет, Россия)

Копбаев Санжарали (14 лет, Казахстан)

Ляо Тиньхун (14 лет, Китай)

Малинин Валентин (16 лет, Россия)

Опарин Егор (12 лет, Россия)

Тиссен Перрен-Люк (15 лет, США)

Хандогий Владислав (16 лет, Беларусь)

Ян Чжи Вон (16 лет, Корея)

Ю Ичэнь (15 лет, Китай)

Выступления молодых пианистов оценит международное жюри, в состав которого входят Сергей Доренский (Россия), Пётр Палечный (Польша), Борис Петрушанский (Россия), Валерий Пясецкий (Россия), Хёнджун Чан (Республика Корея), Мартин Энгстрём (Швеция), Станислав Юденич (Россия).

Обладатель Гран-при конкурса получит Акустический рояль Yamaha С3X . Звание лауреата Grand Piano Competition и премию в размере 5000 долларов США получат сразу пять участников конкурса; первое, второе и третье места присуждаться не будут. Десять дипломантов конкурса получат премию в размере 1000 долларов США. Кроме того, по 1000 долларов США будет вручено педагогам конкурсантов, завоевавших звание лауреата конкурса.

Конкурс пройдёт на сценах Большого и Рахманиновского залов Московской консерватории и в Концертном зале имени П. И. Чайковского Московской филармонии. С конкурсантами выступит Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением народного артиста России Александра Сладковского. В заключительном гала-концерте конкурса примут участие Денис Мацуев и Валерий Гергиев.

В программу конкурса также включены мастер-классы известных пианистов, членов конкурсного жюри – Бориса Петрушанского, Петра Палечного и Станислава Юденича.

Сайт фестиваля: https://grandpianocompetition.com/ru/

Заключительный гала-концерт лауреатов, число которых возросло до семи вместо пяти, для них был все еще продолжением конкурса. В концертном зале Чайковского праздничная торжественность царила наряду с волнительным ожидание и сохраняющейся до конца интригой — кто возьмет Гран-при?

"Была бы моя воля, я бы всем конкурсантам дал рояли, и на этом конкурс закрылся бы," — сообщил Денис Мацуев перед началом торжества. "Слово конкурс здесь не на первом месте. У нас беспроигрышная атмосфера, никто обижен не будет, у всех 15 участников впереди большая перспектива погастролировать и много чего еще на ближайшие два года. Каждый из них это "искорка", показавший блестящую форму и, главное, свободу на сцене ".

Эффектным концертным номером открылся праздничный вечер. Под "Итальянскую польку" Сергея Рахманинова танцевали фигуры черных и белых клавиш на сцене, "приводимые" в движение пальчиками Елисея Мысина и Окуи Шио (Япония), лауреата I конкурса Grand Piano, на рояле. Публика в восторге.

Награждение 15 участников, предшествовавшее последнему "рывку" семерых лауреатов, было долгим и обстоятельным. Прежде всего, все ребята получили сертификат на участие в проекте основателя и худрука конкурса Дениса Мацуева. "Американец Тиссен не избежит участи окунуться в Байкал после русской бани," — пообещал Мацуев. Ему предстоит ехать на фестиваль "Звезды на Байкале". Евгений Евграфов награжден возможностью выступить в программе "Всероссийские филармонические сезоны". Малинину среди прочего достался спецприз от ЦМШ и Валерия Пясецкого — участие в концерте фестиваля "А tutta forza" с профессиональной видео- и аудио записью.

Фото: facebook.com/Международный конкурс Grand Piano Competition

Двенадцатилетний Егор Опарин - фаворит конкурса, хоть и не стал лауреатом, а лишь дипломантом, получил завидные награды, в том числе персональную стипендию от Мацуева и дебютный концерт в Токио в концертном зале Yamaha. Сергей Гиршенко, концертмейстер ГАСО им. Светланова, замечательного оркестра, аккомпанировавшего участникам во втором туре, вручил денежный приз (500 евро) покорившему его музыкантское сердце Опарину.

На лауреатов награды, концертные приглашения, подарки, призы так и посыпались. Валерий Гергиев, Александр Сладковский, Московская филармония, ГАСО им. Светланова пригласили их всех в свои проекты. Роман Борисов получил к тому же лестное приглашение к участию в Академии знаменитого фестиваля в Вербье. К предложениям от Мацуева, филармонии и ЦМШ присоединился Всероссийский конкурс "Синяя птица", вручив свой сертификат Ивану Бессонову на участие в концерте"классического" Евровидения 23.08 в Эдинбурге. К четырем позициям приглашений Евы Геворгян Геликон-опера и Дмитрий Бертман прибавили возможность выступить на театральной сцене белоколонного зала княгини Шаховской.


Фото: facebook.com/Международный конкурс Grand Piano Competition

Щедрость подарков, которые в первую очередь рассчитаны на перспективу востребованной концертно-гастрольной жизни участников Grand Piano Competition, отражают одну из главных целей проекта Дениса Мацуева. Он неоднократно подчеркивал, что смысл существования пианиста — это сцена, публика и уникальность момента концертного выступления исполнителя. Этот конкурс также уникален в своей неоспоримой помощи молодым музыкантам.

Конкурс призван пестовать талантливую молодежь на уровне российских и международных концертных площадок. Но сначала ребят лелеют их педагоги. Много благодарных слов звучало в течение вечера в их адрес. Сергею Осипенко, преподавателю Сережи Давыдченко, Сергей Гиршенко, первая скрипка ГАСО им, Светланова вручил денежную награду со словами:" Манера игры, постановка рук Сережи напоминали великую пианистку Татьяну Николаеву". Действительно, весь облик Давыдченко был как продолжение рояля. Органичная и естественная прилаженность к клавиатуре пианиста давала прекрасное владение звуком в кантилене, аккордах и пассажах. Сергею Давыдченко и Ичэнь Юй (Китай) по итогам интернет-голосования присудили приз зрительских симпатий. Сергею подарили сертификат на проведение профессиональной фотосесcии, а китайский улыбчивый парень получил подарочное издание Первого фортепианного концерта П.И. Чайковского: две редакции, клавир и партитуры с комментариями самого автора.

Фото: facebook.com/Международный конкурс Grand Piano Competition

Решение о присуждении Гран-при было коллегиальным всех членов жюри, которое после выступления завершающей (по жеребьевке последний номер) участницы Александры Довгань чинно удалилось из зала для голосования.

Как и во время всех конкурсных прослушиваний первого и второго туров сравнивать и выбирать лучших из ребят, которые и так все лучшие, для жюри было невероятно сложно. Все по-разному яркие, непохожие индивиды, технически не просто хорошо оснащенные и владеющие мастерством, а именно виртуозные в истинном значении этого слова — доблестные, смело и отважно побеждающие любые "руколомкие" нагромождения технических трудностей.

Фото: facebook.com/Международный конкурс Grand Piano Competition

Наконец, после показательного во всех смыслах выступления самого "играющего тренера" худрука Grand Piano Мацуева с маэстро Валерием Гергиевым за пультом ГАСО им. Светланова, Денис Леонидович объявил заветное имя. Из семи претендентов — Роман Борисов, Владислав Хандогий, Сергей Давыдченко, Тиньхун Ляо, Иван Бессонов, Ева Геворгян, Александра Довгань - почтенное и уважаемое жюри выбрало Довгань.

Фридерику Шопену принадлежат знаменитые слова: "Заниматься нужно на самом лучшем инструменте, а играть на любом". Инструмент должен помогать пианисту досягать недосягаемое.

Когда-то конкурсанту Денису Мацуеву после победы на XI Международном конкурсе Чайковского в 1998 году Yamaha преподнесла в дар рояль. С этого момента он стал лицом компании и, по словам пианиста, "членом семьи" Yamaha уже 20 лет.

Фото: facebook.com/Международный конкурс Grand Piano Competition

Сашу Довгань, заслужившую Гран-при, получившую множество приглашений в проекты, вдобавок поощрили путевкой на Международный фестиваль им. Шопена в Душниках (Польша). А Александр Александрович Пушкин, потомок великого поэта собственной персоной вручил денежный спецприз от Международного фонда Пушкина.

"Самое главное, чтобы ребята профессионально росли и поняли, что каждое утро начинается с чистого листа. Так будет всегда. У меня так каждый день. Вечером концерт, а на следующий день все сначала," — сказал Денис Мацуев.