Лев толстой рано остался без. Л н толстой рано остался без кого

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого с отрывками из произведения Л.Н. Толстого «Детство»; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.

Планируемые результаты : предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения Л.Н. Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге, понимание главной мысли, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные:

Формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей басни, характеристика героев произведения, понимание главной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, диафильм «Детство Льва Толстого» (можно найти в Интернете).

Ход урока 1

I. Организационный момент

(Выразительное чтение стихотворения «Бородино».)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Добрые умирают, да дела их живут.

Добрый человек всегда правдой живет.

Мудрым никто не родился, а научился.

Учение образует ум, воспитание — нравы.

— Расшифруйте, что здесь написано. (Лев Николаевич Толстой.)

LЛGEWB SHIVKOWЛSAEGBSLИЧI WTSOLЛSCTVOЙSV

— Как вы считаете, как имя Льва Николаевича Толстого может быть связано с этими пословицами? (Предположения учащихся.)

IV. Работа по теме урока

— Ребята, мы сейчас работали с пословицами. По моему мнению, их можно отнести к писателю, с жизнью и творчеством которого мы знакомы, но на следующих уроках будем узнавать еще больше. Рассмотрите фотографии, данные в учебнике на с. 112, вспомните все, что вы знаете о Толстом, расскажите. (Ответы детей.)

— Посмотрим диафильм «Детство Льва Толстого».

— Итак, подведем итог. Что нового вы узнали об этом писателе?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Выполните задание на с. 71 творческой тетради. Запишите названия рассказов Льва Николаевича, которые вы читали.

(Самостоятельная работа обучающихся. Затем проводится проверка выполненной работы.)

— Используя полученные знания на уроке, дополните предложения.

Лев Николаевич Толстой родился... (в 1828 г.), а умер... (в 1910г.).

Всю свою жизнь он посвятил... (литературе).

Полное собрание сочинений составляет... (90 томов).

Родился и жил он в основном в... (Ясной Поляне).

Там он открыл... (школу для крестьянских детей).

Он сам написал для них... (учебник).

Лев Николаевич рано остался без... (родителей).

В 16 лет он поступил в один из лучших университетов того времени — ... (в Казанский).

Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к... (иностранным языкам), занимался... (историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал).

Всю свою жизнь Толстой пополнял знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

VII. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н. Толстого вы сегодня узнали?

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какие произведения Л.Н. Толстого вы читаете или прочитали? Расскажите о них.

III. Актуализация знаний

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Берегите матерей».

Хлынул дождь — и все в горах намокло,

Разбежались по воде круги...

Слышу: через крышу, через стекла

Молят капли:

— Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

«Мать — весь мир, и рощи, и поля».

Яростно бушует непогода,

В черном небе не видать ни зги...

Просит каждый час любого года:

«Душу мира, маму, береги!»

Р. Гамзатов

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, с веселой интонацией, выразительно).

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать. («Детство».)

— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения учащихся.)

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить?

Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии JI.H. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

(Чтение рассказа «Маman» учителем.)

— Ваши впечатления?

— Кто герой этого произведения? (Описывая свою жизнь, Лев Николаевич сделал героем произведения Николеньку Иртеньева, т. е. он называет себя в произведении Николенькой.)

(Словарная работа.)

— В тексте вам встретились непонятные слова. Попробуйте объяснить их.

IV. Физкультминутка

(Повторное чтение текста по частям с анализом.)

— Какое событие описывает Л.H. Толстой?

— Назовите действующих лиц.

— Какой представляется мама в воображении ее сына? Прочитайте.

— «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Объясните эту мысль. Согласны ли вы с этими словами?

— Как вы понимаете выражение воскресить в воображении черты любимого существа?

— Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, ее улыбке может скрасить жизнь человека? Перечитайте нужный отрывок. Что сказано в нем о чертах ее лица?

— Составьте несколько предложений о самом дорогом для вас человеке.

(Дети рассказывают о маме.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Прочитаем еще раз стихотворение Р. Гамзатова.

Сегодня мы прочитали замечательный отрывок из произведения Льва Николаевича. Его герой - Николенька - был таким же ребенком, как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил, потому что не хотел заниматься. Но потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и вы попросить прошения, если кого-то обидели. Берегите своих близких, заботьтесь о них.

Домашнее задание

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои небольшие сочинения о маме.

III. Работа по теме урока

— Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы. Попробуйте узнать их по первым строчкам.

. «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек».)

. «Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу». («Филипок».)

. «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел». («Правда всего дороже».)

. «Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». («Котенок».)

. «Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». («Косточка».)

. «Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело». («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».)

. «Сын приехал из города к отцу в деревню». («Ученый сын».)

. «В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». («Лев и собачка».)

. «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой». («Прыжок».)

— Какие еще произведения знаете и помните?

— На какие группы можно разделить эти произведения? (Рассказы и басни.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

(Знакомство с текстом главы «Ивины».)

— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как вы думаете, о чем этот текст? (Прогнозирование содержания текста.)

(Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.)

— Какие чувства вы испытали во время чтения?

— Какие слова и выражения были непонятны?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Характеристика героев произведения.)

— Пользуясь текстом, ответьте на вопросы.

— Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях? (Повествование ведется от имени мальчика, от имени автора.)

— Дайте его характеристику. (Главный герой, Николенька Иртеньев, рассказывает о происходящих событиях. Он очень близок самому автору.)

Верно, это так. Л.Н. Толстой вел свои дневники в течение 19 лет. Повесть «Детство» — это тоже дневник, поскольку в нем рассказывается о жизни мальчика, его семьи, друзей, родственников день за днем. Автор специально наделил героя такими чертами характера, которые были свойственны ему самому.

— Какие важные черты характера имеет его герой? (Это добрый, искренний человек, способный на сочувствие.)

— К кому из героев повести Николенька относится с особым чувством любви, привязанности? Почему? (К Сергею Ивину. Он считает Сергея необыкновенно красивым человеком.)

— Что особенно привлекло Николеньку в Сергее? (Сергеи отличался находчивостью, организаторскими способностями, смелостью. Именно таким видел Николенька Сергея.)

— Какое событие позволило Николеньке посмотреть на своего приятеля по-другому? (Когда в гости пришел Иленька Грап, то Сергей решил подшутить над ним. Эта шутка не оказалась безобидной. Иленька чувствовал, что все ребята восстали против него. Сергей поступил жестоко. Николенька даже и не подумал в тот момент, что ребята вместе с ним обижают слабого человека. Осознал он это позже.)

— Как вы думаете, почему Николенька и другие дети не заступились за Иленьку Грапа? (Они и не предполагали, что Сергей может быть неправ, да и сами были увлечены игрой.)

— Какова была реакция детей на то, что сделал Сергей по отношению к Иленьке? (Дети чего-то боялись. Может быть, сами не хотели оказаться в смешном положении, поддерживая Иленьку, сочувствуя ему.)

— Какое впечатление произвел на вас Сергей в начале произведения?

— Изменилось ли ваше отношение к нему? Почему это произошло?

— Как вы думаете, почему Иленька Грап не мог противостоять натиску и нападкам на него со стороны мальчиков?

Последние три абзаца — особые слова, в которых голос автора присоединяется к голосу рассказчика. Автор как бы сквозь призму времени оценивает поступок Николеньки. Его мнение — это мнение взрослого, мудрого человека, который не сумел понять всю неприятную сторону произошедшего события. Он ругает себя и недоумевает, потому что не смог в тот момент защитить слабого человека, не сумел приглушить в себе чувства любви к Сергею.

— Как герой-рассказчик оценивает свое поведение? Изменил ли он свое отношение к Сергею? (В повести сказано: «Я с участием посмотрел на бедняжку...» Николеньке было жаль мальчика. Он первым спросил Сергея о том, зачем тот это сделал. Но, когда Сергей сказал о своей больной ноге, Николенька вмиг изменил свое мнение. Он стал оправдывать Сергея и осуждать Иленьку за плаксивость.)

— Объясните смысл двух последних абзацев повести. Какую главную мысль хотел до нас донести автор?

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?

— В чем смысл прочитанного произведения?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста Л.Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой - выдающийся русский прозаик, драматург и общественный деятель. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. По материнской линии писатель принадлежал к именитому роду князей Волконских, а по отцовской - к старинному роду графов Толстых. Прапрадед, прадед, дед и отец Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых еще при Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

Дед писателя с стороны матери, «потомок Рюрика», князь Николай Сергеевич Волконский, с семи лет был зачислен на военную службу. Он был участником русско-турецкой войны и вышел в отставку в чине генерал-аншефа. Дед писателя с отцовской стороны - граф Николай Ильич Толстой - служил во флоте, а затем в лейб-гвардии Преображенском полку. Отец писателя - граф Николай Ильич Толстой - в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиными. Их общим предком был боярин И.М. Головин, сподвижник Петра I, вместе с ним обучавшийся корабельному делу. Одна из его дочерей - прабабка поэта, другая - прабабка матери Толстого. Таким образом, Пушкин приходился Толстому четвероюродным дядей.

Детство писателя прошло в Ясной Поляне - старинном родовом имении. Интерес Толстого к истории и литературе зародился в детские годы: живя в деревне, он видел, как протекала жизнь трудового народа, от него он услышал множество народных сказок, былин, песен, легенд. Жизнь народа, его труд, интересы и взгляды, устное творчество - все живое и мудрое - открыла Толстому Ясная Поляна.

Мария Николаевна Толстая, мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда умерла его мать. Писатель не запомнил ее, но так много слышал о ней от окружающих, что ясно и живо представлял ее облик и характер.

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Именно он первым заметил склонность своего младшего сына к живому восприятию художественного слова.

Когда Толстому шел девятый год, отец в первый раз повез его в Москву. Первые впечатления московской жизни Льва Николаевича послужили основой для многих картин, сцен и эпизодов жизни в Москве героя толстовской трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» . Юный Толстой увидел не только открытую сторону жизни большого города, но и некоторые скрытые, теневые стороны. Со своим первым пребыванием в Москве писатель связывал окончание самой ранней поры своей жизни, детства, и переход к отрочеству. Первый период московской жизни Толстого продолжался недолго. Летом 1837 года, поехав по делам в Тулу, скоропостижно скончался его отец. Вскоре после смерти отца Толстому с сестрой и братьями пришлось пережить новое несчастье: умерла бабушка, которую все близкие считали главой семьи. Внезапная смерть сына стала для нее страшным ударом и менее чем через год унесла ее в могилу. Спустя несколько лет умерла первая опекунша осиротевших детей Толстых, сестра отца, Александра Ильинична Остен-Сакен. Десятилетнего Льва, трех его братьев и сестру отвезли в Казань, где жила их новая опекунша - тетушка Пелагея Ильинична Юшкова.

Толстой о своей второй опекунше писал как о женщине «доброй и очень набожной», но в то же время очень «легкомысленной и тщеславной». По воспоминаниям современников, Пелагея Ильинична не пользовалась авторитетом у Толстого и его братьев, поэтому переезд в Казань принято считать новым этапом в жизни писателя: воспитание закончилось, начался период самостоятельной жизни.

Толстой прожил в Казани более шести лет. Это была пора формирования его характера и выбора жизненного пути. Живя с братьями и сестрой у Пелагеи Ильиничны, юный Толстой два года готовился к поступлению в Казанский университет. Решив поступить на восточное отделение университета, особое внимание он уделял подготовке к экзаменам по иностранным языкам. На экзаменах по математике и русской словесности Толстой получил четверки, а по иностранным языкам - пятерки. На экзаменах по истории и географии Льва Николаевича постигла неудача - он получил неудовлетворительные отметки.

Провал на вступительных экзаменах послужил для Толстого серьезным уроком. Все лето он посвятил основательному изучению истории и географии, сдал по ним дополнительные экзамены и в сентябре 1844 года был зачислен на первый курс восточного отделения философского факультета Казанского университета по разряду арабско-турецкой словесности. Однако изучение языков не увлекло Толстого, и после летних каникул в Ясной Поляне он перевелся с восточного факультета на юридический.

Но и в дальнейшем университетские занятия не пробудили интереса Льва Николаевича к изучаемым наукам. Большую часть времени он самостоятельно занимался философией, составлял «Правила жизни» и аккуратно делал записи в дневнике. К концу третьего года учебных занятий Толстой окончательно убедился в том, что тогдашний университетский порядок только мешал самостоятельной творческой работе, и он принял решение уйти из университета. Однако университетский диплом ему был нужен, чтобы получить права для поступления на службу. И чтобы получить диплом, Толстой выдержал университетские экзамены экстерном, потратив на подготовку к ним два года жизни в деревне. Получив в конце апреля 1847 года в канцелярии университетские документы, бывший студент Толстой покинул Казань.

После выхода из университета Толстой снова уехал в Ясную Поляну, а затем в Москву. Здесь в конце 1850 года он занялся литературным творчеством. В это время он задумал написать две повести, но ни одну из них не закончил. Весной 1851 года Лев Николаевич вместе со старшим братом, Николай Николаевичем, служившим в армии офицером-артиллеристом, прибыл на Кавказ. Здесь Толстой прожил почти три года, находясь главным образом в станице Старогладковской, расположенной на левом берегу Терека. Отсюда он выезжал в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, бывал во многих станицах и аулах.

На Кавказе началась военная служба Толстого . Он принимал участие в боевых операциях русских войск. Впечатления и наблюдения Толстого отражены в его рассказах «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», в повести «Казаки». Позднее, обратившись к воспоминаниям этого периода жизни, Толстой создал повесть «Хаджи-Мурат». В марте 1854 года Толстой прибыл в Бухарест, где располагалось управление начальника артиллерийских войск. Отсюда в качестве штабного офицера он совершал поездки по Молдавии, Валахии и Бессарабии.

Весной и летом 1854 года писатель принимал участие в осаде турецкой крепости Силистрии. Однако главным местом военных действий в это время был Крымский полуостров. Здесь русские войска под руководством В.А. Корнилова и П.С. Нахимова одиннадцать месяцев героически обороняли Севастополь, осажденный турецкими и англо-французскими войсками. Участие в Крымской войне - важный этап в жизни Толстого. Здесь он близко узнал простых русских солдат, матросов, жителей Севастополя, стремился понять, в чем источник героизма защитников города, понять особые черты характера, свойственные защитнику Отечества. Сам Толстой проявил в обороне Севастополя храбрость и мужество.

В ноябре 1855 года Толстой отбыл из Севастополя в Петербург. К этому времени он уже заслужил признание в передовых литературных кругах. В этот период внимание общественной жизни России было сосредоточено вокруг вопроса о крепостном праве. Рассказы Толстого этого времени («Утро помещика», «Поликушка» и др.) также посвящены этой проблеме.

В 1857 году писатель совершил заграничное путешествие . Он побывал во Франции, Швейцарии, Италии и Германии. Путешествуя по разным городам, писатель с большим интересом знакомился с культурой и социальным строем западноевропейских стран. Многое из того, что он увидел, впоследствии отразилось в его творчестве. В 1860 году Толстой совершил еще одну поездку за границу. За год до этого в Ясной Поляне он открыл школу для детей. Путешествуя по городам Германии, Франции, Швейцарии, Англии и Бельгии, писатель посещал школы и изучал особенности народного образования. В большинстве школ, которые посетил Толстой, действовала палочная дисциплина и применялись телесные наказания. Вернувшись в Россию и посетив ряд школ, Толстой обнаружил, что многие методы обучения, действовавшие в западноевропейских странах, в частности в Германии, проникли и в русские школы. В это время Лев Николаевич написал ряд статей, в которых подверг критике систему народного образования и в России, и в западно-европейских странах.

Прибыв на родину после заграничной поездки, Толстой посвятил себя работе в школе и изданию педагогического журнала «Ясная Поляна». Школа, основанная писателем, располагалась неподалеку от его дома - во флигеле, сохранившемся до нашего времени. В начале 70-х годов Толстой составил и издал ряд учебников для начальной школы: «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». По этим книгам выучилось не одно поколение детей. Рассказы из них с увлечением читают дети и в наше время.

В 1862 году, когда Толстой был в отъезде, в Ясную Поляну прибыли помещики и произвели обыск в доме писателя. В 1861 году царским манифестом была объявлена отмена крепостного права. При проведении реформы между помещиками и крестьянами вспыхивали споры, улаживание которых было поручено так называемым мировым посредникам. Толстой был назначен мировым посредником в Крапивенский уезд Тульской губернии. Разбирая спорные дела между дворянами и крестьянами, писатель чаще всего занимал позицию в пользу крестьянства, чем вызывал недовольство дворян. Это и послужило поводом для обыска. Из-за этого Толстому пришлось прекратить деятельность мирового посредника, закрыть школу в Ясной Поляне и отказаться от издания педагогического журнала.

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс , дочери московского врача. Прибыв с мужем в Ясную Поляну, Софья Андреевна всеми силами стремилась создать в имении такую обстановку, при которой ничто бы не отвлекало писателя от напряженного труда. В 60-е годы Толстой вел уединенную жизнь, полностью посвятив себя работе над «Войной и миром».

По окончании эпопеи "Война и мир" Толстой решил написать новое произведение - роман об эпохе Петра I. Однако общественные события в России, вызванные отменой крепостного права, настолько захватили писателя, что он оставил работу над историческим романом и приступил к созданию нового произведения, в котором отразилась пореформенная жизнь России. Так появился роман «Анна Каренина», работе над которым Толстой посвятил четыре года.

В начале 80-х годов Толстой переехал с семьей в Москву, чтобы заняться образованием своих подраставших детей. Здесь писатель, хорошо знакомый с деревенской нищетой, стал свидетелем городской бедности. В начале 90-х годов XIX века почти половину центральных губерний страны охватил голод, и Толстой включился в борьбу с народным бедствием. Благодаря его призыву был развернут сбор пожертвований, закупка и доставка продовольствия в деревни. В это время под руководством Толстого в деревнях Тульской и Рязанской губерний было открыто около двухсот бесплатных столовых для голодающего населения. К этому же периоду относится ряд написанных Толстым статей о голоде, в которых писатель правдиво изобразил тяжелое положение народа и осудил политику господствующих классов.

В середине 80-х годов Толстой написал драму «Власть тьмы» , в которой изображена гибель старых устоев патриархально-крестьянской России, и повесть «Смерть Ивана Ильича», посвященную судьбе человека, только перед смертью осознавшего пустоту и бессмысленность своей жизни. В 1890 году Толстой написал комедию «Плоды просвещения», в которой показано истинное положение крестьянства после отмены крепостного права. В начале 90-х годов был создан роман «Воскресенье» , над которым писатель работал с перерывами десять лет. Во всех произведениях, относящихся к данному периоду творчества, Толстой открыто показывает, кому он симпатизирует, а кого - осуждает; изображает лицемерие и ничтожество «хозяев жизни».

Роман «Воскресенье» больше других произведений Толстого подвергся цензуре. Большинство глав романа было выпущено или сокращено. Правящие круги развернули активную политику против писателя. Опасаясь народного возмущения, власти не решались применять против Толстого открытые репрессии. С согласия царя и по настоянию обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева синод принял постановление об отлучении Толстого от церкви. За писателем была установлена полицейская слежка. Мировая общественность была возмущена преследованиями Льва Николаевича. Крестьянство, передовая интеллигенция и простой народ были на стороне писателя, стремились выразить ему свое уважение и поддержку. Любовь и сочувствие народа служили надежной поддержкой писателю в годы, когда реакция стремилась заставить его замолчать.

Однако, несмотря на все старания реакционных кругов, Толстой с каждым годом все резче и смелее обличал дворянско-буржуазное общество, открыто выступал против самодержавия. Произведения этого периода («После бала», «За что?», «Хаджи-Мурат», «Живой труп» ) проникнуты глубокой ненавистью к царской власти, ограниченному и честолюбивому правителю. В публицистических статьях, относящихся к этому времени, писатель резко осуждал зачинщиков войн, призывал к мирному разрешению всех споров и конфликтов.

В 1901-1902 годах Толстой перенес тяжелую болезнь. По настоянию врачей писателю пришлось поехать в Крым, где он провел более полугода.

В Крыму он встречался с писателя, артистами, художниками: Чеховым, Короленко, Горьким, Шаляпиным и др. Когда Толстой возвращался домой, на станциях его горячо приветствовали сотни простых людей. Осенью 1909 года писатель последний раз совершил поездку в Москву.

В дневниках и письмах Толстого последних десятилетий его жизни отразились тяжелые переживания, которые были вызваны разладом писателя с семьей. Толстой хотел передать принадлежащую ему землю крестьянам и желал, чтобы его произведения свободно и безвозмездно издавали все, кто захочет. Семья же писателя противилась этому, не желая отказываться ни от прав на землю, ни от прав на произведения. Старый помещичий уклад жизни, сохранившийся в Ясной Поляне, тяготил Толстого.

Летом 1881 года Толстой предпринял первую попытку уйти из Ясной Поляны, но чувство жалости к жене и детям вынудило его вернуться. Таким же результатом закончились еще несколько попыток писателя покинуть родное имение. 28 октября 1910 года он, тайно от семьи, навсегда покинул Ясную Поляну, решив отправиться на юг и провести остаток своей жизни в крестьянской избе, среди простого русского народа. Однако в дороге Толстой тяжело заболел и был вынужден сойти с поезда на небольшой станции Астапово. Последние семь дней своей жизни великий писатель провел в доме начальника станции. Известие о смерти одного из выдающихся мыслителей, замечательного писателя, великого гуманиста глубоко поразило сердца всех передовых людей этого времени. Творческое наследие Толстого имеет огромное значение для мировой литературы. С годами интерес к творчеству писателя не ослабевает, а, наоборот, растет. Как справедливо заметил А. Франс: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным... Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!»

2. Всю свою жизнь он посвятил _____________. 3. Полное собрание сочинений Л.Н Толстого состоит из ____ томов. 4. Родился и жил писатель в основном в __________. 5. Там он он открыл ______________. 6. Л.Н Толстой написал для детей _____________. 7. Лев Николаевич рано остался без ________________________. 8. В 16 лет он поступил в один из лучших университетов того времени ______________. Сделайте все 8 номеров пожалуйста:3 Я не зря писал:3

Ответы:

3) 90 томов 4) Лев Толстой родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери - Ясной Поляне. 5)В 1849 году он впервые открыл школу для крестьянских детей. 6) "Помимо статей теоретических, он написал также ряд рассказов, басен и переложений, адаптированных для начальной школы." 7) Его мать умерла в 1830 г. 8) В 1843 году П. И. Юшкова, взяв на себя роль опекунши своих несовершеннолетних племянников (совершеннолетним был только старший - Николай) и племянницы, привезла их в Казань. Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить в Императорский Казанский университет (наиболее славившийся в то время) 3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной (арабско-турецкой) словесности в качестве своекоштного - оплачивающего своё обучение.

В 1828 году в поместье Ясная Поляна, 26 августа, родился будущий великий русский писатель Лев Толстой. Семья была родовитой - предок его был знатный вельможа, получивший за выслуги перед царем Петром графский титул. Мать была из древнего дворянского рода Волконских. Принадлежность к привилегированному слою общества оказывала влияние на поведение и мысли писателя всю его жизнь. Краткая биография Толстого Льва Николаевича в полной мере не раскрывает всю историю древнего рода семьи.

Безмятежная жизнь в Ясной Поляне

Детство писателя было вполне благополучным, несмотря на то, что он рано потерял мать. Благодаря семейным рассказам он сохранил ее светлый образ в своей памяти. Краткая биография Толстого Льва Николаевича свидетельствует о том, что отец был воплощением для писателя красоты и силы. Он привил мальчику любовь к псовой охоте, которая в подробностях впоследствии была описана в романе «Война и мир».

Близкие отношения были и со старшим братом Николенькой - он учил маленького Левушку разным играм и рассказывал ему интересные истории. Первая повесть Толстого - «Детство» - содержит в себе много автобиографических воспоминаний о детских годах самого писателя.

Юность

Безмятежное радостное пребывание в Ясной Поляне было прервано из-за смерти отца. В 1837 году семья под опеку тетки. В этом городе, как утверждает краткая биография Льва Николаевича Толстого, прошла юность писателя. Здесь он поступил в 1844 году в университет - сначала на философский, а потом на юридический факультет. Правда, учеба мало привлекала его, студент больше предпочитал различные увеселения и кутежи.

В этот биография Толстого Льва Николаевича характеризует его как человека, пренебрежительно относившегося к людям низшего, неаристократического сословия. Он отрицал историю как науку - в его глазах она не имела никакой практической пользы. Резкость своих суждений писатель сохранил на протяжении всей жизни.

В роли помещика

В 1847 году, так и не окончив университет, Толстой решает вернуться в Ясную Поляну и попробовать устроить быт своих крепостных людей. Действительность резко расходилась с представлениями писателя. Крестьяне не понимали намерений барина, и краткая биография Толстого Льва Николаевича описывает опыт его хозяйствования как неудачный (писатель поделился им в своем рассказе «Утро помещика»), вследствие чего он покидает свое поместье.

Путь становления писателя

Несколько последующих лет, проведенных в Петербурге и Москве, не прошли для будущего великого прозаика даром. С 1847 по 1852 годы ведутся дневники, в которых тщательно выверяет все свои мысли и размышления Лев Николаевич Толстой. Краткая биография повествует, что во время службы на Кавказе параллельно ведется работа над повестью «Детство», которая чуть позже будет напечатана в журнале «Современник». Это положило начало дальнейшему творческому пути великого русского писателя.

Впереди писателя ждет создание его великих произведений "Война и мир" и «Анна Каренина», а пока он оттачивает свой стиль, печатаясь в «Современнике» и купаясь в благосклонных отзывах критиков.

Поздние годы творчества

В 1855 году Толстой ненадолго приезжает в Петербург, но буквально через пару месяцев покидает его и селится в Ясной Поляне, открыв там школу для крестьянских детей. В 1862 году вступает в брак с Софьей Берс и в первые годы очень счастлив.

В 1863-1869 годы писался и прерабатывался роман "Война и мир", который мало напоминал классический вариант. В нем отсутствуют традиционные ключевые элементы того времени. Вернее сказать, они присутствуют, но не являются ключевыми.

1877 год - Толстым закончен роман "Анна Каренина", в котором неоднократно используется прием внутреннего монолога.

Начиная со второй половины 60-х годов Толстой переживает который удалось преодолеть только на рубеже 1870-80-х путем полного переосмысления своей прежней жизни. Тогда возникает Толстого - его жена категорически не принимала его новые взгляды. Идеи позднего Толстого схожи с социалистическим учением, с той лишь разницей, что он был противником революции.

В 1896-1904 годы Толстой закончил повесть которая была опубликована уже после его смерти, произошедшей в ноябре 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской дороги.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении матери Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к багатому и знатному графскому роду. К моменту рождения Льва в семье уже было три старших сына: - Николай (1823-1860), Сергей (1826 -1904) и Дмитрий (1827 - 1856), а в 1830 году родилась младшая сестра Льва Мария.

Спустя несколько лет умерла мать. В автобиографическом «Детстве» Толстого мать Иртеньева умирает, когда мальчику исполняется 10 – 12 лет и он является вполне сознательным. Однако, портрет матери описан писателем исключительно из рассказов его родственников. После смерти матери, осеротевших детей взяла на воспитание дальняя родственница Т. А. Ергольская. Она представлена Соней из «Войны и мира».

В 1837 году семья переехала в Москву, т.к. старшему брату Николаю необходимо было готовиться к поступлению в университет. Но в семье внезапно произошла трагедия – скончался отец, оставив дела в плохом состоянии. Трое младших детей были вынуждены вернуться в Ясную Поляну под воспитание Т. А. Ергольской и тётки отца, графини А. М. Остен-Сакен. Здесь Лев Толстой оставался до 1840 года. В этом году умерла графиня А. М. Остен-Сакен и детей переселили на Казань к сестре отца П. И. Юшковой. Этот период своей жизни Л. Н. Толстой достаточно точно передал в автобиографии «Детство».

Толстой на первом этапе получал образование под руководством грубоватого гувернёра-француза Сен-Тома́. Он изображён неким M-r Жеромомом из «Отрочества». В дальнейшем его заменил добродушный немец Ресельман. Его Лев Николаевич с любовью изобразил в «Детстве» под именем Карла Ивановича.

В 1843 году вслед за братом Толстой поступил в Казанский университет. Там до 1847 года Лев Толстой готовился к поступлению на единственный в россии Восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности. За год учёбы Толстой показал себе как лучшего студента данного курса. Однако, между семьёй поэта с преподавателем российской истории и немецкого, неким Ивановым, существовал конфликт. Это повлекло за собой то, что по результатам года Л. Н. Толстой имел неуспеваемость по соответствующим предметам и должен был заново пройти программу первого курса. Для избежания полного повторения курса поэт переводится на юридический факультет. Но и там проблемы с преподавателем немецкого и русского продолжаються. Вскоре Толстой теряет всякий интерес к учёбе.

Весной 1847 года Лев Николаевич бросает университет и селится в Ясной Поляне. Все чем занимался Толстой в деревне можно узнать, прочитав «Утра помещика», где себя поэт представляет в роли Нехлюдова. Там много времени уходило на кутежи, игры и охоту.

Весной 1851 года, по совету старшего брата Николая, чтоб сократить расходы и расплатиться с долгами, Лев Николаевич уезжает на Кавказ.

Осенью в 1851 году стал юнкером 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром. Вскоре Л.Н. Толстой стал офицером. Когда в конце 1853 года началась Крымская война Лев Николаевич перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице и Силистрии. С ноября 1854 года по август 1855 года участвовал в обороне Севастополя. После штурма 27 августа 1855 года Лев Николаевич Толстой был отправлен в Петербург. Там началась шумная жизнь: попойки, карты и кутежи с цыганами.

В Петербурге Л.Н.Толстой познакомился с сотрудниками журнала «Современник» с Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым, И.А.Гончаровым, Н.Г. Чернышевским.

В начале 1857 Толстой отправляется за границу. В разъездах по Германии, Швейцарии, Англии, Италии, Франции он проводит полтора года. Путешенствие не приносит ему удовольствия. Свое разочарование европейской жизнью он высказал в рассказе «Люцерн». И вернувшись в Россию Лев Николаевич занялся благоустройством школ в Ясной Поляне.

В конце 1850-х Толстой познокомился с Софьей Андреевной Берс 1844 года рождения, дочерью московского доктора из остзейских немцев. Ему было почти 40 лет, а Софье всего лишь 17. Ему казалось, что эта разница слишком велика и рано или поздно Софья полюбит молодого неизжившего себя парня. Эти переживания Льва Николаевича изложены в его первом романе «Семейное счастье».

В сентябре 1862 года Лев Николаевич Толстой всё же женился на 18-летней Софье Андреевне Берс. За 17 лет совместной жизни у них родилось 13 детей. В этот же период были созданы «Война и мир» и «Анна Каренина». В 1861-62 гг. заканчивает свою повесть «Казаки», первое из произведений, в которых великий талант Толстого был признан гениальным.

В начале 70-х Толстой снова проявляет интерес к педагогике, пишет «Азбуку» и «Новую Азбуку», сочиняет басни и рассказы, которые составили четыре «Русские книги для чтения».

Чтобы дать ответ на измучившие его вопросы и сомнения религиозного характера Лев Николаевич начал изучать богословие. В 1891 г. в Женеве писатель пишет и публикует «Исследование догматического богословия», в котором критикует «Православно-догматическое богословие» Булгакова. Он сначал вести беседы со священниками и монархами, читал богославские тракты, изучал древнегреческий и древнееврейский языки. Толстой знакомится с раскольниками, премыкает к крестьянам-сектантам.

В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Лев Николаевич был отлучен от православной церкви. Л. Н. Толстой утратил всякий интерес к жизни, ему надоело наслождаться достигнутым благосостоянием, возникла мысль о самоубийстве. Он увлекается простым физическим трудом, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё соситояние, отказывается от прав литературной собственности.

10 ноября 1910 года Толстой тайно покинул Ясную Поляну, но по дороге сильно заболел. 20 ноября 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги Лев Николаевич Толстой умер.

Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

Лев Николаевич Толстой работы И.Н. Крамского. 1873 г.

Толстой Лев Николаевич (1828, имение Ясная Поляна Тульской губ. - 1910, станция Астапово Рязано-Уральской ж.д.) - писатель. Родился в аристократической графской семье. Рано остался без родителей и жил у родственников. В 1844 поступил на вост. ф-т Казанского унта, но фактически не занимался и, не имея возможности сдать экзамены, перевелся на юридический ф-т, где продолжал вести светский образ жизни. В 1847 он оставил ун-т и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил "очень безалаберно". Но все это время в нем проходила напряженная духовная работа: Толстой пытался понять мир и свое место в нем. В 1851 поступил на военную службу на Кавказе и начал серьезно заниматься литературой: были написаны "Детство", "Отрочество", рассказы. В 1854 Толстой участвовал в обороне Севастополя. В 1856 в чине поручика оставил военную службу, путешествовал по Западной Европе. Вернувшись в Россию, стал мировым посредником, приняв участие в проведении крестьянской реформы, но вызвал неприязнь помещиков защитой крестьянских интересов и был освобожден от должности.

В 60-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром которых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа, ставшая для Толстого "поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться". Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику, не потерявшую своего значения. В 1862 Толстой женился на С.А. Берс и поселился в Ясной Поляне, где написал романы "Война и мир", "Анна Каренина" и др. В 1884 переехал в Москву, где участвовал в переписи населения. Социально-религиозные и философские искания привели Толстого к созданию собственной религиозно-философской системы (толстовства), изложенной им в статьях "Критика догматического богословия", "В чем моя вера" и др. Толстой проповедовал в жизни и художественных произведениях ("Воскресение", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната" и др.) необходимость нравственного усовершенствования, всеобщую любовь, непротивление злу насилием, за что подвергался нападкам как со стороны революционно-демократических деятелей, так и со стороны церкви, от к-рой Толстой был отлучен решением Синода в 1901. Никогда не оставаясь равнодушным к страданиям людей, он боролся с голодом в 1891, выступил со статьей "Не могу молчать", протестуя против смертных казней в 1908, и др. Мучаясь своей принадлежностью к высшему обществу, возможностью жить лучше, чем рядом находившиеся крестьяне, Толстой в окт. 1910, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от "круга богатых и ученых". Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне. А.М. Горький сказал о нем: "Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой ".

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

ТОЛСТОЙ Л.Н.

Русский писатель, граф, общественный деятель, классик русской литературы XIX в.


Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в родовом имении Ясная Поляна под Тулой . Толстой рано остался без родителей и воспитывался сестрой отца. В 1844 г. поступил на восточный факультет Казанского университета, потом перевелся на юридический. Учебная программа ему не нравилась, он оставил университет, уехал в Ясную Поляну и стал заниматься самообразованием.
В 1851 г. поступил на военную службу и уехал на в действующую армию . Тогда же началась литературная деятельность Толстого. Эпизоды кавказской войны он описал в небольших рассказах и в повести «Казаки». В этот период были также написаны повести «Детство» и «Отрочество».
Толстой был участником Крымской войны 1853–1856 гг., впечатления о которой отразились в цикле «Севастопольские рассказы», где описаны храбрость и самоотверженность простых русских людей - участников обороны Севастополя , их душевные переживания в экстремальных ситуациях. «Севастопольские рассказы» объединяет идея полного неприятия войны.
Осенью 1856 г. Толстой вышел в отставку и отправился в заграничное путешествие во Францию, Швейцарию, Италию, Германию. Вернувшись в Россию, открыл школу для крестьянских (см. ) детей в Ясной Поляне, а затем - более 20 школ в окрестных деревнях (см. ). Педагогика стала вторым призванием Толстого: он создавал учебники для школ, писал педагогические статьи.
В 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс, которая стала спутницей всей его жизни и помощницей в работе.
В 1860-е гг. писатель работал над главным сочинением свoей жизни - романом . После выхода книги Толстой был признан крупнейшим русским прозаиком. Через несколько лет писатель создал следующий большой роман (1873–1877 гг.).
В 1873 г. был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук .
В конце 1870-х гг. Толстой пережил духовный кризис. В эти годы была написана его «Исповедь», в которой писатель-философ размышлял о преобразовании общества путем религиозного и нравственного самоусовершенствования человека, всеобщей любви, непротивления злу насилием . Для этого, по его мнению, люди должны отказаться от праздной жизни, богатства и жить своим трудом. Сам Толстой отказался от роскоши, охоты, верховой езды, мясной пищи, начал носить простую одежду, активно заниматься физическим трудом, пахать землю. В этот же период изменилось отношение писателя к искусству и собственным произведениям. Героями повестей Толстого 1880-х гг. стали люди, пытающиеся пересмотреть свои взгляды на государство, семью, Бога («Крейцерова соната», «Отец Сергий»).
В поздний период творчества писатель резко критиковал социальное устройство Российского государства и Русскую Православную Церковь . Идеалом взаимопомощи и духовного братства людей ему представлялась крестьянская община . Эти идеи нашли отражение в романе «Воскресение» (1889–1899 гг.). Конфликт Толстого с официальной церковью привел к тому, что в 1900 г. Святейший Синод своим решением отлучил Толстого от церкви.
В последнее десятилетие жизни писателем были созданы повесть «Хаджи-Мурат» и пьеса , рассказы, среди которых - знаменитый рассказ «После бала».
Недовольство своей жизнью постепенно стало для Толстого невыносимым. Он хотел отказаться от имения и гонораров, что могло лишить финансовой поддержки всю большую семью писателя. Конфликт сделал напряженными отношения писателя с женой. В октябре 1910 г. Толстой принял тяжелое для него решение покинуть свое имение и в ночь на 28 октября ушел из Ясной Поляны. На железнодорожной станции Астапово он провел свои последние дни и умер от воспаления легких 7 ноября. Похороны Толстого превратились в массовую общественную манифестацию. Толстой, по его желанию, был похоронен без могильного камня и креста , в лесу , на окраине Ясной Поляны.
Толстой - один из самых известных русских писателей за рубежом. Его произведения переведены почти на все языки мира. А. Франс, Т. Манн, Э. Хемингуэй признавали влияние Толстого на их творчество.
Первые собрания сочинений Толстого вышли еще при жизни писателя. В 1928–1958 гг. было издано его полное девяностотомное собрание сочинений.
Многие произведения писателя постоянно включаются в школьную (см. ) программу по литературе. В советское время (см. Советский Союз ) изучение творчества Толстого в школе было связано со статьями В.И. Ленина , назвавшего писателя зеркалом русской революции .
Пьесы Толстого и инсценировки его повестей и романов постоянно ставятся на сцене драматических театров. В 1952 г. по роману «Война и мир» С.С. Прокофьев написал одноименную оперу. Романы «Анна Каренина» и «Война и мир» много раз экранизировались в России и за рубежом.
В Ясной Поляне и в Москве созданы дома-музеи Толстого. В Москве открыты два литературных музея. Памятники писателю стоят во многих городах России. Наиболее известные портреты Толстого написаны И.Н. Крамским (1873 г.) и Н.Н. Ге (1884 г.). Ясная Поляна еще при жизни Толстого стала местом паломничества. Сюда приезжают деятели искусства и науки, многочисленные туристы.
Идеи Толстого о внутреннем самоусовершенствовании человека, лежащие в основе его учения, получили название толстовство . Последователей этого учения (и движения) называют толстовцами .
От фамилии Толстого образовано существительное толстовка - название широкой длинной мужской блузы в складку с поясом, какую любил носить писатель.
Толстой ввел в русский язык слово образуется (в романе «Анна Каренина») в значении ‘все уладится, все будет хорошо’. Ему принадлежат слова, ставшие крылатыми: Не могу молчать (заглавие статьи 1908 г., в которой Толстой, обращаясь к правительству, требует отменить смертную казнь и суровые наказания); выражение употребляется в любых ситуациях, когда человек не согласен с какими-либо решениями, активно выражает свой протест. Плодами просвещения (название комедии Толстого 1891 г.) иронично назовут неудачные результаты чьей-либо деятельности; живым трупом (название пьесы Толстого 1902 г.) назовут человека, потерявшего человеческий облик, а также больного и изможденного. Выражение Все смешалось в доме Облонских (из романа «Анна Каренина») употребляют, когда хотят сказать, что все вышло за пределы привычного положения вещей, перепуталось. Фраза он пугает, а мне не страшно (из отзыва Толстого о рассказе Л.Н. Андреева «Бездна», который наполнен всевозможными ужасами) употребляется иронически как характеристика человека, норовящего напугать кого-либо. Слова власть тьмы стали крылатыми после выхода в свет драмы «Власть тьмы» в 1886 г. Употребляются в значении: ‘торжество зла, невежества, бездуховности’; указывают на доминирование в обществе антигуманных явлений, а также на укоренившееся невежество, косность, на падение нравов. Выражение стало особенно популярным после экспромта В.А. Гиляровского : В России две напасти: Внизу - власть тьмы, А наверху - тьма власти.
Портрет писателя Л.Н. Толстого. Художник И.Н. Крамской. 1873 г.:

Дом-музей Толстого в Ясной Поляне:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ТОЛСТОЙ Л.Н." в других словарях:

    Толстой Л. Н. - Толстой Л. Н. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился.… … Литературная энциклопедия

    ТОЛСТОЙ - Лев Николаевич (род. 9 сент. 1828, Ясная Поляна – ум. 20 нояб. 1910, Астапово, Рязан. губ.) – рус. писатель и мыслитель. В автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1852 – 1857), исследуя «диалектику души», выразил… … Философская энциклопедия

    Толстой А. К. - Толстой А. К. ТОЛСТОЙ Алексей Константинович, граф (1817 1875) поэт, драматург и беллетрист. Раннее детство провел на Украине, в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного в 20 х гг. под псевдонимом Погорельский. Получил домашнее… … Литературная энциклопедия

    Толстой А. Н. - Толстой А. Н. ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (11 января 1883) один из крупнейших советских писателей. Р. в Сосновке, степном хуторе Самарской губ. Воспитывался в семье отчима разорившегося помещика. Мать писательница, печаталась под псевдонимом… … Литературная энциклопедия

    Толстой - Д. А., граф (1823 1889) министр просвещения и внутренних дел царской России. Начал свою служебную карьеру в департаменте духовных дел. В 1865 г. назначен его обер прокурором синода, а в 1866 г. министром народного просвещения. На этом посту… … 1000 биографий

    Толстой Л.Н. - Толстой Л.Н. Толстой Лев Николаевич (1828 1910) Русский писатель Афоризмы, цитаты Толстой Л.Н. биография Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. Человек… …

    Толстой А.К. - Толстой А.К. Толстой Алексей Константинович (1817 1875) Русский писатель, поэт, драматург. Афоризмы, цитаты Князь Серебряный: Повесть времен Иоанна Грозного, конец 1840 х 1861 Царь, готовясь ехать в Суздаль на богомолье, объявил заране, что… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Толстой А.Н. - Толстой А.Н. Толстой Алексей Николаевич (1882 1945) Российский писатель. Афоризмы, цитаты Золотой ключик, или приключения Буратино, 1936 *) Не доведет тебя до добра это ученье... Вот я училась, училась, а гляди хожу на трех лапах. (лиса… … Сводная энциклопедия афоризмов

    толстой - великий писатель земли русской, яснополянский мудрец Словарь русских синонимов. толстой сущ., кол во синонимов: 2 великий писатель земли русской … Словарь синонимов