Митьки художники картины. Ах, эти сиськи

12 октября в «Митьки Арт-центре» петербургская арт-группа «Митьки» представит свое новое полотно «Митьки приносят Ивану Грозному нового сына». Картина стала ответом митьков на просьбу православных активистов к дирекции Третьяковки и главе Минкультуры Владимиру Мединскому убрать в запасники картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» как «клеветническую». Корреспондент «Известий» Алексей Певчев позвонил главе митьков Дмитрию Шагину.

- Выходит, православные активисты обеспечили вам прилив вдохновения?

Меня поразила трагическая судьба этой картины. Репин посвятил ее горюшку и болюшку нашей Родины. Кстати, Репин еще тогда решил, что на современную тему писать не станет, потому что цензура не пропустит, и взял тему историческую. Хотя сама картина и не историческая. Тем не менее цензоры уже снимали ее со стены Третьяковки в 1885 году. В подлинном виде картина до нас не дошла. В 1913 году лица на ней зверски порезал какой-то безумец, и Репину пришлось их переписывать заново. Прошло еще сто лет, и снова ее требуют снять. Не знаю, кто эти люди и откуда такие берутся. Я понял, что всё происходит, как на митьковской тельняшке, на которой одни полосы темные, другие - светлые. Сейчас для этой картины наступила темная. Чтобы исправить эту ситуацию, мы решили нарисовать свою картину. Причем сделали ее строго в размер на специальном «репинском» холсте.

- Как думаете, каким картинам достанется в следующий раз и за что?

Думаю, достанется картине «Петр Первый и царевич Алексей», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - ведь в этом письме наверняка есть ненормативная лексика. У Айвазовского на «Девятом вале» люди тонут. Мне кажется, что в Третьяковке в этой ситуации останутся только нейтральные пейзажи.

- А какими они еще могут быть?

Не скажите! На того же Шишкина и его «Утро в сосновом бору» уже идут нападки. Мол, неправильно всё нарисовал, потому что у медведицы не бывает столько медвежат. Останутся картины Левитана, они спокойные.

- Главное, чтобы блюстители нравственности тоже были поспокойнее.

Это верно. С Эрмитажем непонятно что делать. Там вообще очень много обнаженной натуры, которая оскорбляет чьи-то чувства. Данаю обливали кислотой. Наверное, придется одевать скульптуры в трусы и купальники, потому что до Эрмитажа они такими темпами скоро тоже доберутся.

Ваша картина «Митьки приносят Ивану Грозному нового сына» - это ответ в духе «митьки никого не хотят победить и именно поэтому завоюют мир»?

Ну, зачем мы будем отвечать. Мы просто хотим улучшить мир. Мол, вот тебе, Иван, сын, люби его, нянчи, корми. Бросай эти кровавые замашки. Смысл в любви, а не в бесперспективной ненависти. Хотя, признаться, я еще пару лет назад не мог и в страшном сне предствавить, что до такого дойдет.

У вас уже было опыт создания таких же гуманистических произведений: «Митьки отдают свои уши Ван Гогу», «Митьки отнимают у Маяковского пистолет», «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан».

В те времена ценузра ослабла. Какая-то комиссия, я помню, была недовольна гравюрой с Брежневым, и ее не удалось широко показать. Это случилось в 1987 году, но спустя год ничего подобного уже не было. Бывали курьезные случаи. Пришла к нам комиссия и запретила картину художника Альберта Россина «Лев Толстой на коне». Мы долго не могли понять, почему.

Выяснилось, что первым секретарем Ленинградского обкома КПСС только что стал Лев Николаевич Зайков, и комиссия решила, что Россин издевается. При этом никто в те годы не доводил до крайностей, и, как ни странно, при советской власти такого абсурда не было. У коммунистов хватало ума на нары художников не бросать. Ну да, Бродского отправили в ссылочку, как царь - Пушкина. На бульдозерной выставке картины подавили, но в итоге никого не посадили. А у Pussy Riot перформанс длился всего 30 секунд, и вот они уже сидят второй год в нелегких условиях.

- Что сейчас происходит в арт-центре «Митьки» на улице Марата?

Сейчас у нас проходит выставка митьковского плаката. Художники нарисовали свои любимые плакаты военного и более позднего времени. До этого была выставка митьковского портрета. Арт-центр работает по субботам, вход свободный. Пока картина «Митьки приносят Ивану Грозному сына» не уехала в Третьяковку - добро пожаловать.

В 1990-е был популярен проект «Митьковские песни», в котором вместе с митьками старые песни исполняли Гребенщиков, Шевчук, Скляр, Чиж, Бутусов, Хвостенко. Возможно ли его возрождение?

Песни продолжаются, у нас с создателем группы «Санкт-Петербург» Владимиром Рекшаном есть ансамбль «Рекшагин». Возможно, скоро запишем что-то новое. Сейчас в концертной программе самая популярная песня «Старенький Фиделюшка» на основе песни «Куба - любовь моя!»

- А если активисты доберутся и до песен?

Мы уже подумали и исполняем песню The Beatles Yellow Submarine на русском языке. В нашей версии она называется «Ела суп Марина». В ней речь идет о митьке-подводнике и ждущей его на берегу жене, которая готовит ему суп.

Из андеграундного эпоса митьки известны в классическом составе: Шагин, Фил, Флоренский, Шинкарев. Говорят, вы не общаетесь много лет. Возможно ли воссоединение «могучей кучки» для какой-то акции или это уже преданья старины, как картина Репина?

Наши выставки проходят, время от времени мы участвуем в них все вместе. Сейчас в Пскове идет выставка «Митьки и русская история», в Питере в ЦВЖ «Манеж» проходила выставка «Митьки. 25-летие», и там были представлены работы всех классиков жанра. То, что мы не общаемся, это слухи. Скоро грядет выставка к 30-летию движения, ведь книга Владимира Шинкарева «Митьки», от которой идет история, была написана в 1984 году. Вот там все дорогие братки и сестренки соберутся вместе.

Если вы решите прогуляться по улице Марата, то на карнизе дома № 36 увидите небольшую фигурку кошки – эту хвостатую красавицу в тельняшке зовут Тишина Митьковна Матроскина или ласково Тиша. Хозяева Тиши – известные представители петербургского андеграунда. Их картины видел хоть раз каждый житель Северной столицы, а идеология их искусства давно вышла за пределы их творческого объединения, превратившись во второй половине 80-х в самое настоящее массовое движение. Разумеется, речь идет о знаменитых митьках, «братушках и сестренках», покоривших своей непосредственностью не только Петербург, город мечтателей и бунтарей, но и Москву, имеющую немало своих самобытных андеграундных объединений. Между тем, в прошлом году митькам «стукнуло» тридцать лет – срок для группы художников по-настоящему внушительный. За это время некоторые аспекты их творчества претерпели значительные изменения, но главные принципы остались прежними – доброта, любовь к ближнему и простодушный взгляд на жизнь не имеют срока годности.

Художники по холсту водкой


Именно такое хлесткое определение дала митькам популярная энциклопедия Lurkmore – и доля правды в нем, разумеется, есть. Действительно, если не вдаваться в тонкости еще только зарождающегося в 80-е годы движения «братушек и сестренок», то можно сказать, что стиль жизни художников довольно долгое время представлял собой своеобразную карикатуру на образ русского человека в глазах иностранцев – этакие добродушные пьяницы с душой нараспашку, всегда готовые то ли затянуть хором песню, то ли хлопнуть еще рюмку. Но, ради справедливости, стоит заметить, что в 90-е годы практически все митьки взялись за ум: вечное застолье – это, конечно, практически мечта, но здоровье и творчество все-таки важнее.

Лубочное очарование и верность традициям


Поначалу выставки митьков напоминали скорее «квартирники» – музыканты пели песни, поэты читали стихи, выставленные же картины казались просто благовидным предлогом, чтобы лишний раз собраться теплой компанией друзей и единомышленников. Тем не менее, именно в то веселое время митьки начали оформляться как самобытная группа художников, имеющих схожие взгляды как на искусство, так и на жизнь. К появлению ТЭИИ (Товарищества экспериментального изобразительного искусства), поставившего перед собой цель перенести неофициальное искусство из квартир и мастерских на более цивилизованные площадки вроде Дворца молодежи и ДК им. Кирова, «братушки и сестренки» уже стали достаточно популярны в среде петербургского андеграунда – они нашли свою публику, которой пришелся по душе их консерватизм и несколько лубочная манера живописи.

«Дык-ёлы-палы» петербургского андеграунда


Но настоящая слава к митькам пришла после публикации в 1984 году книги Владимира Шинкарева – художнику пришла в голову идея отразить главные принципы жизни и творчества «братушек и сестренок» в литературной форме. С большой долей иронии он изобразил быт и особенности речи своих коллег по цеху – особое внимание было уделено его товарищу по кисти Дмитрию Шагину. К слову, именно он стал прообразом веселого и простодушного митька – беспечного гедониста и «рубахи-парня».

Книга Владимира Шинкарева стала своеобразной библией новой субкультуры – многие музыканты и художники после её прочтения внезапно поняли: «Ёлы-палы, да мы же тоже митьки!». Когда «замитьковал» практически весь Петербург, художников стали приглашать с выставками в другие города, а смешные словечки и фразы из книги прочно вошли в городской фольклор: «Дык!», «Ну, ёлы-палы», «Дурилка картонная», «сестренка» или «оленька» по отношению к любой представительнице женского пола, «напряг», «оттяг».

Но, конечно, настоящим триумфом митьков стал тур по Европе – видеоматериалы с этих гастролей легли в основу документального фильма Алексея Учителя «Елы-палы, или Митьки в Европе». Правда, сами художники не советуют его смотреть – к сожалению, режиссеру не удалось полностью воплотить в жизнь свою авторскую задумку, в этом ему помешал продюссер фильма Ян Хинтьенс из Бельгии, решивший представить андеграундных художников из Петербурга как неотесанных советских людей, узнающих блага настоящей цивилизации.

Митьки никого не хотят победить…


И поэтому они завоюют весь мир! Этот неформальный лозунг появился в 1992 году после выхода полнометражного мультфильма «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер», по сути, представляющего собой переложение книги Владимира Шинкарёва на язык мультипликации. Одно из главных достоинств этого анимационного фильма – это звучащие в нем песни Бориса Гребенщикова, который, к слову, неоднократно признавался в симпатии к митькам.

Как уже говорилось выше, митьки никогда не ограничивались одной лишь живописью – примером выхода за границы изобразительного искусства можно считать их музыкальные альбомы, в записи которых принимали участие такие именитые рок-музыканты, как Борис Гребенщиков, Умка, Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов, Дюша Романов и Сергей Чиграков из группы «Чиж & Co». Правда, музыкальные эксперименты митьков не пользовались особо большой популярностью – нельзя преуспеть во всем.

В 90-е годы митьки стали настоящим брендом Петербурга – о них регулярно писали СМИ, они стали героями документального сериала «Митьки. Полет Икара», закадровый текст в котором читал небезызвестный Михаил Боярский, какое-то время даже выходила «Митьки-газета», в издании которой большое участие принимал Владимир Шинкарёв, главный «летописец» движения «братушек и сестренок». В 2000-е годы художники, наконец, обрели постоянный дом на улице Марата – не без помощи журналистов, яро выступавших в их защиту. К концу 2000-х отношения в творческом объединении постепенно охладели – его главные идеологи, Дмитрий Шагин и Владимир Шинкарёв, решили двигаться в разных направлениях, поэтому объявили о распаде группы. Первый продолжил нести в массы идеалы движения «братушек и сестренок», второй – не без некоторого трагизма объявил о «конце митьков», написав в подтверждение этому даже целую книгу, в которой объяснялись причины разлада между ним и Шагиным.

Действительно ли, митьки «закончились» или нет – ответить совсем непросто, и возможно здесь даже нет правильного ответа. Одно сказать можно с полной уверенностью: эта самобытная группа художников безусловно оставила по-настоящему яркий след как в истории петербургского андеграунда, так и в истории самого города.

Митьки! Кто такой митек!

Теоретически "митёк " - это свободная высокоморальная личность, мировоззрение которой тяготеет к формуле: православие, самодержавие, народность. Митек отрицает все, что выходит за рамки его добродушной вселенной, где каждый друг другу братушка и сестренка. Однако на практике митек настолько легкомысленен, что может показаться лишенным многих моральных устоев. Однако митек никогда не прибегает к насилию, не причиняет людям сознательного зла и абсолютно не агрессивен.

Митьки!

«Митьки» - неформальная группа художников, образованная в 1984 в Ленинграде.

Митьки - это и движение в среде российской интеллигенции, объединяющее в своих рамках, представителей неофициального искусства художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих».

Митьки. История появления митьков.

Группа «митьки» сформировалась, как объединение ленинградских художников, в начале 1980-х годов. Первоначально их было около 10 человек. Группа получила свое название по имени одного из её лидеров Дмитрия Шагина.

А началось всё с дружбы двух живописцев - Дмитрия Шагина и Владимира Шинкарева, встретившихся на полуофициальной выставке в ДК им. Калинина в Ленинграде в 1978 году. Примерно в то же время Дмитрий Шагин познакомился с Александром Флоренским, внучатым племянником православного философа-визионера Павла Флоренского.

В 1983 году, на другой экспозиции, состоялось ключевое для Митьков "братание" Шагина и Шинкарева. Тогда же у последнего появилась идея записать любимые словечки своего друга.

В 1984 году в эстонском посёлке Усть-Нарва в Доме Культуры состоялась выставка "15 ленинградских художников”, которая считается одной из первых "митьковских".

В том же, 1984 году, Владимир Шинкарев написал книгу-манифест "Митьки", ставшую самиздатовской сенсацией. Иллюстрации для неё создавал Павел Флоренский. В 1987 году текст опубликовала парижская "Русская мысль", а потом и популярный перестроечный журнал "Юность". И Митьки прославились всенародно.

В манифесте Шинкарев с самого начала предлагает основать новое молодежное движение наподобие панков или хиппи, участников коего называть митьками, по имени "классического образца - Дмитрия Шагина (однако образ Шагина отнюдь не исчерпывается содержанием движения)".

В 1992 году по книге был снят полнометражный анимационный фильм «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер».

Идеи и мировоззрение группы «митки» быстро получили популярность в молодежной среде, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих», что привело к формированию новой неофициальной субкультуры в СССР.

Живопись «Митьков» 1980-х - это «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Петербург на их картинах предстаёт то наивным, как на детских рисунках, то романтичным, то напоминает агитплкаты советских лет.

Игровой, порой наивно философский характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Борис Смелов), которых «Митьки» считали своими учителями.

С начала 1990-х годов группа «Митьки» получает широкое признание, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

В 1992-1993 годы, в Петербурге периодически выходила и «Митьки-Газета».

Постепенно вокруг группы «Митьки» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляли себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого направления и стиля - доброта и жалостливость, любовь к ближнему, предельная простота в речи и манере одеваться.

Среди огромного списка выставок Митьков особо значимой является "Ретроспективная выставка к 10-летию движения", прошедшая в 1993 году в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге (Россия), которая показала, что творчество этой группы уже заняло свое почетное место в истории русского искусства.

В 2000 году прошла выставка "Митьки в ООН", Штаб квартира ООН, Нью-Йорк.

Сами того не ожидая, Митьки спустя десятилетия превратились в противоположность своего мифа «беззаботных шалопаев» в заслуженных деятелей искусства, которых ценят музеи, о которых пишут статьи и книги критики.

Движение митьков в российской интеллигенции!

Движение «митьков» спонтанно расширилось и за границы Санкт-Петербурга, и начало формировать новые группы творческой интеллигенции. Это, прежде всего, «московские митьки» (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали Асс и Бегемотов, и новые митьки.

Митьки продолжают активно существовать, рождают новые произведения, осваивают литературное искусство, музыку, кинематограф.

Каждое из новых «поколений митьков» расширяет словарь митьков и представление о них.

Митьки питерские и митьки московские!

Излюбленные фразы митьков!

Дык - слово, могущее заменить практически все слова и выражения. Дык? заменяет слова: как, кто, почему… Но чаще служит обозначением упрёка: мол, как же так? почему же так обошлись с митьком? Дык! — чаще горделивая самоуверенность, согласие со словами собеседника… предостережение. Дык… — извинение, признание в совершенной ошибке, подлости и т. д.

«Ёлки-палки» (чаще «ну, ёлы-палы») - выражает обиду, сожаление, восторг, извинение, страх, гнев и пр. Характерно многократное повторение. Очень часто употребляется в комплекте с Дык. Двое митьков могут сколько угодно долгое время переговариваться:

«Улёт, убой, обсад или крутняк» - похвала, одобрение какого-либо явления, почти всегда употребляется с прилагательным «полный».

«Оттягиваться» - заняться чем-либо приятным, чтобы забыть о тяготах жизни митька, чаще всего - напиться.

«Разделить по-братски» - митёк выпивает большую часть.

«Разделить по-христиански» - митёк выпивает всё сам.

История

Группа «Митьки» сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины 20 века.

Живопись «Митьков» 1980-х - «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев , Рихард Васми, Шолом Шварц , Владимир Шагин , Борис Смелов), которых «Митьки» всегда признавали своими учителями.

С 1990-х группа получает признание, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

Вокруг «Митьков» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого стиля - доброта, несколько слезливая любовь к ближнему, жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться. Лексико-грамматические особенности речи митьков - частое употребление слов «братушка» («братишка» и т. п.) и «сестрёнка», а также любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам.

Переход арт-проекта, представлявшего собой скорее пародию на некую субкультуру и на личность Дмитрия Шагина, проявился в выходе образа митька из-под контроля первоначальной группы художников-питерцев. Это прежде всего московские митьки (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали Асс и Бегемотов, и новые митьки . Каждое из новых «поколений» расширяло словарь митьков и представление о них.

Митьки расписывают автомобили

"Митьки", помимо всего прочего, расписывали автомобили. Два наиболее известных авто, раскрашенные "митьками" - "ЗАЗ-968М" и "ДЭУ-Матиз". "Дэу" колесит по улицам, а "Запорожец" смешит взоры посетителей Музея ретро-автомобилей на Рогожском валу.

Участники группы «Митьки» (1986г.)

  • Горяев, Александр Николаевич
  • Тихомиров, Владимир Иванович
  • Филиппов, Андрей Апресович
  • Яшке, Владимир Евгеньевич
Художники входившие в состав группы в разное время : Алексей Митин, Андрей Кузьмин, Ирина Васильева, Константин Батынков , Николай Полисский , Светлана Баделина, Татьяна Шагина, Игорь Чурилов, Василий Флоренский, Сотников, Иван, Михаил Сапего, Владимир Соловьёв. Художники принимавшие участие в совместных выставках Митьков в разное время : Тимур Новиков , Геннадий Устюгов , Владимир Шагин , Наталья Жилина, Олег Котельников, Николай Копейкин , Лариса Голубева, Ия Кирилова, Борис Козлов, Олег Фронтинский, Борис Гребенщиков , Юрий Шевчук , Константин Звездочетов , Борис Смелов , Кирилл Миллер , Вячеслав Бутусов , Дмитрий Горячев, Алексей Хвостенко (Хвост) , Г. А. В. Траугот, Сергей «Чиж» Чиграков , Андрей Белле, Олег Григорьев, Андрей Макаревич , Юлия Горская, Андрей (Дюша) Романов , Владиир Котляров (Толстый), Илья Шевеленко, Василий Щетинин и др.

Основные выставки группы художников «Митьки»

  • 1984 Август. Усть-Нарва, Дом культуры. «Выставка 15-ти»
  • 1985 Март. Первая квартирная выставка (канал Грибоедова).
1985 Сентябрь-октябрь. Устъ-Ижора, Дом ученых. Первая официальная выставка группы «Митьки», литературные чтения (В.Кривулин , О.Охапкин), концерты (Борис Гребенщиков , Виктор Цой) 1985 Декабрь. ДК им. С. М. Кирова. Первая экспозиция группы «Митьки» на выставке Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства.
  • 1986 ДК Ленинградского Механического завода
1986 Ленинградский Дворец молодежи. Вторая экспозиция группы «Митьки» на выставке ТЭИИ
  • 1987 Январь. Гавань, Павильон № 1. Экспозиция группы «Митьки» на выставке ТЭИИ, совместные акции с группой «Новые»
1987 Июнь. ДК им. Я.Свердлова. «Дни митьковской культуры», литературные чтения, концерты (Б.Гребенщиков, А.Башлачев). 1987 Октябрь. Петергоф, ЛГУ
  • 1988 Апрель. Москва, Выставочный зал Союзахудожников на Кузнецком Мосту. Ретроспективная выставка
1988 Май. Нарва, экспозиция «Митьков» в рамках международного семинара современного искусства 1988 Сентябрь. Париж, музей-галерея «DE LASEITA», экспозиция группы на выставке «Русский рок в плакатах» 1988 Октябрь. ДК железнодорожников. Ретроспективная выставка 1988 Декабрь. ЦВЗ «Манеж». Экспозиция группы на выставке «Современное искусство Ленинграда»
  • 1989 Январь. Гавань, Павильон № 1. Экспозиция группы на выставке «40 лет Ленинградского авангарда. От неофициального искусства к перестройке»
1989 Февраль. Казань. Выставочный зал Худфонда РСФСР 1989 Май. Новосибирск, Академгородок. Выставочный зал АН СССР 1989 Май. Вена, Институт славистики 1989 Август-сентябрь. «Митъки в Европе». Антверпен, галерея «VRIJE VAL»; Кельн, галерея «KLAPPERHOF»; Париж, культурный центр «CON FLU ENCES». 1989 Декабрь. Музей газеты «Правда». «100 картин в защиту Олега Григорьева»
  • 1990 Февраль-март. Экспоцентр. Экспозиция группы на Первом Биеннале новейшего искусства.
1990 Февраль-март. Куйбышев. Кинотеатр «Тимуровец». «Митьки в Самаре» 1990 Июнь-июль. Государственный Русский музей. Экспозиция группы на выставке «Территория искусства» 1990 Июнь. Москва, Дворец молодежи. Большая ретроспективная выставка «Митьки в Москве» 1990 Декабрь. Воронеж, Художественный музей им. И.Крамского. 1990 Январь. Минск, Дворец искусств БССР
  • 1991 Тверь, Областной художественный музей
1991 Май. ЦВЗ «Манеж». Экспозиция группы на выставке «Город» 1991 Сентябрь. Архангельск. Областной музей изобрази-тельных искусств 1991 Октябрь. Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина. Экспозиция группы на выставке «Авангард и традиции русской печатной графики» 1991 Октябрь. Музей истории города (СПб). Экспозиция группы на выставке даров телемарафона «Возрождение»
  • 1992 Март. ЦВЗ «Манеж». Экспозиция группы на выставке «Арт-контакт»
1992 Ноябрь. Париж, галерея «DU HAUT-PAS»
  • 1993 Декабрь. Государственный Русский музей. «Ретроспективная выставка к 10-летию движения»
  • 1994 Центральный Дом художника, Москва
1994 «Митьки в Финляндии». Juvaskylan Talvi, Ювяскуле; галерея Taysikuu, Рованьеми
  • 1996 Июнь. «Блоу-ап». Выставочный зал «Московская галерея». Москва
1996 Декабрь. «Митьки». Арт-центр ЭКСМА, Кальяри, Италия
  • 1997 «Водка». Галерея Гельмана, Москва
  • 1998 «Митьки-революшен». Музей Ленина, Тампере, Финляндия
1998 Апрель. «15 лет движения Митьков». ЦВЗ «Манеж»
  • 1999 «Митьки в Музее нонконформистского искусства». «Пушкинская,10», СПб
  • 2000 "Митьки в ООН ". Штаб-квартира ООН. Нью-Йорк
  • 2002 «Митьки на Славянском базаре». Витебск. Художественный музей
  • 2004 Май. Себеж. Краеведческий музей
2004 Август. «Митьковские соколы в Орле. I Всероссийский фестиваль». Орёл. Музей И. С. Тургенева 2004 Сентябрь-октябрь. Ижевск. Муниципальный выставочный центр
  • 2005 Ноябрь. Чебоксары. Государственный центр современного искусства. «Митьки и Чапаев»
2005 Декабрь. «Митьки в Белграде». Белград, Русский Дом 2005 Май-июнь. Вологда. Галерея Областного краеведческого музея
  • 2006 Август-сентябрь. Боровичи. Боровичский краеведческий музей
2006 Октябрь. Фестиваль «Митьки в Одессе». Литературный музей
  • 2007 Май-июнь. «Митьки в Великом Новгороде». Комплекс «Диез»
2007-08 «Митьки в Финляндии». Aboa Vetus & Ars Nova. Turku, ноябрь 2007 - февраль 2008; Jyvaskyla Art Museum, февраль-март 2008; Hyvinkaa Art Museum, май-август 2008; South Karelia Art Museum, Lappeenranta, сентябрь-ноябрь 2008 2007 Сентябрь. «Митьки на Мсте». Культурный центр им. А. К. Лядова, г. Боровичи
  • «Остановки по требованию» (передвижные выставки):
2008 Сентябрь. Гос. Музей археологии Старой Ладоги 2008 Октябрь-ноябрь. Псковский Гос. музей-заповедник 2008, декабрь - 2009, январь Краеведческий музей г. Великие Луки 2009 Март-май. Гос. музей истории г. Печоры 2009 Июнь. Крепость-музей г. Нарва (Эстония) 2009, сентябрь - 2010, январь. Новгородский академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского 2009 Октябрь-декабрь. Выставка в здании Администрации Валдайского муниципального района 2010 Май-октябрь. Латвийский музей наивного искусства, Рига
  • 1984-1990 Ежегодные выставки ТЭИИ, Ленинград
  • 1993-2009 ЦВЗ «Манеж». Ежегодная выставка «Петербург»

Музыка

Митьками, во главе с Дмитрием Шагиным, было записано несколько музыкальных альбомов, в которых содержались как собственные произведения митьков, так и старые советские песни. Исполнителями песен на альбомах выступали сами митьки, а также их друзья, в том числе известные рок-музыканты (например, Борис Гребенщиков , Дюша Романов , Вячеслав Бутусов , Юрий Шевчук , Умка , Чиж).

Дискография:

  • 1995 - Митьковская тишина
  • 1996 - Митьковские песни
  • 1997 - Митьковские песни. На море танки грохотали
  • 1997 - Митьковские танцы
  • 1999 - Митьковская бескозырка
  • 2001 - Митьки в Париже у Хвоста
  • 2001 - Праздник русской авиации
  • 2002 - Москва Митьковская
  • 2003 - Митьки Революшен
  • 2003 - Митьки Зе бест
  • 2003 - Романтики. Посвящение восьмидесятым
  • 2004 - Митьковский Питер

Кино

  • х/ф «Город» ( , Ленфильм , реж. Александр Бурцев, сценарий В.Шинкарев, В.Тихомиров)
  • «Митьки в Париже» ()

Сленг митьков

Дык - слово, могущее заменить практически все слова и выражения. ДЫК с вопросительной интонацией заменяет слова: как, кто, почему… но чаще служит обозначением упрека: мол, как же так? почему же так обошлись с митьком? ДЫК с восклицательной интонацией - чаще горделивая самоуверенность, согласие со словами собеседника… предостережение. ДЫК с многоточием - извинение, признание в совершенной ошибке, подлости и т. д.

Ёлки-палки (чаще «ну, ёлы-палы») - второе по употребляемости выражение. Выражает обиду, сожаление, восторг, извинение, страх, гнев и пр. Характерно многократное повторение. Очень часто употребляется в комплекте с ДЫК. Двое митьков могут сколько угодно долгое время переговариваться:

Дык! - Ну, ёлы-палы!… - Дык! - Ёлы-палы!

Такой разговор может означать многое, однако чаще не выражает ничего, а просто является заполнением времени и самоутверждением митьков.

Съесть с говном (кого-либо) - обидеть кого-либо, упрекнуть.

Оттягиваться - заняться чем-либо приятным, чтобы забыть о тяготах жизни митька, чаще всего - напиться.

Оттяжник - кто-либо, привлекший внимание митька, например, высоко прыгнувший кот.

Напряг - полная противоположность оттягу.

В полный рост - очень сильно. Например, оттянуться в полный рост - очень сильно напиться.

Улёт , убой , обсад или крутняк - похвала, одобрение какого-либо явления, почти всегда употребляется с прилагательным «полный». Например: «Портвешок - полный убой (улет, обсад, крутняк)».

Дурилка картонная - ласковое обращение к собеседнику. Ставшее крылатым словосочетание из фильма «Место встречи изменить нельзя ».

Можно хоть раз в жизни спокойно?.. - предложение сделать что-либо или негодование по поводу помехи в каком-либо деле. Например: «Можно хоть раз в жизни спокойно выпить?».

Западло , ломает , влом - нежелание делать напряжные вещи. Также употребляется ролевиками .

Заподлицо - излишне тщательно (искусствоведческий термин).

А-А-А-А! - часто употребляемый звук. С ласковой или горестной интонацией - выражение небольшого упрека; с резкой, срывающейся на хрип или визг - выражение одобрения.

А вот так! - то же, что восклицательный ДЫК, но более торжествующе.

Видак - видеомагнитофон.

Шмудак - техника иностранного производства, за исключением видеомагнитофона.

При дележе чего-либо, например, при разливании бутылки, употребляются три выражения, соответствующие трем типам распределения вина между митьком и его собутыльниками:

Михаил Шильман и сам неоднократно признавал, что «митьковская» составляющая текста довольно поверхностная (в основном, элементы митьковского сленга).

См. также

Литература

  • Шинкарев В. Н. Митьки. // Шинкарев В. Н. Максим и Федор. Папуас из Гондураса. Домашний еж. Митьки. (Серия «Петербургская проза».) - СПб.: Новый Геликон, 1996, - С. 205-272. - ISBN 5-87145-015-6 (электронная версия).
  • Приложение: материалы к истории движения митьков (статьи из «Митьки-Газеты»). // Там же, с. 274-349.
  • Десятерик Д. Энциклопедия «Альтернативная культура». - Екатеринбург: Ультра.Культура , 2005. - С. 102-103.
  • Митьки. 25-летие . Каталог юбилейной выставки в ЦВЗ Манеж.(авт.-сост. Л.Скобкина) - СПб.: Тетра, 2010. с. 3-94.

Ссылки

  • Митьки (MUTbKU) - митьковская страничка на Куличках
  • «Митьки раскололись из-за Медведева» + В. Шинкарев о расколе Митьков (видео)
  • Владимира Рекшана «Митьковские пляски»

История и принципы группы

Известные митьки-художники

  • Филиппов, Андрей Апресович
  • Горяев, Александр Николаевич
  • Яшке, Владимир Евгеньевич

Творчество митьков

Живопись

Музыка

Митьками, во главе с Дмитрием Шагиным, было записано несколько музыкальных альбомов, в которых содержались как собственные произведения митьков, так и старые советские песни. Исполнителями песен на альбомах выступали сами митьки, а также их друзья, в том числе известные отечественные рок-музыканты (например, Борис Гребенщиков , Дюша Романов , Вячеслав Бутусов , Юрий Шевчук , Умка , Чиж). Вот названия некоторых из записанных альбомов:

  • Митьковская тишина
  • Раскинулось море широко
  • Митьковские песни
  • Митьковские танцы (электронная музыка с митьковским речитативом)
  • Митьковская бескозырка
  • Митьковский Питер (2004)

Кино

«Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер» ()

Черты митьков

Вокруг «Митьков» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого стиля - доброта, несколько слезливая любовь к ближнему, жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться. Лексико-грамматические особенности речи митьков - частое употребление слов «братушка» («братишка» и т. п.) и «сестрёнка», а также любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам. В - гг. периодически выходила «Митьки-Газета ».

Сленг митьков

Дык - слово, могущее заменить практически все слова и выражения. ДЫК с вопросительной интонацией заменяет слова: как, кто, почему… но чаще служит обозначением упрека: мол, как же так? почему же так обошлись с митьком? ДЫК с восклицательной интонацией - чаще горделивая самоуверенность, согласие со словами собеседника… предостережение. ДЫК с многоточием - извинение, признание в совершенной ошибке, подлости и т. д.

Ёлки-палки (чаще «ну, ёлы-палы») - второе по употребляемости выражение. Выражает обиду, сожаление, восторг, извинение, страх, гнев и пр. Характерно многократное повторение… Очень часто употребляется в комплекте с ДЫК. Двое митьков могут сколько угодно долгое время переговариваться:

- Дык!
- Ну, ёлы-палы!…
- Дык!
- Ёлы-палы!

Такой разговор может означать многое… Однако чаще такой разговор не выражает ничего, а просто является заполнением времени и самоутверждением митьков.

Съесть с говном (кого-либо) - обидеть кого-либо, упрекнуть. Видимо, сконструировано из выражений «смешать с говном» и «съесть с кашей». По другому мнению: съесть целиком, не оставив даже говна.

Оттягиваться - заняться чем-либо приятным, чтобы забыть о тяготах жизни митька, чаще всего означает - напиться.

Оттяжник - кто-либо, привлекший внимание митька, например, высоко прыгнувший кот.

Напряг - полная противоположность оттягу.

В полный рост - очень сильно. Например, оттянуться в полный рост - очень сильно напиться.

Улёт , убой , обсад или крутняк - похвала, одобрение какого-либо явление, почти всегда употребляется с прилагательным «полный». Например: «Портвешок - полный убой (улет, обсад, крутняк)».

Дурилка картонная - ласковое обращение к собеседнику.

Можно хоть раз в жизни спокойно? - предложение сделать что-либо или негодование по поводу помехи в каком-либо деле. Например: «Можно хоть раз в жизни спокойно выпить?».

Западло , ломает , влом - нежелание делать напряжные вещи.

Заподлицо - излишне тщательно (искусствоведческий термин).

А-А-А-А! - часто употребляемый звук. С ласковой или горестной интонацией - выражение небольшого упрека; с резкой, срывающейся на хрип или визг - выражение одобрения

А вот так! - то же, что восклицательный ДЫК, но более торжествующе.

При дележе чего-либо, например, при разливании бутылки, употребляются три выражения, соответствующие трем типам распределения вина между митьком и его собутыльниками:

Разделить поровну - вино разливается поровну.

Разделить по-братски - митек выпивает большую часть.

Разделить по-христиански - митек выпивает все сам.

Развитие субкультуры

Переход арт-проекта, представлявшего собой скорее пародию на некую субкультуру и на личность Дмитрия Шагина, проявился в выходе образа митька из-под контроля первоначальной группы художников-питерцев. Это прежде всего московские митьки (выражение, первоначально являвшееся оксюмороном), культовую литературу которых создали Асс и Бегемотов, и новые митьки . Каждое из новых «поколений» расширяло словарь митьков и представление о них.

«Московские митьки»

«Новые митьки»

Евангелие от Митьков

«Евангелие от митьков» (полное название «Житие великого митька Иисуса по кликухе Христос и о том, как он тащился, и как его замочили враги») было написано в 1990 году в Харькове Михаилом Шильманом и распространено было в узком кругу до 1993 года , когда оно попало в Фидонет и получило популярность.

Хотя «Евангелие от митьков» наследовало у митьков довольно многое: лексикон , расслабленность как добродетель - но у него были и большие противоречия с эстетикой традиционных митьков (на уровне лексикона это выражения «крутой