Рыцарские ордена, которые управляли миром. Символы тамплиеров

Сегодня поговорим об основных символах Ордена Тамплиеров.

В своем описании в латинской редакции Устава ордена Храма Марион Мельвиль пишет: «…Далее следует описание внешнего облика братии. Их одежда должна быть либо чисто белого, либо черного цвета из грубой ткани и не должно быть теплой одежды из какой-либо кожи, кроме овчины. Они должны получать такую одежду, которую носят конюхи.»

А во французской редакции Устава ордена Храма в параграфе 17 пишется дословно следующее: «Что касается одежды братии: указываем, что вся одежда братии должна быть в любое время года одного цвета: белого или черного. Всем братьям-рыцарям зимой и летом разрешается носить по возможности белый плащ. Никому другому, кроме вышеуказанных рыцарей Христа, не дозволено носить белый плащ: пусть те, кто оставил эту темную жизнь, оденут белое одеяние и будут соединены со своим Создателем. Что означает целомудрие? Целомудрие - это уверенность в телесной храбрости и здоровье.»

Обращаю ваше внимание на белый плащ. Сейчас поймёте почему.


В «Истории ордена тамплиеров» Мариона Мельвиля читаем следующее:

«Уголовный кодекс» тамплиеров содержит семь видов наказания - самым тяжким является отстранение от должности и изгнание из ордена. «Самое страшное - это уйти из Дома, сохрани Боже от этого». Изгнание из ордена безвозвратно. Виновник должен «уйти спасать свою душу в более строгом ордене», предпочтительно к цистерианцам, если только те желают его принять. Следующим по строгости наказанием является «потерять свою одежду». Эта принудительная мера наказания может применяться в течение продолжительного времени, но не более года и одного дня.

Плащ с виновника снимается на соборе, после этого на него снова надевают вещи без красного креста. Он живет в доме духовного лица и трудится вместе со слугами, до тех пор, пока не заслужит милость. Третья санкция - это «когда необходимо отказаться от своих одеяний во имя Бога «. Это является менее унизительным наказанием, налагаемым в исключительных случаях - виновник должен поститься три раза в неделю до тех пор, «пока Бог и братия не проявят милосердие и не простят его». Он должен есть на земле «на своем плаще и ездить на осле или выполнять какую-либо другую работу из наиболее грязных работ в доме, то есть мыть посуду на кухне, чистить лук и чеснок или разводить огонь <…>, носить свой плащ очень туго завязанным и ходить, насколько это возможно, выражая полное смирение».

Белому плащу отводится большее значение, чем обычному отличительному знаку. Его изъятие присутствует в третьем, самом строгом, наказании ордена и означает окончательное или временное лишение благословения.

В соответствии с Уставом Ордена, плащ и имя ордена Храма изымаются прежде имущества и другой собственности. Они, представляют собой исключительную ценность, т.к.лишение одежды и имени, являлось средством достижения цели отнять у человека силу.

Другим уникальным символом рыцарей-тамплиеров является красный крест, который они носят на своих белых плащах. Вначале сам по себе красный крест не представлял отдельный от плаща символ ордена. Мельвиль описывает в своей «Истории …» появление красного креста на белых плащах так:

«В следующем году (1147 г.) папа Евгений III прибывает в Париж. Перед алтарем в аббатстве Сен-Дени, король принимает посох паломника и получает из рук папы орифламу. В Пасхальную октаву (27 апреля) Евгений III присутствует на Генеральном соборе ордена Храма в их новой резиденции в Париже, где присутствовал также король Франции, архиепископ Реймса и многие другие прелаты. Собралось сто тридцать рыцарей, каждый из которых надел свой белый плащ. Магистр Франции Эврар де Бар напоминает своим самым лучшим воинам, идущим в горы Киликии на помощь французским рыцарям об их опыте войны в Испании против мавров».

Очевидно особое впечатление, которое производят тамплиеры, поскольку фраза «братия ордена Храма <>, каждый из которых надел свой белый плащ», повторяется многими историками, даже в официальных документах. На этом соборе папа Евгений III дарит тамплиерам право носить изображение алого креста на левой стороне своего плаща, «чтобы этот победоносный знак служил им как щит, и никогда не отступать перед неверными». Крест вырезался из красной ткани и был самой простой формы: «принадлежащие ордену Храма носят обыкновенный крест красного цвета».

Существует мнение, что лотарингский крест был сделан из фрагментов креста, на котором был распят Иисус Христос. Две поперечные перекладины называются “золотой серединой». Он символизирует двойную защиту: духовную и физическую.

И немного музыки из духовного наследия тамплиеров.Обращаю внимание, что это современная обработка.

С символикой тамплиеров не просто разобраться: уходящая в раннехристианские века историческая нить призрачна, и мало источников, проливающих свет на зарождение как самого сообщества, так и отличительных знаков в иерархии Ордена. Издавна истории об ордене тесно пересекаются с историей грааля . Об этом и других символах читайте далее.

Символами власти должностных лиц ордена являлись кошель , из которого раздавалась милостыня, и булла (печать ). На сегодняшний день известно около двадцати видов орденских печатей. На одной из них — магистрской печати изображены два рыцаря, скачущие на одном коне с копьями наперевес. Интерпретировать данный сюжет можно с разных точек зрения.

По одной версии изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади представляло их клятву бедности . Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь. Хотя, для первоначального ордена состоявшего из девяти человек — это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат. И это богатство было столь большим, что тамплиеры предоставляли ссуды монархам и в последствии изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.

Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с практикой гомосексуализма , которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях против ордена в 1307 году.

По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне — это не символ клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности или конфликта , который существовал в ордене:

  • Они были бедны клятвой, но богаты верой.
  • Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
  • Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.

По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как другой есть изображение Христа .

Пятиконечная звезда (пентаграмма)

Пентаграмма — правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией, которая в природе встречается только в живых организмах. Это простейшая форма звезды, которую можно изобразить одним росчерком пера, ни разу не оторвав его от бумаги и при этом ни разу не пройдя дважды по одной линии. Символ известен большинству народов планеты. Имеется предположение, что первыми о нём стали говорить пифагорейцы . Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Воды , Воздуха , Огня, Земли и Эфира ) и избрали пентакль тайным символом принадлежности к своему обществу. Но известны также гораздо более ранние упоминания примитивных пентаграмм, которые датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука .

Перевёрнутая пентаграмма в начале истории христианства трактовалась как символ Преображения, Христа. Известно, что она стоит на печати римского императора Константина, по сути сделавшего христианство государственной религией.

Первое упоминание пентаграммы в качестве символа зла относится к печально знаменитому тамплиерскому процессу . В документах допросов она упоминается рыцарями как символ, висевший на нее идола по имени Бафомет . Согласно этим документам, Бафомет — золотой. с рубиновыми глазами идол не то демона, не то самого Сатаны , которому впавшие в ересь тамплиеры поклонялись во время «чёрных месс» .

В судебном процессе против тамплиеров было объявлено, что Бафомет являлся одним из богохульных идолов, которому рыцари ордена поклонялись во время своих магических ритуалов. В судебном деле действительно есть признания некоторых тамплиеров в поклонении Бафомету, однако у историков есть сомнения, что эти показания были получены под пытками и «подсказаны» обвиняемым. Не существует ни одного достоверного свидетельства об использовании тамплиерами символа Бафомета до разгрома Ордена, а само изображение Бафомета появилось лишь в XIX столетии в трудах известного оккультиста Элифаса Леви .

Однако тот «символ бафомета» (перевёрнутая пентаграмма с вписанной в неё мордой козла), который большинство людей считает знаком Сатаны, была предложена и распространена Антоном Лавеем в 1966 году.

В средневековом западном христианстве пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа : от тернового венка на лбу, до гвоздей в руках и ногах. Во времена инквизиции пентаграмма приобрела негативные коннотации, её стали называть «Нога ведьмы ».

«Пять» в мистицизме катаров и тамплиеров — знак распыления, диффузии материи.

Что же касается наличия тех или иных алхимических или астрологических символов, присутствующих на некоторых тамплиерских храмах, то они ничем не отличаются от точно таких же символов на храмах и зданиях, к которым Орден не имел никакого отношения – мода на мистику в Средние века была общераспространённой.

Пчела

Это символ возрождения, бессмертия, порядка, чистоты души, трудолюбия. Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Предполагается, что пчёлы партеногеничны, поэтому ассоциируются с девственностью и целомудрием. Это символ прилежания, стремления к порядку. Недаром христиане часто сравнивают себя пчёлами, а храм — с ульем. Сущность их небесная, а мёд — приношение. Выгравированная на гробнице пчела символизирует бессмертие. Летающая в воздухе — душу, вступающую в Царство Небесное.

Роза

Пожалуй, самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, она росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность. Белая роза — символ невинности , чистоты , целомудрия .

Роза также символ тайны и молчания . В древности роза рисовалась и изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что всё, сказанное sub rosa («под розой»), является конфиденциальным.

Помимо отождествления с радостью и любовью символ розы был связан с похоронами и смертью в Греции, Риме, Китае, позже в ряде германоязычных стран. Нередко её превращали в цветок загробного царства . С другой стороны, роза на могилах мучеников отсылает к идее воскресения .

Роза символизирует число 5 , эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий». «Розарий» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» — пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни Девы Марии , которая и сама почитается как Роза или имеет розу своим атрибутом. В католицизме роза является также атрибутом Христа , Святого Георгия , многих святых, часто символизируя церковь вообще. Роза на кресте — смерть Христа. Шип розы — страдание, смерть, христианский символ греха. Роза без шипов — неблагодарность. венок из роз — небесная радость, награда за добродетель. Также символизирует божественную гармонию мироздания.

Своё мистическое значение получают и части розы: её зелень соотносится с радостью. шипы — с печалью, сам цветок — со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале «Божественной комедии» Данте .

С XII века Роза вводится в геральдику , став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи XVII века (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.

Помимо всего прочего, роза стала символом целой войны — Алой и Белой розы . Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными знаками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно.

Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага. Термин вошёл в использование в XIX веке, после публикации повести «Анна Гейерштейнская» сэром Вальтером Скоттом, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в Церкви Темпла.

Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха в Босворте боролись под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III - белого вепря. Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Крест

Само название «крест » происходит от общеиндоевропейского корня cru со значением «искривлённый «. Этот корень также прослеживается в русских словах круг, кривой , в латинском — crux — крест. С древних времён индоевропейцы пользовались этим символом, и означал он жизнь , небо и вечность . Равноконечный крест по мнению многих учёных отражает принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал — женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).

Лапчатый крест - прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами). Как таковой строгой формы креста не существовало. Кресты часто изображали на щитах и знамёнах, а также на окрашенных в чёрно-белые цвета шлемах, однако не приходится говорить о какой-либо каноничности.

Цветами знамени тамплиеров были чёрный и белый . Как именно выглядело знамя, точно неизвестно, хотя существует несколько версий:

  • две горизонтальные полосы - чёрная сверху и белая снизу. Позже подобная расцветка использовалась на знамени Прусского королевства;
  • несколько чёрно-белых полос, чередующихся между собой;
  • чёрно-белая клетка, наподобие шахматной доски (полы в ложах направлений современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены подобным образом).

Красный крест продолжал служить общим символом всех рыцарей, готовых пролить свою кровь ради освобождения Святой земли, а тамплиеры служили как бы образцом и символом всех крестоносцев. Поэтому их одеяния, щиты и флажки на пиках украшали красные кресты. Впрочем, сохранились изображения храмовников со щитами чёрно-белой расцветки и не только.

Считается, что равносторонний крес т с расширенными концами пришел в тамплиерскую символику из кельтского эпоса и является символом открытия мира Вселенной. Он обозначает сакральное число четыре : четыре стороны света, четыре апостола, четыре времени года и так далее. Второе название кельтского креста — крест пате . Считается, что этот крест тамплиеров был первым символом Ордена.

Символика Грааля

Меч Грааля

Гнев Божий на колдунов, чародеев, змеев и прочую нечисть, с которой ведут борьбу рыцари Грааля .

Замок Грааля

Замок Грааля назывался «Корбенуа» - «Рог изобилия» — символ Брачного Чертога означающий преизобильную благодать будущего века. Первые хранители Грааля построили замок на высокой горе, а в нём трапезную. Неподалёку стоял дивный колокол, который издавал звук божественных вибраций и звонил сам, когда кого-то невинно обижали. Согласно преданию, рыцари Грааля всегда появлялись там, где творила несправедливость, гонения, клевета.

Копьё Грааля

Символ, означающий кадуцей в руках Премудрости. От удара копья пробивается сердце и изливается кровь. Копьё даёт искупительную силу и наивысшее помазание на земле — агнца, умирающего от любви.

Герб Святого Грааля

В лазоревых, зелёно-синих тонах — знак соединения земли и неба .

Белый лев

Был исключительно распространен в тайных учениях тамплиеров и других рыцарских орденов средневековья. Это символ царского, девственного великодушия. Белый лев – символ небесной власти, данной воину Христову. Белый цвет – знак преображенного нового человечества, в котором действует Христово начало.

Белый голубь

Белый голубь с трепещущими крыльями — знак Святого Духа.

Белая голубица держит в лапах золотую кадильницу, исполненную ароматами всех земных и небесных благоуханий. Когда белая голубица впереди шествия Грааля парит и курит золотой кадильницей, все кругом исполняется благоуханий райского сада.

Каждение есть символ небесной молитвы. Голубица летит впереди шествия, что означает предвосхищенную молитву о Граале .

Белая лебедь

Белая лебедь — символ вечного детства. Она ведёт золотую ладью — церковь пренебесных добродетелей мессианистической династии.

Лоэнгрин приплыл из Грааля на золотой ладье. Есть тайна выплывания из Царствия в этот мир.

В лебедь является символом второй стадии алхимического процесса - albedo (белое делание). Это стадия очищения: душа освобождается от шлака презренной материи и предстает во всей своей чистоте.

Белый орёл

Важный символ противопоставлявшийся всевозможным монархическим двуглавым орлам.

Белый орел – знак мессианистической божественной монархии или истинной теократии. Знак того, что к власти в стране пришел не король, благословленный батюшкой (так называемый царь-батюшка), а король, в котором Кровь Христа. Левое крыло белого орла крест . Белый крест белого орла восхищает на небеса. Помазанники знают, что единственный способ восхититься на небо — взять крест на земле. Правое крыло — девство как условие взятия креста. Крылья взаимодействуют одно с другим, воспаряя к небесам. Белый орел — могущество Грааля , сила девства.

Кость перламутровая

Мистическое понятие граалеады. По преданию, первый человек был сотворен из кости Грааля . В духовном смыслеГрааль духовная сфера божественных тайн, которая может овеществляться и олицетворяться разнообразно – от блюда до человека-хранителя Грааля – отсюда, Лоно, Чаша, где возможна встреча и сочетание Бога и человека, образ перламутровой раковины и др.

В целом, мир тамплиеров по сей день окутан мраком. Что из преданий вымысел, что правда, говорить трудно. Но неоспоримым остаётся тот факт, что орден пыцарей Храма Соломона сыграл важную роль в становлении и средневекового, и современного общества.

Больше интересного

«Антипятикнижие»

К часто неправильно интерпретированным символам Тамплиеров принадлежит Антипятикнижие , поставленная на голову пентаграмма . Этот символ находится в самых различных местах, где орден Тамплиеров оставил за собой следы.
Его толкование простое, на некоторых изображениях, где есть буквы G, E, L, N. D , даже доказуемо. Написаны налево, что указывает на древнееврейский язык.

Буквы обозначают: Бытие (1-я книга Моисея), Исход (2-я книга Моисея), Левит (3-я книга Моисея), Числа (4-я книга Моисея), Второзаконие (5-я книга Моисея). Эти пять книг Моисея составляют «Пятикнижие» (от penta «пять» ).

Тамплиеры под влиянием катаров и следов Маркиона хотели с помощью тайного знака в виде «перевернутой» пентаграммы сигнализировать отвержение Пятикнижия, пяти книг Моисея и Ветхого Завета.

Исключены из отвержения Ветхого Завета были книги пророков, которые в некоторых кругах Тамплиеров считались сфальсифицированными, но не неправильными сами по себе.

Везде, где можно видеть пентаграмму , она означает сама по себе отвержение Ветхого Завета. Это действовало особенно в тех кругах Тамплиеров, которые ссылались на то, что у них находились оригиналы писем апостола Павла. Даже в сегодняшнем Ветхом Завете еще можно четко увидеть борьбу Павла с Ветхим Заветом. Он не хотел видеть его никаким образом в действии. Именно от Павла исходит высказывание: «Христос избавил нас от проклятия (Моисеева) Закона» . Кто видел этот знак, пентаграмму , и знал его значение, тот знал, что он в этом месте имел дело с братьями по духу.

Как свидетельствует упомянутый «Справочник» , как минимум образованные Тамплиеры имели представление о том, как потусторонний мир пронизывает этот. Но такой ясный взгляд на вещи был для большинства людей времен средневековья скорее исключением.

В отличие от античности и эпохи познания, средневековье много потеряло в знаниях и зрелости. Средневековая религиозность была наверняка наивной только до определенной степени – возможно, в смысле Парцифаля Рихарда Вагнера, который базировался на Вольфраме фон Эшенбахе. И только в духовных тайных союзах зрело снова старое знание.

Для благородного рыцаря как «чистого простеца» (как Парцифаля) не было ничего, чего нельзя было себе представить, ведь в Божьей власти все возможно. Любое чудо могло случиться в любое время в любом месте.

Тогда не спрашивалось, может ли существующий только в этом мире символ появиться в потустороннем, так как он мог волшебным способом проецироваться, о чем Тамплиеры тогда думали в узком кругу. Но магическое воздействие, которое предписывалось пентаграмме, как простому амулету, не состоялось.

Но наверняка в это воздействие верили многие Тамплиеры . Поэтому этот символ был тогда более распространен, чем это представлено сегодня, предположительно в Средней, Западной и Южной Франции, а также на севере и востоке Иберийского полуострова. Знаком, который собой излучал власть, перевернутая пентаграмма никогда не была.

Таким образом, символ перевернутой пентаграммы ни у высокообразованных, вооруженных тайным знанием, ни у более поздних участников тайных союзов не играл достойной упоминания роли.

Он был сигналом для посвященного человека этого мира, но для связи с потусторонним миром это ничего не значило. И так как инквизиции тем временем было известно, что перевернутая пентаграмма являлась «символом ереси» , его просто не стоило дальше использовать.
В совремменой популярной эзотерике пентаграмма продается по ошибке как символ «Бафомет». По-другому это назвать и нельзя, так как в этом нет и малейшего указания. Это безобразие восходит на все еще распространенную ошибку мага Элифаса Леви (Альфонса Луи Константа). (Он, собственно не был евреем, а использовал фамилию Леви как творческий псевдоним.

Из племени Леви выходили в древнем Израиле священники). Леви ошибочно считал «Бафометом» символическое Тамплиерское изображение экклесии, церкви, падшим ангелом с головой сатаны (некоторые также называют «Бафометом» ).

(здесь детально)

Из этого он потом сделал известного монстра с головой козла. Над этой чепухой можно смеяться, если считать его неопытным . Но, основываясь на этом безобразии в ранние времена пентаграмму открыли для себя разные «сатанисты» ,

не зная, что этот знак обозначает как раз отход от сатаны и кровавых жертвоприношений.

Но в известной мере есть нечто такое, что не исправить ни хорошим советом, ни вылечить никакой таблеткой. Как действительно выглядел и что он выражал, в кругах (наше дело) знают, и нам здесь не следует повторять.

В галерее мы показываем графику, которая не является оригиналом, но воспринимается как типичное изображение Антипятикнижия .

Старинное предание рассказывает, что в могильном склепе тамплиеров ежегодно, именно в ночь уничтожения их ордена является призрак в белой мантии с красным крестом и спрашивает, кто же будет сражаться за освобождение Гроба Господня. И тогда из-за сводов явственно слышит ответ: "Никто! Никто! Потому что Храм разрушен".

18 марта 1314 года на медленном огне был сожжен Великий магистр Ордена Храма (тамплиеров) Жак де Моле. Вместе с тамплиерами с исторической сцены фактически исчезает эпоха рыцарства, крестовых походов, духовных поисков.

Почти 200 лет до этого события, названного иториками самым страшным преступлением Средневековья, в 1119 году рыцари Гюг (Гуго) де Пайен и Жоффруа де Сен-Омер с семью товарищами на развалинах храма Соломона у Гроба Господня дали клятву охранять дороги к Иерусалиму, чтобы паломники без всякой опаски могли путешествовать по ним. Название ордена происходит от французского слова "temple"- храм. Рыцари, давшие, кроме "охранительного", три монашеских обета (послушания, воздержания,бедности), открыли совершенно иной род деятельности. К их желанию бороться с врагами христианства, созвучному духу времени, добавляется - религиозный энтузиазм.

Устав ордена в основном опирался на устав очень сурового ордена цистерианцев (у них же тамплиеры заимствовали форменную одежду - белый плащ с красным крестом): монахам-воителям предписывалось цедомудрие; желающий вступить в братсво становился слугой и рабом ордена, ему полагались хлеб, вода и простая одежда. Устав разработал цистерианский аббат Бернар Клервоский в 1128 году. Папа Иннокентий на соборе в Труа, в том же году утвердил его, а папа Евгений III (1145-1154) - красный восьмиконечный крест и штандарт Ордена "бедных рыцарей храма Соломона", известный как черно-белый "Босеан", на котором было начертано: "Non nobis Domine" ("Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу..."). Резиденция тамплиеров в Париже - крепость и квартал Тампль. В парижской резиденции хранились основные денежные средства Ордена.

Орден постепенно становился "государством в государстве". Жизнь его сверху до низу была отработанной до автоматизма системой послушания. Великий магистр, опираясь на капитул, твердой рукой руководил сообществом монахов; генеральный капитул (от 100 до 300 рыцарей) выбирал Великого магистра. Элитой ордена были "белые" - аристократы-дворяне, которым принадлежала власть и имущество, и, в какой-то сткпени, священники, находившиеся при магистрах или служившие в церквях. Они составляли в разное время от 10 до 25% состава. Братья "сержанты", или же "коричневые", в условиях войны служили оруженосцами и были пехотинцами, а в мирное время вели хозяйство. В самом низу этой иерархической "лестницы" находились зависимые крестьяне и рабы, вывезенные из Палестины. Одно непременное условие связывало таплиеров - никто не мог покинуть Орден.

Тысячи рыцарей самых благородных кровей желали стать членами братства. Тамплиеры были участниками многочисленных военных компаний на Ближнем Востоке. Роль их в крестовых походах трудно переоценить. Вплоть до падения в 1291 г. тамплиеры и рыцарский орден госпитальеров (иоаннитов) являлись главной ударной силой в борьбе с мусульманами.

Для понимания следующего важно заметить, что Орден не признавал никакой светской власти (кроме папской, часто - номинальной) и обладал правом эксториальности. Владения его были разбросаны по всей Европе - во Франции, Англии, Испании, Германии, Италии, Греции и на Кипре.

Тамплиерам римскими папами была дана важная привилегия: они самостоятельно оперировали громадными суммами денег, направлямым по различным каналам на ведение крестовых походов. В их руках находились многие пути, по которым крестоносцы и паломники отправлялись на Святую Землю.

Уже к концу XII века торговля (из Европы везли на Ближний Восток оружие, продовольствие, лошадей; в обратном направлении - вино, ткани, пряности и сахар, ковры, шелк, парфюмерию) стала непременной, а чем ближе к трагедии, и главной составляющей политики Ордена. В Европе тамплиеры стали главными ростовщиками и крупнейшими подрядчиками при строительстве церквей.

Крупные феодалы, желая заручиться поддержкой могущественного Ордена, дарили им земли и замки. Несмотря на страсть тамплиеров к торговым операциям, не один Крестовый поход, начиная со Второго, не обходился без их участия. Более чем 20 тысяч членов Ордена погибло на Святой Земле, в том числе шесть Великих магистров из 23. Так в знаменитой битве в горах Лаодикеи, ныне - юг Турции (1148 г.), во время Второго Крестового похода 200 рыцарей (в основном-тамплиеров), составлявших свиту короля Людовика VII, сумели сдержать неистовые нападения 20000 мусульман. Как и госпитальеры, они до последней капли крови защищали крупный оплот христиан - . С его падением Орден как будто бы потерял почву под ногами.

Историческое восхождение тамплиеров, духовных воителей, было прямым вызовом светской власти. Но рано или поздно и "союз" с римскими папами мог дать серьезную трещину. С фактическим подчинением папского престола французскому королю Филиппу IV Красивому, положение тамплиеров во Франции становилось все более опасным.


герб Ордена Тамплиеров

Историки зачастую преувеличивают размеры богатства тамплиеров. Госпитальеры - их постоянные соперники (но в сражениях с мусульманами - союзники), были не менее могущественными. Именно во Франции располагались самые значительные поместья тамплиеров. Филипп IV Красивый, которого рыцари постоянно ссужали деньгами, был обязан им жизнью (во время бунта черни в 1306 г. король нашел убежище в замке Тампль), в какой-то момент почуствал обременительность "благодарности".

Имея такую могущественную, совершенно неподотчетную организацию под боком, вряд ли можно было считать себя абсолютным правителем. Наложить руку на имущество Ордена, но обставить дело так, чтобы оно выглядело в глазах всех, как борьба с греховностью, вот такую задачу хотел решить король Франции, глубоко уязвленный отказом капитула о приеме в "почетные рыцари".

И он с ней блестяще справился. После падения Акры Орден перебирается на Кипр. Борьба за Святую Землю отняла у храмовников слишком много сил; капитул принимает решение постепенно перенести свои дела во Францию. В 1306 году Жак де Моле в сопровождении 60-и самых уважаемых рыцарей отправляется на берега Сены. Великий магистр взял с собой орденскую казну (150 тысяч золотых монет и десятки тюков с серебром). В недобрый час возвращались тамплиеры - король окончательно подчинил римских пап своей власти. В 1309 г. уже в ходе процесса над тамплиерами они перенесли свою резиденцию в Авиньон - город-крепость, находившийся в окружении французской короны. После гибели Ордена папство не претендовало более на мировое господство.

14 сентября 1307 года по всей Франции должностным лицам были разосланы письма за подписью короля с приказом: 13 октября, в пятницу, вскрыть конверт. Филипп IV повелел арестовать всех тамплиеров и конфисковать их имущество. Решаясь на подобный шаг, который бы неизбежно потряс общественное мнение, требовалось поскорее обосновать его с помощью выжатых... показаний. И ради их получения годилось все: обещания, угрозы, насилие - был бы результат.

С 19 октября 1307 года была запущена машина инквизиции: руководил процессом хранитель печати и канцлер королевства Гийом де Ногаре. Его многочисленные помощники занимались фиксированием признаний 138 узников, содержащихся в Тампле. Еще 16 октября были разосланы воззвания всем владыкам христианского мира, в которых говорилось о причастии тамплиеров к ереси; призывали королей и графов последовать примеру французского короля.

Лишь четыре тамплиера, не сломленные пытками, отказались признать свою вину. Только в Париже под пытками погибли 36 рыцарей. Процесс длился с перерывами почти семь лет. 18 марта 1314 года на специальном совете кардиналы заслушали Жака де Моле, Гуго де Пейро, Жоффруа де Гонневиля и Жоффруа де Шарне. Папа Климент V окончательно предал тамплиеров, подписавиэлите храмовников пожизненное заключение в особо суровых условиях. Один из участников совета так описал его ход:

" ...Когда кардиналы уже сочли дело закрытым, совершенно неожиданно двое из осужденных, а именно Великий магистр (Ж. де Молле) и приор Нормандии (Ж. де Шарне), выступили с ошеломляющей всех самозащитой, обращая слова к кардиналу, котрый только что прочитал проповедь, и к архиепископу Санскому, и отреклись от своих показаний, сделанных ранее, а также от всего того, в чем раньше признавались." (Е. Жаринов. "Жак де Молле")

Великий магистр, обратившись к совету отметил ту громадную роль, которую сыграли тамплиеры в борьбе с сарацинами:

"Они, а не вы страдали от голода, болезней и от палящего солнца... Но вы забыли, что ваш суд не единственный. И поэтому я заявляю, что король Франции Филипп Красивый и папа Климент V предстанут вместе со мной на другом Суде. И Господь призовет их к себе в течении 12 месяцев, которые истекут со дня нашей казни."

Казненные, как нераскаявшиеся еретики в тот же вечер, 18 марта 1314 года, де Моле и де Шарне унесли с собой в могилу немало тайн. Архивы Ордена таинственно исчезли, как и почти все золото и серебро... Не разгадана и тайна связей рыцарей с американским континентом, куда будто бы отправились от порта-крепости Ла-Рошель корабли с сокровищами тамплиеров.

В романе "Железный король" писатель М. Дрюон, пользовавшийся серьезными историческими документами, приводит последние слова Великого магистра произнесенные на костре:

"...папа Климент...рыцарь Гийом де Ногаре, король Филипп... не пройдет и года, как я призову Вас на суд Божий и воздатся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!..."


Филипп

Пророчество сбылось с магической точностью. Папа Климент V умер уже 20 апреля 1314 года. Филипп IV Красивый в возрасте 46 лет, 29 ноября 1314 года скончался от весьма загадочной болезни. Его сыновья, поочередно вступавшие на престол, Людовик X Сварливый, Филипп V Длинный и Карл IV Красивый, будто оказались под "прицелом" Ордена. В 1328, т.е. через 15 лет пресеклась династия Капетингов. Именно этот факт привел к разрушительной, губительной как для Франции, так и для Англии Столетней войне (1337-1454). От страшного отравления, еще до смерти своего сюзерена, скончался Гийои де Ногаре. А спустя немногим менее пяти столетий, мрачное здание Тампля станет последним прибежищем бурбонской ветви Капетингов - короля Людовика XVI и его семьи...

История средневекового Ордена Тамплиеров

18 марта 1314 года в Париже, напротив королевского дворца, царила необычная суета. Плотники спешно сооружали костер. Вечером сюда привезли Великого магистра Жака де Моле и приора Нормандии Жоффруа де Шарне. Измученные многолетним заключением старики добровольно сняли с себя одежды, помолились и взошли на поленницу. Король Франции Филипп Красивый наблюдал за происходящим из дворцовой галереи.

Тамплиерам предстояло мучительное сожжение на медленном огне без предварительного удушения. Костер разгорался долго. В последний момент, когда пламя уже охватывало тело магистра, тот громко прокричал: “Папа Климент! Король Филипп! Гийом де Ногаре! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклятие на ваш род до 13 колена!”.


Штаб-квартира ордена Militia Templi (Сиена).

Вскоре у папы Климента V заболел живот. Лекари прописали ему пить толченые изумруды, и 20 апреля этого же года наместник бога на земле умер в страшных судорогах от кровавого поноса. Следующим на тот свет при загадочных обстоятельствах отправился хранитель королевской печати Гийом де Ногаре. 29 ноября 1314 года Филипп упал на охоте с лошади. Парализованного короля принесли в замок, где он скоропостижно скончался. За последующие 14 лет умерли все сыновья Филиппа. Династия Капетингов, правившая страной с 987 года, прервалась.

После окончания раннего Средневековья в Европе воцарился относительный покой. Воинам, укрощавшим викингов и венгров, стало попросту нечего делать. В то же время на южных границах происходили постоянные стычки с мусульманами. Урожайные годы, экономический подъем Европы, захват Иерусалима сарацинами и разгром крестьянских толп, отправившихся “освобождать Святую Землю”, — все это дало возможность рыцарям переключиться с грабежа крестьян на резню арабов.

14 июля 1099 года крестоносцы перебили все население Иерусалима, создали новое христианское королевство и с чувством выполненного долга вернулись домой. К святым местам потянулись паломники, в связи с чем возникла неожиданная проблема — их нужно было кому-то охранять. Город находился под контролем короля Балдуина II, но в окрестностях бесчинствовали разбойники всех мастей и национальностей. Несчастных пилигримов резали в промышленных масштабах, и всем на это было глубоко наплевать.

Всем, кроме 9 богобоязненных французских рыцарей — ветеранов Первого крестового похода. История сохранила их имена: Гуго де Пейн, Годфруа де Сент-Омер, Пэйн де Мондидье, Андре де Монбар, Гуго де Шампань, Гундомар, Гофред Бисоль, Жоффруа Бизо и Аршамбо де Сент-Аман. В 1119 (историки не уверены насчет точности этой даты) двое первых явились ко двору короля Балдуина II и предложили свои услуги по охране паломников на пути из Яффы в Иерусалим. Король ничуть не возражал против бесплатной военной помощи и отдал рыцарям южное крыло своего дворца (мечети Аль-Акса).

Мечеть Аль-Акса, бывшая штаб-квартира тамплиеров

С исторический точки зрения место было великолепно. Где-то здесь предположительно стоял легендарный Храм Соломона. Именно поэтому рыцари стали называться “храмовники” (“храм” по-французски “тампль”, отсюда тамплиеры), а точнее — “нищенствующие рыцари Христа и Храма Соломона”. Эмблема тамплиеров подчеркивала их бедность и изображала двух воинов, едущих на одной лошади.

Впрочем, нищенствовать в полную силу у храмовников не получилось. Иерусалимские летописцы оставили крайне мало упоминаний о первых годах деятельности тамплиеров. Одни предполагают, что рыцари около 9 лет не принимали никого в свои ряды и охраняли дороги от разбойников (сотни километров силами десятка человек). Согласно другой, более правдоподобной версии, как только храмовники получили от короля шикарную штаб-квартиру, они сразу же отправились в Европу искать спонсоров.

К 1127 году ряды храмовников расширились, Гуго де Пейн совершил несколько дипломатических туров и заручился поддержкой авторитетнейшего теолога Бернарда Клервоского (дяди Андре де Монбар), причисленного к лику святых. Эта карта была разыграна тамплиерами очень грамотно: Бернард взялся за “идеологическую” работу и начал агитировать духовенство на содействие “братьям-рыцарям”. В итоге Папа Гонорий II созвал собор в Труа (1129), где католическая церковь официально признала Орден тамплиеров, утвердила его Устав и назначила Гуго де Пейна Великим магистром.
В уставе тамплиеров было 72 статьи. Первые семь накладывают на храмовников различные религиозные обязанности: определяют, сколько (от 13 до 100) раз и при каких обстоятельствах нужно прочесть “Отче наш”, а в случае смерти одного из братьев обязывают кормить на его месте бедняка семь дней.

Остальные главы определяют повседневный быт рыцарей. Принимать пищу следует молча, слушая при этом чтение Священного писания. Мясо — два раза в неделю. Десятую часть хлеба нужно отдавать беднякам. После вечерней также следует молчать (за исключением случаев ведения военных операций). Женщины в Орден не принимаются. Целоваться с “сосудами греха”, включая матерей, сестер и дочерей, запрещено. После смерти храмовника его вдова получает пенсию.

Одежда “шевалье”, принявших обет безбрачия, — белая. Одежда “сержантов” — черная. Никакого меха в отделке, кроме овчины, не допускается. Золотые или серебряные элементы экипировки запрещены (разрешалось использовать позолоченные доспехи, если их предварительно покрасить). Коней — не более трех. Бороду и усы стричь нельзя. Башмаки — без шнурков и острых носов. Кровать — соломенный тюфяк. Всю ночь в общей опочивальне должен гореть огонь.

Запрещалось иметь сумки или сундуки с замками. Вся личная переписка прочитывается в присутствии магистра. Все подарки передаются в собственность Ордена. Охотиться нельзя — исключение сделано лишь в отношении львов, ибо они “ходят кругами и ищут, кого бы пожрать”.


Один из флагов Ордена Тамплиеров

В 1139 году Папа Иннокентий II взял тамплиеров под личное покровительство, издав буллу Omne Datum Optimum, согласно которой храмовники могли оставлять себе всю военную добычу, освобождались от всех налогов, получали автономию от светских властей и судов. Булла Milites Templi (1144 год) опускала грехи всем, кто жертвовал ордену, в связи с чем количество желающих расстаться с деньгами значительно выросло, а булла Militia Dei (1145 год) разрешила тамплиерам строить собственные церкви (прихожане также означали дополнительные доходы) и хоронить мертвых рыцарей на собственных кладбищах.

Монархи Европы даровали тамплиерам не менее щедрые привилегии. Нищенствующие рыцари стали получать баснословные прибыли. В их собственности находились сотни замков и огромные земельные участки (к концу 13 века — около миллиона гектаров). Они выкупали у королей право сбора налогов, давали деньги в ссуду под 10% в год (евреи — под 40%) и организовали систему дорожных чеков: теперь пилигримы, отправляющиеся в Святую Землю, вносили определенную сумму тамплиерам по месту своего жительства и получали чек, который можно было обналичить у тамплиеров в Иерусалиме.

За сто лет храмовники возвели свыше 150 собственных церквей. Кроме того, они активно строили дороги и не взимали с путешественников платы (в отличие от феодалов, зачастую требовавших деньги даже за пересечение мостов). Богатство позволило тамплиерам проводить беспрецедентные благотворительные акции: их многочисленные командорства кормили целую армию нищих, а в голодные годы рыцари снабжали зерном тысячи бедняков, предотвращая вымирание крупных регионов.

К концу 13 века в должниках у тамплиеров была вся Европа — от королей до крестьян. Нищенствующие рыцари Христа и Храма Соломона стали крупнейшей транснациональной корпорацией планеты. При этом Орден Храма не был самым богатым (другие монашеские ордена располагали сравнимыми ресурсами) и самым влиятельным на политической арене. Это была уникальная религиозно-военно-финансовая организация — стремительно возвысившаяся и хорошо вооруженная.

К началу 14 века численность рыцарей достигла 20 000 человек, но лишь немногие из них составляли “армейское крыло” этой организации. В самом начале существования Ордена храмовники представляли собой грозную военную силу.

Рыцари, по свидетельствам современников, были горды, заносчивы, воинственны, храбры и, что более важно — дисциплинированы. В крупных военных действиях они составляли авангарды армий, сметая противника первым же натиском кавалерии. Впереди шли “белые” тамплиеры, за ними следовали “черные”. В лучшие годы существования Ордена его бойцы были чем-то вроде средневекового спецназа. О мастерстве и безрассудной отваге рыцарей свидетельствует битва при Монжизаре.

25 ноября 1177 года прокаженный король Иерусалима Балдуин IV с армией из 500 рыцарей, 80 тамплиеров во главе с Великим магистром и нескольких тысяч пехотинцев внезапно напал на армию Саладина, насчитывавшую 26 тысяч человек. Рыцари перебили почти всех арабов, включая легендарных мамлюков. Саладин спасся лишь потому, что сел на породистого “гоночного” верблюда и ускакал с поля боя. Неудивительно, что мусульмане люто ненавидели тамплиеров и считали их главными врагами ислама.

Привычка бросаться на многократно превосходящие силы противника не раз выходила тамплиерам боком. В битве при Кишоне 600 человек атаковали армию из 7000 сарацинов. Божьего чуда не произошло — арабы, имевшие большой зуб на тамплиеров, не только перебили их войско, но и надругались над телами павших. В последовавшей за этим битве при Хаттине (1187) Саладин захватил множество христиан, включая короля Иерусалима. Он пощадил их всех — кроме 230 тамплиеров, подвергнутых пыткам и казненных.

Тамплиеров не следует идеализировать. Они были ничем не лучше своих современников. Рыцари сознательно нарушали договора, отказывались возвращать денежные вклады, грабили караваны, участвовали в феодальных междоусобицах и крайне неохотно расставались со своими богатствами. После битвы при Хаттине пал Иерусалим. Саладин предложил тамплиерам выкупить его жителей, но орден, созданный специально для защиты города, отказался это делать, и 16 тысяч христиан попали в рабство.

Последующие крестовые походы не имели значительного успеха — Иерусалим попадал в руки европейцев лишь на несколько месяцев. Более того, тамплиеры сорвали хитроумнейшую дипломатическую политику Ричарда, брата английского короля, сумевшего натравить мусульман друг на друга: рыцари напали на египтян, нарушив мирный договор и вызвав череду войн, в ходе которых христиане навсегда потеряли Восток.

В 1291 году арабы взяли Акру — новую штаб-квартиру Ордена Храма. В городе было около 900 тамплиеров, большинство из которых (включая Великого магистра Гийома де Божо) погибли, защищая пролом в стене. Оставшимся храмовникам удалось запереться в башне, обманом заманить туда 300 мусульман и перебить их. Разгневанный султан приказал подвести под башню мину; она обрушилась и похоронила рыцарей под обломками.

После прекращения крестовых походов существование военных орденов потеряло всякий смысл. Тамплиеры предприняли несколько “военных пиар-акций”, пытаясь показать свою мощь, но дальше кратковременных захватов земель дело не зашло. Буквально за несколько лет храмовники превратились в наемников и разбойников. Под началом Великого магистра Жака де Моле находилось около 15 000 человек — очень серьезная по меркам того времени сила, с которой нельзя было не считаться. Кроме того, тамплиеры пользовались покровительством Папы, считавшего их своими “боевиками” (хотя храмовники подчинялись ему не больше, чем какому-либо европейскому монарху).

Богатство Ордена не давало покоя французскому королю Филиппу Красивому, имевшему крупный долг перед рыцарями. Придя к власти, Филипп собрал правительственную “команду” из незнатных, но очень талантливых негодяев. Правой рукой короля стал хранитель печати Гийом Ногаре.
Филипп попытался стать членом Ордена с перспективой возглавить его (безуспешно), а потом пригласил Жака де Моле перенести резиденцию тамплиеров в Париж — якобы для дальнейшего объединения с орденом госпитальеров и организации нового крестового похода. Следующий шаг короля — тайные переговоры с марионеточным Папой, который “сдал” тамплиеров, пообещав идеологическую поддержку в их уничтожении.

Как разгромить организацию, насчитывающую тысячи головорезов? Филипп провел полицейскую операцию невиданного даже по нынешним временам масштаба: 22 сентября 1307 года королевским чиновникам, командирам военных отрядов и инквизиторам были разосланы пакеты с указанием вскрыть их в пятницу 13 октября. Арест произошел одновременно, рыцари не оказали сопротивления.
Короля ждало страшное разочарование — легендарная казна тамплиеров оказалась пуста. Деньги исчезли, и никто не желал говорить, куда. Достоверно известно, что при переезде в Париж храмовники снарядили длинный обоз с золотом. Вероятно, магистр предвидел “спецоперацию” короля либо, несмотря на меры предосторожности, узнал о ней от информаторов, и спрятал деньги в одном из многочисленных замков Ордена.

Против рыцарей были выдвинуты очень красочные обвинения: мол, они плевали на распятие, целовали друг друга в зад, практиковали гомосексуализм, искажали слова молитв, поклонялись черному идолу с красными глазами и мазали его жиром сожженных христианских младенцев. Тамплиеры, подвергнутые пыткам, сперва дружно сознались во всех грехах (их показания мало чем отличались друг от друга и были будто бы написаны под копирку), а впоследствии не менее дружно отказались от показаний.

После некоторой процедурной неразберихи с подсудностью обвиняемых рыцари шли на костер (преимущественно во Франции), сажались в тюрьмы, лишались званий, изгонялись, но иногда и оправдывались. В Англии и Германии распоряжение Папы об аресте тамплиеров фактически спустили на тормозах — тамплиеры подвергались минимальным санкциям.

Имущество тамплиеров — многочисленные замки во Франции, церкви в Англии (например, Темпл Черч и Росслинская часовня, прославленные “Кодом да Винчи”) — сохранилась до наших дней. Однако до недавнего времени интерес к нему питали лишь историки и торговцы элитной недвижимостью. Фантастические легенды об Ордене Храма появились лишь в 19 веке — на волне увлечения “модным” масонством.

Наибольшее количество тумана писатели-беллетристы напустили вокруг иерусалимского Темпля. Мол, рыцари устроили в подвале Храма раскопки, наткнулись на древнюю систему тоннелей и обнаружили там: а) Ковчег завета; б) Святой Грааль; с) манускрипты, свидетельствующие о сожительстве Христа с Магдалиной. Эти богатства они спрятали в одном из своих храмов, где реликвии находятся и по сей день.

Единственная святыня, которой действительно располагали тамплиеры, — кусок дерева с Истинного креста, на котором распяли Иисуса. По обычаю тех лет орудия казни зарывались на месте ее свершения. В 326 году Елена, мать императора Константина, санкционировала раскопки на Голгофе. Был обнаружен Истинный крест, прикосновение к которому исцеляло больных и воскрешало мертвых. Как и в случае с мощами святых, частицы этой реликвии разошлись по всему свету. Скептики указывают, что если собрать их воедино, то дерева хватит на сооружение боевого корабля.

Другие легенды о тамплиерах столь же правдоподобны, как и обвинения, выдвинутые против них. Ходят слухи, что уцелевшие тамплиеры “ушли в подполье” и продолжали тайно влиять на историю человечества. Что именно они открыли Америку, ведь на парусах каравелл Колумба были красные кресты (выжившие храмовники действительно основали в Испании Орден Рыцарей Креста).

Тамплиеры пронеслись по истории, как комета — внезапно, ярко и очень быстро. Они сгорели, наделав немало шума. Современники и нынешние исследователи единогласно считают обвинения против них ложными. Но даже если бы они не подверглись узаконенному грабежу, судьба тамплиеров была уже решенной. С угасанием крестовых походов орден лишился “идейной базы”. Его ждало перепрофилирование, раздробление и измельчание — как это случилось с госпитальерами или тевтонцами. Кто-то считает, что после падения тамплиеров начался закат европейского рыцарства, довершенный распространением огнестрельного оружия. Если согласиться с таким подходом, то закат рыцарства начался гораздо раньше — когда тамплиеры стали служить не Богу, а золотому тельцу.

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВ

В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет посвятить себя их защите, для чего требовалось создать религиозную организацию. Рыцари принесли обеты бедности, целомудрия и послушания Иерусалимскому Патриарху Гормонду де Пикиньи и примкнули к монахам Святого Гроба Господня, жившим по уставу Святого Августина. Иерусалимский король Балдуин II выделил им для проживания место, неподалеку от которого по преданию находился Храм Соломона. Рыцари называли его Храмом Господним - по-латыни «Tamplum Domini», отсюда и произошло второе название рыцарей-храмовников - тамплиеры. Полное же название Ордена - «Бедные рыцари Христа и Соломонова храма».

В первые годы своего существования Орден состоял всего из девяти рыцарей, поэтому не привлекал к себе внимания ни на Востоке, ни на Западе. Храмовники действительно жили бедно, о чем свидетельствует одна из самых первых печатей Ордена, на которой изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади. Братство рыцарей-храмовников первоначально было создано для охраны дороги, по которой совершалось паломничество из Яффы в Иерусалим, и вплоть до 1130-х годов тамплиеры не принимали участия ни в одном сражении, какой бы грозной ни была опасность. Таким образом, в отличие от рыцарей-госпитальеров, ведавших на Святой земле приютами и больницами, «Бедные рыцари Христа и Соломонова храма» посвятили себя исключительно защите паломников. Охрана завоеванных земель была делом непростым, не хватало воинов для отпора мусульманам, что уж было говорить об охране прибывающих в массовом количестве пилигримов. Тем более что в течение 9 лет со дня основания Ордена новых членов в него не принимали.

Поначалу Орден тамплиеров напоминал своего рода частный кружок, объединенный вокруг графа Шампанского, так как все девять рыцарей были его вассалами. Чтобы их братство признали в Европе, рыцари снарядили туда миссию. Король Балдуин II обратился с письмом к аббату Бернару из Клерво, чтобы тот упросил римского папу Гонория II утвердить устав для жизни и деятельности Ордена тамплиеров. Для рассмотрения ходатайства Ордена о даровании им собственного устава римский папа выбрал Труа - главный город Шампани. На соборе в Труа 13 января 1129 года присутствовало множество отцов Святой церкви, среди которых были папский легат Матье, епископ Ордена Святого Бенедикта, множество архиепископов, епископов и аббатов.

Аббат Бернар Клервосский не смог прибыть на собор в Труа, но он написал устав для Ордена тамплиеров, основываясь на уставе Цистерианского ордена, который в свою очередь повторял уставные положения бенедиктинцев. Аббат Бернар в честь рыцарей-храмовников написал и трактат «Хвала новому рыцарству», в котором приветствовал «монахов по духу, воинов по оружию». Он до небес превозносил добродетели тамплиеров, объявлял цели Ордена идеалом и воплощением всех христианских ценностей.

Орден храмовников создавался как чисто монашеская, а не рыцарская организация, так как монашество считалось ближе стоящим к Богу. Но аббат Бернар сумел оправдать деятельность рыцарских орденов, примирив воинское дело со служением Богу. Он заявлял, что рыцари - это Божье воинство, которое отличается от мирского рыцарства. Божьим воинам необходимы три качества, быстрота, острое зрение, чтобы на них не напали врасплох, и готовность к бою.

По уставу рыцарь Ордена тамплиеров - это мужчина, который в состоянии носить оружие, владеть им и избавлять землю от врагов Христовых. У них должны быть коротко острижены борода и волосы, чтобы можно было свободно глядеть вперед и назад. Тамплиеры облачались в одежды белого цвета, которые надевались поверх рыцарских доспехов, и в белую мантию с капюшоном. Такие плащи, по возможности, предоставлялись всем братьям-рыцарям зимой и летом, чтобы их могли распознать все, кто провел жизнь в темноте, так как их долг - посвятить свои души Творцу, ведя светлую и чистую жизнь. И никому, кто не относился к вышеупомянутым рыцарям Христа, не дозволялось иметь белый плащ. Лишь тот, кто оставил мир тьмы, будет примирен с Создателем знаком белых одежд, который означает чистоту и совершенное целомудрие - целомудрие сердца и здоровье тела.

С 1145 года левую сторону плаща рыцарей стал украшать красный восьмиконечный крест - крест мученичества и символ борцов за церковь. Этот крест, как знак отличия, был дарован Ордену тамплиеров папой Евгением III с исключительными правами на его геральдику. В соответствии с обетом бедности рыцари не носили никаких украшений, и воинское снаряжение их было очень скромным. Единственным дозволенным предметом, дополнявшим их одеяние, была овчина, которая одновременно служила подстилкой для отдыха и плащом в непогоду.

После собора в Труа тамплиеры разъехались по всей Европе, чтобы завербовать в Орден новых рыцарей и основать командорства на континенте. Аббат Бернар стал жарким поборником и пропагандистом тамплиеров, призывал всех влиятельных особ дарить им земли, ценности и деньги, направлять в Орден молодежь из хороших семей, чтобы оторвать юношей от греховной жизни ради плаща и креста тамплиеров. Поездка рыцарей-храмовников по Европе имела ошеломляющий успех: братья начали получать земли и поместья, на нужды Ордена жертвовалось золото и серебро, быстро росло число воинов Христовых.

К концу 1130 года братство окончательно сформировалось уже как военно-монашеская организация с четкой системой иерархии. Все члены Ордена разделялись на три категории: братья-рыцари, братья-капелланы и братья-сержанты (оруженосцы); последние носили плащ черного или коричневого цвета. Существовали также слуги и ремесленники, и каждая категория братьев имела свои права и обязанности. Во главе Ордена тамплиеров стоял Великий магистр, права которого частично ограничивались орденским Капитулом. В отсутствие Магистра его заменял сенешаль - второе должностное лицо Ордена. За ним следовал маршал, ведавший всеми военными делами братства, и т. д. Иерархическая лестница рыцарей-тамплиеров насчитывала до 30 ступеней.

Для посвящения в рыцари нужно было быть знатного происхождения, не иметь долгов, не быть женатым и т. д. В служении тамплиеров сочеталось строгое монашеское послушание с постоянным риском получить увечье или погибнуть в битве на Святой земле и за Святую землю, что искупало любой земной грех. От каждого рыцаря-тамплиера требовалось беспрекословное повиновение старшим; устав строго регламентировал обязанности рыцаря и перечислял наказания за разного рода провинности и отклонения от аскетического образа жизни. А так как Орден стал подчиняться только римскому папе, в нем существовали свои кары за проступки, вплоть до смертной казни. Рыцари не могли охотиться и играть в азартные игры, в часы досуга они должны были сами чинить свою одежду и каждую свободную минуту молиться.

Рыцарь без разрешения не должен был удаляться от лагеря дальше, чем слышен звук голоса или сигнал колокола. Когда дело шло к бою, глава Ордена брал знамя и выделял 5-10 рыцарей, которые окружали его для охраны штандарта. Эти рыцари должны были рубиться с противником вокруг знамени и не имели права ни на минуту покинуть его. Командир имел обернутое вокруг копья запасное знамя, которое он разворачивал, если с главным знаменем что-нибудь случалось. Поэтому он не мог пустить в ход копье с запасным знаменем, даже если это было необходимо ему для защиты. Пока развевается знамя, рыцарь не мог покинуть поле битвы под угрозой позорного изгнания из Ордена.

Знамя тамплиеров представляло собой полотнище, верхняя часть которого была черного цвета, а нижняя - белого. Черная часть знамени символизировала греховную, а белая - непорочную части жизни. Оно называлось «бо сан», что одновременно было и боевым кличем тамплиеров. Словарь старофранцузского языка определяет значение слова «beausant» как «лошадь темной масти в белых яблоках». Смысл слова «beau» в наши дни обычно сводится к понятиям «прекрасное», «красота», но в Средние века его значение было гораздо шире «благородство» и даже «величие». Поэтому боевой клич тамплиеров означал «К величию! К славе!».

Иногда на знамени вышивался орденский девиз «Non nobis, Domine, non nobis, sed Nomini Tuo da gloriam» («Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему!»). Встречались тамплиерские знамена и в виде военного штандарта, разделенного по вертикали на девять белых и черных полос. Предположительно в 1148 году в битве при Дамаске впервые был развернут штандарт с красным орденским крестом в центре.

Следуя обету бедности, Гуго де Пайен все дарованное имущество и богатства передал Ордену, и все другие братства последовали его примеру. Если вновь поступающий в Орден послушник не имел никакого имущества, ему все равно полагалось принести «приданое», пусть даже и весьма символическое. Тамплиер не мог иметь в собственности ни денег, ни какого-либо другого имущества, даже книг; добытые трофеи тоже шли в распоряжение Ордена. В орденском уставе говорилось, что рыцари должны быть скромны как дома, так и на поле сражения, и послушание высоко ценится у них. Они приходят и уходят по знаку наставника, они надевают ту одежду, которую он им дает, и ни от кого другого не принимают ни платья, ни пищи. Они избегают излишества как в том, так и в другом, и заботятся только об удовлетворении скромной потребности. Обет бедности соблюдался очень строго, и если у тамплиера после смерти все же находили деньги или что-либо иное, его исключали из Ордена и запрещали хоронить по христианскому обычаю.

Однако через век после создания Ордена богатство храмовников поражало воображение современников. Они владели землями, домами в городах, укрепленными замками и поместьями, разнообразным движимым имуществом и неисчислимым количеством золота. Но пока тамплиеры копили богатства и скупали в Европе земли, дела крестоносцев в Палестине шли все хуже и хуже, и после захвата Иерусалима султаном Салах-ад-Дином им пришлось уйти отсюда. Эту потерю храмовники восприняли довольно спокойно, ведь их земельные владения в Европе были огромны, а богатства велики. Особенно сильны позиции тамплиеров были во Франции, так как значительная часть рыцарей происходила из среды французского дворянства. Кроме того, к этому времени они были уже настолько опытны в финансовых делах, что нередко возглавляли казначейства в государствах.

Во Франции, казалось бы ничто не угрожало благополучию Ордена, но наступило время царствования короля Филиппа IV Красивого, всю свою жизнь посвятившего созданию единого и могущественного государства. И в его планах совсем не было места Ордену тамплиеров, во владениях которого не действовали ни королевские, ни общецерковные законы. Филипп Красивый возбудил против тамплиеров инквизиционное дознание, и через 10 месяцев после начала арестов в Париже «признания» подсудимых рыцарей были собраны и направлены римскому папе Клименту V. Папа назначил 15 заседаний Вселенского собора, который должен был состояться в Вене для решения ряда общих вопросов, обсуждения планов нового крестового похода и определения дальнейшей судьбы Ордена тамплиеров.

Однако участники собора проявили нерешительность, а сам папа Климент V высказывался с такой неохотой, что и пять месяцев спустя вопрос о судьбе храмовников не был решен. Окончательное решение этого вопроса могло склониться и к осуждению, и к оправданию тамплиеров, а этого Филипп Красивый уж никак не мог допустить.

Многие историки считают, что римский папа был полностью покорен воле французского короля, однако изучение материалов Собора показывает, что папа мог настоять и на своем - слить рыцарей-тамплиеров и рыцарей-иоаннитов в новый Орден. Поэтому Климент V и не хотел, чтобы распущенный Орден тамплиеров был полностью заклеймен как еретический. В начале апреля 1312 года папа издал очередную буллу, которой распускал Орден тамплиеров без упоминания выдвинутых против него обвинений.

Освобожденные из заключения тамплиеры могли вступить в Орден иоаннитов, но таких случаев было очень мало. Более 6 лет продолжалось преследование тамплиеров во Франции. В Англии же и Шотландии рыцари были своевременно предупреждены, а в странах Пиренейского полуострова и вовсе оправданы.

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Знаки отличия Как и в европейских армиях, у индейцев существовали свои знаки отличия. Кроме одежды, регалий различных военных обществ и головных уборов из перьев, существовало множество деталей и тонкостей, указывающих на военное и общественное положение индейца.

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Отличия крестьянства от холопства Законодательное признание податной ответственности землевладельцев за своих крестьян было завершительным делом в юридической постройке крепостной неволи крестьян. На этой норме помирились интересы казны и землевладельцев,

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

автора Ионина Надежда

Знаки отличия рыцарей-тамплиеров В 1099 году крестоносцы заняли Иерусалим, и в Палестину сразу же хлынуло множество паломников, устремившихся поклониться святым местам. Через двадцать лет, в 1119 году небольшая группа рыцарей, возглавляемых Хуго де Пайеном, дала обет

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Знаки отличия США времен войны за независимость Конец XVIII века был периодом бурных общественных переворотов как в Старом Свете, так и в Новом. Незадолго до начала Великой французской революции разразилась упорная борьба между Англией и ее североамериканскими колониями,

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Знаки отличия французского Движения Сопротивления В начале Второй мировой войны Франция потерпела тяжелое поражение. На полях сражений пали тысячи ее сыновей, две трети территории страны были оккупированы фашистской Германий, только южная часть страны находилась под

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Глава 3 СУЩЕСТВЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ: КРИТ Доисторические времена - как гигантская головоломка, в которой больше половины фрагментов утеряно или сломано. Полностью ее собрать невозможно. Но восстановить далекое прошлое гораздо больше мешает даже не это, а общепринятые взгляды,

Из книги Первая мировая война 1914-1918. Кавалерия Российской Императорской гвардии автора Дерябин А И

ТРУБЫ И ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ЧАСТЕЙ ГВАРДЕЙСКОЙ КАВАЛЕРИИ Кавалергардский полк имел 15 Георгиевских труб с надписью «КАВАЛЕРГАРДСКАГО ПОЛКА», пожалованных 30 августа 1814 г. за отличия в походах 1813–1814 гг., а также серебряные литавры Кавалергардии 1724 г., выданные полку 21 апреля

автора Ионина Надежда

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ США ВРЕМЕН ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ Конец XVIII века был периодом бурных общественных переворотов как в Старом Свете, так и в Новом. Незадолго до начала Великой французской революции разразилась упорная борьба между Англией и ее североамериканскими колониями,

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ В начале Второй мировой войны Франция потерпела тяжелое поражение. На полях сражений пали тысячи ее сыновей, две трети территории страны были оккупированы фашистской Германий, только южная часть страны находилась под

Из книги История людей автора Антонов Антон

25. Знаки отличия Изобретение одежды - одна из многих тайн человеческой истории. Установить, при каких обстоятельствах появилась одежда и что послужило тому причиной, не представляется возможным, и противоречащие друг другу версии не подкрепляются убедительными

Из книги Наследие тамплиеров автора Ольсен Оддвар

Винсент Зубрас. «Хартия Лармения и правопреемственность современных рыцарей тамплиеров» В противоположность заявлениям «официальных историков» (а они всего лишь повторяют то, что внушала Римская церковь периода крестовых походов), рыцари тамплиеры не прекратили свое

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Приложение 2 Книга рыцарей тамплиеров Похвала новому рыцарству (Liber ad milites Templi: De laude novae militae)Гуго де Пейену, рыцарю Христа и Великому магистру воинов христовых, от Бернара, скромного аббата монастыря в Клерво, с пожеланием побед.Если только я не ошибаюсь, мой дорогой Гуго,

Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег

Характерные отличия Главным отличием тоталитарной надстройки от ее средневекового аналога был характерный сдвиг в определении своей роли «генерального штаба восстания».Средневековая церковь, как сказано выше, провозглашала себя штабом будущего восстания, начало

Из книги Человек третьего тысячелетия автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 2. Анатомические отличия от предков Еще не мужчина тот, кто не испытал любви, войны и голода. Французская поговорка XVI века Голодноватая история человечества – Что такое праздник? – спросили одну маленькую девочку.– Это когда дают пирожные, – ответил ребенок