В кресле портрет. Трагедия русской жены Пабло Пикассо: кем была для художника Ольга Хохлова


Пабло Пикассо. Ольга Хохлова, 1917 год

В октябре 2018 года в Пушкинском музее пройдет выставка "Пабло Пикассо и Ольга Хохлова", посвященная русской жене испанского художника, балерине Русских сезонов Ольге Хохловой. На выставке будут показаны работы Пикассо, в которых отразилась история драматичных отношений художника и его первой официальной жены. Проект готовится в сотрудничестве с Музеем Пикассо в Париже. Помимо произведений живописи и графики из парижского музея, экспозицию дополнят предметы из других зарубежных музеев и частных коллекций. В музее отмечают, что история Ольги Хохловой тесно связана с ГМИИ: в 1920-е годы балерина присылала своим родственникам в Россию множество фотографий, и теперь эта уникальная коллекция хранится в его фондах.

Предваряла выставку в ГМИИ парижская экспозиция в Национальном музее Пикассо, которая закроется 3 сентября. На ней более 350 картин, рисунков, документов и фотографий проиллюстрировали хронику творчества и отношений Пабло и Ольги.
Ольга родилась 17 июня 1891 года в семье полковника Русской императорской армии Степана Васильевича Хохлова и его супруги Лидии в городе Нежине. Она хотела стать балериной с детства, родители не одобряли её выбор, но всё же оплачивали обучение в частной студии Евгении Соколовой - ведущей балерины. а потом репетитора Мариинского театра. Анна Павлова, Тамара Карсавина, Любовь Егорова, Юлия Седова, Вера Трефилова - все будущие знаменитости прошли через ее руки. Учениц она готовила серьезно, но в Петербурге профессиональная карьера светила им разве что на эстраде. Ольге всё же удалось попасть в труппу к самому Сергею Дягилеву.


Пабло Пикассо. Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане,1919 - 1920. Техника: Бумага, карандаш

Примой Хохлова так и не стала, однако именно во время парижских гастролей "Русского балета" произошло её знакомство с испанским художником, которому суждено было стать её первым и единственным мужем.


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета Парад, 1917 год

Ольга Хохлова и Пабло Пикассо познакомились в Риме весной 1917 года, когда художник по приглашению Жана Кокто работал над декорациями и костюмами к балету "Парад". Поженились они спустя год в православном соборе Александра Невского на рю Дарю в Париже: свидетелями были Жан Кокто, Макс Жакоб и Гийом Аполлинер. С этого момента Пикассо резко изменил свой художественный язык.


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в театральной мастерской в Лондоне осенью 1919 года

Следующие десять лет любимая жена стала главной моделью Пикассо. Она изменила не только быт художника, но и его творчество. Ольга требовала, чтобы на портретах мужа она могла себя узнать и себе понравиться. И Пикассо ей подчинился: были забыты голубой и розовый периоды, африканский примитивизм, и даже кубизм, принесший первые крупные заработки.


Ольга, 1920-е

Пикассо вновь ввел в моду забытый классицизм, напомнил миру о романтизме. Ольге Хохловой мы обязаны одним из лучших периодов творчества Пикассо.


Пабло Пикассо. Портрет Ольги, 1917

Портрет Ольги в испанском костюме Пикассо написал специально для своей матери, обеспокоенной женитьбой сына на иностранке. В Барселоне сын представил ей избранницу и будущая свекровь сказала тогда Ольге: "Будь я твоей подругой, посоветовала бы тебе не выходить за него ни под каким видом. Я не верю, что с моим сыном женщина может быть счастлива. Он озабочен только собой".


Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье, 1917


Портрет Ольги Хохловой, 1918


Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле, 1918


Пабло Пикассо. Три танцовщицы: Ольга Хохлова, Лидия Лопухова и Любовь Чернышева, 1919


Пабло Пикассо. Сидящая танцовщица (Ольга), 1920


Пабло Пикассо. Читающая женщина (Ольга),1920


Пабло Пикассо. Читающая женщина, 1920

После рождения сына в феврале 1921 года Ольга вдохновила Пикассо на многочисленные сцены материнства, наполненные нежностью. Письма и фотографии из личного архива свидетельствуют, что в этот период пара была счастлива, а Пикассо получил мировое признание.


Пабло Пикассо. Мать и дитя на берегу моря. 1921


Пабло Пикассо. Мать и дитя, 1922


Пабло Пикассо. Ольга,1923

1927 год стал началом конца отношений Пикассо и Хохловой. Художник завёл роман с 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер. И на смену реалистическим портретам жены пришли полотна, на которых художник, с головой ушёл в сюрреализм.

О льга Хохлова - первая официальная жена Пабло Пикассо и первая в плеяде русских муз, вдохновлявших европейских художников. В истории их отношений больше легенд, чем фактов. Теперь уже нельзя точно сказать, была ли Ольга чрезмерно ревнивой, или был Пикассо чрезмерно легкомысленным. Сегодня самые достоверные свидетельства развития отношений в семье художника и балерины - портреты Ольги Хохловой, написанные Пикассо в период их совместной жизни с 1917 по 1935 год .

Муза

Портрет Ольги Хохловой. 1917

Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в Нежине. Она была истинной русской барышней XIX века - любила балы, «чай, икру и пирожные». В 1917 году в Риме, танцуя в кордебалете у Дягилева , она познакомилась с Пикассо. Художник был приглашен для создания костюмов и декораций к балету «Парад». Загадочная «Коклова», как называл балерину Пикассо, была воплощением кроткой женской красоты. «Вы меня компрометируете», - говорила она испанскому мачо. А он встречал Хохлову на пороге мастерской в одних трусах. С другими же срабатывало! «На русских надобно только жениться», - советовал обольстителю Дягилев. Пикассо увидел в Ольге идеал классической красоты, так родился первый портрет русской невесты художника.

Афродита

Ольга Хохлова. 1918

1918 год. Пикассо отходит от изобретенного им живописного метода кубизм и пишет бесконечные женские образы в стиле неоклассицизма. «Я хочу узнавать свое лицо», - сказала ему молодая жена. Она болезненно переживала революцию в России и пробовала устроить новую жизнь в чужой стране с мужем, о богемном прошлом которого она почти ничего не знала. Обвенчавшись с Пикассо по православной традиции, Хохлова верила: ее миссия состоит в том, чтобы направить Пикассо к истинной живописи и подарить простое семейное счастье. Да и сам Пикассо почти поверил в это. Каждый портрет Хохловой в то время воплощал образ идеальной красоты античной богини.

Гера

Семья на море. 1922

В 1921 году у Хохловой и Пикассо родился сын Пауль. Ребенок подарил художнику вдохновение. Пикассо пишет множество портретов жены в образе Мадонны, указывая не только даты, но часы и минуты создания картины. Казалось, мечта Ольги осуществилась. В семье царила идиллия. Пикассо был богат и востребован.

Летом 1922 года семья отправилась на отдых в Динарде на юге Франции, где были созданы самые светлые по настроению работы. Теперь Хохлова на портретах Пикассо не изящная красавица, а могущественная Гера, которая не подчиняется никому, кроме мужа.

Мегера

Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга). 1923

На пятом десятке жизни Пикассо в поисках новых источников творческой энергии увлекся юной любовницей. До 1935 года Ольга сохраняла видимость семейных отношений, даже терпела побои. По словам Пикассо, Хохлова начала изводить его необоснованной ревностью и нравоучениями задолго до первой измены.

Пикассо пробует себя в новом направлении живописи - сюрреализме. На фоне ссор Хохлова в глазах художника из богини превращается в салонную кокетку, одержимую нарядами.

Ариадна

Голова женщины (Ольга Хохлова). 1935

Ольга Хохлова тяжело переживала расставание с мужем. Современники рассказывали, что Хохлова преследовала Пикассо на улицах, громко стыдила за разврат и получала за это пощечины. Она слала мужу портреты Рембрандта и Бетховена, пытаясь напомнить художнику об «истинном» искусстве. Словно Ариадна, она искала путеводную нить, способную вывести их из лабиринта запутанных отношений.

Ольга Хохлова умерла в Каннах в 1955 году. До самой смерти она оставалась официальной женой художника. Пикассо не соглашался на развод, потому что не хотел отдавать половину имущества, а она любила Пикассо и верила в нерушимость брачного союза, заключенного в церкви.

Художник и балерина: история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой в фотографиях и картинах

Завтра, 20 ноября, в ГМИИ им. А. С. Пушкина открывается выставка« Пикассо & Хохлова». Ее главная героиня — Ольга Хохлова, русская балерина и первая официальная жена испано-французского художника. На протяжении десятилетий она была его главной моделью, и картины Пикассо стали своеобразной летописью их отношений, драматичных и в итоге трагических. Помимо произведений из Национального музея Пикассо в Париже, в выставку вошли материалы и картины из личных архивов супругов, которые Пушкинскому музею предоставил внук Пикассо и Хохловой, Бернар Руис-Пикассо(в том числе работы художника, которые никогда раньше не выставлялись). Esquire совместно с куратором экспозиции Алексеем Петуховым подготовил к открытию выставки таймлайн, раскрывающий ключевые вехи в творческих и личных отношениях Пабло и Ольги.

17 июня 1891

Ольга Хохлова родилась в Нежине Черниговской губернии (сейчас — Украина), в семье полковника Степана Хохлова и его жены Лидии (урожденной Винченко). У нее был старший брат Владимир, а после в семье родились еще три ребенка: Нина, Николай и Евгений. С Украины Хохловы переехали в Санкт-Петербург (точная дата переезда неизвестна), а около 1910 года — в Карскую область (сейчас — Турция).

1911

Ольга вступает в труппу «Русские балеты» и путешествует в ее составе по Европе и США.

Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso para el Arte

1914−1915

Ольга в последний раз возвращается к родным, а в декабре 1915 года вновь уезжает в зарубежное турне.

Февраль 1917

В России происходит революция. Император Николай II отрекается от престола, формируется временное правительство. На три послереволюционных года Ольга потеряет связь с родными.

Тогда же Пабло Пикассо и Жан Кокто приезжают в Рим для работы над постановкой балета «Парад» с труппой Сергея Дягилева. Премьера проходит 18 мая в парижском театре Шатле.

В Риме 25-летняя Ольга знакомится с Пикассо, и осенью он едет вместе с ее труппой в Барселону. Там художник пишет один из первых портретов Ольги — «Ольга Хохлова в мантилье». Значимой деталью ее наряда была как раз мантилья — атрибут традиционного испанского костюма, для имитации которого Пикассо использовал скатерть.


Succession Picasso 2018

«Портрет Ольги в кресле», написанный несколько недель спустя с постановочной фотографии, обозначил полноправное вступление Ольги в творчество будущего мужа, увлеченного в это время переосмыслением неоклассицизма Жана-Огюста-Доминика Энгра.


Succession Picasso 2018

Во время гастролей Пикассо знакомит Ольгу с матерью. Мария Пикассо говорит ей о том, что ее сын не создан для семейной жизни, что с ним невозможно быть счастливой.

Начало 1918

Ольга получает травму ноги и временно оставляет сцену.

12 июля 1918

Ольга и Пабло женятся и венчаются в русской церкви на улице Дарю в Париже. На церемонию пригласили Сергея Дягилева, Жана Кокто, Гертруду Стайн, Анри Матисса, Гийома Аполлинера и других известных деятелей искусства того времени. Пикассо и Хохлова подписывают брачный контракт, по условиям которого в случае развода все имущество супругов, в том числе произведения искусства, делится пополам.

После свадьбы Пикассо и Хохлова едут в свадебное путешествие в Биарриц, где останавливаются на вилле чилийской меценатки Эухении Эррасурис «Ла Мимозре».

Середина ноября 1918

Молодожены селятся в парижской квартире на улице Ла Боэси (дом 23), недалеко от галереи Поля Розенберга, ставшего с недавних пор агентом Пикассо. Меняется манера Пикассо, и его положение в обществе: вместе с Ольгой они превращаются в модных светских персон, обретают стабильный социальный статус. В круг ближайших знакомых Пабло и Ольги входят Игорь Стравинский, Жан Кокто, а также граф Этьен де Бомон, устроитель роскошных приемов, которые обожает Ольга.


Май-июнь 1919

Пикассо едет вместе с Ольгой в Лондон для работы над декорациями и костюмами к балету «Треуголка» на музыку Мануэля де Фальи. Ольга, ненадолго возобновив занятия танцем, вскоре окончательно покидает труппу «Русские балеты» и завершает карьеру балерины.

1920 год

Ольге удается восстановить связь с семьей. Она узнает, что ее младший брат Евгений умер еще в сентябре 1917 года, средний брат Николай (подобно многим другим белогвардейцам) бежал в Сербию, а мать и сестра живут в Тифлисе (Грузия), все более нуждаясь.

В это же время Ольга становится постоянной моделью Пикассо. На множестве портретов, выполненных им в неоклассической манере, она почти всегда выглядит спокойной и задумчивой. В ее застывшем, устремленном скорее в себя, чем на зрителя, взгляде чувствуется беспокойство о судьбе родных.


Succession Picasso 2018

4 февраля 1921

Рождается Пауло (Поль) Пикассо, первый и единственный ребенок Ольги и Пабло. В творчестве Пикассо появляются сцены материнства.


Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Мать и дитя. Париж, осень 1921. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

В этих сценах царит покой, которому оказался созвучен интерес Пикассо к Античности и Ренессансу, возникший во время его знакомства с Ольгой в Италии и вновь оживший в 1921 году, когда семья проводила лето в Фонтенбло. Появление на свет сына сблизило Ольгу и Пабло изменило течение их жизни: в их семейный круг вошли няня, кухарка и шофер. Ольга отдавала сыну все свое внимание; Для отца Поль стал предметом гордости. Во множестве портретов сына Пикассо символически передает ему свои увлечения, наряжая мальчика в костюмы персонажей комедии дель арте, в частности Арлекина, с которым в молодости — как свидетельствуют о том картины «розового периода» — он отождествлял себя сам.


Succession Picasso 2018

Один из портретов запечатлел Поля рисующим — возможно, Пабло пытался вспомнить свои собственные детские ощущения, ведь он тоже был сыном художника. Поль не знал своих русских родственников, которые между тем часто писали ему, прилагая открытки к письмам Ольге. Пока связь с Хохловыми сохранялась, Пикассо регулярно посылал им деньги, а иногда и свои работы — например, вырезанную из бумаги фигурку лошади, близкую к работе, созданной им в это же время для маленького Поля.


Succession Picasso 2018

1925−1926 гг.

В 1925 году Пикассо начинает осознавать, что их счастливый брак с Ольгой близится к концу. В апреле они вместе отправляются в Монте-Карло, где встречаются с Дягилевым. Пабло увлеченно рисует танцующих балерин. Несомненно, это обостряет горечь Ольги, вызванную вынужденным отказом от продолжения балетной карьеры за несколько лет до этого. Однако именно в образе балерины Пикассо решил представить ее в своей большой картине «Танец» (галерея Тейт Модерн, Лондон). Упрощенные, примитивистские формы и резкие цветовые контрасты этого полотна позволяют считать его первым проявлением перемен во взгляде художника на свою жену.


Succession Picasso 2018

Ольга, зримо присутствующая в портретах «неоклассического» периода, сохраняет заметное место в его творчестве и после 1925 года, хотя узнать ее на картинах становится нелегко. Идеализированный меланхоличный образ молодой женщины уступает место безжалостно деформированным фигурам, принимающим угрожающе агрессивные позы. Ольга ощутимо преследует живопись Пикассо, проникая и в неприступное убежище художника — мастерскую. Она оборачивается жутким чудовищем с заостренным, будто кинжал, носом и торчащими наружу зубами. В нескольких картинах и рисунках ее образ даже перекрывает профильный автопортрет Пикассо, указывая тем самым на сохраняемую ею власть над мужем — как художником, так и человеком.

Январь 1927

Пикассо знакомится с семнадцатилетней Марией-Терезой Вальтер у входа в Галери Лафайет. Он подходит к ней со словами: «Я Пикассо. Вы и я вместе совершим великие вещи». У них завязывается роман.

1928 год

В творчестве Пикассо впервые появляется образ минотавра. Минотавр — образ единства влечений к жизни и к смерти — стал новым alter ego Пикассо, символизирующим сложные двойственные отношения, которые завязались у художника с женщинами в начале 1930-х годов.


Succession Picasso 2018

Разрываясь между страстью к Марии-Терезе и супружеским долгом перед Ольгой, Пикассо зашифровывал свою личную историю в образах античных мифов. В сценах насилия, навеянных древними дионисийскими культами, находили для него выражение жестокость любви и неукротимость желания.

Succession Picasso 2018

Два снимка Ольги и Поля Пикассо из фотоавтомата. Около 1928, фотография. Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

Летом Ольга и Пабло с сыном отдыхают в Динаре; неподалеку от них селится и Мария-Тереза Вальтер, с которой Пабло тайком встречается. Обстановка вдохновляет его на серию «Купальщицы». Succession Picasso 2018

1935

Пикассо создает собственную мифологию, смешав такие разнородные темы, как коррида, распятие и минотавр, в знаменитую «Минотавромахию» — трагическую притчу, в которой выкристаллизовывается кризис, мучивший его. С этого момента, совпавшего с окончательным разрывом супружеских отношений с Ольгой, ее присутствие в творчестве Пикассо становится все более тихим и незаметным, но все же парадоксальным образом напоминает об одиночестве и страдании женщины, которая день за днем писала письма своего законного мужа.

Пикассо временно оставляет живопись ради литературы.

Июнь 1935

Пабло и Ольга разъезжаются. Ольга живет, меняя один отель на другой. За дело о разводе берутся сразу два адвоката. По французскому закону, Пикассо обязан отдать половину своего имущества жене, а значит, половину картин. Пикассо всегда трудно расставался со своими работами. Развод не состоялся. Ольга остается его официальной женой вплоть до своей смерти.

5 сентября 1935

У Марии-Терезы Вальтер и Пикассо рождается дочь Мария де ла Консепсьон, или, в кругу родных, Майя.

Осень 1936

Пикассо отдает имение в Буажелу Ольге, которая, однако, будет приезжать туда лишь изредка. Амбруаз Воллар предоставляет в распоряжение Пикассо новую мастерскую в Ле-Трамбле-сюр-Мольдр под Парижем, где художник селится вместе с Марией-Терезой и Майей.


Succession Picasso 2018

1940-е

Отношения между Ольгой и Пабло, несмотря на кратковременные просветы, остаются натянутыми.

Начало 1952

У Ольги обнаруживают рак. Она начинает лечиться в клинике Бо-Солей в Каннах.

11 февраля 1955

Ольга Пикассо умирает в Каннах.


Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Выставка «Пикассо & Хохлова» продлится с 20 ноября 2018 по 3 февраля 2019 в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве. После завершения в Москве выставка пройдет в Музее Пикассо в Малаге (с 25 февраля по 2 июня 2019 года) и в Культурном центре Кайша Форум в Мадриде (с 18 июня по 22 сентября 2019 года).

Кураторы: Эмилия Филиппо, хранитель Национального музея Пикассо (Париж); Жоаким Писсарро, историк искусства, директор галерей Хантер-колледжа; Бернар Руис-Пикассо, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) (Мадрид); Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. еков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Анна Михайлова. В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка, посвященная одной из самых известных супружеских пар в мировом искусстве — Пабло Пикассо и балерине Ольге Хохловой. Она была рядом с художником 18 лет и послужила моделью для множества его полотен.

Эта выставка — роман о жизни и искусстве. Впервые ее представили в Национальном музее Пикассо в Париже в 2017 году к столетию знакомства Пабло и Ольги. Одним из кураторов московской экспозиции выступил их внук и президент Музея Пикассо в Малаге Бернар-Руис Пикассо. Он привез в Россию семейное собрание неизвестных работ своего знаменитого деда, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги Хохловой. Бернар-Руис Пикассо надеется, что это поможет российским зрителям узнать больше о его бабушке, чей образ сильно мифологизирован. РИА Новости проследило эволюцию отношений художника и балерины в пяти знаковых картинах Пикассо.

Муза

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хохлова и Пикассо познакомились в Риме в 1917 году, во время работы над балетом "Парад". Уроженка Черниговской губернии Ольга Хохлова поступила в знаменитую труппу "Русских балетов" Сергея Дягилева в 1911-м и путешествовала в ее составе по Европе и США. Юная балерина сразу стала музой художника. Пикассо сопровождал возлюбленную на гастролях, писал ее портреты.

Примечательно, что авангардист Пикассо изображал Ольгу исключительно в реалистичной манере. Говорят, на этом настаивала сама балерина, которая не была поклонницей современного искусства и хотела "узнавать свое лицо" на картине. Так начался неоклассический период в творчестве Пикассо. К этому времени относится и знаменитый "Портрет в кресле", где Ольга, как на троне, воцаряется в жизни и искусстве. Современники считали, что Пикассо приукрасил свою музу. Однако представленные на выставке фотографии Хохловой это опровергают.

Жена

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хотя друзья отговаривали 37-летнего художника от брака, в июле 1918 года пара обвенчалась в православном соборе Александра Невского в Париже. Молодожены заняли видное место в парижском обществе. Вместе с Ольгой Пикассо обрел новый социальный статус — светской персоны.

Супруги проводили время в салонах и замках знатных господ. Но глядя на портреты Хохловой того времени, трудно поверить, что это приносило ей радость.

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хотя союз был заключен по любви, а слава мужа стремительно росла, жизнь Ольги омрачалась вестями с родины, где шла Гражданская война. Последний раз Хохлова побывала в России в 1915 году. После революции она на три года потеряла контакт с семьей. Потом Ольга узнала, что ее отец и брат присоединились к белой армии, а мать и сестра жили в крайней бедности.

Этот период на выставке озаглавлен как "Меланхолия". Действительно, на всех картинах Пикассо тех лет Хохлова погружена в себя: в ее застывшем взгляде читаются задумчивость и тревога. К волнению за близких добавилось еще одно несчастье — из-за травмы ноги балерина оставила сцену.

Мать

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына. Сцены семейной идиллии показывают возрождение интереса Пикассо к Античности и Ренессансу, возникшем, когда он только познакомился с Ольгой.

На работах, собранных в разделе "Материнство", ее не узнать: она изображена в виде олимпийского божества. Этот период, очевидно, стал одним из самых счастливых в жизни Ольги, почти все время она проводила с сыном. На фотографиях и любительских видеосъемках Хохлова выглядит радостной и беззаботной: играет с ребенком, много улыбается.

Чудовище

© Succession Picasso 2018

Весна 1917 года, Рим… Именно здесь идёт подготовка к новому спектаклю труппы «Русских балетов» Дягилева - «Парад». Это будет нечто особенное - и музыка, и декорации, и костюмы доверены молодым французским представителям новых течений в искусстве. Так, в качестве художника-постановщика приглашён знаменитый Пабло Пикассо.

Скандальный мэтр кубизма с большим энтузиазмом окунается в новый для себя мир сцены, балета, красивых женщин…

Особенно его привлекает одна - солистка кордебалета Ольга Хохлова. Она красива и, что немаловажно, из «благородных» - редкий случай, когда на сцене танцует дворянка с хорошим образованием. Да, она не прима, но всё же имеет в своём активе несколько сольных партий второго плана. А главное - она загадочна!

Ольга не оказывала бурных знаков внимания знаменитому ловеласу (в отличие от многих). Она была сдержанна, чем и приглянулась Пикассо. После двухмесячных попыток завлечь её в свои сети, художник понял, что здесь надо действовать иначе. И в результате… он на ней официально женился! В феврале 1918 года они обвенчались в русской церкви в Париже.

Историки искусства пишут, что это был брак, скорее, по рассчёту, ведь путь в большевистскую Россию Ольге был к тому времени уже заказан, а Пикассо тешил своё самолюбие женитьбой на неприступной великосветской красавице «из хорошей семьи».

Свою жену и сына Поля (Пабло) художник писал много раз. Причём Ольга настаивала, чтобы она была всегда узнаваема. И именно поэтому все её портреты выполнены в реалистической манере, хотя недолгие 5 лет супружества Пикассо активно писал картины в кубистической и сюрреалистической манерах.

«Портрет Ольги в кресле» написан с фотографии 1917 года, в период знакомства. Здесь ей 26 лет.

Мягкие славянские черты лица - томный взгляд, широкие скулы, нежный румянец, маленькие чувственные губки, белая кожа… Тщательно прописаны платье, веер и накидка кресла. Всё остальное - как бы слегка намечено.

Портрет производит впечатление незавершённости. Это, скорее, карандашный набросок в стиле французского Ренессанса, или близко к манере такого признанного корифея французской классической живописи начала XIX века как Жан Огюст Доменик Энгр.

В общем, это совсем другая живопись. Может, потому что художник наслаждался в тот момент гармонией в отношениях? А ещё он, безусловно, идеализировал свою модель.

И как бы потом не складывались их отношения, даже после разрыва (даже одновременно с ещё двумя гражданскими браками мужа) Ольга оставалась официальной супругой Пикассо вплоть до своей смерти в 1955 году.

И именно Ольга Хохлова «открыла» череду русских жён знаменитых французских и испанских представителей искусства XX века! Поэтому и остаётся в истории её милый образ как Образец истинно русской красоты…

Алла Разумова