VII класс (68 часов) Роды и жанры литературы. Vii класс (68 часов) Роды и жанры литературы Богатства и разнообразие жанров

Класс: 7

Зачёт №1 «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя».

Список произведений :

1.Пушкин А.С. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***», повесть «Барышня-крестьянка», роман «Дубровский» (в сокращении).

2.Лермонтов М.Ю. «Смерть поэта», «Элегия», «Песня», «Стансы», «Дума», поэма «Мцыри».

3.Гоголь Н.В. комедия «Ревизор».

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837).

1. Богатство тематики и разнообразие жанров. Жанры лирики. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Творческое разнообразие родов и жанров в творчестве Пушкина:

Лирика проза драма

т/л жанры лирики поэта роман «Дубровский» трагедия «Борис Годунов»

Послание «Повести Белкина» «Маленькие трагедии»

элегия т/л жанры эпоса

стансы рассказ

лироэпические жанры

роман в стихах «Евгений Онегин».

2.Жанры прозы А.С.Пушкина. «Повести Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка». Героиня повести – Лиза (Бетси).

т/л ЖАНРЫ ЭПОСА (смотри №1)

«Повести Белкина»:

1)»Выстрел»,

2)»Метель», издатель

3)»Станционный смотритель», Иван Петрович Белкин

4)»Гробовщик»,

5)»Барышня-крестьянка».

Д/З Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: И.П.Берестова и Г.И.Муромского.

3. Сюжет и его герои. Автор и его решение вопросов композиции. Рассказ или повесть?

Повесть или рассказ? (размер и сложность событий)

«Барышня-крестьянка»:

Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский (англоман),

сын Алексей АКУЛИНА дочь Лиза (Бетси)

(крестьянка) (дворянка)

Одна девушка.

4. Незавершённый роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершённого произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романов. В.Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

т/л РОМАН

Роман – большое эпическое произведение, изображающее человеческую жизнь. (стр. 99)

Виды романов:

1)исторический,

Любовь Маши и Владимира 2)любовный,

3)социальный, роман «Дубровский»

Социальные конфликты 4)философский и т.д.

Владимир Дубровский – романтический герой? ЦЫГАН, ГОРЕЦ, БУНТАРЬ?

(2 портрета: Анны Савишны и полицейского)

Маша – пылкая мечтательница.

5. Расцвет жанра романа. Варианты. Споры.

Работа с параграфом учебника.

6. Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе

Из истории романа (учебник 98с.)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).

7.Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора.

т/л рифма, «словарь рифм» Лермонтова

Богатство жанров лирики:

Элегия, песня, стансы …

Композиция лироэпического стихотворения «Смерть поэта»:

1.Гневное обличение в убийстве. Сатира. Четырёхстопный ямб. 33 строки.

3.Обвинение убийцам поэта, перерастающее в проклятие. Сатира. 16 строк.

Это стихотворение сделало Лермонтова известным и опальным поэтом (был отправлен на Кавказ, где шла война).

т/л РИФМА. «Словарь рифм» Лермонтова.

РИФМА – одинаковое звучание окончаний строк.

б перекрёстная

Для лирики Лермонтова характерно:

    Богатство жанров лирики,

    Мотив одиночества,

    Романтическое мироощущение.

8. Поэма «Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа.

т/л романтический герой

Герои поэмы:

    Мцыри («послушник»)

    Старый монах

Мцыри и его исповедь (3 – 26 строфы ):

3-8 собственно исповедь,

9-26 рассказ о трёх днях, проведённых на воле.

ИСПОВЕДЬ:

1.рассказ о своих грехах (священнику);

2.рассказ о наболевшем.

Мцыри – горец и борец по натуре; на воле раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство, несгибаемая сила воли, презрение к опасности, любовь к родине и её природе.

Монастырь = тюрьма Свобода

Смерть Жизнь

Когда Мцыри по-настоящему жил? (в монастыре или 3 дня на воле)

В.Г.Белинский : «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый нашего идеал поэта, это отражение в поэзии песни его собственной личности». Мцыри – романтический герой.

Романтический пейзаж – экзотические картины природы Кавказа.

ЯЗЫК насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами, риторическими фигурами.

«Мцыри» - романтическая поэма.

9. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

А) ЭПИТЕТЫ – образные определения.

(поток глухой, объятья жадные, бурное сердце);

Б) СРАВНЕНИЕ

(стройна, как тополь; сплетясь, как пара змей);

В) МЕТАФОРА – скрытое сравнение; переносное значение слова по принципу сходства.

(рукою молнии ловил, кусты шептались);

Г) РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

(О, я как брат обняться с бурей был бы рад!

Бой закипел, смертельный бой!)

ЭПОС ЛИРИКА

Сюжет – рассказ о судьбе Мцыри. Мысли и чувства главного героя.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)

10. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Отражение Россия 19-го века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N . Хлестаков. Женские образы.

т/л афиша комедии;

особенности отражения действительности в драматическом произведении

«Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30-х годов 19-го века. Сюжет подсказан А.С.Пушкиным: молодого человека из столицы в провинциальном городе приняли за ревизора; чиновники этого города дают ему взятки.

т/л АФИША КОМЕДИИ.

Городничий – неглуп, умудрённый жизненным опытом, убеждённый взяточник и казнокрад. Цель его стремлений – «… со временем … влезть в генералы.» С подчинёнными груб и деспотичен.Судья Ляпкин-Тяпкин – считается «вольнодумцем», потому что прочитал несколько книг; в суде беспорядок; берёт взятки борзыми щенками.Попечитель богоугодных заведений Земляника – «человек толстый, но плут тонкий»; в больнице «больные мрут, как мухи».Смотритель училищ Хлопов – робкий и запуганный человек, не дворянин.Анна Андреевна и Марья Антоновна – провинциальные кокетки. Уничтожающим смехом Гоголь бичует чиновничество царской России (бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень). Д/З Решите, кого вы считаете главным героем комедии? Подготовьте рассказ об этом герое.11. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе.

т/л структура драматического произведения и образ героя; ремарки в пьесе как один из приёмов создания образа

Мастерство композиции.

    Отсутствии главного героя, таким героем стала чиновниья масса.

СМЕХ – живой персонаж, который имеет свою точку зрения, он смел, никто и ничто не ускользает от его действия.

Примеры речевых характеристик (2 персонажа).

Д/З «Зачем нужны комедии?»

12. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Сценическая история комедии «Ревизор» (смотри приложение).

Гоголь о «Ревизоре»:

«В «ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одно разом посмеяться над всем.» Хлестаков – «без царя в голове», пустейший человек, «он лжёт с чувством»; главная его черта – «стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему предназначена» - в этом и заключается сущность «хлестаковщины».

1.чтение письма о приезде ревизора (Д1, явл.1);

2.новость о приезде ревизора (Д1, явл.3);

3.разговор Хлестакова с городничим в гостинице (Д2, явл. 8);

4.сцена вранья (Д3, явл.6-7);

5.чиновники дают взятки (Д4, явл.1-7);

6.чтение письма Хлестакова (Д5, явл.8).

13. РР Исполнение избранных явлений и их рецензирование (чтение письма Хлестакова). 14. Контрольная работа «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.»

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Сочинение

Среди художественного богатства народа значительное место занимает устное народное творчество - фольклор. Оно из далекой давности приносит современнику мысли, мечты, ожидания народа, воссоздает его борьбу против угнетателей или иностранных поработителей. Можно сказать, что устное народное творчество представляет поэтическую биографию народа, историю его трудовой жизни и борьбы за свободу и независимость, историю ратных подвигов его знаменитых сынов. Богатством и разнообразием жанров отмечается устное творчество народа. Устное народное творчество еще называют и фольклором, который в переводе означает - народная мудрость. Фольклор взят из источников на основе непосредственных наблюдений над окружающей жизнью. Он воссоздает историю, культуру, быт, традиции, верования народа. Жанры фольклора чрезвычайно разнообразны - это сказки, пословицы, загадки, песни, думы и т.п.

Одним из самых древних и интересных жанров фольклора являются сказки. В сказках изображаются большей частью выдуманные события. Это понятно, ведь народ в этих произведениях выражал свою мечту, например, разбогатеть, дождаться справедливого суда. Украинские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Есть сказки, действующими лицами, которых являются животные, но животные необыкновенные: они умеют говорить, думать, чувствовать. Есть сказки, в которых действуют люди или исторические лица. Мир сказок не только волшебный, фантастический, а и поучительный: в сказках дается ответ на простые вопросы, которые всегда волнуют людей - что является смыслом человеческой жизни? Что такое добро и зло, жизнь и смерть? Загадка - тоже один из видов устного народного творчества, в котором описано определенное явление или существо, но не названо, а собеседник должен отгадать, о чем речь идет в загадке. Загадки, составленные народом, отмечаются своим остроумием, оригинальностью, поэтичностью. Они помогают развивать фантазию, творческое мышление.

Интересную страницу устного народного творчества составляют пословицы и поговорки. В них отображается многовековая мудрость народа, практический опыт в разные периоды человеческой деятельности, раскрыты явления природы, переданы мечты. Всемирное признание получила украинская народная песня - гениальное сочинение народа. В украинских народных песнях поэтически воспроизведены исторические события, грусть и радость, мечты и желания людей. Песня раскрывает духовные корни, величие народной души. Писатель М..Г. Стельмах писал: «Украинская народная песня пережила все тяжелые времена и из глубин веков донесла в наше настоящее думы и чувства, боли и ожидания народа». Народную песню, то радостную, то печальную сочинял-воспевал пастушок, крепостной, влюбленная девушка, мужественный казак - защитник родиной земли. И песня жила, передавалась из поколения в поколение.

Словно исполинское дерево разрослась украинская народная песня. И каждая ветвь этого могущественного дерева - это неотъемлемые разные стороны многогранной жизни народа. Народные песни связанны с работой, досугом, праздниками и обрядами, батрачеством, подработкой, рекрутством, борьбой народа за свободу и независимость.

Украинская народная песня - самая роскошная и самая душистая из всех ветвей на дереве мирового народного творчества.

Оригинальным и популярным видом устного народного творчества являются думы. Это большие повествовательные произведения преимущественно героического содержания. Чаще всего в думах рассказывается о событиях, связанных с героической борьбой народа против иностранных захватчиков.

* Наша дума, наша песня
* Не умрет не погибнет.
* Вот где, люди, наша слава, Слава!

Урок 63. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Русская литература , в общем, занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы – о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

Научные открытия того периода поколебали представления об устройстве мира. Новое видение мира определило и новое понимание реализма XX в., который существенно отличался от классического реализма предшественников. Все это привело к глубочайшему кризису сознания. По моему мнению, в любой сложной ситуации каждому человеку нужен выплеск эмоций и чувств, и тем более человеку творческому. В этот период не всегда была возможность высказать свободно свои переживания, а как говорят: «Бумага все стерпит». В этот период происходила переоценка ценностей, и зачастую именно литература помогала этому.

Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!

В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых писателей , которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, М. Шолохов , Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, С. Есенин , М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики А. Твардовского , К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.

Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (1946-1953 гг.); "оттепель" (1953-1965 гг.); застой(1965-1985 гг.), перестройка (1985-1991 гг.); современные реформы (1991-1998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.

Русскую литературу очень любят и ценят за рубежом, ее переводят, экранизируют, читают. Человек не знакомый с русской литературой ХХ века потерял очень многое.

В основе эпического рода литературы лежит сюжетное повествование о жизни персонажей во всем ее многообразии. Эпическое произведение может «вобрать» в себя большое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, что недоступно произведениям лирическим и драматическим. Внутри эпоса выделяются следующие жанры: очерк, рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея, роман-эпопея.

Очерк - это малая эпическая форма. Как правило, в очерке изображается одна или несколько сцен, в которых воспроизводится встреча с тем или иным типом людей в очень короткий период времени. В качестве примера можно привести очерки М. Горького «В Америке».

Рассказ также является малой эпической формой, имеет небольшой размер. В центре рассказа находится судьба героя в определенный момент его жизни. В русской литературе XIX века мастером рассказа по праву считается А.П. Чехов. К этому жанру относятся «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, многие произведения В. Шукшина, целые циклы В. Распутина («Век живи – век люби», «Что передать вороне»).

Новелла - это тоже малая эпическая форма. В ее основе одно необычное событие, имеющее неожиданный финал, как, например, в «Господине из Сан-Франциско» И.А. Бунина.

Повесть - средняя эпическая форма. В ней есть одна сюжетная линия: история жизни одного человека в столкновениях с судьбами других людей. Повесть охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев. Повести создавали Н.В. Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Л.Н. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»), А.П. Чехов («Палата № 6»), В.Г. Распутин «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» и др .

Роман - большая эпическая форма, в которой раскрывается история формирования характеров многих персонажей. В романе наличествует нескольких сюжетных линий, большое количество действующих лиц. Условно выделяют социально-бытовой роман: человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия («Обломов» И.А. Гончарова), психологический роман: столкновения внутреннего мира человека с внешним миром («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского); исторический роман: действие развертывается на фоне исторических событий («Капитанская дочка» А.С. Пушкина); философский роман: раскрываются главные проблемы человеческого бытия (« Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого»).

Э попея описывает момент истории, важный для судеб целого народа (государства). Этот жанр характеризуется значительным объемом, большим пространством действия, большим количеством персонажей (обычно представлены все слои населения). Например, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, где насчитывается более 600 героев, описывается национально значимое событие -война 1812 года. Автор предоставляет право духовно ищущим героям внести свою лепту в спасение России (Андрей Болконский, Пьер Безухов).

Драматическое произведение, как и эпическое, воссоздает поступки людей и их взаимоотношения. Однако в драме отсутствует развернутое описательное воспроизведение событий. Драматическая литература предназначена, прежде всего, для сценической интерпретации, поэтому основной ее текст – цепь диалогов и монологов персонажей.

В XVII веке драма делилась на трагедию и комедию. Трагедия отличалась «высокой» тематикой, наличием исторических героев и «трагической» развязкой (гибель героя). Особенностью трагедии было большое количество монологов.

Комедия противостояла трагедии. В ней говорилось о современности, использовались приемы комического. Как правило, в произведениях этого жанра преобладала счастливая развязка (свадьба героев).

В XVIII веке появилась драма . Она стала срединным жанром. Как и комедия, драма воспроизводила преимущественно частную жизнь людей, однако главной ее целю было не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. При этом, как и трагедия, драма тяготела к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия были не столь напряженными и допускали возможность благополучного разрешения.

Надо сказать, для XIX в. характерно смешение драматических жанров и разрушение твердых границ между ними. Так, например, до сих пор ведутся споры о том, к какому жанру можно отнести «Грозу» А.Н. Островского. К трагедии принадлежат «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Русские люди» К. Симонова; к драме - «Три сестры» А.П. Чехова, «На дне» М. Горького; к комедии - «Ревизор» Н.В. Гоголя, многие пьесы А.Н. Островского («На бойком месте», «Горячее сердце», «Лес»), А.П. Чехова («Вишневый сад», «Чайка»), В.В. Маяковского («Клоп», «Баня») и др.

Литературные направления XX века

Символизм

Литературно-художественное направление конца 19-го - начала 20 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х. гг. 19 века в творчестве французских поэтов П Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.

Символизм возник на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа.

Оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.

Основные признаки:

1. Преемственная связь с романтизмом. Теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р.Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.

2. Символизм был преимущественно устремлён к художественному ознаменованию "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы и символическое обнаружение соответствий и аналогий.

3. Музыкальная стихия объявлялась символистами проосновой жизни и искусства. Отсюда - господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.

4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

Акмеизм

Течение в русской поэзии 20-го века, которое сформировалось как антитеза символизму.

Мистическим устремлениям символизма к "непознаваемому" акмеисты противопоставляли "стихию естества", декларировали конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", возврат слову его изначального, не символического смысла.

Это литературное течение утвердилось в теоретических работах и художественной практике Н.С.Гумилёва, С.М.Городецкого, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Зенкевича, Г.В.Иванова и других писателей и поэтов. Все они объединились в группу "Цех поэтов" (действовала с 1911 - 1914, возобновилась в 1920 - 22гг.). В 1912 - 13гг. издавали журнал "Гиперборей" (редактор М.Л. Лозинский).

Футуризм

(Произошло от латинского futurum – будущее).

Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала 20-го века. Наибольшее развитие получило в Италии и России.

Общая основа движения - стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества".

Основные признаки:

1. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с её динамикой, безличностью и аморализмом.

2. Стремление передать фиксируемый сознанием "человека толпы" хаотический пульс технизированной "интенсивной жизни", мгновенной смены событий-переживаний.

3. Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апологии войны как "гигиены мира", что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини.

Русский Футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное явление, имел с ним мало общего. История русского футуризма складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырёх основных группировок:

а) "Гилея" (кубофутуристы) - В.В.Хлебников, Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, Б.К.Лифшиц;

б) "Ассоциация эгофутуристов" - И.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, В.И.Гнедов и др.;

в) "Мезонин поэзии" - Хрисанф, В.Г.Шершеневич, Р.Ивнев и др.;

г) "Центрифуга" - С.П.Бобров, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, К.А.Большаков и др.

Имажинизм

Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного.

Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

Имажинизм фактически распался в 1925 году. В 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенин, по общепринятой версии, покончил с собой, Николай Эрдман был репрессирован.

http://raal100.narod.ru/index/0-477, http://www.ote4estvo.ru/

Среди художественного богатства народа значительное место занимает устное народное творчество — фольклор. Оно из далекой давности приносит современнику мысли, мечты, ожидания народа, воссоздает его борьбу против угнетателей или иностранных поработителей. Можно сказать, что устное народное творчество представляет поэтическую биографию народа, историю его трудовой жизни и борьбы за свободу и независимость, историю ратных подвигов его знаменитых сынов. Богатством и разнообразием жанров отмечается устное творчество народа. Устное народноетворчество еще называют и фольклором, который в переводе означает — народная мудрость. Фольклор взят из источников на основе непосредственных наблюдений над окружающей жизнью. Он воссоздает историю, культуру, быт, традиции, верования народа. Жанры фольклора чрезвычайно разнообразны — это сказки, пословицы, загадки, песни, думы и т.п. Одним из самых древних и интересных жанров фольклора являются сказки. В сказках изображаются большей частью выдуманные события. Это понятно, ведь народ в этих произведениях выражал свою мечту, например, разбогатеть, дождаться справедливого суда. Украинские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Есть сказки, действующими лицами, которых являются животные, но животные необыкновенные: они умеют говорить, думать, чувствовать. Есть сказки, в которых действуют люди или исторические лица. Мир сказок не только волшебный, фантастический, а и поучительный: в сказках дается ответ на простые вопросы, которые всегда волнуют людей — что является смыслом человеческой жизни? Что такое добро и зло, жизнь и смерть? Загадка — тоже один из видов устного народного творчества, в котором описано определенное явление или существо, но не названо, а собеседник должен отгадать, о чем речь идет в загадке. Загадки, составленные народом, отмечаются своим остроумием, оригинальностью, поэтичностью. Они помогают развивать фантазию, творческое мышление. Интересную страницу устного народного творчества составляют пословицы и поговорки. В них отображается многовековая мудрость народа, практический опыт в разные периоды человеческой деятельности, раскрыты явления природы, переданы мечты. Всемирное признание получила украинская народная песня — гениальное сочинение народа. В украинских народных песнях поэтически воспроизведены исторические события, грусть и радость, мечты и желания людей. Песня раскрывает духовные корни, величие народной души. Писатель М..Г. Стельмах писал: «Украинская народная песня пережила все тяжелые времена и из глубин веков донесла в наше настоящее думы и чувства, боли и ожидания народа». Народную песню, то радостную, то печальную сочинял-воспевал пастушок, крепостной, влюбленная девушка, мужественный казак — защитник родиной земли. И песня жила, передавалась из поколения в поколение. Словно исполинское дерево разрослась украинская народная песня. И каждая ветвь этого могущественного дерева — это неотъемлемые разные стороны многогранной жизни народа. Народные песни связанны с работой, досугом, праздниками и обрядами, батрачеством, подработкой, рекрутством, борьбой народа за свободу и независимость. Украинская народная песня — самая роскошная и самая душистая из всех ветвей на дереве мирового народного творчества. Оригинальным и популярным видом устного народного творчества являются думы. Это большие повествовательные произведения преимущественно героического содержания. Чаще всего в думах рассказывается о событиях, связанных с героической борьбой народа против иностранных захватчиков. * Наша дума, наша песня * Не умрет не погибнет. * Вот где, люди, наша слава, Слава!