Цветочный спас года какого числа. Какие Cпасы отмечают в августе

Хотите узнать всё о спасах в 2016 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2016 году

14 августа 2016 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом” .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово - не пустой звук, тем более, если это - имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово - продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка - следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да - тленных, да - преходящих, но реальных, потому что они - настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» - это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» - здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные - это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее - так… А потому «с волками жить - по-волчьи выть», мы - люди немощные, грешные, но Господь милостив и Матерь Божия да святые все с за нас заступятся и спасение наше - дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить - учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно собороваться надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды - неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное («медовый », «яблочный », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя «Рождество », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» - вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего - вода, плоды, полотно ли - неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью - все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест - символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Который в народе называют еще Второй/Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Праздник первых плодов, Первые осенины. Также в этот день Православные отмечают церковный праздник Преображение Господне.

Главный обряд - освящение во время службы злаков и плодов. Люди верят в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными - откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. С в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют.

В течение праздника Яблочного Спаса, принято готовить различные блюда с яблоками: запекать в тесте, делать пироги с яблоками, печь яблоки в печи или духовке с медом.

ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ И ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ

Яблочный Спас уходит корнями в языческую Русь. Свое название – Яблочный Спас – праздник получил от имени бога Спаса, которому посвящался урожай и созревшие плоды.

Изначально спасов было несколько: грибной, хлебный, ягодный. Наиболее известными стали три: Медовый Спас, Ореховый Спас и самый главный – Яблочный Спас.

До Преображения на Руси особенно строго , вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. "Второй Спас яблочком разговляется".

В этот праздник люди варили яблочное варенье, использовали яблоки в качестве начинки для пирогов, угощали друг друга, а в конце дня в чистом поле распевали песни и провожали лето. Считалось, что после Яблочного Спаса лето начинает уступать свои права следующему сезону.

Языческие традиции переплелись с христианскими, и 19 августа среди людей стало принято приносить плоды, выращенные в садах, на освещение в храм. Кроме того, в этот день принято подавать бедным, считается, что чем щедрее будет человек, тем добрее к его усопшим родственникам отнесется бог.

РЕЦЕПТ ЯБЛОЧНОГО ПИРОГА

ИНГРЕДИЕНТЫ

  • 1,5 кг яблок (зеленых, кислых)
  • 1 ст. муки
  • 1 ст. манной крупы
  • 150 г. сливочного масла (замороженного)
  • 3/4 ст. сахара
  • 1 ч.л. соды
  • 1 ч.л. корицы
  • щепотка соли

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

  1. Смешайте муку, сахар, манную крупу, соду, корицу и щепотку соли. Все ингредиенты необходимо просеять и хорошо перемешать.
  2. Яблоки натрите на крупной терке с кожицей. Сок не сливайте.
  3. В форму для выпечки выложите слоями сухую смесь и тертые яблоки с соком. Первый и верхний слой должны быть из сухой смеси. Чем больше слоев - тем вкуснее.
  4. Сверху равномерно разложите тонкие пластины сливочного масла.
  5. Отправьте пирог в духовку на час при температуре 150 грудаусовю

КСТАТИ

В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными. "Пришел Спас - бери рукавицы про запас"; "Второй Спас шубу припас", - подмечали наши предки. Приближение осени чувствовали и журавли, начиная собираться в теплые края. По тому, какая погода в этот день, судили о будущем январе.

Щедрый месяц август дарит нам теплые денечки, изобильный урожай; богат он и на православные праздники. Три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый – отмечаются с 14 по 29 августа. Определить, когда какой Спас в 2016 году очень просто – эти праздники отмечаются каждый год в одни и те же дни и в церковном календаре называются непереходящими. За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны со Спасителем Иисусом Христом и соотносятся с его деяниями.

Медовый (Первый) Спас: история, традиции

Все православные знают, когда будет отмечаться Медовый Спас, ведь в этот день начинается строжайший Успенский пост. День 14 (1) августа имеет много названий: Первый спас, Пчелиный праздник, Маковей, Медолом, Лакомка, Спас на воде, Мокрый Спас. Издавна в этот день начинался сбор меда, очищались и освящались колодцы и другие водоемы, а заключенная в них вода, по поверьям, обретала лечебную силу. Народная этимология отождествила родовое имя христианских мучеников Маккавеев, день памяти которых приходится на 14 августа, с маком, созревающим к этому времени. Так появилась традиция стряпать в этот день постные пироги, пряники, булочки, блины с медом и маком. Выпечку освящают в церкви. Также на Маковея принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

Русская православная церковь отмечает в этот день праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня. Еще с давних времен хранящуюся в Константинополе реликвию – кусочки Креста, на котором был казнен Спаситель, в жаркие августовские дни носили по улицам города, чтобы освятить их и предотвратить болезни. Так установился праздник, почитающий этот обычай.

В Медовый Спас не принято веселиться, нельзя есть яиц, мясное, молочное – Успенский пост хотя и короткий, но очень строгий. На Первый Спас женщинам прощаются все невымоленные грехи.

На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает.
С Первого Спаса и роса хороша.
На Первый Спас олень копыто обмочил (вода холодна).

Яблочный спас: история и традиции

Яблочный Спас (Спас на горе) приурочен к христианскому празднику Преображения Господня. Отмечается 19 (6) августа. Второй Спас пришел на смену празднику первого сбора яблок. Язычники верили, что собранные в эти дни яблоки обладают живительной силой, наливают тело здоровьем и красотой. Христианская церковь наполнила старую традицию иным смыслом, придав ей небывалую духовную мощь. За 40 дней до распятия Иисус Христос и его ученики поднялись на гору Фавор, где будущий Спаситель явился своим последователям в сиянии небесного света. Так ученикам Христа открылась его божественная сущность, а сам Богочеловек узнал о своем предназначении, и какого числа его ждет мученическая смерть. Иисус запретил ученикам рассказывать об увиденном, а спустившись с горы, повелел людям собирать яблоки, чтобы Бог-Отец мог освятить их.

Традиционно в раннее утро Яблочного Спаса в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая. Желательно, чтобы плоды были свежими, только что сорванными. Из освященных фруктов и ягод готовят постные блюда:

  • пироги и булки с фруктовой начинкой;
  • варенье, джемы;
  • компоты;
  • сушеные фрукты и ягоды;
  • запеченные с медом яблоки;
  • моченые яблоки.

Главным плодом является, конечно, яблоко. Яблоки раздавали малоимущим, друзьям и родственникам, относили на кладбище – прежде всего на могилки умерших детей, и только потом ели сами. Существует поверье, что первое съеденное яблоко дарует человека здоровьем, отводит от него горести и несчастья. До Яблочного Спаса есть яблоки, другие фрукты было запрещено.

Еще одного название Яблочного Спаса – Первые осенины. С этого дня начинается наступление осени – дни становятся все короче и короче, ночи прохладнее. Преображается сама природа. Это отмечалось вечером Яблочного Спаса, когда молодежь, глядя на закат, песнями прощалась с солнцем.

Яблочный Спас – второй, но главный Спас. В этот день освящали землю под новый урожай, подготавливая ее к началу сева.

От совершенных в Яблочный Спас обрядов и ритуалов зависит благополучие в будущем, закладываются основы грядущего урожая. Заготовленные в эти дни яблоки магическим образом оберегают дом, сохраняют молодость и здоровье, приносят любовь.

Пришел Яблочный Спас – ушло лето от нас.
Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас.
Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов
Когда ешь первое яблочко, «что надумано – сбудется, что сбудется – не минуется».
Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
На Второй Спас и нищий яблочко съест.

Ореховый (Хлебный) Спас: история и традиции

Последний, третий Спас, носит название Орехового. Он наступает на следующий день после окончания Успенского поста – 29 (16) августа. Завершение поста позволяет праздновать Ореховый Спас более разгульно и весело, чем предыдущие два.

У Орехового Спаса также несколько названий, самые значимые из них – Ореховый, Хлебный и Холщовый (Спас на холсте). Ореховый – поскольку считалось, что к этому дню созревают лесные орехи. Хлебный – потому что из злаков, собранных в этом году, выпекался хлеб, а Холщовый Спас связан с Иисусом Христом, с преданием о Нерукотворном образе. Это предание повествует о чудесном обретении изображении лика Христа на холщовом полотне, ставшим впоследствии прообразом всех икон. На Руси в эти дни начиналась торговля на ярмарках домоткаными холстами.

На Ореховый Спас освящаются лесные орехи, хлеб из зерен нового урожая, начинают сеять озимую рожь. В этот день улетают в теплые края последние журавли и ласточки.

Блюда на Ореховый Спас вкусны и питательны:

  • всевозможная выпечка;
  • кушанья с орехами и медом;
  • медовые, ореховые сладости;
  • настойки на орехах.

Праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, следует попробовать все кушанья, и тогда следующий год будет радостным и тучным.

Третий Спас хлеба припас.
Хорош Третий Спас – зимой будет квас.
Урожай на орехи – урожай хлеба на будущий год.
Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают.

Ореховый Спас - это народно-церковный праздник, который отмечается в конце лета и посвящен встрече осени. В этом празднике сплелось множество традиций, которые переходят из поколения в поколение.

Дата празднования Орехового Спаса постоянная — 29 августа. Они не меняется из года в год, потому что в этот же день отмечается христианский праздник Спас Нерукотворный . Эти два празднества не обходятся друг без друга, и потому они являются симбиозом народной мудрости и христианской религии. Это последний из трех Спасов, завершающий череду праздников, посвященных прощанию с летом. Медовый Спас , Яблочный и Ореховый — это три самых лучших дня в августе для освящения плодов природы.

История праздника Третий Спас

Ореховый, Третий, Хлебный или Последний Спас празднуется одновременно с Перенесением Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. Городом Едессой во времена жизни Христа правил Авгарь, который был тяжело болен. До Сирии дошли слухи о Спасителе, и Авгарь уверовал в него. Он послал помощника, чтобы тот нашел Иисуса и нарисовал его картину. После проповеди он сам подошел к художнику и протянул ему письмо, в котором была благодарность за веру и обещание прислать ученика для исцеления. Далее Иисус попросил принести полотенце и воду. Он умылся и оставил изображение своего лика. После того, как правитель получил исцеление, ученик Христа окрестил всех жителей города, а тот самый нерукотворный образ Христа Авгарь украсил и поставил на ворота города.

В настоящее время неизвестно нахождение Нерукотворного Образа, поскольку его утратили еще в начале предыдущего тысячелетия. В 944 году он был перенесен в Константинополь, после чего дальнейшая его судьба покрыта тайной. Этот образ стал прообразом одноименной иконы, которая очень почитается в православии. В честь перенесения реликвии праздник был назван Спасом на холсте. Этот образ спасал множество жизней и использовался русскими полководцами в боях против заклятых врагов святой русской земли.

Традиции и приметы Орехового Спаса 2016 года

Практически по всей стране 29 августа люди будут отмечать праздник Спаса на холсте. В этот день существует множество примет и традиций, придуманных людьми и пришедших к нам из Библии:

  • Читаются молитвы перед иконой «Спас Нерукотворный»: «Живые помощи» , «Отче наш», «Символ веры» и многие другие. Женщины молятся о семье, о счастье и о здоровье своих детей.
  • Люди ходят в храм на богослужение, посвященное празднику перенесения реликвии.
  • Торгаши любили продавать картины в этот день. На Руси 29 августа люди обменивались иконами.
  • Собираются и заготавливаются лесные орехи, поэтому Спас прозвали Ореховым. Пекли хлеб и пироги, освящали колодцы и природные источники.
  • Сеяли озимые культуры.
  • Птицы на Ореховый Спас начинали перелеты на юг.
  • Люди провожают лето.
  • Если рано утром увидеть журавлей, летящих на юг, то это к большой удаче и к хорошему будущему урожаю.
  • Каждая традиция и каждая примета живут много веков, поэтому нет смысла им не доверять. Церковнослужители говорят, что этот день очень важен для каждого уважающего себя православного христианина, поскольку данный праздник доказывает и показывает нам, насколько вера спасает в лечении недугов и в исцелении души. Человек, который только слышал о Христе, избавился от страданий и спас себе жизнь крепкой верой. Это говорит нам о том, что каждый из нас может спастись, искренне поверив в силу Спасителя.

    29 августа не входит в список 12 главных православных праздников , но значение этого дня все равно огромно. Это радостный день, так как Успенский пост к этому времени уже заканчивается. Можно отдохнуть, повеселиться и расслабиться, прочитав молитвы перед сном и с утра, а также сходив в церковь на богослужение. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

    22.08.2016 04:04

    Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, ...

Яблочный Спас - один из самых любимых в народе православных церковных праздников. Какие приметы и народные поверья с ним связаны?

Верующие в России празднуют 19 августа один самых важных дней православного календаря - Яблочный спас. Это второй в ряду трех спасов, которые принято отмечать в августе. Помимо Яблочного существуют Медовый и Ореховый спасы, которые празднуют 14 и 26 августа соответственно. Данные названия праздников можно считать народными, в церковном календаре эти дни именуются по-другому: Происхождение честного и животворящего креста Господня (Медовый спас), Преображениее Господне (Яблочный спас) и память нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый спас).

Все три августовских спаса являются любимыми в народе праздниками. Разумеется, вокруг них существует множество примет и народных поверий.

Так, считается, что нельзя есть яблоки нового урожая до Яблочного спаса. Поэтому 19 августа верующие идут в церковь, чтобы освятить фрукты и позволить себе отведать сочные плоды. Кроме того, народные приметы говорят о том, что именно на Яблочный спас начинается приближение осени.

Традиции, поверья и народные приметы на Яблочный Спас 2016 года

1)Если в этот день съесть хотя бы кусочек освященного в церкви яблока, загадав заветное желание, оно обязательно сбудется.

2)Незамужняя девушка обязательно получит в будущем году предложение руки и сердца, если, откусив кусочек яблока на Яблочный спас, она будет думать о своем возлюбленном, приговаривая: "Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!".

3)О том, какая выдастся зима, можно узнать, понаблюдав за погодой 19 августа - если на Яблочный спас будет сухо и ясно, то такими будут и зимние месяцы. А если выпадут осадки, то зима будет снежной.

4)Не отгоняйте от себя мух на Яблочный спас, ведь согласно народным приметам, если на вашу руку в этот день дважды сядет муха, то в будущем году вас ждет удача.

5)На Яблочный спас нужно обязательно угостить яблоком нищего, чтобы заполучить хороший урожай в грядущем году.

6)До Яблочного спаса необходимо полностью убрать весь урожай зерновых, поскольку после 19 августа любой дождь станет губительным для урожая, оставленного в поле.

Вашим родным, друзьям, знакомым и коллегам будет приятно получить поздравление с Яблочным спасом. К счасть, современные технологии позволяют сделать это посредством СМС.

Поздравления на Яблочный Спас 2016

Сегодня яблок наливных

С утра насобираю

И в праздник летний яблочный

Вам счастья пожелаю!

Желаю щедрый урожай,

И яркий солнца свет

Пусть согревает вас всегда,

Ваш дом не знает бед!

Солнце встало! Во дворе

Детки веселятся. Чудо!

Мы сегодня на заре

Праздновать спас будем!

Яблочками всех мы угостим,

Счастья всем вокруг желаем!

Да еще здоровья пожелать хотим!