Джалиль хазрат Фазлыев: "Вырастает поколение мужчин, неспособных трудиться и добиваться достойных условий жизни".

(Жалиль Василович Фазлыев, родился 28 сентября 1956 г.) Известный религиозный и общественный деятель Жалиль хазрат пришел на ниву духовного служения ещё в советское время, он является официальным имам-хатыйбом д. Бурбаш Балтасинского района РТ с 1998 года, его старанием и попечением в этом селе была воздвигнута мечеть, к которой впоследствии было пристроено здание медресе. Жалиль хазрат одним из первых в нашей стране начал обучение детей религии, причем продолжает это обучение до сих пор, несмотря на свою загруженность. Будучи духовным наставником в родном селе, он снискал большое уважение не только среди односельчан, неудивительно поэтому что его избирают на высокие духовные должности имам-мухтасиба района, регионального казыя, председателя центральной ревизионной комиссии ДУМ РТ, члена президиума ДУМ РТ, главного имам-мухтасиба Татарстана и, наконец, в феврале 2006 г. волеизъявлением всереспубликанского съезда мусульман Жалиль хазрат единогласно избирается Главным казыем РТ. Жалиль хазрат Фазлыев имеет высшее светское образование, он - выпускник Казанского сельскохозяйственного института, он также прошел службу в Вооруженных силах, имеет офицерское звание старшего лейтенанта. В течение многих лет Жалиль хазрат трудился на ответственных должностях главного экономиста совхоза и главного экономиста района, за безупречную работу ему присвоено звание «Заслуженного экономиста Татарстана». Жалиль хазрат является талантливым религиозным писателем, из-под его пера вышло более десяти глубоких по содержанию и любимых народом книг. По его произведениям, учебникам, сборникам проповедей постигают тонкости Ислама десятки тысяч читателей по всей России. Жалиль хазрат принадлежит к числу немногих способных проповедников Ислама, его проповеди востребованы, он - частый гость телевизионных и радиопрограмм, его часто приглашают во многие города не только Татарстана, но и других регионов России. В своих выступлениях Жалиль хазрат талантливо умеет высветить миролюбивую добрую сущность Ислама. Благодаря усилиям в том числе таких авторитетных священнослужителей как Ж. Фазлыев, в нашей республике удалось создать атмосферу межрелигиозного сотрудничества и дружбы. Жалиль хазрат приложил много усилий по пропаганде традиционного для татар варианта Ислама, противодействовал проникновению в республику экстремистских, сектантских проявлений. Ему постоянно приходится ездить с инспекторскими поездками по республике, участвовать в конференциях и заседаниях казыятов, посещать деревни с проповедями и наставлениями.

Джалиль хазрат Фазлыев:
Дать возможность работать молодым

Ассаляму-алейкум, Джалиль хазрат. Многие говорят: «Вот мы, для воспитания детей, что только не делаем, тратим столько сил, денег, времени, а результат ничтожен». Джалиль хазрат, отчего же это так происходит?
- Перед началом уроков, я спрашиваю у детей: «Кто из вас хочет стать пьяницей, когда повзрослеет, преступником, или же вором?» Никто не поднимает руку. Затем задаю второй вопрос: «В нашей стране, республике, городах и сёлах есть ли пьяницы, преступники и воры?» Да есть. «Когда они были детьми, хотели ли они стать такими, хотели ли их родители, школа и т.д.?» Нет, никто не хотел. А откуда тогда они есть в нашем обществе. Вот здесь посланник Аллаха (с.г.в.) говорит: «В каждом человек есть такой кусочек, если он чистый и здоровый, то всё тело и дела будут беспорочными. И поистине, этот кусочек - человеческое сердце».
Конечно мы тратим огромные средства на обучение своих детей, однако обучение развивает и обогащает только разум и тело, а не очищает сердца. Человек состоит из 3-х частей: тело, разум и душа. Мы своё тело кормим, одеваем, ухаживаем за ним, физически развиваем, разум тоже обогащаем, учимся, получаем образование и т.д. Но если душа человека будет не чиста, то с развитием научно-технического прогресса, порочность будет увеличиваться и будет наблюдаться в более крупных масштабах. В наши дни, когда в руках человека находятся такие достижения науки и техники, чистота души важна как никогда. Человек всего одним движением может натворить очень много зла. Мыло - для того чтобы очищать своё тело, порошок - для одежды, шампунь - для волос. А как очищать душу? Она ведь тоже загрязняется. И Всевышний Аллах ниспослал нам религию Ислам, чтобы мы очищали свои души. То, что Аллах назвал запретным - они все очерняют, загрязняют душу и ослабляют силу воли в человеке. А если отсутствует сила воли, человек не сможет сопротивляться и перейдет границы, установленные Аллахом. - Каким вы видите отношение между руководством государства и руководством мусульман, и отношение государства ко всем мусульманам нашей страны?
- Я сам человек, который в 68–70 годах, изучив арабскую письменность, начал читать книги, написанные арабскими буквами. В 72-м, после смерти деда, в течение 40 дней ходил к его могиле и читал Коран. В то время, когда приближались религиозные праздники, в газетах и журналах печатались различные атеистические публикации, а о строительстве мечетей и речи быть не могло. Помнится, пожилые люди хотели добиться строительства мечети в Альметьевске, и в связи с этим на страницах газеты «Молодёжь Татарстана» вышли громкие статьи о том, что не позволяет позорить комсомольский город наличием мечети. Если сравнить те времена с сегодняшним положением, когда открываются мечети, читаются проповеди, есть свобода вероисповедания, есть возможность печатать религиозную литературу, выпускать газеты и журналы - то я считаю это большим шагом вперед. Аллах Всевышний говорит ведь в Коране, что если вас не будут изгонять из ваших жилищ, не будут насильно кормить запретной едой и не будут ругать вас за вашу религию, то живите мирно и дружелюбно в этом обществе. Мы и так должны жить, осознавая все блага и возможности, данные нам Аллахом и благодарить Его за это. По мнению имама Абу Ханифы, мы должны почитать те законы в определённой местности, которые не призывают нас к запретному.
- А вы сами в такое трудное время, во времена атеизма, как увидели истину и пришли к Исламу.
- Я не сказал бы, что мои родители были религиозными людьми, но в доме у дедушки на счёт религии было очень строго: сев за стол надо было сказать «С именем Аллаха», после трапезы, после азана - взывать к Аллаху, когда читают намаз, то не шуметь и т.д. Несомненно, мне Аллах Всевышний оказал великую милость, открыв мое сердце для веры, и несмотря ни на что, сохранил меня в Исламе. Аллах Сам обещал сохранить эту благословенную религию до Судного Дня, и во все времена будут те люди, которые идут по прямому пути. В Судный День некоторые люди, когда спросят, почему они не уверовали, скажут: «Люди в мое время были неверными и я был среди них». Затем Господь спросит: «Разве все люди были в заблуждении? Ведь в твоё время жил такой-то, и молитву выстаивал, держал пост, остерегался от запретного. Так нет же для тебя оправдания». Кому Аллах хочет оказать Свою милость, то дарует ему свет веры. И Он, Аллах, сохранит Свою веру через избранных им людей.
- Трудно ли выполнять должность казыя (мусульманского судьи)?
- Должность, какая бы она ни была, всегда не легка. На какойбы должности мы не были: имама, казыя и даже родителя - мы будем отвечать перед Аллахом за каждый свой поступок. Конечно, у казыя работы очень много и на его плечи ложится огромная ответственность. И хотелось бы сказать огромное спасибо другим региональным казыям Татарстана. В первую очередь, это казыю города Казани Рустему хазрату Зиннурову, а так же Махмуду хазрату Шарафутдинову и Шаукату хазрата Абубакерову. Советуясь с ними и проявляя усердие, мы и ведем дела. Раз в месяц мы собираемся вместе, обсуждаем проделанную работу, а в спорных вопросах, советуясь друг с другом, приходим к общему мнению.
- Каким вы видите будущее Ислама?
- Что будет в будущем от нас, конечно, не зависит, раз Аллах приказал нам призывать к Исламу, мы должны призывать, а результат от Него Самого. Каждый мусульманин обязан призывать, это возложено ему Его Господом, а при невыполнении своих обязательств, он будет отвечать перед Аллахом в Судный День.
- Расскажите, пожалуйста, о своих планах.
- Говоря о планах, можно сказать, что после 50-и лет человек начинает оглядываться назад. А мне уж сейчас 52. Мы уж будем потихоньку идти вперёд, всё чаще и чаще оглядываясь назад. Пожилых людей принято считать консервативными, но я думаю, что мы должны дать возможность энергичному, смелому молодому поколению, которые поднимут и укрепят эту религию.
- Спасибо, Джалиль хазрат. Ассаляму-алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Беседовал Рузaль Ахмадиев.

Мы продолжаем публикации интервью, подготовленных проектом «MuslimHR». Сегодняшний наш гость - Главный казый Республики Татарстан Джалиль хазрат Фазлыев.

- Джалиль хазрат, с какими спорами сегодня приходят мусульмане к главному казыю?

Начнем с того, что главный казый Татарстан – это человек, который по Уставу ДУМ РТ для мухтасибов является советчиком, помощником и учителем в организационных делах. По другому казыя можно было бы назвать старшим мухтасибом по республике. Поэтому со всеми мухтасибами мы работаем в тесной взаимосвязи. В республике имеется девять регионов – девять казыев, к слову, я сам являюсь к тому же еще и казыем Северного региона РТ, который включает в себя Кукморский, Арский, Балтасинский, Тюлячинский, Сабинский, Атнинский районы.

И Вы правы, к нам приходит очень много мусульман с вопросами и проблемами в разных аспектах жизни. Например, очень много обращений по вопросам семейного права, бывают и так, что в день по 10-12 человек звонят или приходят с этими проблемами, например, когда женщина хочет развестись по причине того, что мужчина не исполняет обязанности мужа, главы семейства. Если после обращения к казыю по месту жительства проблема не находит разрешения, то вопрос передается на рассмотрение казыя Казани Махмута хазрата Шарафутдинова. Если и в этом случае пара не сможет прийти к обоюдному согласию, тогда они идут к главному казыю. Каждый второй вторник месяца у казыя проводятся специальные собрания, где рассматриваются подобные вопросы.

Кроме традиционных в сфере семейного права, бывают ли обращения по коммерческим спорам или наследственным делам?

Конечно, обращаются и по возникшим проблемам в сфере наследования. Мы разрешаем споры по Шариату, что, к сожалению, иногда не совпадает с законодательной практикой России как светского государства.

Среди обратившихся к казыям много предпринимателей, у которых возникли споры по ведению общих дел. Очень часто бывает так, что два мусульманина начинают заниматься общим делом без составления какого-либо договора, основываясь лишь на устные обещания и договоренности. Но проходит время, слова забываются и начинают возникать некрасивые ситуации, например, по определению финансовых и других обязанностей участников предпринимательской деятельности.

Бывают и такие случаи, когда проблемы семейного права пересекаются со спорами по наследственным вопросам. Допустим, у мужчины две жены по мусульманским обычаям. Как известно, по российским законам законной является лишь одна из них, обычно, самая старшая. Законной в том смысле, что она в обязательном порядке наследует часть наследства умершего мужа или при разводе имеет право на половину совместной собственности, а вторая жена при разводах может оказаться в роли использованной и выброшенной «игрушки». Так как по шариату такое же право предоставлено и второй жене, мы выносим решения по шариату, которые преследуют и законные перед Аллахом правомочные требования второй жены.

- Действительно, что же делать второй жене, чтобы не оказаться в такой ситуации?

Мы советуем составлять никах-договора. В будущем в казыяте хотим разработать единую форму такого договора и предлагать подписать такой документ при вступлении в брак при случаях многоженства. Подобный договор хотим предложить составить прямо в самом начале совместной деятельности и мусульманам-предпринимателям.

Как Вы оцениваете отношение народа к разрешению спорных юридических ситуации с помощью Шариата, по законам Ислама?

Слов нет, мы живем в светском государстве. Поэтому законы Шариата не могут осудить человека, лишить свободы или имущества. Мы можем лишь давать советы, что же следует делать мусульманам в конкретных случаях. Но обращений очень много, по их количеству уже можно судить об отношении к такому разрешению споров.

И в заключении хочу задать ставший уже традиционным для нас вопрос о Вашем отношении к созданию онлайн-ресурса по поиску и трудоустройству мусульман MuslimHR?

Мы всячески поддерживаем эту идею, такой ресурс необходим. Мусульмане очень часто обращаются к нам с просьбой помочь в трудоустройстве. Если данный ресурс будет функционировать и в дальнейшем, то и мы могли бы предлагать его всем тем, кто через религиозные организации пытается найти подходящую мусульманам работу.

- Спасибо за интервью и желание помочь в развитии ресурса.

Специально для ИА «Инфо-Ислам» MuslimHR, Резеда Зайни.

мечеть "Гаилэ"

Народная мудрость гласит: за каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Но каким образом? Должна ли женщина наравне с мужчиной работать и зарабатывать деньги? Брать на себя роль главы семьи или же должна быть ЗА мужем, являться для него опорой и хранительницей домашнего очага и уюта? И какими должны быть взаимоотношения между мужчиной и женщиной? Ответы на эти вопросы можно было получить в казанской мечети «Гаилэ» и Кул Шарифе. Накануне сразу в двух мечетях прошли круглые столы. Так, в мечети «Гаилэ» круглый стол носил название «Женщина в семье. Счастье и гармония». Как отметила куратор данного мероприятия Лилия Зиганшина, в современном мире женщина взяла на себя мужские обязанности и отходит от своего истинного предназначения.

В мечети "Гаилэ"

Сегодняшние реалии толкают женскую половину населения быть ничуть не хуже мужчин: они водят машины, строят карьеру, ведут бизнес. Это порой превращает хрупких и мягких по своей природе женщин в "железных леди". В мире становится меньше любви и доброты. В погоне за деньгами и статусом исчезают мягкость и нежность. Но задачи женщины, как отметили участники круглого стола, в том, что она является опорой для мужчины и центром своей семьи. Как отмечает преподаватель Корана в мечети «Гаиля» Альфия Яфарова, помочь установить благоприятную погоду в доме может даже улыбка! Она также отметила, что секреты семейного счастья довольно просты, и все они прописаны в Коране. Это умение прощать, быть всегда активной в домашней работе, не спорить с мужем, выглядеть красивой и опрятной, не разрешать посторонним вмешиваться в вашу личную жизнь. Эти истины не стоит забывать.

Нужно рассказывать об истинах, прописанных в Коране, напоминать законы шариата, – считает главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев. Это необходимо для того, чтобы изменить ситуацию в обществе, когда мужчина имеет низкий статус и забывает свои обязанности. Об этом Джалиль хазрат говорил в Музее исламской культуры, где прошел круглый стол на тему «Мусульманский этикет взаимоотношений мужчины и женщины».

«В современном мире мужчина не несет никакой материальной ответственности. Хотя вся сложная сторона жизни должна лечь на него. По шариату, именно мужчина должен заботиться о материальной стороне жизни. Так уж заведено в обществе, что женщина как белка в колесе крутится на работе, вечером приходит домой, убирается, готовит ужин, ведет хозяйство, ухаживает и присматривает за ребенком. Привычная для всех нас картина, но она неправильна.

Общество возложило слишком много обязанностей на хрупкие плечи женщины. Такая ситуация порождает мужчин, живущих за счет женщин, это воспитывает ленивых мальчиков и парней. Раз за разом вырастает поколение мужчин, неспособных трудиться, биться и добиваться достойных условий жизни. А ведь если бы мужчина искал и находил средства и работу для пропитания семьи, у женщин не возникали бы вопросы на что жить, на какие деньги обувать и кормить ребенка, где искать работу, чтобы обеспечить семью? Тогда бы женщина могла полностью посвятить себя материнству, воспитанию детей», – считает Джалиль хазрат.

По его словам, такая ситуация сложилась из-за того, что недостаточно знаний и воспитания у молодых людей. Изменить сознание людей можно, но это потребует времени. Непросто поменять устои общества, которые существует не одно десятилетие. И подобные круглые столы и встречи, где не только рассказывают, но и объясняют истинные семейные ценности, как раз и должны помочь в решении этой проблемы.

Айгуль Шарипова, Казань

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост! Расскажите о событиях в 2 мечетях Казани!