Электрогитары. Электрическая гитара Сообщение об электрогитаре

В этой статье пойдет речь о том, как правильно выбрать электрогитару, что нужно знать, перед тем как пойти в музыкальный магазин и не показаться там полным «чайником» выбирая себе хороший инструмент. Задача для новичка не менее сложная, чем выбор , о которой мы говорили ранее.

Замечательно, если вы все-таки решили приобрести для себя первую «балалайку» и перед этим задумались над тем, как же правильно ее выбрать! В первую очередь, вам необходимо определиться с тем, сколько денег вы хотите потратить, потому что во многих магазинах ценовой разброс очень большой. Но помимо этого нужно учитывать следующие очень важные моменты.

Стиль игры

Итак, что вы собираетесь играть? Если отдаете предпочтение тяжелым стилям рок-музыки, тогда определенно нужно выбирать электрогитару с хамбакерами (например, ESP LTD M 50), если будете играть что-то более мелодичное – возьмите гитару с синглами (Fender Squier Affinity Fat Stratocaster RW). Ну а если, вы все еще не определились, можете попробовать гитары с двумя хамбакерами и одним синглом (Ibanez GRG170DX) или же с одним хамбакером и двумя синглами (Cort G254).

На недорогих гитарах до 250$ синглы в основном стоят простые и вероятнее всего будут фонить. Это можно будет услышать без особых навыком распознавания посторонних шумов, если в магазине не очень шумно. Попробуйте поиграть на электрогитарах с разными комбинациями звукоснимателей и выберите для себя наиболее подходящую.

Дизайн гитары

Не менее значимый фактор при выборе электрогитары. Многие люди не сильно уделяют внимания данному фактору (мол, какая разница, самое главное, как звучит гитара, и как ты на ней умеешь играть). Это не правильно!

Просто имейте ввиду, что чем больше гитара радует глаз, тем все чаще на ней хочется играть и брать ее в руки, соответственно не жалеть о потраченных средствах и что самое важное – повышать свое мастерство. Поэтому даже форма и цвет – важные показатели и не пренебрегайте этим, когда будете выбирать для себя электрогитару.

Но и не стоит брать гитару исключительно из-за внешнего вида. Это будет глупо, так же как и не совсем обращать внимания на внешний вид. Найдите, что-то оптимальное для себя, что будет соответствовать вашим эстетическим и техническим потребностям.

Проверка качества

Итак, будем считать, что вы уже определились, по какой цене, и какую гитару хотите приобрести. Попросите продавца показать вам сразу несколько инструментов, которые подходят под ваши требования. Для начала осмотрите со всех сторон предложенную вам электрогитару на предмет наличия царапин или сколов.

Затем покрутите регуляторы громкости и тембра, пощелкайте переключатель датчиков, постучите слегка пальцем по завинчивающимся элементам, осмотрите гнездо подключения кабеля. В идеале, все должно быть установлено четко, плотно, не дребезжать, не болтаться, не скрипеть и не «царапаться». Еще стоит обратить внимание вот на что:

  • проверяем на предмет его прямолинейности, смотря на него сверху вниз, держа гитару в «рабочем» положении. Перекошенный гриф в новой гитаре уже о многом нам говорит, после этого лучше обратите свое внимание на другие инструменты;
  • проверяем дребезг струн, дергая при этом за басы. В идеале струны должны быть максимально близко расположены к грифу, чтобы обеспечить наименьшее усилие пальцем. Но при этом должны быть и достаточно высоко над ним, чтобы струны в процессе игры не задевали лады, и не создавали неприятного дребезга;
  • проверить ход достаточно просто. Для этого покрутите их в разные стороны, ничего страшного если гитара расстроится, но тогда вы убедитесь, что отсутствуют посторонние скрипы;
  • смотрим на качество установки на грифе, при этом извлекая звуки на каждом ладу и на каждой струне. Нормально прижатая струна ни в коем случае не должна задевать соседний лад и тем более звукосниматель. Дребезг должен полностью отсутствовать. Попробуйте еще зажать каждую струну по очереди на 1-м ладу и провести пальцем сверху вниз по грифу, а потом снизу вверх. Ваш палец должен свободно ходить по струне, при этом не цепляясь за лады.

Подключение гитары

Проведя все вышеуказанные проверки, вы можете непосредственно приступать к игре на электрогитаре, подключив ее к комбику или усилителю. Для начала поиграйте на чистом звуке, перегруз еще успеете включить, послушайте звучание самого инструмента с разными вариациями звукоснимателей.

Чтобы понять подходит ли вам именно эта гитара, попробуйте поиграть на ней разные мелодии или хотя бы наборы звуков и заодно убедитесь в том, насколько комфортно вам прижимать струны для качественного звукоизвлечения.

Даже если вы уже решили остановиться на выборе именно этой электрогитары, то попробуйте для сравнения хотя бы еще одну, а лучше несколько гитар.

Как правильно выбрать электрогитару?

Еще есть такие параметры, о которых не стоит забывать:

  1. Вес гитары (если гитара слишком тяжелая, то вы будете уставать, играя стоя продолжительное время, легкий вес говорит о дешевой ).
  2. Удобство формы (например, верхний рог гитары не должен лезть под ребра).
  3. Удобство грифа (гитара в руке должна «сидеть» и вы это поймете когда перепробуете несколько инструментов с различными профилями грифа, но это сугубо индивидуально, т.к. у каждого своя анатомия и строение кисти руки).
  4. Удобство расположения регуляторов (они должны располагаться на таком расстоянии, чтобы при активной игре вы их не задевали рукой).

В итоге, на проверку каждой модели из предоставляемых гитар, вы потратите не меньше 10 минут. Соответственно пробыв в магазине около полутора часов, вы или найдете свою гитару, или поймете, что стоит пойти в другой магазин.

Сопутствующие аксессуары

Помимо стоимости самой электрогитары, вам скорее всего дополнительно понадобятся аксессуары, которые обойдутся примерно в 300-400$. Популярный перечень необходимого арсенала гитариста:

  • комбик (если его еще нет, мощностью 10-15 Вт);
  • кабель (желательно уже готовый и не менее 3-х метров);
  • ремень (по возможности берите широкий, он более удобный);
  • комплект струн (лучше для начала брать набор 10 — 46);
  • медиаторы (возьмите несколько штук разной толщины, для меня оптимальный вариант – пластиковый 1.0 мм);
  • гитарная стойка или подвес на стену (чтобы инструмент не валялся где попало);
  • чехол или кейс (убережет вашу электрогитару во время переноса или транспортировки).

Все эти сопутствующие аксессуары, помимо стоимости самой гитары, вам дополнительно обойдутся примерно в 300-400$.

Покупка в интернете

И в заключение, несколько слов о покупке гитары «в слепую» через интернет-магазин. Зная теперь, как правильно выбрать хорошую электрогитару, вы вряд ли захотите это делать, потому что гитару нужно видеть, щупать, слушать. А о том, что вы можете купить «кота в мешке», и не стоит даже говорить.

Из личного опыта можно сказать, что в интернете вы можете узнать для себя предварительно информацию о каком-то конкретном инструменте, или даже сравнить несколько, а уже потом прийти в магазин музыкальных инструментов и поинтересоваться у продавца на счет выбранной вами модели и потом испытать ее, так сказать, на деле.

Интернет-магазин POP-MUSIC предлагает недорогие новые электрогитары. На нашем сайте вы найдете каталог, насчитывающий свыше 500 моделей этих инструментов. У магазина есть пункты самовывоза в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, а также осуществляется доставка по всей стране Почтой России и транспортными компаниями.

Характерные черты электрогитар

Электрическая гитара оснащена электромагнитным звукоснимателем, что расширяет возможности последующей обработки звука. В этом ее принципиальное отличие от , в которых роль звукоусилителя играет сам корпус с резонирующим отверстием. В электронных гитарах такого отверстия нет, корпус цельный, а не полый, с причудливой формой. Наиболее распространенные типы корпуса – Stratocaster и Les Paul, напоминающие формой акустическую фолк-гитару с вырезом.

Одна из первых цельнокорпусных моделей – Telecaster от FENDER. Несколько позже эта компания наладила выпуск корпуса типа Stratocaster, который копируют многие производители, к нему восходят и более эргономичные суперстраты. Интересна форма корпусов Randy Rhoads, Flying V (напоминает наконечник стрелы), Explorer.

Большой выбор электрогитар

В нашем магазине можно оформить заказ на электрогитару, выбрав подходящую модель с помощью фильтров. Разброс цен впечатляет: от 8 до 103 тыс. руб. Чтобы задать нужный диапазон, передвигайте ползунок или введите цифры вручную. Также вы можете осуществлять поиск по брендам. Магазин электрогитар предлагает вашему вниманию 147 моделей американского бренда SCHECTER – от демократичных до элитных. Бренды PHIL PRO, LAG, CRUISER by CRAFTER, PIGNOSE представлены единичными моделями. Наиболее демократичными ценами отличается продукция производителя ASHTONE.

Гитары отличаются друг от друга также материалом корпуса и грифа (ольха, махагони, клен, ясень), дизайном, количеством звукоснимателей (2–3) и их конфигурацией, количеством струн (6, 7, реже 8), ладов (22, 24 и более), позиций переключателя, наличием/отсутствием рычага тремоло и множеством других характеристик. Профессиональные электрогитары стоят дороже любительских. Если вы ищете, где купить электрогитару, обращайтесь к нам!

Электрогитару, отличающуюся хорошим звуком, надежностью сборки и качеством материалов, из которых она изготовлена, практически невозможно купить бездумно, наугад. Этот инструмент относится к тем вещам, к приобретению которых нужно тщательно готовиться.

Особенно важно изучить как можно больше информации для начинающих музыкантов, наконец-то собравших сумму, необходимую для покупки своей первой электрогитары.

Многие новички просто выбирают инструмент, понравившийся внешним видом, который:

  • удобно держать в руках;
  • стоит достаточно дорого, чтобы быть некачественным.

Как сделать правильный выбор, даже не имея опыта

Есть большое количество нюансов, на которые необходимо обратить внимание, много деталей следует проверить, чтобы убедиться, что рассматриваемый инструмент тот, который вам нужен.

Это касается не только функционирования всех отдельных элементов, но и качества материалов, из которых изготовлены основные части электрогитары. Дека и гриф делаются из дерева, которое недобросовестные производители могут недостаточно хорошо просушить, что непременно плохо скажется на сроке службы инструмента.

В полной мере оценить качество звука может лишь опытный музыкант с хорошим слухом.

Самую дешевую гитару покупать бессмысленно. В ближайшем будущем ее придется выбросить или, краснея от стыда, продать еще более неопытному энтузиасту.

Покупка гитары, бывшей в употреблении – отдельная история, здесь вообще трудно предсказать, на сколько ее хватит. Самые дорогие модели по карману очень немногим новичкам.

К счастью, есть безотказный метод выбора хорошей гитары, подходящий для начинающих. Он сводится к выполнению трех условий:

  1. Выбирать лучше модель проверенной фирмы, подвергать сомнению качество которой нет причин;
  2. Из имеющихся гитар следует отметить наиболее подходящие вам по звучанию (с учетом направления, в котором собираетесь играть), виду, весу и эргономичности;
  3. Перед покупкой проверить работу всех элементов.

Подробно о том, как произвести такую проверку, написано далее в этой статье.

Обзор фирм с хорошей репутацией

Можно не сомневаться в высоком качестве инструментов следующих производителей:

  • Fender – один из самых популярных гитарных брендов. Наиболее известными моделями этой фирмы являются Telecaster и Stratocaster. Их можно купить намного дешевле, если выбрать образцы, собранные в Мексике, а не США.
  • Gibson. Это широко известная в кругу профессиональных музыкантов фирма, на протяжении десятилетий занимающая одно из лидирующих позиций на рынке. Модели этой компании легко можно отличить по стилю, которого тщательно придерживаются производители. Наиболее известными гитарами Gibson являются модели Les Paul, Gibson SG, Explorer и Firebird.


  • Ibanez – фирма, продукцию которой предпочитают исполнители хард-рока и металла. Несколько десятилетий эти электрогитары не покидали полигоны тяжелой музыки. Тем не менее, модели бренда Ibanez используются во всех жанрах.
  • B.C. Rich – эта фирма также славится среди рокеров и металлистов с 80-х годов по настоящее время. Особенно популярны электрогитары Bich, Mockingbird и Warlock.

У каждой из этих кампаний своя история, но общее у них одно: в качестве выпускаемой ими продукциями можно быть уверенным на 100%. Но это не значит, что можно покупать гитару вслепую, просто потому что это Ibanez или Fender. Отличное качество звучания – это еще не все.

Проверка перед покупкой

Выбор электрогитары начинается с оценки качества сборки.

За исключением тех случаев, когда надпись «Fender» на грифе гитары написана трудовиком местной школы, все снимаемые детали должны быть прочно закреплены на основании. Ничего не должно шататься, болтаться, скрипеть, хрустеть. Ощупайте и попробуйте пошевелить все, даже держатели ремня.

Дальнейшая проверка включает в себя тестирование работы главных функциональных частей, таких как:

  • гриф;
  • ладовые порожки;
  • тремоло;
  • звукосниматели;
  • ручки громкости и тона.

Рассмотрим по порядку процесс проверки каждой из этих деталей.

Гриф

При производстве электрогитары одной из самых ответственных задач является создание идеального грифа и настройка его фиксации. Эта работа требует высокой точности. Не удивительно, что низкий уровень качества в первую очередь заметен на грифе, проверке этой детали следует уделить особое внимание.

Перед тем, как выбрать электрогитару, следует произвести осмотр по следующей схеме:

  • Рассмотрите структуру древесины, если она не скрыта за слоем непрозрачного лака. С задней стороны волокна должны быть расположены вдоль грифа, а не поперек. В противном случае нарушается прочность, и нет гарантии, что не произойдут деформации.
  • Желательно проиграть каждую струну на каждом ладу, но это может занять много времени. Если его нет, попробуйте хотя бы, как звучит струна, если зажать ее на первом ладу и ближе к деке. Не должно быть никаких дребезжаний.
  • На двенадцатом ладу от струны до порожка должно быть расстояние 2 мм.
  • Сделайте слайд (перемещение пальца вдоль грифа сразу после извлечения ноты). Так можно проверить, не слишком ли широки лады.
  • Возьмите инструмент так, словно это скрипка, уперев деку в шею. С этого ракурса легче увидеть изъяны и неровности грифа, если они есть. Если он направлен в сторону или перекручен, то покупать эту модель не стоит.


  • Далее нужно проверить, не прогнут ли гриф. В районе 7-го лада, если зажать любую струну на первом или четырнадцатом, между ней и металлическими порожками должно быть расстояние в полмиллиметра. Если высота больше или меньше – ее можно настроить анкерным стержнем. Главное то, что зазоры должны быть одинаковыми на всех струнах.
  • Анкерный стержень, которым можно регулировать степень прогиба грифа, расположен внутри него. Желательно проверить, крутится ли он.
  • Между грифом и корпусом в месте их соединения не должно быть заметных зазоров.
  • Порожек на качественных электрогитарах закреплен прочно и надежно. Прорези должны соответствовать толщине струн, чтобы последние не могли в них скользить в стороны.

Ладовые порожки

Так называются металлические пластины на накладке грифа. Необходимо проверить звучание всех струн на каждом ладу. Малейшие примеси, дребезжание и шелестение говорят о том, что с ладовыми дорожками что-то не так.

Не стоит надеяться на то, что со временем это пройдет. Иногда продавцы могут это обещать, но не верьте: накладка еще немного усохнет и деформируется, вследствие чего лады еще больше выйдут из своих пазов. Естественно, это изменение не к лучшему.

Иногда накладки делают из так называемой эбеновой древесины. В этом случае форма будет оставаться стабильной. Но оснащенные такими накладками гитары стоят очень дорого.


Тремоло (или «вибрато»)

Это приспособление нужно для фиксации струн и изменения строя инструмента прямо во время игры, с последующим возвратом к исходному звучанию.

В специальное отверстие тремоло вставляется рычаг. Для создания эффекта гитарист прижимает его к корпусу, а затем принимает первоначальное положение. Настройка не сбивается благодаря пружинам, возвращающим струны.

Протестировать тремоло можно так:

  • поставьте любой аккорд;
  • правой рукой проиграйте все струны;
  • прижмите рычаг тремоло;
  • отпустите его и ударьте по струнам снова.

Если после второго проигрывания звук изменился и гитара кажется расстроенной, значит, тремоло плохо работает. Это может привести к невозможности нормально настроить инструмент.

Что нужно знать о звукоснимателях

Они фиксируют колебания в создаваемом ими магнитном поле и передают его на усилитель.

История звукоснимателей начинается с установки на корпуса гитар контактных микрофонов. Но быстро стало ясно, что нужно придумать что-то другое, поскольку такие устройства воспринимают не только звуки струн, но и все остальные. Тогда были придуманы звукосниматели. В наше время они бывают пьезокристаллическими и магнитными. Первые устанавливают в основном на электроакустические гитары. Встроенный в них пьезокристалл преобразует механические вибрации в электрический ток аналогичной частоты.

На цельнокорпусные гитары чаще устанавливают магнитные звукосниматели, о них стоит рассказать подробнее.

Фактически данное устройство является катушкой. В ее основе расположен постоянный магнит (иногда их несколько). Обмотка выполнена из медной проволоки. Вокруг датчика создается магнитное поле, колебания струн в котором изменяет ток в обмотке катушек, передавая ему нужную частоту. Например, звучащая первая струна за секунду выполняет 440 колебаний. При этом частота тока в обмотке составляет 440 герц.


Магнитные звукосниматели бывают двух типов:

  • синглы;
  • хамбакеры.

Сингл

Звукосниматель этого типа состоит из одной катушки.

Ее сердечник делается из четырех или шести магнитов. Обмотка из проволоки, толщина которой не превышает 0,06 мм, составлена десятком тысяч витков.

Синглы ценятся за то, что они способны обеспечить очень чистый и глубокий звук. Инструменты с такими звукоснимателями предпочитают профессионалы, играющие в джазовом жанре. История этих направлений гитарной музыки создавалась именно с помощью синглов.
Но есть у устройства этого типа и недостаток.

Синглы не защищены от помех. Самые дешевые из них способны даже принимать и транслировать радиосигнал, как это ни печально. Вмешательство посторонних электромагнитных полей может быть услышано в динамике вместе со звуками гитары.

Современные модификации бывают разделены на две обмотки, которые в противофазе соединены между собой. Такие звукосниматели обладают эффектом хамбакера, о котором написано ниже. Наводки им не страшны.

Хамбакеры

Название этих звукоснимателей происходит от английского «hum-bucker», что в переводе на русский язык означает «подавитель шума».

История хамбакеров начинается с 1935 года, когда компания Electro-Voice предложила устройство, в котором на постоянный магнит в разные стороны (по часовой стрелке и наоборот) намотано сразу две катушки. По таким катушкам радиосигнал идет в разных направлениях, благодаря чему все наводки накладываются друг на друга и уничтожаются.


Хамбакеры не дают такого чистого и четкого звука, как синглы, но обеспечиваемый ими эффект по-своему интересен.

Ручки настроек тона и громкости, переключатель звукоснимателей

Расположенный за пластиковым щитком внутри электрогитары темброблок дает возможность настраивать тембр и громкость звучания инструмента.

Переключатель звукоснимателей позволяет включать их выборочно или все вместе (он имеет пять позиций).

Для проверки настроечных ручек нужно включить гитару в усилитель и покрутить их, обращая внимание на чистоту звучания. Не должно быть никаких потрескиваний и хруста. Если подобные шорохи возникают, значит, переменные сопротивления могут в ближайшем будущем выйти из строя.

Как купить модель, подходящую под определенный музыкальный жанр

Перед тем, как выбрать электрогитару, нужно подумать, в каком стиле вы хотите играть.


Гитары с хамбакерами чаще всего выбирают музыканты, которые предпочитают тяжелые стили.

Для мелодичной музыки целесообразнее приобрести инструмент с синглами. Хорошей электрогитарой с такими звукоснимателями является Fender Squier Affinity Fat Stratocaster RW.

Также бывают модели со звукоснимателями разных типов. Например, GRG170DX фирмы Ibanez оснащена двумя хамбакерами и одним синглом. Такие электрогитары покупают те, чьи предпочтения в музыке достаточно разнообразны.

Говоря о современной гитарной музыке невозможно обойти стороной одну из разновидностей гитар - электрогитару. Можно с уверенностью сказать, что это если и не самый популярный инструмент, то один из наиболее распространенных. Инструмент уникален тем, что является синтезом искусства и достижений человеческого прогресса. Но мало кто знает, что история инструмента началась почти 100 лет назад. В 20-х годах в Америке зарождается новое новаторское музыкальное течение-джаз. Возникают джазовые оркестры, состоящие из духовой секции, фортепиано, барабанов и контрабаса. К этому времени гитара зарекомендовала себя как инструмент с богатыми возможностями - имена виртуозов Джулиани, Сора, Пухоля, Тарреги и Каркасси навсегда вошли в гитарную историю. Не обошло гитару и новое течение. Однако интегрировать ее в оркестр оказалось занятием нелегким. Гитара не обладала достаточной громкостью и терялась в оркестре. Тогда возникла идея добавить громкость гитаре электрическим способом. В 1924 году инженер гитарной фабрики Gibson Ллойд Лоэр (Lloyd Loar), который в частности спроектировал гитары с вырезами в деке в виде латинской буквы f, начал экспериментировать с сенсором, преобразовывающим вибрации корпуса в электрические сигналы. Но практического применения этот способ не нашел, поскольку результат был далек от совершенства. По другой версии Лоэр на тот момент уже не являлся сотрудником Gibson, следовательно, не мог внедрить свои разработки в массовое производство. Поэтому первыми электрогитарами, появившимися на рынке в 1931 году считаются гитары производства Electro String Company, образованной Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбекером, позднее названная Rickenbacker по имени одного из создателей. Гитарами Rickenbacker пользовались в частности легендарные Битлз. Однако первая выпущенная ими гитара не имела ничего общего с более поздними моделями. У нее был круглый корпус, выполненный из алюминия (утверждается также, что первые модели были деревянные), и внешне была похожа на банджо. Музыканты в шутку называли ее «сковородка» (frying pan).

Rickenbacker frying pan- гитара-сковородка. На сегодняшний день является коллекционной редкостью.

Несмотря на растущую популярность запатентовать новый инструмент удалось лишь в 1937 году, поскольку в патентном бюро сомневались в целесообразности применения звукоснимателей. К моменту получения патента на рынке появились электрогитары других производителей. Однако на гитаре Rickenbacker был применен звукосниматель, принцип действия которого используется по сей день. Вокруг магнита намотана катушка из медной проволоки. Попадая в магнитное поле, колеблющиеся струны вырабатывают индукционный ток в катушке, который можно подать на вход усилителя звука. Для работоспособности звукоснимателей применяются стальные или никелевые струны. Популярность электрогитар в 30 годы растет. Наибольшим спросом пользуются инструменты фирмы Gibson: Gibson L-5, Gibson ES-150 и Gibson Super 400 (названая так из за своей высокой цены-400 долларов).

Гитары, популярные в 30 е годы, некоторые выпускаются и сегодня.

Некоторые современные гитары имеют ту же конструкцию, что и гитары 30-х годов, с несущественными изменениями. Гитара становится слышимой в оркестре, постепенно ее переводят из аккомпанирующих в солирующие инструменты. Мадди Уотерс (Muddy Waters) в начале 40-х годов перевернул представление о возможностях электрогитары в блюзе. Но с усиленным звуком появляются и проблемы обратной связи (feedback). Наверняка многие знают характерный неприятный свист, если поднести микрофон к динамику, на который подается усиленный сигнал с этого же микрофона. Такой же эффект наблюдается и с гитарами. Кроме того корпус гитары резонировал от звука других инструментов, что при усилении создавало нежелательные призвуки. Для устранения этого применяются несколько способов. Первое - прикрыть вырез в деке пластиковой панелью, чтобы снизить влияние звуков извне. Второе – сделать резонансный корпус меньшего размера (в частности выпущенная в 1958 году гитара Gibson ES-335 имеет корпус шириной около 4 см).

Эти два способа широко практиковались до 50-х годов. В пятидесятые наступила новая эра электрогитар - эра «доски». Трудно однозначно ответить, кому принадлежит авторство делать электрогитары из цельного куска дерева, то есть исключить резонирующий корпус вообще. Первым кандидатом считается Лестер Уильям Полфусс (Lester William Polfuss), более известный как Лес Пол (Les Paul). В молодости Лес Пол увлекался электроникой, работал на радиостанции и занимался музыкой. Свою первую гитару с цельным корпусом он сконструировал сам в 1941 году. По одной из версий, он предложил фирме Gibson начать серийное производство его модели, но руководство фирмы имело более консервативные взгляды на конструкцию гитары. Во время второй мировой войны Лес Пол был призван на службу радистом, поэтому на какое-то время отошел от музыки. В 1948 году он начал экспериментировать с наложением звука на ранее записанную фонограмму, дав определенный толчок в области звукорежиссуры. В начале 50-х руководство фирмы Gibson обратилось к нему с просьбой помочь создать гитару из цельного куска дерева. Дело в том, что в 1950 году на рынке появилась новое имя – Fender. Фирма Fender существует с 1946 года. Ее создатель-Лео Фендер (Leo Fender) был инженером электротехником, проектирующим гитарные усилители. В 1950 году его фирмой была выпущена первая гитара, получившая название Esquire, которая после ряда переименований (в частности из за запатентованного имени за легендарной моделью барабанов, выпускаемой фирмой Gretsch) стала называться Telecaster. Лео Фендер отказался от идеи производства полуакустических гитар – так в то время называли электрогитары с резонирующим корпусом. Сегодня это формулировка является не совсем точной, поскольку на рынке появились акустические гитары со звукоснимателем. Наиболее точная английская формулировка звучит как Hollow body electric guitar – электрогитара с пустотелым корпусом. В обиходе ее называют джазовая модель. Будучи прагматичным человеком, Лео Фендер решил сконцентрироваться исключительно на «электрическом» звуке гитар. Во-первых - проблема обратной связи была частично решена, во-вторых - у гитар из цельного куска дерева была более жесткая атака звука и лучший сустейн. Изначально английское слово сустейн с развитием электрогитар вошло практически во все языки. В обиходе под этим словом гитаристы подразумевают время звучания ноты, (звука или струны) от момента звукоизвлечения до момента полного затухания. В гитарах с цельным корпусом сустейн значительно выше, поскольку жесткая конструкция в меньшей степени глушит колебания струн, чем резонирующий корпус, который отнимает значительную часть их механической энергии. В пятидесятые годы нашлись как сторонники, так и противники таких гитар, но, несомненно, к новому инструменту был проявлен интерес. Лео Фендер решил не останавливаться на достигнутом. Следующие его шаги были поистине революционными. Во-первых, его детищем стала самая удачная и часто копируемая электрогитара в истории - Stratocaster. Во-вторых, он создал принципиально новый инструмент – бас гитару. В обоих случаях Фендер пытался создать более современные инструменты, исключающие недостатки выпускаемых до этого моделей. Если стратокастер был как бы продолжением истории электрогитар, то бас гитара не имела до этого аналогов. Лео Фендер шел навстречу новым течениям в музыке. Эпоха джазовых оркестров шла на убыль, наступала эра рок-н-ролла. Зачастую у многочисленных ритм и блюзовых квартетов вставал острый вопрос, – каким инструментом заполнить нижний регистр. Часто одному из гитаристов приходилось брать в руки контрабас, который требовал определенных навыков, а еще был тяжелым и громоздким. Так появилась идея создания легкого компактного инструмента, легко умещающегося на заднем сидении автомобиля. Стратокастер в свою очередь был образцом комфорта – он имел необычную форму. Вырез снизу позволял пальцам добраться до самых верхних ладов, вырез вверху был всего лишь способом сбалансировать центр тяжести так, чтобы при игре стоя гриф не перевешивал. Углы гитары были сточены и не впивались в ребра. У стратокастера было еще одно нововведение, названное Лео Фендером как «синхронизированное тремоло», о котором речь пойдет позже.

Гитары с цельным корпусом, ставшие классикой, до сих пор пользуются огромной популярностью.

Однако первые лет 10 стратокастер не пользовался той триумфальной популярностью, какую он приобрел в 70-е. Причин тут может быть несколько. Во-первых – музыканты, издавна славившиеся своей консервативностью часто предпочитали в пятидесятых «джазовые» гитары. В 60-е началась эра британской музыки. Первая половина шестидесятых принадлежит легендарным Битлз (The Beatles), Роллинг Стоунз (Rolling Stones) и Энималз (Animals). Зародившаяся в Америке музыка достигла Европы, и прежде всего Великобритании. Американские пластинки попадали с моряками в портовые города (одними из которых были Ливерпуль и Гамбург) и зарождали в них эпидемию Биг бита. Английские музыканты внесли в новое течение некий академизм, музыка, считавшаяся до этого дешевым развлечением для молодежи, стала восприниматься людьми старшего поколения. Однако рынок электрогитар в Британии отличался от американского. Крупные фирмы вроде Gibson и Rickenbacker сумели наладить поставку инструментов в Европу, Fender был не в состоянии закрепиться на этом рынке. Кроме того, европейские компании по производству гитар не могли обойти своим вниманием ажиотаж вокруг электрогитар. Многие фирмы пытались производить свои модели, в частности ранние Битлз пользовались инструментами немецкой фабрики Hofner, а Пол МакKартни (Paul McCartney) до сих пор играет на бас гитаре Hofner violin bass, купленной в начале 60-х в Гамбурге. Английский музыкант Крис Ри (Chris Rea) увековечил значение инструментов этой фабрики для британского блюза в альбомах Hofner Blue Notes и Return Of The Fabulous Hofner Bluenotes (несмотря на этот факт, фирма не смогла удержать передовые позиции на рынке).

Сэр Пол МакКартни и его знаменитый Bass Violin фирмы Hofner

Вторая половина 60-х прошла под знаменем экспериментов в области звука. Многие искажения, считавшиеся ранее помехами теперь стали художественным элементом, электрический звук начал преобразовываться при помощи эффектов до неузнаваемости. Прежде всего, музыканты начали применять перегруз, дающий характерный «жужжащий» звук. Этим в частности так же можно объяснить малый интерес к стратокастерам. Дело в том, что на них в качестве звукоснимателей стояли три сингла, дававшие более слабый сигнал по сравнению с хамбакерами, стоявшими на многих других гитарах (о типах датчиков речь пойдет позже). Более мощный выходной сигнал хамбакеров вел себя интереснее на перегруженном звуке. Это привело к зарождению нового стиля - тяжелого рока. Яркими представителями «нового звука» конца 60-х является группа Ярдбердз (Yardbirds), в составе которых успели поиграть Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джефф Бек (Jeff Beck) и Джимми Пейдж (Jimmy Page). Большой популярности стратокастеров способствовал легендарный гитарист-виртуоз Джимми Хендрикс (Jimmi Hendrix), изменивший представление о возможностях гитары в рок музыке. После его выступления на фестивале Вудсток к стратокастерам проявился повышенный интерес. Многие гитаристы перешли на эту модель. Перечислять всех музыкантов, использующих стратокастер бессмысленно - список получится очень длинным. Достаточно назвать самых ярких из них - Эрика Клэптона, Джеффа Бека, Ричи Блэкмора (Richie Blackmore), Рори Галлагхера (Rory Gallagher), Дэвида Гилмора (David Gilmore), Марка Нопфлера (Mark Knopfler) и Стиви Рэй Вогана (Stivie Ray Vaughan). Каждый из этих гитаристов мастер своего дела, у каждого индивидуальная манера игры и каждый работал в своем жанре. Видимо это и родило легенду об универсальности стратокастеров, гитарах, на которых можно сыграть любую музыку, от джаза до тяжелого металла. На этом, пожалуй, можно закончить историю развития электрогитар. Как инструмент электрогитара сформировалась окончательно в 70-х. В восьмидесятые в США появились несколько новых корпораций по выпуску гитар - Jackson, Hamer, Kramer, B C Rich. На этих фабриках за основу брались инструменты, предложенные в свое время более старыми фирмами, и совершенствовались. Так, к примеру, на рынке появился «суперстрат» - гитара по форме напоминающая стратокастер, но зачастую имеющая более удобный доступ к последним ладам, количество ладов на гитарах увеличилось до 24 (в отдельных случаях и до 30-например у Ульриха Рота, бывшего участника Scorpions), применялись различные конфигурации включения звукоснимателей.

Гитару Ibanez SA вполне можно отнести к разряду усовершенствованных стратокастеров-Superstrat.

Иногда гитарам придавалась своеобразная форма, которая никак не влияла на звук, но эффектно смотрелась на сцене - например Gibson Explorer или Gibson Flying V. Порой гитары делали на заказ, с корпусом в виде американского флага, дракона, или топора викингов. Удобство игры на таких гитарах не всегда принималось во внимание и было понятием субъективным.

Форма гитары стала художественным элементом для концертного шоу.


Jay Turser "SHARK" гитара, купленная Владимиром Холстининым (Ария) для коллекции ради шутки.

Нередко встречаются семи и восьмиструнные гитары. В это же время на мировой рынок вышли японские предприятия. Джек Брюс (Jack Bruce), работавший с Эриком Клэптоном в трио Cream, вспоминает, как впервые взял в руки японскую бас гитару в конце 60-х: «Это был самый ужасный инструмент, который никак не звучал». Сегодня продукцией японских фирм ESP и Ibanez с удовольствием пользуются профессиональные музыканты. Трудно предположить тенденцию развития инструмента на ближайшее будущее, но в настоящем электрогитара уже стала вполне классическим инструментом.

Иногда гитаристам не хватает диапазона. Семи и восьмиструнные гитары Ibanez RG Prestige.

Статью подготовил Леонид Рейнгардт (Германия)

Электрогитара появилась в 30-х годах XX века в ответ на необходимость усилить гитарное звучание в джазовых бигбэндах.

С ростом размера ансамблей духовая секция стала заглушать акустические гитары, и производители музыкальных инструментов стали искать выход из этой ситуации. Это привело к изобретению электрогитары, которая со временем стала одним из основных инструментов в популярной музыке во всём мире. Благодаря своим широким возможностям она превратилась в главный компонент в развитии таких стилей, как рок-н-ролл, и множества других.

Как выбрать электрогитару?

Современные инструменты имеют разнообразную конструкцию. Однако у всех электронных гитар есть общие черты. В первую очередь это наличие грифа, струн и звукоснимателя. Модель может быть без корпуса, встречаются экзотические электрогитары с каркасом. Тем не менее наиболее распространены деревянные корпусы в виде цельной доски, на которой размещаются звукосниматели, регуляторы громкости и тембра, ручка тремоло.

В настоящее время влияние материала дерева на характер звучания электронной гитары является темой постоянных споров. Одни считают, что он не играет никакой роли, другие говорят о тонких отличиях в звуке, зависящих от породы дерева. Корпусы делают из твёрдых пород: часто применяются ольха, ясень, красное дерево, тополь, американская липа, клён. Для более доступных по цене моделей используют сосну, агатис, клееную фанеру.

Гриф имеет несколько разновидностей крепления. Он может быть вклеен в корпус гитары или привинчиваться к нему. Во втором случае гриф электрогитары легко заменить самостоятельно, такие фирмы, как Warmoth и Mighty Mite, создали рынок взаимозаменяемых грифов.

Третий тип крепления, когда гриф проходит через весь корпус, более характерен для бас-гитар.

По пути от звукоснимателя до усилителя сигнал изменяется различными устройствами для создания эффектов. Современные электрогитары имеют несколько типов звукоснимателей, установленных одновременно. Селектор позволяет переключаться между ними. Дело в том, что однокатушечные звукосниматели дают более чистый, яркий, резкий тембр, а двухкатушечные - более тёплый, толстый, даже немного мутный.

Основные эффекты обычно контролируются гитаристом с помощью многофункциональной педали. Современные устройства этого типа содержат множество электронных эффектов (от 20 и больше), которые в реальном времени формируют звучание. В 2002 году появились электрогитары, которые самостоятельно преобразовывают сигнал в цифровой формат, что позволяет подключать их напрямую к синтезатору или компьютеру.

Играют на электрогитаре чаще всего с помощью медиатора, что обусловлено использованием хорошо натянутых струн из металла.

Остались вопросы? Обращайтесь к нашим консультантам. Мы предлагаем купить электрогитары как в интернет-магазине, так и в розничной сети в Москве.