Густав Малер: биография и семья. Густав Малер: биография, интересные факты, видео, творчество Краткая биография малера самое главное

Густав Малер (1860-1911) - сочетал в своем лице гениального композитора-симфониста и гениального дирижера. Он был исполнителем почти всего симфонического репертуара своего времени и гастролировал во многих странах мира (в том числе трижды бывал в России).

Наиболее плодотворной была деятельность Малера на посту главного дирижера Венского придворного оперного театра. Последние 4 года жизни композитор провел в Америке. Он стал дирижером Metropolitan Opera, а также руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра.

Творческие интересы Малера сосредоточились на двух жанрах - симфонии и песне. Он автор 9 симфоний (10-я осталась не завершенной) и не менее 40 песен (в том числе - для голоса с оркестром). Среди его вокальных сочинений - циклы «Песни странствующего подмастерья» (на собственные стихи), «Волшебный рог мальчика» (на народные тексты, собранные «гейдельбергскими» писателями-романтиками Арнимом и Брентано), «Песни об умерших детях» (на слова Ф. Рюккерта), «7 песен последних лет».

Песня и симфония в творчестве Малера всегда были нераздельно связаны: мелодии песен неоднократно становились важнейшими темами его симфоний, либо целиком включались в симфонию в качестве самостоятельных вокальных эпизодов. В конце творческого пути песенный цикл и симфония сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о земле», написанной на тексты китайских поэтов VIII века (1908). Все 6 ее частей вокальны (солируют поочередно тенор и контральто или баритон).

На рубеже XIX-XX веков Малер был одним из немногих композиторов Австрии и Германии, чьи произведения пронизаны глубокой философской проблематикой. Все его творчество - это непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия. Предельная искренность, глубокое сострадание каждому человеку сближают музыку Малера с творчеством Ф. М. Достоевского, которое композитор хорошо знал и любил.

Главное, что роднит Малера с Достоевским - это жажда справедливости, непримиримость к малейшим проявлениям зла, ощущение своей причастности ко всему, что делается в мире. Он говорил: «Существует общеевропейский порок: повсюду говорят - меня это не касается…Но ведь так может утверждать не человек, а глиняная куча! Нет, меня всё касается, весь мир…».

Для того чтобы облегчить слушателю восприятие своих философских идей, Малер часто включал в симфонии поэтические тексты, поручая их исполнение хору или певцам-солистам. Во 2-4-й симфониях это тексты народных песен из «Волшебного рога мальчика», а также стихи немецкого поэта Клопштока (во 2 симфонии) и строки Ф. Ницше (в 3 симфонии); 8-я симфония опирается на текст заключительной сцены «Фауста» Гёте.

Другие малеровские симфонии (1-я, 5-7-я, 9-я) являются чисто инструментальными, но и их замыслы родились из песен. Так, например, в 1-ой симфонии использован музыкальный материал вокального цикла «Песни странствующего подмастерья»; симфонии среднего периода (5-7-я) связаны с песенными циклами на слова Рюккерта.

Именно песня (в сольном, хоровом либо оркестровом изложении) в симфониях Малера является главным носителем обобщённой идеи.

К типичным особенностям малеровского стиля относится также опора на бытующие жанры народной и городской музыки (это песня, танец, чаще всего лендлер и вальс, военный или похоронный марш, военный сигнал, хорал).

В большинстве симфоний Малер отказывается от классического, 4-частного строения: во 2-й и 5-й симфониях - пять частей; в 3-й - шесть, в 8-й - всего две. Изменяются также традиционная последовательность частей и их темповые соотношения. В оркестре Малера нашли воплощение две тенденции, характерные для начала ХХ века: с одной стороны, расширение оркестрового аппарата (особенно мощный оркестр в 8 симфонии, которую называют «Симфонией для тысячи участников»), с другой - зарождение камерного оркестра.

Завершая век романтизма, Малер предвосхитил многие явления современной музыки (в частности, эмоциональную обостренность ). Особенно сильное влияние он оказал на Шостаковича.

При жизни Густав Малер прославился как лучший среди оперных и симфонических дирижеров Австрии. И лишь узкий круг поклонников догадывался, что перед ними гениальный композитор. О том, что Малер - крупнейший симфонист ХХ века, земляки узнали спустя полвека после его смерти.

Личная жизнь

Любовь приносила композитору вдохновение, но не счастье в личной жизни. В 1902-м Малер повел под венец младшую на 19 лет Альму Шиндлер, которой сделал предложение после четвертого свидания. Жена родила Густаву двоих детей - девочек Марию и Анну.


Википедия

Поначалу жизнь супругов напоминала идиллию, но на пятом году вместе с проблемами в Венской опере пришла беда и в дом. Заболела дифтерией и скончалась младшая девочка, 4-летняя Мария. Вскоре врачи диагностировали неизлечимую сердечную болезнь у самого мэтра. Горе подтолкнуло Малера на написание вокального цикла «Песни об умерших детях».

Семейная жизнь разладилась. Альма - одаренная художница и музыкант - вспомнила о своих нереализованных талантах: ранее женщина лишь наблюдала за карьерой поглощенного творчеством супруга. Вскоре у нее случился роман с известным архитектором, о чем узнал Малер. Но пара не рассталась, а прожила вместе до самой смерти композитора.

Смерть

В 1910-м здоровье мэтра пошатнулось: серия ангин отразилась на сердце осложнениями. Но Малер продолжал трудиться. В феврале 1911 года больной композитор встал за пульт, отыграв программу, состоящую из произведений итальянцев.


Могила Густава Малера на Гринцингском кладбище / Michael Kranewitter, Википедия

Роковой для Густава стала инфекция, вызвавшая эндокардит. Он и стал причиной смерти. Мэтр скончался в венской клинике в мае. Могила Малера расположена рядом с местом погребения умершей дочери на Гринцингском кладбище.

О жизни гениального композитора и дирижера снят фильм. На роль главного героя режиссер Кен Рассел пригласил Роберта Пауэлла. Интересным фактом является родство Малера с , чем американская звезда безмерно гордится.

Музыкальные произведения

  • 1880 - «Жалобная песнь»
  • 1885-1886 - «Песни странствующего подмастерья
  • 1892 -1901 - «Волшебный рог мальчика
  • 1901-1902 - «Песни на стихи Рюккерта
  • 1901-1904 - «Песни об умерших детях
  • 1884-1888 - Симфония №1
  • 1888-1894 - Симфония №2
  • 1895-1896 - Симфония №3
  • 1899-1901 - Симфония №4
  • 1901-1902 - Симфония №5
  • 1903-1904 - Симфония №6
  • 1904-1905 - Симфония №7
  • 1906 - Симфония №8
  • 1909 - Симфония №9
  • 1908-1909 - «Песнь о земле»

Человек, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени.
Т. Манн

Великий австрийский композитор Г. Малер говорил, что для него «писать симфонию - значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир. Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь еще страдает другое существо». При таком этическом максимализме «построение мира» в музыке, достижение гармоничного целого становится сложнейшей, едва разрешимой проблемой. Малер, по существу, завершает традицию философского классико-романтического симфонизма (Л. Бетховен - Ф. Шуберт - И. Брамс - П. Чайковский - А. Брукнер), стремящегося дать ответ на вечные вопросы бытия, определить место человека в мире.

На рубеже столетий понимание человеческой индивидуальности как высшей ценности и «вместилища» всего мироздания переживало особенно глубокий кризис. Малер остро его чувствовал; и любая его симфония - это титаническая попытка обретения гармонии, напряженный и каждый раз неповторимый процесс поиска истины. Творческие искания Малера приводили к нарушению устоявшихся представлений о прекрасном, к кажущейся бесформенности, несвязности, эклектичности; композитор возводил свои монументальные концепции словно из самых разнородных «осколков» распавшегося мира. В этих поисках заключался залог сохранения чистоты человеческого духа в одну из самых сложных эпох истории. «Я - музыкант, который блуждает в пустынной ночи современного музыкального ремесла без путеводной звезды и подвергается опасности во всем усомниться или сбиться с пути», - писал Малер.

Малер родился в бедной еврейской семье, в Чехии. Рано проявились его музыкальные способности (в 10 лет он дал первый публичный концерт как пианист). В пятнадцатилетнем возрасте Малер поступил в Венскую консерваторию, брал уроки композиции у крупнейшего австрийского симфониста Брукнера, тогда же посещал курсы истории и философии в Венском университете. Вскоре появились первые произведения: эскизы опер, оркестровая и камерная музыка. С 20 лет жизнь Малера неразрывно связана с дирижерской работой. Сначала - оперные театры небольших городков, но уже вскоре - крупнейших музыкальных центров Европы: Праги (1885), Лейпцига (1886-88), Будапешта (1888-91), Гамбурга (1891-97). Дирижирование, которому Малер отдавался с не меньшим энтузиазмом, чем сочинению музыки, поглощало почти все его время, и над крупными произведениями композитор работал летом, свободный от театральных обязанностей. Очень часто замысел симфонии рождался из песни. Малер - автор нескольких вокальных «циклов, первый из которых - «Песни странствующегo подмастерья », написанный на собственные слова, заставляет вспомнить Ф. Шуберта, его светлую радость общения с природой и скорбь одинокого, страдающего скитальца. Из этих песен выросла Первая симфония (1888), в которой первозданная чистота затемняется гротескным трагизмом жизни; путь преодоления мрака - в восстановлении единства с природой.

В следующих симфониях композитору уже тесно в рамках классического четырехчастного цикла, и он расширяет его, а в качестве «носителя музыкальной идеи» привлекает поэтическое слово (Ф. Клопштока, Ф. Ницше). Вторая , Третья и Четвертая симфонии связаны с циклом песен «Волшебный рог мальчика ». Вторая симфония, о начале которой Малер говорил, что здесь он «хоронит героя Первой симфонии», завершается утверждением религиозной идеи воскресения. В Третьей выход найден в приобщении к вечной жизни природы, понятой как стихийное, космическое творчество жизненных сил. «Меня всегда очень задевает то, что большинство людей, говоря о „природе“, думает всегда о цветах, птичках, лесном аромате и т. д. Бога Диониса, великого Пана не знает никто».

В 1897 г. Малер становится главным дирижером Венского придворного оперного театра, 10 лет работы в котором стали эпохой в истории оперного исполнительства; в лице Малера совмещался гениальный музыкант-дирижер и режиссер - руководитель спектакля. «Для меня самое большое счастье - не то, что я достиг внешне блестящего положения, а то, что я отныне обрел родину, мою родину ». Среди творческих удач Малера-постановщика - оперы Р. Вагнера, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Б. Сметаны, П. Чайковского («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта»). Вообще Чайковский (как и Достоевский) в чем-то был близок нервно-импульсивному, взрывчатому темпераменту австрийского композитора. Малер был и крупнейшим симфоническим дирижером, гастролировавшим во многих странах (трижды бывал в России). Созданные в Вене симфонии обозначили новый этап творческого пути. Четвертая, в которой мир увиден детскими глазами, удивила слушателей не свойственной Малеру прежде уравновешенностью, стилизованным, неоклассическим обликом и, казалось, безоблачной идилличностью музыки. Но идиллия эта мнимая: текст песни, лежащей в основе симфонии, раскрывает смысл всего произведения - это только грезы ребенка о райской жизни; и среди мелодий в духе Гайдна и Моцарта звучит что-то диссонирующе-надломленное.

В последующих трех симфониях (в них Малер не использует поэтических текстов) колорит в целом омрачается - особенно в Шестой , получившей название «Трагическая». Образным истоком этих симфоний стал цикл «Песни об умерших детях » (на ст. Ф. Рюккерта). На этом этапе творчества композитор словно уже не в силах найти разрешения противоречий в самой жизни, в природе или религии, он видит его в гармонии классического искусства (финалы Пятой и Седьмой написаны в стиле классиков XVIII в. и резко контрастируют предшествующим частям).

Последние годы жизни (1907-11) Малер провел в Америке (только уже тяжело больным он вернулся в Европу для лечения). Бескомпромиссность в борьбе с рутиной в Венской опере осложнила положение Малера, привела к настоящей травле. Он принимает приглашение на должность дирижера Metropolitan Opera (Нью-Йорк), а вскоре становится дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра.

В произведениях этих лет мысль о смерти сочетается со страстной жаждой запечатлеть всю земную красоту. В Восьмой симфонии - «симфонии тысячи участников» (увеличенный оркестр, 3 хора, солисты) - Малер пытался по-своему претворить идею Девятой симфонии Бетховена: достижение радости во вселенском единении. «Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты», - писал композитор. В симфонии использована заключительная сцена «Фауста» И. В. Гете. Подобно финалу бетховенской симфонии, эта сцена - апофеоз утверждения, достижения абсолютного идеала в классическом искусстве. Для Малера, вслед за Гёте, высший идеал, достижимый полностью лишь в неземной жизни, - «вечно женственное, то, что, по словам композитора, с мистической силой влечет нас, что каждое творение (может быть, даже и камни) с безусловной уверенностью ощущает как центр своего бытия». Духовное родство с Гёте постоянно ощущалось Малером.

На протяжении всего творческого пути Малера цикл песен и симфония шли рука об руку и, наконец, сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о Земле » (1908). Воплощая вечную тему жизни и смерти, Малер обратился на этот раз к китайской поэзии VIII в. Экспрессивные вспышки драматизма, камерно-прозрачная (родственная тончайшей китайской живописи) лирика и - тихое растворение, уход в вечность, благоговейное вслушивание в тишину, ожидание - вот черты стиля позднего Малера. «Эпилогом» всего творчества, прощанием стали Девятая и неоконченная Десятая симфонии.

Густава Малера можно назвать композитором по сути, но не по профессии. Ему удавалось писать музыку только в свободное от основной работы время. Его жизнь была связана с театром и дирижированием, но это было не веление сердца, а стремление заработать – на его попечении вначале находились многочисленные младшие сестры и брат, затем – собственная семья. А его сочинения не понимались и не принимались – никем, кроме близких друзей и учеников.

Краткую биографию Густава Малера и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография

7 июля 1860 года в небольшой деревне чешской Богемии родился Густав Малер. Мужчины в нескольких поколениях его семьи становились трактирщиками. Такая судьба была уготована и ему, если бы не переезд семьи в город Йиглаву, где мальчик оказался окружен музыкой.


В четыре года он наигрывает на губной гармонике мелодии, услышанные на улице, а в шесть – начинает заниматься на фортепиано. В 1870 состоялось его первое концертное выступление. Невероятную проницательность проявил отец Густава, который, увидев, что сын совершенно не преуспевает ни в каких гимназических дисциплинах, кроме музыки, не стал настаивать, а отвез его в Вену учиться тому, что уже составляло смысл жизни 15-летнего юноши. Юлиус Эпштейн принял живое участие в судьбе талантливого ученика, который под его руководством начал обучаться в консерватории.


В годы студенчества становится понятно – Малер не пианист, он – композитор. Даже несмотря на то, что его первые сочинения не находили симпатии у педагогов. После окончания консерватории он был вынужден зарабатывать в качестве учителя музыки, а в 21 год принял предложение начать дирижерскую деятельность. Любляна, Ольмюц, Кассель с их оркестрами сомнительного качества… Вот, наконец, ангажемент в Праге, но приходится ехать в Лейпциг… Метания по Австро-Венгрии закончились, когда в 1888 году Малера пригласили возглавить Королевскую оперу Будапешта, в которую он буквально вдохнул жизнь. Через три года он занял пост первого капельмейстера Городского театра в Гамбурге, где стал истинным кумиром публики.


Когда в 1897 году он согласился на должность в Венской опере, то на последнем концерте в Гамбурге его вызывали на поклоны не менее 60 раз. Придя в придворный театр третьим дирижером, уже через полгода активной деятельности Малер становится его директором. Он претворяет в жизнь свое видение театра – с его новыми постановками, художественными находками, исполнительской и зрительской дисциплиной. Биография Малера гласит, что с 1898 года он – главный дирижер Венского филармонического оркестра.


В 1902 году Малер женится на Альме Шиндлер. Она была на 19 лет его моложе, имела композиторские амбиции и слыла музой многих творцов – ее связывали близкие отношения с Г. Климтом и А. фон Цемлинским. Знакомство их было недолгим, а сделать предложение композитор решил уже после четвертого свидания. В браке родилось две дочери. Материальное положение у Малера выправилось, и он построил виллу на Вёртском озере. Созидательная и революционная работа в Венской опере продолжалась до 1907 года, когда композитор понял, что вокруг него нарастает напряжение как в театре, так и в кругах великосветской публики, и – подал в отставку. Вслед за этим в семью Малеров пришла настоящая беда - тем же летом от дифтерии умерла четырехлетняя дочь маэстро, а затем и у него самого врачи обнаружили неизлечимое заболевание сердца.

В конце 1907 Малер принял весьма щедрое предложение от Метрополитан-опера и отправился работать в Нью-Йорк. Однако и там, несмотря на плеяду знаменитых певцов, выходивших на сцену, не было ни постановочной культуры, ни высококлассных музыкантов. Поклонники композитора нашли средства на реорганизацию Нью-Йоркского филармонического оркестра, главой которого его избрали. Но американская публика не особенно интересовалась симфонической музыкой, а работа с «бездарным и флегматичным» оркестром не приносила никакого удовлетворения.


Возвратившись в Австрию, Малеру пришлось по настоянию врачей изменить свой образ жизни. В 1910 он узнал об измене жены, последовал семейный скандал, после которого композитору даже потребовалась помощь психоаналитика. Впереди был триумф Восьмой симфонии, напряженный сезон в США. Но сил уже не осталось. В феврале 1911 года он последний раз продирижировал оркестром, врачи двух континентов констатировали свое бессилие, и 18 мая он умер в венской клинике.



Интересные факты

  • Согласно биографии Малера, в детстве Густав был замкнутым ребенком, любившим погружаться в свои мысли. Однажды отец оставил его в лесу на несколько часов, а когда вернулся – сын сидел на том же месте, даже не поменяв позы, и размышлял.

  • Восьмилетний Густав решил научить игре на пианино одного своего ровесника. Однако ученик оказался настолько бездарен, что учитель его даже поколотил.
  • У Малера было 13 братьев и сестер. До взрослого возраста дожили только 5 из них.
  • Композитор был наполовину евреем. В течение всей его жизни в Австро-Венгрии доминировали антисемитские настроения, которые не обходили стороной и его. В 1897 году для того чтобы соответствовать должности в Венской опере, Малер даже покрестился в католическую веру.
  • П.И. Чайковский , приехав в Гамбург на постановку «Евгения Онегина », был настолько удовлетворен работой Малера, что не делал попыток вмешаться в репетиционный процесс и взять на себя руководство оркестром.
  • Малер был поклонником Чайковского и открыл для Германии и Австрии многие его оперы. Вторым русским творцом, которым он восхищался, был Ф.М. Достоевский.
  • Свои первые сочинения Густав написал в 16 лет и даже продал их заказчикам – своим родителям. Полька для фортепиано обошлась маме в 2 кроны, примерно столько же заплатил отец за песню «Турок» на стихи Лессинга. Эти произведения до наших дней не дошли.
  • Альма Малер после кончины супруга дважды была замужем – за архитектором В. Гропиусом и писателем Ф. Верфелем. От Гропиуса она родила дочь, Манон, которая умерла от полиомиелита в 18 лет, в память о ней Альбан Берг написал Скрипичный концерт.

Годы творчества


Из биографии Малера мы узнаём, что композитор никогда не хотел работать в театре, однако ему пришлось этим заниматься долгие годы, более того, Густав жалел, что жизнь сложилась именно так. Одной из главных своих неудач он считал то, что его «Жалобная песнь » провалилась на конкурсе Бетховена в 1871 году. Для Малера это поражение значило слишком много – его не оценили как композитора, и он был вынужден заботиться о хлебе насущном, а не о творчестве. В то время как победа и щедрая премия конкурса вдохновили бы его на новые произведения.

Из ранних сочинений композитора нам известен Концерт ля-минор для квартета , который он написал в 16 лет. Но следующие 10 лет юный музыкант пишет только вокальную музыку – после «Жалобной песни» были несколько циклов песен для голоса и фортепиано, включая «Песни странствующего подмастерья », написанные в 1886 году в романтический период жизни маэстро. Однако публика услышала эти песни десятилетие спустя, много позже Первой симфонии , которая взяла в них свое начало. Симфония родилась в 1888 году, хотя изначально называлась всего лишь симфонической поэмой, которая на будапештской премьере в 1889 не произвела должного впечатления на публику. Потом партитура была изменена, у симфонии появились озаглавленные части, программа, название – «Титан». Впрочем, работая над симфонией вплоть до 1906 года, Малер еще не раз менял и ее название, и тематическое обоснование.

Первая симфония становится прологом к следующим четырем симфониям композитора. Вторую он начал писать сразу же после окончания первой, закончив только через 6 лет. Берлинская публика на премьере 1895 года не была благосклоннее той, что принимала его дебют, однако некоторые критики положительно отозвались о новинке, что несколько подняло моральный дух композитора.


Параллельно в конце 80 – начале 90-х создается песенный цикл «Волшебный рог мальчика », в котором Малер музыкально переосмыслил немецкие народные песни, сохранив их оригинальный текст. Цикл был дополнен на рубеже веков и второй частью, состоящей из 12 песен. Изначально их было 15, но музыку недостающих композитор использовал в трех своих симфониях. В 1896 году была закончена Третья симфония, говорящая об устройстве мира, единении природы, человека и божественного духа. Как и многие произведения Малера, симфония 6 лет ждала своего первого исполнения, годом раньше на суд публики предстала даже следующая, Четвертая симфония, отличная по характеру и настроению. Она писалась в летние месяцы 1899-1901 годов, на вилле в Майерниге, когда композитора не беспокоила театральная суета.

В своих следующих симфониях Малер не использует солистов и хор. Пятую симфонию он написал в 1901-1902 годах в поисках нового музыкального языка, словно устав от тотального непонимания его творчества. Эту работу он вынес на суд публики в 1904, но до конца жизни оставался ею недоволен, бесконечно корректируя. Одну из частей, «Адажиетто», композитор посвятил своей супруге. Начиная с этой симфонии, Малер не использовал программы. Он не отрицал их наличие, но даже самым близким людям не говорил о теме своих сочинений.

Трагическим предсказанием в судьбе композитора стал вокальный цикл «Песни об умерших детях », основанный на стихах Ф. Рюккерта, дети которого скончались от скарлатины. Цикл был завершен в 1904, исполнен в 1905, за два года до гибели собственной дочери. В 1903-1904 годах рождалась Шестая симфония, «Трагическая», неразрывно связанная с «Песнями об умерших детях», премьера состоялась в 1906. В 1905-06 годах он пишет Седьмую симфонию, ставшую олицетворением нового творческого этапа.

Восьмая, «Симфония тысячи», с поистине гигантским составом участников, писалась вдохновенно, за несколько месяцев 1906 года - последнего счастливого лета в жизни композитора. Малер говорил о том, что все предыдущие симфонии были просто прелюдией к этой, и посвятил ее своей супруге. Она необычна и по форме – двухчастной, и по содержанию – первая часть основана на древнехристианском гимне Veni Creator Spiritus, вторая – на финале «Фауста» Гете. В это произведение не просто возвращаются вокальные части, в нем задействованы три хора, в том числе детский, восемь солистов. Численность оркестра увеличена в 5 раз! Для исполнения такого масштабного произведения требовалась длительная и тщательная подготовка, включающая поиски хоров и исполнителей. Все солисты и хор готовились отдельно, собравшись вместе лишь за три дня до премьеры, состоявшейся 12 сентября 1910 года в Мюнхене. Это была последняя симфоническая премьера в жизни маэстро, но и первый успех, сопровождавшейся получасовой овацией.


Свое следующее сочинение Малер так и не решился назвать симфонией из-за проклятья, довлеющего над числом 9. Девятая симфония стала последней и у Бетховена, и у Шуберта , и у Дворжака , и у Брукнера, поэтому законченное в 1909 произведение получило название «Песнь о земле». Эта симфония в песнях написана на стихи китайских поэтов, в которых композитор искал утешения после трагических событий 1907 года. Премьеру он уже не застал – 20 ноября 1911 года она состоялась под управлением Бруно Вальтера, ученика и друга маэстро. Годом позже Вальтер исполнил и последнее законченное произведение Малера – Девятую симфонию. На полях ее партитуры автор отметил: «прощание с молодостью и любовью». Для него эта музыка была и самим прощанием с жизнью – он понимал, что болезнь прогрессирует, а после смерти дочери и измены жены жизнь никогда уже не вернется на круги своя, да и он не может стать прежним – резким, порывистым, эмоциональным – врачи рекомендовали ему покой. Он даже дирижировать стал продуманно и скупо. В 1910 году симфония была окончательно дописана и стала ждать своего часа. Тем же летом Малер начал писать и следующую, Десятую симфонию, словно желая опровергнуть мистическое проклятие. Но работа была прервана, на сей раз – навсегда. Композитор просил уничтожить ее наброски, но его вдова решила иначе и даже предложила А. Шёнбергу и Д.Д. Шостаковичу дописать произведение, от чего оба мастера отказались.

Музыка Малера в кино

Тревожная, эмоциональная музыка Малера не раз становилась спутницей выдающихся фильмов:


Произведение Фильм
Симфония №1 «Подпольная империя», телесериал, 2010-2014
«Древо жизни», 2011
Симфония №9 «Бёрдмэн», 2014
«Необратимость», 2002
«Мужья и жены», 1992
Симфония №5 «Вне правил», 2016
«Масло Лоренцо», 1992
Симфония №4 «Внутри Льюина Дэвиса», 2013
«Песни об умерших детях» «Дитя человеческое», 2006
Фортепианный квартет ля минор «Остров проклятых», 2010


О композиторе и его семье снято несколько биографических фильмов, включая картину 1974 года «Малер», где заглавную роль исполнил британский актер Роберт Пауэлл. Фильм снят в оригинальной авторской манере, в нем сплетены факты, домыслы и фантазии о снах и грезах композитора. Биография Альмы Малер легла в основу фильма 2001 года «Невеста ветра». Роль маэстро сыграл Джонатан Прайс, его супругу – Сара Винтер.

Одой Малеру послужил и фильм Л. Висконти «Смерть в Венеции» 1971 года. Режиссер сознательно приблизил центральный персонаж картины не к автору первоисточника, Т. Манну, а к Г. Малеру, превратив его из писателя в композитора, и пронизав картину его музыкой.

20 век по-настоящему открыл Густава Малера. Начиная с 50-х годов его произведения исполняют и записывают ведущие оркестры мира и самые выдающиеся дирижеры. Его творчество повлияло и на композиторов новой венской школы, и на Д. Шостаковича, и на Б. Бриттена.

Видео: смотреть фильм о Густаве Малере

МАЛЕР, ГУСТАВ (Mahler, Gustav) (1860–1911), австрийский композитор и дирижер. Родился 7 июля 1860 в Калиште (Чехия) вторым из 14 детей в семье Марии Германн и Бернхарда Малера, еврея-винокура. Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву – островок немецкой культуры в Южной Моравии (ныне Чехия).

Ребенком Малер проявил незаурядную музыкальную одаренность и учился у местных преподавателей. Затем отец отвез его в Вену. В возрасте 15 лет Малер поступил в Венскую консерваторию, где занимался у Ю.Эпштейна (фортепиано), Р.Фукса (гармония) и Ф. Кренна (композиция). Он прослушал также курсы лекций по истории музыки и философии в Венском университете и познакомился с работавшим тогда в университете А.Брукнером. Первое значительное сочинение Малера, кантата Жалобная песнь (Das klagende Lied, 1880), не получило консерваторской Бетховенской премии, после чего разочарованный автор решил посвятить себя дирижерской деятельности – сначала в маленьком опереточном театре под Линцем (май-июнь 1880), затем в Любляне (Словения, 1881–1882), Оломоуце (Моравия, 1883) и Касселе (Германия, 1883–1885). В возрасте 25 лет Малер был приглашен дирижером в Пражскую оперу, где с большим успехом ставил оперы Моцарта и Вагнера и исполнил Девятую симфонию Бетховена. Однако в результате конфликта с главным дирижером, А.Зайдлем, Малер был вынужден уехать из Вены и с 1886 по 1888 служил помощником главного дирижера А.Никиша в Лейпцигской опере. Безответная любовь, пережитая музыкантом в это время, вызвала к жизни два крупных произведения – вокально-симфонический цикл Песни странствующего подмастерья (Lieder eines fahrenden Gesellen, 1883) и Первую симфонию (1888).

Средний период.

Вслед за триумфальным успехом в Лейпциге премьеры законченной им оперы К.М.Вебера Три Пинто (Die drei Pintos), Малер исполнил ее в течение 1888 еще несколько раз в театрах Германии и Австрии. Эти триумфы, однако, не разрешили личных проблем дирижера. После ссоры с Никишем он уехал из Лейпцига и стал директором Королевской оперы в Будапеште. Здесь он провел венгерские премьеры Золота Рейна и Валькирии Вагнера, поставил одну из первых веристских опер, Сельскую честь Масканьи. Его интерпретация Дон Жуана Моцарта вызвала восторженный отклик И.Брамса.

В 1891 Малеру пришлось покинуть Будапешт, так как новый директор Королевского театра не желал сотрудничать с иностранным дирижером. К этому времени Малер уже сочинил три тетради песен с фортепианным аккомпанементом; девять песен на тексты из немецкой народной поэтической антологии Волшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn) составили одноименный вокальный цикл. Следующим местом службы Малера стал Городской оперный театр Гамбурга, где он исполнял обязанности первого дирижера (1891–1897). Теперь в его распоряжении оказался ансамбль первоклассных певцов, и он получил возможность общаться с крупнейшими музыкантами своего времени. В роли покровителя Малера выступил Х.фон Бюлов, который накануне своей кончины (1894) передал Малеру руководство Гамбургскими абонементными концертами. В гамбургский период Малер закончил оркестровую редакцию Волшебного рога мальчика, Вторую и Третью симфонии.

В Гамбурге Малер пережил увлечение Анной фон Мильденбург – певицей (драматическое сопрано) из Вены; тогда же завязалась его многолетняя дружба со скрипачкой Натали Бауэр-Лехнер: они проводили месяцы летнего отдыха вместе, и Натали вела дневник, один из самых достоверных источников сведений о жизни и образе мыслей Малера. В 1897 он принял католицизм, одной из причин обращения стало желание получить место директора и дирижера Придворной оперы в Вене. Десять лет, которые Малер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: дирижер отобрал и воспитал ансамбль великолепных исполнителей, предпочитая при этом певцов-актеров виртуозам бельканто. Художественный фанатизм Малера, его упрямый характер, пренебрежение некоторыми исполнительскими традициями, стремление проводить осмысленную репертуарную политику, а также необычные темпы, которые он выбирал, и жесткие замечания, которые он делал во время репетиций, создали Малеру немало врагов в Вене – городе, где музыка рассматривалась как объект скорее наслаждения, чем жертвенного служения. В 1903 Малер пригласил в театр нового сотрудника – венского художника А.Роллера; вместе они создали ряд постановок, в которых применили новые стилистические и технические приемы, сложившиеся на рубеже веков в европейском театральном искусстве. Крупнейшими достижениями на этом пути стали Тристан и Изольда (1903), Фиделио (1904), Золото Рейна и Дон Жуан (1905), а также цикл лучших опер Моцарта, подготовленный в 1906 к 150-летию со дня рождения композитора.

В 1901 Малер женился на Альме Шиндлер, дочери известного венского художника-пейзажиста. Альма Малер была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой, даже пыталась сочинять, вообще ощущала себя творческой натурой и вовсе не стремилась прилежно исполнять обязанности хозяйки дома, матери и супруги, как того хотел Малер. Однако благодаря Альме расширился круг общения композитора: в частности, он близко сошелся с драматургом Г.Гауптманом и композиторами А.Цемлинским и А.Шёнбергом. В своем маленьком «композиторском домике», спрятанном в лесу на берегу озера Вёртерзее, Малер закончил Четвертую симфонию и создал еще четыре симфонии, а также второй вокальный цикл на стихи из Волшебного рога мальчика (Семь песен последних лет, Sieben Lieder aus letzter Zeit) и трагический вокальный цикл на стихи Рюккерта Песни об умерших детях (Kindertotenlieder).

К 1902 композиторская деятельность Малера получила широкое признание, во многом благодаря поддержке Р.Штрауса, который устроил первое полное исполнение Третьей симфонии, имевшее большой успех. Кроме того, Штраус включил Вторую и Шестую симфонии, а также малеровские песни в программы ежегодного фестиваля возглавлявшегося им Всегерманского музыкального союза. Малера стали часто приглашать дирижировать собственными произведениями, и это привело к конфликту композитора с администрацией Венской оперы, полагавшей, что Малер пренебрегает своими обязанностями художественного руководителя.

Лучшие дня

Последние годы.

Очень тяжелым выдался для Малера 1907 год. Он ушел из Венской оперы, заявив, что его деятельность здесь не умеют ценить по достоинству; его младшая дочь умерла от дифтерии, а сам он узнал, что страдает серьезной болезнью сердца. Малер занял место главного дирижера нью-йоркской «Метрополитен-опера», но состояние здоровья не позволило ему заняться дирижерской деятельностью. В 1908 в «Метрополитен-опера» появился новый менеджер – итальянский импресарио Дж.Гатти-Касацца, который привез своего дирижера – знаменитого А.Тосканини. Малер принял приглашение на должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, который в ту пору нуждался в срочной реорганизации. Благодаря Малеру число концертов вскоре возросло с 18 до 46 (из них 11 – в гастрольных поездках), в программах стали появляться не только известные шедевры, но и новые партитуры американских, английских, французских, немецких и славянских авторов. В сезоне 1910/1911 Нью-Йоркский филармонический оркестр дал уже 65 концертов, но Малер, который плохо себя чувствовал и устал от борьбы за художественные ценности с руководством филармонии, в апреле 1911 уехал в Европу. Он задержался в Париже, чтобы пройти курс лечения, затем вернулся в Вену. Умер Малер в Вене 18 мая 1911.

Музыка Малера. За полгода до кончины Малер пережил величайший триумф на своем тернистом пути композитора: в Мюнхене состоялась премьера его грандиозной Восьмой симфонии, которая требует для исполнения около тысячи участников – оркестрантов, певцов-солистов и хористов. В летние месяцы 1909–1911, которые Малер проводил в Тоблахе (Южный Тироль, ныне Италия), он создал Песнь о земле для солистов и оркестра (Das Lied von der Erde), Девятую симфонию, а также работал над Десятой симфонией (оставшейся незавершенной).

При жизни Малера его музыка часто недооценивалась. Симфонии Малера именовались «симфоническими попурри», их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление «реминисценциями» из других авторов и цитатами из австрийских народных песен. Высокую композиторскую технику Малера не отрицали, но его обвиняли в том, что бесчисленными звуковыми эффектами и применением грандиозных оркестровых (а иногда и хоровых) составов он пытается скрыть свою творческую несостоятельность. Его сочинения порой отталкивали и шокировали слушателей напряженностью внутренних парадоксов и антиномий, типа «трагедия – фарс», «пафос – ирония», «ностальгия – пародия», «утонченность – вульгарность», «примитив – изощренность», «пламенный мистицизм – цинизм». Немецкий философ и музыкальный критик ТАдорно первым сумел показать, что разного рода сломы, искажения, отклонения у Малера никогда не бывают произвольными, даже если они не подчиняются обычным законам музыкальной логики. Адорно также первым отметил самобытность общего «тона» музыки Малера, который делает ее непохожей ни на какую другую и сразу узнаваемой. Он обратил внимание на «романоподобный» характер развития в симфониях Малера, драматургия и размеры которых определяются чаще ходом определенных музыкальных событий, нежели предустановленной схемой.

Среди открытий Малера в области формы можно выделить почти полное избегание точной репризы; употребление рафинированных вариационных форм, в которых общий рисунок темы сохраняется, в то время как изменяется ее интервальный состав; применение разнообразных и тонких полифонических приемов, что порождает иногда весьма смелые гармонические сочетания; в поздних произведениях – тенденцию к «тотальному тематизму» (позже теоретически обоснованному Шёнбергом), т.е. к насыщению тематическими элементами не только главных, но и побочных голосов. Малер никогда не претендовал на изобретение нового музыкального языка, однако он создавал музыку столь сложную (яркий пример – финал Шестой симфонии), что в этом смысле ему уступают даже Шёнберг и его школа.

Замечено, что гармония Малера сама по себе менее хроматична, менее «современна», чем, например, у Р.Штрауса. Квартовые последовательности на грани атональности, которые открывают Камерную симфонию Шёнберга, имеют аналог в малеровской Седьмой симфонии, однако подобные явления для Малера – исключение, а не правило. Его сочинения насыщены полифонией, все более усложняющейся в поздних опусах, и созвучия, образующиеся в результате сочетания полифонических линий, могут казаться часто случайными, не подчиняющимися законам гармонии. При этом малеровская ритмика в основном довольно проста, очевидное предпочтение отдается метру и ритму, типичным для марша и лендлера. Пристрастие композитора к сигналам труб, и вообще к военно-духовой музыке, легко объясняется детскими воспоминаниями о воинских парадах в его родной Йиглаве. По словам Малера, «процесс сочинения напоминает детскую игру, в которой из одних и тех же кубиков возводятся каждый раз новые постройки. Но сами эти кубики лежат в сознании с детства, ибо только оно есть время собирания и накопления».

Оркестровое письмо Малера вызывало особенно яростные споры. Он ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик. Он применял традиционные инструменты в нехарактерных для них регистрах и достигал новых звуковых эффектов необычными сочетаниями оркестровых голосов. Фактура его музыки очень изменчива, и массивное тутти всего оркестра может внезапно сменяться одиноким голосом солирующего инструмента.

Хотя в течение 1930-х и 1940-х годов музыку композитора пропагандировали такие дирижеры, как Б.Вальтер, О.Клемперер и Д.Митропулос, настоящее открытие Малера началось только в 1960-х годах, когда полные циклы его симфоний были записаны Л.Бернстайном, Дж.Шолти, Р.Кубеликом и Б.Хайтинком. К 1970-м годам сочинения Малера прочно вошли в репертуар и стали исполняться во всем мире.