История полифонии. Полифония Что такое полифония как ее определить

Полифония (от греч. поли – многий; фон – звук, голос; буквально – многоголосие) – это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий. Полифонию называют ансамблем мелодий. Полифония является одним из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Многочисленные приемы полифонии служат разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художественных образов. Средствами полифонии можно видоизменять, сопоставлять и объединять музыкальные темы. Полифония опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии.

Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в XIV–XVIвв. – мотет, мадригал и др. Полифонические эпизоды (например, фугато) встречаются и в рамках других форм – более крупных, масштабных. Например, в симфонии, в первой части, то есть в сонатной форме, разработка может строиться по законам фуги.

Коренная особенность полифонической фактуры, отличающая её от гомофонно-гармонической, – текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. Голоса полифонического построения редко кадансируют одновременно, обычно их кадансы не совпадают, что и вызывает ощущение непрерывности движения как особого выразительного качества, присущего полифонии.

В полифонии различаются 3 её разновидности:

    разнотемная (контрастная);

    имитационная.

Подголосочная полифония – промежуточный этап между монодическим и полифоническим. Суть её в том, что все голоса одновременно исполняют различные варианты одной и той же мелодии. Благодаря различию вариантов в многоголосии возникают то слияния голосов в унисон и движение параллельными унисонами, то расхождения их в иные интервалы. Яркий пример – народные песни.

Контрастная полифония – одновременное звучание различных мелодий. Здесь соединяются голоса с различным направлением мелодических линий, и отличающиеся ритмическими рисунками, регистрами, тембрами мелодий. Суть контрастной полифонии в том, что свойства мелодий выявляются в их сопоставлении. Пример – Глинка «Камаринская».

Имитационная полифония – неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию. Название имитационной полифонии происходит от слова имитация, что значит подражание. Все голоса подражают первому голосу. Пример – инвенция, фуга.

Полифония – как особый тип многоголосного изложения – прошла длительный путь исторического развития. При этом роль её была далеко не одинаковой в отдельные периоды; она то возрастала, то падала в зависимости от изменений художественных задач, выдвигавшихся той или иной эпохой, в соответствии с изменениями в музыкальном мышлении и с возникновением новых жанров и форм музыки.

Основные этапы развитии полифонии в европейской профессиональной музыке.

    XIII–XIVвв. Переход к большему количеству голосов. Огромная распространенность трехголосия; постепенное появление четырех- и даже пяти- и шестиголосия. Значительное усиление контраста совместно звучащих мелодически развитых голосов. Первые примеры имитационного изложения и двойного контрапункта.

    XV–XVIвв. Первый в истории период расцвета и полной зрелости полифонии в жанрах хоровой музыки. Эпоха так называемого «строгого письма», или «строгого стиля».

    XVIIв. В музыке этой эпохи встречается немало полифонических сочинений. Но в целом полифония отодвигается на второй план, уступая место бурно развивающемуся гомофонно-гармоническому складу. Особенно интенсивно развитие гармонии, которая именно в ту пору становится одним из важнейших формообразующих средств в музыке. Полифония лишь в виде различных приемов изложения проникает в музыкальную ткань оперных и инструментальных произведений, которые вXVIIв. являются ведущими жанрами.

    Первая половина XVIIIв. Творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Второй в истории музыки период расцвета полифонии, основанный на достижениях гомофонииXVIIв. Полифония так называемого «свободного письма» или «свободного стиля», опирающаяся на закономерности гармонии и контролируемая ими. Полифония в жанрах вокально-инструментальной музыки (мессы, оратории, кантаты) и чисто инструментальной («ХТК» Баха).

    Вторая половина XVIII–XXIвв. Полифония в основном – составная часть сложного многоголосия, которому оно подчинена наряду с гомофонией и гетерофонией и в рамках которого продолжается её развитие.

Литература:

    Бонфельд М.Ш. История музыкознания: пособие по курсу «Основы теоретического музыкознания». М.: Владос., 2011.

    Дядченко С. А., Дядченко М. С. Анализ музыкальных произведений [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие. Таганрог, 2010.

    Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003.

    Основы теоретического музыкознания: учеб. пособ. для студ. высш. муз. пед. учеб. заведений / А. И. Волков, Л. Р. Подъяблонская, Т. Б. Розина, М. И. Ройтерштейн; под ред. М. И. Ройтерштейна. Москва: Академия, 2003.

    Холопова В. Теория музыки. СПБ., 2002.

Виды полифонии

Различают несколько видов полифонии: гетерофония, подголосочная, имитационная, разнотемная полифония.

Гетерофония (от греч. eteros - другой и ponn - звук) - вид многоголосия, возникающий при совместном (вокальном, инструментальном или смешанном) исполнении мелодии, когда в одном или нескольких голосах происходят отступления от основного напева. Отступ ления могут быть вызваны естественными различиями исполнительских возможностей человеческих голосов и инструментов, а также фантазией исполнителей. Хотя достоверные письменные памятники, иллюстрирующие историю развития гетерофонии, отсутствуют, следы гетерофонного происхождения народного многоголосия сохранились повсюду. Примеры гетерофонии.

Органум из трактата "Musicaenchiriadis" Хукбальда


Танцевальная песня 13 века (из собрания X. И. Мозера "TцnendeAltertьmer")

Литовская народная песня "Austausrelй, teksaulelй" («Занимается зорюшка»)

Для гетерофонии характерны унисонные (октавные) окончания, параллельное движение голосов (терциями, квартами и квинтами), преобладание синхронности в произношении слов. Выразительные возможности гетерофонии использовал И.Стравинский в балетах «Весна священная» и «Петрушка».

Подголосочная полифония - вид многоголосия, свойственный русской, украинской, белорусской народной музыке, а также ориентированным на фольклор произведениям профессионального музыкального искусства. При хоровом исполнении песен в медленном и умеренном движении (лирические протяжные и свадебные, медленные хороводные, казачьи) происходит" ответвление от основного напева и образуются самостоятельные варианты мелодии - подголоски (подводка, дишкант, горяк и другие). Признаки подголосочной полифонии: переменное количество голосов (обычно 3, встречается 5 и более), свободные включения и выключения голосов, обилие перекрещиваний, использование имитаций (неточных), унисонные и октавные окончания, одновременное произношение слогов текста. Примеры подголосочной полифонии.

Песня из сборника Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд "Песни Пинежья"

Песня из сборника А. М. Листопадова "Песни донских казаков"

Выразительные возможности подголосочной полифонии использовали Мусоргский в «Борисе Годунове» (пролог), Бородин в «Князе Игоре», С. С. Прокофьев в «Войне и мире» (солдатские хоры), М. В. Коваль в оратории «Емельян Пугачев» (хор крестьян).

В композиторском творчестве выделяются два основных вида полифонии - имитационная и неимитационная (разнотемная, контрастная). Имитационная полифония (от латинского - «подражание») - проведение одной и той же темы поочередно в разных голосах. Приемы имитационной полифонии разнообразны. Например, фрагмент из мессы Г.Дюфаи « Avereginacaelorum»

В разнотемной полифонии одновременно звучат разные, иногда контрастные мелодии. Как, например, в первой части Симфонии №5 Д.Д.Шостаковича

Разграничение на имитационную и разнотемную полифонию условно в силу большой текучести, свойственной полифонической музыке. При сочетании мелодии в обращении, увеличении, уменьшении и в ракоходном движении различия мелодий по горизонтали усиливаются и приближают имитационную полифонию к контрастной:

Выполните задания

1. Определите вид полифонии:

а)

В широком смысле) многоголосной фактуры . В музыкальной пьесе полифонического склада (например, в каноне Жоскена Депре , в фуге И. С. Баха) голоса равноправны в композиционно-техническом (одинаковые для всех голосов приёмы мотивно-мелодической разработки) и логическом (равноправные носители «музыкальной мысли») отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии - практическое изучение полифонических композиций.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Ударение в слове «полифония» испытывает колебания. В Словаре церковнославянского и русского языка , изданном Императорской Академией Наук в 1847 году, дано единственное ударение на „о“ . Российские общелексические словари 2-й половины XX века и начала XXI века, как правило, выставляют единственное ударение на втором от конца слоге . Музыканты (композиторы, исполнители, педагоги и музыковеды) обычно ставят ударение на „о“; такой же орфоэпической нормы придерживаются новейшая (2014) и «Музыкальный орфографический словарь» (2007) . Некоторые профильные словари и энциклопедии допускают орфоэпические варианты .

    Полифония и гармония

    Понятие полифонии (как склада) не коррелятивно понятию гармонии (звуковысотной структуры), поэтому справедливо говорить, например, о полифонической гармонии. При всей функциональной (музыкально-смысловой, музыкально-логической) независимости отдельных голосов они всегда согласованы по вертикали. В полифонической пьесе (например, в органуме Перотина, в мотете Машо, в мадригале Джезуальдо) слух выделяет консонансы и диссонансы, аккорды и (в старинном многоголосии) конкорды , а их связи, которые проявляются в развёртывании музыки во времени, подчиняются логике того или иного лада . Любая полифоническая пьеса обладает признаком целостности звуковысотной структуры, музыкальной гармонии .

    Полифония и многоголосие

    В некоторых западных традициях для обозначения многоголосия (более одного голоса в музыкальной «вертикали») и для обозначения особого музыкального склада используется одно и то же слово, например, в англоязычном музыкознании прилагательное polyphonic (в немецком, напротив, есть прилагательные mehrstimmig и polyphon) - в таких случаях специфику словоупотребления можно установить только из контекста.

    В российской науке атрибут «полифонический» ссылается на специфику музыкального склада (например, «полифоническая пьеса», «композитор-полифонист»), в то время как атрибут «многоголосный» не содержит такого специфического уточнения (например, «шансон - многоголосная песня», «Бах - автор многоголосных обработок хоралов »). В современной неспециальной литературе (как правило, вследствие «слепого» перевода с английского языка) слово «полифония» используется как точный синоним слова «многоголосие» (например, составители рекламных текстов находят «полифонию» в мобильных телефонах), причём в таком (нетерминологическом) употреблении ударение зачастую выставляется на предпоследний слог - полифони́я.

    Типология

    Полифонию разделяют на типы:

    • Подголосочная полифония, при которой вместе с основной мелодией звучат её подголоски , то есть несколько отличающиеся варианты (это совпадает с понятием гетерофония). Характерна для русской народной песни.
    • Имитационная полифония, при которой основная тема звучит сначала в одном голосе, а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных тем может быть несколько). Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном . Вершиной форм, в которых мелодия изменяется от голоса к голосу, является фуга .
    • Контрастно-тематическая полифония (или полимелодизм), при которой одновременно звучат разные мелодии. Впервые появилась в XIX веке [ ] .
    • Скрытая полифония - скрытие тематических интонаций в фактуре произведения. Применяется к полифонии свободного стиля, начиная с малых полифонических циклов И. С. Баха.

    Индивидуально характерные типы

    Некоторые композиторы, особенно интенсивно использовавшие полифонические техники, выработали специфический, характерный именно для их творчества стиль. В таких случаях говорят, например, о «полифонии Баха», «полифонии Стравинского», «полифонии Мясковского», «полифонии Щедрина» , о «микрополифонии» Лигети и т.п.

    Исторический очерк

    Первые сохранившиеся образцы европейской полифонической музыки - непараллельные и мелизматические органумы (IX-XI века). В XIII-XIV веках полифония ярче всего проявилась в мотете . В -XVI веках полифония стала нормой для подавляющего большинства артефактов композиторской музыки, как церковной (многоголосной), так и светской. Наивысшего расцвета полифоническая музыка достигла в творчестве Генделя и Баха в XVII -XVIII веках (в основном, в форме фуг). Параллельно (начиная приблизительно с XVII в.) быстро развивался гомофонный склад, во времена венской классики и в эпоху романтизма явно доминировавший над полифоническим. Очередной подъём интереса к полифонии начался во второй половине XIX века . Имитационная полифония, ориентирующаяся на Баха и Генделя, часто использовалась композиторами XX века (Хиндемит , Шостакович , Стравинский и др.).

    Строгое письмо и свободное письмо

    В многоголосной музыке доклассической эпохи исследователи различают два основных тренда полифонической композиции: строгое письмо , или строгий стиль (нем. strenger Satz , итал. contrappunto osservato , англ. strict counterpoint ), и свободное письмо , или свободный стиль (нем. freier Satz , англ. free counterpoint ). До первых десятилетий XX в. в России в таком же значении употреблялись термины «контрапункт строгого письма» и «контрапункт свободного письма» (в Германии эта пара терминов используется и по сей день).

    Определения «строгий» и «свободный» относились прежде всего к употреблению диссонанса и к голосоведению . В строгом письме приготовление и разрешение диссонанса регламентировалось разветвлёнными правилами, нарушение которых рассматривалось как техническая неумелость композитора. Подобные же правила были разработаны и в отношении голосоведения в целом, эстетическим каноном в котором была сбалансированность , в частности, гармония интервального скачка и секундового его заполнения. В то же время, под строгим эстетическим запретом находились переченье и параллелизм совершенными консонансами.

    В свободном письме правила употребления диссонанса и правила голосоведения (например, запрет параллелизма октав и квинт) в целом продолжали действовать, хотя и применялись более свободно. Ярче всего «свобода» проявились в том, что диссонанс стали применять без приготовления (так называемый неприготовленный диссонанс). Это и некоторые другие допущения в свободном письме оправдывались, с одной стороны, характерной для наступившей эпохи музыкальной риторикой (например, ею оправдывали «драматическое» перечение и иные нарушения правил). С другой стороны, бо́льшую свободу голосоведения обусловила историческая необходимость - полифоническую музыку стали сочинять по законам новой мажорно-минорной тональности , в которой тритон вошёл в состав ключевого для этой звуковысотной системы доминантсептаккорда .

    К «эпо­хе стро­го­го пись­ма» (или стро­го­го сти­ля) полифонисты относят музыку позднего Средневековья и Воз­ро­ж­де­ния (XV-XVI вв.), подразумевая, прежде всего, церковную музыку франко-фламандских полифонистов (Жоскен, Окегем, Обрехт, Вилларт, Лассо и др.) и Палестрины. В теории композиционные нор­мы полифонии строгого стиля определил Дж. Цар­ли­но . Мас­те­ра стро­го­го сти­ля вла­де­ли все­ми средствами контрапункта, раз­ра­бо­та­ли прак­ти­че­ски все фор­мы ими­та­ции и ка­но­на, ши­ро­ко поль­зо­ва­лись по­ли­фо­ническими пре­об­ра­зо­ва­ния­ми (об­ра­ще­ние, ра­ко­ход, уве­ли­че­ние, умень­ше­ние). В гармонии стро­гое пись­мо опи­ра­лось на сис­те­му диа­то­нических мо­даль­ных ла­дов .

    Эпоху ба­рок­ко до XVIII в. включительно историки полифонии называют «эпохой сво­бод­ного сти­ля». Возросшая роль ин­ст­ру­мен­та­льной музыки сти­му­ли­ро­ва­ла раз­ви­тие хо­раль­ной об­ра­бот­ки, по­ли­фо­ни­че­ских ва­риа­ций (в т. ч. пас­са­ка­лии), а так­же фан­та­зии , ток­ка­ты , кан­цо­ны , ричеркара , из ко­то­рых к середине XVII века сфор­ми­ро­ва­лась фуга . В гармонии ос­но­вой полифонической музыки, написанной по законам свободного стиля, ста­ла мажорно-минорная тональность («гармоническая тональность»). Крупнейшие представители полифонии свободного стиля - И.С. Бах и Г.Ф. Гендель.

    Полифония и полифонизм в литературе

    В русском языке XIX - начала XX в. в аналогичном современной полифонии значении использовался (наряду с термином «полифония») термин «полифонизм» (). В литературоведении XX в. (М. М. Бахтин и его последователи) слово «полифонизм» употребляется в смысле разноголосицы, одновременного «звучания» авторского «голоса» и «голосов» литературных героев (например, говорят о «полифонизме» романов Достоевского).

    Примечания

    1. Большая российская энциклопедия (Т.26. Москва: БРЭ, 2014, с.702) фиксирует в этом слове единственное ударение, на «о».
    2. Музыкальный орфографический словарь (М.: Современная музыка, 2007, с.248) показывает только одно ударение - на «о».

    полифония

    Многоплановость художественного произведения. П. романов Достоевского.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    полифония

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    полифония

    ПОЛИФОНИЯ (от поли... и греч. phone - звук, голос) вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии имитационная (см. Имитация), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни). В истории европейской полифонии выделяют 3 периода. Основные жанры раннеполифонического периода (9-14 вв.) - органум, мотет. Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры - месса, мотет, мадригал, шансон. Полифония свободного стиля (17-20 вв.) - преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты, ричеркара, фуги и др. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в 20 в. - также с додекафонией и другими видами композиционной техники.

    Полифония

    (от поли... и греч. phone≈ звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин ≈ контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. П. противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. П. складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие.

    В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают: подголосочную П., образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и её вариантов-подголосков; она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов; имитационную П., разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос; на этом принципе основаны формы канона и фуги; контрастнотематическую П., в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы; этот род П. синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов.

    В музыке 18≈20 вв. эти виды П. порой соединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например хорал (кантаты И. С. Баха), пассакалья (П. Хиндемит) и др.

    Формы П. начиная с 12≈13 вв. сильно менялись. Выделяются эпохи П. строгого стиля с вершиной в творчестве Дж. Палестрины и П. свободного стиля с вершиной в искусстве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, традиции которых продолжены В. А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. В отечественной музыке П. занимает большее место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлёт профессионального искусства П. связан с музыкой партесного стиля (см. Партесное пение). Классическую форму русская П. получила в творчестве М. И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. П. ≈ ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 в., в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, П. Хиндемита, Б. Бриттена.

    Лит.: Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, 2 изд., М., 1959; Скребков С., Учебник полифонии, 3 изд., М., 1965; Протопопов В. В., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII≈XIX вв., М., 1965; Prout E., Counterpoint: strictandfree, L., 1890; Riemann H., Grobe Kompositionslehre. Bd 1≈2, B. ≈ Stuttg., 1903.

    Вл. В. Протопопов.

    Википедия

    Полифония

    Полифо́ни́я (, от - буквально: «многозвучие» от - «много» + - «звук» ) в теории музыки - склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада (например, в каноне Жоскена Депре, в фуге И. С. Баха) голоса равноправны в композиционно-техническом отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии - практическое изучение полифонических композиций.

    Примеры употребления слова полифония в литературе.

    Выступил художник-конструктор, выявляя закономерность, гармонию прекрасного, питаемую математическим расчетом голосоведения, полифонии .

    Шекспир наряду с Рабле, Сервантесом, Гриммельсхаузеном и другими принадлежит к той линии развития европейской литературы, в которой вызревали зародыши полифонии и завершителем которой - в этом отношении - стал Достоевский.

    Вероятно, самая блистательная находка Памука здесь - замечательно воссозданный им в хронологической многослойности и социальной полифонии образ Стамбула.

    Если бы Гроссман связал композиционный принцип Достоевского - соединение чужероднейших и несовместимейших материалов - с множественностью не приведенных к одному идеологическому знаменателю центров - сознании, то он подошел бы вплотную к художественному ключу романов Достоевского - к полифонии .

    Если бы Гроссман связал композиционный принцип Достоевского - соединение чужероднейших и несовместимейших материалов - множественностью не приведенных к одному идеологическому знаменателю центров - сознаний, то он подошел бы вплотную к художественному ключу романов Достоевского - к полифонии .

    Они особенно интересны для нас потому, что Гроссман, в отличие от других исследователей, подходит к полифонии Достоевского со стороны композиции.

    Не случайно именно в этой сфере больше всего ощущается родство Регера с Бахом, его тяготение к полифонии , к старинным инструментальным формам.

    Образ полифонии и контрапункта указывает лишь на те новые проблемы, которые встают, когда построение романа выходит за пределы обычного монологического единства, подобно тому как в музыке новые проблемы встали при выходе за пределы одного голоса.

    Следуя традициям Балакирева и Римского-Корсакова, Лядов широко пользуется приемами подголосочной полифонии .

    Но в плане его романов развернута не эта полифония примиренных голосов, но полифония голосов борющихся и внутренне расколотых.

    Употребляя наш образ, мы можем сказать, что это еще не полифония , но уже и не гомофония.

    Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского.

    Но полифония была существенно подготовлена в этой линии развития европейской литературы.

    Господствует в кантатах полифония , лишь отдельные номера писались в форме гомофонной.

    В истории музыки венской гармонии предшествовал контрапункт, или полифония , где не было иерархии мелодии и аккомпанемента, а были несколько равных голосов.

    Словарь Ушакова

    Культурология. Словарь-справочник

    Полифония

    (греч. polys – многий, многочисленный + phone – звук, голос) – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов.

    Словарь лингвистических терминов

    Полифония

    Гаспаров. Записи и выписки

    Полифония

    ♦ Почему-то и Бахтин, и его последователи смотрят только на роман и не оглядываются на драму, где полифония уж совсем беспримесная, и все же никто не спутает положительного героя с отрицательным. Достоевский, как Мао, дает пороку высказаться, а потом его наказывает.

    ♦ Сейчас труднее всего для перевода стиль без стиля, прозрачный, бескрасочный, показывающий только свой предмет, - стиль рационалистов XVIII века, Вольтера, Свифта, Лессинга, которого так искал Пушкин. Романтическая полифония рядом с ним ужасает именно своим эгоцентризмом.

    Словарь музыкальных терминов

    Полифония

    (от гр. poly и звук) - вид многоголосия, в котором отдель­ные мелодии или группы мелодий имеют самостоятельное значение и самостоятельное интонационно-ритмическое развитие. Полифония - одно из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности, служащее разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художествен­ных образов. К произведениям полифонического склада относятся фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, мотет, мадригал. Как учебная дисциплина полифония входит в систему музыкально­го образования.

    Русская Философия. Энциклопедия

    Полифония

    (от греч. polys - многочисленный, phone - звук, голос)

    понятие музыковедения, означающее вид многоголосия в музыке, основанный на гармоническом равноправии голосов. Переосмыслено М. М. Бахтиным ("Проблемы творчества Достоевского", 1929), придавшим ему более широкое философско-эстетическое значение, характеризующее не только стиль литературного романа, но и метод познания, концепцию мира и человека, способ отношений между людьми, мировоззрениями и культурами. П. берется в тесном единстве с др. близкими понятиями - "диалог", "контрапункт", "полемика", "дискуссия", "спор" и т. д. Концепция полифонического диа-логизма Бахтина покоится прежде всего на его философии человека, согласно к-рой сама жизнь человека, его сознание и отношения с др. имеют диалогическую природу. В основе человеческого, по Бахтину, лежит межчеловеческое, интерсубъективное и интериндивидуальное.

    Два человеческих существа составляют минимум жизни и бытия. Бахтин рассматривает человека в качестве неповторимой индивидуальности и личности, подлинная жизнь к-рой доступна только диалогическому проникновению в нее. Что касается полифонического романа, то главную его особенность составляет "множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов", чем он принципиально отличается от традиционного, монологического романа, в к-ром безраздельно господствует единый мир авторского сознания. В полифоническом романе устанавливаются совершенно новые отношения между автором и созданными им героями: то, что раньше делал автор, теперь делает герой, освещая себя самого со всех возможных сторон. Здесь автор говорит не о герое, а с героем, давая ему возможность ответить и возразить, отказываясь от монопольного права на окончательное осмысление и завершение. Сознание автора при этом активно, но эта активность направлена на углубление чужой мысли, на раскрытие всего заложенного в ней смысла. Бахтин остается верным диалогическому подходу при рассмотрении стиля, истины, др. проблем. Его не устраивает известное определение стиля, согласно к-рому стиль - это человек. В соответствии с концепцией диалогизма для понимания стиля нужно по меньшей мере два человека. Поскольку мир полифонического романа не является единым, а представляет собой множество миров равноправных сознаний, постольку этот роман многостилен или даже бесстилен, ибо в нем народная частушка может сочетаться с шиллеровским дифирамбом. Вслед за Достоевским Бахтин выступает против истины в теоретическом смысле, истины-формулы, истины-положения, взятой вне живой жизни. У него истина экзистенциальна, она наделена личностным и индивидуальным измерением. Он не отвергает понятие единой истины, однако считает, что из него вовсе не вытекает необходимость одного и единого сознания, оно вполне допускает множественность сознаний и точек зрения. Вместе с тем Бахтин не становится на позиции релятивизма, когда каждый сам себе судья и все правы, что равносильно тому, что никто не прав. Единая истина, или "истина в себе", существует, она представляет собой горизонт, к к-рому движутся участники диалога, причем никто из них не может претендовать на законченную, завершенную и тем более абсолютную истину. Спор не рождает, но приближает к единой истине. Даже согласие, отмечает Бахтин, сохраняет свой диалогический характер, никогда не приводит к слиянию голосов и правд в единую безличную правду. В своей концепции гуманитарного знания в целом Бахтин также исходит из принципа П. Он считает, что методами познания гуманитарных наук являются не столько анализ и объяснение, сколько интерпретация и понимание, принимающие форму диалога личностей. При изучении текста исследователь или критик всегда должны видеть его автора, воспринимая последнего как субъекта и- вступая с ним в диалогические отношения. Принцип П. и диалога Бахтин распространяет на отношения между культурами. Полемизируя со сторонниками культурного релятивизма, к-рые в контактах культур усматривают угрозу для сохранения их самобытности, он подчеркивает, что при диалогической встрече культур "они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются". Концепция П. Бахтина стала значительным вкладом в разработку совр. методологии гуманитарного знания, оказала большое влияние на развитие всего комплекса гуманитарных наук.

    Л и т.: Проблемы поэтики Достоевского. М, 1972; Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Эстетика словесного творчества. М, 1979.

    Д. А. Силичев

    Эстетика. Энциклопедический словарь

    Полифония

    (греч. polys - много + phone - звук, голос; букв, многозвучие, многоголосие)

    1) сочетание нескольких одновременно звучащих мелодических линий, голосов, тем, создающее впечатляющий музыкально-эстетический эффект; полифоническая форма получила широкое распространение в средние века в христианском хоровом пении, а позднее вошла в европейскую музыкальную культуру в качестве классического творческого приема и выразительного средства;

    2) эстетико-литературоведческий термин, ставший ключевым в созданной М. М. Бахтиным концепции полифонического романа, где полифонизм обозначает способность автора так организовать материал, что возникает эффект идейно-идеологического многоголосия, позволяющего каждому герою вести свою партию-тему, вплетенную в общую канву повествования. Автором движет «вера в возможность сочетания голосов, но не в один голос, а в многоголосный хор, где индивидуальность голоса и индивидуальность его правды полностью сохраняется» (Бахтин М. М. Собр. соч. Т. 5. - М., 1996.-С. 374).

    Согласно Бахтину, множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов является главной особенностью романов Достоевского. Духовные миры его героев равноправно сосуществуют в пространстве авторского замысла и в то же время пребывают как бы рядом с авторским словом и авторским «я». Именно Достоевскому отдает Бахтин звание творца полифонического романа как нового романного жанра. Традиционные европейские романы монологичны. И если рассматривать романный мир Достоевского с монологических позиций, он предстанет подобием некоего хаоса, «конгломератом чужеродных материалов и несовместимых принципов оформления». И только в свете бахтинского подхода он предстает как «хорошо темперированное» полифоническое целое. «Полифонический роман Достоевского (подобно "формальной полифонии Данте", но содержательно наполненной и углубленной современным - постромантическим и постмодернистским - "человеком в человеке"), знаменует ситуацию, в которой читатели и интерпретаторы Достоевского (начиная с русских мыс- лителей-публицистов конца XIX - начала XX в. В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Л. Шестова, Н. А. Бердяева и др.) все еще - методически - находятся на пути "философской монологизации", не адекватной этой объективной всемирно-исторической ситуации - события, в котором все они, в своей незавершимости и неразрешимости, - только отдельные "голоса" в уже увиденной и описанной Достоевским полифонии этого мира. Незавершенность каждого такого голоса остается этико-религиозным... постулатом, в соответствии с которым (в бахтинской передаче его) герой-идеолог Достоевского должен преодолеть свой этический солипсизм, свое отъединенное "идеалистическое" сознание и превратить другого человека из тени в истинную реальность)» (Махлин В. Л. Полифония // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. - С. 758-759).

    Лит.: Аверинцев С. С. "Великий инквизитор" с точки зрения зрения advocatus diaboli. . // София-логос. Словарь.-Киев, 2000; Бахтин М.М Проблемы поэтики Достоевского . - М., 1972; Махлин В. Л. Полифония // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М. 2001; Пумпянский Л. В. Достоевский и античность . - Лг, 1922; Jones М. V. Dostoevsky after Bakhtin: Reading in Dostoevsky"s fantastic realism . - Cambridge, 1990; Reed N. The philosophical rods of polyphon: A Dostoevskian reading // Critical essays on МШ Bakhtin. - N. Y. 1999.

    Термины и понятия лингвистики. Синтаксис: Словарь-справочник

    Полифония

    Один из способов передачи чужой речи, отражающий многоголосие.

    Энциклопедический словарь

    Полифония

    (от поли... и греч. phone - звук, голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии - имитационная (см. Имитация), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни). В истории европейской полифонии выделяют 3 периода. Основные жанры раннеполифонического периода (9-14 вв.) - органум, мотет. Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры - месса, мотет, мадригал, шансон. Полифония свободного стиля (17-20 вв.) - преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты, ричеркара, фуги и др. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в 20 в. - также с додекафонией и другими видами композиционной техники.

    Словарь Ожегова

    ПОЛИФОНИ Я, и, ж. (спец.).

    2. Многоплановость художественного произведения. П. романов Достоевского.

    Словарь Ефремовой

    Полифония

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Полифония

    Многоголосная музыка, в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение. Начало П. относится к самым скромным попыткам в этой области в начале Χ столетия. Гукбальд упоминает в своих сочинениях об органе параллельном блуждающем (см.). Затем является фобурдон дискант, и развивается теория многоголосного сочетания - контрапункт (см.). П. получила особое развитие в нидерландской школе XV в. Строгая полифония, основанная на строгом контрапункте, достигла своего совершенства при Палестрине, в XVI ст., а свободная П., основанная на свободном контрапункте (см.), - в XVIII ст., при Бахе и Генделе. Позднее полифоническая музыка уступает гомофонической, но все же встречаются замечательные образцы в области полифонической, как, напр., у Моцарта в реквиеме, у Бетховена в 9-ой симфонии и пр.

    Полифонические формы - имитация, канон, фуга (см.).

    Н. С.

    Словари русского языка