Конспект занятий по музыке "в мире музыкальных инструментов". Конспект занятия «Знакомство с музыкальными инструментами! Знакомство музыкальными инструментами детском саду

Конспект занятия по музыке

(подготовительная группа)

"В мире музыкальных инструментов"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы.

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи :

Образовательная:

Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

Физическая культура.

Социализация.

Чтение художественной литературы.

Коммуникация.

Оборудование :

Мультимедийная установка для просмотра слайдов.

Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).

Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Дети заходят в музыкальный зал.

Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.

Музыкальный руководитель. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,…………….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

Ты возьми меня в ладошки.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

«Арфа – волшебный инструмент» -

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхал

В праздники под ахи, Потешались скоморохи

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с де

МБУДО ЦДТ

Конспект занятия.

Тема:

педагог дополнительного

образования Ромашова О.Н.

Тула, 2016 г.

«Магазин музыкальных инструментов»

Тема занятия: «Музыкальные инструменты»

Цель:

- развивающая - развитие музыкальных и творческих способностей, психофизических функций (память, внимание, восприятие, мышление, воображение);

- обучающая - закрепление и обобщение знаний о музыкальных инструментах;

- воспитывающая – воспитание исполнительской культуры, культуры поведения, толерантности.

Оборудование: компьютер, проектор с экраном, доска, пианино.

Методическое обеспечение: карточки с изображением музыкальных инструментов, магнитофон, ширма, детские музыкальные инструменты, предметы: магнитофон, телефон, щетка для одежды, порошок, кассеты, диски, бубен, ложки деревянные, металлофон, ноты, книги о музыкальных инструментах, раскраски с музыкальными инструментами, крем для рук, кружка, скотч; заготовки для изготовления шумовых инструментов.

Ход занятия:

Организационная часть.

Здравствуйте, ребята!

Вы, наверно, любите ходить в магазины? (ответы детей) Сегодня мы с вами отправимся в необычный магазин, музыкальный. Как вы думаете, что может продаваться в этом магазине? (ответы детей) Посмотрите, у меня на столе много разных предметов, какие из них могут продаваться в магазине музыкальных товаров (на столе разложены предметы: магнитофон, телефон, щетка для одежды, порошок, кассеты, диски, бубен, ложки деревянные, металлофон, ноты, книги о музыкальных инструментах, раскраски с музыкальными инструментами, крем для рук, кружка, скотч. Задание: детям нужно выбрать те товары, которые могут продаваться в музыкальном магазине).

Цель: развитие внимания, мышления, памяти.

Какие же из этих предметов основные, которые продаются в музыкальном магазине? (ответы детей)

Конечно, это – музыкальные инструменты.

Основная часть.

И тема нашего занятия «Музыкальные инструменты» . Давайте их повторим (устное повторение музыкальных инструментов)

Мы вспомнили названия музыкальных инструментов, а теперь вспомним, как они выглядят, а в этом нам поможет наш компьютер, итак, внимание…На экране появляется инструмент, а вам нужно сказать его название.

2-3 слайды. Поочередное появление изображений музыкальных инструментов.

Цель: повторение пройденного материала, развитие памяти, внимания.

А еще мы с вами знаем, что каждый музыкальный инструмент издает свой уникальный, волшебный звук. Давайте поиграем в игру «Угадай что звучит».

Игра «Угадай, что звучит».

Цель: развитие музыкального слуха.

(за ширмой находятся музыкальные инструменты и запись звучания музыкальных инструментов, педагог играет на каждом из них по очереди, а дети должны дать название прозвучавшему музыкальному инструменту)

Ребята, а могут инструменты играть сами по себе? (ответы детей)

Вы знаете, в нашем магазине произошла неприятная история, молодой продавец перепутал, какие смычки, палочки, молоточки к каким инструментам относятся, давайте поможем ему их разложить. Внимание на экран.

4-5 слайды. «Музыкальные палочки» (появление на экране палочек от музыкальных инструментов, дети говорят название и отгадывают от какого инструмента, затем на экране появляется музыкальный инструмент, проверяя, правильно ли ответили дети)

Цель: развитие логического мышления.

Но разве могут инструменты играть самостоятельно? (ответы детей)

Как называют людей, которые играют на музыкальных инструментах? (ответы детей) Сейчас на экране появятся картинки с изображением музыкантов, играющих на определенных музыкальных инструментах, вам нужно будет сказать, как их называют.

6-8 слайды. «Кто, на чем играет?» (на экране поочередно появляются музыканты с музыкальными инструментами)

Цель: развитие памяти, мышления.

А сейчас я возьму в руки бубен и маракас и тоже стану музыкантом, каким? (ответы детей) И поиграем в игру «Угадай, что за звон»

Цель: развитие слухового внимания, координации движений, ориентирование в пространстве.

В музыкальном магазине инструменты всегда расставлены по группам. Мы знаем, что существует три основные группы музыкальных инструментов: струнные, духовые и ударные.

Задание: у меня на доске вывешены картинки с изображением музыкальных инструментов, вам нужно распределить их по группам (выполнение задания)

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Теперь представьте, что каждый музыкант возьмет в руки свой музыкальный инструмент и все они заиграют одно музыкальное произведение, то как будет называться их коллектив? (ответы детей) А как называют человека, который руководит оркестром? (ответы детей) А теперь, давайте посмотрим на экран…

9 слайд. (изображение оркестра) На каких инструментах играют музыканты в этом оркестре? (ответы детей)

А мы знаем песню, которая называется «В нашем оркестре» муз. Т.Попатенко, сл. М.Лаписовой. Давайте ее исполним, но сначала, как музыканты настраивают свои инструменты перед выступлением и мы должны настроить свой инструмент – голос, чтобы он красиво звучал. Вспомним попевку «Труба» (исполнение попевки)

Теперь можно петь песню (исполнение песни «В нашем оркестре» )

Какие инструменты участвовали в нашем оркестре? (ответы детей)

Мы сегодня много говорим о музыкальных инструментах. Но не сказали о самом главном, кто же их изготавливает? (ответы детей)

Это очень сложный, кропотливый труд - создать музыкальный инструмент, чтобы он красиво звучал и своим звуком зачаровывал слушателей. Что бы стать мастером по изготовлению музыкальных инструментов нужно много учиться, может быть, кто-то из вас станет знаменитым мастером. А пока мы попробуем с вами создать простой музыкальный инструмент. Хотите попробовать? (ответы детей)

(изготовление шумовых инструментов из коробочек от киндер-сюрпризов и наполнителя: фасоли, пшена, риса и т.д.)

Цель: развитие музыкальных, творческих способностей, чувства ритма.

Какие музыкальные инструменты у нас получились: шумовые или мелодические? (ответы детей) Итак, мы создали оркестр шумовых инструментов. Давайте поиграем на них (игра на музыкальных инструментах по определенному ритму)

Заключительная часть.

Наши инструменты устали, отправляются на свои места, а музыкальный магазин закрывается. И наше занятие подходит к концу.

Давайте вспомним, какие же музыкальные инструменты мы увидели сегодня в музыкальном магазине? (ответы детей) На какие основные группы делятся музыкальные инструменты (ответы детей) А как называется коллектив музыкантов, исполняющих одно музыкальное произведение? (ответы детей) Всем спасибо! До свиданья!

Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами.

Задачи:

  • Прививать любовь к своей культуре, истории.
  • Обогащать знания детей о свойствах и особенностях русских народных музыкальных инструментах; учить различать их тембровую окраску.
  • Познакомить с определениями: «симфонический, народный оркестр».

Художественная литература:

  1. В. Бычков «Основы художественного ремесла. Музыкальные инструменты».
  2. Д.А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей».

Музыкальный репертуар:

  1. Русский народный наигрыш «Барыня».
  2. Русский народный наигрыш «Светит месяц».
  3. Русский народный наигрыш «Камаринская».
  4. Русская народная мелодия «Ах, ты, береза».
  5. Й. Штраус «Вальс».
  6. Локтев «Попрыгушки».

Материалы:

Музыкальные инструменты: гусли, окарина, жалейка, гармонь, баян, рубель, домра, балалайка, ложки, трещотка.

Оборудование: ширма, музыкальный центр, мультимедийная система, пазлы с изображением русских народных инструментов (балалайка, домра).

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.

Звучит русский народный наигрыш «Барыня».

Из-за кулис выходят две барышни в русских народных костюмах и исполняют веселый танец с платочками.

1-я барышня: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте.

2-я барышня: Сегодня мы с вами познакомимся с русскими народными музыкальными инструментами.

На земле у каждого
Есть родимый дом.
Хорошо и весело,
И уютно в нем.
У собаки – (дети отгадывают)… конура,
У лисы –… нора,
У малиновки – …гнездо,
У совы –… дупло.

1-я барышня: Ребята, а как вы думаете, где живет наш друг – музыкальный звук?

Может в крике чайки?... (ответы детей)
В клетке у орла? …
Или в трубном зове
Доброго слона? …

Дети : Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.

1-я барышня: Правильно. Посмотрите ребята, у меня в руках ложки.

2-я барышня: А у меня трещотка.

Вместе: Это русские народные музыкальные инструменты.

Барышни предлагают детям поиграть.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Веселый ритм».

Описание игры:

Первая барышня отстукивает ритмический рисунок на ложках , дети повторяют, отхлопывая ритм ладошками.

Вторая Барышня играет ритмический рисунок на трещотке , дети повторяют ритм, топая ножками.

Выходит ребенок и читает стихотворение про ложки.

Не кастаньеты мы – всего лишь ложки,
Но все ж прекрасны хохломские с плошкой.
К примеру, или с росписью другой
Сравнимы цветом с радугой-дугой.
Нам музыкант оказывает честь,
А также нами можно просто есть
Еще мы ценимся в подарок за границу,
Особенно когда подстать жар-птице.
Раскрашен ярко круглый черпачок
И с золотой каемкою бочок.
Но все ж печально просто нам висеть,
Ведь стрекотать нам хочется и петь.
Мы станем кастаньетами для вас
И ноги пустятся в веселый пляс.

Дети исполняют «Танец с ложками» под русскую народную мелодию «Ах, ты, береза» (описание движений З. Роот из сборника «Музыкальный сценарий для детского сада», 2006 г.)

1-я барышня: А сейчас внимание на экран. Перед вами оркестр (демонстрируется оркестр русских народных инструментов ). Давайте внимательно посмотрим на инструменты и послушаем, как они звучат.

В записи звучит русский народный наигрыш «Светит месяц».

А сейчас мы с вами послушаем еще один оркестр (на экране демонстрируется изображение симфонического оркестра ).

В записи звучит «Вальс» Й. Штрауса.

2-я барышня: Ребята, кто знает, как называются эти оркестры и чем они отличаются?

Ответы детей…

Симфонический оркестр большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. В состав симфонического оркестра входят четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные.

Оркестр русских народных инструментов - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

1-я Барышня подходит к столу где лежат инструменты: гармонь, рубель, жалейка, гусли, окарина.

1-я барышня: Ребята, посмотрите какие здесь удивительные инструменты.

2-я барышня: Интересно, как же они называются и как на них играют?

В это время из-за кулис, играя на гармошке, выходит музыкант (специальный гость):

В гости к вам пришел ребята,
Музыкант я не простой.
Вижу много инструментов,
Поиграю вам с душой.

Первый инструмент, на котором я сыграю называется окарина. Окари́на древний духовой музыкальный инструмент. По своей форме он напоминает яйцо с отверстиями для пальцев. Обычно окарину изготавливают из керамики, но иногда из дерева, стекла или металла. Послушайте, как он звучит.

А это жалейка. В старину на этом инструменте играли пастухи. Жалейка духовой язычковый музыкальный инструмент. А почему язычковый? Потому что внутри специальные маленькие пластинки язычки или пищики. Пищики делают из тростника, бересты и даже из гусиных перьев. Жалейка похожа на свирель. Свирель – это дудочка с отверстиями (показать свирель на экране). В отличие от свирели, у жалейки есть расширяющийся рожок (показать раструб). Послушайте жалейку.

Следующий инструмент – гусли. Гусли струнный музыкальный инструмент. На гуслях более тысячи лет назад играли наши предки-славяне. Люди, которые играли на гуслях, назывались гуслярами, они одновременно играли на гуслях и рассказывали былины. Гусли имеют треугольную форму и от 5 до 17 струн. Послушайте, как звучат гусли.

Рубель – относится к предметам домашнего быта. В старину его использовали для глажения белья, наматывая белье на валик и раскатывая. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Сыграть на рубеле.

Но самый мой любимый инструмент – гармошка и баян . Эти инструменты родственники. У них есть общие название – гармоники. Гармонику изобрели в Германии, почти 200 лет назад. В Россию её сначала привозили, как необычный сувенир, но очень скоро гармошка стала настоящим народным инструментом. Один тульский купец на ярмарке купил гармонику. Привез домой, разобрал и изучил его устройство и понял, что ничего в нём сложного нет и сделал своими руками новую гармошку. И очень скоро во всей Туле и в других российских городах стали делать тысячи гармошек. Послушайте гармошку.

1-я барышня: Ребята, вам понравились истории про русские народные инструменты? Давайте похлопаем нашему музыканту.

Звучит русский наигрыш «Светит месяц» в исполнении баяна .

Барышни предлагают детям взять инструменты и поиграть на них. После игры дети прощаются с музыкантом.

1-я барышня: Будем праздник продолжать, выходите поиграть!

Проводятся игры:

Первая игра «Ищи свой инструмент».

Звучит 2-х частная музыка («Попрыгушки» В. Локтева). Дети, стоя в 3-4-х кружках, берутся за руки. В центре кружков стоят водящие с муз.инструментами. На 1-ю часть музыки дети идут по кругу пружинящим шагом, водящие играют на муз.инструментах. На 2-ю часть дети легко бегают врассыпную поскоками. Водящие перебегают на другие места. С окончанием музыки дети находят «свой» инстумент, образуя круг.

Вторая игра «Собери свой инструмент».

Дети делятся на две команды. Нужно собрать картину из пазлов, чтобы получились народные музыкальные инструменты – балалайка и домра. Кто быстрее соберет картинку.

2-я барышня: Ребята, молодцы, справились с заданием! А сейчас давайте отгадаем, как называются инструменты, которые вы собрали.

2-я барышня подходит к картинке с изображением балалайки:

А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша…(балалайка).

1-я барышня подходит к картинке с изображением домры:

Балалайкина подружка,
Хохотушка, веселушка!
Веселится до утра,
А зовут её…? (ответ детей) Домра!

2-я барышня: Молодцы, ребята! А сейчас сюрприз. Садитесь поудобнее и встречайте апплодисментами маленьких музыкантов из детской школы искусств, которые вам сыграют на домре и балалайке.

После концерта барышни прощаются с детьми до новых встреч.

Цель:
Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.
Созданиеусловий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:
Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.
Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.
Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:
Совершенствовать двигательную активность детей, координацию движений и свободного перемещения в пространстве.
Развивать чувство ритма, музыкальную память,
При помощи опытно — экспериментальной деятельности развивать воображение, творческую фантазию.
Формировать умение реагировать на смену частей музыки.

Воспитательные:
Вызвать желание и интерес к игре на шумовых инструментах.
Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность при выполнении заданий.

Методы:
Словесный (загадки, беседа).
Наглядный (презентация, шумовые инструменты).
Практический (игра на ложках, игра с бубном, танец с погремушками, песня — танец).
Игровой (игра с бубном, рефлексия).

Словарная работа: Ввести в активны словарь детей названия шумовых инструментов.

Предварительная работа:
Разучивание песен с движениями.
Игра на музыкальных инструментах.
Разучивание танца с погремушками.
Знакомство с подвижной игрой с бубном.

Индивидуальная работа:

Поощрение детей за выполненное задание.
Активизировать малоактивных детей.

Оборудование:
Мультимедийная установка.
Музыкальный центр.
Аудиозаписи.
Детские шумовые инструменты: ложки, погремушки по количеству дете.
Кармашки для раздаточного материала.
Бубны для использования в игре.
Сундучок с нетрадиционными инструментами.
Разнос для рефлексии.

Приемы:
Музыкальное приветствие.
Отправление в город музыкальных инструментов.
Загадки.
Воспроизведение ритмических рисунков по просьбе педагога.
Подвижная игра.
Танец.
Пение.


Музыкальный репертуар:
Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
Музыкально — ритмическая разминка Е.Д.Макшанцевой.
Песня с имитацией игры на инструментах «Сыграем и споем».
Подвижная игра с бубном.
Р.н.м «Ах, вы сени, мои сени».
Пляска с погремушками.
Песня — танец «Мы похлопаем в ладошки…».

Дети под музыку заходят в зал, встают в общий круг.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Журнал «Музыкальная палитра».

Здравствуйте, ладошки хлоп — хлоп — хлоп
Здравствуйте, ножки — топ — топ — топ
Здравствуй те, глазки — мырг, мырг, мырг
Здравствуй, мой носик — пип — пип — пип
Здравствуйте, ушки — ух — ух — ух
Здравствуйте, щечки — плюх — плюх — плюх
Здравствуйте, губки — чмок — чмок — чмок
Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Ребята, хотите отправиться на экскурсию в Городок музыкальных инструментов?

Ответы детей.

Хорошо. Чтобы отправиться на экскурсию мы должны выполнить ритмическую разминку. Вы готовы? Будьте очень внимательны, прислушивайтесь к музыкальному сопровождению, движения выполняйте ритмично.

РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Сборник «Детские забавы» Е.Д.Макшанцевой

Ритмическая разминка стр. 4 (способствует организации внимания детей)

После проведения Ритмической разминки дети рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель:

Ребята, мы с вами прибыли в Городок музыкальных инструментов.

Какие инструменты вы знаете?

Ответы детей.

Нас почему-то никто не встречает. Давайте споем веселую песенку о музыкальных инструментах и поиграем на них. Может быть кто-нибудь выйдет из домика?

ПЕСНЯ «СЫГРАЕМ И СПОЕМ»

«Колокольчик» № 44 стр. 21

Давайте постучимся в первый домик, узнаем, кто же живет в этом домике. Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют. Из одного домика появляется загадка.

Я круглый словно солнышко, только с бубенцами
Звучу я очень звонко услышите вы сами,
Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой
Звучать я буду громко-громко
Угадайте, кто я?

Бубен

Ответы детей.

Правильно, ребята, это бубен. Бубен — это ударный инструмент, потому что мы по нему ударяем, а он нам отвечает своим звонким звучанием. Давайте поиграем с бубном.

ИГРА С БУБНОМ

Дети стоят по кругу, трое детей стоят в кругу с бубнами. Дети с бубнами ритмично ударяют в бубен под музыкальное сопровождение, остальные дети двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети присаживаются и «засыпают», а дети с бубном тихонько выходят из круга, кладут бубны за своих товарищей и присаживаются рядом. На громкий аккорд дети просыпаются, оглядываются, находят бубны, встают в круг и игра продолжается.

Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Вот какой веселый бубен, даже поиграл с нами. Интересно, а кто же живет в следующем домике? Давайте постучим.

Две подружки удалые, расписные, хохломские Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья?

Ложки

Правильно, ребята, это ложки. У вас на стульчиках висят кармашки, достаньте из них ложки. Посмотрите, какие они красивые, яркие, расписные, сделаны из дерева. Играют на ложках спинками — горбинками, поглаживая их. Давайте попробуем, как у нас получится.

ИГРА НА ЛОЖКАХ

Р.н.м. «Ах, вы сени мои сени».

Молодцы, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим «ансамбль ложкарей». Хорошо. Положите ложки обратно в кармашки, пусть они отдыхают. А мы заглянем еще в один домик и узнаем, кто же там живет?

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.

Попаду в руки ребенку
Заиграю звонко — звонко
Не зря веселая игрушка
А зовусь я ….
Погремушка

Правильно, ребята, это погремушка.

Погремушки в руки взяли
Они громко зазвучали
Погремушки веселят
Сидеть на месте не велят
В круг скорее все вставайте
С ними пляску начинайте!

ПЛЯСКА С ПОГРЕМУШКАМИ

Молодцы, ребята. Поплясали от души. Но у нас еще один домик не открытый. Кто же в нем живет? Сейчас узнаем.

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.

Инструменты всем на диво
Смотрите — заглядение
В них фасоль и макароны — просто объедение
Как звучат они? Не знаем
Очень хочется узнать
Нужно смело взять их в руки
И всем дружно поиграть!

Ребята, что же это за инструменты такие? А у нас здесь есть сундучок. Вы хотите узнать, что же в нем лежит? Сейчас мы его откроем. Ой, какие -то незнакомые инструменты. Не про эти ли инструменты была загадка? Посмотрите, здесь фасоль, а здесь макароны, а здесь рис, горох… Давайте на них поиграем и послушаем как они звучат.

Ребята играют на инструментах их бросового материала, затем говорят свои впечатления.

Молодцы, ребята, посмотрите внимательно, все ли домики открылись?

Ответы детей.

Наша экскурсия подходит к концу. Нас пора возвращаться в детский сад. А вернемся мы с вами с помощью песни. Согласны?

ШУТОЧНЫЙ ПЕСНЯ — ТАНЕЦ «МЫ ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШКИ…»

«Колокольчик» № 35, стр28

По окончании песни дети вернулись в детский сад. Музыкальный руководитель задает вопросы по ходу занятия.

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Где мы с вами побывали? С какими инструментами повстречались?

Вы хотели бы еще отправиться в Городок музыкальных инструментов?

Посмотрите, у меня на разносе лежат разные нотки: одни веселые, другие грустные. С каким настроением вы пойдете в группу?

Покажите ваши нотки.

Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Но нам пора прощаться с вами. Хочется пожелать вам творческих успехов, чтобы вы росли большими фантазерами. . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

Альбина Андросова
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа

Цель занятия : развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству .

1. Познакомить детей с историей возникновения .

2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах ;

3. Развивать эмоциональную отзывчивость;

4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;

5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;

7. Воспитывать любовь и интерес к музыке .

Коррекционные цели :

1. Развитие слухового внимания, активной фиксации взора.

2. Развивать прослеживающую функцию глаза и слухового внимания, мелкую моторику рук.

3. Развивать умение локализовывать работу зрения и рук.

Материалы и оборудование :

2 короба с музыкальными инструментами , музыкальные инструменты , презентация «История возникновения русских народных инструментов » , ноутбук, проектор, экран, ширма, угощение.

Предварительная работа :

Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен , разучивание русских народных попевок , хороводов и музыкально-дидактических игр , индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах .

Ход занятия:

(слайд №1 и звуком 1)

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети заходят в зал, образуют круг.

Муз. рук.: - Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

(поет) Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Пропою я вам «Привет!» .

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Муз. рук.: - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку :

Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный… .(инструмент .)

Муз. рук.: - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты ? (Да) Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты ?

(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла» )

Муз. рук. - Вы слышите музыку ? Это же звучат наши утерянные инструменты , а исполняют они русскую народную песню .

Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты . А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты ? Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками.

(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)

Слайд №2 и ЗВУК.

Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов ? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.

(слайд №3) – Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент , который называется погремушка. (Слайд №4 с изображением русской погремушки ) Погремушка – это шумовой инструмент . Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)

(Слайд №5) - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку . (Слайд №6) . Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)

(Слайд №7) - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент , который называется деревянные ложки (Слайд №8) . Деревянные ложки – это ударный инструмент . А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам ? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает , когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют . Давайте послушаем, как звучат ложки . (ЗВУК)

(слайд №9) Муз. рук.: - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент , подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент , который называется - свирель и рожок (слайд №10) Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам ? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)

(Слайд №11) - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку », - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (слайд №12) . Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты . Почему у них такое странное название? (Ответы детей) . Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь» , если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант , который играет на балалайке, называется балалаечником. Сегодня к вам в гости пришел юный балалаечник Антон. Он исполнит для вас на балалайке русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» .

Гость из музыкальной школы балалаечник .

Исполняет «Во саду ли, в огороде»

Муз. рук.: - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты . А раз их придумали и смастерили русские люди , русский народ , то и назвали эти инструменты русскими народными .

Стук в дверь, под музыку в зал входит парень Андрюша с коробом в руках.

Андрюша (кланяется) : Здравствуйте ребятишки,

Курносые девчушки, задорные мальчишки.

Муз. рук.: - Здравствуй, а ты кто?

Андрюша : - Я Андрюша весельчак – это знает, всяк!

С вами буду я играть и ребятам помогать!

Муз. рук.: - Ну тогда, Андрюша, мы с ребятами сейчас поприветствуем тебя русской народной попевкой . Послушай и скажи, понравилась она тебе или нет.

Муз. руководитель исполняет попевку р. н. п. «Андрей-воробей» .

Муз. рук.: - Андрюша, понравилась тебе эта попевка?

Андрюша : - А я уже давно знаю эту попевку, а вот ребят я почему-то не услышал.

Муз. рук.: - А вот мы сейчас быстренько исправимся. Давайте, ребята, я сначала буду одна говорить, а потом все вместе будем проговаривать….(проговаривают) .

А сейчас пропоем и простучим в ладоши одновременно эту песню.

Андрюша : - Вот теперь другое дело! А я тоже знаю русскую народную песню .

Разучивание р. н. п. «Как у наших у ворот» .

Муз. рук.: - Андрюша, а что это за короб у тебя такой?

Андрюша :- Да вот по лесу я шел, там его я и нашел.

Этот короб не простой, этот короб расписной

Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом.

Муз. рук.: - Ой, как интересно! Андрюша, открывай скорей свой короб!

Андрюша : Открою, если отгадаете загадку.

И шумят, и бренчат, и хлопают, и звенят.

Расписные, яркие веселят всю ярмарку.

Дети : Музыкальные инструменты !

Андрюша : Эх, какие догадливые!

Муз. рук.: Ну - ка, ну - ка, покажи!

(Андрюша достает из короба трещотку, погремушку и ложки)

Муз. рук.: Так, это те инструменты , которые исчезли из нашей коробки, но как ты их нашел?

Андрюша : А я вышел на лесную поляну и увидел, как муравьи играют на инструментах . Посмотрите, как это было…

(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Русские потешки » 1969г)

Муз. рук.: - Ребята, вам понравилось как играли лесные музыканты ? (Да) А какие инструменты вы узнали ? (трещотка, ложки деревянные, балалайка, гусли, рожок и т. д.) А вы бы хотели стать музыкантами ? (Да) Тогда давайте поиграем в игру «Угадай, на чем играю»

Андрюша : Точно! Слушайте внимательно! Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Угадай, на чем играю»

(Звучит русская плясовая )

Муз. рук.: - Прислушайтесь! Это русская народная плясовая музыка . Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой .

(Дети импровизируют танец.)

Андрюша : - Ай да, детки молодцы, все танцевали от души.

Муз. рук.: - Андрюша, а что у тебя еще есть в коробе?

Андрюша : - В моём коробе ещё есть много инструментов разных . Инструменты хороши , поиграйте от души! Не с ходите гости с мест, пусть играет наш оркестр.

Муз. рук.: - Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)

Муз. рук.: - А кто руководит оркестром?

Дети : - Дирижер!

(Раздача инструментов )

Муз. рук.: - Громко, сильно не стучите, инструменты берегите ! Музыку слушайте внимательно!

В ритм попадайте обязательно!

ОРКЕСТР «Ах, вы сени» .

Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? За то, что вы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов , я вам вручаю медали.

Ну-ка, Андрюша, что у тебя еще в коробке лежит?

Андрюша : - Угощение для ребят, угостить детей я рад.

Вам пряники русские сладкие , мятные,

К чаю ароматному угощение знатное.

Раздача угощений.

Муз. рук. и Андрюша : Ребята, спасибо вам большое. До свиданья.

(Дети под музыку р . н. м. выходят из зала)