Серебряный век в руссkой художественной культуре. Культура серебряного века в россии Методы и формы работы

ознакомить учащихся с поэзией Серебряного века; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробудить эстетические переживания и эмоции. оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов Серебряного века, опорные схемы, фото-презентация, литературоведческий (кроссвордный) диктант (ответы - на доске).

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов Серебряного века, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретирует избранные стихотворения. тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Чтение учителем стихотворения Б. а. Слуцкого

ЗАТЕСАВШЕЕСЯ СТОЛЕТЬЕ

Не машинами - моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми - а тогда чудесны были.

Авиатором пилота, самолёт - аэропланом, даже светописью - фото звали в том столетье странном,

Что случайно затесалось

Меж двадцатым с девятнадцатым,

Девятьсотым начиналось

И окончилось семнадцатым.

♦ Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?

Серебряный век… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век - блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка…)

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. литература - это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ в. вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве…

Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много - и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.

IV. Работа над темой урока

1. лекция учителя с подтверждением основных положений фото-презентацией (на доске)

(Учащиеся составляют тезисы.)

Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья победили,

Но я любим за то.

Кто ровен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь, я буду петь о солнце

В предсмертный час!

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром - Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: а. а. ахматова и О. Э. мандельштам, а. а. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. мережковский и м. Горький, В. В. маяковский и В. В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (м. а. Врубель, м. В. Нестеров, К. а. Коровин, В. а. Серов, К. а. Сомов и др.), композиторов (а. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. рахманинов), философов (Н. а. Бердяев, В. В. розанов, Г. П. Федотов, П. а. Флорен ский, л. И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), м. Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма», у истоков которой стоит имя а. Шопенгауэра. Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н. а. Бердяевым. Ещё этот период называют «русским ренессансом». Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён.

Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским, по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.

В известной мере подобные черты были присущи и произведениям м. Горького - самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «мещане», «На дне»).

Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (а. а. Блок, андрей Белый, В. И. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В.


Страница: [ 1 ]





































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: дать учащимся общее представление о поэзии “Серебряного века”; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX- начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробуждать эстетические переживания и эмоции.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов “Серебряного века”, таблица.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов “Серебряного века”, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Поэтическая минутка

Чтение учителем стихотворения Б.А.Слуцкого.

Затесавшееся столетие

Не машинами - моторами
звали те автомобили,
запросто теперь с которыми -
а тогда чудесны были.
Авиатором пилота,
самолёт - аэропланом,
даже светописью - фото
звали в том столетье странном,
что случайно затесалось
меж двадцатым с девятнадцатым,
девятьсотым начиналось
и окончилось семнадцатым.

  • О каком веке говорит поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?
  • “Серебряный век”... Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя

ХХ столетие...В каких образах, идеях, авторах, литературных формах оно запечатлелось? На начало ХХ в. приходится расцвет русской религиозной философской мысли. В 1909 г. группа философов и публицистов (П.Струве, Н.Бердяев, С.Булгаков, С.Франк) выпустилa сборник “Вехи”. В него вошли стaтьи о русской интеллигенции и её выборе. Aвторы книги предупреждали о гибельности революционного пути для России.

В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов, Н.Фёдоров оказали огромное влияние на развитие разных сфер культуры.

Время рубежа XIX - XX веков называют “Серебряным веком” русской поэзии. Это период небывалого культурного подъёма, расцвета поэзии и философии, литературных и религиозных исканий. В поэзии возникают разные направления и школы.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене “Серебряного века”, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя (Учащиеся составляют тезисы.)

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым миром - “Серебряным веком”. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово “модерн” в переводе с французского означает “новейший”, “современный”. В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название “Серебряный век” прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. Это было время поражает обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А.А. Ахматова и О.Э.Мандельштам, А.А.Блок и В.Я.Брюсов, Д.С. Мережковский и М.Горький, В.В.Маяковский и В.В. Хлебников. Этот список продолжим именами живописцев (М.А. Врубель, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, В.А. Серов, К.А. Сомов и др.), композиторов (А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов), философов (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, Л.И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества... Сегодня “Серебряным веком” русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX - XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Впервые это название было предложено Н. А. Бердяевым. Ещё этот период называют “русским Ренессансом”. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности. Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления. Наряду с реализмом большое распространение получил модернизм.

Реализм оставался самым влиятельным литературным направлением на рубеже XIX - XX вв. Писатели этого направления продолжали традиции великой русской литературы XIX века. Наиболее яркие из них И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелёв, Б.Зайцев, В.Вересаев, М.Горький.

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским. Новому писательскому поколению предстояла “огромная переходная и подготовительная работа”. Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал “мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”. Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу. Что же такое “символ”? Это слово-знак, который всегда шире обозначаемого, знак предметный или условный, через который поэт хочет выразить сущность явления.

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных групп. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.А.Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов и др.). Принятое обозначение “второй волны” символизма - “младосимволизм”. “Старших” и “младших” символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В.Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.

В начале 1910-х гг. возникло новое литературное течение – акмеизм. Оно было генетически связано с символизмом. Поэты Н.Гумилев, С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова объединились в группу “Цех поэтов”. В своем творчестве они противопоставили мистическим устремлениям символизма “стихию естества”; декларировали конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”, возврат слову его изначального смысла.

Акмеизм, как считал Н.С. Гумилёв, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от “целомудренного” стремления символистов познать непознаваемое.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (от лат. futurum - “будущее”) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 г., когда увидел свет первый футуристический сборник “Садок Судей”. Наиболее влиятельными поэтами этого течения были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, В.Каменский.

Существовало несколько футуристических группировок: эгофутуристы (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и др.); объединение “Центрифуга” (Б.Пастернак, Н.Асеев, К.Большаков и др.).

Футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление, целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем - публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную и очень широкую известность. Поэты-футуристы (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников, В.В. Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

2. Проверка уровня восприятия услышанного: литературоведческий (кроссвордный) диктант

Символизм

Футуризм

Заключение

Использованная литература

Чем характеризуется серебряный век русской культуры?

В 90-х годах XIX в. русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название "серебряный век". За короткий отрезок времени - рубеж XIX- XX вв. - в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей, а также множество художественных объединений.

Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь - философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, "русский культурный ренессанс". Ему принадлежит и другое определение этого периода - "серебряный век".

Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли ни все образы и формы, выработанные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на "новизну".

Первые провозвестники "культурного ренессанса" появились ещё в 80-е гг. XIX в. В 1882 г. В работе "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" Д.С. Мережковский блистательно обосновал эстетику новорожденного российского модернизма. Энциклопедически образованный историк, поэт и писатель, Мережковский предсказал радикальное обновление отечественной словесности в русле "мистического содержания", свободного выражения религиозного чувства.

Экстенсивный в своих глобальных исканиях серебряный век был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т.д. Наряду с реализмом господствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм - новая форма романтизма.

В начале XX в. выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Горький, М.М. Пришвин.

На небосклоне русской поэзии изящно вспыхнули десятки звезд первой величины - от К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н.С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой . Писатели поэты серебряного века, в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые литературные направления - эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш. Бодлера. Одновременно деятели серебряного века по-новому взглянули и на художественное наследие русской культуры. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, - искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору. " Второе дыхание" обрел и поэтичнейший русский романтизм, расцветший в лирической поэзии. Изменился "социальный статус" искусства. Серьёзные кружки объединяли многих выдающихся деятелей культуры. Например, в "Религиозно-философском" обществе тон задавали Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Д.В. Философов. Огромную роль в развитии идей культурного ренессанса сыграли журналы "Весы", "Новый путь", "Мир искусства", "Северный вестник", "Золотое руно", "Перевал". Многие издания пестовались лучшими умами России.

Символизм

Рассмотрим последовательно основные художественные течения "серебряного века". Наиболее ярким из них был символизм. Это направление в развитии искусства было общеевропейским, однако именно в России символизм обрёл высокий философский смысл, отражённый в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки.

На становление эстетики русского символизма оказали огромное влияние Д.С. Мережковский, В.С. Соловьёв; теоретиком же принято считать, В.Я. Брюсова, который изложил свои взгляды в трёх сборниках "Русские символисты" (1894-1895), а в 1904-1909 гг. редактировал знаменитый символистский журнал "Весы". В русской литературе выделяются "две волны" символизма. Первая связана с именами "старших" символистов - В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус. К "младшим" же приверженцам символизма (иначе, к "младосимволистам") относятся А.А. Блок, А. Белый,Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьев и др.

"Ключевым" словом эстетики символизма было философское понятие "символ", которое трактовалось как "связь между двумя мирами", как "знак иного мира в этом мире". В символе видели реальное воплощение невидимого, потустороннего, трансцендентального.

Образный мир символизма неисчерпаем. Художники стремились приоткрыть вечные тайны мироздания, прикоснуться к Вечности, к "надвременным" проблемам:

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий

Только отклик искажённый

Торжествующих созвучий? -

так удивительно точно обобщил мироощущение символизма В.С. Соловьёв.

У мастеров русского символизма была удивительно развита способность к предвидению, "кассандровское начало". Эсхатологические предсказания "конца культуры", "края истории", "гибели России" звучали как тревожный набат. Поэтам-символистам грезилось, что только искусство способно раскрыть извечную вселенскую тайну - музыкальную сущность мироздания. Удел творца - вслушиваться в звуки "вселенской симфонии", постигать невидимые миры. С культом "музыкальности" наступил новый переломный этап в развитии русской поэтической речи. Фонетика и ритмика, стилистическая окраска слов и ассоциативная образность были переосмыслены символистской поэзией с позиций "скрытой музыки".

Впервые развёрнутое обоснование символистской культуры дал Д.С. Мережковский ( 1866-1941). Он посвятил свою жизнь поискам истины и видел её в признании извечных богоданных антиномий. В поисках религиозного смысла жизни Мережковский создаёт особую область философии - "мистический символизм". Он пришёл к выводу: в жизни человечества борются две правды - небесная и земная, Христос и Антихрист, дух и плоть. Плоть диктует стремление человека к самоутверждению, к индивидуализму, к возвышению своего "Я". Дух же устремлён к самоотречению. Подчиняясь духу, человек приближается к Богу. В слиянии этих двух начал Мережковский видел итог исторического движения человечества. Не случайно значительную часть его творчества занимают исторические романы, получившие мировое признание: "Христос и Антихрист", "Смерть Богов (Юлиан Отступник) ", "Воскресшие Боги (Леонардо да Винчи) ", "Антихрист (Пётр и Алексей) ", трилогия из русской жизни "Павел I", "Александр I", "14 декабря".

Идеалы христианства и ценности гуманизма, понятие Царства Небесного и царства земного были для Мережковского отнюдь не отвлечёнными идеями. Он мучительно переживал революционные взрывы в России, видя в них извечную борьбу Христа и Антихриста. Призывая революцию духа, он не мог признать "революцию крови". В российских социальных катаклизмах Мережковский явственно видел облик "грядущего хама", погрязшего в обывательской пошлости и материалистической серости "земного рая".

Огромную роль в развитии поэзии символизма сыграл К.Д. Бальмонт (11867-1942).

Бальмонт достиг славы в последнее десятилетие XIX в. Один за другим вышли его поэтические сборники: "Под северным небом", "В безбрежности", "Тишина", "Горящие здания", "Будем как солнце", "Только любовь". В эти полные творческого подъёма годы в нём проснулся "композитор". Стихия "музыкальности" буквально захлестнула его творчество. Поэт пленился тончайшей моделировкой быстротечных мгновений. Эстетика мгновения была для поэта дочерью музыки, звуки которой, отзвучав, бесследно истаивали в наступившей тишине.

Бальмонт удивительно легко находил и культивировал приёмы, интонационно родственные музыке - аллитерацию, ассонансы, ритмическую повторность. Постепенно роль ритмики в его стихе становится абсолютной: она подчиняет себе все прочие элементы слов, создаёт множество внутренних рифм, позволяющих сосредоточенно "опевать" один и тот же мотив.

Хрестоматийным в истории символистской поэзии стало стихотворение-гимн "Будем как солнце" (1903). Солнцу - идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, сопоставимого с Бальмонтом по страстности пантеистического мироощущения:

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Певцом иных настроений и состояний был Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников ). "Беру кусок жизни… и творю из него сладостную легенду, ибо я поэт", - эти слова Сологуба могли бы служить эпиграфом к его творчеству. В своих фантазиях он грезил землёй Ойле`, где нет горя и страданий. Но при этом создал один из самых "гоголевских" романов "серебряного века" - "Мелкий бес" (1892-1902), поразивший современников галереей чудовищно тупых и озлобленных персонажей.

Цель: Ознакомить учащихся с поэзией Серебряного века; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробудить эстетические переживания и эмоции. Оборудование: Учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов Серебряного века, опорные схемы, фото-презентация, литературоведческий (кроссвордный) диктант (ответы - на доске).

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов Серебряного века, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретирует избранные стихотворения. Тип урока: Урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный Этап

II. Актуализация Опорных Знаний

Чтение учителем стихотворения Б. а. Слуцкого

ЗатЕСаВШЕЕСЯ СтОлЕтьЕ

Не машинами - моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми - а тогда чудесны были.

Авиатором пилота, самолёт - аэропланом, даже светописью - фото звали в том столетье странном,

Что случайно затесалось

Меж двадцатым с девятнадцатым,

Девятьсотым начиналось

И окончилось семнадцатым.

♦ Какое «столетье» имеет в виду поэт ? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?

♦ Серебряный век… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век - блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка…)

III . Постановка Цели И Задач Урока .

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. литература - это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ в. вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве…

Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много - и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.

IV . Работа Над Темой Урока

1. лекция учителя с подтверждением основных положений фото-презентацией (на доске)

(Учащиеся составляют тезисы.)

Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта «»

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья победили,

Но я любим за то.

Кто ровен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь, я буду петь о солнце

В предсмертный час!

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром - Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были представлены разные течения: , акмеизм, футуризм и др. модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: а. а. и О. Э. мандельштам, а. а. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. мережковский и м. Горький, В. В. маяковский и В. В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (м. а. Врубель, м. В. Нестеров, К. а. Коровин, В. а. Серов, К. а. Сомов и др.), композиторов (а. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. рахманинов), философов (Н. а. Бердяев, В. В. розанов, Г. П. Федотов, П. а. Флорен ский, л. И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), м. Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма», у истоков которой стоит имя а. Шопенгауэра. Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют

Исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н. а. Бердяевым. Ещё этот период называют «русским ренессансом». Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён.

Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в россии. Начало теоретическому самоопределению русского было положено Д. С. мережковским, по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д. С. мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.

В известной мере подобные черты были присущи и произведениям м. Горького - самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти ( «Фома Гордеев», пьесы «мещане», «На дне»).

Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (а. а. Блок, андрей Белый, В. И. и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В. Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры,

Стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.

Тема: «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха»

Цель: дать учащимся общее представление о поэзии « Серебряного века», определить основные принципы поэзии модернизма, показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, компьютер, проектор,презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

Ребята, сегодня мы начнем разговор о серебряном веке. Записываем в тетрадях число и тему урока:«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Ваша задача на уроке – в ходе объяснения нового материала конспектировать лекцию.

2. Объяснение нового материала

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Так был назван рубеж XIX―XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Для того, чтобы приступить к изучению материалов, давайте вспомним, в какую эпоху зарождался Серебряный век русской поэзии.

(Во второй половине 19 века было отменено крепостное право, начался подъем революционного движения, активизировались различные политические силы, было совершено несколько террористических актов против представителей правящих классов, в том числе и против членов императорской семьи).

(Создание бензинового двигателя, первые попытки полета человека, кинематограф, фотография, идет серьезное исследование Арктики, происхлдит прорыв в химии – создается таблица периодческих элементов Менделеева).

Литература рубежа эпох - очень сложное явление. С одной стороны, продолжал развиваться критический реализм (Бунин, Куприн, Вересаев, Аверченко и др.) С другой стороны, в 90-х годах 19 века в России появилось новое литературное направление – модернизм, представленный такими течениями, как символизм, акмеизм и футуризм. Давайте с вами вспомним что же такое реализм?

(Ответы детей)

«Реализм»–это направление в искусстве, ставящее целью правдивое

воспроизведение действительности в её типических чертах.

Посмотрите на экран перед вами понятие модернизм познакомьтесь с ним.

Некоторые ученые считают что в первые название серебряный век было предложено философом Н.Бердяевым,другие ученые называют Николая Оцупа - ученик Гумилева “Серебряный век русской поэзии”(1933). Также называют Анну Ахматову. Анна Ахматова писала поэму « Без Героя» . Это произведение воспроизводит эпоху серебряного века. Там есть такие строчки:

И серебряный месяц ярко,

Над серебряным веком стыл.

Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,Тургенева. Если был золотой век, значит должен быть и серебряный. Во времена античности был период, когда писатели начали экспериментировать с темой, формой произведения. И этот период назвали серебряным веком. Наш серебряный век - это тоже время экспериментов. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков,отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи,музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин,Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин,С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но,пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

Вывод:

На рубеже веков в России сложилась очень сложная политическая и социо-культурная обстановка, которая стимулировала поиск новых знаний по всем направлениям человеческой жизнедеятельности. Старые нормы и правила подвергались ревизии, и, соответственно, русская литература не могла оставаться в стороне от всеобщего обновления и поиска новых путей, методов и проблем.

Сейчас мы с вами познакомимся с литературными течениями, которые существовали в эпоху серебряного века

Просмотр презентации.

Символизм

Символизм как литературное течение сформировался в самом начале 900х г. В чистом виде просуществовал 10 лет. Центральным понятием является - символ. Символ -есть выражения безграничной стороны мысли.

Символ-это окно в вечность.

Сейчас мы с вами сделаем анализ стихотворения В.Брюсова « Творчество»

-Какие выразительные средства использует Брюсов в своем стихотворении?

(В.Брюсова использовал в своем стихотворении такие выразительных средства, как цветопись и звукопись.)

-Какие цвета присутствуют в тексте?

(В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость.)

-Какие сонорные часто повторяются в стихотворении?

(Часто повторяются такие сонорные как: «л», «р», «м» и «н»)

(Они создают ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!)

-Посмотрите как стихотворение построено?

(Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках.)

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности.

Акмеизм

1910г. стал кризисом символизма, многие считали, что символизм себя уже изжил. В газетах появляются статьи быть или не быть русскому символизму. В этой атмосфере рождается новое литературное объединение, которое назовут «цех поэтов». Цех поэтов во-первых будущие акмеисты были увлечены средневековьем и прочитали, что все ремесленники объединялись в цеха. Над ними стояли синдики т.е. главный мастер. У него было 2 обязанности:1) обучал подмастерьев мастерству, передавал опыт,2) организовывал работу. По аналогии решили назвать свое объединение цех поэтов. Они считали, что можно научить писать стихи. Все отношения в цехе поэтов строились на основе иерархии. Гумилев, Городецкий - синдики. Ахматова - секретарь рассылала приглашения. Вечера проходили на квартире Гумилева. Из одной комнаты выносили мебель. По центру ставили кресло и два по бокам. Центральное кресло покрывали красным или багровым ковром, по бокам- синим, зеленым. Далее шло пустое пространство, затем стулья деревянные наконец мягкие сидения где сидели приглашенные гости. Стихи читали подмастерья, а синдики давали советы.

Проанализируем стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи».

-О чем это стихотворение?

(«Песня последней встречи» - это стихотворение, безусловно, о разлуке.)

-В какой момент изображена лирическая героиня?

(Лирическая героиня изображена в момент, когда она уходит от любимого после объяснения с ним.)

Ахматовскую лирику критики не случайно сравнивали с прозаическими произведениями - новеллой, повестью, романом. Справедливость этих сравнений «Песня последней встречи» демонстрирует наглядно. Из всего повествования, хронологически нарушенного, последовательность событий все же восстанавливается. (А ведь сюжетность - это отличительная черта прозы.) То, что героиня уже покинула дом, где, собственно, все и произошло: мы узнаем уже в последней строфе:
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем. ,
-Какое душевное состояние у героине?

(Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки...)
Казалось бы, удивительно то, что находясь в том состоянии, когда «беспомощно» холодеет грудь, героиня идет «легким» шагом. Но это вполне объяснимо: испытав стресс, человек, как правило, спешит покинуть то место, где негативные переживания были получены, как говорится, «ноги сами несут». Здесь как раз тот случай.
Далее неожиданно врывается в повествование деталь. Эта деталь - перчатка, которую лирическая героиня одевает не нату руку, что так же свидетельствует о крайнем смятении и полном отсутствии внимания к чему-либо, кроме собственных переживаний:
Я на правую руку надела Перчатку с левой руки...
Из следующей второй строфы можно сделать вывод о том, что отношения героев были довольно и длительными, и дом, который в данный момент покидает героиня ей очень хорошо знаком:

-Найдите строки где это видно?
(Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три!...)

- В какое время года происходят события?
(Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! IIя тоже. Умру с тобой...»)
В конце стихотворения Ахматова говорит о том, что героиня, бросив прощальный взгляд на «темный дом», видит свечи в спальне, которые горят «равнодушно-желтым огнем».

-Что символизирует желтый цвет?

(Желтый цвет традиционно символизирует разлуку)

Здесь же цветовое определение усилено наречием «равнодушно», что дает право сделать вывод о том, что герой, оставшийся за кадром, там, в доме, не испытывает переживания в той же степени, что и героиня.
Футуризм

Футуризм возник впервые в Италии. В 1909 году Филиппо Маринетти издал манифест футуризма. Маринетти прославлял скорость, новые города (залитые электрическим светом, с высокими домами, города в которых царствуют автомобили). Маринетти призывал отказаться от синтаксиса и пунктуации, отменить орфографию. Он говорил, что достаточно только использовать глаголы и существительные. Говорил о том. Что гоночный автомобиль прекраснее античной статуе. Маринетти мог с любовью изображать завод из трубы которого идет черный дым. В России футуризм возникает в 1910-1911гг.

Проанализируем стихотворение Хлебникова « Кузнечик»

-Кому посвящена первая часть стихотворения?

(Первая часть посвящена обычному кузнечику)

-Что мы узнаем о кузнечики?

(Кузнечик успел изрядно полакомиться луговой травой, которую «в кузов пуза уложил»)

Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину.

- О ком говорится во второй части стихотворения?

(Героиней второй части стихотворения является зинзивер)

-Вы знаете что такое зинзивер?

(Зинзивер- крупная синица, которую нередко также именуют кузнечиком.) Своим веселым пением «Пинь, пинь, пинь!» эта лесная красавица привносит в размеренную жизнь некое очарование, которое выливается у Хлебникова в восхищенные возгласы: «О, лебедиво! О, озари!».Таким образом, автор представляет читателю сразу двух кузнечиков, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира, хрупкую и невесомую . Но именно в ней автор черпает свое вдохновение и ищет пищу для творческих экспериментов, смелых и оригинальных.

-Какой художественный прием использует Хлебников в своем стихотворении?
(Хлебников использует звукопись. Поэт сам указывал на то, что в этом стихотворении в четырёх строчках "звуки у, к, л, р повторяются пять раз каждый помимо его желания" .

3. Рефлексия

-Почувствовали ли вы, что русский модернизм отличается от классической поэзии?

-Назовите основные течения модернизма?

-Какое из течений вам наиболее близко, аргументируйте свою точку зрения.

4. Домашнее задание