Сергей кургинян. Кургинян сергей ервандович Кургинян статьи

Международный общественный фонд "Экспериментальный творческий центр" (Центр Кургиняна МОФ-ЭТЦ) создан в 1990 году. Является независимой общественной организацией. Зарегистрирован в Министерстве юстиции 4 июля 1991 года.

Учредители Центра Кургиняна - группа ученых-политологов, социологов, культурологов.

Президент - Кургинян Сергей Ервандович.

Вице-президент по научной работе - Бялый Юрий Вульфович.

Генеральный директор - Сыроватко Наталья Михайловна.

В числе основных исследовательских программ Центра Кургиняна:

- "Политическая философия переходных социальных процессов";

- "Ресурсная безопасность России";

- "Религиозно-культурные вызовы российской государственности";

- "Макрорегиональные и локально-региональные процессы";

- "Политические, экономические и научно-культурные элиты";

- "Принципы и технологии управления в неустойчивых распределенных системах".

Информационно-аналитические разработки специалистов Центра используются политическими структурами достаточно широкого спектра, а также государственными органами Российской Федерации и ее субъектов.

Одним из важных направлений деятельности Центра Кургиняна является издательская программа.

Начиная с 1989 года Центр выпустил ряд книг, подготовленных Сергеем Кургиняном и другими экспертами.

С 1993 года выходит общественно-политический и научный журнал Центра "Россия-XXI " . Среди авторов журнала известные отечественные и зарубежные эксперты, ученые, публицисты, общественные деятели.

С 1995 по 1998 год эксперты Центра вели собственную еженедельную аналитическую страницу "Лицо недели" в газете "Завтра". С мая 1998 года Центр регулярно публиковал аналитические материалы в газете "Слово" (ранее "Правда", гл. ред. В.Линник), а также в других газетах и журналах. Сейчас его эксперты выступают в аналитических программах на радио и телевидении.

С апреля 1998 года Центр Кургиняна выпускает аналитический альманах "Школа целостного анализа". Задачи альманаха - событийно-фактологический анализ широкого спектра российских и мировых социально-политических проблем, их теоретическое осмысление и концептуальная сводка.

Под эгидой Центра постоянно действует международный семинар "Фундаментальные конфликты в XXI столетии", организованный в декабре 2001 года по инициативе российской и израильской сторон.

С декабря 2004 года ЭТЦ имеет статус неправительственной организации, ассоциированной с Департаментом общественной информации Организации Объединенных Наций (Department of Public Information of the United Nations).

Центр стоял у истоков создания Международного Сообщества Академических Организаций по исследованию и противодействию терроризму (ICTAC).

В сентябре 2005 года подписан договор о взаимном сотрудничестве с Институтом социального развития Европы и Азии при Центре развития Госсовета КНР.

В ноябре 2005 года Центр Кургиняна совместно с чандигархским Центром по исследованию сельского и промышленного развития (CRRID) начал долгосрочную программу проведения семинаров и конференций по проблемам истоков международного и регионального терроризма и борьбы с ним, а также по проблемам глобалистики и экономики.

Сергей Кургинян является очень разносторонним человеком - геофизиком, политологом, политиком, художественным руководителем театра, основателем движения левого толка под названием «Суть времени». Представители последнего являются сторонниками восстановления Советского Союза. А также он возглавляет фонд «Центр Кургиняна».

Общие сведения

Сегодня возраст Сергея Кургиняна - 68 лет. Он пишет статьи, посвященные анализу мировых политических процессов, актуальных событий общественной жизни, проблемам теории катастроф и стратегии принимаемых решений. Является автором более чем десяти книг, среди которых такие, как «Политическое цунами», «Уроки октября», участвует в различных политических программах в качестве соведущего.

В некоторых СМИ его рисуют как представителя «шестой колонны», действующей внутри Кремля. Изначально он выступал за так называемые европейские ценности, за интеграцию с Западом, в представителях которого он видел не врагов, а лишь конкурентов, за невмешательство РФ в события на Донбассе.

Начало биографии Сергея Кургиняна

Национальность его - армянин. Хотя он родился в Москве в 1949 году, отец его был выходцем из маленького армянского села. Семья Сергея Кургиняна была интеллигентной. Отец - профессор, историк, исследователь Ближнего Востока. Мать - филолог, научный сотрудник Дед и бабка по материнской линии - потомственные дворяне.

С самого детства Сергей мечтал пойти в артисты, он принимал активное участие в художественной самодеятельности, занимался в школьном драмкружке, получал роли в спектаклях. Сразу после школы поступить в театральный он не смог. Но он начал учиться в геологоразведочном институте, где на втором курсе создал любительский театр и руководил им.

Молодые годы

Окончив в 1972 году вуз, молодой человек работал в Институте океанологии, со временем став научным сотрудником, а затем и кандидатом наук. С 1980 года он трудился в геологоразведочном институте, который окончил.

Сергей совмещал научную деятельность и творческие увлечения, оставаясь режиссером театра-студии, организованного им в студенческие годы. В 1983 году он заочно окончил училище имени Щукина.

Позже о Кургиняне писали, что сегодняшний адепт Советского Союза в то время не ходил в сторонниках социалистического строя. Более того, он неоднократно говорил об ужасах сталинского режима. А также подчеркивал, что у него как у потомка дворянского рода нет причин проявлять уважение к советской власти.

Образование ЭТЦ

В 1986 году театр, бывший любимым детищем Кургиняна, признали государственным, он получил название «На досках». Сергей оставил работу по первой из своих специальностей, полностью посвятив себя творческой деятельности. Однако его режиссерская стезя тогда не была успешной. Единственный спектакль под названием «Пастырь», который он поставил по одноименной пьесе Булгакова, был провальным. Но Кургинян преуспел как хозяйственник.

В 1987-м на базе театра-студии произошло учреждение ЭТЦ - «Экспериментального творческого центра». Его поддержал секретарь исполкома Моссовета Ю. Прокофьев, и центру предоставили несколько помещений в центре Москвы, а также денежные средства. В 1990-м ЭТЦ переименовывают в Международный общественный фонд, или «Центр Кургиняна». С 2004-го центр стал входить в ассоциацию с Департаментом ООН.

Продолжая рассматривать биографию Сергея Кургиняна, нельзя не сказать о нем как о политике.

Карьера политика

В период перестройки Сергей Ервандович поддерживал начинания Михаила Горбачева. Однако распада СССР он не хотел, лишь выступая за модернизацию существующей системы, которая была административно-командной. Он стал членом компартии с целью внедрения своих идей, состоящих в усовершенствовании и укреплении государственности, противостоял демократам, желавшим гибели империи.

При посредничестве М. Прокофьева, главы Мосгорисполкома, Сергей Кургинян побывал в Баку как член группы политических экспертов с целью урегулирования конфликта между армянами и азербайджанцами. Отчет, который он представил по результатам поездки в Политбюро ЦК компартии, включал точные прогнозы по поводу дальнейшего развития ситуации. В связи с этим его и в дальнейшем стали приглашать как эксперта. Еще он направлялся в Литву, Карабах, Душанбе.

В 1991-м Кургинян стал неофициальным советником у М. Горбачева, предложил последнему план выхода страны из кризисной ситуации. Как позже утверждал Сергей Ервандович, между ним и главой государства имелись разногласия, касавшиеся путей вывода из тупика СССР и партии.

Поддержка путча и «Письмо тринадцати»

В биографии Сергея Кургиняна порой просматриваются противоречивые политические позиции. Так, во время августовского путча политик поддержал ГКЧП, объявив об этом в одной из публикаций, где назвал себя его идеологом. Руководитель КГБ В. Крючков, один из заговорщиков, был им впоследствии принят в ЭТЦ. В период внутриполитического конфликта, в 1993-м, он присутствовал в помещении Верховного Совета, но был выставлен оттуда приверженцами похода на "Останкино", так как был против этого. Информацию об этом он безотлагательно предоставил общественности.

В 1996-м политик предложил крупным предпринимателям стать на сторону государства, инициировав появление воззвания, получившего название «Письмо тринадцати». Среди подписавших его лиц были такие, как Борис Березовский, Виктор Гордилов, Михаил Фридман, Михаил Ходорковский. Впоследствии итогом альянса главы государства и крупного бизнеса явилось установление олигархического строя.

Сергей Кургинян: личная жизнь

Его жена - Мария Мамиконян, с которой он познакомился в период студенчества. Поженились они в то же время. Сегодня она является артисткой театра «На досках», работает в ЭТЦ и возглавляет РВС - «Родительское всероссийское сопротивление». Эта организация действует в области проблем защиты семьи и вопросов образования. Ею отрицается западная модель воспитания и пропагандируется запрет на сексуальное просвещение детей.

В 2015-м РВС провело в Санкт-Петербурге акцию, связанную с распространением в школах страны своей газеты, которая вызвала общественный резонанс. Многие из депутатов Заксобрания возмущались тем, что детей по факту выбрали в качестве мишени политпропаганды. Кроме того, по мнению депутатов, издание представило такой взгляд на историю страны, который искажает действительность.

У пары есть дочь 1977 года рождения, которую зовут Ириной. Она также является сотрудницей «Центра Кургиняна», имеет историческое образование и кандидатскую степень, воспитывает дочь.

Кургинян сегодня

В 2011 году он основал движение «Суть времени» левопатриотического толка, за что получил прозвище агрессивного патриота. Возникновение этого движения связано с ток-шоу под названием «Суд времени» и дальнейшими лекциями, размещенными в Глобальной сети. В них Сергей Кургинян раскрывал свои политические взгляды.

В качестве лидера созданной им структуры он организовывал митинги, проводил различные акции. Так, им перед публикой была сожжена белая лента, символизирующая чистоту и протест. В 2012-м политик находился среди инициаторов действий, которые были направлены на предотвращение в России так называемой оранжевой революции, похожей на украинскую.

Им, в частности, был учрежден «Антиоранжевый комитет», направленный против распада Советского Союза. В то время деятели оппозиции стали обвинять его в том, что он работает на В. В. Путина. В 2013 году политик инициировал проведение родительского съезда, где и было учреждено РВС, председателем которого стала его супруга Мария Рачиевна Мамиконян. Некоторое время на этом мероприятии присутствовал президент Путин и выступил с краткой речью.

В 2014-м Кургинян совершил поездку в Донецк, где им была сделана попытка обвинить в предательстве Игоря Стрелкова. Тем самым он вызвал шквал возмущений и споров на интернет-форумах. Как отмечают масс-медиа, Кургинян является политиком, обладающим уникальной способностью, находясь в позе оппозиционера, одновременно хранить лояльность действующим властям.

13.11.2017

Кургинян Сергей Ервандович

Российский Политик

Театральный Режиссер

Лидер движения «Суть Времени»

Сергей Кургинян родился 14 ноября 1949 года в городе Москва. Вырос в семье историка и филолога. Его папа был профессором, специализирующемся на исследовании Ближнего Востока и родившемся в маленьком армянском селе, мама - научным работником института мировой литературы им. А.Горького. Родные матери, дедушка и бабушка Сергея, были дворянами.

В детстве Сережа мечтал стать артистом, поэтому активно участвовал в художественной самодеятельности, посещал школьный драмкружок и играл в спектаклях. Однако поступить после школы в театральное училище ему не удалось. Зато он стал студентом геологоразведочного ВУЗа, где уже на 2 курсе стал руководить созданным любительским театром.

По окончании ВУЗа в 1972 году молодой человек трудился в Институте океанологии, и с течением времени стал научным сотрудником и кандидатом наук. В 1980 году он перешел на работу в родной геологоразведочный институт. Совмещая научную деятельность с увлечением художественным творчеством, Сергей оставался режиссером организованного в период студенчества театра-студии, а также окончил заочно в 1983 году училище им. Б.Щукина.

Библиографы с интересом отмечали, что нынешний адепт СССР в советское время вовсе не был сторонником существующего строя. Напротив, он подчеркивал ужас и кровавость сталинского режима и то, что ему, потомку дворянского знатного рода и внуку расстрелянного деда, не за что уважать советскую власть.

В 1986 году любимое детище геофизика, его театр, был признан государственным и приобрел название «На досках», а сам Сергей ушел с работы по своей первой специальности и посвятил себя творчеству.

Деятельность будущего политолога в качестве режиссера драмы была в те годы не очень успешной. Единственный спектакль «Пастырь» по пьесе «Батум» Михаила Булгакова, поставленный им в 1992 году на подмостках МХАТа, провалился. Однако в хозяйственной деятельности он, наоборот, преуспел. В 1987 году на базе его театра-студии был учрежден «Экспериментальный творческий центр». При поддержке его инициативы секретарем исполкома Моссовета Юрием Прокофьевым Центру предоставили ряд помещений в самом сердце столицы во Вспольном переулке и выделили средства.

В 1990 году ЭТЦ получил право называться Международным общественным фондом или «Центром Кургиняна». В 2004 году центр заслужил также высокий статус организации, входящей в ассоциацию с Департаментом ООН.

Сергей Ервандович поддерживал перестройку и все начинания Михаила Горбачева. Но распада СССР он никогда не хотел, а выступал за модернизацию административно-командной системы. Он вступил в ряды КПСС, чтобы внедрять свои идеи сохранения и усовершенствования государственности, противостоял демократам, жаждущим гибели империи.

Благодаря посредничеству главы Мосгорисполкома Прокофьва он в составе группы политических экспертов побывал в Баку для содействия в разрешении армяно-азербайджанского конфликта. Отчет по результатам поездки, представленный им Политбюро ЦК партии, содержал точные прогнозы развития ситуации. Поэтому Кургинян стали привлекать в качестве эксперта и в дальнейшем. Он выезжал в Карабах, Литву, Душанбе.

В 1991 году он был неофициальным советником Горбачева, предложившем реализуемый президентом план выхода страны из кризиса. Однако сам Сергей Ервандович утверждал, что у него были с главой государства расхождения во взглядах относительно путей вывода партии и СССР из тупика. Он поддержал Государственный комитет по чрезвычайному положению во время августовского путча, объявив об этом в публикации «Я - идеолог ЧП». Одного из заговорщиков, руководителя КГБ Владимира Крючкова, он принял впоследствии в свой ЭТЦ. Во время внутриполитического конфликта 1993 года он оказался в помещении Верховного совета. Приверженцы хода на Останкино выставили его за дверь как противника этого решения. Об их намерениях он безотлагательно проинформировал общественность.

В 1996 году политик призвал крупных предпринимателей занять прогосударственную сторону. В результате в печати появилось воззвание «Письмо 13-ти», подписанное, в частности, главами «ЛогоВАЗ» Борисом Березовским, «Сибирской нефтяной компании» Виктором Городиловым, «АвтоВАЗ» Алексеем Николаевым, «Альфа-групп» Михаилом Фридманом, «Менатеп» Михаилом Ходорковским, содержащее предложения по выходу из кризиса и поддержку Бориса Ельцина. Позже итогом взаимодействия крупного бизнеса с главой государства стало появление в РФ олигархического политического строя.

Сергей Ервандович женат на Марии Мамиконян. Они познакомились и поженились во время учебы в институте. Сегодня она - артистка театра «На досках», сотрудница ЭТЦ, глава «Родительского Всероссийского Сопротивления», которое занимается проблемами защиты семьи, вопросами образования. Организация отрицает западную модель воспитания, выступает за запрет сексуального просвещения детей.

У пары есть взрослую дочь Ирина, которая также трудится в «Центре Кургиняна». По образованию она - историк, кандидат наук. Ира воспитывает дочку.

Сергей Ервандович увлекался новыми видами театральных форм. Поэтому он и был среди первых участников эксперимента по организации театральных коллективов с самофинансированием, создав «На досках». Когда оказалось, что Мельпомена не склонна отвечать ему взаимностью, он нашел не менее интересное призвание - открыл и развил в себе талант эксперта-аналитика. Центр его имени, работая по принципу своеобразного семейного подряда, издает газеты, журналы, книги политического содержания.

... читать ещё >

Мнение
Юрий Фортунатов 25.10.2010 10:23:36

Противно.Смотрю передачу: "Суд времени". Ужас!!! Махровый СТАЛИНИСТ!!!
Будто бы я попал на съезд народных депутатов СССР.Вроде бы образован, начитан, но ХАМ!!!,перебивает, орет, глазки бегают как у жулика. Хорошая задумана передача, но противно,полет во вчерашний день.
Ум есть, а совести нет и уже не будет. ЖАЛЬ.


to s.kurginyan
barry 13.03.2009 08:59:31

you are a shmack


Человек с Большой Буквы
Madlenn 04.05.2009 07:10:34

Я восхищен тем, что узнал о нем. Очень многое успел в жизни. Как это ему удалось? Вот вопрос и пример для подражания. Кому?

Юноше, обдумывающему житье


Сергею Ервандовичу Кургиняну
Патриот51 29.07.2010 12:25:41

Уважаемый Сергей Ервандович, спасибо за Вашу,редкую сегодня, ПОРЯДОЧНОСТЬ!


Кургиняну Сергею Ервандовичу
Патриот51 29.07.2010 12:52:56

Уважаемый Сергей Ервандович! Вы сегодня,на передачеСванидзе "Суд времени" с блеском и красиво разгромили лицемеров и циников ясиных и млечиных! Низкий поклон и доброго здоровья Вам на долгие лета. Спасибо за то, что имеете ЧЕСТ, столь редкое сегодня качество!


Летопись - это история Руси!!!
Николай 18.09.2010 11:59:35

Летопись надо знать, чтобы не выглядеть русофобом в программе "Суд времени" и не вводить в заблуждение русский народ!!!Хан Батый (прави-льно Батай)означает-хозяин арийского народа (Хан), Батай - белый арий
-тай -высший,т.е.Высший хан белых ариев! Могол (мы от головы, т.е. изначально от разума!!!Готов дать пояснение:"Кто мы славяне"!!!


ИСТИННЫЙ журналист!
Дмитрий Алёшин 28.10.2010 06:07:09

Когда читал его работы в г-те "ЗАВТРА" - слыщал ЖИВУЮ речь со всеми достоинствами "Великого и могучего" (по Ломоносову). Только жаль, что в теледебатах ему приходится тратить время ЖИЗНИ на метание БИССЕРА.... А ведь Гос Подёнок МЛЕЧИН так похож на "порядочного" - ВНЕШНЕ с массонским "канадским" ПУРПУРОМ на ШЕЕ..


Кургинян - провокатор
podzavalsky 07.12.2010 12:18:26

Он вступил в партию, когда все из неё побежали...А в 80-ых исполнял поручения ЦК КПСС...


maniulaViktorу
03.03.2012 12:05:26

Вообще говоря, демократия -это народовластие.То есть участие народа в управлении и организации жизни общества.Удивительно что интеллигентные люди русского народа совершенно не могут разобраться в этом вопросе и пытаются изобрести велосипед заново.А этот велосипед уже изобретен В,И.Лениным и претворен в жизнь И.В.Сталиным. И изобретение как всегда простое и гениальное.Разьясняю для мало понимающих интеллигентов.Это обыкновенные рабочие, местные, поселковые и т.д. собрания народа,где обязательно ведется протокол собрания и учитываются все предложения выступающих и по ним принимаются голосованием решения по выполнению всех замечаний ипредложений и обязательно на следующем собрании рассматривают выполнение принятых ранее решений.Это и есть демократия в чистом виде. А вот передача своих полномочий кому-то неизвестному лицу Это не демократия,а авторизация власти(монополизация). Так передача власти президенту один из видов узурпации власти наряду с монархией, диктатурой и т.д. Так вот Сталин не был ни диктатором, ни царем т.к. в стране управление на высшем уровне было коллегиальным. Если интеллигентный человек не понимает этого, то нам следует начинать с разьяснения и согласования терминов. Иначе каждый будет говорить и подразумевать одним термином разные вещи. тогда невозможно найти истину.

Сергей Ервандович Кургинян говорит, что возвращение к модерну невозможно.

Сергей Ервандович Кургинян говорит, что эпоху постмодерна может сменить только эпоха сверхмодерна.

Сергей Ервандович Кургинян говорит, что иначе неизбежен переход к контрмодерну.

Сергей Ервандович Кургинян знает, о чем говорит!

Так любовь, диалектически связанная с постлюбовью (часто переживающаяся как ненависть или потеря), может переродиться только во что-то принципиально новое – в сверхлюбовь.

Но вот как понимать этот самый сверхмодерн? Чем он может оказаться?

Кургинян отвечает на это своими мистериями. А говорить о его мистериях, символизировать их хочется через обращение к танцу или живописи. Иначе говоря – хочется отказаться от всякой символизации и оказаться в пространстве воображаемого. Это «хочется» закономерно, а неприемлемым компромиссом оказывается обращение к песне, танцам посвященной. К старой шутливой песенке «Школа танцев Соломона Кляра». К той самой, в которой звучат важнейшие для анализа культуры через диалектику слова: «Две шаги налево, Две шаги направо, Шаг вперёд и поворот».

Направленность диалектического развития не может быть выявлена в его актуальной траектории. Отрицанием отрицания описываются круги вокруг лишь предполагаемого смещающегося куда-то центра. Каждый отделенный от ряда предыдущих переход кажется спонтанной игрой случая (точнее – стечением множества причин), лишенной внешнего смысла и цели. Так и постоянство Сергея Ервандовича и его великолепной труппы в обращении к политологическим мистериям может быть понято через множество различных понимательных систем. Но только понимание этого постоянства как очередного такта диалектического развития мировой культуры придает ему смысл. Во всяком случае, тот смысл, который слышится в речах Кургиняна. А он знает, о чем говорит!

Переход от одного объекта к следующему за ним другому оказывается тактом диалектического (а не иллюзорного поступательного) развития только за счет суммы элементов движения: «шаг вперёд» и «поворот». Только их обобщенные свойства позволяют говорить о новизне или авангарде. Именно эти свойства удается обнаружить в действах, свершающихся в театре «На досках». Именно эти свойства заставляют лгать, изрекая «это и есть сверхмодерн».

Для маневра «шаг вперёд», необходимо как минимум стоять где-то и знать, где перёд находится. В песне сказано ясно: «Там, где бантик, там перёд». Но в культуре всё немного сложнее… В XXI веке мы танцуем постмодернистский танец теней. Как бы ни хотелось, но ностальгировать о модерне можно лишь в рамках постмодерна – он видится нам сквозь лупу современности лишь как очередной призрак, всего лишь как удачная цитата в наборе. Тут мы стоим. Отсюда шагать. А значит, произведения Кургиняна, оказываясь в результате сверхмодерном, должны быть для начала постмодерном. Как «Евгений Онегин» и «Шинель», (из)вращая романтизм до реализма, остаются романтическими произведениями в своей основе, так и «Я!» взращивает свой сверхмодерн на осколках вполне обычного постмодерна.

Только все типично-привычные элементы постмодерна сдвинуты тут вперёд и повернуты боком. Например: можно понимать постмодерн как защиту культуры и автора от психоаналитического дискурса. «Я не позволю судить о себе, у меня вообще нет своего текста: одни цитаты и ссылки, – молча заявляет автор-постмодернист. – Читатель – источник трактовок, а я, автор, – лишь компоновщик текста». Сергея Ервандовича не смущают возможные трактовки, он, выстраивая свои мистерии по всем законам постмодерна, не только вводит туда автора как действующего персонажа, но и публично выступает сам перед началом и после завершения каждого представления, возводя авторство в степень и тем самым расширяя сцену до жизни. И не зря, ведь Сергей Ервандович знает, о чем говорит!

Привнося себя лично в представление, режиссер разрушает все возможные рамки и границы. Если еще текст, игру актеров или сценографию можно было бы постараться разложить на конечное количество элементов, отсылок или цитат, то нужно обладать недюжинной (граничащей с глупостью) самоуверенностью, чтобы проделывать такое с живым Кургиняном. А ведь он еще и регулярно сообщает об уникальности актеров своей труппы как результате сверхмотивированной осмысленности, в чем каждый желающий может убедиться, открыв хотя бы подшивку газеты «Суть времени». Кстати, в имеющееся у нас в наличии время авторство тоже вполне может оказываться элементом художественного произведения, чему Уорхол и Дали – классические примеры, тут (казалось бы) нет ничего нового… Но и тут Сергей Ервандович уходит вперёд с поворотом: в его случае авторство не самоцель, а лишь инструмент выстраивания «сверхмодерна».

Перёд в случае кургиняновского сверхмодерна находится в наполненности произведений смыслом. Где автор-модернист выкладывает трактовку на самое видное место и ювелирно проводит по ней всё произведение, как по струнке смысла, где автор-постмодернист робко прячет трактовку в утесах чужого текста или обрывках сюжета, там в мистериях театра «На досках» смысла и трактовок столько, что у зрителя последовательно случаются «переполнение массива», «отъезд крыши» и «взрыв мозга». В это очень сложно поверить. Да и не нужно. Но на сцене театра буквально разыгрывается палимпсест.

В водопаде смыслов и трактовок необходимым условием выплывания кажется не только доскональное знание произведения, номинально являющегося прообразом мистерии, чтобы четко понимать, где кончается, например, Лондон и начинается Кургинян, не только глубокое (до полного погружения) знакомство с культурно-историческим контекстом мистерии, не только поверхностное (до досконального) прочтение политических текстов и просматривание выступлений Кургиняна, не только углубленное знакомство с различными ведениями и логиями, не только личное знакомство с величайшими (вплоть до никем не замеченных) произведениями мирового art`а. Но (не исключая всё перечисленное), в первую очередь, способность жить и сталкиваться с реальным. Мистерии Кургиняна совершенно реальны, то есть крайне травматичны, невыносимы, непристойны.

Но сверхмодерн бы не состоялся, не будь в нем еще и «поворота». (В конце концов, палимпсест сам по себе вполне вписывается в постмодерн, и даже им любим). Впрочем, и «поворот» без «шага вперёд» тоже погоды не делает. Поворот заключен в форме представления: называя действие, разворачивающееся в театре «На досках», «мистерией», Кургинян знает, что говорит!

Он не шутит, это именно мистерия – от греческого mysterion – таинство. Жанр, через театрализацию христианских тайн восходящий к обрядам еще дионисийским, с которых всякий театр и начался. И понимать его следует через Ницше и его «Рождение трагедии из духа музыки». Когда-то это произведение призвано было убить театр вообще и критику в частности, а вместе с ними и проекты мирового западного искусства и такой же цивилизации. И с задачей своей оно успешно справилось. Театр мертв. Критика издыхает. Искусство в целом и цивилизация на подходе. Ницше считал, что ошибка (отказ от трагедии) в пользу «сократического» оптимизма произошла в Греции в рамках ее культуры, но исправлять эту ошибку предлагал в рамках культуры, ему современной. Кургинян же, вступая в титанический спор с неодолимым Фридрихом, выставляет на доску не аргументы, а мистерии. Живые, истинно трагические дионисийско-аполлонические мистерии, наглядно демонстрируя неизбежность (и одновременно являясь камнем в основании) перезапуска оптимистического проекта.

Мистериями же действия театра «На досках» оказываются из-за беспрецедентного разворота к «зрителю» . Всё, что происходит на сцене и в холле театра, направлено и посвящено всего одной цели – простроить пространство «сверхмодерна», в котором столкновение с реальным возможно для каждого Желающего. Мистическим содержанием оказывается не доступ к условно объективному знанию, доступному немногим (как в мистерии классической), а столкновение с истиной глубинной неопознанности (несимволизированности и невоображенности), то есть реальности себя и, как следствие, – мира.
Итак, чтобы оказаться сверхмодерном на сцене, диалектически отрицая всяческий постмодерн, Сергей Ервандович возвращает базовые, но уже очевидно несостоятельные элементы модерна – волю и знание, но с чем-то еще. Это «что-то» и обеспечивает легитимность наличия и приставки сверх-, и окончания модерн в этом новом-старом проекте. Именно этого «чего-то» и не хватает всегда воле и знанию, чтобы оказаться состоятельными в полной мере.

Вот такие вот бывают танцы, когда говорит Кургинян!

Дмитрий Третьяков

Неизбежно столкновение с недостаточностью грамматического аппарата русского языка. «Зритель» – слово, явно к ситуации не подходящее: зритель зрит, то есть участвует в процессе опосредованно. Насущная необходимость в слове, возводящем непосредственный труд в основание наименования, заставляет, по примеру устоявшегося в психоанализе франконизма «анализант» (где суффикс «ант» призван возвестить об активности), предлагать ужасающие конструкции типа «зрителянт» или «скопилянт».