Татьяна — воплощение идеала Пушкина. Характеристика Татьяны Лариной

Пылкий монолог Татьяны Лариной о чувствах к молодому повесе - часть обязательной школьной программы. Заучивая строки о первой любви и порывах души, легко уловить смелость и открытость, которая так нехарактерна для барышень позапрошлого столетия. Этим и отличается Татьяна от большинства литературных образов - естественностью и верностью идеалам.

История создания

Стихотворный роман, который считал подвигом, впервые опубликовали в 1833 году. Но за жизнью и любовными похождениями молодого гуляки читатели следили с 1825 года. Изначально «Евгений Онегин» выходил в литературных альманахах по одной главе - этакий сериал 19 века.

Помимо главного героя, внимание к себе приковала Татьяна Ларина - отвергнутая возлюбленная . Писатель не скрывал, что женский персонаж романа писался с реальной женщины, но имя прототипа нигде не упоминается.

Исследователи выдвигают несколько теорий о предполагаемой музе Александра Сергеевича. В первую очередь упоминают Анну Петровну Керн. Но писатель испытывал к женщине плотский интерес, что разнится с отношением автора к милой Татьяне Лариной. Девушку из романа Пушкин считал прекрасным и нежным созданием, но не предметом страстных желаний.


Героиня романа имеет общие черты с Елизаветой Воронцовой. Историки считают, что портрет Онегина написан с поклонника графини Раевского. Поэтому роль литературной возлюбленной досталась Елизавете. Еще один весомый аргумент – мать Воронцовой, как и мать Лариной, вышла замуж за нелюбимого и долго страдала от такой несправедливости.

Дважды жена декабриста Наталья Фонвизина утверждала, что она - прототип Татьяны. Пушкин дружил с мужем Натальи и часто общался с женщиной, но других доказательств, подтверждающих данную теорию, не существует. Школьный товарищ поэта считал, что писатель вложил в Татьяну частицу собственных скрытых черт и чувств.


Недоброжелательные отзывы и критика романа не затронули образ главной героини. Наоборот, большинство литературоведов и исследователей отмечают целостность персонажа. называет Ларину «апофеозом русской женщины», отзывается о Татьяне, как о «гениальной натуре, не подозревающей о своей гениальности».

Безусловно, в «Евгении Онегине» показан женский идеал Пушкина. Перед нами образ, который не оставляет равнодушным, восхищает внутренней красотой и озаряет светлыми чувствами молодой невинной барышни.

Биография

Татьяна Дмитриевна родилась в семье военного, дворянина, который после службы переселился в сельскую местность. Отец девушки умер за несколько лет до описываемых событий. Татьяна осталась на попечении матери и старой няни.


Точный рост и вес девушки не упомянут в романе, но автор намекает, что Татьяна не отличалась привлекательностью:

«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей».

Пушкин не упоминает возраст героини, но, по подсчетам литературоведов, Тане недавно исполнилось 17 лет. Это подтверждает письмо поэта близкому другу, в котором Александр Сергеевич делится мыслями о душевном порыве девушки:

«…если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!»

Свободное время Татьяна проводит за разговорами с няней и чтением книг. В силу возраста девушка близко к сердцу принимает все, о чем пишут авторы любовных романов. Героиня живет ожидаем чистого и сильного чувства.


Татьяна далека от девчоночьих игр младшей сестры, не любит болтовню и шум легкомысленных подружек. Общая характеристика главной героини - уравновешенная, мечтательная, неординарная девушка. У родных и знакомых создается впечатление, что Таня – холодная и чрезмерно рассудительная барышня:

«Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей».

Все меняется, когда в соседнее имение приезжает Евгений Онегин. Новый житель деревни совсем не похож на прежних немногочисленных знакомых Татьяны. Девушка теряет голову и после первой же встречи пишет Онегину письмо, где признается в охвативших чувствах.

Но вместо бурного выяснения отношений, которыми так славятся любимые романы девушки, Ларина выслушивает от Онегина проповедь. Дескать, такое поведение поведет барышню в неправильном направлении. К тому же Евгений вовсе не создан для семейной жизни. Татьяна смущена и растеряна.


Следующая встреча влюбленной героини и эгоистичного богача происходит зимой. Хотя Татьяне известно, что Онегин не отвечает на ее чувства, девушка не может справиться с волнением от встречи. Собственные именины для Тани превращаются в пытку. Евгений, заметивший томление Татьяны, уделяет время исключительно младшей Лариной.

Такое поведение имеет последствия. Жених младшей сестры застрелен на дуэли, сама быстро вышла замуж за другого, Онегин покинул деревню, а Татьяна вновь осталась наедине с мечтами. Мать девушки обеспокоена - дочери пора под венец, но милая Таня отказывает всем претендентам на руку и сердце.


Два с половиной года прошло с последней встречи Татьяны и Евгения. Жизнь Лариной заметно изменилась. Девушка больше не уверена, так ли уж сильно она любила молодого повесу. Возможно, это было иллюзией?

По настоянию матери Татьяна вышла замуж за генерала N, покинула деревню, где жила всю жизнь, и обосновалась с супругом в Петербурге. Незапланированное свидание на балу пробуждает в давних знакомых забытые чувства.


И если Онегин охвачен любовью к когда-то ненужной девушке, то Татьяна остается холодна. Очаровательная генеральша не выказывает расположение к Евгению и игнорирует попытки мужчины сблизиться.

Лишь на краткое мгновение героиня, которая выдерживает натиск влюбленного Онегина, снимает маску безразличия. Татьяна все так же любит Евгения, но никогда не предаст мужа и не опорочит собственную честь:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Экранизации

Любовная драма из романа «Евгений Онегин» - популярный сюжет для музыкальных произведений и экранизаций. Премьера первого фильма с одноименным названием состоялась 1 марта 1911 года. Черно-белая немая кинокартина затрагивает основные моменты истории. Роль Татьяны исполнила актриса Любовь Варягина.


В 1958 году фильм-опера рассказал советскому зрителю о чувствах Онегина и Лариной. Образ девушки воплотила , а вокальную партию за кадром исполнила .


Британо-американский вариант романа появился в 1999 году. Режиссером картины стала Марта Файнс, главную роль сыграла . Актриса награждена «Золотым Овном» за образ Татьяны.

  • Пушкин выбрал для героини самобытное имя, считавшееся в то время простым и безвкусным. В черновиках Ларина упоминается как Наташа. Кстати, значение имени Татьяна - устроительница, учредительница.
  • По подсчетам ученых, год рождения Лариной - 1803 по старому стилю.
  • Девушка плохо говорит и пишет по-русски. Татьяна предпочитает выражать мысли на французском языке.

Цитаты

А счастье было так возможно, так близко!..
Но судьба моя уж решена.
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
Его здесь нет. Меня не знают…
Взгляну на дом, на этот сад.

Образ Татьяны в «Евгении Онегине». Отношение автора к героине

Татьяну Ларину можно с полной уверенностью назвать любимой героиней Пушкина в романе. В ее адрес автором не высказано ни одной ироничной или саркастической мысли, видно, что ее образ создавался Пушкиным с большой любовью, нежностью, сочувствием и пониманием.

Характер Татьяны являет собой идеальное сочетание национальной и европейской культур. Она воспитывалась как обычная барышня того времени, читала те же книги, восхищалась теми же героями:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Татьяна читает французские романы, но больше ей интересны сказки няни; она засыпает с книгой под подушкой, но ей снится сон, наполненный образами из русского фольклора. Изучая развитие характера героини, очень важно понимать, что она выросла в среде провинциального дворянства, а жизнь таких людей простая, естественная и близка к национальной почве. Пушкин изображает эту жизнь с большей нежностью и симпатией, чем быт столичных дворян; он считает, что Петербург - город праздный и искусственный, а провинция хранит традиции и близка к народу. Характер Татьяны, «русской душою», мог сформироваться только в атмосфере удаленной от столицы глубинки, окруженной живописнейшими русскими пейзажами:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму,

На солнце иний в день морозный,

И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали В их доме эти вечера <…>.

Пушкин изображает Татьяну именно как тип русской женщины: она удивительно цельная натура, хотя сама она и не могла этого понять и объяснить. Татьяна смелая, Пушкин с большим уважением пишет о ее решении написать Онегину о своих чувствах, а после того как герой отказывает ей в любви, автор безоговорочно ей сочувствует. Все чаще Пушкин называет Татьяну просто Таней, она остается для него Таней даже в восьмой главе, когда читатель видит ее в образе блистательной светской леди на балу. Ее простота остается в ней даже после того, как она стала владелицей салона:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей.

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была.

А вот Онегин не видит прежней Татьяны в той блистательной даме, которую он встретил на светском мероприятии в Петербурге. Здесь в очередной раз подчеркивается разность во взглядах между автором и героем. Автор видит, что свет не убил в Татьяне цельность натуры, она осталась такой же милой и неиспорченной, а для Онегина она - уже совершенно другая женщина. Герой пишет Татьяне три письма с раскаяниями и признаниями в самых нежных чувствах, но она отвергает его любовь с истинно русской жертвенностью: она не может построить свое счастье на несчастье другого человека. Пушкину была очень близка эта идея верности как квинтэссенции жертвенности и любви:

Все были жребии равны.

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Периодически в романе сливаются точки зрения автора и Татьяны. Например, в седьмой главе читатель видит Москву одновременно и глазами Татьяны, и глазами автора: смешение стилей, сословий, пестрота и разнообразие, но в то же время древняя история - весь этот московский калейдоскоп предстает перед читателем именно таким, каким его видел сам Пушкин:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

Московский высший свет описан иронически, во многом напоминает грибоедовское видение светского общества древней столицы, но если у Грибоедова взгляды совпадали с Чацким, то пушкинскую точку зрения разделяет не Онегин (ему мил столичный бомонд), а именно Татьяна:

Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

Предлагаем вашему вниманию краткую характеристику Татьяны Лариной из романа "Евгений Онегин", над которым Александр Пушкин трудился около восьми лет с 1823-1831 годы.

Образ Татьяны Лариной весьма интересен, и видно, что Пушкин много работал над ним, как и над остальными главными героями романа "Евгений Онегин" .

Образ Татьяны Лариной Пушкин рисует читателю очень ясно - Татьяна Ларина простая провинциальная девушка, она "дика, печальна и молчалива". Татьяна задумчива и одинока, и интересно, что окружение не оказывает на нее сильного влияния, потому что она не гордится своими связями, принадлежностью родителей к дворянам, гостями, которые бывают в их доме.

Характеристику Татьяны Лариной формируют совсем другие обстоятельства и события ее жизни. Например, Татьяна обожает природу, она романтична и ее вдохновляют романы Руссо и Ричардсона.

Характеристика Татьяны Лариной при появлении Евгения Онегина

Рисуя образ Татьяны Лариной, Пушкин не прибегает к иронии, и в этом отношении персонаж Татьяны единственный и исключительный, поскольку от ее появления на страницах романа до самой развязки читатель видит только любовь и уважение поэта.

Можно вспомнить такие строчки Пушкина: "Я так люблю Татьяну милую мою".

Наряду с образом Онегина, образ Татьяны самый значительный в романе. Он выполняет важную сюжетную и композиционную функцию, являясь в идейно-художественной структуре романа противовесом образу Онегина. Отношения между Онегиным и Татьяной составляют основную сюжетную линию пушкинского романа в стихах. Татьяна-исключение из своей среды. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой» и Татьяна мучительно ощущает это: «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает». Татьяна полюбила Онегина потому, что, как говорит поэт, «пора пришла», но не случайно, что полюбила она именно Онегина. Вместе с тем характер Татьяны сложился совсем в другой общественной среде, нежели характер Онегина. Татьяна, по словам поэта, - «русская душою, сама не зная почему». Татьяна (имя которой, впервые «своевольно» вводимое Пушкиным в большую литературу, влечет за собой ассоциации «старины иль девичьей») выросла, в полную противоположность Онегину, «в глуши забытого селенья». Детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения прямо противоположны. У Евгения - иностранцы-гувернеры; у Татьяны - простая русская крестьянка-няня, прототипом которой была его собственная няня Арина Родионовна. Татьяна мечтает о настоящей, большой любви. На эти мечты, как и на формирование всего духовного мира Татьяны, оказали существенное влияние романы «Ричардсона и Руссо». Поэт сообщает нам, что его героиня «изъяснялася с трудом на языке своем родном»; письмо к Онегину пишется ею по-французски. Татьяна - высоко положительный, «идеальный» образ русской девушки и женщины. В то же время поэт с помощью тонкого художественно-психологического приема раскрывает «русскую душу» Татьяны: в роман введен сон героини, насквозь пронизанный фольклором. В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора несомненный идеал. Это те особенности характера, которые делают Татьяну истинно русской, а не светской барышней. Формирование этих черт происходит на основе «предания простонародной старины», веровании, сказаниях. Татьяна Ларина для Достоевского была олицетворением всего русского, национального, «идеалом», выражением духовной и нравственной силы. Поэзия национального входит в роман вместе с образом Татьяны. В связи с ней вводятся рассказы об обычаях, "привычках милой старины", гадания, сказочный фольклор. В них содержится определенная нравственность, связанная с народной философией. Так, сцена гадания выявляет философию женской души, русской души. Сама идея суженого связана с представлением о долге, суженый мыслится как предназначенный судьбой. Фольклорные мотивы появляются и во сне Татьяны, народное творчество и философия подаются как органически связанные с ее личностью. Две культуры - национальная русская и западноевропейская - гармонично сопряжены в ее образе. В обрисовке образа Татьяны, который столь дорог поэту, с не меньшей степенью, чем в образе Онегина, чувствуется стремление Пушкина быть полностью верным жизненной правде. Татьяна, в отличие от Онегина, выросла "в глуши забытого селенья", в атмосфере русских народных сказок, "преданий простонародной старины ", рассказанных нянею, простой русской крестьянкой. Автор говорит о том, что Татьяна зачитывалась иностранными романами, с трудом изъяснялась на родном языке, но в то же время с помощью тонкого психологического приема раскрывает ее "русскую душу" (Под подушкой у Тани лежит французская книжка, но видит она русские "простонародные" сны). Татьяна - натура поэтическая, глубокая, страстная, жаждущая настоящей, большой любви. Став законодательницей мод в свете, она не только не потеряла лучших черт своего духовного облика - чистоты, духовного благородства, искренности и глубины чувств, поэтического восприятия природы, - но и приобрела новые ценные качества,сделавшие ее неотразимой в глазах Онегина. Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ, не выдуманный Пушкиным, а взятый им из реальной жизни. Татьяна никогда не сможет быть счастлива с нелюбимым человеком, она, как и Онегин, стала жертвой света. "Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее", - писал В.Г. Белинский. Одним из ключевых событий романа является встреча Онегина с Татьяной. Он сразу же оценил ее незаурядность, поэтичность, ее возвышенно-романтическую натуру и был немало удивлен тем, что поэт - романтик Ленский ничего этого не заметил и отдал предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре. Татьяна разительно отличается от окружающих ее людей. "Уездная барышня ", она, тем не менее, как Онегин и Ленский, тоже чувствует себя в провинциально - поместной среде одинокой и непонятой." Вообрази, я здесь одна, Никто меня не понимает", - признается она в письме Онегину. Даже "в семье родной" она "казалась девочкой чужой", избегала игр с подругами - сверстницами. Причина такого отчуждения и одиночества - в необычности, исключительности натуры Татьяны, одаренной "от небес" "Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным". В романтической душе Татьяны своеобразно соединились два начала. Сроднившаяся с русской природой и народно - патриархальным бытом, привычками и традициями "милой старины", она живет в другом - вымышленном, мечтательном мире. Татьяна - усердная читательница иностранных романов, главным образом нравоучительных и сентиментальных, где действуют идеальные герои, а в финале торжествует добро. Она предпочитает бродить по полям "с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках". Привыкшая отождествлять себя с добродетельными героинями любимых авторов, она и Онегина, столь не похожего на окружающих, готова принять за "совершенства образец", как бы сошедший со страниц Ричардсона и Руссо, - того героя о котором она давно мечтала. "Литературность" ситуации усиливается и тем, что письмо Татьяны Онегину насыщено реминисценциями из французских романов. Однако, книжные заимствования не могут заслонить непосредственного, искреннего и глубокого чувства, которым проникнуто письмо Татьяны. Да и сам факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини, прибегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих. Письмо это, наивное, нежное, доверчивое, окончательно убедило Онегина в необычности Татьяны, в ее душевной чистоте и неопытности, в ее превосходстве над холодными и расчетливыми светскими кокетками, оно оживило в нем лучшие, давно забытые воспоминания и чувства. И все же на страстное послание Татьяны, " где все наруже, все на воле", Онегин отвечает холодной отповедью. Почему? Прежде всего, конечно же, потому, что Онегин и Татьяна стоят на разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга. Татьяна полюбила на самом деле не Онегина, а некий сочиненный ею образ, который приняла за Онегина. Во время объяснения с Татьяной в саду он ничуть не лукавил и прямо, честно, открыл ей все как есть. Он признался, что Татьяна нравится ему, но он не готов к браку, не хочет и не может ограничить свою жизнь "домашним кругом", что интересы и цели у него иные, что его страшит прозаическая сторона брака и что семейная жизнь ему наскучит. " Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство". Сон Татьяны - " это ключ к пониманию ее души, ее сущности". Заменяя прямую и подробную характеристику героини, он позволяет проникнуть в самые сокровенные, неосознанные глубины ее психики, ее душевного склада. Однако он выполняет и еще одну важную роль - пророчества о будущем, ибо "чудный сон" героини - это сон вещий. В символических обрядно -фольклорных образах здесь предсказаны, предугаданы едва ли не все главные события последующего повествования: выход героини за пределы "своего" мира (переправа через ручей - традиционный образ женитьбы в народной свадебной поэзии). предстоящее замужество (медведь - святочный образ жениха), появление в лесной хижине - доме суженого или возлюбленного и узнавание его истинной, доселе сокрытой сути, сборище "адских привидений", так напоминающих гостей на именинах Татьяны, ссора Онегина и Ленского, завершившаяся убийством юного поэта, Главное же - героиня интуитивно прозревает демоническое начало в душе своего избранника (Онегин как глава сонма адских чудовищ) , что вскоре подтверждается его "странным с Ольгой поведеньем" в день именин и кровавой развязкой поединка с Ленским. Сон Татьяны означает тем самым и новый шаг в постижении ею характера Онегина. Если раньше она видела в нем идеально-добродетельного героя, сходного с персонажами любимых романов, то теперь едва ли не впадает в противоположную крайность. Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина, Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете. В отличие от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои холодные и опустошенные, разочарованные и эгоистичные, герои, совершающие преступления, творящие зло и наслаждающиеся злом. Встреча с Татьяной - княгиней производит на Онегина сильное впечатление. Ее новый облик, манеры, стиль поведения отвечают самым строгим требованиям хорошего вкуса, высшего тона и немало не напоминают повадки прежней провинциальной барышни. Онегин видит: она научилась благородной сдержанности, умеет "властвовать собой", он поражен происшедшей с ней переменой, которая представляется ему абсолютной, полной: Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести. Онегин настойчиво ищет встреч с Татьяной, пишет ей одно за другим страстные любовные признания, а потеряв надежду на взаимность, тяжело заболевает и едва не умирает от любви (точно так же в свое время бледнела, гасла и увядала Татьяна). Белинский сурово осудил Татьяну за то, что она продолжая в душе любить Онегина, предпочла сохранить верность патриархальным нравам и отвергла его чувство. По мнению критика, семейные отношения "не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны". Достоевский расценил этот поступок Татьяны как жертвенный. В финале Онегин застает Татьяну врасплох и делает невероятное, столь поразившее его открытие. Оказывается, Татьяна изменилась только внешне, внутренне она во многом осталась "прежней Таней"! А такие женщины на супружескую измену не способны. Именно это внезапное прозрение Евгения и придает финальной сцене острый драматизм и горькую безнадежность. Точно так же, как Онегин до сей минуты не подозревал что в княгине живет "прежняя Таня", так и Татьяна не могла знать, что произошло с Онегиным после дуэли. Она считала, что разгадала Онегина раз и навсегда. Для нее он по- прежнему человек холодный, опустошенный, эгоистичный. Этим и объясняется суровая отповедь Татьяны, зеркально повторяющая холодную отповедь Онегина. Но в монологе Татьяны звучат другие ноты. Упреки оскорбленной женщины незаметно переходят в исповедь, поражающую своей откровенностью и бесстрашной искренностью. Татьяна признается, что успехи "в вихре света" тяготят ее, что она предпочла бы нынешней мишурой жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямо говорит Онегину, поступила "неосторожно", решившись на брак без любви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья. Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения.

назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.

Противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем".олшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу: ...Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище... В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.


Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его словам, "плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим "милым идеалом". В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Красота женщины делает светлым мир, наполняя его особой духовностью. Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше окружающей среды. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин. В своей семье она была одинока. Пушкин пишет: "Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного в Татьяне: Татьяна - это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: "И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас". Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней русской женщиной, готовой променять "ветошь маскарада" на сельское уединение. Ее утомляет несносный вздор, который занимает женщину ее круга, она ненавидит волнения. Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам большого света и осторожной предусмотрительности пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность - основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем, и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы. В обществе, "где воспитанием немудрено блеснуть", Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная "своенравной головой", Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, "величавой законодательницей зал", она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами: "Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье. Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала.

Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: "Ей душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой." Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на "ярмарку невест", пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна - та решительна русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера, только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей - Тургенев, Чернышевский, Некрасов в своих произведениях уже ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Толстого - это Наташа Ростова, для Лермонтова - Вера из "Героя нашего времени", Пушкина - Татьяна Ларина. В нашей современной действительности облик "милой женственности" приобрел несколько другую канву, женщина более деловая, энергичная, ей приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность - все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.