В каких случаях процедура закупки признается несостоявшейся. Последствия признания аукциона несостоявшимся

Имеет много нюансов. Первое, что нужно знать заказчику – то, что участие в несостоявшейся закупке нельзя назвать проигрышем. Поставщик, который принял участие в таких торгах, имеет определенные риски, при этом может извлечь и некоторые выгоды.

Когда закупка признается несостоявшейся

Следует провести различие между несостоявшейся, недействительной и отмененной закупками.

Недействительная закупка – та, в ходе которой заказчик нарушил положения соответствующего законодательства (44-ФЗ или 223-ФЗ) или ГК РФ. Контракт, заключенный по итогам недействительных торгов, должен быть расторгнут.

По определенным причинам заказчик или контролирующий орган могут отменить закупку на любом из ее этапов.

Закупка признается несостоявшейся тогда, когда фактически не было конкурентного определения поставщика. В зависимости от типа торгов, конкретные причины могут быть разными.

Когда торги по 44-ФЗ признают несостоявшимися

Стоит рассмотреть случаи несостоявшихся закупок в трех самых популярных видах закупочных процедур:

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка;
  • только одна заявка соответствовала требованиям документации;
  • победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от его заключения (поскольку имеет на это законное право);
  • по результатам предквалификационного отбора ни один из участников не соответствовал требованиям.

2. В аукционе

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка
  • все первые или все вторые части заявок не соответствуют требованиям;
  • в ходе рассмотрения первых или вторых частей заявок только одна была допущена;
  • в течение десяти минут с начала проведения торгов не было сделано ни одной ценовой ставки;
  • победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от его заключения;

3. В запросе котировок

  • не подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка;
  • все поданные заявки были отклонены комиссией;
  • только одна заявка была допущена комиссией.

Несостоявшиеся торги по 223-ФЗ

Неоднократно отмечается, что закон 223-ФЗ более лоялен по отношению к процедуре закупки и действиям заказчиков. Это касается и их действий в случаях признания закупок несостоявшимися: самим законом они не определены, а Гражданский кодекс регламентирует только несостоявшиеся конкурсы и аукционы.

Большинство заказчиков берут за основу 44-ФЗ, заменяя некоторые условия на более гибкие. Другими документами, на которых основаны действия заказчиков, являются положение о закупке и Закон о защите конкуренции.

Действия заказчика

1. Когда ни один поставщик не соответствовал требованиям

Во-первых, вносятся изменения в план-график. По истечении 10 дней заказчик может объявить о:

  • повторном конкурсе, если не состоялся конкурс;
  • о другой закупочной процедуре, если не состоялся аукцион;
  • о новой закупке, если не состоялся запрос предложений;
  • о продлении срока подачи заявок или проведении закупки другим способом, если не состоялся запрос котировок.

2. Когда только один поставщик соответствовал требованиям

  • заказчик заключает с ним контракт, если проводился запрос котировок или аукцион;
  • заказчик согласует возможность заключения контракта с контролирующим органом, если это был запрос предложений или конкурс;

Иногда заказчикам приходится признавать аукцион несостоявшимся. Что делать, если аукцион не состоялся, т.к не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, покажем в статье.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:

  • не подана ни одна заявка;
  • подана одна заявка.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:

  • если нет заявок - проводить новую закупку;
  • если подана одна заявка - оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.

Заключение контракта с единственным поставщиком, когда аукцион не состоялся

В тех случаях, когда:

  • представлена заявка одного участника (часть 16 ст. 66);
  • после анализа первых частей поданных заявок к процедуре допущен только один из участников, представивших свои заявки (часть 8 ст. 67);
  • вторая часть представленной заявки только одного из участников процедуры удовлетворяет условиям закупки (часть 13 ст. 69) оформляется контракт с лицом, ее подавшим.

Единственным условием будет соответствие единственной заявки всем заявленным требованиям.

Еще одним основанием для такого оформления контракта является стечение обстоятельств, когда ни один из допущенных участников электронной закупки не направил свое предложение с ценой в пределах десяти минут с момента его начала (часть 20 ст. 68).

Представьте ситуацию: на конкурс не подали заявок, подали лишь одну или лишь одна заявка соответствует требованиям документации. Во всех случаях вы должны признать конкурс несостоявшимся. А вот что делать дальше, если вы не готовы отменять закупку, зависит от количества заявок.
Если конкурс сорвался из-за того, что никто не подал ни одной заявки, нужно действовать по одному варианту. А если вы сами отклонили все заявки, вы должны поступить совершенно по-другому. И далее, когда вам начинают поступать новые заявки - каждый раз будут включаться новые условия в зависимости от количества и качества заявок. Поясним, как при разных условиях правильно выбрать способ закупки.

Из статьи

Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС устанавливает правила, что делать по 44-ФЗ, если закупка не состоялась при оформлении контракта с единственным поставщиком :

  • оформлять госконтракт на условиях, указанных в документации о закупке по цене, не превышающей начальную цену аукциона;
  • срок оформления не должен превышать 20 дней с момента публикации итогового протокола.

Важно

В этом случае подписание контракта с единственным поставщиком не подлежит согласованию с ФАС и другими контрольными органами.

Электронный аукцион не состоялся, т.к. нет заявок

В соответствии с частью 4 ст. 71 процедура не состоялась, если:

  • не подано ни одной заявки по 44-ФЗ (часть 16 ст. 66);
  • нет допуска ни одного из участников, представивших такую заявку (ч. 8 ст. 67);
  • некорректно составлены все вторые части заявок (ч. 13 ст. 69);
  • участник, предложивший лучшие условия после победителя, уклонился от подписания госконтракта и отказался от оформления такого контракта (ч. 15 ст. 70).

Если на аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ, что делать дальше? Следует объявить повторную закупку.

Провели электронный аукцион на поставку деревянных гробов. Никто не подал заявку, поэтому аукцион признали несостоявшимся. Теперь хотим попробовать запрос предложений, но Закон № 44-ФЗ прямо не указывает, есть ли у нас право менять условия закупки. Можем ли мы снизить НМЦК, добавить условие об авансе, изменить срок поставки?

Если не подано ни одной заявки на аукцион

44-ФЗ в части 4 ст. 71 содержит ответ на вопрос, что делать дальше в этом случае:

  • проводить повторную закупку, способом проведения которой с 1 июля 2018 может быть только электронный запрос предложений. До этого времени Закон о контрактной системе позволяет проводить и другую процедуру (например, нередко проводят повторные аукционы);
  • предмет повторной закупки не может подвергаться изменению по сравнению с первоначальным;
  • вносить заново в план-график новую конкурентную процедуру.

Если повторный аукцион не состоялся - не подана ни одна заявка - что делать по 44-ФЗ? До 1 июля 2018 можно проводить 3-ий аукцион либо запрос предложений или применить другую конкурентную процедуру в рамках Закона о контрактной системе.

Если аукцион не состоялся 2 раза что делать в этом случае? С 1 июля 2018 такого вопроса уже не будет существовать, т.к. новая редакция ч. 4 ст. 71 Закон обязывает проводить повторную закупку в форме электронного запроса предложений. Если запрос предложений не состоится, то госзаказчик вносит изменения в план-график и проводит еще одну закупку.

Таким образом, ответом на вопрос: на аукцион не подано ни одной заявки что дальше, будет: проводить повторную закупку, а с 1 июля 2018 только в форме электронного запроса предложений.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»


В тоже время, в соответствии с ч.1 ст.2 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики помимо самого закона руководствуются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разработанным и утвержденным положением о закупках.

В свою очередь, Гражданский Кодекс в части 5 статьи 447 дает общее определение несостоявшихся торгов (именно торгов, а не всех процедур закупок) под которыми понимаются торги, в которых принял участие только один участник.

Помимо указанного в ч.5 ст.447 ГК РФ случая признания торгов несостоявшимися, в теории и прак тике закупочной деятельности существуют также иные основания для признания торгов несостоявшимися, в частности:
– если в установленный документацией срок не поступила ни одна заявка;
– только один участник, из подавших заявку на участие в торгах, признан участником соответствующей процедуры торгов;
– по результатам рассмотрения заявок на участие в торгах были отклонены все поданные заявки участников.

Однако, в зависимости от конкретной процедуры закупки, перечень оснований признания закупки несостоявшейся может быть намного шире. Например, при проведении торгов (открытого конкурса, аукциона) могут предусматриваться следующие основания признания торгов несостоявшимися:
1. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки;
2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все заявки
3. По результатам предквалификационного от бора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным в документации требованиям.
4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной такой заявки.
5. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в та ком аукционе всех участников закупки.
6. В течение определенного времени после начала проведения такого аукциона, ни один из его участников не подал предложение о цене договора.

Как видно из приведенных примеров, указанные основания признания торгов несостоявшимися обуславливают необходимость для заказчика выполнения определённых действий направленных, либо на проведение повторных торгов, либо на проведение новой процедуры закупок.

В теории и практике закупочной деятельности также выделяют иные основания признания торгов несостоявшимися:
1. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации;
2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации;
3. По результатам предквалификационного от бора только один участник закупки признан соответствующим установленным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям документации.
4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям документации.
5. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником.

Указанные основания, не смотря на факт признания торгов несостоявшимися, не влекут для заказчика необходимость совершения определенных действий, направленных на проведение повторных процедур торгов, иных закупок, договор в данном случае заключается с единственным участником, заявка которого соответствует требованиям документации.

01
Отличие несостоявшихся торгов от недействительных


В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными, влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Таким образом, недействительные торги, это торги, проведенные с нарушением установленных законодательством правил и порядка их проведения (например, нарушение законодательства о защите конкуренции). В свою очередь, как следует из вышеописанных ситуаций, признания торгов несостоявшимися означает, что торги проведены законно, однако по их результатам заказчик не достиг цели – проведения торгов и заключения по их результатам договора с победителем торгов.

02
Последствия признания закупки несостоявшейся


Признание процедуры несостоявшейся должно включать комплекс юридических и фактических действий, которые фиксируют юридический статус такой закупки.

От их полного и правильного оформления зависит легитимность проведения дальнейшей процедуры в упрощенном порядке.

После признания той или иной процедуры закупки несостоявшейся, заказчику целесообразно выполнить следующую последовательность действий:
1. Выявить и проанализировать причины и условия, послужившие основанием для признания закупки несостоявшейся (например, избыточные требования к участникам, некорректная начальная максимальная цена договора, недостаточный срок для подачи заявок, и.тд.).
2. Правовая оценка и принятие решения о признании закупки несостоявшейся (составление и подписание протокола, его опубликование на сайте).
3. Принятие решения о последствиях признания закупки несостоявшейся (проведение повторной процедуры, проведение иной (упрощенной) процедуры, заключение договора с единственным поставщиком).

В отличие от императивных правил и норм законодательства о контрактной системе, закрепляющих основания и последствия признания закупки несостоявшейся, Закон № 223–ФЗ дает возможность предусмотреть последствия признания закупок несостоявшимися в виде диспозитивных норм.

Иными словами в Положении можно предусмотреть возможность выбора заказчиком последствий признания закупки несостоявшейся – провести новую закупку, провести иную (упрощенную закупку) или заключить договор с единственным поставщиком на условиях несостоявшихся торгов. Для этого в Положении необходимо предусмотреть возможность выбора последствий и использовать формулировки не «обязан», а «может».

Например, по результатам несостоявшейся закупки заказчиком могут быть приняты следующие решения:
– о закупке у единственного поставщика – в случае, если проведение новых процедур закупок нецелесообразно (например, исчерпаны лимиты времени на проведение процедур закупок, проведение новой закупки независимо от формы и способа закупки не приведет к изменению круга участников закупки);
– о заключении договора – в случае, если предоставленная заявка и участник, подавший ее, соответствуют требованиям извещения, документации;
– о проведении повторной закупки любым из способов, в любой форме поименованными в Положении, которые заказчик сочтет целесообразным использовать.

03 Особенности заключения договоров по результатам несостоявшихся закупок


Особенности заключения договора с единственным участником по результатам несостоявшейся закупки:
Заказчик обязан заключить договор с единственным допущенным участником конкурентной закупки, если:
а) данный участник закупки был допущен закупочной комиссией к участию в закупочной процедуре;
б) договор заключается на условиях документации и проекта договора;
в) договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке (а для аукциона по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), или на лучших для заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров)
г) изменения в План закупок не вносятся, в еже месячный отчет данный договор включается в отчет о заключенных договоров по результатам закупки товаров, работ, услуг.

Необходимо особо обратить внимание, что по результатам несостоявшихся торгов, отказ заказчика от заключения договора с единственным участником торгов, заявка которого соответствует требованием документации, незаконен (решение и предписание УФАС по Санкт-Петербургу от 4 июня 2013 NoТ03-118/132, Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2013 по делу № А82-15815/2012).

2. Особенности заключения договора с единственным поставщиком (как способ закупки) по результатам несостоявшейся закупки:
Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшийся закупки, при условии, что такая возможность предусмотрена Положением о закупках такого заказчика, с учетом следующих особенностей:
а) заказчиком в Положении о закупке установлено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупке;
б) принятие соответствующего решение уполномоченными должностными лицами или органами управления заказчика;
в) вносятся изменения в план закупок с связи с изменением способа закупки;
г) договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся процедуры закупки заключается с учетом требований, установленных документацией о закупке – допускается незначительное (несущественное) изменение условий до говора (перенос сроков, связанных с проведением процедуры, изменение условий оплаты и.т.д.);
д) необходимость публикации в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика, проект до говора и протокола определения единственного поставщика.

04
Несостоявшиеся процедуры и отчетность


1. При заполнении ежемесячного отчета:
В случае заключения договора с единственным участником закупки по результатам несостоявшейся закупки, сведения о таком договоре включаются в ежемесячный отчет о договорах, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.

В случае заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки, сведения о таком договоре включается в ежемесячный отчет о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

2. При заполнении отчета по форме федерального статистического наблюдения № 1 – закупки «сведения о закупочной деятельности
В тех случаях, когда при проведении конкурса или аукциона заявку подал только один участник, конкурентная процедура не состоялась, а заказчик заключил договор с единственным поставщиком, в отчете должна быть заполнена одна из граф 4, 5, 6 «Конкурсы» или 7, 8, 9 «Аукционы» (в зависимости от объявленной процедуры), а не графа 10 «Закупки у единственного поставщика».

Торги по каждому выставленному предмету торгов признаются несостоявшимися в случае, если:

а) в торгах участвовало менее двух участников;

б) ни один из участников торгов при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет;

в) ни один из участников торгов при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, в соответствии с решением организатора торгов не был признан победителем;

г) победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить внесенный участниками несостоявшихся торгов задаток. Внесенный победителем торгов задаток ему не возвращается. Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы и уменьшить «шаг аукциона» не более чем на 15 процентов без проведения повторной оценки. В случае если организатором торгов выступает специализированная организация, условия конкурса, начальная цена или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона» могут быть изменены в порядке, установленном для их утверждения.

Что касается государственного и муниципального имущества, то здесь действуют требования закона - части 1 статьи 23 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями и дополнениями) в случае, если аукцион по продаже государственного или муниципального имущества признан несостоявшимся, то проводится продажа указанного имущества посредством публичного предложения.

Если торги не состоялись единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

Информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте РФ в сети «Интернет».

Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в аукционе менее двух человек, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте РФ в сети «Интернет».

Поскольку в случае признания торгов несостоявшимися победитель таких торгов не определяется, то заключение договора с единственным участником несостоявшихся торгов противоречит требованию ч. 1 ст. 447 ГК РФ, в силу того, что такой участник не является лицом выигравшим торги, т.е. лицом получившим право на заключение договора, являвшегося предметом этих торгов.

В силу изложенного, заключение договора с единственным участником несостоявшихся торгов не соответствует требованиям гражданского законодательства, а также противоречит существу самих торгов. Помимо этого, в соответствии со сложившейся судебной практикой подача заявки на участие в торгах не означает заключения договора с организатором торгов путем акцепта публичной оферты.

Договором является двух либо многосторонней сделкой, предполагающей возникновение прав и обязанностей у всех его сторон.

Если предположить, что извещение организатора торгов является офертой на заключение договора, имеющего предметом проведение торгов, то заявка потенциального участника действительно должна считаться акцептом. Но участник торгов не несет никаких обязательств по проведению торгов, поскольку предоставление требуемых документов и внесение задатка являются его правами, но не обязанностями. Этими действиями он лишь реализует свое право на участие в торгах. Претендент, подавший заявку и оплативший задаток, не может быть принужден к участию в самих торгах и вправе отказаться от участия в торгах в любое время.

Кроме того, в соответствии со статьей 438 ГК РФ акцепт должен быть полным и безоговорочным. Следовательно, если ответ содержит дополнительные или отличные от оферты условия, то он не может быть признан акцептом.

Таким образом, чтобы заявка участника могла быть признана акцептом, она должна содержать условия идентичные указанным в извещении о торгах, т.е. предложенная в заявке участника цена договора должна полностью совпадать с ценой договора (минимальной или максимальной), указанной в извещении. В противном случае, признание такой заявки акцептом будет противоречить гражданскому законодательству.

В случае заключения такого договора купли-продажи государственного или муниципального имущества по результатам несостоявшегося аукциона, должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по признакам преступления, предусмотренного ст. 286 «Превышение должностных полномочий» либо ст. 293 «Халатность» Уголовного кодекса РФ.

Иногда по ряду причин электронный аукцион по 44-ФЗ может не состояться (точнее сказать, будет признан несостоявшимся). На самом деле, ситуация не такая неприятная, как может показаться на первый взгляд, так как признание аукциона не состоявшимся еще не значит, что вы не выиграли данный контракт. Правда, по новым законам возникает достаточно много спорных моментов, в которых, естественно, каждая сторона желает поиметь себе выгоду, а другие стороны оболванить. Поэтому необходимо учитывать все это, и стараться действовать грамотно, чтобы не попасться на глупую удочку госзаказчика в случае чего. Госзаказчики – это наемные сотрудники, которые держатся за свое место. Поэтому им фиолетово, какие будут проблемы у подрядчика, т. к. подрядчик – это буржуй, который стремится лишь прикарманить государственные средства. Итак, рассмотрим ситуацию, при которой не состоялся аукцион. Что делать дальше?

В зависимости от причины, по которой возникла данная ситуация, есть несколько путей к ее успешному (а иногда и неуспешному) разрешению. Все зависит от самой ситуации, а также иногда и от ваших действий.

1. Аукцион не состоялся, если в нем один участник

В этом случае с этим участником заказчик заключает контракт как с победителем, при условии, если вторая часть заявки соответствует установленным и аукционной документации. Согласование с контролирующим органов в данном случае не требуется, так как по условиям, для кворума достаточно и одной заявки, если она оформлена правильно. Естественно, если вы откажетесь, то будете нести ответственность так, как если бы вы участвовали в полноценном тендере со многими участниками и выиграли его. Если вы подали единственную заявку, и она не прошла, госзаказчик должен провести новые торги.

2. Аукцион не состоялся, если в нем несколько участников

а) Допустим, что в электронном аукционе несколько участников, но требованиям ко второй части заявки удовлетворяет только один из них. Соотвественно, в этом случае применимо правило пункта «1», то есть с этим участником госзаказчик заключает контракт без согласования в контролирующем органе.

б) В аукционе несколько участников, но госзаказчик отклонил все заявки на этапе рассмотрения вторых частей. Решением является проведение новых торгов.

3. Не подано ни одной заявке (в аукционе нет участников)

Согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ, заказчик может сделать запрос предложений по аукциону. В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). Извещение в ЕИС должно быть подано заказчиком не позже, чем за 5 дней (календарных) до дня проведения запроса предложений. При этом по 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, способным, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.

Аукцион не состоялся, если все заявки отклонены на этапе рассмотрения первых частей

В теории это вряд ли возможно, но на самом деле в электронных торгах бывает всякое. Соотвественно, в этом случае применим предыдущий пункт о запросе предложений. Если же из всех заявок по результатам рассмотрения первых частей (а не вторых) допущен лишь один участник, то тогда, согласно ч.2 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе.

Аукцион не состоялся, так как никто из участников не вышел на него

Согласно ч.3 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе (первая заявка, соответствующая условиям аукциона). Если не соответствует ни одна заявка, либо заявка соответствует, но участник готов на расторжение, то применяется пункт, подходящий по условиям 44-ФЗ:

"3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта:

4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе".