Большой театр год основания. История здания государственного академического большого театра (габт)

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Старейший театр оперы и балета в России. Официальное название - Государственный академический Большой театр России. В разговорной речи театр называют просто Большой .


Большой театр - памятник архитектуры. Современное здание театра выстроено в стиле ампир. Фасад украшают 8 колонн, на портике - статуя древнегреческого бога искусств Аполлона, управляющего квадригой - двухколесной колесницей, запряженной в ряд четверкой коней (работа П.К. Клодта). Интерьеры театра богато украшены бронзой, позолотой, красным бархатом, зеркалами. Украшают зрительный зал хрустальные люстры, вышитый золотом занавес, роспись потолка, на котором изображены 9 муз - покровительниц разных видов искусства.
Год рождения театра - 1776 г., когда в Москве была организована первая профессиональная театральная труппа. В театре шли оперные, балетные и драматические спектакли. Собственного помещения труппа не имела, до 1780 г. спектакли ставились в доме графа Воронцова на Знаменке. Поэтому первоначально театр называли Знаменским, а также «театром Медокса» (по фамилии директора театра М. Медокса). В конце 1780 г. на Петровской улице было построено первое здание театра (архитектор Х. Розберг), и он стал называться Петровским. В 1805 г. здание театра сгорело, и в течение 20 лет спектакли шли на различных площадках Москвы: в Доме Пашкова , в Новом Арбатском театре и др. В 1824 г. архитектором О.И. Бове для Петровского театра было построено новое большое здание, второе по размерам после миланского «Ла Скала», поэтому театр стал называться Большим Петровским. Открытие театра состоялось в январе 1825 г. Тогда же драматическая труппа отделилась от оперной и балетной и переехала в новый - , построенный рядом с Большим.
В начале ХIХ в. в Большом театре ставились в основном произведения французских авторов, но вскоре появились первые оперы и балеты русских композиторов А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева , А.Е. Варламова . Руководителем балетной труппы был ученик Ш. Дидло - А.П. Глушковский. В середине века на сцене театра появились знаменитые европейские романтические балеты «Сильфида» Ж. Шнейцгофера, «Жизель» А. Адана, «Эсмеральда» Ц. Пуни.
Главным событием первой половины ХIХ в. стали премьеры двух опер М.И. Глинки - «Жизнь за царя» (1842 г.) и «Руслан и Людмила» (1846 г.).
В 1853 г. театр, построенный О.И. Бове, уничтожил пожар. Погибли декорации, костюмы, редкие инструменты, нотная библиотека. В конкурсе на лучший проект восстановления театра победил архитектор Альберт Кавос . По его проекту было построено здание, которое стоит до сих пор. В августе 1856 г. новый Большой театр открылся. В нем выступали оперные знаменитости Европы. Послушать Дезире Арто, Полину Виардо, Аделину Патти съезжалась вся Москва.
Во второй половине века расширился и русский оперный репертуар: была поставлена «Русалка» А.С. Даргомыжского (1858 г.), оперы А.Н. Серова - «Юдифь» (1865 г.) и «Рогнеда» (1868 г.); в 1870–1880-х гг. - «Демон» А.Г. Рубинштейна (1879 г.), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1881 г.), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1888 г.); в конце века - «Пиковая дама» (1891 г.) и «Иоланта» (1893 г.) Чайковского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (1893 г.), «Князь Игорь» А.П. Бородина (1898 г.). Это способствовало тому, что в труппу пришли певцы, благодаря которым в следующем веке опера Большого театра достигла огромных высот. В конце ХIХ - начале XX в. в Большом театре пели Федор Шаляпин , Леонид Собинов , Антонина Нежданова , прославившие русскую оперную школу.
В великолепной профессиональной форме в конце XIX в. был и балет Большого театра. В эти годы здесь были поставлены , «Спящая красавица», Чайковского. Эти произведения стали символом русского балета, и с тех пор они постоянно в репертуаре Большого театра. В 1899 г. в Большом дебютировал балетмейстер А.А. Горский, с именем которого связан расцвет московского балета первой четверти XX в.
В XX в. в Большом театре танцевали великие балерины - Галина Уланова и Майя Плисецкая . На оперной сцене выступали кумиры публики - Сергей Лемешев , Иван Козловский , Ирина Архипова , Елена Образцова . Много лет в театре проработали выдающиеся деятели российского театра - режиссер Б.А. Покровский , дирижер Е.Ф. Светланов , балетмейстер Ю.Н. Григорович .
Начало XXI в. в Большом театре связано с обновлением репертуара, приглашением для постановок знаменитых театральных режиссеров и балетмейстеров разных стран, а также с работой ведущих солистов труппы на сценах зарубежных театров.
В Большом театре проводятся Международные конкурсы артистов балета. При театре работает Хореографическое училище.
На зарубежных гастролях балет Большого театра часто называют The Bolshoi ballet. Это наименование в русском варианте - Большой балет - в последние годы стало использоваться и в России.
Здание Большого театра на Театральной площади в Москве:

Зал Большого театра:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "БОЛЬШОЙ ТЕАТР" в других словарях:

    Большой Театр - Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия

    Большой театр - Большой театр. Москва. Большой театр (Государственный академический театр оперы и балета России) (, 2), крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра восходит к 1776 (см.). Первоначальное название Петровский … Москва (энциклопедия)

    Большой театр - Государственный академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский театр оперы и балета, крупнейший центр русской, советской и мировой музыкальной театральной культуры. Современное здание театра построено в 1820 24… … Художественная энциклопедия

    Большой театр - Большой театр. Театральная площадь в день открытия Большого театра 20 августа 1856 . Картина А. Садовникова. БОЛЬШОЙ ТЕАТР Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К.… … Русская история

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О.И. Бове; реконструировано в 1856, архитектором А.К.… … Современная энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1825 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К. Кавос). Ставились иностранные и первые русские оперы и балеты М. И. Глинки, А. С.… … Большой Энциклопедический словарь

    Большой театр - У этого термина существуют и другие значения, см. Большой театр (значения). Большой театр … Википедия

    Большой театр - БОЛЬШÓЙ ТЕÁТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. т р, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного иск ва. Его возникновение связано с расцветом рус.… … Балет. Энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, старейший рус. муз театр, крупнейший центр муз. театральной культуры, здание к рого являлось также местом проведения съездов, торжеств. заседании и др. обществ. мероприятий. Осн … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Большой театр. Культура и политика. Новая история , Волков Соломон Моисеевич. Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным…

Изначально, Большой театр был казенным и вместе с Малым составлял московскую труппу императорских театров. Он считался частным театром губернского прокурора Петра Урусова, князя. Императрица Екатерина II 28 марта 1776 года подписала ему В«привилегиюВ» на содержание балов, спектаклей, маскарадов и прочих мероприятий сроком на десять лет. Ныне, именно эта дата считается основанием московского Большого театра.

Состав артистов в то время был самым разнообразным: от местных крепостных, до приглашенных звезд соседних государств. Открытие театра состоялось 30 декабря 1780 года. Первое свое название, он получил в честь места построения, вход выходил прямо на улицу Петровка. Название Петровский театр крепко прикрепилось за ним. Однако, осенью 1805 года случился пожар, в огне которого здание Петровского театра полностью сгорело.

В 1819 году по результатам конкурса был выбран проект Андрея Михайлова, являющего профессором Академии художеств. Но после признания этого проекта слишком дорогостоящим, московский губернатор Дмитрий Голицын выбрал архитектора Осипа Бове и приказал ему исправить вариант Михайлова. Бове выполнил свою работу великолепно, и помимо уменьшения стоимости, значительно улучшил и сам проект. По работе Голицына, в июле 1820 года началось строительство здания театра, которое должно было стать центром городской композиции площади, а также примыкающих улиц.

Открытие нового Петровского театра состоялось 6 января 1825 года. Размерами он значительно превышал старый, вследствие чего и получил название Большой Петровский театр. Величина была и вправду впечатляющей. Он превзошел даже петербургский каменный театр по монументальному величию, соразмерности пропорций, гармонии архитектурных форм и богатства внутреннего убранства. В таком виде здание просуществовало лишь тридцать лет, и в 1853 году его постигла участь предшественника: театр вспыхнул огнем и горел трое суток. На очередную реконструкцию получил право профессор Петербургской Академии художеств Альберт Кавос, который был главным архитектором императорских театров.

Работа по восстановлению Большого театра продвигалась стремительно, и уже в августе 1856 года здание распахнуло двери для публики. Такая скорость была вызвана коронацией императора Александра II. Главное внимание архитектора было уделено сценической част и зрительному залу. Это послужило тому, что Большой театр во второй половине XIX века считался одним и лучших мировых театров, благодаря своим акустическим свойствам. Однако Императорский Большой театр простоял до 28 февраля 1917 года. 13 марта был открыт Государственный Большой театр.

Революция 1917 года принесла с собой изгнание занавесей императорского театра. Лишь в 1920 году художник Федоровский выполнил раздвижной занавес, состоящий из окрашенного бронзой холста. Именно этот холст и стал основным занавесом театра до 1935 года, пока не выполнили заказ на занавес с вытканными революционными датами В«1871, 1905, 1917В». С 1955 года в театре провисел В«золотойВ» советский занавес, вновь выполненный Федоровским. На занавесе была выполнена советская символика.

По окончанию Октябрьской революции здание и само существование Большого театра стало под угрозой. Не один год был потрачен на то, чтобы победивший пролетариат навсегда оставил идею закрытия театра. Первым шагом стало присвоение в 1919 году театру звания Академический, но даже это не давало ему гарантий, что сноса не будет. Но уже в 1922 году правительство большевиков решило, что закрытие такой культурной памятки отрицательно скажется на всей российской истории.

В апреле 1941 года Большой театр закрылся на проведение планового ремонта, а через два месяца началась Великая Отечественная Война. Большинство артистов ушло на фронт, но оставшиеся продолжали играть спектакли.

22 октября 1941 года, ровно в 4 часа дня на здание Большого театра упала бомба. Пострадала значительная часть строения. Однако, не смотря на суровое время и сильный холод, зимой начались восстановительные работы. Осень 1943 года принесла с собой открытие Большого и возобновление его работы с постановки оперы М. Глинки В«Жизнь за царяВ». С тех пор, косметический ремонт театра проводился, практически, ежегодно.

Большой репетиционный зал был открыт в 1960 году, расположившись под самой крышей. Празднование 200-летия театра в 1975 году прошло в отреставрированных зрительном и Бетховенском залах. Но главными проблемами Большого театра до сих пор оставались нехватка зрительных мест и неустойчивость фундамента. Эти проблемы были решены в 1987 оду, когда постановлением Правительства России было принято решение срочно реконструировать здание. Однако первые работы начались лишь спустя восемь лет, а еще через семь было построено здание Новой сцены. Проработал театр до 2005 года и вновь закрылся на реставрацию.

Сегодня новая механическая сцена позволяет по максимуму использовать световые, визуальные и звуковые эффекты. Благодаря ремонту, в Большом театре появился подземный концертный зал, который располагается под Театральной площадью. Эта работа стала по истине значимой в жизни театра. Были собраны специалисты высочайшего уровня, чей труд можно по достоинству оценить, лишь посетив Большой театр.

Уникальный проект реконструкции Большого театра позволил современной публике буквально прикоснуться к истории. Ведь сегодня, купив билеты в Большой театр , зритель будет наслаждаться прекрасными музыкальными спектаклями и тщательно воссозданными интерьерами XIX века. Безусловно, еще одним замечательным архитектурным решением стало строительство подземного концертно-репетиционного зала, оснащенного самым современным подземно-опускным механическим оборудованием. Такие конструкции зарекомендовали себя безупречной работой в различных театрах мира – Венской опере, театре В«ОлимпияВ» в Испании, Копенгагенской опере, В«Комише операВ» в Берлине. Особое внимание было уделено акустике зала, которая отвечает самым высоким требованиям международных акустических норм. Располагается подземный концертный зал под Театральной площадью.

Большой театр: история создания

Датой рождения театра считается 1776 год. Именно в этот день князь Петр Урусов получил разрешение от Екатерины Второй на проведение балов и маскарадов, а также различных спектаклей и иных мероприятий. Поначалу количество артистов не превышало и пятидесяти человек. История здания Большого театра в Москве особенно интересна. В то время труппа не располагала пространством для выступлений, и все представления проходили в доме Воронцовых. Тогда зрители впервые увидели оперную постановку “Перерождение”. Позже началось строительство самого здания, а поскольку фасад строения был направлен на Петровскую улицу, то и название театр получил соответствующее - Петровский. Архитектором стал Х. Розберг. Преимущественно здесь показывались музыкальные представления - неудивительно, что со временем театр стали называть Оперным домом.

Большой театр: история первого пожара

1805 - роковой год для Большого театра. В это время случился пожар, который полностью разрушил творение Х. Розберга. Театральной труппе пришлось искать приют в других культурных заведениях. Тогда их выступления проходили в доме Апраксина, Пашкова, в новом Арбатском театре.

Начало XIX века

Новый проект здания был разработан А. Михайловым, а его реализацией занялся О. Бове. В скором времени на месте пожара появилось новое здание, которое превосходило предыдущую постройку своими масштабами и величественностью. По своим размерам оно уступало лишь театру “La Scala” в Милане.

Второй пожар

В 1853 году снова вспыхнул пожар, причины возникновения которого до сих пор неизвестны. Пламя огня за короткое время уничтожило практически все здание. Театру был нанесен колоссальный урон. Спустя два года на этом месте уже начали строительство нового культурного учреждения под руководством А. Кавоса. В процессе создания знаменитых статуй и занавеса принимал участие знаменитый скульптор П. Клодт и профессиональный живописец Козрое-Дузи из Венеции.

Середина XIX столетия - первая половина XX века

Этот время характеризуется творческим подъемом. В Большом театре все большую популярность приобретает музыкальное искусство. Главными вокалистами становятся такие известные оперные певцы, как Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Л. Собинов. Реперутар театр преображается, появляются новые интересные произведения.

Великая Отечественная война

Работа Большого театра была приостановлена. Часть коллектива была переправлена в Самару. Те, кто остался в столице, продолжили давать выступления. Представления зачастую прерывались из-за бомбардировок: зрители прятались в защитных сооружениях. Во время войны один из снарядов разрушил фасадную часть театра. Годом спустя она было уже отреставрирована.

Времена СССР

В это время количество спектаклей на сцене Большого театра увеличилось в несколько раз. В здании был построен новый зал для репетиций, который расположился на самом верху. На тот момент было много недочетов в конструкции здания - необходимо было реанимировать фундамент и решить проблему с количеством зрительных мест в зале. Было принято решение о реставрации Большого и возведении Новой сцены. Приступить к исполнению поставленной задачи удалось лишь в 1993 году. В 2005 театр закрыли на реконструкцию.

В настоящее время ГАБТ располагает тремя вместительными залами, каждый из которых соответствует современным тенденциям. Благодаря проведенному ремонту в стенах театра установили новые визуальные и акустические конструкции, выполненные по новейшим технологиям. Размеры сцен поражают своей масштабностью и монументальностью.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Государственный академический Большой театр России, ведущий российский театр, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии национальной традиции оперного и балетного искусства. Его возникновение связано с расцветом русской культуры во 2-ой половине 18 в., с появлением и развитием профессионального театра. Создан в 1776 московским меценатом князем П.В.Урусовым и антрепренером М.Медоксом, получившими правительственную привилегию на развитие театрального дела. Труппа сформировалась на основе московской театральной труппы Н.Титова, артистов театра Московского университета и крепостных актеров П.Урусова. В 1778–1780-х спектакли давались в доме Р.И.Воронцова на Знаменке. В 1780 Медокс построил в Москве на углу Петровки, здание, которое стало именоваться Петровский театр. Это был первый постоянный профессиональный театр. Его репертуар составляли драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие не только певцы, но и драматические актеры.

В день открытия Петровского театра 30 декабря 1780 был показан балет-пантомима Волшебная лавка (пост. Я.Парадиз). В то время в театре работали балетмейстеры Ф. и К.Морелли, П.Пенюччи, Д.Соломони, ставившие спектакли Торжество приятностей женского пола , Притворная смерть Арлекина, или Обманутый Панталоне , Медея и Язон , Туалет Венеры . Популярностью пользовались балеты с национальным колоритом: Деревенская простота , Цыганский балет , Взятие Очакова . Из танцовщиков труппы выделялись Г.Райков, А.Собакина. Балетная труппа пополнялась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома (сущ. с 1773), и крепостными актерами труппы Е.А.Головкиной.

Здесь же были поставлены первые русские оперы: Мельник – колдун, обманщик и сват Соколовского (позже ред. Фомина) либретто Аблесимова, Несчастье от кареты Пашкевича, либр. Княжина, Санктпетербургский гостиный двор Матинского и др. Из 25 русских опер, написанных в 1772–1782, более трети были поставлены на московской сцене Петровского театра.

В 1805 здание Петровского театра сгорело, и с 1806 труппа перешла в введение Дирекции императорских театров, играла в различных помещениях. Русский репертуар был ограничен, уступив место итальянским и французским спектаклям.

В 1825 прологом Торжество муз , поставленным Ф.Гюллен-Сор, начались спектакли в новом здании Большого театра (архитектор О.Бове). В 1830–1840-е в балете Большого театра определяющее влияние оказывали принципы романтизма . Танцовщики этого направления – Е.Санковская, И.Никитин. Большое значение для формирования национальных принципов сценического искусства имели постановки опер Жизнь за царя (1842) и Руслан и Людмила (1843) М.И.Глинки .

В 1853 пожар уничтожил все внутреннее помещение Большого театра. Здание было восстановлено в 1856 архитектором А.К.Кавосом. В 1860-е Дирекция отдает Большой театр в аренду итальянскому антрепренеру Мерелли на 4–5 спектаклей в неделю: идет иностранный репертуар.

Одновременно с расширением отечественного репертуара театр осуществлял постановки лучших произведений западноевропейских композиторов: Риголетто , Аида , Травиата Дж. Верди , Фауст , Ромео и Джульетта Ш.Гуно , Кармен Ж.Бизе , Тангейзер , Лоэнгрин , Валькирия Р.Вагнера. ().

История Большого театра насчитывает имена многих выдающихся оперных певцов, из поколения в поколения передававших традиции русской вокальной школы. В Большом театре выступали А.О.Бантышев, Н.В.Лавров, П.П.Булахов, А.Д.Александрова-Кочетова, Е.А.Лавровская и др. Приход на оперную сцену Большого театра Ф.И.Шаляпина , Л.В.Собинова , А.В.Неждановой открыли новую страницу в истории исполнительского искусства.

Во 2-й половине 19 в. балетное искусство связано с именами балетмейстеров: Ж.Перро, А.Сен-Леона, М.Петипа; танцовщиков – С.Соколова, В.Гельцер, П.Лебедева, О.Николаева, позднее – Л.Рославлева, А.Джури, В.Поливанова, И.Хлюстина. В балетном репертуаре Большого театра были спектакли: Конек-Горбунок Пуни (1864), Дон Кихот Минкуса (1869), Папоротник, или ночь под Ивана Купала Гербера (1867) и др.

В 1900-е оперный репертуар Большого театра пополнился выдающимися в художественном отношении постановками: первые исполнения опер Римского-Корсакова – Псковитянка (1901), Садко (1906), Моцарт и Сальери (1901) с участием Ф.И.Шаляпина, Пан-воевода (под управлением Рахманинова , 1904) Кащей Бессмертный (с участием А.В.Неждановой, 1917); были осуществлены новые постановки: опер Глинки – Жизнь за царя (с участием Шаляпина и Неждановой, под управлением Рахманинова, 1904), Руслан и Людмила (1907), Мусорского – Хованщина (1912). Ставились оперы молодых композиторов – Рафаэль А.С.Аренского (1903), Ледяной дом А.Н.Корещенко (1900), Франческа да Римини Рахманинова (1906). Кроме Шаляпина, Собинова, Неждановой на оперной сцене Большого театра выступали такие певцы, как Г.А.Бакланов, В.Р.Петров, Г.С.Пирогов, А.П.Боначич, И.А.Алчевский и др. В 1900-х в балетную труппу Большого театра приходит балетмейстер А.А.Горский, который развил традиции русского балета и сблизил его с драматическим искусством. Совместно с Горским работал танцовщик и балетмейстер В.Д.Тихомиров, воспитавший целое поколение танцовщиков. В тот период в балетной труппе работали: Е.В.Гельцер, А.М.Балашова, С.Ф.Федорова, М.М.Мордкин, М.Р.Рейзен, позднее Л.П.Жуков, В.В.Кригер, А.И.Абрамова, Л.М.Банк. Спектаклями дирижировали С.В.Рахманинов, В.И.Сук, А.Ф.Андерс, Э.А.Купер, в оформлении спектаклей принимали участие театральный декоратор К.Ф.Вальц, художники К.А.Коровин, А.Я.Головин.

После Октябрьской революции 1917 Большой театр занимал видное место в культурной жизни страны. В 1920 театру было присвоено звание академического. В 1924 в помещении бывшей Частной оперы Зимина открывается филиал Большого театра (работал до 1959). Наряду с сохранением классического репертуара осуществлялись постановки опер и балетов советских композиторов: Декабристы В.А.Золотарева (1925), Прорыв С.И.Потоцкого (1930), Трупейный художник И.П.Шишова (1929), Сын солнца С.Н.Василенко (1929), Мать В.В.Желобинского (1933), Бэла Ан.Александрова (1946), Тихий Дон (1936) и Поднятая целина (1937) И.И.Дзержинского, Декабристы Ю.А.Шапорина (1953), Мать Т.Н.Хренникова (1957), Укрощение строптивой В.Я.Шебалина , Война и мир С.С.Прокофьева (1959). На сцене Большого театра и его филиала шли оперы композиторов народов СССР: Алмаст А.А.Спендиарова (1930), Абесалом и Этери З.П.Палиашвили (1939).

Исполнительская культура оперной труппы Большого театра в годы Советской власти представлена именами К.Г.Держинской, Н.А.Обуховой, В.В.Барсовой , Е.А.Степановой, И.С.Козловского , А.С.Пирогова, М.О.Рейзена, М.Д.Михайлова, С.Я.Лемешева , Г.М.Нэлеппа, А.П.Иванова, П.Г.Лисициана, И.И.Петрова, М.П.Максаковой, В.А.Давыдовой, И.И.Масленниковой, А.П.Огневцева.

Значительными этапами в истории советской хореографии были постановки балетов советских композиторов: Красный мак (1927, 1949) Р.М.Глиэра , Пламя Парижа (1933) и Бахчисарайский фонтан (1936) Б.В.Асафьева, Ромео и Джульетта Прокофьева (1946). Слава балета Большого театра связана с именами Г.С.Улановой , Р.С.Стручковой, О.В.Лепешинской , М.М.Плисецкой , А.Н.Ермолаева, М.Т.Семеновой, М.М.Габовича, А.М.Мессерера, Ю.Г.Жданова, Н.Б.Фадеечева и др. ()

Дирижерское искусство Большого театра представлено именами Н.С.Голованова, С.А.Самосуда, Л.П.Штейнберга, А.Ш.Мелик-Пашаева, Ю.Ф.Файера, Б.Э.Хайкина, Г.Н.Рождественского, Е.Ф.Светланова, А.М.Жюрайтиса и др. В оперной режиссуре Большого театра – В.А.Лосский, Л.В.Баратов, Б.А.Покровский. Постановки балетных спектаклей осуществляли А.А.Горский, Л.М.Лавровский, В.И.Вайнонен, Р.В.Захаров, Ю.Н.Григорович.

Постановочную культуру Большого театра тех лет определяло художественно-декорационное оформление Ф.Ф.Федоровского, П.В.Вильямса, В.М.Дмитриева, В.Ф.Рындина, Б.А.Мессерера, В.Я.Левенталя и др. ().

В 1961 Большой театр получил новую сценическую площадку – Кремлевский Дворец съездов, что способствовало более широкой деятельности балетной труппы. На рубеже 1950-х и 1960-х в театр пришли Е.С.Максимова , Н.И.Бессмертнова, Е.Л.Рябинкина, Н.И.Сорокина, В.В.Васильев , М.Э.Лиепа, М.Л.Лавровский, Ю.В.Владимиров, В.П.Тихонов.

В 1964 главным балетмейстером стал Ю.Н.Григорович, с именем которого связана новая веха в истории балета Большого театра. Почти каждый новый спектакль был отмечен новыми творческими поисками. Они проявились в Весне священной И.Ф.Стравинского (балетмейстер Н.Касаткина и Васильев, 1965) Кармен-сюите Бизе–Щедрина (А.Алонсо, 1967), Спартаке А.И.Хачатуряна (Григорович, 1968), Икаре С.М.Слонимского (Васильев, 1971), Анне Карениной Р.К.Щедрина (М.М.Плисецкая, Н.И.Рыженко, В.В.Смирнов-Голованов, 1972), Эти чарующие звуки… на музыку Дж.Торелли, А.Корелли, Ж.-Ф.Рамо, В.-А.Моцарта (Васильев, 1978), Чайка Щедрина (Плисецкая, 1980), Макбет К.Молчанова (Васильев, 1980) и др.

В оперной труппе тех лет выделяются имена Г.П.Вишневской , И.К.Архиповой , Е.В.Образцовой, М.Касрашвили, З.Соткилавы, В.Н.Редькина, В.А.Маторина, Т.С.Ерастовой, М.А.Шутовой, Е.Е.Нестеренко и др.

Общей тенденцией Большого театра 1990–2000-х стало приглашение зарубежных режиссеров и исполнителей, для постановок на сцене Большого театра: балеты Собор Парижской Богоматери , Три карты (Р.Пети, 2002–2003), Светлый ручей Д.Д.Шостаковича (А.Ратманский, 2003), опер Дж.Верди Сила судьбы (П.-Ф.Маэстрини, 2002) и Набукко (М.С.Кисляров), Турандот Дж.Пуччини (2002), Похождения повесы И.Ф.Стравинского (Д.Черняков), Любовь к трем апельсинам С.С.Прокофьева (П.Устинов). За этот период были возобновлены балеты Лебединое озеро Чайковского, Раймонда А.К.Глазунова, Легенда о любви А.Д.Меликова (постановка Григоровича), оперы Евгений Онегин Чайковского (Б.Покровский), Хованщина Мусоргского, Руслан и Людмила (А.Ведерникова), Игрок Прокофьева (Рождественский).

Балетная труппа Большого театра представлена именами: Н.Цискаридзе, М.Перетокина, А.Уварова, С.Филина, Н.Грачевой, А.Горячевой, С.Лунькиной, М.Александровой и др. Оперная – И.Долженко, Е.Околышева, Е.Зеленской, Б.Майсурадзе, В.Редькина, С.Мурзаева, В.Маторина, М.Шутовой, Т.Ерастовой и др. Оперная труппа театра имеет стажерскую группу.

Пост художественного руководителя театра в 1990-е занимали В.Васильев и Г.Рождественский, с 2001 главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра является А.А.Ведерников, дирижерами оперных и балетных спектаклей являются П.Ш.Сорокин, А.А.Ведерников, А.А.Копылов, Ф.Ш.Мансуров, А.М.Степанов, П.Е.Клиничев.

Современное здание Большого театра представляет собой главное сооружение архитектурного ансамбля Театральной площади (архитектор А.К.Кавос). По внутреннему устройству театр состоит из пятиярусного зрительного зала, вмещающего более 2100 зрителей и отличающегося высокими акустическими качествами (длина зала от оркестра до задней стены – 25 м, ширина – 26,3 м, высота – 21м). Портал сцены – 20,5 х 17,8 м, глубина сцены – 23,5 м. Над сценой помещено табло для титров.

В 2003 спектаклем Снегурочка Римского-Корсакова (постановка Д.Белова) была открыта новая сцена Большого театра. Премьерами 2003 стали балет Светлый ручей Шостаковича, опера Похождения повесы Стравинского и опера Макбет Верди.

Нина Ревенко


Большой театр России

Большо́й теа́тр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади.

Открытие в 1825 г.

Театр открылся 6 (18) января 1825 года представлением «Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца, А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Медокса создал новый. Роли исполняли лучшие московские актеры: Гений России — трагик П. С. Мочалов, Аполлон — певец Н. В. Лавров, муза Терпсихора — ведущая танцовщица московской труппы Ф. Гюллень-Сор. После антракта был показан балет «Сандрильона» (Золушка) на музыку Ф. Сора, балетмейстеры Ф.-В. Гюллень-Сор и И. К. Лобанов , постановка перенесена со сцены Театра на Моховой. На следующий день спектакль был повторен. Об этом открытии сохранились воспоминания С. Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение»; а В. Одоевский, восхищаясь балетным спектаклем, писал об этом представлении так: «Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе» .В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа.11 марта 1853 года театр сгорел; пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. К конкурсу на восстановление театра были привлечены архитекторы Константин Тон, Александр Матвеев и главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос . Победил проект Кавоса; театр был восстановлен за три года. В основном объём здания и планировка были сохранены, однако Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции и полностью переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года. В 1886 году тыльная сторона здания была перестроена по проекту архитектора Э. К. Гернета . В 1895 году по проекту архитекторов К. В. Терского и К. Я. Маевского под здание театра был подведён новый фундамент.


Бронзовая квадрига работы Петра Клодта

Труппа

Театр включает в себя балетную и оперную труппы, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. При этом в труппе первоначально не было специализации: драматические актёры принимали участие в операх, а певцы и танцовщики — в драматических спектаклях. Так, в состав труппы в разное время входили Михаил Щепкин и Павел Мочалов , которые пели в операх Керубини, Верстовского и других композиторов.

Звание артистов Императорских театров имеют: Актёры, управляющие труппами, режиссёры, капельмейстеры, балетмейстеры, дирижёры оркестров, танцовщики, музыканты, декораторы, машинисты, инспекторы освещения и их помощники, живописцы, главный костюмер, суфлеры, гардеробмейстеры, фехтмейстеры, театрмейстеры, скульпторы, надзиратель нотной конторы, фигуранты, нотные писцы, певчие и парикмахеры; все эти лица считаются состоящими на государственной службе и разделяются на три разряда, смотря по талантам и занимаемым ими амплуа и должностям .

К 1785 году труппа выросла уже до 80 человек, и продолжала постоянно расти, достигнув к началу XX века 500, а к 1990 году — более 900 артистов.

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства (Ирина Архипова, Юрий Григорович, Елена Образцова, Иван Козловский, Евгений Нестеренко, Майя Плисецкая, Евгений Светланов, Марина Семёнова, Галина Уланова ).

Репертуар театра

За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений. Первой постановкой, созданной труппой театра, стала опера Д.Зорина «Перерождение» (1777 ). Большой успех у публики, по воспоминаниям современников, имела премьера оперы М. Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779 ). В этот период существования театра репертуар был достаточно пёстрым: оперы русских и итальянских композиторов, танцевальные картины из русского народного быта, балеты-дивертисменты, спектакли на мифологические сюжеты.

XIX век

К 1840-м годам в театре утверждаются отечественные оперы-водевили и романтические оперы большой формы, чему во многом способствовала административная деятельность композитора А. Верстовского, в разные годы инспектора музыки, инспектора репертуара и управляющего Московской театральной конторой. В 1835 году состоялась премьера его оперы «Аскольдова могила».

Событиями театральной жизни становятся постановки в театре опер М. Глинки «Жизнь за царя » (1842) и «Руслан и Людмила» (1845), балета А. Адана «Жизель» (1843). В этот период театр ориентируется на создание подлинно русского репертуара, преимущественно музыкального эпоса.


Спектакль в московском Большом театре по случаю коронования императора Александра II

Вторая половина XIX века в балете отмечена деятельностью выдающегося хореографа М.Петипа , поставившего в Москве ряд спектаклей, из которых одним из наиболее значительных является «Дон Кихот Ламанчский» Л. Минкуса (1869 ). В это время репертуар обогащается также произведениями П. Чайковского: «Воевода» (1869), «Лебединое озеро» (1877 , балетмейстер Вацлав Рейзингер ) — оба дебюты композитора в опере и балете, — «Евгений Онегин» (1881 ), «Мазепа» (1884 ). Премьера оперы «Черевички» Чайковского в 1887 становится дирижёрским дебютом её автора. Появляются выдающиеся оперы композиторов «могучей кучки»: народная драма «Борис Годунов» М. Мусоргского (1888), «Снегурочка» (1893 ) и «Ночь перед Рождеством» (1898 ) Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина (1898 ).

Вместе с тем в Большом театре в это время ставятся и произведения Дж. Верди, Ш. Гуно , Ж. Бизе, Р. Вагнера и других зарубежных композиторов.


Семейство Александра III в Большом театре

Конец XIX — начало XX века

На рубеже XIX и XX веков театр достигает расцвета. Многие петербургские артисты добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. Становятся широко известны во всем мире имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова , А.Неждановой .

В 1912 Ф. Шаляпин ставит в Большом оперу М.Мусоргского «Хованщина». В репертуаре появляются «Пан Воевода», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Демон» А. Рубинштейна, «Кольцо нибелунгов » Р. Вагнера, веристские оперы Леонкавалло, Масканьи, Пуччини.

В этот период с театром активно сотрудничает С.Рахманинов , проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр, внимательный к особенностям стиля исполняемого произведения и добивавшийся в исполнении опер сочетания предельного темперамента с тонкой оркестровой отделкой. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра — так, благодаря ему разворачивается и переносится на свое современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене).

В качестве художников-постановщиков участвуют в создании спектаклей выдающиеся художники, участники «Мира искусства » Коровин, Поленов, Бакст , Бенуа, Головин.

Первые годы после революции 1917 года отмечены, в первую очередь, борьбой за сохранение Большого театра как такового и, во вторую очередь, за сохранение определённой части его репертуара. Так, идеологической критике подвергались оперы «Снегурочка», «Аида» , «Травиата» и вообще Верди . Звучали высказывания и об уничтожении балета, как «пережитка буржуазного прошлого». Однако, несмотря на это, в Большом продолжает развиваться как опера, так и балет.

Создают новые постановки хореограф А. А. Горский, балетный дирижёр Ю. Ф. Файер — в 1919 году впервые в Москве ставится «Щелкунчик» П. И. Чайковского, в 1920 году — появляется новая постановка «Лебединого озера».

Хореографы в духе времени ищут новые формы в искусстве. К. Я. Голейзовский ставит балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко (1925 ), Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров — спектакль «Красный мак» Р. М. Глиэра (1927 ), пользующийся огромным успехом у зрителей, В. И. Вайнонен — балет «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (1933 ).

В опере преобладают произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. В 1927 году режиссёром В. А. Лосским рождается новая редакция «Бориса Годунова». Ставятся оперы советских композиторов — «Трильби» А. И. Юрасовского (1924 ), «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1927 ).

Также в 20-е годы театр представляет публике лучшие оперы зарубежных композиторов: «Саломея» Р. Штрауса (1925 ), «Свадьба Фигаро» В.-А.Моцарта (1926 ), «Чио-чио-сан (Мадам Баттерфляй)» (1925 ) и «Тоска» (1930 ) Дж. Пуччини («Тоска» обернулась провалом, несмотря на подчёркивание в постановке «революционной линии»).

В 30-е годы в печати появляется требование И. В. Сталина о создании «советской оперной классики». Ставятся произведения И. И. Дзержинского, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра. При этом вводится запрет обращаться к творчеству современных зарубежных композиторов.

В 1935 году с большим успехом у публики проходит премьера оперы Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Однако это произведение, высоко оценённое советскими и зарубежными ценителями, вызывает резкое неприятие власти. Хорошо известна статья «Сумбур вместо музыки», приписываемая Сталину и ставшая причиной исчезновения этой оперы из репертуара Большого.

В годы Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве.

Окончание войны театр отмечает яркими премьерами балетов С. Прокофьева «Золушка» (1945 , балетмейстер Р. В. Захаров) и «Ромео и Джульетта» (1946 , балетмейстер Л. М. Лавровский), где в главных партиях выступает Г. С. Уланова.

В последующие годы Большой театр обращается к творчеству композиторов «братских стран» — Чехословакии, Польши и Венгрии («Проданная невеста» Б. Сметаны (1948 ), «Галька» С. Монюшко (1949 ) и других), а также пересматривает постановки классических русских опер (создаются новые постановки «Евгения Онегина», «Садко», «Бориса Годунова», «Хованщины» и многие другие). Значительная часть этих постановок осуществлена оперным режиссёром Б. А. Покровским, пришедшим в Большой театр в 1943 году. Его спектакли в эти годы и последующие несколько десятилетий служат «лицом» оперы Большого.

В 1950 —1960-е годы появляются новые постановки опер: Верди («Аида», 1951 , «Фальстаф», 1962 ), Д. Обера («Фра-Дьяволо», 1955 ), Бетховена («Фиделио», 1954 ), театр активно сотрудничает с зарубежными артистами, музыкантами, художниками, режиссёрами из Италии, Чехословакии, Болгарии, ГДР . Недолгое время в труппу театра входит Николай Гяуров, находящийся в самом начале своей карьеры.

В Большой приходит хореограф Ю. Н. Григорович, на московскую сцену переносятся созданные им балеты «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (1959 ) и «Легенда о любви» А. Д. Меликова (1965 ), ранее ставившиеся в Ленинграде. В 1964 Григорович возглавляет балет Большого театра. Он делает новые редакции «Щелкунчика» (1966 ) и «Лебединого озера» (1969 ) Чайковского, а также ставит «Спартака» А. И. Хачатуряна (1968 ).

Этот спектакль, созданный совместно с художником Симоном Вирсаладзе и дирижёром Геннадием Рождественским, с участием виртуозных артистов Владимира Васильева, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского имеет феноменальный успех у публики и получает Ленинскую премию (1970 ).

Ещё одним событием в жизни театра становится постановка «Кармен-сюиты» (1967 ), созданная кубинским балетмейстером А. Алонсо на музыку Ж. Бизе и Р. К. Щедрина специально для балерины М. М. Плисецкой.

В 1960-е -1980-е рекламные афиши к балетным спектаклям театра создаёт Олег Савостюк.

В 1970-е и 1980-е В. Васильев и М. Плисецкая выступают в роли хореографов. Плисецкая ставит балеты Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), а Васильев — балеты «Икар» С. М. Слонимского (1976), «Макбет» К. В. Молчанова (1980), «Анюта» В. А. Гаврилина (1986).

Труппа Большого театра часто гастролирует, имея успех в Италии, Великобритании, США и многих других странах.


Современный период

1 июля 2005 года Основная сцена Большого театра закрылась на реконструкцию, которую первоначально предполагали завершить в 2008 году. Последним спектаклем, прошедшим на Основной сцене перед закрытием, стала опера Мусоргского «Борис Годунов» (30 июня 2005 года).

В настоящее время в репертуаре Большого театра сохраняются многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам.

В сфере балета создаются постановки произведений Д. Шостаковича «Светлый ручей» (2003 ) и «Болт» (2005 ).

К работе над операми привлекаются постановщики, уже получившие известность как драматические или кинорежиссёры. Среди них — А. Сокуров , Т. Чхеидзе , Э. Някрошюс и другие.

Ведется работа по «очищению» оригинальных оперных партитур от позднейших напластований и пометок, возврату их к авторским редакциям. Таким образом готовилась новая постановка «Бориса Годунова» М. Мусоргского (2007 ), «Руслана и Людмилы» М. Глинки (2011 ).

Некоторые новые постановки Большого театра вызвали неодобрение части публики и заслуженных мастеров Большого. Так, скандал сопутствовал постановке оперы Л. Десятникова «Дети Розенталя» (2005 ), во многом в связи с репутацией автора либретто писателя Владимира Сорокина. Возмущение и неприятие нового спектакля «Евгений Онегин» (2006 , режиссёр Дмитрий Черняков) выразила знаменитая певица Галина Вишневская, отказавшись отмечать свой юбилей на сцене Большого, где идут подобные постановки. Вместе с тем, упомянутые спектакли имеют и своих поклонников. В марте 2010года Большой театр совместно с компанией «Веl Air Media» начал транслировать свои спектакли в кинотеатрах мира. 11 марта 2012года совместно с компанией «Google Russia» Большой театр начал трансляцию балетных постановок на канале "YouTube " на территории России.

История Большого театра

Опера Большого театра