Формирование образа шерлока холмса. Cочинение «Характеристика образа Шерлока Холмса

В нашем восприятии самый гениальный детектив всех времён, мистер Вильям Томас Шерлок Скотт Холмс, представляется человеком целеустремлённым, серьёзным, несомненно образованным и интеллигентным. Однако характер его неоднозначен и во многом противоречив. Видно, что он обожает свою работу, поглощён ей целиком, но наступают приступы апатии и в это время никакая сила не способна побороть внутреннюю лень. Он целыми днями не выходит из дома, предаваясь возлежанию на диване и исполнению музыкальных увертюр.

Холмс чрезвычайно умён и образован.

  • Прекрасно разбирается в химии и геологии, окончил Оксфордский колледж по специальности биохимик.
  • Осведомлён в области медицины, неплохо знает анатомию человека.
  • Знает историю и географию, ровно настолько, насколько это полезно для расследования преступлений.
  • Интересуется современными, для своего времени, достижениями в области техники.
  • Ну и конечно безупречные знания английского правоведения.

И в противоположность полное отсутствие какой-либо осведомлённости в политике, астрономии, ботанике, философии, литературе и остальных общеобразовательных науках. Мозг сыщика, как интеллектуальный фильтр, впитывал и запоминал знания, необходимые для работы и совершенно не реагировал на остальную информацию, а аналитический склад ума выстраивал полученные факты и знания в цепь дедуктивного расследования.

Обречённый на одиночество

Шерлок Холмс был человеком общительным, дружелюбным, способным своим флегматичным спокойствием расположить к себе окружающих. Несомненно у него были друзья: ближайший соратник доктор Ватсон, детектив Баркер, второй помощник Шерлока Портер и конечно заботливая миссис Хадсон. Но полностью быть открытым и откровенным у Холмса не получалось, такие люди являются фанатиками своей профессии и в большей степени замкнуты в кругу своих интересов. Ну а мысль о спутнице сердца не могла даже возникнуть. Любовь к женщине интеллигентного человека обязательно приводит к браку, а это действие способно поставить крест на опасной и самоотверженной карьере лондонского детектива. К сожалению, гении нередко остаются одинокими.

Роман был издан в еженедельнике Битона за 1887 год под названием «Этюд в багряных тонах», который познакомил читателей с Шерлоком Холмсом (прототипы: профессор Джозеф Белл, писатель Оливер Холмс) и доктором Ватсоном (прототип майор Вуд), которые стали в скором времени знаменитыми. Отдельным изданием роман вышел в начале 1888 года и был проиллюстрирован рисунками отца Дойля - Чарльза Дойля. Несмотря на литературный успех и процветающую медицинскую практику, гармоничная жизнь семейства Конан Дойля, увеличенная рождениям дочурки Мэри, была неспокойной. В конце 1890 года под влиянием немецкого микробиолога Роберта Коха и Малькольма Роберта он решает, оставить практику в Портсмуте и едет вместе с женой оставив дочь Мэри бабушке, в Вену, где хочет специализироваться в офтальмологии, чтобы в дальнейшем найти работу в Лондоне, но, столкнувшись со специализацией на немецком языке и проучившись 4 месяца в Вене, понимает, что время потрачено напрасно.

Дойль посещает Париж и спешно возвращается в Лондон, где открывает практику на улице Upper Wimpole. Практика успеха не имела, но в это время пишутся короткие рассказы. Так постепенно создается образ Шерлока Холмса, главного героя этих рассказов, которые публикуются в журнале «The Strand». В мае 1891 г. после выздоровления от гриппа, Дойль решил оставить медицинскую практику и посвятить себя литературе. В 1892 году Дойль пишет рассказ «Уцелевший с 15-го года», который успешно ставится во многих театрах. В 1893 году, после поездки с женой в Швейцарию и посещения Райхенбахского водопада, несмотря на всеобщие просьбы, импульсивный автор решил покончить с образом Шерлока Холмса.

Литература, забота о Луизе, ухаживания за Джеан Леки настолько осторожно, насколько возможно, игра в гольф, езда быстрых автомобилях, полеты на воздушных шарах, на самолетах, - такая жизнь не удовлетворяет Конан Дойла. Он снова идет в политику в 1906 году, но и на этот раз терпит поражение. После того, как жена умерла у него на руках, Конан Дойль находится в депрессии много месяцев. Он старается помочь кому-то, кто находится в худшем положении, чем он. Продолжая рассказ о Шерлоке Холмсе, он входит в контакт со Скотланд-Ярдом, чтобы указать на ошибки правосудия. Это помогает оправдать молодого человека по имени Джордж Эдалджи, который был осужден за то, что зарезал множество коней и коров. Конан Дойль доказал, что зрение Эдалджи был настолько плохим, что преступник не смог бы сделать это ужасное дело. Эдалджи, который успел отсидеть часть определенного ему срока, был освобожден. После девяти лет тайного ухаживания Конан Дойль и Джеан Леки вступают в брак. Дойль счастлив с новой женой и активно начинает работать, значительно улучшив свое материальное положение. За несколько лет Дойль ставит на сцене «Пеструю ленту», «Родни Стоун», «Очки судьбы», «Подвиги бригадира Жерара».

В 1910 году Дойль публикует книгу «Преступление в Конго» о зверствах, которые совершаются в Конго бельгийцами. Написанные им «Утерянный мир» и «Отравленный пояс» имели успех не меньший, чем «Шерлок Холмс». В мае 1914 года сэр Артур вместе с женой и детьми отправляется провести инспекцию Национального заповедника в Джесиер-Парке в северной части Скалистых гор (Канада). В Канаде Дойль читает ряд лекций. Продолжительное время Конан Дойль был убежден в будущей войне с Германией. Дойль читает книгу Бернарда «Германия и следующая война», понимает всю серьезность ситуации и пишет статью «Англия и следующая война» (1913 год). Но его предупреждения оценивались как фантазии. Перед началом войны (в августе 1914 года) Дойль вступает в отряд добровольцев, который был целиком гражданским и создавался на случай вторжения врага на территорию Англии.
Дойль мыслил не только как политик, а и как инженер. Во время войны Дойль также вносит предложения относительно защиты солдат и предлагает что-то похожее на доспехи, т.е. наплечники, а также пластины, которые защищают важнейшие органы.
После такой жизни тяжело понять, почему писатель отступил в мысленный мир научной фантастики и спиритизма. Но Конан Дойль не был человеком, который удовлетворяется мечтами и желаниями. Он хотел, чтобы они сбылись. Пресса смеялась над ним, духовенство не одобряло его действий. Но ничто не могло удержать его. Следующие поездки в Америку (1922, 1923 г.), Австралию (1920 г.) и в Африку были также похожи на психические крестовые походы. В 1926 г. он пишет «Когда земля воскликнула», «Страна туманов», «Дезинтеграционная машина». Осенью 1929 года Дойль отправляется в последний тур по Голландии, Дании, Швеции и Норвегии. В это время он был уже серьезно болен ангиной. В 1930 году, прикованный к постели, он осуществил свое последнее путешествие. Он встал и пошел в сад. Когда его нашли, он лежал на земле, одной рукой сжимая землю, другой держа белый подснежник. Артур Конан Дойль умер 7 июля 1930 года. Его последние слова перед смертью были адресованы его жене. Он прошептал: «Вы замечательная». На могиле писателя вычеканеные слова, завещанные им лично:

* «Меня не вспоминайте с укоризной,
* Если я увлёк рассказом хоть немного,
* И мужа, насмотревшегося жизни,
* И мальчика, перед кем ещё дорога…».

ОБЛАСТНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»

Направление Литературоведение

Интерпретации образа Шерлока Холмса в современном мире

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 9 «В» класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги»

Фроловой Ульяной Александровной

Научный руководитель – учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги»

Фролова Татьяна Ивановна

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………. 1

Глава 1. Артур Конан Дойл – Автор «Шерлока Холмса»……………………..……………...2

1.1. Артур Конан Дойл о своем персонаже…………………………………………………….2

1.2. Прообраз Шерлока Холмса…………………………………………………………………3

Глава 2. Интерпретации легендарного Сыщика в современном мире……………………….4

2.1. Понятие интерпретации…………………………………………………………………….4

2.2. История шерлокианы……………………………………………………………………….4

Глава 3. Шерлок Холмс XIX и XXI веков (Практическая часть) …………………………….5

3.1. Шерлок Холмс А. К. Дойла и Э. Лейна ……………………………………………………5

3.2. Образы киногероев – Ливанов и Камбербэтч……………………………………………..7

3.3. Сопоставление деталей «старого» и «нового» образов …………………………………..9

3.4. Результаты социологического опроса……………………………………………………..9

Заключение ……………………………………………………………………………………... 10

Библиографический список……………………………………………………………………11

Приложение 1. Данные социологического опроса…………………………………………...12

Приложение 2. Фото к советскому и британскому сериалам о Шерлоке Холмсе…………13

Введение

Кто не знает Шерлока Холмса? В наше время существует очень много книг о приключениях детектива, и большинство из них, как ни странно, написано совсем не Артуром Конан Дойлом. Фильмов и того больше – ежегодно в какой-нибудь стране выходит очередная экранизация, и в каждой из них есть своя изюминка. Однако образ Шерлока Холмса довольно часто можно встретить и там, где этого совсем не ждешь: в телешоу, в аниме и в манге (японских комиксах, читающихся справа налево), в мультфильмах, в архитектуре, в живописи. Думаю, нет страны, которая не представила бы свой вариант развития известнейших детективных событий.

Так почему же именно этот персонаж так привлекателен во всем мире? Я решила найти ответ на этот вопрос. Так и родилась идея данной исследовательской работы.

Цель: исследовать популярнейшие интерпретации образа легендарного сыщика Шерлока Холмса и выявить его основные черты.

Задачи: 1) проанализировать литературные произведения и экранизации о Шерлоке Холмсе;

2) сравнить интерпретации данного образа;

3) сопоставить единые детали персонажа 19 века и героя 21 века;

Методы: анализ теоретической литературы по данной проблеме, наблюдение, сопоставление, соцопрос.

Гипотеза: в различных интерпретациях используются единые черты Шерлока Холмса, оставшиеся неизменными от создателя великого детектива – Артура Конан Дойла.

Предмет исследования: литературные произведения и экранизации о Шерлоке Холмсе.

Объект исследования: образ легендарного детектива.

Актуальность данной работы определяется необходимостью углубленного изучения произведений классической и современной зарубежной литературы.

Кстати сказать, научных исследований, связанных с изучением интерпретаций образа Шерлока Холмса, доступных современному массовому читателю, к сожалению, не имеется.

Глава 1. Артур Конан Дойл – автор Шерлока Холмса

А́ртур Игне́йшус Ко́нан Дойль – английский писатель, автор детективных произведений о сыщике , приключенческих и научно-фантастических – о профессоре , юмористических – о .

Дойлем были написаны также исторические романы (« » и др.), пьесы (« », «Ангелы Тьмы», «Огни судьбы», «Пёстрая лента»), стихотворения (сборники баллад «Песни действия» (1898) и «Песни дороги»), автобиографические очерки («Записки Старка Монро» или « ») и «бытовые» романы («Дуэт в сопровождении случайного хора»), либретто оперетты «Джейн Энни» (1893, в соавторстве) .

    1. Конан Дойл о своем персонаже

Сам автор считал рассказы о Холмсе «лёгким чтивом» и не разделял восторга читателей. Более того, его раздражало то, что читатели предпочитают произведения о Холмсе всем остальным его творениям, тогда, как Конан Дойл считал себя прежде всего автором исторического . В конце концов сэр Артур решил прекратить историю сыщика, устранив популярнейшего литературного персонажа в схватке с («крёстным отцом» английской мафии, как сказали бы сейчас) у . Однако поток писем возмущённых читателей, среди которых были члены (по легенде, сама ), заставили писателя «оживить» знаменитого сыщика и продолжить описание его приключений. Холмсовская эпопея увенчалась романом « » (1900), который относят к классике детективного жанра .

Мысль сделать героем именно сыщика возникла у Дойла не сразу. Был момент, когда изумительными аналитическими способностями обладал врач. Когда же Дойл ввел в действие Холмса, то звали его сначала не Шерлок, а Шерингфорд. Фамилию Холмс Дойл позаимствовал у любимого американского врача и писателя Оливера Уэнделла Холмса, так как, по признанию Дойла, он «очень сильно любил этого совершенно ему незнакомого человека». Однако даже когда главным героем стал «сыщик-консультант», его друг-врач тоже остался в шерлокиане важной персоной: именно он рассказывает читателю о подвигах Холмса и его удивительном искусстве расследования преступлений .

В автобиографической книге «Воспоминания и приключения» (1924) Дойл свидетельствовал: «Когда я впервые стал думать о сыщике – примерно в 1886 году, – я прочитал несколько детективных рассказов и был поражен их, мягко говоря, нелепостью, потому что в разрешении таинственной загадки автор явно полагался на совпадение или стечение обстоятельств. Мне это показалось отступлением от правил честной игры, так как успех сыщика должен зависеть от чего-то, более свойственного его собственному разуму, а не только от необыкновенных авантюрных обстоятельств, которые, что ни говори, весьма редко встречаются в реальной жизни» .

Образцом для подражания был для Конан Дойла Эдгар По. Это объяснимо: именно По измыслил дедуктивный метод, сделал его главным стержнем в рассказах дюпеновской серии, оснастил детективный рассказ определенными приемами расследования, ввел фигуры сыщика и рассказчика и главнейшим условием поставил «соучастие» читателя в раскрытии тайны. Так он создал каноническую форму рассказа с экспозицией, кульминацией и последующей «лекцией» сыщика. И Конан Дойл следует этому образцу более или менее пунктуально .

    1. Прообраз Шерлока Холмса

Джозеф Белл, эдинбургский профессор медицины, был очень интересным человеком. Он отличался редкой проницательностью, безошибочной интуицией и огромной наблюдательностью. Именно с его помощью прославится как автор детективного рассказа его ученик, молодой врач Артур Конан Дойл, а сам профессор перевоплотится в Великого Шерлока Холмса.

«На основе тщательного наблюдения и дедукции, господа, в любом случае можно поставить диагноз, – снова звучал в ушах Дойла вибрирующий голос профессора. – Однако не надо небрежничать: дедуктивные выводы должны быть проверены практикой». Вот тогда-то писатель и решил, что эксцентричный Джозеф Белл, с его удивительной способностью делать на основе наблюдения дедуктивные выводы, высокий, худощавый, с резкими, «ястребиными» чертами лица, стоит того, чтобы запечатлеть его в литературном образе, но не врача, а сыщика-детектива, которому по роду занятий необходимы и феноменальная наблюдательность, и умение анализировать .

Позже среди почитателей Холмса оказался и его прототип – редчайший случай в мировой литературе. Джозефу Беллу очень польстило, что Холмс «списан с него», и он запечатлел свою признательность автору в эссе «Шерлок Холмс». Конану Дойлу тоже было приятно, что любимый профессор поставил сыщику высший балл как «проницательному, приветливому, любознательному человеку… который… обладает, может быть, самым значительным из всех дарований – способностью освобождать свой мозг от ненужных подробностей, которые обычно отягощают человеческую память».

Глава 2. Интерпретации образа легендарного Сыщика в современном мире

    1. Понятие интерпретации

Интерпретация – творческое образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя; новая . Сколько же во всем мире насчитывается интерпретаций великого Сыщика?

    1. История шерлокианы

Конечно же, как полагается знаменитости, Шерлок Холмс и вся шерлокиана стали объектом многочисленных пародий, анекдотов и шуток. Литературную лепту в пародирование внесли в свое время Фрэнсис Брет Гарт, Марк Твен, О. Генри, Стивен Ликок, Алан Александр Милн, Агата Кристи. Возникла настоящая холмсовская «индустрия», появилось множество книг, посвященных не только литературно-художественным достоинствам рассказов, но самой личности Шерлока Холмса, этого вымышленного, но такого реального для нас героя. Есть биографии Шерлока Холмса, исследования, посвященные «холмсовскому» Лондону, с картами, точнейшим образом воспроизводящими его городские маршруты и поездки по всей Англии. Есть подделки, то есть рассказы о Шерлоке, которые якобы принадлежат Ватсону, есть стихи, «написанные» Холмсом в честь его доброй хозяйки миссис Марты Хадсон. Есть книги, исследующие родословную Холмса. Была «обнаружена» даже таинственная миссис Холмс, жена Шерлока, хотя со слов Ватсона известно, что Холмс жениться не собирался и вообще «женщин не любил и не доверял им» .

Также поставлено немало пьес с участием Сыщика, большинство из которых было показано в Англии, Испании и Франции. Существует более полутораста фильмов о Холмсе, и первый, «Шерлок Холмс недоумевает», был снят еще в 1900 году самим Эдисоном. В 1939 году Бэзил Рэтбоун (один из лучших Шерлоков Холмсов) и Найджел Брюс (лучший западный Ватсон) приступили к работе над четырнадцатисерийной шерлокианой, причем Рэтбоун говорил, что сыграть такого героя, как Холмс, для него важнее, чем «десяток Гамлетов» .

Холмс и Ватсон «приняли» участие и во Второй мировой войне – фильм «Шерлок Холмс и Голос Ужаса»… фильм кончался словами Холмса из рассказа «Его прощальный поклон» о том, что, «когда буря утихнет, страна под солнечным небом станет чище, лучше, сильнее».

Неизменна популярность Холмса и в нашей стране, об этом свидетельствует, в частности, и собственная наша шерлокхолмсовская киноэпопея с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях, причем, по мнению одного из английских критиков, Соломин был «лучшим Уотсоном» из всех, какие существуют в мире, так блестяще сыграл наш артист «божественное простодушие» Уотсона. Очень привлекает и Холмс Ливанова – своей человечностью и завораживающим низким голосом

Неудивительно, что в мире существуют движение поклонников Холмса и множество холмсовских обществ и клубов. Поклонники сыщика даже сочинили гимн, где есть такие слова:

О Шерлок, тебе воздаем мы хвалу,

Будь славен во веки веков,

Любимый и мудрый, бесстрашный герой

С Британских седых берегов!

Глава 3. Шерлок Холмс XIX и XXI веков (Практическая часть)

    1. Шерлок Холмс Артура Конан Дойла и Эндрю Лейна

Для того чтобы понять разницу между современным и оригинальным видением развития событий о сыщике, сравним образ Холмса, встречающихся в сериях рассказов у двух писателей – Артура Конан Дойла и Эндрю Лейна.

В первом произведении Дойла Шерлоку Холмсу не больше двадцати семи лет. Рост – больше шести футов (6 футов = 182, 88 см). Он очень худой, с острым, пронизывающим взглядом, тонким орлиным носом и квадратным, чуть выступающим вперед подбородком. Руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикатов. Очень деликатно обращается с предметами. Курит крепкий табак, причём, вопреки утвердившемуся мифу, не только «сильно изогнутые» трубки .

Холмс предпочитает принимать клиентов у себя дома. В ряде рассказов можно видеть, что даже очень состоятельные клиенты, особы королевской крови и сам премьер-министр Англии приходят лично к нему на приём. Холмс - театрал, любит обедать в ресторане «Симпсонс» (престижнейшее место Лондона). Отлично разбирается в опере и скорее всего знает итальянский язык («Алое кольцо») .

По образованию Шерлок Холмс, видимо, биохимик. На момент знакомства с Ватсоном работал лаборантом в одной из лондонских больниц - об этом говорится в начале «Этюда в багровых тонах». Холмс - многогранная личность. Обладая разносторонними талантами, он посвятил свою жизнь карьере частного . Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Холмс в принципе не меркантилен, его в первую очередь занимает работа. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически или вообще отказаться от неё. Многие дела Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон, называя их «делами на одну трубку» .

В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Он неприхотлив и практически безразличен к удобствам, совершенно равнодушен к роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире, нередко наполняя её удушливыми или зловонными парами, или тренируется в стрельбе, выбивая выстрелами вензель на стене комнаты.

Но что же о «Лейновском» Шерлоке Холмсе ? Действие произведения, как и в оригинале, происходит в XIX веке. Семья Холмсов была довольно богатой. У них свое поместье, их младший сын учится в престижной школе для мальчиков. Отец Шерлока военный. С Майкрофтом отношения теплые. А также Лейн добавил в семью Холмсов еще одного ребенка – девочку, о которой, правда, почти не упоминает.

Здесь сыщик показан четырнадцатилетним мальчиком. Уже в таком юном возрасте он очень умен, необычен и любознателен. Однако, в нем нет той энергичности, и он испытывает меньше того удовольствия от раскрытия тайн и преступлений, которые так явно видны у взрослого Холмса. Он любит читать, любит бродить в одиночестве по полям. Его привлекают некоторые виды науки, но школу он явно не любит.

Но в первом же произведении у Шерлока появляются друзья. Один из них был мальчишкой примерно его же возраста. Его звали Мэтью Арнетт. Именно он помогал Шерлоку в его первом деле. Затем появился некий учитель, Амиус Кроу. Этот человек был, пожалуй, очень похож на взрослого Шерлока Холмса, но был старше и менее эмоционален. Амиус Кроу учил Шерлока всем мелочам сыскного дела, которые тот с жадностью впитывал. Мальчику нравилось заниматься с ним, и вскоре это принесло свои плоды. И третьим другом для юного Холмса стала дочь Амиуса Кроу, Вирджиния. Она была на год старше Шерлока, обладала ясным умом и, когда признала его, была готова помочь ему в любой момент.

Как и взрослый Холмс, парень будто притягивает к себе необычные случаи. Однако он точно так же сохранил умение выпутываться из передряг, в которые регулярно попадает. В опасные моменты он становится решительным и всегда находит выход даже из самых сложных ситуаций.

Таким образом, Эндрю Лейн, создавая «Молодого Шерлока Холмса», постарался дополнить классическое произведение описанием детских и юношеских лет будущего сыщика, не притязая на «занятую территорию».

    1. Образы киногероев – Ливанов и Камбербэтч

Рассмотрим две известнейшие экранизации о Шерлоке Холмсе – «классическую» советскую (сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссёра И. Масленникова) и современную британскую (сериал «Шерлок» реж. С.Моффат).

В советской версии (См. Приложение № 2) события развиваются практически точно по книге: действие происходит в XIX веке. Сам же Шерлок Холмс выглядит немного старше, чем должен – ему можно дать около 30 лет. Однако как только в первой серии его голова впервые появляется из-за приборного стола, то сразу понятно: вот он, Шерлок Холмс. Даже когда он не в шапке для охоты на оленей и даже когда он без трубки (что, правда, бывало нечасто). Хоть его и не назовешь худощавым, у него нет того квадратного выступающего подбородка, он не очень высокого роста, но почему-то, один раз взглянув на Василия Ливанова в образе сыщика, ты понимаешь – вот он, тот самый Шерлок Холмс, о котором писал Конан Дойл. Удивительно, но факт.

Также немалую роль играет взгляд – казалось бы, равнодушный и скучающий, но в то же время глубокий и подмечающий каждую мелочь. Холмс довольно спокоен, уравновешен, великодушен и обладает хорошим чувством юмора. Превосходно переданные черты характера, полностью взятые из книги Дойла, возможно, и компенсируют несоответствие внешнего вида.

А вот современный британский «Шерлок» (См. Приложение № 2) является практически полной противоположностью советской версии. Действие сериала происходит в нашем XXI веке. Детектив использует новейшие технологии и современную технику. Основа сюжета каждой серии взята из книги Дойла, но большинство деталей изменено, а то и является полной противоположностью оригиналу. Однако все это соединено в одно целое настолько лаконично и правильно, что в итоге картина ничуть не портится, а скорее, проходит «реставрацию», приобретает новый вид, живет второй жизнью – жизнью XXI века.

Вариант Шерлока, представленный Бенедиктом Камбербэтчем, тоже сильно отличается от Холмса, показанного Василием Ливановым. Внешне он даже более подходит под описание Конан Дойла: он действительно высок (183 см) и худощав, только вот без орлиного носа и выступающего подбородка. Он тоже носит шапку для охоты на оленей, правда, только для поддержания образа. Основными его чертами являются темные короткие кудрявые волосы, черное пальто или плащ и синего оттенка шарф, завязанный на мужской узел. Зато взгляд остался прежним. Он, кажется, просто обвел глазами комнату, а на самом деле только что узнал, что здесь происходило, или же бегло посмотрел на человека, но уже знает его характер, привычки и все, что можно, о личной жизни и домашних питомцах.

По характеру Шерлок довольно непоседливый, эгоистичный, вспыльчивый и даже саркастичный, но на удивление рассудительный. Он часто ведет себя как очень трудный подросток, однако, несмотря на это, он-таки обладает некоторым обаянием, потому что каким-то чудесным образом притягивает к себе помимо неприятностей и врагов еще и замечательных людей, которые, спустя определенное количество времени, становятся его друзьями. И его даже можно было бы считать, с одной стороны, отрицательным персонажем, если бы, опять же, не его теплое отношение к близким ему людям. Остальных же людей он считает идиотами, и поэтому с ними он всегда груб и довольно часто неприличен, о чем, кажется, даже не подозревает и поэтому называет себя «высокоактивным социопатом». Клиентов он и вовсе презирает и в большинстве случаев не дает им сказать больше семи слов, оборвав своим фирменным «Скучно!». Если же дело ему нравится, то его уже ничто не сможет остановить или оторвать от расследования. Он готов пойти буквально на все, чтобы найти разгадку очередного ребуса. Доннован (сержант полиции) и Андерсон (судмедэксперт), главные недоброжелатели Шерлока из Скотланд-Ярда, говорят о нем, что он «подсел» на дедукцию, что для него это наркотик и единственная радость в жизни. И, судя по всему, в этом они не ошибались.

Шерлок не курит. По его же словам, «в современном Лондоне не покуришь». Поэтому он использует никотиновый пластырь. И лишь в сериях «Скандал в Белгравии» и «Его последний обет» в отдельных эпизодах мы видим его курящим сигареты.

    1. Сопоставление деталей «старого» и «нового» Шерлока Холмса

Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что в любой интерпретации определенные черты Шерлока Холмса остаются неизменными, и в большинстве случаев таковыми являются характер и внешний вид.

В рассмотренных нами произведениях главной общей чертой является характер: спокойный, рассудительный и в то же время решительный. Каждый из четырех рассмотренных Холмсов имеет несколько верных друзей. Каждый из Холмсов в большей или меньшей степени остроумен, хитер и изворотлив. И каждый из них всегда готов прийти на помощь, если, конечно, дело действительно интересное.

Также мы можем заметить, что в любой интерпретации автор сохраняет у Холмса хотя бы какие-то из основных черт внешности, и чаще всего это фигура и взгляд, на втором месте стоят привычки, а на третьем – отдельные части его гардероба.

    1. Результаты социологического опроса

В ходе исследования нами было решено провести социологический опрос для выяснения общественных взглядов на данную проблему. Опрос проводился лично, при помощи различных средств связи, при помощи третьих лиц, 7 февраля 2014 года. Регион опроса – Северо-Западный Федеральный округ. В опросе приняли участие 77 человек в возрасте от 15 до 74 лет. Респондентам предлагалось ответить на три вопроса:

    Читали ли вы произведения о Шерлоке Холмсе?

    Известны ли вам различные экранизации о Шерлоке Холмсе?

    Какой Шерлок Холмс ваш: «старый» или «новый»?

Данный опрос привел к следующим результатам:

Отвечая на первый вопрос, 23 человека сказали, что читали, 54 человека – нет. Известны какие-либо экранизации (вопрос № 2) оказались 64 человекам, не известны – 13. Своим Шерлоком Холмсом (вопрос № 3) назвали «старого» 42 человека, а «нового» – 29 человек, оставшиеся же 6 человек не признали ни одного из них (См. Приложение № 1).

Анализируя полученные результаты, можно сказать о том, что, несмотря на то, что ежегодно в мире выходит по нескольку новых интерпретаций, предпочтение люди все также отдают классической версии.

Заключение

Мы считаем, что в ходе проведённых нами исследований цель работы была достигнута, задачи выполнены, а выдвинутая гипотеза полностью нашла своё подтверждение.

Нельзя не учитывать того, что интерпретация практически любого образа из произведения классической литературы подразумевает под собой изменение авторского текста. Главным остается то, чтобы новая версия передала основную мысль писателя, сохранила сюжет и главных героев произведения.

Надо отметить, что как бы ни был близок режиссёр или писатель к сюжету исходного произведения, как бы тонко ни подбирались актёры, какими бы гениальными они ни были, сколько бы раз сценарий фильма ни сличался с первоисточником, никогда новая версия не сможет в полной мере соответствовать произведению. У каждого автора будет свой взгляд, хоть в малой степени, но разнящийся с классиком.

Проблема лишь в том, насколько добросовестно интерпретатор прочтёт произведение, проникнется к нему и изучит соответствующую эпоху, а в случае с иностранными произведениями и культуру другого народа.

Данная работа может быть использована на уроках литературы и культурологии, элективных курсах и при подготовке учащихся к урокам.

Библиографический список:

    Дойл А. К. «Записки о Шерлоке Холмсе». М.: Эксмо, 2008.

    Лейн Э. «Молодой Шерлок Холмс. Облако смерти». М.:РИПОЛ классик, 2012.

    Раков Ю. «По следам литературных героев», М.: Просвещение, 1974.

    Тугушева М.П. «Под знаком четырех». М.: Книга, 1991.

    Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова, М.: Учпедгиз, 1937.

    Шерлок Холмс. Википедия.

    Диаграмма Б

    Диаграмма В

    Приложение 2. Фото к советскому и британскому сериалам о Шерлоке Холмсе


Холмс Шерлок (мистер Холмс) - персонаж цикла детективных повестей и рассказов, прототипом которого стал Джозеф Белл - преподаватель медицинского колледжа в Эдинбурге, обладавший необыкновенной наблюдательностью и умением разбираться в житейских ситуациях с помощью дедуктивного метода, чем удивлял своих студентов, одним из которых был Артур Конан Дойл. X. называет себя сыщиком-консультантом, он берется только за сверхсложные, самые запутанные дела, от которых отказываются Скотленд-Ярд и частные агентства. Не выходя из комнаты, может распутать преступление, над которым тщетно бились другие. Он принципиально отличен от стандартно мыслящих, тупоумных и неумелых полицейских и сыщиков из Скотленд-Ярда, которым никогда не суждено стать профессионалами. Для X. занятие сыщика - менее всего способ зарабатывать деньги. К решению любой задачи он относится как философ, как художник, как поэт. Чем труднее проблема, тем более она ему интересна. Уникальным X. делает высота качеств его личности. Любитель Гайдна и Вагнера, легко цитирующий Горация, Петрарку и Флобера, X. является автором трудов по психиатрии и химии, Ватсон свидетельствует, что X. почти не имел представления о современной ему литературе, политике и философии, он ничего не знал ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы и говорил Ватсону о том, что все это ненужные знания. По мнению X., человеку нужны лишь знания, которые являются инструментами познания мира.



На фото: сэр Артур Конан Дойл на ежегодном ужине компании «Столл» 27 сентября 1921 года беседует с актёром Эйлом Норвудом, игравшим Шерлока Холмса.

С момента появления первого - ещё немого - фильма про великого сыщика с Бейкер-стрит, на сегодня уже выпущены многие десятки, если не сотни фильмов и телефильмов по мотивам рассказов Конан Дойла. Все их можно условно разделить на две большие группы - фильмы, в которых создатели пытаются как можно тщательнее воспроизвести сюжетную линию рассказов о Холмсе и фильмы, которые порой имеют к произведениям про великого сыщика лишь то отношение, что главный герой в них носит имя Шерлок Холмс. Предлагаю бегло взглянуть на то, как менялся и выстраивался образ Шерлок Холмса в кино за прошедший век.

Английский актёр Уильям Джиллетт сыграл Холмса в пьесе 1899 г. «Шерлок Холмс: Драма в четырёх действиях» и затем в течение достаточно длительного времени оставался самым «хрестоматийным» Холмсом, внеся в образ сыщика ряд деталей, использовавшихся затем во многих фильмах.

В 1916 году Джиллетт снялся в фильме про Холмса, но, к сожалению, этот фильм не сохранился.

В период с 1921 по 1925 года английская кинокомпания «Столл» сняла два полнометражных и 45 короткометражных фильмов про Шерлока Холмса. В фильмах в главной роли снимался Эйл Норвуд. Норвуд создал культовый образ великого сыщика, а компания разработала методы перенесения детективных историй на экран.

Стоит отметить, что в годы становления «великого немого» немыслимым казалось показывать развязку детективной истории в конце фильма. Киношники того времени были уверены, что внимание публики невозможно удержать до самого конца, если не показать суть истории в самом начале «фильмы». Это, в свою очередь, входило в полное противоречие с концепциями рассказов Дойла, в которых читатель узнавал то, как совершается преступление, только в самом конце, причём всё рассказывает сам Холмс. Однако первые фильмы про Холмса создавались таким образом, что преступление показывалось в самом начале, а уж потом показывалась работа сыщика.

На фото: Уильям Джиллетт в пьесе «Шерлок Холмс» с Элис Фолкнер (Кэтрин Флоренс), ок. 1900 года .

Первым условным фильмом о Шерлоке Холмсе исследователи считают фильм «Озадаченный Шерлок Холмс», снятый около 1900 года киностудией «Мутоскоп и Байограф».

На фото: Мутоскоп в музее Херн-Бэй

Фильм, продолжительностью около минуты, предназначался для просмотра в мутоскопе - специальном аппарате индивидуального пользования, позволяющем просматривать короткие ролики из последовательности «движущихся картинок». Любой желающий посмотреть ролик, бросал монетку и наслаждался чудом.

Сюжет фильма «Озадаченный Шерлок Холмс» был прост: в комнате то появлялся, то исчезал вор, а облачённый в халат Холмс никак не мог понять, что происходит.

Вообще, первые фильмы о Холмсе, например вышедший в 1906 году датский «Шерлок Холмс в Эльсиноре» были скорее пародиями, чем серьёзными лентами. Да это и не удивительно - в очень короткие ролики эпохи зарождения кино, сложно было впихнуть достаточно серьёзный сюжет.

Однако по мере развития кинотехники, появилась возможность снимать более длинные ленты, а, стало быть, и делать боле сложные сюжеты. В 1905 году американская компания «Вайтограф» сняла фильм «Приключения Шерлока Холмса», основанный на повести «Знак четырёх» с Морисом Костелло в роли Холмса (впрочем, не факт, что там играл Костелло).

На фото: Морис Костелло в фильме «Шпионская сеть» (1912 год)

С 1908 по 1911 год датская компания «Нордиск» - крупный игрок ранней эры немого кино - сняла серию из 12 фильмов о Холмсе, ни один из которых не был основан на оригинальных историях.

Не отставали и немцы. В 1910-1911 г.г. немецкая кинокомпания «Вайтоскоп» выпустила пятисерийный фильм «Арсен Люпен против Шерлока Холмса». Конан Дойл пытался воспротивиться этой фальшивке и запретил немцам использовать имя своего героя. Немцы даже не заметили этого запрета - законы о защите авторского права тогда ещё не приобрели современную филигранную изощрённость. В 1914 году «Вайтоскоп» выпустила «Собаку Баскервилей» с Альвином Нойсом в роли детектива. Сюжет фильма был весьма далёк от оригинальной повести Дойла и больше походил на фильмы про Фантомаса, появившиеся во Франции накануне Первой мировой войны.

На фото: Альвин Нойс в фильме «Гамлет» (1911 год).

Сами англичане не сразу обратили внимание на золотую жилу, скрывающуюся в историях про Шерлока Холмса. Только в 1912 году британская кинокомпания «Урбан-Трейдинг» выпустила фильм про Шерлока Холмса. Правда главную роль в этом фильме была отдана… собаке по кличке Пятнышко. Это был фильм-пародия под названием «Пёс Шерлок Холмс».

На фото: афиша британского фильма «Пёс Шерлок Холмс» (1912 год)

Кстати, об авторском праве. В 1911 году вышел Закон об авторском праве, который пытался защитить права авторов при экранизации их произведений. Конан Дойл решил извлечь из популярности своего героя некоторую финансовую выгоду и продал права на использование образа Холмса в кино французской компании «Эклер». Правда, сам Дойл позднее вспоминал, что продал права на Холмса за «символическую сумму». Но как бы там ни было, а именно компания «Эклер» выпустила первый авторизированный фильм о Холмсе - «Приключения Шерлока Холмса».

В 1914 году был снят первый полнометражный британский фильм про Холмса «Этюд в багровых тонах». Все события шли в хронологическом порядке, то есть сперва показывалось преступление, а потом уже шло его раскрытие. И вообще в фильме упор был сделан на жизнь и злодеяния секты мормонов, а Холмс появлялся уже под занавес. Роль Холмса сыграл Джеймс Брэджингтон - никому не известный работник студии, выбранный на роль только благодаря внешнему сходству с Холмсом.

На фото: Джеймс Брэджингтон в фильме «Этюд в багровых тонах».

Однако более Джеймс Брэджингтон никогда Холмса не играл. Да и вообще неизвестно, играл ли он ещё хоть кого-нибудь. В последующих фильмах Джордж Пирсон, режиссёр фильма «Этюд в багровых тонах», на роль Холмса приглашал британского актёра Г.А. Сейнтсбери, который ранее играл роль великого сыщика в театре.

На фото: афиша фильма «Долина страха» (1916 год) с Г.А. Сейнтсбери в роли Шерлока Холмса.

В 1920 году права на экранизацию повестей «Собака Баскервилей» и «Знак четырёх» купила крупная британская кинокомпания «Столл». На роль Шерлока Холмса пригласили Эйла Норвуда. Конан Дойл выкупил права на экранизацию своих произведений у студии «Эклер», заплатив, как он утверждал, «в десять раз дороже», чем они в своё время заплатили ему, и заключил контракт с компанией «Столл», которая обязалась выплачивать ему 10% выручки от показа фильмов. Компания «Столл» амбициозно решили конкурировать с Голливудом.

В течение трёх лет компания выпускала по пятнадцать короткометражных фильмов в год: цикл «Приключения Шерлока Холмса» в 1921 году, «Продолжения приключений Шерлока Холмса» в 1922 году и «Последние приключения Шерлока Холмса» в 1923 году. Кроме этого было снято два полнометражных фильма: «Собака Баскервилей» в 1921 году и «Знак четырёх» в 1923 году. В общем, стратегия «Столл» была такой же, как стратегия самого Дойла, который печатал в журнале « » свои рассказы без продолжения про Холмса. Каждый рассказ о Холмсе (кроме повестей) - полностью законченное произведение и читателю не надо ждать нового номера, чтобы узнать чем дело кончилось и опасаясь его пропустить.

На фото: Эйл Норвуд и Хьюберт Уиллис с режиссёром Морисом Элви на месте съёмок «Случай в интернате». Фильмы компании «Столл» снимались в Лондоне и его пригородах

Конан Дойл был впечатлён фильмами «Столл». Он считал их «блестящими» и даже согласился прийти на ежегодный ужин «Столл» в октябре 1921 года, где поздравлял кинематографистов и восхищался игрой Норвуда, которого поставил на одну ступень с художником Сидни Пэджетом и актёрами Уильямом Джиллеттом и Г. А. Сэйнтсбери, ставшими, можно сказать, соавторами Дойла по созданию хрестоматийного облика Холмса.

Кстати, интересно, что все эти фильмы не пытались воспроизводить обстановку викторианской Англии, в которой, собственно, разворачиваются действия почти всех рассказов о Холмсе. Если присмотреться в предыдущей фотографии (рабочий момент съёмок фильма «Случай в интернате»), то видно, что Холмс и Ватсон одеты по той же моде, что и члены съёмочной группы. Или, во всяком случае, не сильно отличаются от них. В этих фильмах о Холмсе присутствовали телефоны, автомобили и т.п. детали жизни 20-х годов XX века. И так продолжалось довольно долгое время.

Лишь в 1939 году американская компания «XX век Фокс» сняла фильм «Собака Баскервилей», в котором постаралась наконец воспроизвести обстановку Англии конца XIX века.

На фото: Кадр из американского фильма «Собака Баскервилей» 1939 года. В роли Шерлока Холмса - Бэзил Рэтбоун, в роли Ватсона - Нигел Брюс.

Но я забежал немного вперёд. Поначалу американцы тоже снимали Холмса в современных пейзажах. Понятно, в современных для времени съёмки. Так, в 1922 году американская компания «Голдвин» выпустила фильм «Шерлок Холмс», в котором действие проходит в 20-х годах. Роль Холмса сыграл Джон Берримор.

На фото: Джон Берримор в фильме «Шерлок Холмс» (1922 год). Сцена стычки Холмса и профессора Мориарти.

Фильм «Шерлок Холмс» 1922 года стал причиной судебной тяжбы между американской компанией «Голдвин» и британской компанией «Столл». Дело в том, что американцы снимали свой фильм по популярной пьесе Уильяма Джиллета, купив у него лицензию и посчитали, что «Столл» неправомочно использует имя Шерлока Холмса в своих фильмах. В качестве свидетеля в суд вызывался сам Конан Дойл - тем самым став как бы частью атмосферы своих произведений. Есть какая-то ирония в том, что автор рассказов о детективе сам угодил в суд из-за этих рассказов. Правда только в качестве свидетеля. Суд, кстати, вынес решение в пользу «Столл».

Первый звуковой фильм о Шерлоке Холмсе вышел за год до смерти Конан Дойла - в 1929 году. Главную роль в нём сыграл Клайв Брук. Это был фильм «Возвращение Шерлока Холмса».

На фото: Кадр из первого звукового фильма про Холмса «Возвращение Шерлока Холмса». В роли Холмса - Клайв Брук (слева).

Даже по приведённому выше снимку видно, что весь антураж фильма переносил Холмса в конец 20-х годов XX века, а никак не в викторианскую Англию.

Как я уже сказал выше, первым фильмом, в котором Холмса наконец вернули в его старую добрую викторианскую Англию стал американский фильм «Собака Баскервиллей», вышедший на экраны 31 марта 1939 года.

На фото: кадр из фильма «Собака Баскервиллей» (1939 год, производство Twentieth Century Fox Film Corporation)

Интересный вопрос - почему же ранее создатели фильмов о Холмсе пренебрегали созданием атмосферы Викторианской эпохи, смело помещая сыщика с Бейкер-стрит и его друга в современное создателям время? На мой взгляд, тут работало несколько факторов. С одной стороны - западный человек именно своё время и окружающую его техносферу и культурные артефакты «здесь и сейчас» считает наиболее правильным; настолько, что склонен даже исторически отдалённые эпизоды обрамлять в привычные ему окружающие декорации. Достаточно вспомнить многочисленные европейские картины на библейские сюжеты, на которых жители древней Палестины облачены в наряды Европы XVII в.в.

Рембрандт, «Святое семейство», 1645 год. Дева Мария и её муж Иосиф облачены отнюдь не в одеяния Иудеи I века до н.э., а скорее по голландской моде XVII века.

А поскольку в рассказах о Холмсе не сделан какой-то упор на то, что окружающим фоном обязательно должна быть Англия конца XIX века, то создатели фильмов на этом не зацикливались и перемещали персонажей в современность. К тому же, с их точки зрения, 20-е года XX века с технической точки зрения были куда интереснее викторианской Англии.

Да и вообще, мне кажется, в первой трети XX века какой-то особой ностальгии по XIX веку не было. Наоборот, в обществе был разлит энтузиазм технического прогресса. Сам кинематограф был чем-то передовым и странно было в нём воссоздавать картины сравнительно недавнего и кажущегося таким скучно-старомодным прошлого.

А вот к концу 30-х годов XX века викторианская Англия уже стала экзотикой. К тому же пошла мода на исторические фильмы. И тогда стало ощущаться, что вообще-то Холмс имеет обаяние не только детективное, но и чисто историческое. Но это моё предположение.

Ну и в финале ещё некоторое количество Холмсов разных периодов.

Бэзил Рэтбоун в роли Шерлока Холмса ок. 1939 г.

Реджинальд Оуэн в роли Шерлока Холмса в фильме «Этюд в багровых тонах» (1933 г.)

Рэймонд Мэсси в роли Шерлока Холмса в фильме «Пёстрая лента» (1931 г.). Мне он напоминает скорее Геббельса, чем хрестоматийного Холмса.

Питер Кашинг в роли Шерлока Холмса в фильме «Собака Баскервилей» (1959 г.)

Роберт Стивенс в роли Шерлока Холмса в фильме «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970 г.)

Джеймс Мэйсон в роли доктора Ватсона и Кристофер Пламмер в роли Шерлока Холмса в фильме «Убийство по приказу» (1979 г.)

Питер Кук в роли Шерлока Холмса в пародийном фильме «Собака Баскервилей» (1978 г.) Вот уж такого Холмса я никогда не представлял.

Николас Роу в роли Шерлока Холмса и Алан Кокс в роли доктора Ватсона в фильме «Молодой Шерлок Холмс» (1985 г.)

Дэвид Бурк в роли доктора Ватсона и Джереми Бретт в роли Шерлока Холмса в серии «Последнее дело Холмса» (1984 г.) телевизионного сериала «Приключения Шерлока Холмса»

Роберт Дауни-младший в роли Шерлока Холмса и Джуд Лоу в роли доктора Ватсона в фильме «Шерлок Холмс» (2009 г.)

Ну и конечно…

Мартин Фримен в роли Джона Ватсона и Бенедикт Камбербэтч в роли Шерлока Холмса в телевизионном сериале Би-би-си «Шерлок» (2010 г.)

Ну и до кучи…

Джонни Ли Миллер в роли Шерлока Холмса и Люси Лью в роли доктора Ватсона в телесериале «Элементарно» (2012 г.) . Про это могу сказать только - не смотрел, но осуждаю.

В общем, как видим, сегодня создатели снова перенесли Холмса и Ватсона в современность. Не могу сказать, что сериал «Шерлок» мне очень понравился. Однако не могу также не отметить, что даже в современных декорациях и в современной техносфере в целом Холмс не потерял своей привлекательности.

Ну вот, наверное и всё.

Ах, да, советские фильмы с Ливановым и Соломиным. Ну что тут сказать? Мне эти фильмы в целом не нравятся. Несмотря на замечательную игру дуэта и огромное обаяния, исходящее от Ливанова и Соломина, в целом фильмы мне кажутся очень картонными и шаблонными. Похоже режиссёр фильма Масленников собрал все штампы на темы Холмса и засунул их в свой фильм.

А вот советский телефильм 1971 года «Собака Баскервилей» мне очень нравится за свою хорошо переданную дойловскую атмосферу. Не буду спорить, лучше ли дуэт Николая Волкова и Льва Круглого, чем дуэт Ливанова и Соломина, но точно - не хуже. И хотя Николай Волков не очень похож на хрестоматийные образы Холмса, созданные в начале XX века, играет он «погуще» что ли, чем Ливанов. Холмс Волкова - настоящий несколько мрачноватый и вдумчивый аналитик, тогда как у Ливанова постоянно какие-то элементы детской мультипликации (меня, например, коробит сцена в «Знаке четырёх», в которых Холмс Ливанова объясняет мальчишкам, что им не надо курить и т.п.).

На фото: Николай Волков (Шерлок Холмс) и Лев Круглый (доктор Ватсон) в советском телефильме «Собака Баскервилей» (1971 год).

И конечно совершенно шикарный Александр Кайдановский в роли Степлтона.

Впрочем, это моё личное мнение, так сказать, чистая вкусовщина. И мнения этого я никому не навязываю. Дуэт Ливанова и Соломина мне тоже нравится. Но сами фильмы с их участием - не очень.

Ну вот на этом, пожалуй, финита.