Классный час "Культура поведения" классный час (класс) на тему. Классный час на тему "культура поведения" Классные часы по воспитанию культуры поведения

Классный час с элементами тренинга

«Поведение и культура общения»

Ибраимовой Флюры Илдусовны

Симферополь 2015

Цели:

    Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения;

    воспитывать нравственные качества;

    познакомить детей с принципами общения.

Задачи:

    Опираясь на жизненный опыт детей, помочь им проанализировать свои поступки;

    учить прогнозировать последствие своих поступков

Предварительная работа:

    Беседа «По каким правилам мы живем»;

    беседа «Роскошь человеческого общения»;

    классный час «Общение – это искусство»;

    практикум «Можно, нельзя»;

    психотренинг «Что такое ответственность?»;

    тестирование «Нравственные качества человека».

Оборудование:

    Интерактивная доска;

    Стенгазета;

    Презентация.

XXI век. Его называют веком компьютеризации и мобильной связи. Но есть у нашего века одна особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Вы, ребята, учитесь, а мы – взрослые, ходим на работу. Все мы выполняем различные поручения, каждый день встречаемся с различными людьми. В стенах учреждения, вы, находитесь в постоянном общении с людьми: воспитателями, учителями, врачом, библиотекарем. У вас есть почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития, условия для того, чтобы вы выросли физически здоровыми, красивыми, воспитанными людьми. Мы хотим зажечь в ваших сердцах неугасимый огонь человеческой доброты. И нам, вашим воспитателям, горько порой наблюдать в вас черты, несоответствующие нашей мечте. Вы иногда не уважаете и не цените чужой труд, не умеете правильно себя вести, бываете неряшливые. А главное в вас нет порой той сердечности, доброты, милосердия, того чуткого и деликатного отношения друг к другу и к окружающим людям, которые обязательны для каждого человека. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом. Тема нашего классного часа«Поведение и культура общения» . В процессе проведения нашего классного часа мы будем использовать тренинги.

Что такое тренинг?

(Это специальные тренировочные упражнения, в процессе которых люди должны учится понимать других людей, изучать себя и преодолевать свои недостатки.Учиться управлять своим поведением).

Что значит управлять своим поведением?

(Это стремление и умение жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Не причиняйте неудобств людям своим поведением).

Что зависит от нашего поведения и поступков?

(Отношение к нас людей, настроение наше и окружающих).

Нет, не все равно, как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается к людям, разговаривает с ними, а главное, как он поступает.

Давайте разберем ситуацию.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!».

Правильно ли она поступила? (Разбор ситуации)

В одном единственном случае правильно только тогда, когда человек, как Робинзон живет на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих. И вести себя среди людей нужно так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно с нами, в соответствии с нормами и правилами поведения.

Что такое правило поведения?

(Это установленные нормы поведения).

Где вы встречаетесь с правилами поведения?

Нужны ли правила?

Представьте себе на минуту, что нет никаких правил. Что произойдет?

Для чего нужны правила поведения?

(чтобы был порядок, чтобы не ошибиться и не совершать плохих поступков)

Можно ли нарушать правила? Бывали ли случаи, когда вы нарушали их и чем это закончилось?

Умение управлять своим поведением, умение владеть собой зависит не только от того, знает ли человек правило поведения, умеет ли ими правильно пользоваться, но еще и от индивидуального уровня воспитанности и от волевых качеств человека.

Готовясь к нашему классному часу мы провели тестирование. Тест назывался «Нравственные качества человека».

Какие вы знаете положительные наиболее важные человеческие качества? (Ответы детей).

Задание 1. Необходимо открыть что-то хорошее в других людях. Вы видите положительные качества на доске, назовите 5 из них, которые украшают вашего соседа по парте.

Умная Любознательная Трудолюбивая

Мягкая Разносторонняя Толковая

Милая Старательная Вежливая

Деликатная Тактичная Искренняя

Душевная Отзывчивая Аккуратная

Красивая Симпатичная Мудрая

Надежная Эрудированная Добрая

Честная Воспитанная Справедливая

Вы назвали те качества, за которые любят и уважают человека.

Как вы считаете, можно ли воспитать в себе такие качества? Что для этого нужно? (Желание, старание и целеустремленность).

У каждого человека наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные. Один ученный назвал их «Драконы», которые мешают жить и добиваться намеченной цели. У нас это маленькие «Дракончики», которые, если их не укрощать, перерастают во взрослого «Дракона».

Задание 2. Назовите своих «Дракончиков»! (Лень, лживость, хвастливость, жадность, вранье, любопытство, несдержанность, хамство, ворчливость, грубость, задиристость, воровство, нечистоплотность).

Когда эти качества проявляются плохо не только самому человеку, но и людям находящимся рядом.

Задание 3. Продолжи поговорки

У себя как хочешь дорога любовь.

Не дорог подарок по делам гляди.

О пустяках спорить о гостям рад.

По одежде не суди не припасена и ложка.

Слово – серебро да навек ссора.

Хоть не богат, а в гостях, как велят.

От слова спасение дело упустить.

На незваного гостя молчание – золото.

В деревне, где живут одноногие, и от слова погибель.

От одного слова, надо идти на одной ноге.

Игра «Циферблат»

12 участников образуют «циферблат часов» – каждый из них соответствует определенной цифре на нем. Кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» показывает. Минутная стрелка – участник подпрыгивает, часовая стрелка – участник хлопает в ладоши .

Задание 4. В образах птиц и зверей высмеивают отрицательные черты человека. О ком так говорят?

- «Лиса своего хвоста не замарает» (О хитром нечестном человеке).

- «Как оса лезет в глаза» (Назойливый).

- «Надулся, как мышь на крупу» (Обидчивый).

- «Дома – петух, а на улице – курица» (Хвастливость.Кто грубит ближним, но не может дать отпор грубияну на улице).

- «Скользкий, как грусть или угорь» (Лживый, неискренний, изворотливый человек).

-«Сорока, где посидит, там и напакостит» (О человеческой непорядочности).

Мы с вами отметили, что в образе животных и птиц высмеивают нехорошие человеческие качества. Из этого вытекает следующие задание.

Задание 5. «Мне так хочется быть ….»

Какими бы вы хотели себя видеть? Перечислите.

Общение – это особый вид поведения, одна из форм человеческого взаимодействия. В процессе общения люди вырабатывают взаимопонимание, находят общий язык. Общение – это потребность каждого человека. Люди постоянно общаются друг с другом: обмениваются знаниями, мыслями, советуются, договариваются о чем-либо. И чтобы общение было приятно нужно владеть речью. Поговорим о культуре речи. И для того, чтобы высказать свою мысль, вам приходится подбирать слова. Мало того, что речь получается «корявая», некоторые из вас используют «бранные» слова», что говорит о бескультурье и невоспитанности. А знаете ли вы, что с «бранными» словами шутить нельзя? Нарушается связь между телом и душой. Некоторые ребята считают, что если они сквернословят, то они поступают, как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. А это говорит прежде всего об их невоспитанности. И чтобы окружающим было приятно с нами общаться мы разработали

основные правила общения .

Улыбайтесь, излучайте положительные эмоции. Веселый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает к себе людей.

Интересуйтесь с собеседником, как личностью.

Называйте собеседника по имени.

Слушайте и умейте распределять инициативу в разговоре.

Поддерживайте темы разговора, которые предложил собеседник.

Если человек умеет в общении использовать эти простые правила, тогда у него устанавливаются с людьми хорошие взаимоотношения.

Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»

Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»

Задание 6. «Бумеранг-игра»

Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

Даны обрывки фраз, а вы попробуйте отгадать их окончания.

1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»

Примерный ответ: …что тоже, приклеивала жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехала на водохранилище, а весь берег усыпан консервными банками и грязными пакетами. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:….что тоже бросала мусор не думая о других людях.

3. «Забыла ручку и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: … что тоже жадничала и не хотела делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упала, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что я тоже ставила подножки одноклассникам и смеялась, когда они падали.

5. «Кто-то спрятал мою тетрадь, и я весь урок его искала, за это получила замечание в рапорте. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:…что я тоже для смеха прятала чужие вещи.

6. «Мы убирали на школьном участке, и мне одной пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивала от уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

Итак, всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. ЗАПОМНИТЕ ЭТО!

Надо жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Чтобы это помнить, давайте с вами вспомним законы «Не».

    Не спеши первым сесть за стол.

    Не разговаривай во время еды.

    Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

    Не чавкай, воздержись от благородной отрыжки.

    Не рвись в дверях выскакивать первой.

    Не перебивай говорящего.

    Не кричи и не повышай голос, если перед тобой нет глухих.

    Не размахивай руками.

    Не показывай пальцем на кого-бы-то ни было.

    Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

    Не садись раньше старшего, без его разрешения.

    Не забудь снять шапку и верхнюю одежду входя в столовую.

    Не повторяй слишком часто «Я».

    Не имей привычку опаздывать.

    Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнула.

    Не держи руки в карманах.

    Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

    Не произноси слов, значения которых ты не знаешь.

    Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Этими законами, ребята, руководствуйтесь в повседневной жизни.

Измерять себя, как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой

плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении, оскорблении другого.

Когда мы говорим о культуре общения, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим поведением и умением общаться. Вот важнейшие нормы нравственности, который стремился передать своим ученикам великий русский педагог В.А. Сухомлинский.

    Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница, между тем, что тебе кажется, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: Не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо.

    Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье, плати им за это добром.

    Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: Кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд .

    Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и без защитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла.

    Не будь равнодушным к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь не примерим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло, обкрадывает общество.

РЕФЛЕКСИЯ . Подведем итоги.

    Какого человека называют воспитанным?

    Для чего нужны правила поведения?

    Нужно ли их выполнять?

    Что нужно, чтобы воспитать в себе положительные качества?

    Что зависит от вашего поведения и поступков?

    От чего зависит жизнь в вашем классе?

ВЫВОД:

Воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: учителям, воспитателям, товарищам и даже незнакомым людям будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает!

Классный час "О культуре поведения в школе"

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Задача : Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Ход классного часа

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора ”, “Бритва скребет, а слово ранит” , “Ласковое слово – это вешний день ”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание

Назовите признаки воспитанного человека.

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

    Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.

    Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

    Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

    Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

    Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке

Темы :

    Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)

    Правила поведения в школе

    Обязанности дежурного класса

Подсказки

    Прическа сменная или вторая обувь

    Приветствие учеников и взрослых

    Обращение к друг другу

    Бережливость

    Вежливость

    Опоздания

  • Плееры и сотовые телефоны

    Повседневная речь в школе

    Манера общения

    Чужие вещи

    Поведение в столовой

    Поведение во время линеек и мероприятий

    Приход в школу

    Пропуск уроков

    Школьное имущество

    Соблюдение правил безопасности

    Забота о младших и слабых

    Решение спорных вопросов

    Курение в школе

    Поведение на уроках

    Поведение на переменах

    Употребление непристойных выражений

    Обязанности старшего дежурного по школе

    Обязанности дежурного класса

    Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание

После обсуждения темы учащиеся защищают ее, отстаивая свои наработки.

Подведение итогов.

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина»

Поговорим о культуре поведения

Классный час

Разработала и провела:

Шарандина В.В.,

учитель истории и обществознания,

классный руководитель 7Б класса

МБОУ «СОШ № 53»

г. Курган, 2015 г.

Цель: Развитие умений обучающихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими обучающимися в результате групповой работы по теме беседы.

Мотивация выбора данной темы: обучающиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе, и к этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задачи: Развитие коммуникативных способностей обучающихся; профилактика спорных ситуаций среди детей, предотвращение конфликтных ситуаций между обучающимися и преподавателями.

Форма проведения: работа обучающихся в группах по выработке правил поведения в школе, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Класс делится на 2 группы с учетом пожеланий обучающихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Преподаватель вводит учеников в курс дела: сообщает тему беседы, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Ход беседы

До начала выступления преподавателя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!». С детьми обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с темой беседы.

Вводное слово учащихся

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «я» каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где «я» каждого превращается в общее «мы». И нужно чтобы каждое отдельное «я» чувствовало себя в этом большом «мы» комфортно. И чтобы «я» каждого не подавляло «я» своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому «я» полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова да навек ссора», «Бритва скребет, а слово ранит», «Ласковое слово - это вешний день».

Как вы думаете, что обозначает слово «вежливый» (соблюдающий правила приличия).

Задание 1 «Был такой случай…»

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 2 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: «Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице», «Как мы возражаем взрослым, родителям», и т. д.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание 2 «Вежливый человек»

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.

Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Задание 3 «Сокровищница народной мудрости»

На доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части - окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

У себя как хочешь,

Не дорог подарок -

О пустяках спорить -

По одежде не суди,

Слово - серебро,

по делам гляди.

молчание - золото.

а в гостях - как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

Задание 4 «Мы составили правило…»

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость).

Правила поведения в школе (на уроках и на переменах).

Обязанности дежурного класса.

Подсказки

Форма Прическа Сменная или вторая обувь

Вежливость Мусор

Бережливость Опоздания Обращение к друг другу

Прогулы Сотовые телефоны Повседневная речь в школе

Чужие вещи Манера общения Поведение в столовой

Приход в школу Пропуск уроков

«Метрополис» Школьное имущество

Забота о младших и слабых Решение спорных вопросов

Курение в школе Поведение на уроках Поведение на переменах

Употребление непристойных выражений Обязанности дежурного класса

В течение 5 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем обучающиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта.

Заключительное слово учащихся.

Как учиться «вежеству»?

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «вежа», т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться «вежеству» существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня - «манеры». В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они».

Итак,

первое условие воспитанности - знание общепринятых норм и правил поведения;

второе - тренироваться упражняться в правильном поведении;

третье - прочные и устойчивые привычки поведения.

У себя как хочешь,

Не дорог подарок -

О пустяках спорить -

По одежде не суди,

Слово - серебро,

по делам гляди.

молчание - золото.

а в гостях - как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

Подсказки

Форма

Прическа

Сменная или вторая обувь

Вежливость

Мусор

Приветствие учеников и взрослых

Бережливость

Опоздания

Обращение друг к другу

Прогулы

Сотовые телефоны

Повседневная речь в школе

Чужие вещи

Манера общения

Поведение в столовой

Приход в школу

Пропуск уроков

Поведение во время линеек и мероприятий

«Метрополис»

Школьное имущество

Соблюдение правил безопасности

Забота о младших и слабых

Решение спорных вопросов

Поведение на уроках

Поведение на переменах

Обязанности дежурного класса

Подсказки

Форма

Прическа

Сменная или вторая обувь

Вежливость

Мусор

Приветствие учеников и взрослых

Бережливость

Опоздания

Обращение друг к другу

Прогулы

Сотовые телефоны

Повседневная речь в школе

Чужие вещи

Манера общения

Поведение в столовой

Приход в школу

Пропуск уроков

Поведение во время линеек и мероприятий

«Метрополис»

Школьное имущество

Соблюдение правил безопасности

Забота о младших и слабых

Решение спорных вопросов

Курение в школе и возле школы

Поведение на уроках

Поведение на переменах

Употребление непристойных выражений

Обязанности дежурного класса

1. Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «я» каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где «я» каждого превращается в общее «мы». И нужно чтобы каждое отдельное «я» чувствовало себя в этом большом «мы» комфортно. И чтобы «я» каждого не подавляло «я» своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому «я» полноценно развиваться.

2. Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

3. К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова да навек ссора», «Бритва скребет, а слово ранит», «Ласковое слово - это вешний день» .

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня - «манеры». В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они».

Классный час « ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ»

При проведении классного часа были использованы технологии: личностно- ориентированные, групповые, игровые.

Цель: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета,проработанными и внедренными самими учащимися в результате

групповой работы по темам классного часа.

Мотивация выбора данной темы : учащиеся сами должны прийти к правилам

поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование класса:

Задания группам для обсуждения

Подсказки по теме

Мультимедиа проектор

Фломастеры

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в

школе, школьного этикета.

Содержание классного часа

Класс делится на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы.

Ход классного часа

Классный руководитель. Ребята,послушайте внимательно стихи и определите тему нашего классного часа.

(Ребята читают стихи, а на экране появляются слайды)

1-й слайд

Володя Демин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идет

А он по лестнице ползет.

У двери 5 минут вздыхает,

Всех от занятий отвлекает.

2-слайд

Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой

Класс она не уважает

Отвечать другим мешает.

3-й слайд

Лена с Валей на уроке

Обсуждали рот и щеки

Руковишниковой Аллы.

Всю себя разрисовала!-

Так две подружки хохотали,

Ответить никому не дали.

4-й слайд

Весь урок Наташа с Лизой

Пишут Владику записки!

С кем подружиться хочет он?

Потом кидают с двух сторон.

Учителя не слушал класс,

Следил за этим целый час.

5-й слайд

«Да, интересный был урок,-

Сказал Антону Игорек,

При помощи простых зеркал

Да Винчи город защищал»

Но промолчал в ответ Антон

Он весь урок считал ворон.

6-й слайд

Каждый день в большом пакете

Бутерброды носит Петя.

И когда в один присест

Все среди урока съест,

Принимается за жвачку,

Лучше бы решал задачку!

7-й слайд

Носятся на перемене

Гриша с Федей, как олени

Всех толкают, задевают

И кричать не забывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

7-й слайд

Не хотят общаться с Сашей

Все ребята в школе нашей,

Он и к старшим пристает,

И ребят помладше бьет.

Никому прохода Саша

В нашей школе не дает

8-й слайд

Неприятно нам в столовой

Рядом с Людой Пироговой.

На соседку слева Люда

Опрокинула два блюда.

А соседу на живот

Сладкий вылила компот.

Чем все это наблюдать

Лучше уж поголодать.

9-й слайд

На уроках и на переменах

Надо помнить всегда непременно,

Как с друзьями достойно общаться,

И хороших манер не стесняться

Классный руководитель .

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе?

(ответы детей)

Классный руководитель . Ребята,скажите,существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест?

(ответы детей)

Классный руководитель . Конечно же, да! Ведь существуют правила поведения в театре, в клубе, в магазине, в библиотек и на дискотеке - и нельзя перепутать одно с другим – не поймут, да и самому будет неудобно. Называются эти правила – школьный этикет. Что же это за особенные правила поведения в школе и для кого они?

(ответы детей)

Классный руководитель . Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог здания, которое называется «школа». С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, что же такое школа. Это – то место, где мы учимся, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

А теперь проведём мы с вами тест.

1.Твоя одноклассница растерялась у доски, не смогла решить задачу, получила двойку и на перемене расплакалась. Как ты поступишь?

а) ты во все услышание скажешь: « Эх, ты! Я бы эту задачу в два счета решил»;

б) Утешишь девочку: «Подумаешь, какая-то математика! Вон смотри, какая у тебя смешная игрушка на ранце. Новая. Где купила?

в) предложишь после уроков разобрать задачу.

2.В твоем классе объявили день уборки. Что ты предпримешь?

а)постараешься увильнуть любым способом,ссылаясь на занятость и плохое

самочувствие;

б)останешься после уроков,но будешь больше веселить одноклассников новыми

анекдотами;

в) примешь активное участие в уборке.

3. Ты на уроке. Как поступаешь?

а) сидишь и всем видом показываешь, что ты внимательно слушаешь учителя;

б)стараешься слушать учителя,но время от времени не прочь переброситься с соседом по парте словами или смешинками;

в) ты пришел в школу учиться и ты учишься, стараясь не витать в облаках, чтобы не пропустить что-то важное.

4.Твой сосед по парте уже неделю болеет и не ходит в школу. Как ты поступишь?

а) выздоровеет - придет, все болеют;

б) будешь звонить ему каждый вечер по телефону и рассказывать ему все

школьные новости;

в) предупредишь родителей, что будешь заходить к своему однокласснику, чтобы помочь выполнить школьные задания.

Результаты теста:

Если среди ответов большинство ответов « а », ты хочешь быть лидером, всех главнее, всех умнее. Но нельзя добиваться такого положения за счет унижения других. Ты рискуешь остаться без друзей.

Если большинство ответов « б » - ты веселый, общительный человек, способен поднять в компании настроение.Но попробуй помогать друзьям не только словами, но и делами.

Большинство ответов «в», ты – настоящий товарищ, на тебя можно положиться.

Работа в группах.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Порядок время бережет.

Смысл каждой пословицы обсуждается. К нам пришли ученики « Лесной школы»

Сценка 1

Мальчик, играющий роль Гуся, в растрепанном виде, помятой рубашке мечется по комнате, ищет свои вещи.

Костя:

Почему рубашка смята?

Гладил я ее когда-то!

И пиджак запропастился-

Как сквозь землю провалился

Галстук, где ты? Отзовись! И на шее появись.

Стасик

Повторять хочу я снова!

К школе надо быть готовым.

Без нужды не суетиться,

В школу вовремя явиться.

(открывают первое правило)

Сценка 2

За партой сидят две девчонки-Мартышки и шепчутся.

Лера

Вчера не до школы, подружка, мне было,

Поэтому я свой портфель не сложила,

А утром сегодняшним в класс торопилась,

И что же в итоге, смотри, получилось! (показывает пустой портфель)

Соседка, прошу, ты меня выручай

И ручку, листочек, линейку мне дай.

Таня

В будущем, дети, учтите:

В портфеле с собой всегда приносите

Все вещи, что в школе бывают нужны.

Вы их никогда забывать не должны.

Открывают правило:

Сценка 3

Никита

Главный помощник в учебе - учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты сбереги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай. НЕ РВИ И НЕ МНИ.

Славный учебник научит всему-

Будь благодарен за это ему.

(открывают правило):

Береги школьные учебники!

Сценка 4

Мальчик в костюме Волчонка делает вид, что портит парту

Артём

Школа – это дом второй,

Всему здесь учат нас с тобой,

И мы беречь ее должны-

Нам хулиганы не нужны.

(открывают правило):

Береги школьное имущество .

Сценка 5

Эвилина Ох, я, Овечка, кудряшкам не рада.

Мама, обрезать косички мне надо!

Дергают их забияки – мальчишки,

Грустно, обидно и больно мне слишком!

Дима Вот так проблема! Мальчишки, учтите:

Девочек в классе своем берегите;

За косы не дергайте, не обижайте,

С ними дружите и их защищайте.

(открывают правило):

Никого не обижай

Сценка 6

Звенит звонок. Зверушки начинают рыться в портфелях.

Наташа Опять к уроку не готовы!

Хочу, зверята вам сказать:

Стыдитесь время зря терять!

Прошу к занятиям без лени

Готовиться на перемене!

Как только прозвенел звонок,

Мы сразу же начнем урок.

открывают правило:

.

Ирина

Учитель в классе - самый главный,

Он добрый друг, наставник славный,

И он научит вас всему,

Вам надо помогать ему,

Его не надо отвлекать-

Хихикать громко и болтать.

Ведь если вы шалить начнете

И зря учителя прервете,

То он порядок наведет!

Но время даром пропадет!

И отвечайте на вопросы,

Когда он вас о чем- то спросит,

Уроки каждый день учите,

Чтобы доволен был учитель.

(открывают правило)

Уважай учителя!

Даша Я скажу вам в заключенье:

Дело вовсе не в везенье.

И пятерки тот получит,

Кто сидит и честно учит,

Кто работы не боится,

Кому нравиться учиться,

Тот, кто хочет умным стать

И про все на свете знать!

(открывают правило)

Старайся хорошо учиться.

Темы:

Правила поведения на уроке

Правила поведения в столовой

В течение 5 минут идет обсуждение темы в группах, вносятся предложения обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге.

Отобранные пункты ребята защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта.

По окончании классного часа принимается решение:

Следовать неукоснительно правилам, которые составили на классном часе.

Итог классного часа.

Понравился ли вам классный час?

Что больше всего понравилось?

Других не суди, на себя погляди.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Слово – серебро, молчание золото.

Слово не воробей, а вылетит не поймаешь.

У себя как хочешь, а в гостях как велят.

Порядок время бережет.

Других не суди, на себя погляди.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Слово – серебро, молчание золото.

Слово не воробей, а вылетит не поймаешь.

У себя как хочешь, а в гостях как велят.

Порядок время бережет.

Других не суди, на себя погляди.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Слово – серебро, молчание золото.

Слово не воробей, а вылетит не поймаешь.

У себя как хочешь, а в гостях как велят.

Порядок время бережет.

Готовь школьную одежду заранее.

Собери в портфель все, что необходимо для уроков заранее.

Береги школьные учебники!

Береги школьное имущество .

Никого не обижай

Подготовься к уроку на перемене .

Уважай учителя!

Старайся хорошо учиться.

Правила поведения на уроке

Правила поведения на перемене

Правила поведения в столовой