Краткая биография евгения шварца. Литературно-исторические заметки юного техника Писатель шварц биография

Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнился своими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из-под его пера вышло более 20 пьес сказочных постановок для кукольного и драматического театров. Также по его сценариям сняли немало игровых фильмов и один мультипликационный фильм.

Рождение и детские годы Евгения Шварца

Евгений Шварц родился 9 октября 1896 года в городе Казань в семье православного еврея-врача Льва Шварца и Марии Шелковой, которая была акушеркой. Оба родителя происходили из зажиточных и интеллигентных семей. Вскоре после свадьбы Льва и Марии на свет появился их первенец Евгений.

Жизни в Казани маленький Женя не запомнил, в раннем детстве он с родителями переехал сначала в подмосковный Дмитров, а после – в город Армавир, затем – Ахтыри и окончательно в Майкоп. Там и прошла молодость будущего сказочника. Эти переезды можно смело считать своеобразными ссылками его отца, который часто обвинялся в революционной деятельности и подвергался гонениям.

Молодость Евгения Шварца

После окончания майкопского реального училища, в 1914 году Евгений решил поступить на юридический факультет Московского университета. Впрочем, диплом юриста Шварц не получил – уже через пару лет учебы он понял, что выбрал не тот путь. Его сызмальства манили театр и литература.


В 1917 году Евгений Шварц был призван в армию. После Октябрьского переворота он поступил в Добровольческую армию Л. Корнилова. Во время одного из штурмов прапорщик Шварц получил контузию, от которой страдал всю последующую жизнь – у него дрожали руки.


После травмы, Евгений был демобилизован. Он поступил в университет в Ростове-на-Дону и твердо решил связать свое будущее с творчеством. В это же время он начал работать в «Театральной мастерской». Критики весьма благосклонно отзывались об актерской игре молодого Евгения Шварца и пророчили ему блестящее будущее в театре. Однако, после двух лет актерства, Евгений оставил сцену.

Помимо работы на театральных подмостках, Шварц писал фельетоны и являлся литературным секретарем Корнея Чуковского, пробовал себя в роли журналиста в городе Донецк. Как фельетонист творил под псевдонимом Дед Сарай для газеты «Кочегарка» и журналов «Забой» и «Ленинград».

Евгений Шварц - «Обыкновенное чудо»: фильм по пьесе

В 1924 году началось сотрудничество Евгения Шварца с Самуилом Маршаком. В это время Шварц начал работать в Ленинграде в детской редакции Госиздата. Главной обязанностью его тогда была помощь новичкам. По свидетельствам дебютантов, Евгений обладал исключительным творческим чутьем и способностью дополнять чужие замыслы. Многим новичкам он помог определить свой литературный путь.

Творческий путь Евгения Шварца

В начале 20-х годов Евгений Шварц сотрудничал с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Наравне с членами общества Шварц писал рассказы и стихи для детей в журналы «Чиж» и «Еж».

В 1925 году издал первую собственную детскую книгу «Рассказы старой балалайки». Творить в это время Шварцу приходилось под постоянным надзором, ибо детская литература считалась ненужным и пустым явлением. Не смотря ни на что, первая книга Евгения Львовича имела успех.


Воодушевленный им, Шварц сел за написание дебютной сказочной пьесы «Ундервуд». В 1929 году состоялась премьера постановки в Ленинградском ТЮЗе. Там же ставили и последующие его произведения: «Остров 5-К», «Клад». В 1934 году Евгений Шварц стал членом Союза писателей СССР.

В 1940 году пьеса «Тень», которую Шварц написал по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена была изъята из репертуара театра сразу же после премьеры, поскольку цензоры усмотрели в ней политическую сатиру и скрытый подтекст.

В военные годы Евгений Шварц работал сначала в ленинградском Радиоцентре, продолжал писать пьесы. В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 42-43 годах Шварц работал сначала в кировском театре, а после в театре Душанбе. В 1944 году переехал с театром в Москву. Его пьесы вновь сняли с репертуара театра: при жизни Сталина его произведения не ставились в театрах.

Сказка Евгения Шварца «Золушка» на сцене Малого театра России

После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон-Кихот». Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц. В его фильмах снимались такие блистательные актеры, как Фаина Раневская , Янина Жеймо , Толубеев, Черкасов, Гарин и другие.


Первый сборник пьес Евгения Шварца увидел свет лишь после кончины Иосифа Сталина.

В 1956 году состоялось знаменательное для творца событие – премьера его эпохального произведения «Обыкновенное чудо», над которым автор работал более 10 лет. В этом же году он стал членом худсовета театра комедии Ленинграда.

Личная жизнь Евгения Шварца

Первой супругой Евгения стала Гаянэ Халайджиева. Она была актрисой театра в Ростове-на-Дону. Шварц долго добивался согласия на брак и добился благодаря своему экстравагантному поступку – в ноябре прыгнул в ледяной Дон на глазах у возлюбленной. Пара поженилась и в скором времени у них родилась дочь Наталья.


В 1927 году Евгений познакомился с братом своего друга на одном из литературных собраний. Тот был с женой Екатериной, которая с первого взгляда покорила сердце сказочника. Долгий тайный роман с Екатериной Ивановной мучил Евгения Шварца, который не хотел причинять боль близким. Однако, в конце концов пара освободилась от прежних браков и соединилась. С Екатериной Евгений прожил 30 лет, до последнего своего вздоха.

Смерть Евгения Шварца

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта в 61-летнем возрасте. Последние годы жизни он страдал от сердечной недостаточности. Писатель похоронен на Богословском кладбище.

Его отец, принявший христианство еврей, окончил Казанский университет; принимал участие в деятельности левых социал-демократических организаций, подлежал гласному надзору полиции; мать, русская, была талантливой актрисой-любительницей, в юности играла в спектаклях драматического кружка известного театрального деятеля барона Н.В. Дризена. Детство Шварца прошло в Майкопе. В своих воспоминаниях писатель говорит об огромном значении для него «майкопских» лет жизни. Шварц окончил реальное училище (1905-1913 ).

В 1914 поступил на юридический факультет Московского университета, однако проучился только до 1916 . Весной 1917 Шварц был призван в армию. По некоторым воспоминаниям, принимал участие в «ледяном походе» Корнилова.

Творческая биография Шварца началась в 1919 , когда он стал актером Театральной мастерской под руководством П.К. Вейсбрема в Ростове-на-Дону. В 1921 Шварц вместе с Театральной мастерской переехал в Ленинград. Играл в различных ленинградских театрах, выступал в качестве конферансье, был известен как остроумный импровизатор и блестящий рассказчик. С 1923 Шварц начинает сотрудничать в различных журналах и газетах.

В 1923-1924 работает в Бахмуте (Артемовск) в журнале «Забой» и газете «Всероссийская кочегарка». В то время его публикации выходят под псевдонимом Щур. По возвращении в Ленинград становится секретарем журнала «Ленинград». В 1924 в журнале «Воробей» появилась написанная в стихах первая сказка Шварца «Рассказ старой балалайки». Сказка получила одобрение С. Маршака, ее отметил О. Мандельштам.

С 1925 выходит несколько небольших книжек для детей, в создании которых принимал участие Шварц - делал стихотворные подписи к рисункам: «Вороненок», «Война Петрушки и Степки Растрепки», «Лагерь», «Шарики», «Рынок», «Прятки», «Петька-петух - деревенский пастух». Шварц становится детским писателем. Его охотно печатают в журналах Ленинграда: «Воробей» («Новый Робинзон»), «Советские ребята», «Октябрята», «Еж» и «Чиж».

С 1925 по 1931 Шварц является редактором детского отдела Госиздата. Шварц сближается с поэтами-обэриутами, их влияние сказывается на поэтике его произведений.

Первая пьеса Шварца «Ундервуд» была написана в 1928 и поставлена в Ленинградском ТЮЗе в 1929 А.А. Брянцевым. Спектакль имел успех у зрителей, однако критика («педологическое» направление) восприняла его в штыки. Это произведение, посвященное современной жизни, было лишь первым шагом Шварца к собственному месту в драматургии. Но уже в нем проявились черты, которые позднее составили существо его зрелого творчества - писателя-сказочника. Судя по воспоминаниям самого Шварца, сказочная реальность помимо его воли проникла в пьесу.

В 1933 вышла вторая пьеса Шварц - «Клад». Ее действие разворачивается в горах, где школьники помогают взрослым найти заброшенные медные рудники. А в 1934 в журнале «Звезда» была напечатана сатирическая пьеса «Похождения Гогенштауфена», рассказывающая о жизни одного из советских учреждений. В основе пьес Шварца лежали, казалось бы, привычные для современной литературы конфликты, но трактовки их были далеко не ординарны. Сосуществование правдоподобного и фантастического становилось все более явным, сочетание сказочной условности с проблематикой реальной жизни все более нарочитым.

Для стиля ранних пьес Шварца, еще не вполне совершенных, характерно юмористическое начало. Сказочные ситуации, в которые попадают «реальные» герои, постоянная игра слов, неожиданное столкновение несовместимых понятий в речи персонажей, названное критиками «приемом коротких соответствий» (Е. Калмановский), создают особую, неповторимую ткань драматургического повествования. В более поздних произведениях юмор сменится иронией.

Помимо общего конфликта, связанного с борьбой добра и зла, уже в этих пьесах Шварца начинает волновать проблема, которая во весь рост встанет перед ним во время работы над «Голым королем», «Тенью», «Драконом», - проблема взаимоотношений «редкого человека», героя и борца за справедливость, с обыкновенными людьми.

Пьеса «Голый король» была написана Шварцем в 1934 по просьбе главного режиссера Ленинградского театра комедии Н.П. Акимова. В самом замысле этого произведения угадываются своеобразные черты, глубоко характеризующие подход Шварца к изображению жизни в литературе. С одной стороны, «Голый король» - пьеса о современности. Одним из главных в ней оказывается образ диктаторского государства, в котором нетрудно угадать предвоенную Германию. С другой - в произведении на современную тему Шварц обращается к андерсеновским сюжетам («Свинопас», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине»). Действительность у Шварца вновь оказывается погружена в нарочитую условность поэтического мира сказки. Произведение перестает быть просто памфлетом на тему дня, пусть даже чрезвычайно актуальную. Оно выходит за границы узковременного, национального. Проблемы, поставленные в нем, обретают общечеловеческое звучание. «Голый король» не был поставлен при жизни драматурга, но именно это произведение впоследствии принесло автору всемирную известность.

Во второй половине 1930-х Шварц работает очень активно. В 1935-1936 написана пьеса «Брат и сестра». В 1937 состоялась премьера «Красной Шапочки»; 2 года спустя - показ «Снежной королевы». А в 1940 появилась первая сказка для взрослых - «Тень».

В «Тени» (в основу которой опять-таки положены андерсеновские мотивы) продолжается чрезвычайно важная для всей русской литературы нравственная тема двойничества. «Тень» - олицетворение скрытой, изнаночной стороны души человека. Она есть в каждом, и именно она становится подспорьем злу, творящемуся вокруг человека. Противостояние злу всегда оказывается противостоянием не только внешним обстоятельствам, но прежде всего самому себе.

В начале Великой Отечественной войны Шварц оставался в Ленинграде. Во время блокады записался в ополчение (приказ о зачислении был отменен, Шварца направили работать на радио). В тяжелой степени дистрофии эвакуирован в Киров, затем в Сталинабад. В это время он работает в Кировском областном и Ленинградском театре комедии. Пишет пьесы «Одна ночь» (1942 ) об осаде Ленинграда и «Далекий край» (1942 ) об эвакуированном из города детском доме.

В 1943 появляется пьеса «Дракон» (окончательный вариант - 1944 ). Она была поставлена Н.П. Акимовым, однако после первого же представления признана «вредной сказкой» (так называлась разгромная статья в газете «Литература и искусство») и снята. Пьеса «Дракон» - сложное произведение. Авторская позиция, выраженная в нем, не очевидна. Отвергнув «Дракона», официальная критика как бы подчеркнула политическое звучание пьесы, негативное по отношению к существующему положению вещей. Однако сам Шварц утверждал, что в его пьесе нет политического подтекста, что его сказки не аллегории и персонажи в них говорят отнюдь не на эзоповом языке. Философская сказка Шварца, в которой ставилась важнейшая проблема сохранения человеческой личности, противостояния свободолюбивого героя диктатору, вольно или невольно оказывалась ироническим зеркалом, отражающим реальность. Сильнейшее звучание приобретает в этой пьесе и тема «обыкновенного» человека, который оказывается ответственным за то зло, при котором он соглашается жить. Если вспомнить постоянное стремление Шварца к соединению в художественном мире условности и действительности, то неоднозначное восприятие «Дракона» современниками становится понятным. Сказка Шварца на этот раз оказалась слишком правдива и близка жизни.

В 1944 Шварц работал над пьесой «Медведь» (другое название - «Обыкновенное чудо»). В ней главное место занимает тема настоящей любви. Это чувство, по мнению автора, и является «обыкновенным чудом». В произведении фантастическое и жизненное как бы поменялись местами. Превращение медведя в человека оказывается менее удивительным событием, чем «обыкновенная» любовь, мешающая человеку вновь стать зверем. Шварц до конца жизни отличался удивительной работоспособностью. Последняя пьеса драматурга - «Повесть о молодых супругах» - вышла в 1957 . Шварц создал сценарии к множеству известных кинофильмов (1935 - «Разбудите Леночку»; 1936 - «Леночка и Виноград»; 1947 - «Золушка»; 1954 - «Царь Водокрут»; 1955 - «Дон Кихот»).

Евгений Львович Шварц - советский писатель и драматург. Он написал более двадцати пьес для драматического и кукольного театров. Также он написал сценарии к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Родился Евгений Львович Шварц 9 октября 1896 года в Казани. Его отец, Лев Борисович Шварц, был евреем, принявшим православие. Мать, Мария Федоровна (в девичестве Шелкова), из православной русской семьи. Познакомились родители Евгения в Казани. Лев учился на медицинском факультете Казанского университета, а Мария была слушательницей акушерских курсов. Для того, чтобы жениться на христианке, Лев принял православие.

В 1898 году Лев Шварц успешно окончил университет. Семья Шварцев переехала в подмосковный Дмитров. Вскоре после переезда в жизни семьи произошел крутой поворот. По подозрению в антиправительственной пропаганде среди рабочих Лев Шварц был арестован и выслан подальше от крупных городов. Семья перебралась в Армавир, потом в Майкоп.

Евгений, крещеный, как и его родители, с детства ощущал себя русским. «Я православный, следовательно, русский», - так написал он о своем детском мироощущении. Раннее детство Евгении прошло в постоянных переездах: Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань...

Детство и юность писателя прошли в Майкопе, о котором он позднее вспоминал с любовью.

Евгений поступил в 1914 году на юридический факультет Народного университета имени Шанявского в Москве. Проучился он там всего два года, потом понял, что профессия юриста для него не подходит и решил посвятить свою жизнь театральному искусству и литературе.

Весной 1917 года его призвали в армию. Сначала он был в запасном батальоне в Царицыне. После этого, в августе 1917-го его перевели в Москву. Он был произведен в прапорщики. После Октябрьской революции поступил в Добровольческую армию, участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. Получил контузию при штурме Екатеринодара. После контузии его демобилизовали.

Евгений Шварц после демобилизации поступил в университет в Ростове-на-Дону. Тогда же он начал работать в «Театральной мастерской». Кроме работы в театре, Шварц писал фельетоны для провинциальной газеты «Всесоюзная кочегарка». Там он познакомился с Н. Олейниковым, ставшим позднее его близким другом и соавтором. В 1923 году, по инициативе Михаила Слонимского, вместе с Олейниковым они выпустили первый номер журнала «Забой» (издается до сих пор и сейчас называется «Донбасс»).

В составе ростовской театральной труппы в 1921 году он приехал в Петроград. Остался там работать. Сначала был секретарем у Корнея Чуковского, а с 1923 года начал публиковать свои фельетоны. В 1924 году устроился на работу в Госиздате под руководством С.Я. Маршака. Примерно в те же годы сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Принимал активное участие в создании детских журналов «ЕЖ» и «ЧиЖ». Так же как и многие обэриуты, писал стихи и рассказы для детей, которые печатались в этих журналах.

Первая отдельная книга Шварца - сборник стихов «Рассказ старой балалайки» - была напечатана в 1925 году. Дебют был успешным, и писатель создал для детей пьесу-сказку «Ундервуд», пьесу «Клад». За этим последовали: «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (1937), «Первоклассница» (1949).

Режиссер Н. Акимов в 1934 году предложил Шварцу попробовать свои силы в драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса «Похождения Гогенштауфена».

Вершиной творчества Шварца, несомненно, стали художественные пересказы сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева». На этих сказках выросло уже несколько поколений детей.

В годы Великой Отечественной войны Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Он стал активным борцом против фашизма. Вел радиохроники, для которых писал стихи, песни, рассказы, фельетоны и статьи. В 1941 году вышла его пьеса «Под липами Берлина» (в соавторстве с Михаилом Зощенко). Работал над пьесой «Дракон» (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962 года.

В 1944 году Шварц начал работу над самым личным, можно сказать, исповедальным произведением. Работал над ним он около десяти лет. Несколько раз менял название: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник». Окончательно было выбрано название лаконичное и простое: «Обыкновенное чудо». Эту пьесу ставили во многих театрах Советского Союза - и всегда с огромным успехом.

После войны положение драматурга в советском обществе было нелегким. Об этом свидетельствует его «Автобиография», которую он написал в 1949 году. Издали ее только в 1982-м в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила Ольга Берггольц в 1954 году, она назвала Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 году издали первый сборник его пьес, по ним опять начали ставить спектакли - и в Советском Союзе, и за рубежом.

В 1955-1956 годах Шварц вел дневник, на основании которого позднее написал «Телефонную книжку» - уникальную форму мемуаров, изобретенную им самим. Впервые «Телефонная книжка» была опубликована в 1997 году. Это миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, а также меткие характеристики всевозможных советских учреждений - творческих союзов, издательств, театров, вокзалов и т.п. «Я пишу о живых людях, которых рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы. Мне страшно с недавних пор, что люди сложнейшего времени, под его давлением принимавшие или не принимавшие сложнейшие формы, менявшиеся незаметно для себя или упорно не замечавшие перемен вокруг - исчезнут.... Мне кажется, что любое живое лицо - это историческое лицо... Вот я и пишу, называя имена и фамилии исторических лиц».

Шварц написал около 25 пьес, не все они пока изданы. По его сценариям поставлены фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот», в которых снимались блистательные актеры Э. Гарин, Я. Жеймо, Ф. Раневская, Н. Черкасов, Ю. Толубеев и др.

Драматург, писатель, публицист, сценарист.

Окончил реальное училище в Майкопе.
В 1914-1917 годах учился на юридическом факультете Московского университета.
С весны 1917 года на фронте. В 1922-1923 годах - литературный секретарь Корнея Чуковского, с 1925 года - сотрудник "Детгиза".

Автор пьес: "Голый король", "Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо", "Повесть о молодых супругах" и др. По сценариям Шварца сняты фильмы: "Золушка", "Первоклассница", "Дон Кихот", "Марья-искусница", "Каин XVIII", "Снежная королева"; существуют киноверсия "Дракона" и два фильма по "Обыкновенному чуду".

Похоронен на Богословском кладбище Ленинграда.

Евгений Шварц на протяжении всего своего творчества, в собственных повестях и пьесах, в пьесах-сказках по мотивам произведений Андерсена предлагал людям вникнуть в смысл жизни, увидеть суть и, пока не поздно, уничтожить ростки зла в бессмертных своих душах. Не поучая никого, мягко советовал быть мудрыми и делать "правильные" выводы.
Николай Чуковский (писатель, сын Корнея Чуковского) в статье "Высокое слово писатель" говорил, что "...его (Шварца) пьесы начинаются с блистательной демонстрации зла, глупости во всем их позоре и кончаются торжеством добра, ума и любви". В блокадную зиму 1941-го он говорил писательнице Вере Кетлинской: "У нас с вами есть одно преимущество видеть людей в такой ситуации, когда выворачивается наизнанку вся их суть". Спустя год он напишет в дневнике: "Бог поставил меня свидетелем многих бед. Видел я, как люди переставали быть людьми от страха... Видел, как ложь убила правду везде, даже в глубине человеческих душ".
Евгений Львович был известен ещё и своей добротой и состраданием. В 1920-х годах с супругой подбирал беспризорников, и с помощью Маршака устраивал в детские дома. Когда был репрессирован Николай Заболоцкий, Шварц, сам постоянно нуждавшийся в деньгах, поддерживал материально жену поэта и двоих его детей. С 1946-го помогал попавшему в опалу Михаилу Зощенко, от которого тогда отвернулись многие. В 1950 году, в разгар "борьбы с формализмом и космополитизмом", из Ленинградского университета выгнали литературоведа, профессора Бориса Эйхенбаума, и Шварц вместе с писателем Михаилом Козаковым (отцом артиста и режиссера Михаила Козакова), драматургом Израилем Меттером (автором сценария фильма "Ко мне, Мухтар!") и актёром Игорем Горбачёвым приносили безработному ученому сумки с продуктами.
Понимая, какая странная для атеистического общества проза получается у него, Шварц признавался в письме к ленинградским режиссёрам Акимову и Ремизовой в апреле 1949-го: "У меня есть довольно опасное свойство желание покоя, свободы, мира и благодати во что бы то ни стало".
Угасая после второго инфаркта, испытывая сильные боли во всем теле, он не прекращал восхищаться красотой и разнообразием Божьего творения: "Обыкновенная вульгарная бабочка-капустница, а ведь здорово было бы найти нужное слово, чтобы описать ее полет".
Пантелеев говорил о нем словами Бунина о Чехове: "До самой смерти росла его душа".
Владимир Сергеев, журнал "Фома" (декабрь 2008).

21 октября (9 октября по старому стилю)) 1896 года родился Евгений Львович Шварц – писатель, драматург, последний и любимый всеми «сказочник» мрачной советской эпохи.

Семья, детство

Евгений Львович Шварц родился в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц (1874-1940), принявший православие еврей. Матерью - Мария Фёдоровна Шелкова (1875-1942), происходившая из русской православной семьи. Православным был не только отец Евгения Шварца, но и его дед, получивший при крещении имя Борис (по восприемнику - Лукич).

Уже через несколько лет родители Шварца покинули Казань. Раннее детство будущего драматурга и сказочника прошло в переездах. В дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань, но большая часть детства и юности Шварца прошла в Майкопе, о котором он всю жизнь вспоминал с любовью и ностальгией.

Молодость

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени Шанявского, но весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву. С августа 1917 года - юнкер одного из московских военных училищ (какого именно – установить не удалось, предположительно - Алексеевского). 5 октября 1917 года, после ускоренного курса обучения, Евгений Шварц был произведён в прапорщики. После Октябрьского переворота уехал на Дон и вступил в Добровольческую армию. Участвовал в «Ледяном походе» Л.Г. Корнилова. При штурме Екатеринодара (конец марта 1918 года) получил тяжёлую контузию, последствия которой- тремор рук - ощущал всю оставшуюся жизнь. После контузии Шварц был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».

Прыжок в пустоту

Поздним вечером в холодном ноябре двое шли по каменной набережной Дона. Времена были тревожные, революционные, а значит, в них не могло не найтись места подвигу. По крайней мере, молодой, тощий как щепка актер Женя Шварц, провожавший свою неприступную возлюбленную Гаяне Халаджиеву, не желавшую ни под каким видом выйти за него замуж, очевидно, думал именно так. Они познакомились в Ростовской театральной мастерской, где оба не без успеха подвизались на сцене. Гаяне, в просторечии Ганя, миниатюрная, экспансивная и очаровательная, в очередной раз недоверчиво выслушивала объяснения в любви, пылкие уверения в чувстве, готовом на любые испытания. Наконец красавице наскучил бесплодный разговор, и она решила повернуть дело не совсем обычным способом.

– А что будет, если я скажу: прыгни в Дон? – поинтересовалась она опрометчиво.

И тут на ее глазах совершилось самое что ни на есть обыкновенное чудо: ни слова не говоря, как был – в пальто, шляпе и калошах – Женя Шварц перескочил через парапет и прыгнул в Дон. Речная вода в ноябре – штука опасная, ледяной, цепкий холод сводит ноги… Ошеломленная Гаяне принялась кричать, прибежали люди и вытащили иззябшего влюблённого. Нечего и говорить, что после подобной истории сердце красавицы дрогнуло: она вышла замуж за героя этой нелепой, изумительной и невероятной истории.

В октябре 1921 года Шварц вместе с женой и труппой маленького ростовского театрика покинул родной хлебный Ростов и, захватив свои убогие раскрашенные холсты, перекочевал навсегда в чужой голодный Питер. В годы Гражданской войны каждый город России превратился в маленькие Афины, где решались коренные философские вопросы, без конца писались и читались стихи, создавались театры - самые «передовые» и левые, ниспровергавшие все традиции и каноны. Конечно, театрик, где актером работал Шварц, оказался чрезвычайно неустойчивым и скоро распался. Тогда Женя потянулся к литературе. Он как-то сразу, с первых дней, стал своим во всех петроградских литературных кружках. Он служил секретарем у Корнея Чуковского, затем сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». В 1923 году в газете «Кочегарка», издававшейся в городе Бахмут, появились первые фельетоны и сатирические стихи начинающего писателя. Тогда же он вместе с М. Слонимским организовал журнал «Забой».

Секретарствуя у признанного критика и переводчика Чуковского, он все выпытывал у его сына Коли: выйдет ли из него, Жени, писатель? Жизнь Шварца не баловала, и Коля тоже не спешил порадовать приятеля: «Писателя все время тянет писать. Посмотри – отец все пишет, все записывает, а ты нет. Не знаю, выйдет ли из тебя писатель…»

Шварцу хотелось писать, но не подстраиваться под общие правила. Он не хотел никого копировать, а своего пути еще не было. Ко всему прочему, ясно вырисовывалась у него в уме страстная тяга к сказкам, к мифотворчеству и чуду. И – непременно – чтобы добро побеждало зло. Эта страсть была у него с детства.

«…В то же время обнаружился мой ужас перед историями с плохим концом. Помню, как я отказался решительно дослушать сказку о Дюймовочке... Пользуясь этой слабостью моей, мама стала из меня... веревки вить. Она терроризировала меня плохими концами. Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в безвыходное положение. «Доедай, а то все утонут». И я доедал».

Казалось бы – одна из самых мирных профессий: лист бумаги, пишущая машинка, папироса «Беломор». Да и характер у Шварца незлобивый, приятный: по определению Маршака, под началом которого довелось работать юному писателю в детской редакции Госиздата, Женя – веселый, легкий, «будто пена от шампанского». Сам он о себе писал в «Дневниках» так:

«Не в литературном, а в настоящем смысле этого слова я был уверен, что вот-вот начнутся чудеса, великое счастье… Никого я тогда не осуждал… и всех любил от избытка счастья…»

Первая отдельная книга Шварца - сборник стихов "Рассказ старой балалайки" - появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра "Ундервуд", пьесу "Клад" (о "юных разведчиках народного хозяйства").

В 1924 году Шварц уехал в Ленинград, где сошёлся с самыми остроумными людьми своего времени: поэтами-обэриутами Олейниковым, Заболоцким, Хармсом. Общались они иногда весьма небанальным образом – об этом свидетельствуют воспоминания близких друзей. Например, Алексея Пантелеева:

«Имя Шварца я впервые услыхал от Златы Ионовны Лилиной, заведующей Ленинградским губернским отделом народного образования.

– Вашу рукопись я уже передала в редакцию, – сказала она. – Идите в Дом книги, на Невский, поднимитесь на пятый этаж в отдел детской литературы и спросите там Маршака, Олейникова или Шварца.

Должен признаться, что в то время ни одно из названных выше имен, даже имя Маршака, мне буквально ничего не говорило.

И вот в назначенный день мы с Гришей Белых, молодые авторы только что законченной повести «Республика ШКИД», робко поднимаемся на пятый этаж бывшего дома Зингер, с трепетом ступаем на метлахские плитки длинного издательского коридора и вдруг видим – навстречу нам бодро топают на четвереньках два взрослых дяди – один пышноволосый, кучерявый, другой – тонколицый, красивый, с гладко причесанными на косой пробор волосами.

Несколько ошарашенные, мы прижимаемся к стене, чтобы пропустить эту странную пару, но четвероногие тоже останавливаются.

– Вам что угодно, юноши? – обращается к нам кучерявый.

– Маршака... Олейникова... Шварца, – лепечем мы.

– Шварц! – протягивает руку его товарищ...»

Детский отдел содрогался от хохота с утра до вечера. Среди товарищей было признано, что русский юмор – статья особая. Строится он вовсе не на игре слов, не на каламбуре, а на чистейшем абсурде. В нем все и упражнялись. Кажется – куда уж смешнее, милее, аполитичнее? На этом фоне Шварц пишет рассказы и стихи для детей, начинает писать пьесы. Мирная профессия писателя в тоталитарном государстве... Пишущая машинка, «Беломор»… Но в абсурде упражнялись не только жившие тогда литераторы. В нем упражнялось само время.

Заболоцкий много лет проведет в лагере и выйдет оттуда другим человеком. Николая Олейникова расстреляют, Даниил Хармс погибнет от голода в тюремной больнице. Друзья и соратники будут исчезать один за другим.

«Мы как никто чувствуем ложь, – напишет Евгений Шварц. – Никого так не пытали ложью…»

Времена не выбирают…

В современных статьях Шварц зачастую именуется «добрым сказочником», а его пьесы «Голый король», «Тень», «Золушка» и «Дракон» – «милыми и человечными». В нынешнее видение советской истории и литературы хотелось бы внести некоторую ясность.

С больным сердцем, располневший, с трясущимися беспрестанно руками, Евгений Шварц никогда не был «добрым сказочником», и пьесы его вовсе не «милы». Писались они тогда, когда ни говорить, ни думать было уже невозможно. В воспоминаниях об этой эпохе (то есть практически обо всей своей жизни) Шварц скорбно пишет:

«Начиная с весны 1937 года разразилась гроза и пошла все кругом крушить, и невозможно было понять, кого убьет следующий удар молнии. И никто не убегал и не прятался. Человек, знающий за собой вину, понимает, как вести себя: уголовник добывает подложный паспорт, бежит в другой город. А будущие враги народа, не двигаясь, ждали страшной антихристовой печати. Они чуяли кровь, как быки на бойне, чуяли, что печать «враг народа» пришибает без разбора, любого,- и стояли на месте, покорно, как быки, подставляя головы.»

Из «Ежа»Шварц уходит в 1931 году.

«Все яростно чистили друг друга, и вот постепенно «Еж» поплелся к своей гибели. Сохранять равновесие становилось все трудней, и я решил уходить…»

«Сохранять равновесие» было и впрямь тяжело. В то время это означало не писать доносов, не втравливаться в склоки и выяснения литературных отношений, могущие закончиться арестом «виновника скандала». Поэтому Шварц, с обычным своим «деловитым мужеством», уходит.

Люди не из сказки

Все лучшие герои Шварца – самые обычные люди. И Ланцелот, вызвавший на бой Дракона, и Ученый, победивший Тень, и Генрих с Христианом, свергнувшие Голого короля, ни в малейшей степени не жалуют героический пафос. Они прямодушны и бесхитростны. Кроме того, они еще и наделены немалым чувством юмора. В пьесе «Тень» Аннунциата недаром говорит ученому: «Вы ведь все равно что маленький ребенок. Вы вот не любите супа, а без супа что за обед! Вы отдаете белье в стирку без записи. И с таким же добродушным, веселым лицом пойдете вы прямо на смерть…»

А ткач Христиан и свинопас Генрих поют такую душераздирающую песенку:

Шварц творит собственный героический миф – без всякого героизма. Но и без фальшивого добродушия доброго сказочника. Для этого он слишком живой. Один из приятелей говорил о нем:

«Если он сталкивается с подлостью, предвзятостью или злонамеренной глупостью, Шварц резко меняется. Он начинает говорить тихо, без интонаций, словно через силу. Он старается переменить тему... Помню только один случай, когда он просто растоптал своего оппонента за допущенную им недобросовестность. Присутствующие при этом сидели, втянув головы в плечи, до того Шварц был страшен в эту минуту. Через полчаса он приносит извинения «за непарламентский способ разговора». Не дай бог кому бы то ни было выслушать такое извинение».

Ко времени его ухода из «Ежа» и возобновления работы с театром – на этот раз в качестве драматурга с именем – абсурд жизни все страшнее и очевиднее врывается в обыденность.

Победившее смерть чудо

А между тем в жизни Шварца произошли немыслимые перемены. Немыслимые – потому что он терпеть не мог заставлять кого-то страдать. А заставить пришлось, да не кого-нибудь, а любимую жену Гаяне и дочку Наташу. На очередном литературном собрании писателю Каверину взбрело в голову познакомить остроумца Женю со своим братом и его золотоволосой женой Екатериной. Завязался бурный роман. Шварц метался, тосковал и наконец ушел от Гаяне.

Они 30 лет прожили вместе, перенесли голод блокадного Ленинграда, эвакуацию в Киров и Сталинабад, относительно мирные последние годы. Екатерине он посвятил пьесу «Обыкновенное чудо», написанную за четыре года до смерти.

Здесь – напоследок – снова звучит тема преданности и любви, без трескучих фраз: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны, – смерть иной раз отступает от них…»

Военные годы нелегки. Шварц и Екатерина принимают на себя заботу о семье заключенного в лагерь поэта Николая Заболоцкого – в эвакуации делят комнату с его женой и двумя детьми, помогают, чем могут. Именно тогда и начал писаться «Дракон», позже поставленный в Ленинградском театре комедии.

Я воюю всю жизнь…

Спектакль сняли с репертуара сразу после премьеры. Пьеса оставалась под запретом до 1962 года (та же участь постигла и «Тень»). Давний приятель Шварца Николай Чуковский осторожно пишет о «Драконе»:

«Пьесы Шварца написаны в 30-е и в 40-е годы XX века, в эти два страшных десятилетия, когда фашизм растаптывал достигнутое в предшествующую революционную эпоху. Сжигались книги, разрастались концентрационные лагеря, разбухали армии, полиция поглощала все остальные функции государства… Всему этому способствовало невежество и глупость. И трусость. И неверие в то, что доброта и правда могут когда-нибудь восторжествовать над жестокостью и неправдой. И Шварц каждой своей пьесой говорил всему этому: нет».

Если убрать отсюда слово «фашизм», то получится подлинная картина жизни Шварца и его современников. Кстати, пьесы его при жизни Сталина были запрещены. Он не унывал, хотя болело сердце и все сильнее тряслись руки. Почерк превратился в каракули. Он писал буквально все, о чем его просили: и обозрения для Аркадия Райкина, и куплеты, и стихи, и статьи, и цирковые репризы...

«Пишу все, кроме доносов», – частенько говаривал он. И это было правдой.

Он не терял внутренней силы и мужества, а значит, и «детскости» – об этом вспоминают многие его друзья: «Считается, что великие люди сохраняют в себе на всю жизнь черты детской непосредственности, искренности и веры во «всамделишность» игры. Если так, Шварц велик... Из-за забора его дачи несется яростное рычание. Хозяин и его гость – драматург И., огромный, страшно близорукий человек в очках с толстенными стеклами – прыгают на одной ноге и с размаху сшибаются чугунными животами, стараясь опрокинуть противника (Шварцу под 60, и у него больное сердце). Гость конфузливо смеется, а Шварц яростно рычит, заложив по правилам игры руки за спину и подскакивая, словно мустанг. Он дерется, как Ланцелот, с полным самозабвением... Наконец гость теряет очки. Пока их извлекают из кустов черемухи, куда их заслал пушечный удар живота маститого драматурга, победитель, пыхтя и приговаривая: «Будешь?.. Будешь?..» – показывает побежденному язык. Сколько ему лет в этот момент?»

В самой известной пьесе Шварца «Дракон» одноименный герой спрашивает странствующего рыцаря Ланцелота, осмелившегося вызвать его на бой: «Вы против меня – следовательно, вы против войны?» – «Что вы! – отвечает рыцарь. – Я воюю всю жизнь»...

Использованы материалы статьи Надежды Муравьевой в «Независимой газете» от 05 июля 2007 г.