Мордовская нация. О появлении древне-мордовских племен

О появлении древне-мордовских племен

На рубеже нашей эры (2000 лет назад) городецкая культура «переросла» в древне-мордовскую. Археологические сведения и фольклор дают очень скудные сведения о том, почему и как это происходило. Предположительно, в эти времена древне-мордовские племена существовали, будучи известными окружающим народам под одним из следующих имён: андрофаги, будины, йирки, фиссагеты. Вот как Геродот - "отец истории" - описывает их: «Андрофаги. «Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни судов, ни законов и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране».

«Будины - большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы... Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление... Будины - коренные жители страны - кочевники. Это - единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками... (примечание: уточнение лингвистов - не шишками, а белками, питающимися сосновыми шишками). Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы...»

Йирки «промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним».

«За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты - многочисленное и своеоб-разное племя. Живут они охотой... Из их земли текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду. Название этих рек: Лик, Оар, Танаис и Сиргис».

У Геродота же историки находят описание скифо-персидской войны 512 года до нашей эры, войны, вызвавшей серьезные передвижения народов на север. Естественно, это передвижение затронуло и городецкие племена. Вряд ли они снялись с обжитых мест, однако на их земли пришли иноплеменники. В истории городецких племен таким образом возник внешнеполитический фактор. Он-то, видимо, и ускорил оформление древне-мордовской культуры.

События второй половины первого тысячелетия нашей эры способствовали установлению тесных контактов предков мордвы с южными сарматскими племенами. Наиболее частыми они были в I–IV веках нашей эры. Именно в это время получают широкое развитие торговые связи.

Основным продуктом торгового обмена мордвы были меха и шкуры, продукты земледелия, в которых испытывали нужду их южные соседи. Сарматы же меняли предметы вооружения, изделия из металлов. Но кочевники были ненадежными торговыми партнерами. Нередко на смену торговому каравану приходил отряд конных воинов, и тогда неминуемо вспыхивала сеча. Железные трехлопастные наконечники сарматских стрел довольно часто археологи находят на валах мордовских городищ в Нижнем Присурье.

Набеги мелких сарматских отрядов сменились в конце концов нашествием большой лавы всадников, которые подчинили себе некоторые мордовские племена. На территории современного Большеигнатовского района неподалеку от села Андреевка археологи раскопали курган - захоронение вождя завоевателей и его дружинников. В центре могилы был установлен специальный помост, куда было возложено тело вождя, рядом покоились два вооруженных воина. В ногах лежал связанный пленник или раб.

Однако господство пришельцев было недолгим, они довольно быстро были ассимилированы древней мордвой и растворились в её среде. Борьба древней мордвы с южными пришельцами была поистине героической. Ведь последние стояли на более высокой ступени развития. Мордовские же племена в I-IV веках жили в условиях начинающегося разложения первобытно-общинных отношений.

В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Во главе семьи обычно стоял кудатя. Род или несколько родов составляли поселение - веле. Занимали они в основном удобные, приречные места. Лишь к середине I тысячелетия нашей эры поселения стали иметь мощные оборонительные сооружения.

Древняя мордва селилась в плодородных долинах рек Оки, среднего течения Волги, Цны, Мокши и Суры. Это был край с тучной, плодородной землей, богатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Всё это наложило отпечаток на хозяйство наших предков.

Главным занятием древней мордвы было земледелие. Сеяли ячмень, рожь, полбу, горох. Пользовались серпом и косой, пашенное земледелие появится позднее.

Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у мордвы. Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней металлургии.

Немалую роль в жизни древне-мордовских племен играли охота, рыбная ловля, бортничество - сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, рыба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями.

И вот мирная жизнь прерывается нашествием. Вести борьбу с пришельцами трудно. Ведь постоянной военной дружины ещё нет, приходится и пахать, и учиться владеть оружием. И лишь к середине тысячелетия положение меняется. К этому времени происходят существенные сдвиги в жизни и быте древней мордвы. На смену родовой общине пришла соседская.

Наряду с городищами возникли открытые поселения. Сложилась постоянная боевая дружина. Земледелие стало пашенным. Возникло и стало развиваться имущественное и социальное неравенство.

На этой ступени развития зафиксировали предков современной мордвы и иноземные авторы. В VI веке историк готских королей Иордан в своей книге под названием «О происхождении и деяниях готов», описывая племена Восточной Европы, назвал народ «морденс». Это было первое упоминание в письменных источниках о мордовском народе.

Мордва... Как возникло имя народа? Является ли оно самоназванием или же так называли наших предков соседние племена? В ирано-скифских языках существовало слово martiya, переводимое как мужчина, человек. Оно-то и легло в основу этнонима мордва. В русском же языке к основе «морд» присоединился суффикс «ва», имеющий оттенок собирательности, общности. Так и возникло имя народа, имя, существующее уже полторы тысячи лет.

В середине I тысячелетия нашей эры история древне-мордовских племен связана с передвижениями народов, которое известно под названием «великого переселения». В конце IV века сарматы были разбиты пришедшими с востока гуннами. Современник гуннского нашествия римский историк Аммиан Марцеллин писал о гуннах как о подвижном и неукротимом народе, пылающем «неудержимой страстью к похищению чужой собственности». Внезапность прихода гуннов усилила страх перед ними. Тот же Марцеллин оставил нам такую запись: «Невиданный дотоле род людей, поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает всё, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор».

А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные. А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные враги. Это ускорило процесс развития древне-мордовских племен, дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила мобилизовать все внутренние силы народа. Может быть, поэтому все попытки подчинить мордовские племена в IV-VII веках проваливались, были безуспешными, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись.

На рубеже VII-VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников юга усилилось, и мордовские племена не смогли уже успешно противостоять натиску.

В VII веке в Среднем Поволжье появились племена булгар. По свидетельству персидского автора X столетия, булгары - народ «отважный, воинственный и внушающий ужас. Их характер подобен характеру тюрок, живущих возле страны хазар». Булгары потеснили мордву. Оседая на Волге, они стали её восточными соседями. Одновременно аланское население Северного Кавказа, теснимое арабскими завоевателями, переселилось в верховье Северного Донца, Оскола и Дона, на пограничные с цнинской мордвой земли. Следом нахлынула новая кочевая волна - хазары.

Южные степи всегда были для мордовских племен источником опасности, с юга волна за волной накатывались кочевые орды. Скифы, превратившие лесостепь Восточной Европы в поле охоты за рабами, сменились сарматами. Следом смерчем прошли неизвестные восточные конники-гунны. И далее век от века конные лавины булгар, алан... Столетия мордовские племена вели ожесточенные схватки со степью. И выходили победителями. О мордовские укрепленные городища и военные дружины раскалывались пускай частые, но слабо организованные набеги мелких кочевых орд. Но государственной организации могучего Хазарского каганата (VIII-X вв.) древние мордовские племена не смогли противостоять. Основная часть южной мордвы покинула свои исконные земли в верховьях Суры и ушла на запад и северо-запад. Оставшиеся были вынуждены платить дань.

Размеры хазарской дани с мордвы трудно установить. Возможно, она была такой же, как и со славянских племен - по серебряной монете и белке с дыма, возможно, гораздо большей. Однако достоверно известно, что она не была чётко определенной, поскольку сами хазары не знали численности мордовского населения. Не случайно хазарский каган Иосиф в письме сановнику при дворе кордовского халифа Абд-ал-Рахмана III Хасдаю Ибн-Шафруту, написанном не позднее осени 961 года, говорил следующее о народах Среднего Поволжья: «Их девять народов, которые не поддаются точному распознаванию и которым нет числа».

В период хазарского владычества у мордовских племен начинает исчезать военная дружина. В южно-мордовских могильниках V-VII веков археологи в каждом втором погребении мужчины обнаруживают конного воина, а в могильниках периода хазарского владычества только в каждом пятом. Хазары не позволяли местному населению создавать боевые дружины. Они обеспечивали себе тем самым повиновение и возможность грабежа покоренного населения.

Во второй половине I тысячелетия нашей эры, в результате внутреннего развития и внешнего давления произошло разделение единого древне-мордовского племени.

В X веке хазарский каган Иосиф в одном из своих посланий упомянул народ «арису». Это было первое письменное упоминание об эрзе. Следом об эрзянах («арджанах») сообщал летописец монголов Рашид-ад-Дин, позднее писал о них ногайский князь Юсуф.

Первое упоминание о мокше встречается позднее, оно обнаружено в записках фламандского путешественника Гильома Рубрука. О мокше пишут Рашид-ад-Дин, венецианец Иосафат Барбаро. Встречается этноним в форме «мухшы» позднее и на булгаро-татарских могильных камнях.

Эти этнонимы индоевропейского происхождения. Эрзя восходит в своей основе к иранскому слову arsan, что переводится как мужчина, герой, а мокша по происхождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к индо-европейскому населению Среднего Поволжья, обитавшему здесь отдельными группами еще до расселения финно-угров.

К концу I – началу II тысячелетия нашей эры различия между мокшей и эрзей стали весьма существенными. Главной отличительной особенностью явились различия в погребальном обряде. Северная группа, эрзянская, хоронила своих покойников головой на север, реже на северо-запад. Для южной, мокшанской, группы могильников, наоборот, характерна южная и юго-западная ориентировка погребений.

Борьба с хазарским владычеством, конечно, велась. Однако, слишком неравными были силы. Обстановка меняется в X веке. Каганат начинают раздирать внутренние смуты, сотрясать удары внешних врагов - печенегов и русских князей. Последний удар нанёс Хазарии киевский князь Святослав, который, как сообщает нам русский летописец, «легко ходил в походах, как пардус, и много воевал».

В 964 году его дружина появилась на берегах Оки и Волги. Здесь Святослав провёл целый год, готовя прочный тыл для своего похода в сердце хазарской державы - Итиль. По сведениям арабского автора Ибн-Хаукаля за это время он нейтрализовал союзников хазар на Средней Волге. В 965 году русские дружины спустились вниз по Волге и взяли Итиль и другие хазарские крепости: Семендер на Тереке и Саркел на Дону.

Арабский географ Ибн-Хаукаль писал о последствиях похода Святослава: «Теперь не осталось и следа ни от Булгара, ни от буртасов, ни от хазар, потому что Русь уничтожила всех их, отобрала от них и присоединила к себе их край, а те, кто спасся... разбежались по окрестным местам в надежде договориться с Русью и стать под её власть».

Крушение хазарской державы привело к освобождению народов, плативших дань хазарам. Возможность свободного развития получают и мордовские племена. Они начинают залечивать раны, нанесенные в ходе неравной борьбы.

По материалам мордовских ученых Н. Мокшина, В. Абрамова, В. Юрченкова

Рассказать друзьям

Мордва - самый крупный в Советском Союзе народ из финно-угорской языковой семьи. Численность мордвы, по переписи 1959 г., 1 285,1 тыс. человек. Наиболее компактно она расселена в Мордовской Автономной Советской Социалистической Республике. Кроме того, значительные группы мордвы живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской, Куйбышевской областях, в Татарской и Башкирской АССР, в Сибири и Средней Азии.

Термин «мордва» служит общим наименованием для всего народа, который делится на две основные группы: мордву-эрзю и мордву-мокшу. Каждая группа сохраняет до настоящего времени свое самоназвание (эрзя и мокша), особенности в языке, материальной культуре (одежде, жилище), народном творчестве.

Эрзя живут преимущественно в северо-восточных и восточных районах Мордовской АССР. Исключение составляет своеобразная локальная группа мордвы-эрзи, живущая в северо-западной части республики, в селениях по нижнему течению р. Мокши с центром в с. Теньгушеве (ныне Темниковский район). К этой так называемой теньгушевской группе мордвы-эрзи относится и население двух сел- Дракино и Кажлодка, расположенных в южной части республики (Торбеевский район). Обособившись еще в XVII в. от общей массы эрзянского населения и живя продолжительное время среди мордвы-мокши, теньгушевская мордва продолжает и поныне сохранять свое культурное своеобразие и самоназвание «эрзя». Народный женский костюм этой группы отличается от костюма основной части эрзи, так же как фольклор и многие обряды, например свадебные. Говорит эта группа на переходном диалекте от эрзянского к мокшанскому языку. Культурное своеобразие ее определяется также сильным влиянием соседнего русского населения, в непосредственной близости к которому она живет уже длительное время.

За пределами республики мордва-эрзя живет преимущественно в Горьковской, Куйбышевской, Саратовской, Оренбургской областях, в Татарской и Башкирской АССР.

Мордва-мокша расселена в основном в западной части Мордовской АССР. За пределами республики мокшанские селения более многочисленны в Пензенской обл. В Татарской АССР и в Оренбургской области мокшанские деревни встречаются наряду с эрзянскими.

Смешанных мокшано-эрзянских деревень в республике нет, но они имеются в Оренбургской и Пензенской областях. За пределами Мордовской АССР встречаются также мордовско-чувашские села, но чаще всего русско-мордовские. Мордовское население, живущее за пределами республики в окружении русских, татар, башкир и других народностей Среднего Поволжья, в ряде случаев утрачивает свои самоназвания «мокша» и «эрзя» и называет себя мордвой.

Среди мордвы выделялись еще недавно и две более мелкие этнографические группы: терюхане и каратаи. Терюхане - группа мордвы, обитавшая в пределах Горьковской обл. недалеко от г. Горького. В наше время она полностью слилась с русским населением, но еще в 1920-х годах терюхане называли себя мордвой, сохраняли ряд особенностей в культуре, одежде, жилище, свадебных обрядах и своеобразную интонацию (хотя говорили по-русски). Каратаи живут в трех селах на территории Тетюшского района Татарской АССР и говорят на татарском языке. Их материальная культура близка к русской, но некоторые обычаи и фольклор весьма своеобразны. Сами они считают себя мордвой. Термин «каратаи» совпадает с названием одного из сел, в которых они живут - Мордовские Каратаи.

Эрзянский и мокшанский языки составляют особую, мордовскую, группу финно-угорских языков. Первый из них в фонетическом отношении ближе к русскому, второй имеет значительно больше особенностей в фонетике и татарских слов в словарном составе.

Теперь мокшанский и эрзянский языки являются литературными языками, на них издаются книги, газеты и ведется обучение в начальных классах. В средней школе преподавание ведется на русском языке, а мокшанский или эрзянский языки и литература преподаются как отдельные предметы. В районах за пределами Мордовской АССР со смешанным русско-мордовским населением обучение детей ведется на русском языке.

Среди мордвы очень широко распространен русский язык. Все мордовское население, за исключением отдельных пожилых женщин, не выезжавших за пределы своей деревни, знает русский язык. В городах, на производстве, в средних и высших учебных заведениях эрзя и мокша общаются на русском языке, так как общение между ними на родных языках затруднительно.

Население Мордовской АССР довольно пестрое. Перепись 1959 г. показала, что мордва составляет 36% населения республики, первое место по численности в ней занимают русские; на третьем месте стоят татары. В небольшом числе в республике живут также украинцы, белорусы, чуваши, марийцы.

Мордовская АССР расположена в зоне лесостепи. Из рек, протекающих на ее территории, более крупные Сура, Мокша, Цна, Алатырь. Республика богата лесами, преимущественно лиственными; леса чередуются с большими пространствами пашни и лугов.

Краткий исторический очерк

Первые сведения о мордве относятся к середине I тысячелетия н. э. Вперые мордва под названием морденс упоминается у готского историка Иордана, жившего в VI в. В сочинении византийского писателя Константина Багрянородного (X в.) названа страна «Мордиа». Название «мордва» встречается уже в Начальной летописи и в дальнейшем не сходит со страниц русских летописных сводов.

В настоящее время автохтонность мордвы уже не подлежит сомнению. Изучение древних мордовских поселений и могильников дает возможность установить преемственную связь мордвы с более древними местными племенами эпохи бронзы. Это подтверждает мнение ряда исследователей о том, что мордовские племена сложились на базе древних племен Среднего Поволжья. Генетическая связь мордвы с культурой местных племен, в частности с Городецкой культурой, которая была распространена в Поволжье с VII в. до н. э. по V в. н. э., отчетливо прослеживается в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т. д. Наиболее ранние археологические данные, позволяющие судить о жизни мордовских племен, относятся к первым векам нашей эры. Жители древних городищ середины I тысячелетия н. э. занимались скотоводством, подсечным земледелием и охотой на пушного зверя. Множество находок железных изделий указывает на сравнительно высокий уровень развития ремесла. В VIII-IX вв. мордовские племена начали переходить к пашенному земледелию.

Некоторые советские ученые (В. В. Гольмстен, Е. И. Горюнова и др.) на основании археологических данных отмечают существование в конце I тысячелетия нескольких групп мордовских племен. Нижнесурская группа занимала северо-западные районы теперешней Чувашской АССР и северо-восточную часть Горьковской обл.; верхнесурская - север Саратовской и восточные районы Пензенской обл.; цнинская группа - западную часть Тамбовской обл. Еще одна группа мордовских племен, по- видимому, обитала по течению Оки, вдоль территории нынешней Рязанской обл. Начиная от устья р. Москвы, вплоть до районов, расположенных несколько ниже впадения Мокши в Оку, найдены остатки древних поселений и многочисленные могильники II-VIII вв., обычно называемые рязанскими. Их инвентарь имеет много общего с предметами типичных мордовских могильников, открытых под Пензой и Тамбовом, на реках Суре и Цне. Сходство прослеживается в обряде погребения, в костюме и украшениях. Именно это племя, по мнению В. В. Гольмстен, было известно его соседям под названием мордвы и с VI в. начало упоминаться в письменных источниках.

Вместе с тем археологические данные свидетельствуют о раннем культурном смешении приокских мордовских племен со славянскими. Ранние славянские погребения покрывают более древние мордовские могилы.

Старая Рязань, возникшая на месте мордовского городища как славянский город, восприняла название его древних насельников. Академик А. А. Шахматов считает несомненным родство слов «Рязань» и «эрзянь». В X в. мордва здесь, по-видимому, ассимилировалась со славянами, так как на этой территории не известны более поздние мордовские могильники. Следы мордовской культуры сохраняются в современной культуре приокского населения, в нерусских географических названиях, в особенностях старинного женского костюма, типе плетения лаптей, украшениях, орнаменте и т. д. С ассимиляцией приокских мордовских племен их самоназвание «мордва» было утрачено, и перенесено русскими на всю группу родственных им племен, которые сложились позднее в народ, известный в настоящее время под названием «мордва».

В Начальной летописи упоминается наряду с другими племенами, обитающими на Оке, племя «мурома», родственное мордве, но имеющее свой язык. С конца X в. Муромская земля упоминается в летописи уже как земля Русского княжества.

Сведения о дальнейшей этнической истории мордвы крайне скудны, они сводятся лишь к отрывочным сообщениям арабских писателей и русских летописцев. Из письма хазарского царя Иосифа, датируемого X в., известно, что в эпоху расцвета Хазарской державы мордовские племена находились в зависимости от нее и, подобно многим другим племенам, платили хазарам дань. В том же письме Иосифа упоминаются многие народности Поволжья, в частности племена буртасы и арису. О буртасах писали арабы, упоминаются они и в «Слове о погибели Рускыя земли» (XIII в.), и в русских грамотах XVI-XVII вв. В настоящее время наименование народа буртасы утрачено, и вопрос об их этнической принадлежности является спорным. Одни исследователи причисляют их к тюркоязычным народам, другие видят в буртасах племя угорского происхождения, наконец, третьи сопоставляют их с мордвой-мокшей, считая, что «мокша» - это самоназвание группы племен или народности, которая была известна ее восточным соседям под названием буртасов.

Племя арису, или арта, сопоставляется лингвистами с названием «эрзя». Однако об арте, или арисе, арабские писатели сообщают очень немногое, так как они не поднимались по Волге дальше владений булгар и плохо знали землю арты. Все же имеются данные, свидетельствующие о том, что эта земля лежала на пути из владений булгар в Киевскую Русь. Путь этот проходил по Волге, Оке, через водораздел Оки и Днепра и далее вниз по Днепру. Как указывают древние памятники, эрзя занимали южную часть теперешней Горьковской обл. с центром, где ныне находится г. Арзамас, название которого явно связано с этнонимом «эрзя».

Различия в культуре мокши и эрзи по археологическим данным начинают прослеживаться уже с VI-VII вв. Вместе с тем эти племена, обособившись, продолжали сохранять тесные связи, близость культуры и языка.

В IX-XII вв. мордовские земли находились между двумя крупными государственными объединениями: с северо-востока и востока они примыкали к стране волжских булгар, на западе были ограничены течением Оки и граничили с землями древнерусского Киевского государства. С юга открывались просторы степей для кочевых орд. Устье Оки являлось прекрасным стратегическим пунктом, здесь князем Юрием Всеволодовичем в 1221 г. был основан Нижний Новгород, который стал форпостом Русского государства, опорным пунктом русской колонизации и базой для продвижения во владения булгар и мордовские земли.

Западное Поволжье, населенное мордовскими племенами, мало-помалу включалось в состав земель, которые были обложены данью русскими князьями. Мордва оказывала упорное сопротивление, скрываясь в лесных дебрях или открыто выступая против русских войск и организуя походы на Нижний Новгород. Тем не менее основная часть приокской мордвы- эрзи и муромы - племени, близкородственного мордве, к началу XII в. прочно слилась с русским сельским населением. Связи с русскими прослеживаются в хозяйстве (земледелии), материальной культуре (жилище, одежде, украшениях) и языке. В то же время племена, жившие в бассейне верхней Цны и Мокши, Суры и Пьяны, подпали под влияние булгар.

Несмотря на скудные известия русских летописей, все же можно составить представление о жизни мордовских племен в XII и XIII вв.

К этому времени у мордвы в основном завершился процесс распада родовой общины, на смену которой в связи с развитием пашенного земледелия пришла сельская, или соседская, община.

Однако еще долго продолжали сохранять свою силу патриархальнородовые отношения.

Ограниченность документов и материалов не позволяет пока полностью осветить вопрос о формировании феодальных отношений у мордвы. Однако А. П. Смирнов и некоторые другие ученые придерживаются правильной, на наш взгляд, точки зрения, предполагая, что у мордвы к IX-XII вв. уже появилась феодальная верхушка, которая имела связи с феодальной верхушкой своих соседей. В богатой усыпальнице булгар найдено погребение мордовки. Летопись упоминает о мордовских князьях Пургасе и Пуреше, живших в XIII в. Пуреш (мокша) был союзником русского князя Юрия и выступал вместе с ним против эрзи, предводительствуемой Пургасом, который находился в вассальной зависимости от булгар.

Мордва была оседлым земледельческим народом. Зиму она проводила в селениях и жила в избах. Селения были окружены пашнями и выгонами для скота. Летом мордва жила в легких постройках около полей или на своих лесных бортевых и охотничьих угодьях, в зимницах, которые, как можно полагать на основании упоминания о них в некоторых документах, представляли собой поселения, близкие по типу к хуторам или заимкам. Для защиты от внешних врагов мордва строила окруженные высоким тыном городки, а в лесах устраивала «тверди» - убежища, в которых укрывалась от неприятеля, покидая дома и имущество.

С развитием феодальных отношений происходила консолидация мордовских племен в народность. На ее формирование оказали влияние славянские племена, а затем древнерусская народность.

Мокша и эрзя с давних пор сознают себя как один народ. Этому способствовали торговые связи, общий тип хозяйства, близость территории и необходимость совместно обороняться от набегов хазар, печенегов у булгар. К началу XIII в. процесс консолидации мордовских племен усилился, но потом был заторможен монголо-татарским нашествием.

В XIII-XIV вв. мордовские племена находились под властью монголов. На юге мордовских земель, среди лесов по р. Мокше, монголами был основан улусный город Мухши (современный Наровчат). Создание административного центра повлекло за собой проникновение в край монголо-татарской знати. Естественно поэтому, что на южной группе мордвы - мокше - сильнее, чем на эрзе, сказалось влияние татарской, более южной культуры. Поселения татар возникли здесь еще во времена Золотой Орды.

Монголо-татарское влияние прослеживается в инвентаре мордовских могильников XIV в.-в украшениях, типичных для золотоордынских городов Поволжья, в обряде погребения и т. д.

По-иному складывались исторические судьбы мордвы-эрзи. В середине XIV в. суздальский князь Константин Васильевич, перенеся свою столицу из Суздаля в Нижний Новгород, начал расширять границы своих владений. Мордва-эрзя оттеснялась от берегов Оки и Волги в леса, а на ее месте поселялись выходцы из Суздальского княжества. Русские владения распространялись все дальше в глубь мордовских земель. Северная группа мордвы-эрзи к концу XIVв. окончательно утратила свою самостоятельность и стала данницей русского князя, а Нижний Новгород, упрочив свое положение, приобрел большое экономическое значение.

С ростом политической мощи Москвы мордовские князья изменили^ свою ориентацию и стали поддерживать московского князя. Вовремя осадьг Казани мордовские отряды участвовали в ликвидации татарских засад.

После падения Казанского ханства (1552 г.) мордовские земли вошли в состав Русского государства. Для мордвы это было единственным спасением от опустошительных набегов кочевых племен. С целью обороны степных границ Московское государство начало строить засечные черты и укрепленные города. Под влиянием экономически и культурно более развитого русского народа ускорился процесс перехода мордвы к более прогрессивным формам производства, были восприняты от русских некоторые элементы материальной и духовной культуры, расширилось проникновение в мордовскую среду русского языка, что способствовало укреплению экономических связей с соседним русским населением и обогащению мордовского языка. Вместе с тем усилился процесс колонизации русскими мордовских земель. Около городов, построенных на мордовских землях, образовывались деревни русских поселенцев. Возникли десятки монастырей, занимавшиеся распространением христианства среди мордвы, они владели большими земельными угодьями. Жалованные от московского государя земли и угодья получали также служилые люди из- татар, мещеры и самой мордвы.

К началу XVIII в. высшую прослойку в мордовском обществе составляли мурзы и тарханы, приравненные в правах к русским служилым людям. Они владели обширными поместьями и крестьянами и не платили податей. Мурзы назначались в походы, несли станичную и сторожевую- службу. Впоследствии многие из них крестились, закрепили за собой вотчины и вошли в состав русского дворянства (Мордвиновы и др.). В дальнейшем большая часть служилого местного дворянства измельчала вг сильно обеднела.

Одной из повинностей, ложившихся тяжелым бременем на нерусские народы Поволжья, в том числе на мордву, было так называемое лашман- ство. С 1718 г. все работы Казанского адмиралтейства по заготовке корабельного леса были возложены на коренное население Поволжья. С каждых девяти душ мужского пола в возрасте от 15 до 60 лет брали на осеннее и зимнее время двух человек - конного и пешего. Если требовались работники на год, брали с 25 человек одного конного и двух пеших. Такой отрыв работников на долгое время разорял крестьянское хозяйство.

После первой ревизии (1724 г.) мордовское население было причислено к государственным крестьянам и уравнено в правах с русским тягловым крестьянством. Оно должно было давать рекрутов, посылать артели па постройку Петербурга, на строительство флота и другие работы, уплачивать в казну ямские деньги, нести обязанности ямской службы и т.п. Мордовское население, жившее на землях дворцовых вотчин, с образованием уделов (1797 г.) стало числиться крестьянами удельного ведомства. Некоторая часть мордвы была приписана к винокуренным, поташным и красильным заводам для выполнения в определенный срок заводских работ, которые засчитывались за подати. Часть местного населения стала монастырскими крестьянами. Наконец, значительную группу среди мордвы составляли крепостные барские крестьяне; по данным десятой ревизии (1858 г.), их насчитывалось до 20%.

Крепостные крестьяне находились в очень тяжелом положении. Кроме подушной подати, которая взималась в одинаковом размере как с удельных, так и с монастырских крестьян, они должны были платить оброк помещику, размеры которого, по словам И. Т. Посошкова, достигали очень больших размеров: «рублев по восемь или малым чем меньше». Особенно притесняли крестьян бурмистры (барские управляющие) ж старосты.

Часть мордовского населения, уравненная в правах с русскими государственными крестьянами, фактически находилась в более бесправном положении, чем русские крестьяне. Купцам было запрещено торговать в мордовских селениях, ввозить туда оружие и военные припасы. Мордва могла покупать необходимое лишь в городе и то в ограниченном количестве. Запрещение изготовления и ввоза металлических изделий, частей земледельческих орудий, предметов домашнего обихода искусственно консервировало применение деревянных орудий, деревянной посуды и других примитивных бытовых предметов.

Мордва не имела права поселяться в городах, а могла жить там лишь ограниченное время и в небольшом числе. Вследствие этого мордовское население сосредоточивалось почти исключительно в сельских местностях.

Чрезвычайно остро для мордвы стоял земельный вопрос. Лучшие земельные и лесные угодья раздавались русским помещикам, которые, организуя на этих землях крепостные хозяйства, строили мельницы, поташные и винокуренные заводы, насильно переселяя сюда крепостных крестьян из различных районов России. Мордва сгонялась со своих исконных земель, переселялась в другие районы. Помещики травили луга, косили сено и хлеба, отбирали скот, не позволяли мордве заниматься пчеловодством и охотой на ее наследственных угодьях.

Результатом таких притеснений и непосильных обложений явилось полное разорение мордовского населения и запустение его земель. Мордва покидала свои исконные земли, уходила в зимницы, скрывалась в лесах, шла через Самарскую луку в Заволжье в поисках свободной земли. Мордовские поселки возникали в Саратовской, Уфимской губерниях и даже в Сибири.

Одной из главных задач колониальной политики царизма в Поволжье являлась полная ассимиляция местных народностей путем внедрения православия и уничтожения национальной культуры.

Уже после покорения Казанского ханства одной из забот Ивана IV было обращение «инородцев» в православие. Миссионерская деятельность усилилась в XVII в. во времена патриарха Никона. Но особенно большой размах массовое крещение мордвы получило в середине XVIII в., с учреждением «конторы новокрещенских дел», проводившей работу среди поволжских «инородцев». Ревностные служители церкви крестили мордву целыми деревнями и даже волостями. Нижегородский епископ Дмитрий Сеченов в течение двух лет (1740-1742 гг.) успел окрестить более 17 тыс. человек. Методы крещения были двоякого рода. С одной стороны, продолжали применяться еще старые приемы прямого насилия, когда мордву заставляли креститься силой оружия и угрозами; с другой стороны, крестившимся обещали материальные льготы: освобождение от подушных сборов, рекрутчины и заводских работ на определенное количество лет, кроме того, новокрещенным выдавали некоторую сумму денег и одежду.

К середине XIX в. мордва считалась христианизированной. Однако длительное время, еще продолжали сохраняться дохристианские верования. Часто церковные и языческие обряды сосуществовали, тесно переплетаясь между собой. Многочисленные древние мордовские божества, олицетворявшие силы природы, считались преимущественно женскими существами, как, например, мать леса (Виръ-ава), мать воды (Ведъ-ава), мать ветра (Варма-ава), мать огня (Тол-ава) и др. По всей вероятности, эти представления возникли у мордвы еще в ту отдаленную эпоху, когда в хозяйстве и общественной жизни ведущая роль принадлежала женщине.

Наряду с божествами женского рода мордва, хотя и в меньшей мере, почитала и мужские божества (отца леса-Виръ-апгя, отца земли-Мод-атя и др.)» считавшихся мужьями женских] божеств. По народным представлениям, почти все мордовские божества воплощали одновременно и злое и доброе начало. Чтобы умилостивить их и получить помощь в хозяйственной деятельности и семейной жизни, устраивали моления (<озкспг) на полях, в лесах, у воды, в жилище, совершали жертвоприношения. Позднее, с развитием классового общества, возникла вера в единого верховного бога. Эрзя называли его паз-Нигике-паз, или Вере-паз (верхний бог), а мокша - гикай. Однако былые представления о многих мелких божествах-покровителях продолжали еще долго проявляться в старых обрядах.

Большое место в верованиях мордвы занимал культ предков. Связанные с ним погребальные обряды представляли сочетание язычества с православием. Хоронили умерших в долбленых колодах, позднее - в обычных тесовых гробах. С умершим клали любимые и необходимые ему при жизни вещи: с мужчиной - хлеб, нож, кочедык (инструмент для плетения лаптей), с женщиной - холст, иглу, нитки и веретено. У мордвы- терюхан долго сохранялся обычай класть детям в гроб пряники, конфеты и цветы. В более отдаленные времена, по рассказам стариков, закапывали в могилу мужчины соху, борону, телегу.

По представлениям мордвы, умерший мог возвращаться в свой дом и оказывать своим живым родственникам помощь или, наоборот, вредить им. Чтобы уберечь себя от вреда (болезни или смерти), который мог нанести умерший, совершался ряд охранительных действий. Помещение, где лежал покойник, тщательно мыли и окуривали, связанные с ним вещи (сосуд, из которого его обмывали, и т. п.) бросали за околицу, прося умершего не возвращаться в дом.

Поминки совершались в дни, установленные православной церковью, т. е. в день похорон, а затем на 9-й, 20-й и 40-й дни после смерти; давно умерших родственников поминали в так называемые родительские дни, а также на пасху, Ильин день, троицу и т. д.

В поминках по умершему принимали участие все родственники. В ритуал поминального обряда, помимо молитвы и общей трапезы, включалась инсценировка прихода покойника в дом родственников и обратных проводов его в загробный мир.

Руссификация, проводившаяся с таким ожесточением царским правительством и православной церковью, больше всего коснулась мордовских крепостных крестьян Нижегородской губ., которые раньше и теснее столкнулись с русскими. Обрусению быстро поддались также мордовские переселенцы в Саратовской и Самарской губерниях. Пензенская и тамбовская мордва, жившая более компактной группой, дольше сохраняла свою языковую и культурную самобытность.

Непомерно тяжелые обложения и гнет помещичьей эксплуатации, жестокость обращения, насильственная христианизация - все это побуждало мордовское население к активным выступлениям за уничтожение крепостного гнета. Мордва принимала деятельное участие в крестьянских восстаниях под руководством Ивана Болотникова, Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Протест мордвы против феодально-колониального гнета иногда носил религиозную окраску и был направлен одновременно против господствующей христианской религии, за возрождение старой мордовской веры. К таким движениям принадлежит и терюшевское восстание 1804 г., возглавлявшееся крестьянином Кузьмой Алексеевым из дер. Большое Сесь- кино Терюшевской волости Нижегородского уезда.

Проникшие в мордовскую деревню товарно-денежные отношения вызвали усиленное расслоение мордовского крестьянства. В начале XX в. территория современной Мордовии представляла собой отсталый аграрный район царской России с развитым помещичьим и монастырским землевладением, где эксплуатация трудового крестьянства помещика* ми и кулаками сочеталась с колониальным гнетом царского правительства.

Промышленность на территории современной Мордовии в это время была представлена мелкими предприятиями полукустарного типа с отсталой техникой. Общее число рабочих в них не превышало 3 тыс. Наиболее видное место в промышленности занимали винокуренные заводы. Основным источником дохода населения было сельское хозяйство, однако основная масса мордовского крестьянства имела ничтожные земельные наделы и влачила жалкое существование.

Непомерно высокие подати, всей своей тяжестью ложившиеся на плечи главным образом крестьянской бедноты, еще больше разоряли крестьянство и превращали значительную часть его в деревенских пролетариев. Чтобы не голодать, мордовские крестьяне нанимались работать у местных помещиков и кулаков или уходили на заработки во все концы страны. Условия работы отходников были очень тяжелые: рабочий день длился с восхода до захода солнца, а оплата изнурительного труда была крайне низкой, составляя всего 25-40 коп. в день на своем довольствии.

Естественно поэтому, что мордовское крестьянство приняло активное участие в революции 1905-1907 гг. Большое влияние на развертывание крестьянского движения оказали выступления железнодорожных рабочих, являвшихся проводниками революционных идей в среду трудящихся крестьян. Уже весной 1905 г. зачастую крестьяне стали бросать работу у помещиков, а к осени революционное движение охватило многие сел? Мордовии. Крестьяне делили помещичьи земли, громили помещичьи усадьбы и винокуренные заводы. В течение 1905-1907 гг. на территории нынешней Мордовии было разгромлено более 500 помещичьих имений.

После поражения революции 1905 г. тысячи мордовских крестьян подверглись аресту, порке и ссылке на каторгу.

Февральская революция 1917 г. существенного изменения в положение мордвы не внесла. Временное правительство, в котором большую роль играли эсеры, стремилось удержать мордву, как и другие национальности России, в том же положении, в каком они находились при самодержавии.

Коренные изменения произошли только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Советская власть была завоевана трудящимися Мордовии под руководством Коммунистической партии в ожесточенной борьбе против эсеров и меньшевиков. В течение первых лег существования Советской власти на территории Мордовии еще продолжалось упорное сопротивление кулацко-эсеровских и белогвардейских банд г организовывавших здесь мятежи и контрреволюционные восстания. И только в 1921 г. враги были окончательно уничтожены.

В 1921 г. в Самаре состоялась конференция большевиков, которая подвела итоги борьбы трудящихся за Советскую власть и наметила пути дальнейшей работы. Большое место в этой работе отводилось вопросу о национальном строительстве Мордовии.

В 1928 г. был образован Мордовский национальный округ, вошедший в состав Средневолжского края. 10 января 1930 г. округ был преобразован в Мордовскую автономную область, а 22 декабря 1934 г.- в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР с центром в городе Саранске.

1. История

Этноним мордва — один из древнейших в Восточной Европе. Впервые он упоминается в VI веке, в труде византийского историка Иордана «Гетика» в форме "морденс". В X веке византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. А в следующем столетии русские летописи начинают упоминать о мордве.

Слово мордва - древнерусское. В своей основе оно восходит к скифо-иранскому мард — мужчина). Этот филологический факт свидетельствует о том, что мордва с древнейших времен очень тесно сблизилась с индоевропейскими народами, в частности со скифами и сарматами. А частица -ва носит оттенок собирательности, как и в других древнерусских этнонимах: литва, татарва.
Сами мордвины - угро-финны по происхождению - называют себя мордвой обычно при контактах с другими народами. Общаясь между собой, они применяют самоназвания эрзя и мокша. Это два крупных субэтноса, на которые делится мордовский народ (есть и другие, более мелкие). В количественном отношении эрзя примерно в два раза превосходит мокшу.

Вхождение мордвы в состав русских земель началось еще в XI-XII веках. Незадолго перед монгольским нашествием на эрзянских землях образовалось протогосударство, именуемого в русских летописях «Пургасовой волостью», так как во главе ее стоял князь Пургас. Одно время он с успехом соперничал с нижегородцами, но в конце концов был разгромлен ими.
Присоединение мордовских земель к России завершилось в 1552 году с падением Казанского ханства.

Созданием национальной государственности у мордвы озаботилась Советская власть. В 1930 году была образована Мордовская автономная область, спустя четыре года преобразованная в Мордовскую автономную республику, которая с 1991 года носит именование Республика Мордовия.
Сегодня мордва - крупнейший финноязычный этнос Российской Федерации, даже несмотря на то, что за последние десятилетия его численность сократилась с 1.100.000 до 840.000 человек.
В связи с этим венгерские учёные пришли к выводу, что в течение следующего тысячелетия мордва, как, впрочем, и другие угро-финские этносы, исчезнут вообще. Будем надеяться, однако, что это страшилка не сбудется.

2. Религия, культура, обычаи

Среди мордвы распространено двойственное этническое самосознание. Мордвин считает себя, с одной стороны, принадлежащим к «мордовскому народу», а с другой — к одному из двух крупнейших субэтносов - мокше или эрзе.

Мокша

Они различаются даже внешне: если эрзя выглядят как европеоиды, то у мокшан ярко выражены монголоидные черты.
Русские этнографы конца 19 века отмечали, что по характеру эрзя и мокша резко различаются между собой. Эрзя на землю и хозяйство смотрит как на святыню, дорожит ими. Они очень чистоплотны и опрятны. Стол, скамьи, лавки в эрзянском доме всегда тщательно вымыты, пол старательно выметен, каравай хлеба и солонка покрыты чистою скатертью.

Мокшане же в то время слыли чуть не за диких людей - неряшливых и мало способных к прогрессивным формам земледелия и ремесел.
Традиционная мордовская пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб, выпеченный в горячей печи на капустных листьях, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, пшенные блины, которые выпекаются очень толстыми, пироги с различной начинкой.
На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог — лукш из кислого ржаного теста с начинкой из 10—12 слоев, а также пироги «груди молодушки» с начинкой из творога.
В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Божества в мужском образе считались их мужьями.
Ничего доброго от своих идолов мордва не ждала. Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не задобрить их молениями и жертвоприношениями.

Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях остатки язычества, вплоть до того, что имя верховного божества языческого пантеона - Шкай, или Нишке - перенесено на христианского бога.

Мордва - это народ, говорящий на одном из финно-угорских диалектов. Проживает он в бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги. Это один из коренных народов Российской Федерации. В границах самой проживает треть этого народа, а большая его часть расселена по соседним областям РФ. Кстати, сами представители этого народа себя так не называют. произошел из слова, переводящегося как «мужчина, человек». Мордвины делятся на два основных племени - эрзя (эрзят) и мокша (мокшет).

Многие историки интересуются происхождением народа мордва. Внешность их в большинстве случаев не отличается от внешности их славяноязычных соседей, однако говорят они на языке совершенно другой группы. Их культура отличается от русской, но не радикально. Происхождение мордвы многие историки видят в древнем народе так называемой «городецкой культуры». В давних русских источниках этот народ упоминается с одиннадцатого века. В конце двенадцатого столетия у мордвы исчезает первобытный строй. На ее землях образуется держава, известная славянам как «Пургасова волость». Затем эти территории вошли в состав Руси. По вероисповеданию в большинстве являются православными, однако все же в последние десятилетия проявляют интерес к древней религии своих предков.

Старинные традиции сохранила до наших дней мордва. Внешность человека из этого

Народа, одетого в традиционный костюм, кажется весьма самобытной и красочной. Существенно различается стиль женского и мужского костюма. Традиционная кухня напоминает русскую: каши, квашеная капуста, кислый хлеб, вареное мясо. Из напитков популярен квас.

Неоднородным, бинарным народом является мордва. Внешность их имеет остатки монголоидности, а в некоторых случаях - явные ее признаки. Связано это с тем, что несколько тысяч лет назад население Урала двигалось в сторону Запада, смешиваясь с европеоидными народами. Этим обусловлена также и замена языка людей древней городецкой культуры на язык финно-угорской группы. Захватчики, принадлежавшие к ассимилировали местное население, в немалой степени смешавшись с ним. Так образовался народ мордва. Внешность его представителей в целом - сочетание европеоидных и монголоидных признаков с преобладанием первых.

Численность данного народа в наше время сокращается. В немалой степени это связано с процессами ассимиляции. Значительная часть этого народа использует русский в качестве языка повседневного общения. Ассимиляция началась еще во времена Руси. С тех пор темпы ассимиляции мордвы постоянно возрастали. Некоторые ее этнографические группы давно обрусели и растворились в массе русских.

Единого, общего не существует - есть эрзянский и Различаются они незначительно, и общего между ними больше, чем отличий. Когда-то они были всего лишь диалектами единого языка, на котором говорила мордва. Происхождение его - угро-финнское, с некоторыми заимствованиями из языка соседних народов, в частности, из татарского и русского.

Городов и сёл

Саранск. Спортивные и нежные
SmartNews составил портрет жительницы Саранска

Красота российских женщин известна во всем мире. Образы россиянок так же разнообразны, как и национальный колорит нашей большой страны. И различия эти не только во внешности, но и в характере, на формирование которого повлияли уклад жизни, религия и культура. SmartNews выбрал индивидуальные черты жительниц России от Калининграда до Сахалина.

~~~~~~~~~~~



Красота жительниц Саранска всегда поражала гостей столицы Мордовии своей естественностью. Темные волосы, карие глаза, розовые щеки — вот от чего теряют голову приезжие мужчины. В Республике Мордовии гармонично уживаются три нации: русская, эрзянская и мокшанская (и татарская - прим. mamlas ).

В настоящее время сложно отличить мордовских девушек от русских, так как внешность мордовок сходна со славянской внешностью. Да и за многие годы в Саранске произошла сильная ассимиляция, и браки среди мордвы и русских давно не редкость.

Экспертное мнение

— У большинства саранчанок смешанный тип внешности: это широкие скулы, темные глаза, в основном брюнетки со смуглым цветом кожи и с тонкими чертами лица. Но встречаются и белокурые с серыми глазами и округлой формой лица. Рост приблизительно одинаковый, массивность телосложения и пухлые щеки присутствуют, однако ничуть не полнят девушек, а только приукрашивают их формы.
Екатерина Торгашова , физиогномист


Эксперты отмечают, что у многих жителей Мордовии наблюдаются монголоидные черты.

Экспертное мнение

— Внешность девушек в Саранске и Мордовии в большинстве случаев не отличается от внешности славяноязычных соседей, однако имеет остатки монголоидности, а в некоторых случаях — явные ее признаки. Связано это с тем, что несколько тысяч лет назад население Урала двигалось в сторону запада, смешиваясь с европеоидными народами. Этим обусловлена также и замена людей древней городецкой культуры на язык финно-угорской группы. Захватчики, принадлежавшие к уральской расе, ассимилировали местное население, в немалой степени смешавшись с ним. Внешность городских представителей в целом — сочетание европеоидных и монголоидных признаков с преобладанием первых.
Эдуард Рогачев , краевед, историк


Красоту в отметил еще в далеком 1925 году Иван Алексеевич Бунин в своем рассказе «Мордовский сарафан», где писал: «Заходите как-нибудь на огонек! Буду сердечно рада. Заходите, когда вздумается, я всегда дома. Заходите завтра, я вам покажу мой новый мордовский сарафан…» Конечно, мордовские сарафаны уже не носят так, как раньше, но стилизация мордовского орнамента присутствует в разных элементах одежды. Также популярны у саранчанок свадьбы в мордовских национальных костюмах. Девушки на улицах города одеты ярко, но просто, изощрений в одежде нет. Главное — это удобство, считают саранчанки, поэтому брюки у них в почете.

— Простота в одежде — вот чем отличаются девушки Саранска, они стараются надеть на себя то, что поудобнее. Длинное платье или просто брюки — главное, комфортно себя в этом чувствовать. Но вот с обувью все наоборот. «Какие угодно, лишь бы каблуки» — популярная фраза среди молодежи. Скорее всего, это связано с невысоким ростом наших девушек. Если с фасонами одежды все просто и удобно, то с цветами — чем ярче, тем лучше. Синий, желтый, коралловый, оранжевый, зеленый — каких только цветных девушек не встретишь. Выигрывает, конечно же, красный цвет, это такая нотка мордвы сказывается. Но не только красным цветом проявляется мордовская национальность, но и различными стилизациями мордовских узоров. Вместо популярного свитера с оленями в Саранске носят свитер с мордовской розеткой, может, это кажется и смешно, но это действительно так. Быть ярче и выразительнее стремится женский пол Мордовии.
Кристина Ваганова , дизайнер, модельер



В жизни саранчанок также присутствует спортивный стиль, примером для этого служат известные спортсменки Мордовии: Светлана Хоркина, Елена Лашманова, Ольга Каниськина. Девушки Саранска не только одеваются по-спортивному, но и ведут спортивный образ жизни. Почти каждая вторая занимается бегом или танцами, ведь спорт — залог здоровья, а здоровье у мордвы всегда должно быть крепкое.

— Мне очень нравится моделировать одежду, иногда, идя по городу, я представляю, как та или иная девушка сейчас бы шла не в своих джинсах, а в моем фирменном платье. На нашем факультете мы уделяем больше внимания стилизации национальных костюмов. Наши работы бывают на выставках не только в России, но и за рубежом. Около месяца назад мы летали в Ниццу, где заняли призовое место на конкурсе по костюму.
Мария Илиева , студентка МГУ им. Н.П. Огарева, учится по специальности «дизайн костюма»


Характер у саранских девушек на первый взгляд спокойный и умеренный, но, как только дело доходит до обстоятельств, которые им не нравятся, они превращаются в истинных мордовок, даже если таковыми и не являются. Проявляется упертость и крикливость, чем, впрочем, девушки и добиваются изменения ситуации в их пользу. Скорее всего, это связано с тем, что, обитая в плодородных лесных местностях, изрезанных реками и испещренных озерами, мордва с незапамятных времен занималась земледелием, лесными промыслами, звериной охотой и рыбной ловлей. Подобные занятия рисуют миролюбивый характер мордвы. Но мирные ее занятия нередко нарушались опустошительными набегами завистливых соседей. От столь страшных погромов нервы стали шаткими.

Что касается того, во сколько лет мордовские девушки заводят семью, то специалисты едины во мнении.

— Студентки нынче стремятся побыстрее выйти замуж, на старших курсах у нас почти все замужем, да и с детьми. На тех, кто закончил университет и еще не родил, девушки странно поглядывают и рассуждают, что, наверно, со здоровьем не все в порядке. Успевать совмещать работу, учебу и семью — это, конечно, трудно, но иначе когда нужно заводить детей? В старости нужно, чтоб они тебе самой помогали, а не в школу только пошли.
Галина Афанасьева , кандидат наук, преподаватель МГУ им. Н.П. Огарева



Мордовские мужчины любят порассуждать о сущности местных женщин.

— Девушки в Саранске наделены от природы хорошими умственными способностями и хорошей памятью, что им вполне позволяет поступать на бюджетные места в университете.
Григорий Васильев , профессор историко-социологического факультета МГУ им. Н.П. Огарева
-----

— Когда я придумываю новый образ, я ищу в толпе девушку, которая подошла бы для этого образа и согласилась на фотосъемку. Чаще всего это сделать легко, так как у нас проживает огромное количество не только симпатичных, но и совершенно разных по внешности девушек.
Артур Ивойлов , фотограф
-----

— Везде есть красивые девушки, но в Мордовии они самые-самые красивые! Одна улыбка и ямочки на щеках чего стоят. Да и не только красотой девушки у нас славятся. Моя жена работает моделью, но не за красоту я ее выбрал, а за твердый характер и умелые ручки. Она и блинчиков напечет, и гвоздь забьет, где нужно.
Иван Шлепнев , предприниматель, житель Саранска
-----

— Во многих городах я был, но краше наших девушек нет нигде. Яркие цвета в одежде их выделяют из толпы.
Михаил Карпов , журналист, житель Саранска


Эти слова подтверждаются результатами конкурсов красоты, которые ежегодно проходят в Мордовии.