РПЦ: главы Поместных церквей обеспокоены действиями патриарха Варфоломея на Украине. Иерей александр волков: «так устроил господь, за что я его всегда благодарю

Иерей Александр Павлинович Волков родился в Нарве в 1873 году, в семье священника. Отец его, Павлин Алексеевич Волков, был протоиереем и настоятелем Нарвской Ивангородской Успенской церкви. Почти полвека (47 лет) прослужил он в приходе Успенской церкви. За свою долгую священническую жизнь он имел назначение только в один приход - в приход Ивангородской крепости. Автор некролога писал об отце Павлине: "он пользовался редкой любовью прихожан, среди которых были не только жители Нарвы, но и окрестных деревень". Вырастив сына, ивангородский настоятель отдал его в Санкт-Петербургскую семинарию, которую Александр окончил в 1893 году по первому разряду.

По окончании курса семинарии двадцатилетний Александр Волков был направлен учителем в Меррекюльскую церковно-приходскую школу. Меррекюль - дачная местность в окрестностях известного летнего курорта Усть-Наровы, лежащего на берегу Финского залива. Нарвское взморье пользовалось популярностью у нарвитян и петербуржцев, и в 1890-х годах здесь был возведен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, служивший преимущественно в летнее время приезжавшим сюда дачникам. При этом храме и происходило первоначально служение будущего пастыря. Через три года молодой учитель подает прошение о переводе в Александро-Невское Духовное училище, в котором ему предстоит трудиться на протяжении 10 лет, вплоть до своего отъезда в Нарву. Здесь он сменил несколько должностей, и эта разносторонняя деятельность была его дальнейшей подготовкой к пастырскому служению. В училище он исполнял обязанности надзирателя за воспитанниками, преподавателя русского языка и священной истории, а также обязанности эконома. 6 ноября 1901 года епископ Гдовский Константин (Булычев) рукоположил Александра Волкова в сан диакона.

Сослуживцы по училищу отмечают, что во всех должностях диакон Александр Павлинович Волков отличался аккуратностью, усердием, трудолюбием и старательностью, деятельность его всегда сопровождалась успехами. В 1904 году за усердную службу был награжден орденом святой Анны III степени.

6 ноября 1904 года о. Александр был рукоположен во священника преосвященным Кириллом (Смирновым), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургского митрополита.

Еще три года отец Александр служит в Санкт-Петербурге. Он преподает в Александро-Невском Духовном училище и служит священником в церкви преподобного Сергия Радонежского при Громовском приюте.

В 1907 году произошли серьезные перемены в жизни о. Александра. 27 сентября в возрасте 71 года уволился на покой его отец, протоиерей Павлин Алексеевич Волков, прослуживший в течение всей своей священнической биографии в Ивангородской Успенской церкви. В связи с уходом за штат своего отца иерей Александр в 1907 году был определен на вакансию к Успенской Нарвской Ивангородской церкви. Этот храм был и остается одним из древнейших храмов нашего края. Построен он был в 1507-1509 годах предположительно архитектором Маркусом Греком, несколько раз перестраивался, но в настоящее время восстановлен в первоначальном виде. Когда-то эта церковь являлась частью так называемого Большого Бояршего города, размещавшегося за крепкими стенами Ивангородской крепости. Впоследствии, в послепетровское время, она превратилась в приходской храм Нарвы. Более полстолетия - 59 лет - священнический род Волковых совершал свое служение Богу и людям в одном из древнейших приходов Санкт-Петербургской епархии.

Свободное от служения время ивангородский настоятель посвящал преподаванию Закона Божия. В те годы пастыри не ограничивали свою деятельность отправлением богослужения и требоисполнением. Большая часть времени уходила на катехизическое и миссионерское служение Церкви. Поэтому навыки, полученные в Духовном училище, весьма пригодились о. Александру на новом месте служения. В Нарве в начале двадцатого столетия не было недостатка в учебных заведениях. Несмотря на существование нескольких приходов в городе и на немалое количество пастырей-педагогов, о. Александр состоял законоучителем сразу трех учебных заведений. Прежде всего надо назвать Первое женское нарвское училище, состоявшее из восьми учебных классов и предоставлявшее своим воспитанницам педагогическое образование. Одновременно о. Александр преподавал в школе при нарвском Доме трудолюбия, который оказывал срочную и непродолжительную помощь неимущим. Помимо предоставления крова здесь давалась возможность трудиться по мере сил. Наряду с этим пастырь Успенского прихода являлся законоучителем нарвской Коммерческой школы, принадлежавшей к разряду средних учебных заведений и находившейся в ведении Министерства торговли и промышленности. Училище предоставляло учащимся общее среднее и коммерческое образование. Таким образом, учительская деятельность о. Александра имела широкий диапазон и охватывала детей самых различных слоев населения г. Нарвы.

Отец Александр Волков и о. Димитрий Чистосердов были расстреляны как черносотенцы, хотя в политической деятельности они замешаны не были, в противном случае в следственных делах обязательно появились бы соответствующие документы и характеристики. Но как пастыри они, вероятно, не могли не говорить пастве о своих взглядах и убеждениях в то трагическое время. Только за это - за искренность и пастырское прямодушие, за верность взрастившей их Родине и Церкви - они были приговорены к расстрелу. На второй день Рождества Христова, в праздник собора Пресвятой Богородицы, 8 января 1919 года их вывели за пределы города и предали мученической смерти.

История не сохранила нам подробностей гибели двух ивангородских священников. Тела расстрелянных были брошены в нечистоты. Когда красные ушли, священник Никольской Ивангородской церкви о. Константин Колчин позаботился об отпевании мучеников и христианском их погребении.

Тропарь священномученикам Ивангородским Александру (Волкову) и Димитрию (Чистосердову):

Почтим, вернии, двоицу священную,/ пастырей честных Александра и Димитрия,/ во Иванграде Богу и людем послуживших,/ и тамо неповинно убиенных,/ смертию своею Христа прославивших,/ ихже яви Господь Бог наш,/ яко новых молитвенников о душах наших.

1873 г. — родился в г. Нарва в семье священника.

1893 г. — окончил Санкт-Петербургскую семинарию по первому разряду.

1904 г. — за усердную службу награжден орденом святой Анны III степени.

1907-1919 гг. — настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы в Ивангороде.

26 декабря 2001 г. — постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Сослуживцы по училищу отмечают, что во всех должностях диакон Александр Павлинович Волков отличался аккуратностью, усердием, трудолюбием и старательностью, деятельность его всегда сопровождалась успехами. В 1904 году за усердную службу был награжден орденом святой Анны III степени.?

Очевидцы событий января 1919 года засвидетельствовали, что оба батюшки, когда были приведены к месту казни и увидели купола ивангородского Святотроицкого храма, перекрестились, помолились и, как добрые христиане, простили своим мучителям.4

Лит.:

  1. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие, СПб., 1999, 80-81.
  2. Санкт-Петербургский мартиролог, СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002, 80-81.
  3. "Священномученик иерей Александр Волков", Церковный вестник. Ежемесячное издание Санкт-Петербургской епархии, 2002, № 3, 11-13, 14-15.
  4. Журнал № 81 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 г.

27 декабря 2015 года Святейший Патриарх Кирилл , руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, клирика храма св. мц. Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова. Вспомним о том, как все начиналось. Предлагаем нашим читателям отрывок из статьи «Алтарники Татьянинского храма: кто они сейчас» , опубликованной в интернет-издании «Татьянин день» в 2012 году.

ИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ

Промыслом Божиим так вышло, что практически всю свою сознательную церковную жизнь я был в алтаре. У меня не было периода, когда бы я был в Церкви, но не был в алтаре — так устроил Господь, за что я Его всегда благодарю.

Формально мое алтарное служение начиналось в Заиконоспасском монастыре, но там я пробыл буквально несколько месяцев, а вот «полноценным» алтарником стал уже в храме мученицы Татианы, в 1995 году.

Промыслительным моментом было то, что мы с моими друзьями-соучениками из Классической гимназии при Греко-Латинском Кабинете Юрия Шичалина оказались тут 23 января 1995 года, когда в храме еще была мерзость запустения.

Отец Максим тогда попросил нашего директора прислать ребят, которые могли бы помочь, среди них оказался и я. Ну что мы, дети, могли сделать? — помыть пол, отодрать что-то от стенок, чем мы и занимались. А отец Максим (он был тогда совсем один, ни второго священника, ни диакона) подготавливал алтарные вещи. И вот он у священноначалия получил антиминс, развернул его перед нами, объяснил, что это такое и говорит:

«Посмотрите, вы в первый и в последний раз в жизни так близко видите одну из главных святынь любого храма, больше вам такой возможности не представится!»

Не помню, что я подумал в тот момент, но сейчас вспоминаю эти слова с улыбкой, так как уже семь лет имею счастье чистить этот антиминс после каждой Литургии. Так что это было пророчество вопреки!

Алтарник Александр Волков, 1997 год

Уже в феврале или начале марта 1995 года отец Максим позвал меня в алтарь. С этого же момента началась моя сознательная алтарная жизнь, полноценное воцерковление. Первые годы я находился под мудрым и любящим, что самое главное, руководством тогда старшего алтарника, а теперь . Потом я рос, а отец Павел как раз заканчивал диплом, создавал семью, и поэтому он постепенно передавал всю полноту ответственности алтарного служения мне. У нас не было торжественного возведения в сан старшего алтарника на Малом входе за Божественной литургией, все произошло само собой.

Я понял, что церковное служение — это то, в чем я вижу себя. Так же естественно сложилось и то, что я рукоположился, стал диаконом.

На всю жизнь в сердце останется память о совместных трудах. Ведь в то время, когда мы были алтарниками, у нас было настоящее братство! Мы делали огромное количество дел, связанных с тяжелым физическим трудом (чистить, мыть, начищать — ведь в храме были постоянные ремонты!), а не только надевали белую рубашечку и выходили со свечечкой, что само по себе тоже не просто — мы этому сами долго учились и других учили.

Помню, мы с нынешним отцом Игорем чистили ночью паникадило, мыли окна в верхнем алтаре — у нас в храме вообще очень серьезные объемы и размеры, совсем не как в большинстве храмов. Это сейчас окна нам могут помыть и друзья-таджики из специально заказанных контор, а тогда мы все это делаи сами, и в этом заключался очень глубокий смысл — ведь это вещи, связанные с нашим отношением к святыне. Чистота, порядок, стремление к абсолюту — это некое малое приношение. Мы стремились, чтобы в алтаре все было идеально, во всех смыслах. Не хвалюсь, но у нас на самом деле был один из самых ухоженных алтарей в Москве. Кроме того, у нас была своя система знаков, ведь во время богослужения бывают какие-то вещи, о которых не крикнешь и запросто не объяснишь, поэтому надо было использовать этот «сурдоперевод», в итоге мы стали друг друга понимать буквально с полуслова, у нас был абсолютный контакт!

Дьякон Александр Волков. Кипр, 2009 год

Помню один особенно смешной момент: отец Павел — юноша, я — мальчик, для меня это первая Пасха, ночная служба, алтарь, «Христос Воскресе!», крестный ход, пасхальный канон… короче, меня вырубило! Алтарь был временный — неуклюжая выгородка из фанеры, сесть было особо негде, стояла только одна табуретка, на которую сел отец Павел. Я говорю: «Можно посидеть немножко?», он отвечает: «Ну садись ко мне на колени». По-моему, это даже был какой-то центральный момент службы, и вот я сел к нему на колени и… уснул! Пасха, отец Максим с кадилом и Паша Конотопов со спящим на его коленях Сашей Волковым… Это то, что мы с теплотой вспоминаем сейчас, когда все стали большими дядьками, многодетными отцами…


Как сообщил Inkazan Волков, патриархия в курсе сложившейся в Татарстане ситуации. Никаких рекомендаций о том, как поступить со священниками, обвинившими патриарха Кирилла в экуменизме, Москва в регион не направляла. Волков пояснил, что подобные вопросы находятся в компетенции Татарстанской митрополии и конкретных епархий.

«Конечно, ситуация весьма печальная. Всегда подобного рода действия со стороны клириков, священников воспринимаются очень болезненно. Люди совершают их по недопониманию, заблуждению, искаженному представлению о деятельности церкви. Зачастую, это сельские, провинциальные священники. Но нужно разбираться в каждой ситуации и, конечно, всегда нужно говорить с людьми, выяснять причины. Пообщавшись с этими священниками, можно будет прояснить их истинные мотивы, которые, я глубоко убежден, связаны с заблуждениями или неправильными толкованиями», - сказал Волков.

Глава пресс-службы патриархата выразил уверенность, что священники, отказавшиеся поминать Кирилла в молитвах, вернутся к работе в своих приходах. «В таких ошибках люди начинают быстро раскаиваться и понимать свою неправоту. Священнослужение – это не работа в светском понимании: взял, отказался и перешел на другое место. Это призвание от бога. Это призвание связано с принятием и почитанием церковной иерархии. Человек, сознательно отторгающий себя от иерархии очень быстро начинает чувствовать свою оторванность, пустоту и никчемность своей жизни. Я думаю, что люди раскаются, изменят свои точки зрения. Очень хочется в это верить», - сказал Волков.

О том, что 5 священниковЧистопольской епархии Татарстанской митрополии патриарха Московского и всея Руси Кирилла из-за его экуменистических взглядов, стало известно 4 июля из СМИ. Якобы Кирилл продемонстрировал экуменизм во время встречи с папой Римским Франциском на Кубе 12 февраля 2016 года.

Сообщается, что речь идет о настоятеле храма Тихвинской иконы Божьей Матери села Тюрнясево иеромонах Христофор (Плетнева) , настоятель Свято-Троицкой церкви города Болгара иеромонах Ермоген (Соколов) , настоятель Петропавловского храма в селе Старые Челны Нурлатского района иерей Роман Томилов , настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Слобода Черемуховая иерей Илия Головкин и настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Слобода Петропавловская иеромонах Митрофан (Нейков) . Христовор, написало издание Edaily, якобы покинул РТ.

Аналогичный случай произошел в Альметьевской епархии с настоятелем церкви Дмитрия Солунского села Калейкино иереем Владимиром Хаиповым . Он выступил с видеообращением, озвучив претензии к Кириллу.

Вчера представитель Чистопольской епархии иерейСергий сообщил Inkazan, что проштрафившиеся священники отстранены от служения."Дальнейшая их судьба зависит от них самих", - сказал он.

Митрополит Казанский и ТатарстанскийФеофан от комментариев отказался. Он пояснил корреспонденту Inkazan, что не знаком с этим священниками.

Протодиакон Андрей Кураев сегодня в беседе с Inkazan , что осуждает поступок татарстанских священников. Он высказал мнение, что они должны принести покаяние и вернуться к работе. "Сейчас они, скорее, учиняют раскол", - сказал Кураев.

При этом он признал, что патриарх Кирилл является экуменистом, но в этом нет ничего предосудительного, тем более для региональных служителей культа.

"Никто не знает настоящих верований нашего патриарха, насколько он верен тем взглядам, которые унаследовал от митрополита Никодима (Ротовa, был известен своими экуменическими взглядами, от имени Московского патриархата взаимодействовал в Ватикане - Inkazan ) в 60-ые годы, в какой степени он их пересмотрел. Это непонятно. К сожалению, не всем его словам я могу верить. Часто что-то им говорилось и сейчас, и в прошлом для пиара. О подлинных взглядах я сказать не могу. Что касается священников, то у них тоже нет доступа к голове патриарха Кирилла. А то, что они приводят в качестве обвинения, это просто смешно", - сказал Кураев.

Константинопольский патриархат представляет недостоверные сведения об истории церкви на Украине, для утверждения истины нужна серьезная научная дискуссия с использованием архивных документов, заявил РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

"Против правил". Эксперт о ситуации вокруг украинской автокефалии Глава УПЦ отказался встречаться с экзархами Константинопольской церкви. В эфире радио Sputnik профессор ВШЭ, доктор юридических наук Александр Домрин прокомментировал ситуацию.

Церковно-научный центр "Православная энциклопедия" ранее также начал публикацию документов, связанных с воссоединением Киевской митрополии с Русской православной церковью в XVII веке и историческими предпосылками этого. По оценке Московского патриархата, собран "огромный массив документов, около 900 страниц".

"Публикация в последнее время ряда материалов, касающихся данного вопроса, представителями Константинополя делает возможной хотя бы заочную дискуссию по вопросу о данном комплексе документальных источников, и Русская церковь к этой дискуссии готова", - сказал Балашов.

Протоиерей отметил, что РПЦ считает научную дискуссию крайне важной, "поскольку на недостоверных исторических основаниях Константинопольская церковь предполагает принять решение огромного значения для всей православной церкви".

В ходе встречи в Стамбуле 31 августа патриарх Кирилл предложил константинопольскому патриарху Варфоломею "провести встречу ученых и иерархов, на которой можно было бы обсудить исторические документы, касающиеся вопроса о включении Киевской митрополии в состав Московского патриархата в 1686 году", отметил Балашов.

Священник: решение РПЦ по Константинополю – последнее предупреждение РПЦ прекращает участие в структурах под председательством Константинопольского патриархата и приостанавливает сослужение с его иерархами. Пресс-секретарь патриарха Московского Кирилла Александр Волков в эфире радио Sputnik объяснил смысл принятых мер.

"В некоторых комментариях представителей Константинопольского патриархата, включая и константинопольского патриарха Варфоломея, звучала трактовка документов 1686 года как якобы представляющих только временное право патриархов Московских рукополагать митрополита Киевского. На самом деле документы свидетельствуют об обратном - никакой речи о временном характере этого решения в них не содержится, так же, как и представлений о неполном характере юрисдикции Московского патриархата над Киевской митрополией", - сказал протоиерей.

В минувшее воскресенье Константинопольский патриарх Варфоломей I заявил, что Украина вскоре получит автокефалию, потому что "у нее есть право на получение статуса". Против подобного решения выступили РПЦ, а также другие патриархи и митрополиты.

В эфире радио Sputnik священник, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков отметил, что Константинопольский патриархат интерпретирует историю церкви на Украине.

"Это их интерпретация истории, интерпретация событий… Все это они подверстывают под то представление, которое им сейчас выгодно. Им выгодно представлять все в таком свете, вот они и поручили своим подчиненным людям создать некую историческую картинку, ее они и опубликовали. Эта картинка никакого отношения к реальной истории не имеет, а вызывает только сочувственные улыбки у людей, которые занимаются историей профессионально. По этой публикации можно судить о качестве их полемики, их аргументов и тех претензий, которые сейчас Константинопольский патриархат предъявляет к Украинской православной церкви и в целом к православию на Украине", - сказал Александр Волков.

Юлия Тутина, «АиФ»: Отец Александр, Церковь активно занимается делами благотворительности: воспитывает сирот, спасает от абортов одиноких женщин, ухаживает за тяжёлыми больными... Но не обязанность ли государства помогать всем этим людям?

Александр Волков: Все социальные обязательства государства, несомненно, должны исполняться. Но у нас такая большая страна и в ней так много людей, которым нужна помощь, что, каким бы ни было мощным с социальной точки зрения государство (а оно сейчас отвечает всем необходимым критериям), остаётся очень много людей, лишённых внимания, заботы, обездоленных и требующих помощи. И слава Богу, что есть люди, которые готовы эту помощь оказывать. Церковь тут выступает в качестве некоего менеджера, который направляет потоки благотворителей и волонтёров в ту или иную сферу. Государство глобально и масштабно, порой ему бывают не очевидны какие-то небольшие проблемы. И здесь Церковь приходит на помощь. Вот, к примеру, патриарх Кирилл открыл в московской больнице святителя Алексия паллиативное отделение, в котором принимают не только москвичей и не только людей с онкологическими диаг-нозами. Отделений с этими двумя условиями до сих пор не было. Церковь это слабое место заметила. И такого рода примеров очень много. Скажем, замерзают бездомные на вокзалах. Государство готово применить к ним карательные меры - и в этом его функция, но должен же быть кто-то, кто их пожалеет. Вот Церковь этим и занимается, а тем самым подаёт пример людям. В социальных инициативах установился очень правильный баланс между государством, обществом и Церковью.

Помощь записана на подкорке

- Не только верующие становятся благотворителями...

Безусловно, и это отрадно! Сейчас много групп в социальных сетях, привлекающих к работе в хосписах, детских домах, больницах, домах престарелых. И слава Богу, что люди проявляют человеческий интерес. Но если копнуть, то мы увидим, что каждая из этих инициатив так или иначе связана с церковным присутствием. Это говорит о том, что Церковь в России занимается правильным, нужным и свойственным ей делом, призывая людей через дела добра к спасению и к очищению своих душ и сердец. Один из главных показателей состояния общества - это его отношение к тем, кому плохо. И когда мы видим, с какой готовностью люди откликаются, можем с уверенностью говорить: у страны есть всё для правильного духовного развития.

- Несмотря на экономический кризис?

Да, людям живётся всё труднее и труднее, но тем не менее очень многие готовы жертвовать своим временем, усилиями, здоровьем и даже день-гами, чтобы помочь другим. Люди замыкаются в себе потому только, что их никто не встряхивает, не говорит: «Слушай, дружище, тебе плохо, а другим ещё хуже. Пойдём поможем». Русский человек так устроен: у него в душе, в сердце, на подкорке записана готовность помочь ближнему. Стоит немножко расчистить эту подкорку, чтобы вся глубина русской души засияла удивительным божественным светом.

Куда идти молиться

- Исаакиевский собор передаётся РПЦ. Многие против...

Передачей Исаакия мы констатируем факт: это здание является в первую очередь храмом, а не музеем. Но никто не настаивает на том, чтобы туда не водили китайских туристов. Наоборот, очень важно, чтобы китайские туристы приходили в православный храм. Церковь в первую очередь заинтересована в том, чтобы иностранцы больше знали о православной вере...

- Недавно патриарх открыл православные храмы в Париже, в Лондоне... Кто будет их прихожанами? Европейцы?

Количество православных верующих в Европе на самом деле немалое. И не только среди семей эмигрантов - людей исторически относящих себя к русской традиции, но мы знаем и много случаев того, как европейцы выбирали православие в качестве своего целеполагания. Плюс эти храмы - место, куда идут многочисленные эмигранты волны 2000-х гг. из Молдавии, Украины. Те, кто вынужденно уезжает с родины на заработки. Они чувствуют утешение в том, что у них есть куда прийти и где среди своих помолиться Богу.

Настоятельницу монастыря убила сумасшедшая, которую она сама же и приняла в обитель. Может быть, по примеру врачей и полиции священнослужители нуждаются в дополнительной законодательной защите?

Любой священно-служитель, да более того - любой православный христианин, когда выбирал свою веру, отчётливо и сознательно принимал решение о том, что он становится воином Христовым. Церковь жила и живёт в самых разных исторических обстоятельствах. Сейчас по большей части именно в нашей стране они благоприятны. Но в других регионах мира мы знаем, как тысячи истребляются только за то, что они носят имя христианина. Помним начало ХХ в. и те тысячи новомучеников, которые в нашей стране претерпели смерть за Христа от своих же соплеменников. Каждый должен быть готов к тому, чтобы пострадать за Христа. Это не пустые слова и не красивая формулировка. Всегда есть люди, которые агрессивно относятся к Христу и к его последователям. Дай Бог, чтобы такого рода выбора не было в жизни, но если он возник, то что тут скажешь? Это одно из свидетельств того, что мы исповедуем истинную веру, против которой ополчаются силы зла, и эти силы зла часто воплощаются в конкретных людях, в психических заболеваниях.

Не хамимы будете

На Крещение народ массово лез в проруби, а в разгар Рождест-венского поста так же массово отметил Новый год. Нужны ли Церкви «захожане», которые вспоминают о своей вере пару раз в год?

По-моему, это очень хорошо, что у народа есть хотя бы минимальная религиозная мотивация. И я знаю множество примеров, когда люди начинали свою активную религиозную жизнь именно с купания в проруби, с освящения куличей и т. д.

А мы, люди Церкви, должны делать всё, чтобы такой «захожанин» помнил, что в храме ему было хорошо. Тогда он будет готов сюда вернуться... Пусть не через неделю, так через год. Тема их воцерковления на совести священнослужителей и вообще людей, которые служат в церкви. Необходимо, чтобы они почувст-вовали - им здесь рады.

  • © РИА Новости / Илья Питалев

  • © РИА Новости / Сергей Пятаков
  • © РИА Новости / Максим Богодвид

  • © РИА Новости / Рамиль Ситдиков

  • © РИА Новости / Антон Денисов

  • © РИА Новости / Константин Чалабов

  • © РИА Новости / Евгения Новоженина

  • © РИА Новости / Виктор Толочко

  • © РИА Новости / Александр Кряжев