Значение поливанов лев иванович в краткой биографической энциклопедии. Поливанов лев иванович Лев иванович поливанов

(род. в 1838 г.) - педагог, директор частной гимназии в Москве. Окончил курс в Московском университете по историко-филологическому факультету. Написал: "Жуковский и его произведения" (под псевдонимом Загорина, 2-е изд. 1883); издал сочинения А. С. Пушкина с подробными комментариями и ряд учебников и пособий по русскому языку и словесности; поместил в периодических изданиях множество статей по педагогике и дидактике; перевел "Гофолию" Расина и "Мизантропа" Мольера: написал предисловие и примечания к сборнику статей M. H. Каткова, изданному под заглавием "Наша школьная реформа"
(дополнение к статье)
- педагог; умер в 1899


Смотреть значение Поливанов, Лев Иванович в других словарях

Лев — м. львица ж. хищный зверь знойной Африки и Азии, рода кошек, именуемый царем зверей, Felis lео. мышей не давит. спит, а одним глазом видит (глядит), поверье. | , пятый знак эклиптики........
Толковый словарь Даля

Лев — лева, м. (болгар. лев). Денежная единица в Болгарии. Заплатили два лева.
Толковый словарь Ушакова

Абрамович Лев Хаимович. — (? - ?). Социал-демократ. В декабре 1922 находился в Таганской тюрьме в Москве. Приговорен к 2 годам ссылки в Киргизию, куда прибыл в январе 1923. В январе 1926 значился в списках........
Политический словарь

Аверин Александр Иванович — (ок. 1884 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1915. Студент-юрист 4-го курса. В конце 1921 жил в Бийске Алтайской губ., работал заведующим внешкольным отделом Бийского наробраза.........
Политический словарь

Адов Сергей Иванович — (1901 - ?). Анархист. Студент. Арестован в Петрограде 10.4.1924. В июне 1924 приговорен к 3 годам лагерей, с конца июня 1924 содержался в Соловецком лагере особого назначения. В 1927........
Политический словарь

Адодин Аверкий Иванович — (1889 - ?). Социалист-революционер максималист. Член ССРМ. с 1906. В том же году подвергся аресту. Арестован в Воронеже 1.10.1921. С 17.10.1921 содержался в Бутырской тюрьме (Москва).........
Политический словарь

Акатьев Тимофей Иванович — (? - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1910. Образование низшее. В конце 1921 работал в железнодорожном депо станции Уфа. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Алехин Яков Иванович — (ок. 1888 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1912. Образование высшее. В конце 1921 жил в Воронежской губ., работал агрономом. Местными чекистами характеризовался как "черновец",........
Политический словарь

Альтман Лев — (? - ?). Член партии "Хитахадут". Арестован в Одессе в ночь на 2.9.1924. Получил замену ссылки на высылку в Палестину. В 1929 жил в США. Дальнейшая судьба неизвестна.
С.Ч.
Политический словарь

Амосов Николай Иванович — (1875, Вятка - ?). Член ПЛСР с 1917. В конце 1921 жил в д. Бори Васильевской волости Нолинского уезда Вятской губернии. Заведовал библиотекой. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Андин Семен Иванович — (? - ?). Анархист. В 1919-22 в Москве, сотрудничал в журнале Всероссийской федерации анархистов-коммунистов "Вольная Жизнь". С 1921 работал в Музее П. А. Кропоткина. 24.4.1925 арестован........
Политический словарь

Андреев Павел Иванович — (1881 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1910. Собственности не имел. Образование высшее. В конце 1921 жил в Бийске Алтайской губ., работал заведующим лабораторией Бийского........
Политический словарь

Анисимов Виктор Иванович — (24 ноября 1875, г. Кологрив Костромской губернии, по другим данным, 3 ноября 1875, Петербург, – 2 мая 1920, село Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии). Сын земского статистика.........
Политический словарь

Анохин Василий Иванович (партийная Кличка - Тунгус) — (1879 - до 1937, Тула). Социал-демократ. Член РСДРП с 1900-х гг. Рабочий (токарь Тульского оружейного завода). Арестован в августе 1922 в Туле по делу с.-д. 1.6.1923 получил 3 года ссылки,........
Политический словарь

Антипин Константин Иванович — (ок. 1897 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1914. Грамотный. В конце 1921 жил в Воронежской губ. (Воронеже?), работал токарем на заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Архипов Николай Иванович — (1891, Вологодская губ. - ?). Анархист (бывший большевик). Из крестьян. Образование низшее. Матрос Балтийского флота, машинный старшина линкора "Петропавловск". В 1920 исключен........
Политический словарь

Астафьев Михаил Иванович — (ок. 1894 - ?). Социал-демократ. Рабочий. Образование низшее. Член РСДРП с 1908. В конце 1921 жил в Уфимской губ., работал помощником машиниста. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Астров Николай Иванович — (1868, Москва, – 12 августа 1934, Прага). Из семьи врача. Окончил юридический факультет Московского университета (1892). С 1890-х гг. работал в органах московского городского самоуправления,........
Политический словарь

Атамановский Витольд Иванович — (ок. 1877 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1918. Собственности не имел. Образование среднее. В конце 1921 жил в Алтайской губ., работал инструктором наробраза. Местными........
Политический словарь

Афонин Никита Иванович — (ок. 1881 - ?). Социал-демократ. Служащий. Член РСДРП с 1905. В конце 1921 жил в Москве, работал начальником особого отделения Главпроарма (?). Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Ахматов Иван Иванович — (19.12.1886, Тула - 8.5.1939). Член РСДРП с 1905, с 1927 - коммунист. Образование высшее. Член Учредительного собрания ДВР. В конце 1921 г. жил в Иркутской губернии. Местными чекистами характеризовался,........
Политический словарь

Ахтырский Константин Иванович — (? - ?). Анархист. В 1923 содержался в Бутырской и Таганской тюрьмах (Москва). С июня 1923 в Архангельском концлагере. Дальнейшая судьба неизвестна. НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Батура Александр Иванович — (? - ?). Анархист. Отбыл заключение в Соловецком лагере особого назначения, затем был сослан на 3 года в Сибирь. К концу 1930 освобожден, получил "минус 6", поселился в Днепропетровске.........
Политический словарь

Батхан Лев Иосифович — (1902, Могилевская губ. - ?). Социал-демократ. Член Одесской молодежной организации РСДРП. Арестован в марте 1924 Одесским губотделом ГПУ. Постановлением Особого совещания........
Политический словарь

Бейгман Лев Борисович (лейб Бенцианович) — (? - ?). Член Сионистской социалистической партии и Национально-классового (левого) "Хе-Халуца". Арестован в Одессе 2.9.1924 и приговорен к ссылке. В ноябре 1925 в ссылке в Туринске.........
Политический словарь

Беликов Александр Иванович — (ок. 1883 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1903. Агроном. Образование среднее. В конце 1921 жил во Владимире, работал в Гублескоме. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Белозерский Константин Иванович — (ок. 1882 - ?). Социал-демократ. Образование высшее. Член РСДРП. Служил в армии адмирала А. В. Колчака (дослужился до чина поручика). В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал........
Политический словарь

Бельченко Иван Иванович — (ок. 1885 - ?). Социал-демократ. Слесарь. Образование низшее. Член РСДРП с 1903 г. В конце 1921 жил в Калуге, работал в депо станции Калуга. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Бирман Лев Иосифович — (? - ?). Член Национально-классового (левого) "Ха-Шомер ха-Цаира". В 1927 содержался в Екатеринославском допре. Был приговорен к ссылке в Казахстан. Получил разрешение на эмиграцию.........
Политический словарь

Блюмин Лев Лазаревич — (? - ?). Анархист. Арестован, отбыл 3 года в Соловецком лагере особого назначения, затем приговорен к 3 годам ссылки. К концу 1930 в ссылке на Урале, тяжело болен. Дальнейшая........
Политический словарь

О прошлом мы узнаем главным образом по книгам и архивным документам. Судим о людях минувших веков по их письмам, воспоминаниям современников. И еще - по делам. Более других нам понятны сочинители, отобразившие в прозе и стихах глубины своей души. Внутренний мир представителей иных профессий мы чувствуем меньше, если вообще понимаем. Увы, сухой перечень их дел, будь они даже грандиозны, как, например, открытие нового вещества или постройка грандиозного завода, не в силах воссоздать образ человека. Но нельзя же писать об одних только писателях! (Льстивые жизнеописания государственных деятелей здесь не в счет, они, как правило, легендарны и похожи одно на другое, как две капли воды.) Попробуем нарисовать портрет представителя скромной, но исключительно важной профессии - педагога.

Если перечислять литературные труды Льва Ивановича Поливанова, получится изрядный, но довольно обычный для интеллигента второй половины XIX века список. Хрестоматии для народных училищ, «Начальная книжка для обучения русскому языку», учебники «Русская и церковно-славянская этимология», «Русский синтаксис», прокомментированные для гимназистов сочинения А. С. Пушкина в пяти томах, тоже прокомментированные издания Державина, Карамзина, русских былин, биография В. А. Жуковского, критический разбор поэтической книги Я. П. Полонского, переводы Расина и Мольера, педагогические статьи в журналах и сборниках. Если судить по этим сочинениям, то перед нами предстает тип незаурядного труженика на ниве народного просвещения. Но Поливанов был не тип, а своеобразная, неповторимая личность.

По всей Москве почти полвека начиная с 1870-х годов, когда говорили об образовании, не сходили с уст слова: Поливановская гимназия. Здесь, в доме Пегова на углу Пречистенки и Малого Левшинского переулка, учились митрополит Трифон (князь Борис Туркестанов) и поэт Валерий Брюсов, математик граф Михаил Олсуфьев и философ Лев Лопатин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин и три сына Льва Толстого…

«Поливановскую гимназию, - говорил ее воспитанник писатель Андрей Белый, - я считаю безо всяких иллюзий лучшей московской гимназией своего времени».

Другой поливановец, философ и поэт Владимир Соловьев, утверждал, что лавры гимназии стяжал ее директор: «Он вложил в свою школу живую душу, поднял и удержал эту школу выше обычной казенности и умел зажигать в своих воспитанниках искры того огня, который горел в нем самом».

Жизненный путь столь обожаемого учителя не блещет ни эксцентричными поступками, ни легендарными происшествиями. Родился он 27 февраля 1838 года в семье артиллерии поручика Ивана Гавриловича Поливанова в сельце Загарине Нижегородской губернии. В 1844 году, после смерти матери, семья переселилась в Москву. Здесь будущий педагог окончил Четвертую гимназию и историко-философский факультет Московского университета. С 1861 года преподает русскую словесность в женском Мариинско-Ермоловском училище и в 1-м кадетском корпусе, с 1864-го - в Третьей и Четвертой гимназиях. В 1868 году вместе с другими сотрудниками открывает частную гимназию и заведует ею до своего смертного часа, который настал 11 февраля 1899 года. Состоял членом Общества любителей российской словесности, Психологического общества, Комитета грамотности при Московском обществе сельского хозяйства, Московского кружка преподавателей древних языков, Православного братства во имя Пресвятой Богородицы.

В России, особенно в Петербурге, найдется несколько тысяч чиновников с куда более яркими биографиями и внушительным числом титулов. Но о них говорят разве что в кругу сослуживцев. Поливанова же знала и любила вся Москва. Родители, отдавая своих детей в его гимназию, верили, что воспитание в ней пойдет рука об руку с семейным, что при соблюдении общей гимназической программы здесь будут употреблены все старания, дабы приохотить воспитанника к осмысленной работе.

Изучали в Поливановке то же, что и везде: Закон Божий, русскую словесность, французский, немецкий, латинский и греческий языки (последний необязателен для тех, кто не готовился к университету), математику, физику, историю, географию, естественную историю, рисование, чистописание, черчение, хоровое пение, гимнастику. Но…

Лев, Лев идет! - предупреждает товарищей взволнованный гимназист, одетый, как и все, в черную блузу с кожаным поясом.

Лев не входит - влетает в класс. С седой гривой волос, ниспадающей на плечи, высокий и сутулый, в кургузой курточке, с предлинными, вечно находящимися в движении, если не сцеплены за спиной в замок, руками. Сел… Вернее, развалился на стуле совсем не по-учительски, блеснул глазами и - полилась живая увлекательная речь. Ученикам передалось его возбуждение, его азарт, они даже не замечают, что прозвенел звонок о конце урока.

Лев, Лев идет! - раздается в другом классе.

Лев зачитывает отрывок из книги С. Т. Аксакова: «Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плавает между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды».

А теперь, строго придерживаясь формы Аксакова, опишите лошадь. Так вы сумеете понять стиль писателя и сами побываете на его месте.

Ученик третьего класса Ермолов старательно выводит строчку за строчкой: «Лошадь за свою красоту, силу, ум, выносливость и услуги давно и справедливо сделалась любимицей человека между всеми животными. Легкая как ветер, с умными выразительными глазами, длинной и гибкой шеей, с тонкими ногами, пышной гривой - она невыразимо прекрасна, когда носится на воле».

Лев умел интуитивно внушить воспитанникам уверенность, что не исполнить его требования невозможно. А если учитель может это, он всесилен в классе.

Но ему мало классных уроков, он почти не спит, за многое берется и всегда доводит дело до конца.

Десять лет Поливанов руководил Шекспировским кружком, подавляющее большинство участников которого составляли его выпускники. На сцене Немчиновского театра они поставили шестнадцать пьес английского гения и всегда выступали в битком набитом зале. На премьере «Генриха IV» присутствовали два Ивана, Тургенев и Аксаков, на своем веку повидавшие множество первоклассных артистов, но и они, не кривя душой, назвали постановку первоклассной.

В 1880 году Поливанов провел гигантскую работу по организации празднеств по случаю открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре и созданию уникальной пушкинской выставки.

Он постоянно хотел кому-то помочь. К нему обращались начинающие литераторы, провинциальные артисты и, конечно же, выпускники Поливановской гимназии. Встретившись, они обязательно вспоминали о своем Льве:

Идеальный русский человек.

Изумительное художественное чутье.

Дружил и с князьями, и с литаврщиком Большого театра, и с бывшим отцовским денщиком.

Жестоко нападал на любого за малейшую, самую ничтожную фальшь.

Умел каждого человека приохотить к делу, заставить хоть малость сделать хорошего на общую пользу.

Взявшись за дело, отдавался ему весь.

Во всем был безукоризненно добросовестен.

Удивительно соединялись в одном человеке духовный аристократизм и широкое просвещение.

Часто задевал самолюбие подростков, но никогда не оскорблял их чувство достоинства.

Его следует назвать романтиком в старинном и хорошем значении этого слова.

Он был педагог-художник и педагог-мыслитель.

Осиротела Москва, - вздыхали, похоронив его на Новодевичьем кладбище.

Но Поливанов продолжал жить в делах своих учеников, до гробовой доски гордо называвших себя поливановцами.

…В 1925 году Андрей Белый встретил в гостях у Бориса Пильняка артиста Лужского.

А вы поливановец? - спросил Лужский Андрея Белого.

Да! - гордо ответил тот.

Я тоже одно время учился у Льва.

И разговор перешел на любимого незабвенного учителя…

Лев Иванович Поливанов родился в 1838 году в селе Загарино Нижегородской губернии.

С 1844 года жил в Москве, учился в 1-й и 4-й гимназиях.

В 1861 году окончил историко-филологический факультет Московского университета.

С 1864 по 1875 год работал учителем русского языка и словесности в 4-й мужской гимназии, где ранее учился сам.

Поливанов пытался развить у своих воспитанников логическое мышление и литературную речь, выступал за исторический принцип в преподавании русского языка.

Вот что писал один из учащихся 4-й гимназии о Поливанове: «Надо было слышать его уроки, полные жизни, производившие впечатление чего-то необыкновенного, казавшиеся иногда какими-то вдохновенными импровизациями, заражавшие любовью к предмету и учителю. Надо было чувствовать это неотразимое нравственное влияние, при котором всякое слово его было законом, всякое мнение — высшим авторитетом».

В 1868 году Л.И. Поливанов открыл и свыше 30 лет возглавлял частную гимназию, ставшую известной как «Поливановская». Она была одним из лучших частных учебных заведений Москвы.

В Поливановской гимназии царил культ литературы и искусства, действовал «Шекспировский кружок», составленный в основном из бывших выпускников. Там изучались и ставились произведения великого английского драматурга, некоторые — впервые в России.

В «Поливановской» гимназии работал сильный преподавательский коллектив.

Сам Поливанов, преподававший латынь, логику и словесность, был душою гимназии.

По словам его коллеги Л. П. Бельского, это был «педагог-художник и педагог-мыслитель», который «нашел в себе идеал педагога-человека, живого, увлекающегося, не ставящего узких рамок своей деятельности».

Многие выпускники Поливановской гимназии, в частности В. Брюсов и А. Белый, оставили самые тёплые воспоминания о своём наставнике.

Выпускники гимназии с 1875 году получили статус окончивших государственные учебные заведения.

На педагогическую систему того времени большое влияние оказали составленные Л.И. Поливановым и многократно переиздававшиеся школьные хрестоматии и учебники русского языка. Подлинную известность принесли ему учебники по русской грамматике и этимологии, книги для чтения в народных училищах и особенно три части его «Русской хрестоматии», адресованные учащимся I-II классов (1870 год), III-IV классов (1875 год) и V-VIII классов средних учебных заведений (1878 год), которые выдержали много изданий.

В предисловиях к хрестоматиям, в статье «Урок объяснительного чтения и логического разбора в связи с изустным и письменным воспроизведением мыслей» (1868 год) излагаются взгляды Поливанова на цели и методику объяснительного чтения в младших и средних классах гимназий.

Основной задачей преподавателя-словесника, по его мнению, является, прежде всего, развитие у учащихся логического мышления и правильной литературной речи. С этой целью он помещает в свои хрестоматии тексты, образцовые в художественном отношении и интересные с точки зрения их языка и стиля.

Тексты, несущие только новые знания, Поливанову не интересны, ему важнее научить юных читателей разбираться в логике соединения слов, предложений, периодов в единое художественное целое.

В основе методики анализа текста у Поливанова лежит изучение композиции, плана произведения и анализ его языковых особенностей. Он предпочитает разборы небольших произведений или цельных фрагментов, связывая изучение содержания произведения с его грамматическим строем, приучая воспитанников получать «вкус к стилю фразы» (А. Белый).

В предисловии ко второй части хрестоматии Л.И. Поливанов помещает интересные образцы логико-стилистического разбора, в частности стихотворений «Кавказа» и «Бесов» Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова.

Третья часть хрестоматии Поливанова, адресованная учащимся старших классов, является практическим пособием при изучении стилистики, теории прозы и поэзии.

Третье её издание, вышедшее под названием «Методическая русская хрестоматия» (1883 год), получило самую высокую оценку критиков и было удостоено премии Петра Великого.

Задачами практического обучения языку объясняется тот факт, что раздел «Для изучения стилистики и теории прозы» здесь втрое превышает по объему раздел «Для изучения теории поэзии».

Кроме того, Поливанов считает, что в старших классах «хрестоматия должна принять на себя заботу о прозаиках, уже уступая поэтов отдельным изданиям».

Оба раздела хрестоматии дополнены краткими руководствами по теории прозы и поэзии, а также образцами разборов отдельных произведений, например «Слова» Филарета, баллад Шиллера.

Л.И. Поливанову принадлежат также несколько историко-литературных работ, а также комментарии к пятитомному собранию сочинений Пушкина (1887—1888). Он был прекрасным переводчиком произведений Мольера, Расина, Корнеля и других авторов.

Его перу принадлежат литературоведческие работы о Жуковском, Пушкине, Л.Н. Толстом.

Поливанов подготовил комментированные издания для школьного и семейного чтения сочинений Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина.

Л.И. Поливанов был членом Московского комитета грамотности.

Общественное признание педагога как деятеля русской культуры связано с фактом работы Л.И. Поливанова в качестве главного организатора Первых Всероссийских Пушкинских торжеств в Москве в 1880 году.

Скончался Лев Иванович Поливанов в 1899 году в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Надгробие на его могиле сооружено на средства выпускников и педагогов Поливановской гимназии.

Владимир Соловьев в некрологе, опубликованном в «Вестнике Европы», высоко оценил научную и преподавательскую деятельность Поливанова, подчеркнул большое воспитательное влияние личности учителя-гуманиста: «Поливанов был воплощённое душевное движение, безостановочная вибрация ума и сердца. ...В мире учащихся по всей России имя Л.И. Поливанова всем хорошо известно. Он оставил немало ценных трудов, педагогических и литературных... А его живой ум выказывал иногда большую проницательность и далеко за пределами педагогики и литературы».