История адыгов, черкесов и их фамилий. Детские сказки онлайн Чтение рассказа учащимися и его анализ

Сказка Золотой гусь братьев Гримм будет по нраву, как детям, так и взрослым. Читать сказку про Золотого гуся одно удовольствие. В ней рассказывается про трех братьев, которые ходили в лес за дровами. Старший отправился и повстречал седого старика, который попросил накормить его, но тот ему отказал. По неведомому волшебству старший сын получил рану руки. Со средним произошла та же история, только он поранил ногу. Последним пошел младший сын по прозвищу Дурень. Он пожалел старика и поделился с ним едой. Старик отблагодарил его и указал на особенное дерево, в котором Дурень находит Золотого гуся.

Читать онлайн сказку Золотой гусь

Жил да был на свете человек, у которого было три сына, и самый младший из них звался Дурнем, и все его презирали и осмеивали и при каждом удобном случае обижали.

Случилось однажды, что старший должен был идти в лес дрова рубить, и мать дала ему про запас добрый пирог и бутылку вина, чтобы он не голодал и жажды не знал.

Когда он пришел в лес, повстречался ему старый седенький человечек, пожелал ему доброго утра и сказал: «Я голоден, и жажда меня мучит - дай мне отведать кусочек твоего пирога и выпить глоток твоего вина».

Умный сын отвечал: «Коли я дам тебе отведать своего пирога да отхлебнуть своего вина, так мне и самому ничего не останется. Проваливай!» - и, не обращая на человечка внимания, пошел себе далее.

Когда же он стал обтесывать одно дерево, то вскоре ударил как-то топором мимо да попал по своей же руке так неловко, что должен был уйти домой и перевязать свою руку. Так отплатил ему маленький седенький человечек за его скупость.

Затем пошел второй сын в лес, и мать точно так же, как старшему, дала и этому про запас пирог и бутылку вина. И ему тоже повстречался старенький, седенький человечек и стал у него просить кусочек пирога и глоток вина.

Но и второй сын отвечал ему весьма разумно: «То, что я тебе отдам, у меня убудет, проваливай!» - и, не оглядываясь на человечка, пошел своей дорогой.

И он был также за это наказан: едва успел он сделать удар-другой по дереву, как рубанул себе по ноге, да так, что его должны были снести домой на руках.

Тогда сказал Дурень: «Батюшка, дозволь мне разочек в лес сходить, дров порубить». - «Что ты в этом смыслишь? Вот братья твои и поумнее тебя, да какого себе ущерба наделали! Не ходи!»

Дурень однако же просил да просил до тех пор, пока отец не сказал: «Да ну, ступай! Авось тебя твоя беда уму-разуму научит!» А мать про запас только и дала ему, что лепешку, на воде в золе выпеченную, да бутылку прокисшего пива.

Пришел он в лес, и ему тоже повстречался старенький, седенький человечек и сказал: «Мне и есть и пить хочется, дай мне кусочек твоей лепешки и глоточек твоего питья».

Дурень и ответил ему: «Да у меня только и есть, что лепешка, на воде замешанная, а в бутылке прокисшее пиво; коли это тебе любо, так сядем да поедим вместе».

Вот и уселись они, и каково же было удивление Дурня, когда он полез за пазуху за своею лепешкою, а вынул отличный пирог, откупорил бутылку, а в бутылке вместо прокисшего пива оказалось доброе винцо!

Попили они, поели, и сказал человечек Дурню: «Сердце у тебя доброе, и ты со мною охотно поделился всем, что у тебя было; за то и я хочу тебя наделить счастьем. Вот стоит старое дерево; сруби его и в корневище найдешь подарок».

Затем человечек распрощался с Дурнем.

Пошел Дурень к дереву, подрубил его и, когда оно упало, увидел в корневище дерева золотого гуся. Поднял он гуся, захватил с собою и зашел по пути в гостиницу, где думал переночевать.

У хозяина той гостиницы было три дочери; как увидели они золотого гуся, так и захотелось им посмотреть поближе, что это за диковинная птица, и добыть себе хоть одно из ее золотых перышек.

Старшая подумала: «Уж я улучу такую минутку, когда мне можно будет выхватить у него перышко», - и при первом случае, когда Дурень куда-то отлучился, она и ухватила гуся за крыло…

Но увы! И пальцы, и вся рука девушки так и пристали к крылу, словно припаянные!

Вскоре после того подошла и другая; она тоже только о том и думала, как бы ей добыть себе золотое перышко, но едва только она коснулась своей сестры, как приклеилась к ней, так что и оторваться не могла.

Наконец подошла и третья с тем же намерением; и хоть сестры кричали ей, чтобы она не подходила и не прикасалась, но она их не послушалась.

Она подумала, что коли они там при гусе, так отчего же и ей там тоже не быть?

И подбежала, и чуть только коснулась своих сестер, как и прилипла к ним.

Так должны были они всю ночь провести с гусем. На другое утро Дурень подхватил гуся под мышку и пошел своею дорогою, нимало не тревожась о том, что вслед за гусем волоклись и три девушки, которые к гусю приклеились.

Среди поля на дороге повстречался им пастор, и когда увидел это странное шествие, то сказал: «Да постыдитесь же, дрянные девчонки! Как вам не совестно бежать следом за этим молодым парнем? Разве так-то водится?»

При этом он схватил младшую за руку и хотел отдернуть; но едва он коснулся ее, как и прилип к ее руке, и сам был вынужден бежать за тремя девушками.

Немного спустя повстречался им причетник и не без удивления увидел господина пастора, который плелся следом за девушками. Он тотчас крикнул: «Э, господин пастор, куда это вы так поспешно изволите шествовать? Не забудьте, что нам с вами еще придется крестить сегодня», - и он тоже подбежал к пастору, и ухватил было его за рукав, но так и прилип к рукаву…

Когда они все пятеро плелись таким образом вслед за гусем, повстречались им еще два мужика, которые возвращались с поля с заступами на плече. Пастор подозвал их и попросил как-нибудь освободить его и причетника из этой связки. Но едва только те коснулись причетника, как и они пристали к связке, и таким образом их уже побежало семеро за Дурнем и его гусем.

Так пришли они путем-дорогою в город, где правил король, у которого дочь была такая задумчивая, что ее никто ничем рассмешить не мог. Вот и издал король указ, по которому тот, кому удалось бы рассмешить королевскую дочь, должен был и жениться на ней.

Дурень, прослышав о таком указе, тотчас пошел со своим гусем и всей свитой к королевской дочке, и когда та увидела этих семерых человек, которые бежали за гусем, она разразилась громким смехом и долго не могла уняться.

Тогда Дурень потребовал, чтобы она была выдана за него замуж, но будущий зять королю не понравился, он стал придумывать разные увертки, и наконец сказал, что отдаст за него дочь только тогда, когда он приведет ему такого опивалу, который бы мог один целый погреб выпить.

Дурень вспомнил о седеньком человечке, который, конечно, мог ему в этой беде оказать помощь, пошел в тот же лес и на том месте, где он срубил дерево, увидел того же самого человечка, и сидел он там очень грустный.

Дурень спросил его, что у него за горе на сердце. Тот отвечал: «Меня томит такая жажда, что я ее ничем утолить не могу; холодной воды у меня желудок не переносит; а вот бочку вина я выпил; но что значит эта капля, коли выплеснешь ее на раскаленный камень?» - «Ну, так я могу тебе в горе пособить, - сказал Дурень, - пойдем со мною, и я утолю твою жажду».

Он привел человечка в королевский погреб, и тот набросился на большие бочки вина, и пил-пил, так что у него и пятки от питья раздуло, и прежде чем миновали сутки, успел уже осушить весь погреб.

Дурень вторично потребовал у короля свою невесту, но король рассердился на то, что дрянной парнишка, которого каждый называл Дурнем, смел думать о женитьбе на его дочери; поэтому король поставил новые условия: прежде, чем жениться на королевне. Дурень должен был добыть ему такого объедалу, который бы мог один съесть целую гору хлеба.

Дурень, недолго думая, прямо направился в лес, там увидел он на том же месте человечка, который подтягивал себе что есть мочи живот ремнем и корчил весьма печальную рожу, приговаривая: «Вот сейчас съел я полнехоньку печь ситного хлеба, но что может значить этот пустяк, когда такой голод мучит! Желудок у меня пустехонек, и вот я должен стягивать себе живот ремнем как можно туже, чтобы не околеть с голоду».

Дурень-то и обрадовался, услышав эти речи. «Пойдем со мною, - сказал он, - я тебя накормлю досыта».

Он повел человечка ко двору короля, который велел свезти всю муку со своего королевства и приказал испечь из той муки огромную хлебную гору; но лесной человек как пристал к той горе, принялся есть, и горы в один день как не бывало!

Тогда Дурень в третий раз стал требовать у короля свою невесту, а король еще раз постарался увильнуть и потребовал, чтобы Дурень добыл такой корабль, который и на воде, и на земле может одинаково двигаться: «Как только ты ко мне на том корабле приплывешь, - сказал король, - так тотчас и выдам за тебя мою дочь замуж».

Дурень прямехонько прошел в лес, увидел сидящего там седенького человечка, с которым он поделился своею лепешкою, и тот сказал ему: «Я за тебя и пил, и ел, я же дам тебе и такой корабль, какой тебе нужен; все это я делаю потому, что ты был ко мне жалостливым и сострадательным».

Тут и дал он ему такой корабль, который и по земле, и по воде мог одинаково ходить, и когда король тот корабль увидел, он уж не мог Дурню долее отказывать в руке своей дочери.

Свадьба была сыграна торжественно, а по смерти короля Дурень наследовал все его королевство и долгое время жил со своею супругою в довольстве и в согласии.

5.Алмазбану

В тот ранний час из пещеры на противоположном склоне горы, опираясь на палку, вышла старушка. Яркие лучи солнца ослепили ее. Прикрыв глаза ладонью, она неторопливо осмотрелась. Ветер играл прядями ее серебристых волос. Глаза молодо глядели из-под седых бровей.

Завидев ее, шакалы затрусили прочь.

Что им здесь нужно? - пробормотала старушка, направляясь к груде камней.- Неспроста сбежались они.

Вдруг она увидела лань, придавленную толстым деревом. Та была мертва. Задрожала старушка, слезами наполнились ее глаза.

Бедняжка! - проговорила она.- Уж не ты ли это, милая доченька?..

Кто ты, славный джигит?

Но юноша, не поднимая век, снова тихо позвал:

Старушка бросилась к пещере. Она торопилась изо всех сил. Вскоре она появилась с большой раковиной в руках. Набрала в нее воды из горного ключа, напоила незнакомца, обмыла его раны, высушила древесным мхом и покрыла целебными листьями. А сама, примостившись у изголовья, стала терпеливо ждать, когда он придет в себя.

Много времени прошло так, но вот юноша глубоко вздохнул и открыл глаза.

Здесь никого нет, кроме меня, сынок. Ты мог слышать только мой голос...

Чей же ты сын, джигит?

Моя мать - Алмаз-Ирке, добрая девушка-лань...

Внучек мой! - воскликнула старушка.- Так я же... я мать Алмаз-Ирке.

Бабушка!

Они крепко обнялись. От волнения оба долго не могли вымолвить ни слова.

Время шло. Луна трижды округлялась на небе и трижды снова истончалась, как серп, а старая Алмазбану все еще неустанно хлопотала вокруг больного Данира. Наконец поднялся он на ноги. Смастерил себе лук, наточил стрелы, стал ходить на охоту. Но ничто не веселило его: скучал джигит по дому родному, по матери и отцу. Даже в звуках курая слышалась теперь тоска. Когда Даниру становилось особенно грустно, поднимался он на вершину горы, и далеко вокруг разносилась его песня:


В страну - Месяц,
на родную землю - Солнце,
в дом родимый вернулся бы я.
Подошел бы к тихому озеру,
где плавают лебеди белоснежные,
заглянул бы в глаза моей матери
с любовью и нежностью.
На колени бы пал перед
любимым отцом,
у него прощение вымолил.
Но не стал бы бояться -
я трусом не стал,
слов трусливых не вымолвил.
Ведь я сын боевого батыра
Мергена!
Мысль о доме родном -
незажившая рана.
О, найду ли когда-нибудь снова дорогу
в отчий дом,
к знакомому с детства порогу!
О, услышу ли снова
птиц немолкнущий гомон?!
О, когда постучусь я
в дверь родимого дома?!

Услышала эту песню старая Алмазбану, подсела к Даниру, ласково провела рукой по его волосам и сказала:

Внучек мой! Я знаю дорогу к твоему дому. Нелегка и опасна она...

Данир вскочил на ноги:

Где эта дорога, бабушка?! Я теперь ничего не боюсь...

К востоку отсюда лежит твой путь, вдоль берега реки...- показала рукой Алмазбану.

Так пойдем со мной! Я понесу тебя на руках.

Нет,- покачала головой старушка,- дорога эта неблизкая... И раньше, чем пойти на восток, ты должен повернуть на запад. Там, между трех гор, поселилось племя трусов.

Что это за племя? - удивился Данир.

Ох,- горестно вздохнула старушка,- это тоже мои дети и внуки. Они не сумели постоять за свою землю, и теперь баскак (наместник хана, правитель) злого хана хозяйничает там. Одна Алмаз-Ирке, моя любимая доченька, не покорилась врагу и превратилась в лань. Нашлись подлые предатели и трусы, которые хотели выдать меня баскаку. Настроили они детей моих против меня. Прокляла я их. «Будьте же презренными рабами,- сказала я им,- пусть всюду зовут вас жалкими трусами». Ушла я из дома родного... Так и будут они жить с этим позорным прозвищем, пока не восстанут против хана, не победят его в жестоком бою.

Покажи мне, бабушка, дорогу к племени трусов, я помогу им! - воскликнул Данир и схватил свой лук.

Засияли глаза старушки.

Но готов ли ты к битве? - спросила она.

Готов, бабушка!

Большие испытания ждут тебя в стране трусов. Хватит ли у тебя смелости?

Хватит, бабушка!

Этого еще мало. Ты должен будешь научить смелости тех, кто живет в той стране...

Я научу их!

Хорошо, внук мой. Пусть эти слова будут твоей клятвой! - твердо сказала старушка и поцеловала Данира.

На другой день солнце застало Данира в пути. Было еще совсем темно, когда он перекинул через плечо лук, заткнул за пояс курай и, попрощавшись с бабушкой, зашагал туда, где жило племя трусов.

Дата ____________

Тема: А. Ахметов. Халикбек

Цель урока:

Задачи:

Применяемые стратегии:

Ход урока.

    Организация класса .

    Проверка домашнего задания . Проверка стихотворений в парах. Взаимооценивание.

Конкурс чтецов.

    Актуализация знаний.

Составление кластеров в группах.

    2 группа – герой

    1. группа –патриот.

5группа -родной дом

О чём может быть произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

Сегодня у нас в гостях герой сказки – храбрый Халикбек, для которого не было ничего дороже, чем Отчизна. Прочитаем его историю.

V . Работа по теме урока.

    Освоение содержания сказки.

    Чтение сказки учителем и учащимися.

Кто такой Халикбек?

Что с ним случилось в лесу?

Как повёл себя Халикбек? Мог ли он поступить иначе? Почему?

Кого он увидел, когда проснулся?

Как решила птица отблагодарить Халикбека за своего птенца?

    Физмнутка.

2) Чтение рассказа учащимися и его анализ.

Работа в группах.

    группа.

Что предлагала птица Халикбеку? Составьте список(можно в рисунках).

2 группа

Опишите дворец., используя слова из стихотворения.

Почему птица смутилась и понесла Халикбека дальше?

3группа

Опишите чудесный сад, используя слова из текста.

Принял ли Халикбек подарок? Почему?

Поняла ли это птица? Что она подумала?

4группа

Опишите волшебное озеро.

Почему Халикбек не принял подарка?

Понимала ли его птица?

5 группа

В каких строчках заключена идея стихотворения?

Презентация работ.


Взаимооценивание.

    Рефлексия. Напишите ответ сочинение- рассуждение «Прав ли Халикбек?» или «Что для счастья нужно?»

    Итог. Д/з. с. 8-12 выразительно читать.

Дата ____________

Тема: А. Ахметов. Халикбек (2 урок)

Цель урока: формирование чувства гордости за свою Родину, любви и преданности к ней.

Задачи: понимание содержания стихотворения-легенды, его темы и основной мысли; проявление чувства любви к родной земле; развитие памяти, мышления; умения отвечать на вопросы и соблюдать логику при пересказе, находить слова, выражающие основную мысль в стихотворении, выразительно читать стихотворение.

Применяемые стратегии: работа в парах и групповая работа, создание проекта стихотворений, самооценивание

Ход урока.

    Организация класса .

    Проверка домашнего задания . Выразительное чтение стихотворения-легенды.

    Актуализация знаний.

Составление кластеров в группах – «Халикбек»

    Сообщение темы и целей урока.

Продолжим работу над произведением А. Ахметова «Халикбек». Сегодня мы поговорим о портретной характеристике героя.

V . Работа по теме урока.

    Работа над портретной характеристикой Халикбека.

Каким вы представляете себе Халикбека? Опишите его.

О каких чертах характера говорят его поступки? Докажите, что Халикбек добр и отзывчив на чужое горе, любит природу и её обитателей.

Представьте себя на месте Халикбека. Как бы вы повели себя? Почему? Как вы думаете, правильно ли поступил Халикбек, вернувшись домой?

Какая черта была главной у героя?

Как называется чувство любви к родине? А чувство тоски по родине?

    Физм и нутка.

    Работа в группах. Составьте литературный портрет героя. (3 мин)

    Подсказки (правило с. 162)

    Свои высказывания подтверждайте словами из стихотворения.

Презентация работ.

    Работа в группах. Кто больше составит вопросов по стихотворению?

    (3 мин)

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые?

Тонкие?

Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете...?
Почему Вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если... ?

Кто?
Что?
Когда?
Может..?
Будет...?
Мог ли... ?
Как звать...?
Было ли...?
Согласны ли Вы...?
Верно ли...?

Презентация работ.


Взаимооценивание.

    Рефлексия. . Синквейн «Халикбек»

    Итог. Д/з. Хр. с. 3-5 пересказ близкий к тексту, по желанию рисунок.

В старое время жил в степи бедный казах. Было у него четыре сына. Тяжело жилось им, голодали часто и вот пришлось им однажды зарезать своего последнего барана. Половину семья съела сразу же за ужином, а половину оставила в котле на следующий день.

Ложась спать, отец объявил семье:

Остальное мясо завтра съест тот, кто увидит лучший сон.

На другой день утром сыновья стали рассказывать, кто что видел во сне.

Я пас огромное стадо овец богача!- сказал старший сын.

Я получил первый приз в кокпаре! 1 - похвастался второй.

1 (Кокпар - особого рода состязание на конях, "козлодрание".)

Я женился на ханской дочке!- сообщил третий.

Я тоже женился на дочери хана!- перебил четвертый сын, юноша Бекболат.- Я сделался ханом, а потом разыскал вас. Вы же бродили по аулам и нищенствовали.

Я во сне доила овец!- вставила мать.

Отец избил Бекболата за плохой сон и прогнал, а сам рассказал, что во сне летал он под облаком на белоснежном крылатом коне - тулпаре.

Сон старика показался его жене и сыновьям лучше всех. Отец и съел один оставшееся мясо.

Бекболат покинул отцовскую юрту и пошел скитаться из одного аула в другой.

Однажды остановился юноша у крайней юрты и услышал, как старик и старуха горевали, что у них нет детей.

Если бы аллах послал нам какого-нибудь сироту!- говорил старик.- Мы приютили бы его и усыновили. Вот было бы для нас счастье!

Бекболат обрадовался и вошел в юрту. Хозяева стали расспрашивать его, кто он, откуда и куда идет.

Я круглый сирота,- ответил юноша.- Хожу по аулам и собираю милостыню.

Переглянулись старики и сказали гостю:

Это аллах услышал нашу молитву и послал тебя. Оставайся у нас и будь нашим сыном.

Бекболат с радостью согласился. Остался он у добрых людей и стал помогать старику пасти баранов и ловить рыбу.

Однажды пошел Бекболат рыбачить. Попалась ему на удочку такая громадная рыба, что он не смог ее вытащить. Пришли на подмогу старик со старухой. Потащили они втроем и тоже не могли ничего сделать.

Ты держи удочку и не пускай рыбу!

Жену он послал домой приготовить все для стряпни, а сам вскочил на лошадь и поскакал в соседний аул звать людей на подмогу.

Как только старик и старуха удалились, из воды показалась невиданных размеров рыба и заговорила человеческим голосом:

Отпусти меня, Бекболат. Не забуду я твою услугу и в трудную минуту тебе помогу.

Как же ты сможешь мне помочь?- спросил Бекболат.- Ты уплывешь, и я тебя не найду.

А ты выдерни у меня одну чешуйку,- ответила рыба.- Зажги ее, когда потребуется моя помощь, я приду.

Вырвал Бекболат чешуйку, а рыбу отпустил на волю.

Вернулся старик вместе с жигитами. Видя их приближение, Бекболат забросил удочку в воду.

Где рыба?- спросил старик.

Не сумел удержать, ушла!

Страшно рассердился старик, побил Бекболата и прогнал его из дому.

Пошел опять Бекболат скитаться из одного аула в другой.

Встретил он однажды на своем пути верблюжонка с золотистой шерстью. За ним гнался волк. Верблюжонок подбежал к Бекболату и сказал:

Спаси меня, я тебе пригожусь.

Бекболат отогнал волка, а верблюжонок сказал:

Вырви одну волосинку из моей шерсти. Когда я понадоблюсь, зажги ее, я приду.

Спаси нас, мы тебе пригодимся.

Отогнал Бекболат птицу бидаик и выручил орлов из беды.

Сказали орлы юноше:

Вырви у нас по перышку, а когда тебе потребуется наша помощь - зажги их. Мы сразу прилетим к тебе.

Вырвал Бекболат у орлов по перышку и зашагал своей дорогой. Видит, бежит навстречу лиса, а за ней летит беркут. Подбежала лиса к Бекболату и умоляет его:

Спаси меня от беркута. Я тебе тоже пригожусь когда-нибудь.

Спас Бекболат лису. Говорит она ему:

Выдерни из моей шкурки одну волосинку. Когда я потребуюсь тебе, зажги ее, ждать себя не заставлю.

Шел он долго, наконец увидел аул. Зашел юноша в крайнюю юрту, в ней жили бездетные старик и старуха. Понравился им Бекболат, и оставили они его у себя вместо сына.

Стал жить Бекболат у стариков и помогать им по хозяйству.

Прошло несколько лет, и превратился он в стройного и красивого жигита.

Однажды прошел по степи слух, будто красавица Карааю, дочь хана Акбузау, хочет выйти замуж без калыма.

Стал Бекболат расспрашивать людей, правда ли это? Оказалось, слух правильный. Красавица Карааю ставит только одно условие жениху: он должен суметь спрятаться от нее три раза. И если Карааю хотя бы раз не обнаружит его, тогда она выйдет за него замуж без калыма. А если найдет все три раза, то снимет с жениха голову. Немало людей уже погибло от руки красавицы, но все же появлялись новые смельчаки, желавшие попытать счастья.

Бекболат решил отправиться к Карааю. Новые родители долго не пускали его, но он настоял на своем и ушел.

Карааю, увидев Бекболата, сказала:

Ты будешь три раза прятаться от меня, а я буду тебя искать. Если найду - отрублю голову.

Хорошо!- ответил Бекболат.- Только, не три раза, а четыре.

Карааю согласилась.

Вышел Бекболат из дворца, зажег шерстинку верблюжонка. В один миг прибежал верблюжонок. Рассказал ему Бекболат, что ему нужно от него.

Садись на меня!- предложил верблюжонок и помчался на край света, за Ледовитое море. Спрятал он Бекболата в темном лесу.

Но Карааю крикнула:

Бекболат, ты на верблюжонке ускакал на край света, за Ледовитое море и сидишь под деревом в темном лесу!

Да,- ответил Бекболат.

Появился жигит во дворце и признался, что один раз он проиграл.

Стал Бекболат второй раз прятаться. Вышел он из дворца и зажег перышки орлов. Вмиг прилетели орлы. Рассказал Бекболат, что ему нужно. Посадили орлы жигита на крылья и поднялись на седьмое небо.

Но Карааю снова крикнула:

Бекболат, возвращайся! Ты на орлиных крыльях улетел на седьмое небо!

Да,- ответил Бекболат и предстал перед ханской дочерью.

Признался он, что и второй раз проиграл.

Снова жигит вышел из дворца и зажег рыбью чешуйку. Сразу перед ним появилась та самая рыба, которую он отпустил в море.

Рассказал Бекболат, зачем он ее вызвал. Проглотила рыба жигита и опустилась на дно океана. Там спряталась она за большим камнем.

И опять Карааю угадала.

Бекболат, вижу тебя за большим камнем на дне океана, куда унесла тебя рыба. Выходи!

Бекболат опечалился. Смерть повисла над его головой. Вышел он в четвертый раз и зажег лисью шерстинку. Примчалась сразу лисица. Рассказал ей Бекболат свою беду.

Не печалься, перехитрим мы красавицу Карааю,-o успокоила его лиса.- Если в условленный час она закричит: "Бекболат, я тебя не вижу",- ты молчи. Потом она скажет: "Вырыта норка с запада на восток. Но тебя, Бекболат, и здесь нет!" Тогда ты откликнись и выйди из своего убежища.

Сказав так, лиса вырыла огромную нору, которая начиналась у самого восхода солнца и выходила там, где солнце закатывалось, и проходила эта нора как раз под троном Карааю.

Теперь ты оставайся здесь, никуда не уходи, лежи и не шевелись. А дальше поступай по моему совету.

Попрощалась-лиса и ушла своей дорогой.

В условленный час красавица Карааю посмотрела всюду и, нигде не найдя Бекболата, крикнула:

Бекболат, я тебя не вижу!

А Бекболат молчит.

Повторяет Карааю.

Бекболат, я тебя не вижу!

Жигит и на этот раз не откликается.

Сказала Карааю:

Вырыта норка с запада на восток. Бекболат, тебя и тут нет!

Бекболат на этот раз откликнулся: "Нет, я как раз здесь!" И появился перед ханской дочерью из-под самого ее трона. По гордости своей Карааю глядела всюду, но никогда не смотрела себе под ноги. Поэтому она и проиграла.

После этого Карааю вышла замуж за Бекболата.

Так Бекболат стал ханом.

Он разыскал своих бедных родителей и братьев, терпевших большую нужду.

Ну как, отец, мой сон, кажется, сбылся?- спросил Бекболат старика.

Да, ты увидел тогда самый лучший сон!- согласился отец.- Мясо надо было съесть тебе.

Отец был доволен сыном и умер, дожив до глубокой старости.

Братья Бекболата женились на красавицах и счастливо жили возле мудрого брата, которого народ любил за справедливость.

Урок №_______ Литература 4 класс дата_______

Тема: А.Ахметов «Халикбек»

Цель урока: формирование чувства гордости за свою Родину, любви и преданности к ней.

Задачи: понимание содержания стихотворения-легенды, его темы и основной мысли; проявление чувства любви к родной земле;

Развитие памяти, мышления;

Умения отвечать на вопросы и соблюдать логику при пересказе, находить слова, выражающие основную мысль в стихотворении, выразительно читать стихотворение.

Ход урока.

1. Организация класса .

2. Проверка домашнего задания .

3. Сообщение темы и целей урока.

О чём может быть произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

Сегодня у нас в гостях герой сказки – храбрый Халикбек, для которого не было ничего дороже, чем Отчизна. Прочитаем его историю.

4. Работа по теме урока.

Освоение содержания сказки.

Чтение сказки учителем и учащимися.

Кто такой Халикбек?

Что с ним случилось в лесу?

Как повёл себя Халикбек? Мог ли он поступить иначе? Почему?

Кого он увидел, когда проснулся?

Как решила птица отблагодарить Халикбека за своего птенца?

5. Работа над портретной характеристикой Халикбека.

Каким вы представляете себе Халикбека? Опишите его.

О каких чертах характера говорят его поступки? Докажите, что Халикбек добр и отзывчив на чужое горе, любит природу и её обитателей.

Представьте себя на месте Халикбека. Как бы вы повели себя? Почему? Как вы думаете, правильно ли поступил Халикбек, вернувшись домой?

Какая черта была главной у героя?

Как называется чувство любви к родине? А чувство тоски по родине?

6. Физмнутка.

7.Чтение рассказа учащимися и его анализ.

Работа в группах.

1 группа.

Что предлагала птица Халикбеку? Составьте список(можно в рисунках).

2 группа

Опишите дворец., используя слова из стихотворения.

Почему птица смутилась и понесла Халикбека дальше?

3группа

Опишите чудесный сад, используя слова из текста.

Принял ли Халикбек подарок? Почему?

Поняла ли это птица? Что она подумала?

4группа

Опишите волшебное озеро.

Почему Халикбек не принял подарка?

Понимала ли его птица?

5 группа

В каких строчках заключена идея стихотворения?

Презентация работ.

Взаимооценивание.

8. Рефлексия. Итог урока.