Когда умер карамзин. Карамзин, николай михайлович

Николай Михайлович Карамзин

Родился Николай Михайлович Карамзин 1 декабря 1766г. в семье симбирского помещика, происходившего из старинного дворянского рода. Воспитывался он в частном московском пансионе. В отрочестве будущий писатель зачитывался историческими романами, в которых его особенно восхищали «опасности и героическая дружба». По дворянскому обычаю того времени еще мальчиком записанный на военную службу, он, «войдя в возраст», поступил в полк, в котором давно числился. Но армейская служба тяготила его. Молодой поручик мечтал заняться литературным творчеством. Смерть отца дала Карамзину повод попросить отставку, а полученное небольшое наследство позволило осуществить давнюю мечту- поездку за границу. 23-летний путешественник посетил Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Эта поездка обогатила его разнообразными впечатлениями. Вернувшись в Москву, Карамзин издал «Письма русского путешественника», где описал все, что поразило его и запомнилось в чужих краях: пейзажи и внешность иноземцев, народные нравы обычаи, городскую жизнь и политический строй, архитектуру и живопись, свои встречи с писателями и учеными, а также различные общественные события, свидетелем которых он был, в том числе и начало Французской революции(1789-1794гг.).

Несколько лет Карамзин издавал «Московский журнал», а затем журнал «Вестник Европы». Он создал новый тип журнала, в котором соседствовали литература, политика, наука. Разнообразные материалы в этих изданиях были написаны легким, изящным языком, подавались живо и занимательно, поэтому они не только были доступны широкой публике, но и способствовали воспитанию литературного вкуса у читателей.

Карамзин стал главой нового направления в русской литературе - сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы _ трогательные чувства, душевные переживания человека, «жизнь сердца». Карамзин одним из первых начал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей, а не героев древности и мифологических полубогов. Кроме того, он первым ввел в русскую литературу простой, всем понятный язык, близкий к разговорному.

Огромный успех принесла Карамзину повесть «Бедная Лиза». Чувствительные читатели и особенно читательницы проливали над ней потоки слез. Пруд у Симонова монастыря в Москве, где утопилась из-за неразделенной любви героиня произведения Лиза, стали называть «Лизин пруд»; к нему совершались настоящие паломничества. Карамзин давно собирался всерьез заняться историей России, написал несколько исторических повестей, среди которых такие блестящие произведения как «Марфа Посадница», «Наталья, боярская дочь».

В 1803г. писатель получил от императора Александра официальное звание историографа и разрешение работать в архивах и библиотеках. В течение нескольких лет Карамзин изучал древние летописи, работая круглые сутки, испортив при этом зрение и подорвав здоровье. Карамзин считал историю наукой, которая должна воспитывать людей, наставлять их в повседневной жизни.

Николай Михайлович был искренним сторонником и защитником самодержавия. Он считал, что «самодержавие основало и воскресило Россию». Поэтому в центре внимания историка было становление верховной власти в России, правление царей и монархов. Но не каждый правитель государства заслуживает одобрения. С негодованием относился Карамзин ко всякому насилию. Так, например, историк осуждал тираническое правление Ивана Грозного, деспотизм Петра и ту жесткость, с которой он проводил реформы, искореняя древние русские обычаи.

Огромный труд, созданный историком за сравнительно короткое время, имел ошеломляющий успех у публики. «Историей государства Российского» зачитывалась вся просвещенная Россия, ее читали вслух в салонах, обсуждали, вокруг нее велись жаркие споры. Создавая «Историю государства Российского», Карамзин использовал огромное количество древних летописей и других исторических документов. Чтобы читатели могли получить истинное представление, историк в каждом томе поместил примечания. Эти примечания – итог колоссального труда.

В 1818г. Карамзин был избран почетным членом Петербургской Академии наук.

Николай Михайлович Карамзин как историк и его методы исследования прошлого


Николай Михайлович Карамзин – выдающийся властитель умов России конца XVII начала XIX вв. Велика роль Н.М.Карамзина в русской культуре и сделанного им на благо Родины хватило бы не на одну жизнь. Он воплотил многие лучшие черты своего века, представ перед современниками, как первоклассный мастер литературы (поэт, критик, драматург, переводчик), реформатор, заложивший основы современного литературного языка, крупный журналист, организатор издательского дела, основатель замечательных журналов. В личности Н.М.Карамзина слились мастер художественного слова и талантливый историк. В науке, публицистике, искусстве он оставил заметный след. Н.М.Карамзин во многом подготовил успех младших современников и последователей – деятелей пушкинского периода, золотого века русской литературы. Н.М. Карамзин родился 1 декабря 1766 г. И за свои пятьдесят девять лет прожил интересную и насыщенную жизнь, полную динамизма и творчества. Образование он получил в частном пансионе в Симбирске, затем в московском пансионе профессора М.П. Шадена, потом явился в Петербург для службы и получил чин унтер-офицера. Далее работает в качестве переводчика и редактора в различных журналах, сближается со многими известными людьми того времени (М.М. Новиковым, М.Т. Тургеневым). Затем более года (с мая 1789 по сентябрь 1790) путешествует по Европе; во время путешествия делает записки, после обработки которых появляются знаменитые "Письма русского путешественника".

Познание прошлого и настоящего привело Карамзина к разрыву с масонами, которые были довольно влиятельны в России в конце XVIII в. Он возвращается на родину широкой программой издательской и журнальной деятельности, надеясь способствовать просвещению народа. Он создал "Московский журнал" (1791-1792 гг.) и "Вестник Европы" (1802-1803 гг.), выпустил два тома альманаха "Аглая" (1794-1795 гг.) и поэтический альманах "Аониды". Его творческий путь продолжает и завершает труд "История государства Российского", работа над которым заняла многие годы, который и стал который главным итогом его творчества.

К замыслу создания крупного исторического полотна Карамзин подходил давно. В доказательство давнего существования таких планов приводится сообщение Карамзина в "Письмах русского путешественника" о встрече в 1790 г. в Париже с П.-Ш. Левелом, автором "Histoire de Russie, triee des chroniques originales, des pieces outertiques et des meillierus historiens de la nation" (в России в 1797 г. был переведен только один том). Размышляя о достоинствах и недостатках этого труда, писатель приходил к неутешительному выводу: "Больно, но должно по справедливости сказать, что у нас до сего времени нет хорошей Российской истории". Он понимал, что такой труд невозможно написать без свободного доступа к рукописям и документам в официальных хранилищах, поэтому он обратился к императору Александру I через посредничество М.М. Муравьева (попечитель учебного Московского округа). "Обращение увенчалось успехом и 31 октября 1803 г. Карамзин был назначен историографом и получил ежегодный пенсион и доступ к архивам". Императорские указы обеспечили историографу оптимальные условия работы над "Историей…".

Работа над "Историей государства Российского" потребовала самоотречения, отказа от привычного образа и уклада жизни. По образному выражению П.А. Вяземского, Карамзин "постригся в историки". И к весне 1818 г. первые восемь томов истории появились на книжных прилавках. Три тысячи экземпляров "Истории…" были проданы за двадцать пять дней. Признание соотечественников вдохновило и ободрило писателя, особенно после того, как испортились отношения историографа с Александром I (после выхода записки "О древней и новой России", где Карамзин в некотором смысле критиковал Александра I). Общественный и литературный резонанс первых восьми томов "Истории…" в России и за рубежом оказался настолько велик, что даже Российская Академия, давний оплот противников Карамзина, вынуждена была признать его заслуги.

Читательский успех первых восьми томов "Истории…" придал писателю новые силы для дальнейшей работы. В 1821 г. свет увидел девятый том его труда. Смерть Александра I и восстание декабристов отодвинули работу над "Историей…". Простудившись на улице в день восстания, историограф только в январе 1826 г. продолжил свой труд. Но врачи уверяли, что полное выздоровление может дать только Италия. Собираясь в Италию и надеясь дописать там последние две главы последнего тома, Карамзин поручил Д.Н. Блудову все дела по будущему изданию двенадцатого тома. Но 22 мая 1826 г., так и не уехав Италию, Карамзин умер. Двенадцатый том вышел только в 1828 г.

Взяв в руки труд Н.М. Карамзина, мы можем только представить, насколько сложной была работа историографа. Писатель, поэт, историк-дилетант берется за дело несообразной сложности, требующее огромной специальной подготовки. Если бы он избегал серьезной, сугубо умной материи, а только бы живо повествовал о былых временах, "одушевляя и раскрашивая" - это еще сочли бы естественным, но самого начала том делится на две половины: в первой – живой рассказ, и тот, кому этого достаточно, может не заглядывать во второй отдел, где сотни примечаний, ссылок на летописи, латинские, шведские, немецкие источники. История - очень суровая наука, даже если предположить, что историк знает много языков, но сверх того появляются источники арабские, венгерские, еврейские, кавказские…И пусть к началу XIX в. наука история не резко выделялась из словесности, все равно Карамзину-литератору пришлось углубится в палеографию, философию, географию, археографию… Татищев и Щербатов, правда, совмещали историю с серьезной государственной деятельностью, но профессионализм постоянно возрастает; с Запада, приходят серьезные труды немецких и английских ученых; стародавние наивно-летописные способы исторического письма явно отмирают, и сам по себе возникает вопрос: когда же Карамзин, сорокалетний литератор, овладевает всей старой и новой премудростью? Ответ на этот вопрос нам дает Н. Эйдельман, который сообщает, что "только на третьем году Карамзин признается близким друзьям, что перестает бояться "ферулы Шлецера", то есть розги, которой маститый немецкий академик мог выпороть нерадивого ученика".

Один историк самостоятельно не может найти и обработать такое большое количество материалов, на основе которых была написана "История государства Российского". Из этого следует, что Н.М. Карамзину помогали многочисленные его друзья. В архив он, конечно, ходил, но не слишком часто: искали, отбирали, доставляли старинные манускрипты прямо на стол историографу несколько специальных сотрудников, возглавляемых начальником Московского архива министерства иностранных дел и великолепным знатоком древности Алексеем Федоровичем Малиновским. Архивы и книжные собрания иностранной коллегии Синода, Эрмитажа, Императорской публичной библиотеке, Московского университета, Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавры, Волоколамского, Воскресенского монастырей; сверх того, десятки частных собраний, наконец, архивы и библиотеки Оксфорда, Парижа, Копенгагена и других иностранных центров. Среди работавших на Карамзина (с самого начала и позже) были несколько замечательных в будущем ученых, например, Строев, Калайдович… Они больше других прислали замечаний на уже изданные тома.

В некоторых современных работах Карамзина упрекают за то, что он работал "не один". Но в противном случае ему потребовалось бы для написания "Истории…" не 25 лет, а намного больше. Эйдельман на это справедливо возражает: "опасно одному судить эпоху по правилам другой".

Позже, когда авторская личность Карамзина разовьется, выделится такое сочетание историографа и младших сотрудников, которое могло бы показаться щекотливым…Однако в первые годы XIX. в такое сочетание казалось вполне нормальным, да и двери архива едва ли открылись бы для младших, если бы не было императорского указа о старшем. Сам Карамзин, бескорыстный, с обостренным чувством чести никогда не позволил бы себе прославиться за счет сотрудников. К тому же, разве только "архивные полки работали на графа Истории"? Оказывается, что нет. "Такие великие люди как Державин присылает ему свои соображения о древнем Новгороде, юный Александр Тургенев привозит нужные книги из Геттингена, старинные рукописи обещает прислать Д.И. Языков, А.Р. Воронцов. Еще важнее участие главных собирателей: А.Н. Мусина-Пушкина, Н.П. Румянцева; один из будущих президентов Академии Наук А.Н. Оленин прислал Карамзину 12 июля 1806 г. Остромирово Евангелие 1057 г.". Но это не значит, что всю работу Карамзина сделали за него друзья: он открывал сам и стимулировал своей работой к розыску других. Карамзин сам нашел Ипатьевскую и Троицкую летописи, Судебник Ивана Грозного, "Моление Даниила Заточника". Для своей "Истории…" Карамзин использовал около сорока летописей (для сравнения скажем, что Щербатов изучил двадцать одну летопись). Также большая заслуга историографа состоит в том, что он не только смог свести воедино весь этот материал, но и организовать де-факто работу настоящей творческой лаборатории.

Работа над "Историей…" пришлась на переломную в некотором смысле эпоху, что повлияло на мировоззрение и методологию автора. В последней четверти XVIII. в России стали все заметнее черты разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Изменения в экономической и социальной жизни России и развитие буржуазных отношений в Европе оказывали влияние на внутреннюю политику самодержавия. Время ставило перед господствующим классом России необходимость разработки социально-политических реформ, обеспечивающих сохранение господствующего положения за классом помещиков и власти самодержавием.

"К этому времени можно отнести конец идейных исканий Карамзина. Он стал идеологом консервативной части русского дворянства". Окончательное оформление его социально-политической программы, объективным содержанием которой было сохранение самодержавно-крепостнической системы падает на второе десятилетие XIX в., то есть на время создания "Записки о древней и новой России". Определяющее значение в оформлении консервативной политической программы Карамзина сыграла революция во Франции и послереволюционное развитие Франции. "Карамзину казалось, что события во Франции конца XVIII- начала XIX вв. исторически подтверждали его теоретические выводы о путях развития человечества. Единственным приемлемым и правильным он считал путь постепенного эволюционного развития, без всяких революционных взрывов и в рамках тех общественных отношений, того государственного устройства, которое свойственно данному народу". Оставляя в силе теорию договорного происхождения власти, формы ее Карамзин теперь ставит в строгую зависимость от древних традиций и народного характера. Причем убеждения и обычаи возводятся в некий абсолют, который определяет историческую судьбу народа. "Учреждения древности, - писал он в статье "Приметные виды, надежды, и желания нынешнего времени",- имеют магическую силу, которая не может быть заменена никакою силою ума". Таким образом, революционным преобразованиям противопоставлялась историческая традиция. Общественно-политический строй становился от нее в прямую зависимость: традиционные древние обычаи и институты определяли в конце концов политическую форму государства. Очень четко это прослеживалось в отношении Карамзина к республике. Идеолог самодержавия, Карамзин, тем не менее, заявлял о своих симпатиях к республиканскому строю. Известно его письмо к П.А. Вяземскому от 1820 г., в котором он писал: "Я в душе республиканец и таким умру". Теоретически, Карамзин считал, что республика – более современная форма правления, чем монархия. Но она может существовать только при наличии целого ряда условий, а при их отсутствии республика теряет всякий смысл и право на существование. Карамзин признавал республик как человеческую форму организации общества, но ставил возможность существования республики в зависимость от древних обычаев и традиций, а также от нравственного состояния общества.

На этом уроке вы познакомитесь с биографией Николая Михайловича Карамзина, рассмотрите его жизненный и творческий путь, узнаете, какое место Карамзин занимает в русской культуре.

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 году, его отец происходил из потомков князей Кара-мурзы (татарского князя, который ещё в XV веке пришёл в Россию). Впоследствии потомки его стали костромскими и нижегородскими помещиками, а Николай Карамзин родился уже в Симбирской губернии (рис. 2) в то время, когда отец его был в отставке в чине ротмистра.

Рис. 2. Сквер у памятника Карамзину. Большая Саратовская улица в Симбирске (фото 1866 г.) ()

Детские годы Карамзин провёл в имении своего отца. Там же он получил первоначальное образование и воспитание. В наследство от рано умершей матери ему осталась богатая библиотека, наполненная в основном переводными романами. А кроме того, один из соседей подарил подростку «Древнюю историю» Роллена в 10 томах, переведённую на русский язык Василием Кирилловичем Тредиаковским (одним из первых русских учёных-филологов) (рис. 3).

Рис. 3. В.К. Тредиаковский ()

Когда Карамзин достиг одиннадцати лет, возможности домашнего воспитания и образования, тем более в провинции, оказались исчерпанными. И отец счёл за благо отвезти сына в Москву и отдать его в частный пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где Карамзин обучался, а также получил возможность слушать лекции в Московском университете (рис. 4).

Рис. 4. Императорский Московский университет в XVIII веке ()

После окончания пансиона Шадена Карамзин едет в Петербург и поступает на службу в гвардейский преображенский полк. Это была практика того времени, когда молодые дворяне были записаны в гвардейские полки ещё до рождения. Можно вспомнить аналогичную историю, описанную Пушкиным в «Капитанской дочке», когда Петруша Гринёв был записан ещё до своего рождения в гвардейский полк (рис. 5).

Рис. 5. Афиша одноимённого фильма по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ()

Это давало возможность дворянским детям, минуя обязательную солдатскую службу, которая была установлена ещё указом Петра, сразу получать офицерский чин. Однако Карамзина служба (тем более военная) не привлекала. И буквально сразу он берёт годичный отпуск, а потом, воспользовавшись ранней скоропостижной смертью отца, и вовсе уходит в отставку и уезжает в родной Симбирск.

Такая позиция Карамзина вообще необычна. Друг и соратник Карамзина, знаменитый поэт Иван Иванович Дмитриев (рис. 6), был министром, а кабинет-секретарём Екатерины был Гаврила Романович Державин.

Рис. 6. Иван Иванович Дмитриев ()

И Александр I, и Николай I будут предлагать Карамзину высокие государственные посты, но Карамзин будет последовательно от этого уклоняться. Это, безусловно, требует своего объяснения. Карамзин сам объяснил подобное своё поведение в одном из писем буквально за несколько месяцев до смерти. Он писал:

«Приближаясь к концу своей деятельности, я благодаря Бога за свою судьбу.

Может быть, я заблуждаюсь, но совесть моя спокойна. Любезное Отечество ни в чём не может меня упрекнуть. Я всегда был готов служить ему, не унижая своей личности, за которую я в ответе перед той же Россией.

Да, пусть я только и делал, что описывал историю варварских веков, пусть меня не видали ни на поле боя, ни в совете мужей государственных. Но поскольку я не трус и не ленивец, я говорю: «Значит, так было угодно Небесам». И без смешной гордости своим ремеслом писателя я без стыда вижу себя среди наших генералов и министров».

Пафос этих слов Карамзина в том, что он доказывает, что писательство, литература, занятие историей - это высокое общественной служение. А унижая свою личность, своё человеческое достоинство, человек совершает нравственное преступление перед своей Родиной. Можно смело утверждать, что главным творением Карамзина в истории русской культуры была личность самого Карамзина. Он всю жизнь строил ее как независимую и свободную.

В 1784 году Карамзин приезжает из Симбирска в Москву и благодаря протекции Ивана Петровича Тургенева входит в круг московских масонов, во главе которых стоял Николай Иванович Новиков (рис. 7), который был крупнейшим книгоиздателем и издателем журналов.

Рис. 7. Н.И. Новиков ()

Новиков привлекает Карамзина к участию в первом в России журнале для детей, для которого Карамзин переводит Юлия Цезаря и Шекспира, сочиняет стихи и выполняет массу другой работы.

Общение с Новиковым оставило огромный след в душе Карамзина, но само масонство и масонские идеи не привлекали его (рис. 8).

Рис. 8. Знак ордена масонов ()

Карамзин очень быстро разочаровывается в масонстве. Намечается внутренний разрыв, конфликтная ситуация. Чтобы избежать этого конфликта, Карамзин принимает решение уехать за границу, в путешествие по Европе, которое впоследствии даст ему материал для его знаменитых «Писем русского путешественника».

В 1789 году Карамзин уезжает за границу. Но это не просто увеселительная прогулка. Карамзин посещает виднейших мыслителей, учёных, писателей. Он встречается с Кантом (рис. 9), беседует с Виландом, он намерен был встретиться с Гёте, но какие-то обстоятельства помещали этому.

Рис. 9. Иммануил Кант ()

Он в национальном собрании в Париже слушает речь мало кому тогда ещё известного депутата национального собрания Максимилиана Робеспьера (рис. 10).

Рис. 10. Максимилиан Робеспьер ()

Карамзин оказывается во Франции в разгар величайших политических и исторических событий - в начале Великой французской революции. Все эти впечатления впоследствии будут изложены Карамзиным в его книге «Письма русского путешественника», которая станет одной из важнейших книг русской литературы XVIII века (рис. 11).

Рис. 11. «Письма русского путешественника». Титульный лист издания 1797 года ()

Вернувшись из-за границы, Карамзин начинает публиковать свои «Письма русского путешественника» в специально созданном им самим для этого московском журнале. Публикация книги становится замечательным событием. У книги масса восторженных поклонников и масса недоброжелателей. Всё это происходит потому, что в книге создаётся совершенно необычный образ путешественника. На первый взгляд, это юный, легкомысленный молодой человек, который бесцельно ездит по Европе, посещает европейских знаменитостей. Но внимательный читатель может заметить, что с такими людьми, как Кант или знаменитый писатель Виланд, этот юный русский дворянин беседует на равных. Он говорит с ними о вопросах, важнейших для европейской культуры, он обнаруживает необыкновенную начитанность, оказывается, он знаком с их главными трудами и, действительно, беседует с ними на равных. Эта книга соединяет в себе черты художественные и публицистические. Но главным её открытием, конечно, становится образ путешественника.

Ещё большим событием становится выход в свет в следующем (1792) году повести «Бедная Лиза» (рис. 12). Пожалуй, ни одной русской книге до этого не был суждён такой беспримерный успех, такая беспримерная популярность.

Рис. 12. «Бедная Лиза». Гравюра Н. Соколова (1796) ()

В это время в России складывается довольно тревожная политическая обстановка в связи с революционными событиями во Франции. Правительство во всём стремится видеть влияние французских идей. Арестован за «Книгу путешествий из Петербурга в Москву» Радищев (рис. 13), и Карамзин, который был хорошо знаком с Радищевым, счёл за благо в это время отойти от активной общественной деятельности и целиком сосредоточиться на художественно-литературном творчестве.

Рис. 13. А.Н. Радищев ()

В 1794 году выходит в свет самая скандальная, вызвавшая самые противоречивые толки, самая загадочная повесть Карамзина «Остров Борнгольм» (рис. 14). В ней описывается, как во время своего путешествия по Англии некий человек встречает юношу, живущего там в изгнании. Этот юноша необыкновенно грустен, он поёт песню, в которой есть такие слова:

«Законы осуждают предмет моей любви».

Рис. 14. Остров Борнгольм (Дания) ()

Впоследствии, посетив остров Борнгольм, путешественник не столько понимает, сколько догадывается, в чём причина несчастья бедного юноши-изгнанника. Он знакомится там со старцем, который посещает в темнице томящуюся там девушку. Возникает намёк на то, что эта узница - сестра несчастного изгнанника. Естественно, что их любовь является преступной. Однозначного ответа на этот вопрос нет, путешественник скорее догадывается о том, что это так. Но юноша считает, что он не виноват перед природой. Однако рассказчик, за которым стоит сам Карамзин, считает, что это не освобождает его от ответственности перед людьми. Возникает сложная нравственная ситуация, которую Карамзин раскрывает, избегая морализирования. Он не делает никаких однозначных выводов, он не выносит сурового приговора, но он побуждает читателя самому дать нравственную оценку происходящему в повести.

В 1801 году, после убийства Павла I, на российский престол восходит Александр Павлович I (рис. 15). В стране в корне меняется общественно-политическая ситуация. Пушкин писал о времени «дней Александровых» как о «прекрасном начале». Общество желало скорых и неизбежных, необходимых перемен.

Рис. 15. Александр Павлович I Романов ()

Александр I предлагает Карамзину различные государственные посты. Карамзин отказывается, но вновь активно включается в общественно-политическую деятельность. Карамзин создаёт первый в России общественно-политический журнал «Вестник Европы», а сам становится практически первым в России политическим обозревателем.

С 1803 года (последние 23 года своей жизни) Карамзин проводит фактически очень уединённо, в кругу семьи, обложившись летописями и другими историческими источниками, и до конца жизни он работает над «Историей Государства Российского» (рис. 16).

Рис. 16. «История Государства Российского». Издание второе (1818 год) ()

Это был почти монашеский подвиг. Не случайно Пушкин назовёт этот труд Карамзина подвигом честного человека, а создателя «Истории Государства Российского» - последним русским летописцем. И до сих пор «История Государства Российского» не утратила ни своей научной, ни художественной ценности.

Считается, что косвенной причиной смерти Карамзина послужили события 14 декабря 1825 года (восстание декабристов) (рис. 17).

В этот день Карамзин приехал в Зимний Дворец для того, чтобы присягнуть новому императору. Вдруг снаружи начали раздаваться крики и стрельба. Но Карамзину всё нужно видеть своими глазами, видеть так, как это было в 1790 году в Париже, как это было в 1812 году в горящей Москве. И Карамзин выходит на площадь. Люди вспоминали, что видели человека с развевающимися седыми волосами без шляпы, в парадном мундире, в орденах, который уговаривал собравшихся разойтись. Декабрьский мороз сделал своё дело. Карамзин простудился и заболел воспалением лёгких. Декабристского мятежа, бунта Карамзин, принципиальный противник насилия как достижения каких-либо благих целей, не принял. Он писал:

«Заблуждение и преступление этих молодых людей - суть заблуждение и преступление нашего века».

Рис. 18. Николай Карамзин ()

Карамзин заболевает и фактически не возвращается уже к активной художнической или научной деятельности. Были планы уехать лечиться за границу (в Италию), но этим планам не суждено было сбыться.

Николай Иванович Новиков

Николай Иванович Новиков - выдающийся деятель русского Просвещения, журналист, книгоиздатель, автор многочисленных сатирических сочинений, один из создателей русского издательского дела. Достаточно сказать, что почти треть выходивших в России во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XVIII века книг была издана благодаря деятельности Николая Ивановича Новикова.

Познакомившись со страшной, беспросветной жизнью русского крестьянства, Новиков решил, что необходимо изменить существующее положение вещей. Главным пороком русской жизни он считал практически повсеместное отсутствие образованных и добродетельных людей. Он развернул невероятную общественную деятельность. Новиков обладал громадным организаторским талантом, необыкновенной практической хваткой. Благодаря своей издательской деятельности он создал типографическое товарищество. Он зарабатывал огромные деньги, но при этом был бедным человеком, потому что практически все выручку он использовал для того, чтобы в «голодные годы» помогать крестьянским семьям, выплачивать стипендии недостаточным студентам, отправлять за свой счёт за рубеж бедных, но способных русских юношей для обучения в европейских университетах.

Новиков обладал колоссальным даром убеждения. Известна история одного разбогатевшего уральского ямщика Походяшина. Увлечённый идеями Новикова, Походяшин отдал ему для оказания помощи голодающим огромную сумму (миллион рублей). Но когда Новиков был арестован, а все его типографическое оборудование конфисковано, Походяшин оказался нищим, но до конца своих дней он считал, что знакомство с Новиковым - главное счастье его жизни.

О сентиментализме

Сентиментализм - это не просто литературное направление.

Сентиментализм - это особый тип мышления и порождённая им художественная культура, в том числе и литература.

Под словом сентиментальный в XVIII веке понимали вовсе не то, что сейчас понимаем мы. Слово сентиментальный обозначало человека, способного к эмоциональной реакции, состраданию, сочувствию чужим бедам, чужим несчастьям. Развитие этой способности в людях было целью писателей-сентименталистов.

Сентименталисты считали, что, сострадая человеку и помогая ему, можно испытывать самые сильные душевные радости. Желание добра становится не каким-то внешним побуждением, условным нравственным долгом, а внутренней потребностью человека. Это открывало колоссальные возможности и сулило целую этическую революцию.

Такого рода чувствительных, добродетельных людей мы находим в произведениях основоположников сентиментализма - писателя Лоренса Стерна в его романе «Сентиментальное путешествие» (от этого романа данное направление и получило своё название) и великого писателя-сентименталиста, французского философа Жан-Жака Руссо (рис. 19) в его романе «Юлия, или новая Элоиза».

Рис. 19. Жан-Жак Руссо ()

Писатели-сентименталисты считали, что добродетельный, чувствительный человек не может быть безнравственным, порочным, злым. И в этом они видели пути достижения социальной гармонии. А главным средством достижения этой цели служила литература, которая ставила своей целью воспитание в людях чувствительности.

Сегодня в Петербурге, в Александро-Невской Лавре, на могиле Карамзина лежит мраморная плита. На ней два имени: Николай Михайлович и Екатерина Андреевна Карамзины (рис. 20).

Рис. 20. Могила Н. М. Карамзина и его жены в Александро-Невской Лавре (г. Санкт-Петербург) ()

И есть проникновенные строки, написанные младшим другом, соратником, учеником Карамзина, выдающимся поэтом Василием Андреевичем Жуковским (рис. 21).

Рис. 21. В.А. Жуковский ()

Интересно, что строчки эти он включил в стихотворное послание другу Карамзина - знаменитому поэту Ивану Ивановичу Дмитриеву. В этом стихотворении Жуковский писал:

«Лежит венец на мраморе могилы

Ей молится России верный сын,

И будет в нём для дел прекрасных силы

Святое имя: Карамзин».

Деятельность и творчество Карамзина побудили многих русских учёных к исследованиям. Карамзину и его деятельности посвящены замечательные труды отечественных исследователей, в том числе и выдающегося учёного, академика Виктора Владимировича Виноградова (рис. 22).

Рис. 22. В.В. Виноградов ()

Список литературы

  1. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Интернет портал «Биографии писателей» ()
  2. Интернет портал «Библиотека Максима Мошкова» ()
  3. Интернет портал «nsportal.ru» ()

Домашнее задание

  1. Как прошли детские и юношеские годы Карамзина?
  2. При каких обстоятельствах было написано произведение Карамзина «Письма русского путешественника»?
  3. Какую роль сыграла деятельность Николая Михайловича Карамзина для развития русской культуры?

"История Государства Российского"
есть не только создание великого писателя,
но и подвиг честного человека.
А. С. Пушкин

Карамзин Николай Михайлович (1766 — 1826), писатель, историк.

Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.

В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".

В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.

Осенью возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника", повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление — сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи — "Аглая" (ч. 1 — 2, 1794 — 95) и "Аониды" (ч. 1 — 3, 1796 — 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.

К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

В 1802 — 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой России" (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку — "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.

В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" — величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 — 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.

Оказывается, у меня есть Отечество!

Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались "Историей" все — студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.

Нужна история

В те времена, в начале XIX века, древняя вековечная Россия вдруг оказалась молодой, начинающей. Вот-вот вступила она в большой мир. Все рождалось заново: армия и флот, заводы и мануфактуры, науки и литература. И могло показаться, что никакой истории у страны нет — разве было что-нибудь до Петра, кроме темных веков отсталости и варварства? Есть ли у нас история? "Есть", — ответил Карамзин.

Кто же он?

О детстве и юности Карамзина мы знаем совсем немного — не сохранилось ни дневников, ни писем от родственников, ни юношеских сочинений. Знаем, что родился Николай Михайлович 1 декабря 1766 года неподалеку от Симбирска. В ту пору это глушь невероятная, настоящий медвежий угол. Когда мальчику исполнилось 11 или 12 лет, его отец, отставной капитан, отвез сына в Москву, в пансион при университетской гимназии. Здесь Карамзин пробыл некоторое время, а потом поступил на действительную военную службу — это в 15 лет! Преподаватели пророчили ему не то что Московский — Лейпцигский университет, да как-то не получилось.

Исключительная образованность Карамзина — его личная заслуга.

Литератор

Военная служба не пошла — хотелось писать: сочинять, переводить. И вот в 17 лет Николай Михайлович уже отставной поручик. Впереди целая жизнь. Чему посвятить ее? Литературе, исключительно литературе — решает Карамзин.

А какая она была, русская литература XVIII века? Тоже молодая, начинающая. Карамзин пишет другу: "Я лишен удовольствия читать много на родном языке. Мы еще бедны писателями. У нас есть несколько поэтов, заслуживающих быть читанными". Конечно, писатели уже есть, и не кое-кто, а Ломоносов, Фонвизин, Державин, но значительных имен не более десятка. Неужто талантов мало? Нет, они есть, но дело стало за языком: не приспособился пока русский язык передавать новые мысли, новые чувства, описывать новые предметы.

Карамзин делает установку на живую разговорную речь образованных людей. Он пишет не ученые трактаты, а путевые заметки ("Записки русского путешественника"), повести ("Остров Борнгольм", "Бедная Лиза"), стихи, статьи, переводит с французского и немецкого.

Журналист

Наконец, решается выпускать журнал. Он назывался просто: "Московский журнал". Известный драматург и литератор Я. Б. Княжнин взял в руки первый номер и воскликнул: "У нас не было такой прозы!"

Успех "Московского журнала" был грандиозный — целых 300 подписчиков. По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия!

Работает Карамзин невероятно много. Сотрудничает и в первом русском детском журнале. Назывался он "Детское чтение для сердца и разума". Только ДЛЯ этого журнала Карамзин каждую неделю писал по два Десятка страниц.

Карамзин для своего времени — писатель номер один.

Историк

И вдруг Карамзин берется за гигантский труд — составить родную русскую историю. 31 октября 1803 года вышел указ Царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь — историк. Но так, видно, было надо.

Летописи, указы, судебники

Теперь — писать. Но для этого нужно собирать материал. Начались поиски. Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!

Остромирово Евангелие 1056 — 1057 года (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы "Моление Даниила Заточника" и много чего еще.

Говорят, обнаружив новую летопись — Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным — только и разговоров, что об истории.

Какой она будет?

Материалы собираются, но как взяться за текст, как написать такую книгу, которую прочтет и самый простой человек, но от которой и академик не поморщится? Как сделать, чтобы было интересно, художественно, и в то же время научно? И вот эти тома. Каждый делится на две части: в первой — подробный, написанный большим мастером, рассказ — это для простого читателя; во второй — обстоятельные примечания, ссылки на источники — это для историков.

Таков истинный патриотизм

Карамзин пишет брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам". Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин — патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения.

Случайно сохранились черновики VII-гo тома: мы видим, как Карамзин работал над каждой фразой своей "Истории". Вот он пишет о Василии III: "в сношениях с Литвою Василий... готовый всегда к миролюбию..." Все не то, не правда. Историк перечеркивает написанное и выводит: "В сношениях с Литвою Василий изъявлял на словах миролюбие, стараясь вредить ей тайно или явно". Таково беспристрастие историка, таков истинный патриотизм. Любовь к своему, но не ненависть к чужому.

Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом

Пишется древняя история России, а вокруг делается современная: наполеоновские войны, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, Отечественная война 12-го года, пожар Москвы. В 1815 году русские войска вступают в Париж. В 1818 выходят из печати первые 8 томов "Истории Государства Российского". Тираж — страшное дело! — 3 тысячи экземпляров. И все раскупили в 25 дней. Неслыханно! А ведь цена немалая: 50 рублей.

Последний том останавливался на середине правления Ивана IV, Грозного.

Одни говорили — якобинец!

Еще и раньше попечитель Московского университета Голенищев-Кутузов подал министру народного просвещения некоторый, мягко говоря, документ, где обстоятельно доказывал, что "сочинения Карамзина исполнены вольнодумнического и якобинского яда". "Не орден бы ему надо дать, давно пора бы его запереть".

За что же так? Прежде всего — за независимость суждений. Это не всем нравится.

Есть мнение, что Николай Михайлович ни разу в жизни не покривил душой.

— Монархист! — восклицали другие, молодые люди, будущие декабристы.

Да, главный герой "Истории" Карамзина — российское самодержавие. Плохих государей автор порицает, хороших ставит в пример. А благоденствие для России видит в просвещенном, мудром монархе. То есть нужен "добрый царь". Карамзин не верит в революцию, тем более в скорую. Итак, перед нами действительно монархист.

И в то же время, декабрист Николай Тургенев вспомнит впоследствии, как Карамзин "пролил слезы", узнав о смерти Робеспьера, героя Французской революции. А вот что пишет сам Николай Михайлович другу: "Не требую ни конституции, ни представителей, но чувством останусь республиканцем, и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое".

Отчего же он тогда не с декабристами? Карамзин считал, что время России еще не настало, народ не созрел для республики.

Добрый царь

Девятый том еще не вышел из печати, а уже поползли слухи, что он запрещен. Начинался он так: "Приступаем к описанию ужасной перемены в душе царя и в судьбе царства". Итак, продолжается рассказ об Иване Грозном.

Прежние историки не решались открыто описывать это царствование. Не удивительно. Вот, например,покорение Москвой вольного Новгорода. Карамзин-историк, правда, напоминает нам, что объединение русских земель было необходимо, но Карамзин-художник дает яркую картину того,как именно совершалось покорение вольного северного города:

"Судили Иоанн и сын его таким образом: ежедневно представляли им от пятисот до тысячи новгородцев; били их, мучали, жгли каким-то составом огненным, привязывали головою или ногами к саням, влекли на берег Волхова, где сия река не мерзнет зимою, и бросали с моста в воду целыми семействами, жен с мужьями, матерей с грудными младенцами. Ратники московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми и секирами: кто из вверженных в воду всплывал, того кололи, рассекали на части. Сии убийства продолжались пять недель и заключались грабежом общим".

И так почти на каждой странице — казни, убийства, сожжение пленных при известии о гибели царского любимца злодея Малюты Скуратова, приказ уничтожить слона, отказавшегося опуститься на колени перед царем... и так далее.

Вспомните, ведь пишет человек, убежденный, что самодержавие необходимо в России.

Да, Карамзин был монархистом, но на процессе декабристы ссылались на "Историю Государства Российского" как на один из источников "вредных" мыслей.

14 декабря

Он не хотел, чтобы его книга стала источником вредных мыслей. Он хотел говорить правду. Так уж получилось, что правда, им написанная, оказалась "вредной" для самодержавия.

И вот 14 декабря 1825 года. Получив известие о восстании (для Карамзина это, конечно, мятеж), историк идет на улицу. Он был в Париже 1790-го, был в Москве 1812-го, в 1825 он идет по направлению к Сенатской площади. "Видел ужасные лица, слышал ужасные слова, камней пять-шесть упало к моим ногам".

Карамзин, конечно, против восстания. Но сколько среди мятежников своих — братья Муравьевы, Николай Тургенев Бестужев, Кюхельбекер (он переводил "Историю" на немецкий).

Через несколько дней Карамзин о декабристах скажет так: "Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века".

После восстания Карамзин смертельно заболевает — простудился 14 декабря. В глазах современников он был еще одной жертвой этого дня. Но умирает не только от простуды — рухнуло представление о мире, утеряна вера в будущее, а на престол взошел новый царь, очень далекий от идеального образа просвещенного монарха.

Писать Карамзин больше не мог. Последнее, что успел сделать, — вместе с Жуковским уговорил царя вернуть из ссылки Пушкина.

А XII том замер на междуцарствии 1611 — 1612 года. И вот последние слова последнего тома — о маленькой российской крепости: "Орешек не сдавался".

Сейчас

С тех пор прошло более чем полтора столетия. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, — сколько всего найдено: документы, археологические находки, берестяные грамоты, наконец. Но книга Карамзина — история-летопись — единственная в своем роде и больше такой не будет.

Зачем она нам сейчас? Об этом хорошо сказал в свое время Бестужев-Рюмин: "Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру".

А. Венецианов "Портрет Н.М. Карамзина"

«Искал я к истине пути,
Хотел узнать всему причину…» (Н.М. Карамзин)

«История государства российского» была последним и незаконченным трудом выдающего русского историка Н.М. Карамзина: всего было написано 12 томов исследования, российская история изложена до 1612 г.

Интерес к истории появился у Карамзина ещё в молодости, но до его призвания как историка был длинный путь.

Из биографии Н.М. Карамзина

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в родовом поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии в семье отставного капитана, среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. Учился в Московском университете. Короткое время служил в преображенском гвардейском полку Петербурга, именно к этому времени относятся его первые литературные опыты.

После выхода в отставку некоторое время жил в Симбирске, а затем переехал в Москву.

В 1789 г. Карамзин уезжает в Европу, где в Кенигсберге посещает И. Канта, а в Париже становится свидетелем Великой французской революции. Возвратившись в Россию, он публикует «Письма русского путешественника», которые делают его известным писателем.

Писатель

«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною» (А.И. Герцен)

Творчество Н.М. Карамзина развивалось в русле сентиментализма.

В. Тропинин "Портрет Н.М. Карамзина"

Литературное направление сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) было популярно в Европе с 20-х по 80-е годы XVIII в., а в России – с конца XVIII до начала XIX в. Идеологом сентиментализма считается Ж.-Ж. Русо.

В Россию европейский сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х гг. благодаря переводам «Вертера» Гете, романов С. Ричардсона и Ж.-Ж. Руссо, которые были очень популярны в России:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Пушкин говорит здесь о своей героине Татьяне, но сентиментальными романами зачитывались все девушки того времени.

Главная особенность сентиментализма состоит в том, что внимание в них в первую очередь уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи. Герои произведений сентиментализма обладают врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, они живут на лоне природы, любят её и слиты с ней.

Такой героиней является Лиза из повести Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Эта повесть имела огромный успех у читателей, за ней последовали многочисленные подражания, но главное значение сентиментализма и в частности повести Карамзина было в том, что в таких произведениях раскрывался внутренний мир простого человека, который вызывал в других умение сопереживать.

В поэзии Карамзин также был новатором: прежняя поэзия, представленная одами Ломоносова и Державина, говорила на языке разума, а стихи Карамзина заговорили языком сердца.

Н.М. Карамзин – реформатор русского языка

Он обогатил русский язык многими словами: «впечатление», «влюблённость», «влияние», «занимательный», «трогательный». Ввёл в обиход слова «эпоха», «сосредоточить», «сцена», «моральный», «эстетический», «гармония», «будущность», «катастрофа», «благотворительность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный».

Его языковые реформы вызвали бурную полемику: члены общества «Беседа любителей русского слова», во главе которого стояли Г. Р. Державин и А. С. Шишков, придерживались консервативных взглядов, выступали против реформы русского языка. В ответ на их деятельность в 1815 г. образовалось литературное общество «Арзамас» (в него входили Батюшков, Вяземский, Жуковский, Пушкин), которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Была одержана литературная победа «Арзамаса» над «Беседой», которая упрочила и победу языковых изменений Карамзина.

Карамзиным также была введена в алфавит буква Ё. До этого слова «ёлка», «ёж» писались так: «іолка», «іож».

Карамзин ввёл в русскую письменность также тире, один из знаков препинания.

Историк

В 1802 г. Н.М. Карамзин написал историческую повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», а в 1803 г. Александр I назначил его на должность историографа, таким образом, всю оставшуюся жизнь Карамзин посвятил написанию «Истории государства российского», фактически закончив с художественной литературой.

Исследуя рукописи XVI в., Карамзин открыл и опубликовал в 1821 г. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В связи с этим он писал: «… в то время как Васко да Гамма единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара» (историческая область в Южной Индии). Кроме этого, Карамзин был инициатором установки памятника К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади и выступал с инициативой воздвижения памятников выдающимся деятелям отечественной истории.

«История государства российского»

Исторический труд Н.М. Карамзина

Это многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю с древнейших времён до правления Ивана IV Грозного и Смутного времени. Труд Карамзина не был первым в описании истории России, до него уже были исторические труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова.

Но «История» Карамзина имела, кроме исторических, высокие литературные достоинства, в том числе и благодаря лёгкости письма, она привлекла к русской истории не только специалистов, но и просто образованных людей, что очень способствовало становлению национального самосознания, интереса к прошлому. А.С. Пушкин писал, что «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».

Считается, что в этом труде Карамзин всё-таки больше проявил себя не как историк, а как писатель:«История» написана красивым литературным языком (кстати, в ней Карамзин не употреблял букву Ё), но историческая ценность его труда безусловна, т.к. автор пользовался рукописями, которые были впервые опубликованы именно им и многие из которых до настоящего времени не сохранились.

Работая над «Историей» до конца жизни, Карамзин не успел её закончить. Текст рукописи обрывается на главе «Междоцарствие 1611-1612».

Работа Н.М. Карамзина над «Историей государства Российского»

В 1804 г. Карамзин удалился в усадьбу Остафьево, где полностью посвятил себя написанию «Истории».

Усадьба Остафьево

Остафьево – подмосковная усадьба князя П. А. Вяземского. Её построил в 1800-07 гг. отец поэта, князь А. И. Вяземский. Поместье оставалось во владении Вяземских до 1898 г., после чего перешло во владение графов Шереметевых.

В 1804 г. А. И. Вяземский пригласил поселиться в Остафьеве своего зятя, Н.М. Карамзина, который работал здесь над «Историей государства Российского». В апреле 1807 г. после смерти отца владельцем усадьбы стал Петр Андреевич Вяземский, при котором Остафьево стало одним из символов культурной жизни России: здесь много раз бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Грибоедов, Гоголь, Адам Мицкевич.

Содержание «Истории государства российского» Карамзина

Н. М. Карамзин "История государства российского"

В ходе работы Карамзин нашёл Ипатьевскую летопись, именно отсюда черпал историк многие детали и подробности, но не загромождал ими текст повествования, а вынес их в отдельный том примечаний, которые имеют особое историческое значение.

В своём произведении Карамзин описывает народы, населявшие территорию современной России, истоки славян, их конфликт с варягами, рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении, подробно описывает все важные события российской истории до 1612 г.

Значение труда Н.М. Карамзина

Уже первые публикации «Истории» потрясли современников. Её читали взахлёб, открывая для себя прошлое своей страны. Многие сюжеты писатели использовали в дальнейшем для художественных произведений. Например, Пушкин взял из «Истории» материал для своей трагедии «Борис Годунов», которую посвятил Карамзину.

Но, как всегда, были и критики. В основном современные Карамзину либералы возражали против этатистской картины мира, выраженной в труде историка, и его веры в действенность самодержавия.

Этатизм – это мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Этатизм рассматривает государство как самый высший институт, стоящий над всеми остальными институтами, хотя своей целью он ставит создание реальных возможностей для всестороннего развития личности и государства.

Либералы упрекали Карамзина в том, что он в своём труде следил только за развитием верховной власти, которая постепенно приняла формы современного ему самодержавия, но пренебрёг историей самого русского народа.

Существует даже эпиграмма, приписываемая Пушкину:

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

Действительно, к концу жизни Карамзин являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Он не разделял точки зрения большинства мыслящих людей на крепостное право, не был ярым сторонником его отмены.

Он скончался в 1826 г. в Петербурге и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник Н.М. Карамзину в Остафьево