Композиторы и писатели эпохи просвещения. Музыкальное искусство в эпоху просвещения

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах(1685–1750). Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса симинор (1747–1749 гг.) и др.

В отличие от И. С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759) принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор

Йозеф Гайдн (1732–1809). Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14мессит.д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием» (1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.

Классицизм

Классицизм начал сформировываться еще в XVII в. Для него было характерно возвращение к достижениям античного мира.

Основными принципами классицизма были философский рационализм, разумность, закономерность, облагороженная красота. Важная роль отводилась воспитанию. При этом общественное ставилось выше личного. Герои классицизма боролись со своими страстями во благо общества, долга и т. п.

В литературе классицизм отразился в произведениях таких мастеров, как немецкий поэт, драматург Иоганн Фридрих Шиллер (1759–1805) («Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль» и др.), французский поэт и драматург Мари Жозеф Шенье (1764–1811) («Карл IX, или Урок королям», «Кай Гракх» и др.), его брат, поэт и драматург Андре Мари Шенье (1762–1794) (цикл «Ямбы»).

Классицизм в живописи связан прежде всего с французским живописцем Жаком Луи Давидом (1748–1825). Переняв античный пример, он создал настоящие шедевры живописи классицизма: «Клятва Горациев» (1784 г.), «Смерть Марата» (1793 г.), «Сабинянки» (1799 г.), «Андромаха у постели Гектора» (1783 г.), портреты «Врач А. Леруа» (1783 г.), «Зеленщица», «Старик в черной шляпе» и др.

Учеником Ж.-Л. Давида был прекрасный портретист, французский художник Жан Огютс Энгр (1780–1867) («Портрет художника» (ок. 1800 г.), «Портрет Бертена» (1832 г.), «Мадам Девосе» (1807 г.)).

Музыкальное искусство классицизма в связи с Великой французской революцией приобрело несколько новые формы. Прежде всего это связано с появлением новых идеалов, стремлением к массовости. Возникновение нового музыкального жанра «опера спасения» было возможно благодаря двум композиторам этой эпохи: Франсуа Жозефу Госсеку(1734–1829) (опера «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре», 1 793 г.) и Этьену Мегюлю (песни для революционных празднеств, оперы «Стратоника» (1792 г.), «Иосиф» (1807 г.) и др.).

Разочарование в революции, социальные катаклизмы привели к смене идеалов. Отвращение к буржуазному строю с его рационализмом и просвещением привели к тому, что классицизм начал себя изживать. На смену ему пришло новое направление – романтизм.

Романтизм. Реализм

Романтики стали отказываться от объективности в пользу субъективного творческого воображения.

Среди писателей романтизма стоит выделить Жана Поля (1763–1825), основателя романтической этики, автора романов «Геспер», «Зибенкэз» и др., а также романтика, блестящего немецкого писателя Эрнста Теодора Гофмана (1776–1822).

Вершиной английского романтизма стал лирик Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766–1824). Для его произведений характерен протест. Главный герой, бунтарь и индивидуалист, стремится к свободе, зачастую пессимистичен.

В XIX в. во Франции стал выделяться прогрессивный романтизм. К его последователям относятся писатели Виктор Гюго (1802–1885).

Среди композиторов-романтиков особое место занимают Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист.

Австрийский композитор Франц Шуберт (1797–1828) является создателем романтических песен и баллад, ему принадлежат несколько вокальных циклов, симфоний, ансамблей. Его по праву называют крупнейшим представителем раннего романтизма.

Основоположником немецкой романтической оперы является композитор и дирижер, а также музыкальный критик Карл Мария фон Вебер.

Новшества в оперу привнес другой немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер (1813–1883). В своих операх он к музыкальной основе добавил поэтически-философский смысл.

Романтизм отобразился и на изобразительном искусстве. Во Франции романтизм связан прежде всего с живописцем Теодором Жерико (1791 – 1824). Его произведения отличаются драматическим напряжением, психологизмом.

Еще один живописец-романтик – соотечественник Т. Жерико Эжен Делакруа (1798–1863), произведения проникнуты духом свободолюбия, напряжением, взволнованностью.

Но и романтизм не оказался вечным. Настало время, когда он полностью себя исчерпал. Тогда ему на смену пришло новое направление искусства – реализм. Он начал сформировываться в тридцатые годы XIX века. А уже к середине столетия становится главенствующим направлением в искусстве Нового времени. Для него характерна передача правды жизни.

В литературе реализм достиг своего пика в творчестве французского писателя Оноре де Бальзака (1799–1850).

Другой писатель-реалист, француз Проспер Мериме (1803–1870) по праву считается мастером новеллы. Его произведения изящны, лаконичны, обладают отточенной формой.

Крупнейшим реалистом в Англии считается писатель Чарльз Диккенс (1812–1870), родоначальником нового направления – критического реализма. Описывая различные слои английского общества, он высмеивает его пороки и недостатки.

В музыкальном искусстве для реализма характерно появление нового направления – веризма.

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен Купить 200мл шприц купить шприцы медицинские 200 sigma-med.ru .

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах(1685–1750).

Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса симинор (1747–1749 гг.) и др.

В отличие от И. С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759)

принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор

Йозеф Гайдн (1732–1809).

Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14мессит.д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791),

был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием» (1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827).

Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.

Смотрите также

О языковой картине мира японцев
Вопрос об особенностях так называемых национальных языковых картин мира, как мы видели в предыдущей главе, не всегда ставится корректно и часто связывается с ненаучными спекуляциями, о чём шла речь. ...

Оперативное планирование
Оперативное планирование должно отвечать следующим требованиям и принципам: базироваться на прогрессивных календарно-плановых нормативах, которые в свою очередь являются основой календарных графиков...

История египтологии
В наше время египтология переживает пик популярности. Отде­ления египтологии существуют во многих университетах почти всех развитых стран мира. В 1999 году, например, раскопки в Египте...

«Влияние идей Просвещения» - Просветительское движение. The American Revolutionary War. «Золотой век» российского дворянства. Состояние России. Екатерина Великая. «Об общественном договоре, или принципы политического права». Восстание Пугачева. Жан-Жак Руссо. Движение американских просветителей. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.

«Просвещение» - Просвещение-. Немецкое Просвещение. Шарль Монтескье. Родился в Женеве в семье часовщика. Музыка. Джонатан Свифт (1667-1745). Идеи энциклопедистов. Назови французских просветителей. В чём смысл девиза эпохи Просвещения? Значение деятельности просветителей. Англия – родина Просвещения. Энциклопедисты.

«Война за независимость и образование США» - Джордж Вашингтон. Дополнительный материал к теме в виде презентации в 7 классе, к курсу «Новой истории». Война за независимость и образование США. Резиденция президента США – Белый Дом. Сдача британских войск при Йорктауне. Торжественный въезд Вашингтона в Нью-Йорк. Подписание декларации независимости Соединенных провинций.

«Культура Просвещения» - Гётевский пафос деятельности противостоит филистерскому примирению с действительностью. 4. Энциклопедисты. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный общественный прогресс.

«Просвещение, классицизм, сентиментализм» - Генри Филдинг. Чувство. Бетховен. Ограниченность разума. Просвещение. Дидро. Взлет музыкального искусства. Портрет Лопухиной. Т. Дж. Смоллетт. Ж.-Ж. Руссо. Николя Буало. Джонатан Свифт. Франция. Как это выглядит. Просвещение, классицизм, сентиментализм. Критик. Суть классицизма. Карло Гоцци. Классицизм.

«Европа XVIII век» - Основная цель – господство на Балтике. Внутриполитическое устройство. Д. Кантемира Арама Олега. Войны и революции XIX века мало изменили очертания европейских стран. Общество. Внешняя политика. ЕВРОПА во второй половине XVII – XVIII вв.

Всего в теме 25 презентаций

МКОУ Синявская СОШ

Музыкальная культура эпохи Просвещения

Урок-лекция

Провели учащиеся 10-го класса

Учитель Н

2013 год.

Цель урока: раскрыть специфику музыкальной культуры эпохи Просвещения.

Задачи урока: охарактеризовать эстетику нового музыкального жанра – комической оперы; рассказать о творчестве композиторов «Венской классической школы»; формировать умение адекватно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

План урока:

1.Рождение комической оперы.

2. «Венская классическая школа».

Й. Гайдин.

Ход урока

1.Рождение комической оперы.

Во всемирную историю 18 век вошёл как «век разума и просвещения». Торжество свободной человеческой мысли, победившей средневековое мировоззрение, приводит к стремительному развитию естественных наук, литературы и искусства.

Рождение и взаимодействие многих жанров и художественных стилей в музыке 18 века, широкое распространение в быту музыкальных инструментов и складывавшиеся традиции музыцирования, возникновение хоровых капелл, оркестров, оперных групп, развитие музыкального образования и становление концертной деятельности, появление национальной композиторской школы подготовили создание и расцвет классической музыки в 19 веке. Главное место среди музыкальных жанров являлась опера. Комическая опера сложилась в странах с развитой оперной культурой в качестве альтернативы придворной опере-сериа. Ее Родиной считается Италия, где этот жанр носил название опера-буфф (итал. opera buffa – комическая опера). Ее источниками стали комедийные оперы римской школы 17 в. и комедия дель арте. Поначалу это были забавные интермедии, вставлявшиеся для эмоциональной разрядки между актами оперы-сериа. Первой оперой-буффа стала «Служанка-госпожа Дж. Б. Перголези», написанная композитором как интермедии к своей же опере-сериа Гордый пленник (1733). В дальнейшем оперы-буффа стали исполняться самостоятельно. Их отличали небольшие масштабы, малое количество действующих лиц, арии буффонного типа, скороговорка в вокальных партиях, усиление и развитие ансамблей (в противовес опере-сериа, где основой были солирующие партии, а ансамбли и хоры почти не использовались). В музыкальной драматургии базой служили песенные и танцевальные народные жанры. Позже в оперу-буффа проникли лирические и сентиментальные черты, сдвигавшие ее от грубоватой комедии дель арте к прихотливой проблематике и сюжетным принципам К. Гоцци. Развитие оперы-буффа связано с именами композиторов Н. Пиччини, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза.

Во Франции жанр развивался под названием opéra comique (фр. – комическая опера). Возник как сатирическая пародия на «большую оперу». В отличие от итальянской линии развития, во Франции жанр изначально формировался авторами-драматургами, что обусловило сочетание музыкальных номеров с разговорными диалогами. Так, автором первой французской opéra comique считается (Деревенский колдун, 1752). Музыкальная драматургия opéra comique развивалась в творчестве композиторов Э. Дуни, Ф. Филидора. В предреволюционную эпоху opéra comique приобрела романтическую направленность, насыщенность серьезными чувствами и актуальным содержанием (композиторы П. Монсиньи, А. Гретри).

2.Великие композиторы

Ученик 1 . ГАЙДН Йозеф (1732-1809) - австрийский композитор, основоположник классической симфонии и квартета, представитель венской композиторской школы . В детские годы служил певчим в хоре собора Св. Стефана в Вене. Искусством композиции овладел самостоятельно. Более 30 лет служил у венгерского князя Эстерхази руководителем музыкальной капеллы. Последние годы жил в Вене; в 90-х гг. совершил две поездки в Лондон. Гайдн оставил огромное творческое наследие - свыше 100 симфоний, более 30 опер, оратории (среди них - “Сотворение мира”, “Времена года”, “Семь слов Христа на кресте”), 14 месс (в т. ч. “Нельсон-месса”, “Месса Терезия”, “Harmoniemesse”), 83 струнных квартета, 52 сонаты для фортепьяно, множество инструментальных пьес и песен. Вершина его творчества - двенадцать так называемых “Лондонских симфоний” (написанных в основном в Англии); среди других симфоний широчайшей популярностью пользуются “Прощальная” (№ 45), а также “Траурная” (№ 44), “Мария Терезия” (№ 48), “Страсть” (№ 49), “Охота” (№ 73), 6 парижских симфоний (№ 82-87), “Оксфордская” (№ 92).Его произведения отмечены богатством содержания, в них воспеваются светлые стороны жизни, непосредственная радость бытия . Однако им присущи также и взволнованная патетика, и глубокий драматизм, и открытое добродушие, и лукавый юмор. Музыка Гайдна подлинно народна, проникнута оптимизмом, полна изящества и обаяния. Неистощимая мелодичность, стройность формы, простота и ясность образов делают ее понятной и доступной широчайшим кругам слушателей. Гайдновская реформа в области симфонии, а также роль композитора в формировании состава симфонического оркестра имели огромное историческое значение, утвердив за Гайдном почетный титул “отца симфонии”. “Гайдн - необходимое и крепкое звено в цепи симфонического композиторства; не будь его - не было бы ни Моцарта, ни Бетховена”, - писал П. И. Чайковский.


Ученик 2. Во́льфганг Амаде́й Мо́царт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, теперь этот город находится на территории Австрии. Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарта обучил его отец - скрипач и композитор Леопольд Моцарт . С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (в 8-9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10-11 - первые произведения для музыкального театра). В 1762 году начались гастроли Моцарта и его сестры - пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии, Швейцарии. Моцарт выступал как пианист, скрипач, органист, певец. В годах он служил концертмейстером, в - органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Между 1769 и 1774 годами совершил три поездки в Италию; в 1770 году был избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры. В Милане Моцарт дирижировал своей оперой "Митридат, царь понтийский". К 19 годам композитор был автором 10 музыкально-сценических сочинений: театральной оратории "Долг первой заповеди" (1-я часть, 1767, Зальцбург), латинской комедии "Аполлон и Гиацинт" (1767, Зальцбургский университет), немецкого зингшпиля "Бастьен и Бастьенна" (1768, Вена), итальянских опер-буффа "Притворная простушка" (1769, Зальцбург) и "Мнимая садовница" (1775, Мюнхен), итальянских опер-сериа "Митридат" и "Луций Сулла" (1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) "Асканий в Альбе" (1771, Милан), "Сон Сципиона" (1772, Зальцбург) и "Царь-пастух" (1775, Зальцбург); 2-х кантат, многих симфоний, концертов, квартетов, сонат и др. Попытки устроиться в каком-либо значительном музыкальном центре Германии или Париже не увенчались успехом. В Париже Моцарт написал музыку к пантомиме Ж. Ж. Новера "Безделушки" (1778). После постановки оперы "Идоменей, царь критский" в Мюнхене (1781) Моцарт порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к существованию добывал уроками и академиями (концертами). Вехой в развитии национального музыкального театра явился зингшпиль Моцарта "Похищение из сераля" (1782, Вена). В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше . После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный приём, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787). С конца 1787 года Моцарт - камерный музыкант при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов. Как оперный композитор Моцарт не имел успеха в Вене; только один раз удалось Моцарту написать музыку для венского императорского театра - весёлую и изящную оперу "Все они таковы, или Школа влюблённых" (иначе - "Так поступают все женщины", 1790). Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно. Последняя опера Моцарта - "Волшебная флейта" (венский пригородный театр, 1791) нашла признание у демократической публики. Тяготы жизни, нужда, болезнь приблизили трагический конец жизни композитора, он умер, не достигнув 36 лет, и был похоронен в общей могиле.

Ученик 3. Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, предположительно это 16 декабря . Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке. В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок». Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн. Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника - Антонио Сальери.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и симфонии. В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине. После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели , квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини.

3.Учитель предлагает школьникам следующую задачу:

Задание 1

Это один из редчайших примеров в истории мировой культуры, когда новый музыкальный жанр был создан не композитором, а… философом. Естественно, он не владел в полной мере композиторским мастерством, однако сумел сделать оперный спектакль не элитарным, а демократическим, понятным и доступным широкой публике. Назовите имя этого философа и созданное им музыкальное произведение.

Ответ : в 1752 г. создал первую французскую комическую оперу под названием «Деревенский колдун».

Задание 2

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и её виднейшие мастера – Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Кристоф Виллибальд Глюк. Один из них создал более 100 симфоний и был назван «отцом симфонии». Среди его симфонических работ наиболее известны: «Сотворение мира», «Времена года», «Траурная», «Прощальная». Назовите имя этого композитора. Расскажите о творчестве этого мастера и о своём восприятии его произведений.

Ответ: Йозеф Гайдн.

Моцарт ушел, не оставив надгробий. Пальцы послушны. И клавиши быстры.

Так исчезают из жизни цветы. А небосвод навсегда голубой.

Без лицемерно-пустых славословий - Выпало счастье маэстро, артисту

Лёгкий и солнечный луч с высоты. Жить возле неба и рядом с землёй.

Призрак удачи и сумрак сомнений, Моцарт – и вспомнится локон летящий.

И череда бесконечных разлук Моцарт – и музыки лёгкий разбег.

На вдохновенье не бросили тени, Неподражаемый, неуходящий,

В. Боровицкая

Домашнее задание:

Опережающее задание: учащиеся уже готовили репортаж о памятниках античного Рима. Теперь им предлагается вновь побыть в роли журналистов и подготовить репортажи о памятниках культуры эпохи Просвещения из Москвы и Санкт-Петербурга.

Музыка барокко - период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами. Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660-1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo. Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

17. Музыка эпохи Просвещения (реализм, романтизм, импрессионизм).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф. Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта «Волшебная флейта» (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной. Оперное искусство 18 века Оперная реформа второй половины 18 в. была во многом литературным движением. Ее прародителем стал французский писатель и философ Ж.Ж.Руссо.

18. Жанровое разнообразие эпохи Возрождения (барокко, классицизм).

В развитии классицизма отмечают два исторических этапа. Выросший из искусства Возрождения классицизм XVII века развивался одновременно с барокко, отчасти в борьбе, отчасти во взаимодействии с ним, и в этот период наибольшее развитие получил во Франции. Поздний классицизм, связанный с Просвещением, приблизительно с середины XVIII до начала XIX века, ассоциируется прежде всего с венской классической школой.

Сложные взаимоотношения классицизма и барокко ещё в начале XX века породили дискуссию: многие музыковеды, прежде всего в Германии, рассматривают барокко как единый стиль европейской музыки между Возрождением и Просвещением - приблизительно до середины XVIII века, до И. С. Баха и Г. Ф. Генделя включительно. Во Франции, на родине классицизма, некоторые музыковеды, напротив, склонялись к чрезмерно расширительному толкованию этого понятия, рассматривая стиль барокко как одно из частных проявлений классицизма.

Периодизация эпох осложнена тем обстоятельством, что в различных национальных культурах музыкальные стили получали распространение в разное время; бесспорным является то, что в середине XVIII века классицизм восторжествовал практически повсеместно. К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы. Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы - с творчеством Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Классицизм как художественное направление сложился во Франции в первой половине XVII века: возникший ещё в эпоху Возрождения интерес к античной культуре, породивший в различных видах искусства подражания античным образцам, в абсолютистской Франции превратился в нормативную эстетику, основанную на «Поэтике» Аристотеля и дополнившую её рядом специальных жёстких требований.

Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты, с симфонии.