О простоте сердца. Веруй в простоте сердца В чем простота сердца человека

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Веруй в простоте сердца.

    Как дитя беспрекословно исполняет волю своих родителей, так и ты, христианин, исполняй в простоте сердца то, что велит тебе делать Святая Православная Церковь .

    Дитя твердо помнит, что родители зла ему не пожелают, а потому вполне им доверяется, так и ты помни, что Святая Церковь желает тебе самого верного спасения и уже, конечно, лучше нас с тобой знает, что хорошо и что дурно; поэтому не нам с тобой судить да поверять ее. Несомненно, нужно и полезно усвоение истин веры и умом.

    Сам Господь сказал: испытайте писания; и счастлив будешь, если усвоишь не только сердцем, но и умом истины Православной веры; но только бойся доверяться своему разуму.

    Чего не понимаешь, спроси у отца твоего духовного: он тебе объяснит непонятное на основании Слова Божия, он укажет тебе писания богомудрых отцов, где ясно изложено учение Святой Церкви Божией, где найдешь ты ответ на твой вопрос; только не решай ты таких вопросов одним умом твоим, одним собственным мудрованием: в этом погибель души.

    Посмотри на виолеемских пастухов: когда явился им ангел Господень и сообщил о рождении Христа Спасителя , стали ли они раздумывать, колебаться? Нет, они тотчас оставили свои стада и, веря словам

    Простоту разучились ценить. Вот и цветы - красивейшие создания, сегодня принято «доукрашать» блестками и дарить в сложной обертке. Всё усложняется - от одежды и мебели до личных и межгосударственных отношений. Как-то незаметно для себя большинство из нас привыкает казаться, а не быть, привыкает «играть» себя, а не быть собой. Желание выглядеть перед другими и перед собой так велико, «что человек в жертву ему приносит, искажая свою природу, даже самого себя - единственное и неповторимое, чем является каждая человеческая личность» (священник Александр Ельчанинов). Много ли в нашем окружении людей, с которыми у нас простые искренние отношения? Чаще всего - один, два. Перед остальными мы предстаем в «блестках» и «обертке». В образе. Кажется, фраза «мир - театр, а люди в нем - актеры» никогда не потеряется в истории. Даже в семьях не часто встретишь простоту, искренность и доверие без «подкладки». Да и с самими собой всегда ли мы бываем честны и просты? Разве не лукавим мы перед своей совестью, оправдывая свои не лучшие поступки и желания? Мы искажаем свое личное представление о себе. Мы представляем себя благороднее, благочестивее, честнее, самоотверженнее. Вместо того чтобы прекраснейший цветок своей души питать живой водой Слова Божия и таинств Церкви, мы пытаемся «украсить» его блестками тщеславия, губительного для его тонкой и простой природы.

    А ведь простота - одна из самых привлекательных черт характера человека. Не примитивность, а именно простота. На простоту, непосредственность, естественность особенно откликается наше сердце. Соприкосновение с ними радует нас более, чем соприкосновение с талантом, интеллектом или иными достоинствами. В простоте виден отсвет образа Божия в человеке. Ведь Сам «Бог прост и несложен».

    Слово «простота» происходит от древнерусского «прост» - прямой, открытый, свободный, простой. Простота пряма, чужда лукавства. Кстати, лукавый означает - кривой, изогнутый, похожий на лук. Лукавым называют дьявола, о котором Спаситель говорит, что он лжец и отец лжи (Ин. 8,44). Преподобный Иоанн Лествичник называет простоту блаженной простотой и броней против всех ухищрений лукавых бесов. Человек, стяжавший простоту, живет по правде (правда и прямота опять же соединены в нашем сознании), он свободен от выбора между добром и злом, потому что утвержден в добре. А ведь этот выбор бывает нам особенно мучителен: «Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству». Простота есть свойство детских и святых душ. Но у первых она - природная, а у вторых «претворенная из лукавства, через многие поты и труды».

    Как-то ученики спросили у Иисуса: Кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18,1-4). Спаситель связывает святость и детскость. Какие же особенности у детского возраста? Первое - это то, что душа ребенка, не знающая греха, не знает и различия: грех - не грех. По слову преподобного Иоанна Лествичника: «Первое свойство детского возраста есть безразличная простота». В этом возрасте нет знания добра и зла. Ребенок на всё смотрит просто, без суда и анализа, и сам он прост, искренен и непосредственен. Таким был Адам до грехопадения. А еще детскому возрасту присущи простота суждений и действий, умение жить в настоящем времени, данным часом и делом. Ребенок не злобив, не завистлив, не знает амбиций. Он совершенно зависим, но не тяготится этой зависимостью от родителей, а наслаждается ею, потому что любит их и верит им. Он не тяготится своей зависимостью и «малостью» и не претендует на большее. И, как записал русский священник Александр Ельчанинов в своем дневнике, «всё это мы имеем от рождения, как дар, который мы легкомысленно растериваем в пути и потом с муками и трудами собираем по крошкам растерянное богатство... Детскость утрачивается в жизни и восстанавливается в святости».

    С простотой рождаются, осложненность приходит к нам с грехами. И мир из простого превращается в сложный. Пушкинский Моцарт прост, и мир его прост и светел, а Сальери сложен, и мир его сложен, полон врагов, обид и несправедливости. Он в постоянном анализе, и в результате лукавых размышлений талантливый друг видится врагом, причем не только личным, но врагом искусства. Он и убивает его не из тривиальной зависти, а как избранник, спаситель искусства. Именно так осложненно порой видятся нам наши грехи. Муж бросает жену и ребенка, не потому что он прелюбодей, а потому что «она стерва», и он считает нечестным продолжать жить в браке без любви. Жена разводится с мужем не потому что просто устала от него (от его характера или даже какого-то порока), а потому что ребенку вреден пример такого отца. Почти все разводы (по мнению их инициаторов) совершаются из лучших побуждений. Уйти от этой осложненности к правде и простоте можно и необходимо. Научиться правдиво видеть себя редко получается сразу. Но если человек этого действительно хочет, он получает желаемое. И священнику случается наблюдать это много раз.

    На исповеди кающийся говорит о своих грехах так, как он их видит в себе. Один скажет: «Я нарушил пост», а другой: «Меня в гости пригласили соседи, а они не постятся. На столе ничего постного не было, и я съел кусочек сыра». А то и еще длиннее может быть история про сыр. Или вот: «Сквернословил» - сокрушается человек. А следующий: «Ругался. Но у нас без мата нельзя». Еще. Женщина со слезами: «Изменила мужу». Другая, потупя взгляд: «Увлеклась тут одним мужчиной, вместе работаем. Сама не знаю, как это случилось». Думаете, что все первые - молодцы, а вторые - второй сорт? Ничего подобного. Священник счастливый человек, ему дано увидеть, как духовно слепой становится зрячим, как лукавство души выпрямляется. Пройдет время, и человек, вставший на путь покаяния, изменится. Он перестанет прятаться за долгими объяснениями и оправданиями. Прятать истину от себя и Бога. Он будет не просто констатировать грех, а «выплевывать» его из себя, потому что он ему ненавистен. Знаете, есть замечательные натуры, имеющие особенный талант к покаянию (но чаще он приобретается, как говорится, потом и кровью). Люди, которых больше всего волнует не то, как они выглядят, а своя чистота. Священник, свидетельствующий такую исповедь, и сам вдохновляется примером этого в простоте душевной, порой даже грубоватыми словами высказанного покаяния. Такая исповедь, какие бы грехи на ней ни были названы, вместе с печалью о человеке приносит и радость за него. И долго помнится.

    Если мы будем откровенны с собой, людьми и Богом, прямы и правдивы, то со временем исчезнет не только наша личная «сложность», но и «сложность» мира выпрямится в нашем сознании. Под него не надо будет подстраиваться. А просто жить в нем.

    Православный женский журнал «Славянка»

    ПРОСТОТА СЕРДЦА

    Небо было открытое и глубокое. Не видно было больших птиц с широкими крыльями, которые так легко перелетают из долины в долину, не было даже проходящего облака. Деревья стояли тихо, а в извилистых складках холмов лежала густая тень. Нетерпеливый олень, сгорающий от любопытства, пристально посмотрел вперед, но при нашем приближении внезапно бросился в сторону. Под кустом неподвижно сидела жаба, такого же цвета, как и земля, с прямыми рожками и светлыми глазами. На западе отчетливо выделялись горы в лучах заходящего солнца. Далеко внизу стоял большой дом; при нем был бассейн, и несколько человек купались. Прекрасный сад окружал дом; место выглядело процветающим и уединенным, и чувствовалась особая атмосфера богатства. Еще дальше вниз по пыльной дороге, на иссохшем поле стояла небольшая лачуга. Даже на этом расстоянии видны были бедность, запущенность, непосильный труд. Сверху оба дома казались расположенными близко один от другого; красота и убожество касались друг друга.

    Простота сердца имеет гораздо большее значение, чем простота внешней жизни. Довольствоваться небольшим количеством вещей сравнительно легко. Отказ от комфорта, от курения и других привычек не означает простоты сердца. Надеть набедренную повязку в мире, который насыщен одеждами, комфортом и развлечениями, еще не означает свободной жизни. Жил некогда человек, который отказался от мира и его путей, но желания и страсти одолевали его; он надел на себя одеяние монаха, но не знал покоя. Его глаза постоянно искали, а ум раздирался сомнениями и надеждами. Внешне вы создаете дисциплину и отрекаетесь. Вы планируете свой путь шаг за шагом с тем, чтобы достичь цели. Вы оцениваете успехи ваших достижений, руководствуясь стандартными добродетелями. Вы смотрите, насколько вы отреклись от того или другого, насколько вы владеете собой в вашем поведении, насколько вы терпеливы и мягки и т.д. Вы изучаете искусство сосредоточения и удаляетесь в лес, в монастырь или в темную комнату для медитации; вы проводите ваши дни в молитве и бдении. Внешне вы сделали вашу жизнь простой, и с помощью этого обдуманного и рассчитанного шага надеетесь достичь блаженства, которое не от мира.

    Но достижима ли реальность через внешний контроль и запреты? Хотя простота жизни, отказ от комфорта, очевидно, необходимы, но может ли этот жест раскрыть двери к реальности? Постоянная забота о комфорте и успехе отягощает ум и сердце, в то время как всегда должна быть готовность пуститься в путь. Но почему мы так озабочены внешними жестами? Почему мы с таким рвением стараемся выразить наше стремление? Есть ли это страх самообмана или мы боимся того, что может сказать другой? Почему мы хотим убедить самих себя в цельности своей натуры? Не лежит ли вся эта проблема в желании быть защищенным, убежденным в значимости собственного становления?

    Желание быть - это начало сложности. Движимые постоянно возрастающим желанием быть, внутренне и внешне, мы накапливаем или отрекаемся, культивируем или отвергаем. Видя, что время уносит все, мы цепляемся за вневременное. Эта борьба за то, чтобы быть, позитивно или негативно, через привязанность или отречение, никогда не может быть решена с помощью внешнего жеста, дисциплины или практики; но понимание этой борьбы естественно, спонтанно вызовет свободу от внутреннего и внешнего накопления с их конфликтами. Реальность не может быть достигнута через отречение; она не может быть достигнута никакими средствами. Все средства и результаты являются формой привязанности, и они должны прекратиться ради бытия реального.

    Из книги Царство количества и знамения времени автора Генон Рене

    Глава 11. ЕДИНСТВО И ПРОСТОТА Потребность в упрощении, в том, что есть в ней незаконного и чрезмерного, как мы только что сказали, является отличительной чертой современного умственного состояния; в силу этой потребности некоторые философы дошли до принятия в качестве как

    Из книги Подумайте об этом автора Джидду Кришнамурти

    22. Простота любви Человек в одеянии саньяси каждое утро появлялся в близлежащем саду и обрывал цветы с деревьев. У него были жадные глаза и руки, и он срывал каждый цветок, до которого мог дотянуться. Очевидно, потом он приносил их в дар какому-то мертвому изваянию, вещи,

    автора Джидду Кришнамурти

    Из книги Комментарии к жизни. Книга первая автора Джидду Кришнамурти

    Простота сердца Небо было ясным и чистым. Не было видно больших ширококрылых птиц, парящих от долины к долине, и даже плывущего облачка. Деревья стояли тихо, а цепь гор щедро отбрасывала тень. Любопытный олень, поглощенный любопытством, стоял, наблюдая, а затем неожиданно

    Из книги Дао «Звездных войн» автора Портер Джон М.

    Глава седьмая Простота и скромность Йода настолько полно воплощает представление о простоте и скромности, что, кажется, сам мог бы написать следующие строки: Ведь у меня есть три драгоценности, которые я храню и ценю: Первая – это сострадание, Вторая – это

    Из книги Об истине, жизни и поведении автора Толстой Лев Николаевич

    Из книги Вопросы социализма (сборник) автора Богданов Александр Александрович

    23 АПРЕЛЯ (Простота) Истинное добро всегда просто.Простота так привлекательна, так выгодна, что удивительно, как мало людей бывают просты.1 Не ищи счастия за морем. Благодарение Всевышнему, что нужное Он сделал нетрудным, а трудное – ненужным. Григорий Сковорода 2 Все

    Из книги По законам логики автора Ивин Александр Архипович

    19 ИЮЛЯ (Простота) Истинно полезное, истинно доброе и потому истинно великое всегда просто.1 Язык правды прост. Сенека 2 Доброе свойственно человеку, и потому все доброе просто и незаметно.3 Истинное величие человеческой жизни почти всегда совершенно невидимо. Очень может

    Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

    20 АВГУСТА (Простота) Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.1 Всякая потребность утихает, а всякий порок увеличивается от удовлетворения. Амиель 2 Всякое новое желание есть начало новой нужды, зачаток новой

    Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

    Простота или утонченность? Художественное творчество свободно. Предписывать, навязывать ему простоту формы или требовать утонченности было бы нелепо. Но если мы знаем, из какого жизненного содержания художник исходит, для какого материала он ищет формы, то, опираясь на

    Из книги Первая и последняя свобода автора Джидду Кришнамурти

    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЕСТЕСТВЕННОСТЬ И ПРОСТОТА Казалось бы, что может быть обыденнее и проще общения людей с помощью языка и достигаемого ими понимания друг друга?Если я советую кому-то, кто не знает английского языка: «Strike while the iron is hot!», то в ответ собеседник

    Из книги Жемчужины мудрости: притчи, истории, наставления автора Евтихов Олег Владимирович

    2. Простота. - Из тесноты существования и необходимости становления в целое (Ganzwerden) в самоудостоверении экзистенции в ее явлении следует предъявляемое к форме всего мыслимого философски требование простоты.Эту простоту не нужно смешивать с той простотой, которой

    Из книги Малый трактат о великих добродетелях, или Как пользоваться философией в повседневной жизни автора Конт-Спонвиль Андре

    143. Что значит простота? Есть простота, а есть упрощение. Меж ними разница велика. В действительности то, что называют простотой в смысле духовной мудрости, непростое дело. Здесь простота равна глубине, что делает ее чрезвычайно редким явлением. Не бывает легкой простоты.

    Из книги автора

    Глава одиннадцатая Простота Я хотел бы обсудить, что такое простота, и, может быть, прийти от простоты к открытию чувствительности. Мы, видимо, думаем, что простота выражается в чём-то внешнем, в отказе от вещей: владеть немногим, носить набедренную повязку, не иметь дома,

    Из книги автора

    ПРОСТОТА Мышь сказала:– Я хочу найти крошки. Собака сказала:– Я пришла сюда за корками. Простак сказал:– Вы дураки, вам нужен хлеб! Мудрец сказал:– Но им можно было бы предложить и другой род пищи.Простак пришел в ярость:– Общим знаменателем их желаний является хлеб, а

    Из книги автора

    Простота Скромности иногда не хватает простоты – из-за двойного вглядывания в себя самое. Судить себя значит принимать себя слишком всерьез. Простой человек не задается подобными вопросами относительно себя самого. Почему? Потому что принимает себя таким, какой он есть?

    Блаж. Августин

    И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца

    Тот, кто хочет приготовить место Господу, должен радоваться не частным образом, но вместе со всеми.

    Изъяснения Псалмов.

    Если, приходя к Богу, многие души по любви становятся одной душой, а многие сердца - одним сердцем, то что же делает Сам источник любви в Отце и Сыне? Разве Троица не является в большей степени одним Богом? <…> Значит, если любовь Божия, распространенная в наших сердцах Святым Духом, Который был дан нам, многие души делает одной душой, а многие сердца - одним сердцем, то насколько больше Отец, Сын и Святой Дух являются одним Богом, одним Светом и одним Началом.

    Трактат на Евангелие от Иоанна.

    Прп. Исаак Сирин

    Ведение без разыскания и без своих способов действования не может быть познано. И это есть признак колебания в истине. А вера требует единого чистого и простого образа мыслей, далекого от всякого ухищрения и изыскания способов. Смотри, как они противятся друг другу. Дом веры есть младенческое понятие и простое сердце. Ибо сказано: в простоте сердца своего прославили Бога; и: …аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф.18:3) . Ведение же ставит сети простоте сердца и понятий и противится ей.

    Слово 25.

    Блаж. Феофилакт Болгарский

    И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца

    Лопухин А.П.

    И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца

    Каждый день единодушно пребывали в храме , т. е. присутствовали при храмовом Иудейском Богослужении, - «потому, как говорит Златоуст, что они не отвергали еще ничего иудейского; да и самое почтение к месту переходило к Владыке храма…» Все храмовое Богослужение заключало в своей основе и воплощало чаяние Мессии; это делало сие Богослужение небесполезным и для христиан, отличавшимся от иудеев в данном случае тем лишь, что они веровали не в Грядущего, а уже Пришедшего Мессию.

    Преломляя по домам хлебы Греч. kai, oikon допускает сказать и по домам (разным, нескольким), и в дому (одном). И то и другое имеет свои права (ср. 42 ст.), в зависимости от многолюдности собиравшихся и от вместительности места собрания (общ. и частичные собрания).

    Принимали пищу в веселии и простоте сердца

    Ср. ст. 12, и Деян. 20:7, . Из указанных мест Дееписателя можно заключить, что в самые первые времена христианства были двоякого рода вечери любви (agapoi): такие, которые совершались в разных домах и, следовательно, - отдельными обществами верующих (по преимуществу в Иерусалиме), и такие, которые в известные дни, именно воскресные , совершались всем собранием верующих. Вечеря открывалась и завершалась молитвою и омовением рук. Во время самой вечери пелись псалмы и другие священные песни, читались и толковались отрывки Свящ. Писания.

    Вначале вечери любви были очень распространены и вместе с Евхаристиею совершались весьма часто, почти ежедневно. Но уже в первые века христианства были Церкви, в которых не видно и следов этих вечерей. Иустин мученик, говоря о совершении Евхаристии и о богослужении у римских христиан своего времени, не упоминает об агапах. Ничего не говорит о них и св. Ириней. С распространением христианства первоначальная жизнь христиан, имевшая семейный характер, более и более принимала обширные размеры жизни общественной, церковно-народной. Это повело к тому, что первоначальные агапы постепенно вышли из употребления сами собою, при неизбежности нежелательных злоупотреблений и непорядков, примешавшихся к ним…

    Небо было ясным и чистым. Не было видно больших ширококрылых птиц, парящих от долины к долине, и даже плывущего облачка. Деревья стояли тихо, а цепь гор щедро отбрасывала тень. Любопытный олень, поглощенный любопытством, стоял, наблюдая, а затем неожиданно бросился прочь при нашем приближении. Под кустом сидела землистого цвета плоская усатая жаба, неподвижная, с яркими глазами. На западе, на фоне садящегося солнца, горы были четкими и выразительными. Далеко внизу стоял большой дом. При нем был бассейн, в котором плавало несколько человек. Дом был окружен красивым садом. Выглядело это место процветающим и уединенным и имело ту особую атмосферу богатства. Чуть дальше на большой дороге в сухом поле стояла хижина. Даже издали ощущалась бедность, запущенность и тяжкий труд. С той высоты было видно, что оба дома были недалеко друг от друга. Уродство и красота соприкасались друг с другом.

    Простота сердца имеет гораздо большее значение и важность, чем простота обладания. Довольствоваться малым относительно легко. Отказ от комфорта, курения или других привычек не показывает простоту сердца. Носить набедренную повязку в мире, озабоченном одеждой, удобствами и развлечениями, не есть показатель свободы существования. Один человек отказался от мира и всего мирского, но страсти и желания обуревали его. Он надел робу монаха, но покоя не знал. Его глаза были вечно алчущими, а ум разрывался от сомнений и надежд. Внешне вы дисциплинированы и отказываете себе в чем-то, вы следуете своим курсом, шаг за шагом, чтобы достичь результата. Вы соизмеряете прогресс своих достижений со стандартами добродетели: насколько вы можете отказаться от того или иного, насколько вы контролируете свое поведение, как вы терпимы и добры, и т. д. Вы научились искусству концентрации и вы уходите в лес, монастырь или темную комнату для медитации. Вы проводите ваши дни в молитвах и соблюдении обрядов. Внешне вы сделали вашу жизнь простой и за этот продуманный и расчетливый ход вы надеетесь получить благословение свыше. Но разве реальность постигается внешними действиями и контролем? Хотя, конечно, внешняя простота, отказ от комфорта необходимы, но откроет ли этот жест дверь в реальность? Увлечение комфортом и успехом отягощает ум и сердце, а нам необходима свобода для путешествия. Но почему нас так волнуют внешние жесты? Почему мы так рьяно решаемся на внешнее выражение нашего побуждения? Страх ли это самообмана или того, что могут другие сказать? Почему мы хотим убедить себя в собственной честности? Разве вся эта проблема не содержится в нашем стремлении быть уверенными, убежденными в важности нашего становления?

    Желание быть - это начало сложности. Ведомые вечно усиливающимся желанием быть, внутренним или внешним, мы принимаем или отрекаемся, поддерживаем или отрицаем. Понимая, что время обворовывает нас, мы примыкаем к бесконечному. Эта борьбы за бытие, положительное или отрицательное, через присоединение или отторжение, никогда не окончится с помощью внешнего жеста, дисциплины или практик. А понимание этой борьбы принесет естественно и спонтанно свободу от внешнего и внутреннего накопления противоречий. Реальность нельзя постичь отторжением. Она недосягаема никакими средствами. Все средства и цели - это форма привязанности, они должны прекратиться ради бытия реальности.