«Ослиный хвост. "ослиный хвост" Группа ослиный хвост художники

Молла никогда не постился, и жена всегда упрекала его в этом. Наконец, на семнадцатый день рамазана она снова начала его укорять. Молла дал слово, что со следующего утра он начнет поститься.

Ночью жена разбудила его. Молла наелся досыта и опять улегся спать. Рано утром он встал, положил в хурджун хлеба и, бросив его на осла, отправился в поле работать.

За этим занятием его застал один из прохожих. Он стал стыдить Моллу:

– Молла, как тебе не стыдно! Ты уже седобородый, а поста не соблюдаешь.

– Стыдного тут ничего нет, – ответил Молла.- Уже время нарушить пост.

– Молла! – воскликнул прохожий. – О каком времени ты говоришь, ведь едва-едва наступил полдень! В этот момент заревел осел. Молла, быстро указав на осла, возразил:

ЗНАНИЯ МОЛЛЫ

Однажды Молла пришел в мечеть, поднялся на минбар и воскликнул:

– Люди! У кого какие есть вопросы? Задавайте, я отвечу!

Моллу стали забрасывать вопросами. Но на каждый из них он отвечал:

– Этого я не знаю.

Наконец, кто-то рассердился и сказал:

– Раз ты ничего не знаешь, так зачем же залез на минбар?, Ты не знаешь даже и того, что невежды наверх не забираются.

– Я залез высоко ровно настолько, сколько у меня знаний, а если бы я залез туда, куда добираются круглые невежды, то сейчас витал бы в облаках.

НЕСОГЛАСИЕ МОЛЛЫ

Однажды ахунд, взойдя на минбар, сказал:

– Тому, кто в эту ночь дважды совершит молитву, аллах пошлет такую гурию, у которой голова будет на востоке, а, ноги на западе.

– Почтенный ахунд, – возразил Молла,-нам не нужны ни такая молитва, ни такая гурия. Не хватит жизни, чтобы пройти от ее ног до головы.

БОЖИЙ ГЛАЗ

Однажды Моллу Насреддина спросили:

– Молла, ты не знаешь, есть ли у бога глаза?

– Есть, – ответил Молла. – Но только один глаз и причем на самой макушке. Поэтому, когда он смотрит вниз, на землю, то людей не видит. Иногда он протягивает руку вниз, схватывает кого-нибудь, поднимает его над головой, подносит к макушке и рассматривает. Если человек ему понравится, то он некоторое время любуется им, а если не понравится, то бросает его, и тот летит кувырком обратно на землю,

ОБЕТ МОЛЛЫ

Однажды Молла Насреддин вместе с сыном куда-то отплыл на корабле. В пути их застигла страшная буря. Волны бросали корабль словно щепку. Молла, до тех пор никогда не видевший море, поднял глаза к небу и взмолился:

– О всемогущий аллах! Усмири эту бурю, избавьнас от беды! А я даю обет -как только доберусь до дому, то поставлю в мечети свечу длиной в корабельную мачту.

Сын посмотрел на отца, потом на мачту и сказал:

– Отец, где же ты найдешь свечу такой длины.

Молла поспешно закрыл рукой сыну рот:

– Молчи! Вдруг бог услышит и поймет. Пусть он утихомирит бурю и даст нам возможность благополучно вернуться домой. А отказаться от обета – легко.

ЗЕМЛЯ С МЯКИНОЙ

Однажды сын Моллы Насреддина спросил у него:

– Отец, сегодня в медресе ахунд говорил нам, что аллах создал человека из земли. Как же так? Значит раньше людей не было?

– Да, не было, – подтвердил Молла.

– Раз не было людей, то, значит, никто не сеял ни ячменя, ни пшеницы.

– Да, никто не сеял, – снова подтвердил Молла.

– Раз не было ячменя и пшеницы, значит и мякины не было.

– Да, не было, – еще раз подтвердил Молла.

– Как же без мякины можно что-нибудь слепить из земли? – спросил сын.- Когда я сказал об этом ахунду, он ответил: «Аллаху ничего не трудно. Раз он мог создать из земли человека, то что значит для него горсть мякины?»

Молла подумал и сказал сыну:

– Значит, по словам ахунда, к земле, из которой был создан человек, была примешана и мякина?

– Да, он так говорит, – ответил сын. – Но я ему неверю.

– Если это в самом деле так, то тогда почему у ахунда лицо растрескалось на столько морщин? Ведь если к земле примешать мякину, она никогда не трескается.

ВОЗЬМИ РУБЛЬ ОБРАТНО

Некто дал Молле пять рублей и сказал:

– Возьми эти пять рублей и каждый день после пятого намаза молись за меня.

Молла вернул ему один рубль и сказал:

– По правде говоря, ночи стали очень короткие, а долгих, бессмысленных разговоров хоть отбавляй, поэтому я не могу вставать так рано, чтобы совершать утренний намаз. Возьми рубль обратно.

ВОЗЬМИ, А НЕ ДАЙ

Однажды некий молла, совершая омовение перед намазом, свалился в бассейн. Бассейн был очень глубоким, молла же не умел плавать. Он то погружался в воду, то всплывал, не забывая при этом кричать. Собрался народ.

– Давай руку, – кричали все вокруг, но он руки никому не давал и продолжал барахтаться.

Никто не знал, что предпринять, если бы в это время не подошел Молла Насреддин. Узнав, в чем дело, он подошел к бассейну и, протянув руку, сказал:

– Молла, возьми!

Утопающий как клещ впился в руку Моллы, и тот вытянул его из бассейна.

Люди недоумевали. Один из собравшихся спросил моллу:

– Почему, сколько мы тебе ни кричали: «Дай руку!» ты не давал, а когда Молла Насреддин сказал: «Возьми!», ты сразу схватил?

Молла молчал. За него ответил Молла Насреддин:

– Удивляться тут нечему. Вы кричали: «Дай руку!», – он не давал. Я оказал: «Возьми» – и он взял.

Дело в том, что все моллы привыкли к слову «возьми», а не «дай».

ВРЕДНАЯ СКОТИНА

Однажды к Молле в сад забралась буйволица. Молла, жена его и сын, схватив палки, побежали ее выгонять. Не успели они до нее добежать, как вдруг Молла заметил идущего по саду дервиша. Остановившись, он крикнул жене и сыну:

– Здесь есть скотина повредней буйволицы. Давайте сперва прогоним ее.

ХВОСТ ОСЛА

Однажды между Моллой и неким дервишем, выдававшим себя за ученого, зашел спор.

Молла Насреддин одержал верх над этим проходимцем и доказал, что тот лгун и неуч.

Дервиш понял, что дела его плохи, но чтобы смутить Моллу Насредцина, он сказал:

– Ты бы по крайней мере замолчал. Ведь ты ничего не умеешь делать!

– Ты говоришь правду, – ответил Молла. – Я не могу делать то, что делаешь ты, но меня знают все. Может быть, ты скажешь, кто ты и чем ты занимаешься.

– Я в родстве с пророком, – сказал дервиш, – и каждую ночь возношусь на небо из этого мира грешников.

Молла Насреддин притворился, что поверил этому и спросил:

– Хорошо, а ты когда-нибудь возносился на четвертое небо?

Дервиш горделиво ответил:

– И даже не один раз!

Молла опять прикинулся поверившим и спросил:

– Когда ты вознесся, то почувствовал, как что-то мягкое коснулось твоих губ?

Дервиш, не чувствуя подвоха со стороны Моллы, поспешно ответил:

– Да, да…

Молла подмигнул собравшимся:

– Это был хвост моего осла.

"Ослиный Хвост" "Осли́ный Хвост"

Группировка русских художников-авангардистов во главе с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой , отделившаяся от «Бубнового валета » и устроившая две одноимённые выставки в Москве и Санкт-Петербурге (1912). В выставках принимали участие К. С. Малевич , К. М. Зданевич, А. В. Шевченко, С. П. Бобров, В. Е. Татлин , М. З. Шагал , А. В. Фонвизин, М. В. Ле-Дантю и др. В Санкт-Петербурге экспонировались также работы участников Союза молодёжи (В. Д. Бубновой, В. И. Маркова (Матвея), О. В. Розановой, П. Н. Филонова и др.). Название группы напоминало о нашумевшей мистификации представителей парижской художнической богемы, выставивших в парижском Салоне Независимых (1910) абстрактную картину, написанную якобы ослиным хвостом, опущенным в жидкую краску. Эпатажное название призвано было подчеркнуть, что живопись участников выставки ещё более «левая» и авангардная, чем у бубнововалетцев.

Скандальную известность выставке обеспечила цензура, запретив ряд картин Гончаровой, представлявших лубочные изображения святых («Евангелисты», 1911), посчитав, что они не могут быть показаны на экспозиции с подобным названием. Участники «Ослиного хвоста» стремились соединить живописные достижения европейских мастеров с традициями русского народного искусства, крестьянской живописи,лубка, иконописи , искусства Востока, сближаясь тем самым с примитивизмом . На выставке были впервые показаны такие знаменитые впоследствии произведения, как «Отдыхающий солдат» и «Утро в казармах» М. Ф. Ларионова; «Крестьяне, собирающие яблоки» и «Прачки» Н. С. Гончаровой; «Полотёры» К. С. Малевича; «Продавец рыб» и «Матрос» В. Е. Татлина.
В отличие от «Бубнового валета», «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913 г.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое ""Ослиный Хвост"" в других словарях:

    Ослиный хвост художественное объединение, организованное М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой в 1912 году. Содержание 1 История 2 Ссылки 3 Источники … Википедия

    Художественное объединение, организованное М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой в 1912 году. История Объединение существовало в начале 1910 х годов. Название своё получило благодаря выставлявшейся в 1910 г. на выставке в Париже картине, нарисованной … Википедия

    - «ОСЛИНЫЙ ХВОСТ», группировка молодых русских художников (М. Ф. Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович), Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна), К. С. Малевич (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович), В. Е. Татлин (см. ТАТЛИН Владимир… … Энциклопедический словарь

    Группировка молодых русских художников (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.Е. Татлин и др.), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание традиций классического искусства, провозглашение свободы … Современная энциклопедия

    Группировка молодых русских художников (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных… … Большой Энциклопедический словарь

    Группировка молодых русских художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от Бубнового валета и организовавшая в 1912 две одноимённые выставки в Москве и (совместно с Союзом молодёжи) в Петербурге. Эпатирующее название Ослиный… … Художественная энциклопедия

    - («Ослиный хвост») группировка молодых художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от «Бубнового валета» (См. Бубновый валет) и организовавшая в 1912 две одноименные выставки одну в Москве, другую, совместно с членами «Союза… … Большая советская энциклопедия

    Группировка молодых российских художников (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных… … Энциклопедический словарь

    «Ослиный хвост» - ОСЛИНЫЙ ХВОСТ гр. художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от объединения Бубновый валет. В 1912 М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А. В. Шевченко, А. А. Моргунов, К. С. Зданевич, М. В. Ле Дантю… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - «Ослиный хвост», группировка молодых русских художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от «Бубнового валета» и организовавшая в 1912 две одноимённые выставки — в Москве и (совместно с «Союзом молодёжи») в Петербурге. Эпатирующее… … Художественная энциклопедия


Выставка «Ослиный хвост» (1912 г.), организованная лидерами русского примитивизма М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, многим казалась вызовом не только консервативно настроенной публике, но и объединению «Бубновый валет». По мнению Ларионова, члены «Бубнового валета» относились к западному искусству с преувеличенным вниманием и недооценивали русские художественные традиции.

Художники, участвовавшие в выставке «Ослиный хвост», стремились соединить живописные приёмы европейской школы с достижениями русской вышивки, лубка, иконописи. Скрытый протест против западного влияния содержался и в самом названии объединения. Это был намёк на скандальную ситуацию, возникшую в парижском «Салоне независимых» 1910 г. Противники новых форм в живописи попытались выдать за шедевр авангардного искусства холст, размалёванный хвостом осла.

Участникам выставок не удалось создать цельного направления, и каждый пошёл своим путём, но для большинства исследователей название «Ослиный хвост» прочно связано с понятием «примитивизм», и прежде всего с творчеством его лидеров.

Михаил Фёдорович Ларионов (1881 - 1964) родился в городе Тирасполе Херсонской губернии в семье военного фельдшера. С 1898 по 1910 г. он занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; его преподавателями были Валентин Александрович Серов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин. В 1900 г. Ларионов встретил Наталию Сергеевну Гончарову (1881 - 1962), учившуюся здесь же. Они поженились, и с тех пор их жизненные и творческие пути были неразрывно связаны.

В 1906 г. молодые живописцы начали активно выставляться: имена Ларионова и Гончаровой стали известны широкой публике благодаря выставке Московского товарищества художников. В том же году они приняли участие в экспозиции Союза русских художников. А за два года до этого, в 1904 г., Ларионов познакомился с известным театральным и художественным деятелем Сергеем Павловичем Дягилевым и в 1906 г. по его приглашению показал свои работы на петербургской выставке объединения «Мир искусства». Вскоре он вместе с Дягилевым и художником Павлом Варфоломеевичем Кузнецовым отправился в Лондон и Париж, где Дягилев из просветительских соображений представил в двенадцати залах Осеннего салона русское искусство различных периодов и направлений. Произведения Ларионова, Гончаровой и Кузнецова вошли в раздел «самоновейших».

После 1907 г. Ларионов увлёкся примитивизмом. Об этом говорят энергичные мазки, сочные, красочные пятна, чёткие контуры, ничем не стеснённая фантазия, и прежде всего сюжеты, взятые из провинциальной городской жизни: «Прогулка в провинциальном городе», «Кафе на открытом воздухе», «Провинциальная франтиха» (все работы 1907 г.). В 1907 г. Ларионов сблизился с поэтом и художником Давидом Давидовичем Бурлюком (1882-1967), одним из основателей русского футуризма; совместно они устроили в Москве выставку «Стефанос». А в 1910 г. живописец оказался в числе основателей объединения «Бубновый валет», вокруг которого сплотились сторонники примитивистского движения. Но в 1912 г. Ларионов и Гончарова покинули «Бубновый валет» и организовали экспозицию «Ослиный хвост». Через год открылась новая выставка «Мишень», а вслед за ней появилась и творческая группа под тем же названием.

В 1912-1913 гг. Ларионов и Гончарова много работали над оформлением книг поэтов-футуристов. Это были так называемые литографированные книги - написанные от руки на литографском камне и в этой же технике проиллюстрированные.

В начале 10-х гг. мастер пришёл к идее лучизма - одного из первых вариантов беспредметной живописи. В брошюре под этим же названием он объяснял это понятие так: «Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника». В первых «лучистых» полотнах Ларионова хорошо заметны мотивы природы: «Осень жёлтая», «Петух» («Лучистый этюд»), «Лучистый пейзаж» (все работы 1912 г.).

В 1914 г. Ларионов помогал Гончаровой создавать декорации к опере-балету Николая Андреевича Римского-Корсакова «Золотой петушок» для дягилевских «Русских сезонов», выполненные в авангардном стиле.

Затем началась Первая мировая война, ставшая тяжёлым испытанием в жизни мастера. Творческие планы пришлось отложить на неопределённый срок. Ларионов, призванный в армию, участвовал в боях в Восточной Пруссии, был контужен и после лечения в госпитале демобилизован. После выздоровления он присоединился как художник-декоратор к балетной труппе Дягилева в Швейцарии и в Россию уже больше не вернулся.

В произведениях Наталии Гончаровой прослеживаются несколько иные мотивы. Темы некоторых её работ явно навеяны живописью Поля Гогена и Винсента Ван Гога («Крестьяне, собирающие яблоки», 1911 г.; «Подсолнухи», 1908-1909 гг.; «Рыбная ловля», 1909 г.). Влияние Гогена чувствуется в мягких, как бы тягучих контурах фигур, в контрастах плотных, чуть матовых красок Однако русские фольклорные традиции привлекали Гончарову столь же сильно. На полотне «Птица Феникс» (1911 г.), обращаясь к сказочному образу, художница передаёт атмосферу фантастического действа прежде всего через цвет - необычайно яркий, словно пламенеющий изнутри. Особенно хороши в творчестве Наталии Гончаровой картины, на создание которых её вдохновили иконы. Выразительный пример тому - «Спас в Силах» (1911 г.).

«Ослиный хвост» - одно из самых известных и даже нашумевших художественных объединений нашей страны. Объединение было организовано в 1912 году русскими художниками-авангардистами Михаилом Фёдоровичем Ларионовым и Натальей Сергеевной Гончаровой . Эта организация художников с самого начала привлекала к себе внимание общественности. Она объединяла схожих по духу творцов, которым были близки авангардные течения искусства.

Н Гончарова "Урожай"

Название «Ослиный хвост» произошло от одной из картин, которая выставлялась на выставке в Париже в 2010 году. Эта картина была необычна тем, что была нарисована хвостом осла.

К сожалению, несмотря на свой быстрый старт и даже немного скандальную популярность, объединение художников просуществовало недолго и в 1913 году распалось, оставив после себя только память об историческом событии в авангардном искусстве.


Н.Гончарова "Хоровод"


Н.Гончарова "Мальчик с петухом"


Н.Гончарова "Купание лошадей"


Н.Гончарова "Автопортрет с желтыми лилиями"


М.Ларионов "Курящий солдат"

Кроме Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, в "Ослином хвосте" состояли такие художники, как: Казимир Малевич, Владимир Татлин, В. Барт, А. Шевченко и другие.

К.Малевич "Полотеры"

В отличие от других авангардных художественных объединений, художники из Ослиного хвоста пропагандировали объединение европейской школы и традиции русского народного искусства, русского примитивизма, лубка и так далее.

Картины этих художников в полной мере подтверждали их тезисы. Нарочито упрощённые формы, где -то напоминающие этно-примитивизм вкупе с авангардными стилистиками, которые были распространены в начале 1910 годов.


В.Татлин "Автопортрет"

Для многих "Ослиный хвост" тесно связан с понятием примитивизма в живописи. Распад группы произошёл по причине того, что многие из художников, что входили в объединение, попробовав себя в данном стиле, понемногу стали отходить в разные стороны, пробовать себя в других жанрах и направлениях.


В.Татлин "Натурщица"


В.Барт "Двойной автопортрет"


А. Шевченко «Женщина в красном (Портрет жены художника Н.С.Псищевой-Шевченко)»

Издан: Ослиный хвост. Каталог выставки картин группы художников Ослиный хвост. М., 1912.

Выставка организована М.Ф.Ларионовым; вторая (после «Бубнового валета» зимой 1910–1911) из серии его четырёх знаменитых выставок живописи авангарда начала 1910-х. Смысл эпатажного названия выставки связан с известной в кругах художников историей об ослике из Парижа, который кистью, привязанной к его хвосту, создал картину, якобы признанную художественной критикой за шедевр живописного искусства. «Ослиный хвост» был организован Ларионовым после его решительного разрыва с группой своих бывших единомышленников – художниками П.П.Кончаловским, А.В.Лентуловым, И.И.Машковым, создавшими в конце 1911 художественное общество «Бубновый валет». Выставка Ларионова открылась вскоре после второй выставки «Бубнового валета» в феврале 1912. В ней приняли участие его соратники – В.С.Барт, С.П.Бобров, Н.С.Гончарова, К.М.Зданевич, И.Ф.Ларионов, А.В.Шевченко; близкие в это время к Ларионову К.С.Малевич и В.Е.Татлин; молодые художники из Петербурга М.В.Ле-Дантю, В.И.Матвей, Е.Я.Сагайдачный; а также А.А.Моргунов, Н.Е.Роговин, И.А.Скуйе, А.В.Фонвизин, М.З.Шагал, А.С.Ястржембский. Одновременно с «Ослиным хвостом» и в том же выставочном помещении была развёрнута экспозиция петербургского объединения «Союз молодёжи», в ней участвовали В.Д.Бубнова, К.В.Дыдышко, А.М.Зельманова, Л.Н.Курчанинова, П.И.Львов, В.И.Матвей, Л.Я.Мительман, С.А.Нагубников, П.Д.Потипака, О.В.Розанова, Э.К.Спандиков, И.С.Школьник, П.Н.Филонов (вне каталога) и другие.

В.Е.Татлин. Матрос. 1911. Холст, темпера.71,5х71,5. ГРМ («Ослиный хвост». №257 по каталогу)

Н.С.Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911. Холст, масло. 104х97,5. ГТГ(«Ослиный хвост», №68 по каталогу)


Выставка открылась в новом выставочном здании МУЖВЗ на ул. Мясницкой. Провокационный и скандальный смысл названия «Ослиный хвост» проявился с самого начала: в день открытия в выставочном помещении возник пожар (его удалось быстро потушить); к тому же по требованию цензора из основной экспозиции были сняты религиозные произведения Гончаровой (тетраптих «Четыре апостола») и картина Филонова. Московская пресса своими публикациями о соперничестве «бубновых валетов» и «ослиных хвостов» также подогревала интерес публики к выставке. Но эти проявления эпатажного характера отнюдь не составляли основного её содержания. В историю искусства авангарда «Ослиный хвост» вошёл не столько благодаря скандальности названия, но главным образом из-за новаторского характера и высокого качества представленных на выставке живописных произведений.

Живопись художников-экспонентов «Ослиного хвоста» была выполнена в примитивистском стиле. В 1912 примитивистский период в творчестве лидера группы Ларионова достиг фазы зрелости и наивысшей силы художественного выражения. Это проявилось и в живописи Ларионова, представленной на выставке. Его экспозиция была значительна – более 40 произведений. Среди них выделялась серия полотен, созданных художником по мотивам его «несостоявшегося путешествия в Турцию». Для таких произведений серии, как «Турок» (1911–1912. ГТГ), характерно весьма изысканное цветовое решение композиции, но в то же время и определённый возврат к изображению радостных и идиллических сцен в черноморском пейзаже – теме уже закончившегося импрессионистического периода творчества. В «Турецкой сцене. Курильщице» (1911. Частная коллекция, Париж; вероятно, она же «Барышня и служанка» в каталоге выставки) примитивистская трактовка изображённых персонажей сочеталась с плоскостным, но при этом крайне изысканным, построенным на тончайших оттенках и нюансах цвета, решением фона картины.

На выставке было показано значительное количество полотен из «солдатской» серии Ларионова. Они были связаны с впечатлениями от военной службы, которую художник проходил с конца 1910. Многие из произведений, представленных на выставке, сейчас хорошо известны: «Утро в казармах» (1910. ГТГ), «Этюд близ лагеря» (1911. ГРМ), «Отдыхающий солдат» (1911–1912. ГТГ), «Казак» («Солдат на коне». 1911–1912. Галерея Тейт, Лондон). Для произведений «солдатской» серии, созданных на вершине примитивистского периода творчества Ларионова, характерно сочетание нарочито «приземлённых» сюжетов, взятых из повседневных армейских будней, с весьма изысканными и нетрадиционными живописными решениями. При этом Ларионов смело вводит в свои полотна такие элементы, как примитивный рисунок, заборные надписи или даже цифры на табличках с указанием номера воинской части. Особенно эпатажным и провокационным, вызвавшим негодование досужей газетной критики, стал его «Автопортрет» («Собственный портрет Ларионова». 1911–1912. Частная коллекция). Художник со смеющимся лицом изображён на нём в белой рубашке с расстёгнутым воротом, в картину введена надпись – как будто бы его собственноручная подпись.

Другие произведения Ларионова, показанные на выставке, также относятся к числу его лучших живописных работ. Среди них – «Причёска перед выходом на сцену» («Дамский парикмахер». 1910–1911. Частная коллекция), связанная ещё с предыдущей – «парикмахерской» – серией, или же «Цирковая танцовщица перед выходом» (1911. ООМИИ), в которой нашёл своё отражение интерес художника к провинциальным театральным афишам. В ряде других своих работ Ларионов пытался как бы расширить границы живописи, обращаясь к новым техникам передачи действительности («Моментальная фотография», «Фотографический этюд весеннего талого снега» и другие) или изображая не свойственные живописи прежде темы и проявления жизни («Женщина в синем корсете (газетное объявление)»). Наконец, такие произведения, как «Сцена (кинематограф)» (1911–1912. Центр Помпиду) и «Кёльнерша» (1911–1912. ГТГ), были созданы в приглушённой и отчасти монохромной цветовой гамме, с преобладанием мягкого белого цвета. В творчестве изысканного колориста Ларионова такое временное «затухание» интенсивности живописного цвета свидетельствовало о грядущих скорых переменах в его живописной манере.

Произведения других участников выставки также представляли богатые возможности примитивизма. Этого направления придерживались и другие мастера – соратники Ларионова. Ими были показаны довольно большие экспозиции примитивистских картин. В некоторых произведениях Шевченко, таких как несколько его «солдатских» полотен, также навеянных впечатлениями от военной службы, ощущалось определённое влияние творчества лидера группы – Ларионова. Другой вариант примитивизма (пожалуй, несколько более близкий к живописи художников «Бубнового валета») продемонстрировал в своих картинах Моргунов. В экспозиции Татлина привлекали внимание серия его «матросских» произведений, связанных со службой во флоте («Продавец рыб» и другие), и эскизы костюмов к постановке «народной драмы» «Царь Максемьян».

Значительный интерес вызвала обширная (более 50 картин) экспозиция Гончаровой. Многие из показанных художницей живописных произведений относятся к лучшему как в её наследии, так и в живописных достижениях русского примитивизма. Это её религиозные произведения (тетраптих «Четыре апостола» в связи с цензурным запретом демонстрировался в отдельном помещении), сцены из крестьянской жизни («Крестьяне, собирающие яблоки», «Жатва», «Хоровод» и другие), натюрморты. В своих произведениях Гончарова смело использовала элементы народного искусства – иконы, лубочной картинки или даже расписных жестяных подносов («Курильщик» (стиль подносной живописи)»). Художница представила на выставке как серии произведений, созданных на один сюжет, так и полиптихи, состоящие из нескольких частей. Интересные возможности дальнейшего развития живописи авангарда демонстрировали её полотна из серии «Художественные возможности по поводу павлина»: в них изображение птицы было выполнено поочерёдно в «китайском стиле», «египетском стиле», «стиле русской вышивки», а также в современной манере – «стиле кубистов» и «стиле футуристов».

Свою вариацию примитивистской живописи представил на выставке Малевич. Показанные им произведения «крестьянского цикла» («Уборка ржи», «Похороны крестьянина», «Крестьянки в церкви») стали важнейшим этапом в его творческом развитии. В своих оригинальных произведениях, созданных в период «Ослиного хвоста», Малевич оказывается отчасти близким к примитивистскому творчеству Гончаровой и сопоставим с ним в гораздо большей степени, нежели с творчеством других участников группы. Другие картины Малевича были связаны с городской жизнью. Такие его произведения, как «Мозольный оператор в бане», «Аргентинская полька», отличаются красочностью и смелостью в выборе темы и в композиционном решении, в то же время для них характерна определённая эпатажность.

Выставка «Ослиный хвост» вызвала большой интерес публики и значительное количество откликов в прессе; из многочисленных публикаций заслуживает быть отмеченной рецензия М.А.Волошина (Ослиный хвост // Русская художественная летопись. 1912. №7. Апрель).

Литература:
  • Литература: Лобанов 1930; Александр Флакер. Ослиный хвост. Об одном самоименовании // Памяти Харджиева 2000; А.А.Стригалёв. О выставочной деятельности петербургского общества художников «Союз молодёжи» // Волдемар Матвей и «Союз молодёжи». Отв. ред. Г.Ф.Коваленко. М., 2005; Поспелов 2008; Иньшаков 2010.;