План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Контрольное сочинение по картине А.А.Рылова "Полевая рябинка". Сочинение по картине «Полевая рябинка» Рылова

Выдающийся художник начала XX века Аркадий Александрович Рылов родился 17 (29) января в селе Истобенское Вятской губернии. Отец Рылова тяже­ло болел, поэтому мальчик воспитывался в семье отчима. Детство и юность Рылова прошли в Вятке. С детства Рылов очень любил природу, восхищался её красотой.

Аркадий Александрович Рылов широко известен своими замечательными пейзажами: «В голубом про­сторе», «Зелёный шум». Радует взгляд и поднимает настроение его пейзаж, написанный в 1922 году - «Полевая рябинка». В этой картине А. А. Рылова как бы объединились все символы истинно русской при­роды: берёзы, ивы, рябина, полевые цветы, голубая речка и чистый небосвод, бескрайние луга и поля, ко­торые в разные времена восхищали и вдохновляли на творчество великих русских поэтов, писателей и ху­дожников: С. Есенина, И. А. Бунина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи и многих других.

На картине А. А. Рылова «Полевая рябинка» пе­ред нами предстаёт ещё один милый сердцу русского человека уголок родной природы, такой знакомый и родной, освещённый лучами яркого летнего солнца. На переднем плане располагаются скромные, но яр­кие и радующие глаз полевые цветы: пижма, которую в народе называют полевой рябинкой, и ромашка. Жёлто-оранжевые корзиночки пижмы, разбросанные по всей полянке, ярко выделяются среди общего пей­зажа. Её темно-зелёные изумрудные резные листья контрастируют со светлой зеленью луговой травы. Белые полевые цветы придают нежность цветочному ковру, добавляют света и оживляют его.

Слева на картине расположились заросли ряби­ны. Её тяжёлые ветки красными гроздьями скло­нились над водной гладью реки. Справа виднеется белоствольная русская красавица - берёза. Лёгкий летний ветерок слегка колышет её ярко-зелёные ли­сточки. Кроме берёзы художник изобразил плакучую иву, склонившуюся над речкой, которая расположи­лась вдоль всей картины широкой светло-голубой лентой. На реке нет волн. Речная гладь, как зеркало, отражает плывущие по небу белые кучевые облака и небесную лазурь. Противоположный берег украша­ют многочисленные заросли кустарника с листвой оттенков от темно - до светло-зелёного. Далее ху­дожник изобразил бескрайние луга ярко-зелёного цвета. На дальнем плане можно увидеть деревья изу­мрудно-зелёного цвета и просторы полей, на одном из которых расположился стог сена. Картина наполнена воздухом, чувствуется летний зной и необыкновенное пространство.

Глядя на этот простой, скромный и, вместе с тем чудесный пейзаж невольно восхищаешься красотой родной природы, ощущаешь её прелесть и неповто­римость в любое из времён года, а солнечные яркие краски лета поднимают настроение и заставляют улыбнуться, забыв про все невзгоды. Своим замеча­тельным пейзажем «Полевая рябинка» А. А. Рылов призывает всех людей обращать внимание на красо­ту и неповторимость родной природы, побуждает её ценить и беречь.

Аркадий Александрович Рылов - замечательный и удивительный художник двадцатого века, чьи картины всегда будут восхищать и поражать людей. Выдающийся живописец родился в середине января в небольшом селе Истобенкое, которое уютно и незаметно раскинулось на лоне природы в Вятской губернии. В детские годы будущий известный живописец ухаживал за своим отцом, который сильно болел. После его смерти он жил вместе с матерью и отчимом, но потеря отца оказало большое влияние на всю жизнь одаренного художника.

Детские и юношеские годы художника Рылова прошли в красивейших и живописных местах - на Вятке. Живописец всегда любил природу, любил наблюдать за ней, восхищался ее красотою. Впоследствии все эти прекраснейшие и живописные пейзажи нашли отражение в его картинах. Большая часть из них известна всему миру. Но особое место в живописной и талантливой галерее художника занимает полотно, написанное Аркадием Александровичем в 1922 году. Оно называется «Полевая рябинка».

В своем прекрасном полотне художник Рылов объединил все символы, которые были присущи русской природе. Например, живописец показал в своей картине много деревьев. Это и березы, ивы, но большое внимание он уделил простой и непритязательной рябинке, которая оказалось такой прекрасной и очаровательной.

Все эти элементы природы: и деревья, и речка, быстрая и такая нежно-голубая, и чистейшее и ясное небо, и поля такие огромнейшие, что совсем не видно, где берут они свое начало и не видно, где же они заканчиваются - постоянно вдохновляли многих поэтов, писателей, художников. На картине Аркадия предстает прекраснейший уголок русской земли, который так мил и обязательно дорог для каждого русского человека.

Небольшой кусочек природы освещен яркими солнечными лучами. Летний день находится в самом его разгаре. На первый план своего полотна живописец поместил полевые цветы. Они цветут, но цвет их скромный и яркий. Видя их, любой зритель сразу же обращает на них внимание, так как они поднимают настроение. Такие неброские, но красивые цветы называются пижмой, а в народе их зовут полевой рябинкой. Кое-где среди пижмы выглядывает и ромашка, которая словно старается внести в это чудесное разнообразие белый цвет и разнообразие.

Корзиночки пижмы яркого цвета разбросаны по всей небольшой полянке, заросшей полевой травой. Но желто-оранжевые цветы полевой рябинки ярким пятном выделяются во всем многообразии этой травы. Но смотрится эти необычные полевые цветы очень гармонично на этой полянке, так как у пижмы удивительные резные листья, которым своим темно-зеленым цветом прекрасно гармонируют с остальной луговой зеленью.

Среди пижмы ярким светлым пятном выделяются белые цветы, которые придают особую нежность всему этому удивительному и восхитительному цветочному ковру. Они словно озаряют его прекраснейшим светом и немного оживляют его, придают особый цветовой колорит.

Слева от центральных образов на картине художника расположились небольшие и не очень густые заросли рябины. Ее тяжелые и ярко-красные гроздья низко и грациозно склонились над водой, отражаясь на гладкой и спокойной речной глади.

Справа от центральных образов уютно расположилась береза, которая своим чистым белым стволом добавляют в эту картину не только напоминание о том, как прекрасна русская земля, но и создает некий уют и комфорт. Свежий легкий ветерок немного колышет ее маленькие и хрупкие листочки, которые необычного яркого цвета. Зеленая листва березы напоминает каждому зрителю о том, что Россия - это не только великая страна, но и еще живописный уголок мира, где так много прекрасного и неизведанного.

Но не только белоствольную красавицу изобразил художник, на полотне есть и плакучая ива, которая аккуратно растет над рекой. Словно тесные ряды расположилась ива прямо на берегу светлой и ясной реки. А речка в картине выглядит в окружении таких деревьев особенно прекрасной и прелестной, так как на речной глади совсем нет волн.

А в зеркальной речной глади отражаются облака. На картине живописца Аркадия Рылова плывут серебристые и белые облака, которые на гладком и ясном лазурном небе кажутся кучерявыми. Приметен и противоположный берег речки, на котором много небольших кустарников. Листва у кустарников разного оттенка: от темно-зеленого до светлых оттенков этого же цвета. А вдалеке виднеются бескрайние луга. На полотне они изображены невероятного яркого и насыщенного цвета.

А кругом замечательно расцветают поля, имеющие необычный и удивительный изумрудно-зеленый цвет. Видно, что на одном из отдаленных полей расположился небольшой стог, который напоминает о свежести природы, о ее красоте.

Глядя на эту живописную картину Аркадия Рылова, зритель невольно будет восхищаться той красотой, которую передал художник. Он сам станет ее большой частью, которая в любое время поднимет настроение и заставит забыть обо всех неприятностях. Он призывает любить свою родину, беречь и охранять.

Тема: Контрольное сочинение по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка»

Цели:

  • формировать умение описывать изображённый на картине пейзаж;
  • проверить ЗУН по составлению текста-описания.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Анализ сочинений по картине В.М.Васнецова «Три царевны подземного царства».

3. Сообщение темы урока, постановка целей.

4. Краткие сведения о художнике и его творчестве (презентация).

Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в (- ) - русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.

А. А. Рылов был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи .

С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств , с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года).

Рассматривание репродукций картин художника (презентация)

5.Подготовка к описанию.

Картина, которую вы будете описывать сегодня называется «Полевая рябинка». Как вы думаете, что изображено на этой картине?

Откройте приложение и рассмотрите картину. Ваши впечатления.

Какое время года изображено на картине?

Узнали ли вы растение, изображённое на переднем плане?

(Это пижма. Просмотр изображения растения. Лекарственное растение, цветущее летом в средней полосе России. В народе пижму называют полевой рябинкой)

Где растёт пижма на картине Рылова? (Это средний план картины)

Что изображено на заднем плане?

Как называются картины, на которых изображается природа? (Пейзаж)

Для того, чтобы описать пейзаж, изображённый на картине, надо в него «погрузиться». Что это значит?

  • -- Дайте лексическое значение слова колорит. (Колорит – 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета...)
  • Замените слово колорит синонимичными. (Цвет, тон, краски, окраска.)
  • Найдите в «Словарике эпитетов», каким может быть колорит? (Бедный, богатый, насыщенный, многокрасочный, светлый, тёмный, праздничный, радостный, нарядный, сдержанный, тусклый, однотонный, бл ёклый, приглушённый, спокойный, мрачный.)
  • Назовите те эпитеты, которые подходят для описания картины «Полевая рябинка».

6. Составим план описания картины.

  1. Сведения о художнике. История написания картины.
  2. Описание картины:
    а) изображение зарослей рябинника;
    б) тихое журчание речки;
    в) бескрайние просторы.
  3. Особенности колорита картины.
  4. Настроение, которое вызывает картина.

7. Самостоятельная работа по картине.

Приступая к работе над сочинением, воспользуйтесь справочными материалами.

Справочные материалы.

При написании текста сочинения помогут:

а) Слова и словосочетания со значением места:

  • слева от … виднеется;
  • прямо перед нами изображены... ;
  • задний план занимает... ;
  • вдалеке открывается... .

в) Вопросы:

8. Создание текста сочинения (самостоятельная работа)

9.Домашнее задание.

Упр. 123 (с.56)

Сочинение по картине А.А. Рылова "Полевая рябинка""

Передо мной репродукция пейзажа А.А. Рылова "Полевая рябинка», написанная им в 1922 году, также как и картины "Островок","Берёзовая роща","Домик с красной крышей" и другие.
Знойный полдень. Лето в разгаре. На переднем плане густые заросли скромных, но ярких полевых цветов: жёлто-красные зонтики, белые нежные веточки кашки. Такой пышный ковёр трав и цветов, что так и хочется упасть и спрятаться в нём!
Слева, наклонившись к реке, вьющейся широкой лентой, стоит нежная рябинка, опустив в воду жёлто-красные сочные кисти. Берега реки не видно, он зарос густой травой,
Справа, в густой траве, вдоль берега - белоствольные берёзки, они также наклонили свои ветви к реке.
На противоположном берегу видны густые заросли кустарника. Для них художник не пожалел почти все оттенки зелёной краски. А за ними - раздолье бескрайнего поля, над которым плывут пышные бело-серые облака.
Картина написана яркими разноцветными красками, но преобладает зелёная и жёлто-красная, переходящая в оранжевую.
Художник выбрал необыкновенно уютный уголок русской природы, в которой царит атмосфера праздника знойного летнего дня. Мне очень понравилась эта картина мастера русского пейзажа Александра Аркадьевича Рылова. Она вызывает радость и восхищение русской природой.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


  • на переднем плане художник пишет... ;
  • задний план занимает... ;
  • вдалеке открывается... .
  • б) Образно-выразительная лексика.

    Знойный полдень, лето в разгаре, загореться ярким огнём, полыхать золотом, нарядные цветы, жёлто-красные кисти рябинника, широкая лента реки, тёмные силуэты берёз, просторы полей, неизмеримое небо, пышные облака, радостное чувство, атмосфера летнего праздника.

    в) Вопросы:

    1) Определите, какое время года изобразил художник на картине? Подумайте, какое время дня?

    2) Опишите передний план картины (рябинник, белые полевые цветы, траву).

    3) Как вы думаете, какое настроение создаёт пейзаж на среднем плане?

    4) Опишите задний план картины (поле за речкой, небо, облака).

    5) Подумайте, какую роль играет в пейзаже А.А.Рылова цвет?

    6) Какое настроение вызывает картина и почему?

    г) Ответ на какой вопрос содержат следующие предложения?

    1) Природа в картине А.А.Рылова предстаёт в пышном праздничном цветении. Колорит на полотне художника выступает средством эмоционального воздействия и помогает ощутить красоту самых обыкновенных российских уголков природы.

    2) Пейзаж наполняет душу радостным чувством. Художник открывает нам красоту скромных полевых цветов, призывает нас насладиться тишиной и яркими красками скромного пейзажа. А.А.Рылов сумел создать удивительно трогательный образ дорогой сердцу каждого русского человека родной природы.


    Тонкий, проникновенный художник, замечательный педагог, Аркадий Александрович Рылов внес значительный вклад в развитие русской советской живописи. Мастер пейзажного жанра, он оставил множество пленительных зарисовок чудесной русской природы, запечатлев ее непритязательную красоту и нежность. Природа у Рылова – не просто фон, а самодостаточная «героиня» с присущими ей в тот или иной момент настроением, переживаниями, состояниями. Давайте же и мы прикоснемся к творчеству поэта кисти и красок!

    История шедевра

    Тема нашей с вами беседы - описание картины Рылова «Полевая рябинка». Она интересна не только сама по себе, но и историей создания, той обстановкой, в которой мастер работал. В крайне напряженном для молодой советской России 1922 году, когда еще полным ходом полыхала Гражданская война, страна была погружена в хаос разрухи, голод и жестокий террор, художник пишет удивительное по своей гармоничности, доброте и умиротворению полотно. Собратьями по искусству и зрителями оно было принято с горячим одобрением и сочувствием. На людей, уставших от социальных катаклизмов, с небольшого по размерам живописного произведения пахнуло совсем иным, таким родным и близким. Описание картины Рылова «Полевая рябинка» поможет почувствовать совершенно особую энергетику, которую излучало полотно, чем и пленила работа художника зрителей. Беззаботность, душевное спокойствие, расслабленное дремотное состояние жаркого летнего дня, пьянящий запах луговых цветов и трав и мерный плеск реки – вот та обстановка, в которую переносит нас этот пейзаж. Конечно, словесное описание картины Рылова «Полевая рябинка» не заменит ее живого созерцания. Но поможет представить общий характер и отдельные детали. А главное – понять, что же руководило художником и почему именно этот уголок природы захотелось ему запечатлеть. Ныне пейзаж находится в одном из выставочных залов Государственного Русского музея в Петербурге.

    Передний план

    Начнем описание картины Рылова «Полевая рябинка» с рассмотрения переднего плана. На нем изображена «главная героиня» полотна – цветущая пижма. Интересно, что художник выбрал не традиционное дерево рябины, а кустарник, растущий на лугах, по берегам рек и озер. Почему? Наверное, потому, что к нарядной, броской красоте деревьев с полыхающими бусинами ягод зритель уже привык. А художника пленила именно скромная, но очаровательная полевая рябинка. Рылов, искренне влюбленный в неброскую русскую природу, хотел подчеркнуть, что и вот такие обычные пейзажи по-своему хороши и исполнены прелести. И ведь верно! Посмотрите, как привольны и раскидисты ветви кустов пижмы, какая сочная темная зелень листьев и как ярким золотом на их фоне сияют желтые соцветия! Кажется, что их поцеловало солнышко, осыпав золотой пылью. И как живо покачивают рядом с рябинкой своими белоголовыми венчиками кусты луговой кашки! Вообще, буйство растительного царства на картине поражает. Густая, высокая, нетронутая косой трава всех оттенков зеленого, мягкая и душистая, так и манит лечь в нее и дремать, наслаждаясь покоем.

    Боковые планы

    На картине не только пижма выступает своего рода опознавательным знаком исконно русского сельского пейзажа. Уголок, облюбованный автором, обрамлен молоденькими березками. Тонкие, хрупкие деревца сонно покачиваются под дуновением полуденного ветерка. Кажется, их тоже разморило жаркое солнце, погружая в сладкую дремоту. Белые стволы выглядят беззащитно, и у нас возникает опасение: как бы ветер-шалун, разгулявшись на приволье, не сломал их! Такая незначительная на первый взгляд деталь показывает нам, насколько внимателен и точен Рылов-художник, как тонко улавливает он динамику состояния природы.

    Задний план

    Вдоль заросшего разнотравьем и березками берега неспешно течет небольшая река. Ее вода ярко-синяя, словно впитала в себя всю голубизну летнего неба. Отчетливо виден и противоположный берег, на котором особняком стоят группки деревьев и также колосятся травы. Луговые и полевые дали простираются дальше. А над ними плывут пышные паруса облаков. От чудного пейзажа веет свободой, вольным воздухом и счастьем бытия.

    Аркадий Рылов известный живописец. В своих работах он воспевал красоту родных земель. Гимн лету прослеживается в его картине «Полевая рябинка».

    Жизненный путь художника

    Семья Аркадия Рылова была далеко от творчества. Отчим будущего художника был нотариусом. Но Рылова тянуло к природе и рисованию. Он часто зарисовывал пейзажи родного края. Уже в детстве Аркадий учился подбирать цвета, смешивать палитру.

    Когда Рылову исполнилось 24 года, то он поступил в академию искусств. Его наставником стал знаменитый живописец А. И. Куинджи. Этот художник лучше всех разбирался в свете и тени. Он научил юного Аркадия больше времени проводить в единстве с природой. Также Куинджи настаивал на восприятии целостной композиции, а не отдельных деталей. Он учил Рылова всегда рисовать с натуры.

    Полотно «Полевая рябинка» увидело мир, когда автор был в достаточно зрелом возрасте. Рылову было 52. В это время он был состоявшимся художником, успел покорить мир. И вот весь свой опыт автор вложил в изображение прелестных летних цветов.

    Особенности картины

    На картине можно увидеть лето в разгар сезона. Центром полотна являются цветки пижмы. В народе ее называют полевой рябинкой, так как форма листьев напоминает дерево рябину. Ее часто превозносят во многих фольклорных работах.

    Чуть дальше можно заметить реку. Она обладает насыщенным голубым цветом. Это обусловлено тем, что в ней отражается небо. По нему мягкой ходой ступают белоснежные облачка. Над берегом реки можно заметить несколько березок. Они смиренно склонились над водяной гладью. Из-за ветра, который бушует у реки, форма ветвей немного исказилась. Листья березок тихо шелестят. Если прислушаться, можно услышать этот шум. Хочется быстрее скинуть обувь и побежать вдоль берега. На другом берегу над водой расположился небольшой кустарник. Наверняка, там прячется рыба и кузнечики.

    Чтобы передать атмосферу летнего денька, художник использовал разные цвета. Он старался сделать картину контрастной, выделить акцент. Главным цветом автор сделал желтый. Вокруг него создавались мягкие переходы оттенков. Благодаря этому полотно выглядит интересным и живым.