Понятие профессия, специальность, квалификация. Разница между специальностью и квалификацией

В англоязычной среде различают понятия «профессия» (profession) и «занятие» (occupation). Термин профессия применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды профессиональной деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия – понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности являются также социально-профессиональная компетентность, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей.

Специальность – это комплекс приобретенных специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии, путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы. Т.о., специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Например: профессия - врач, специальности – терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия – инженер, специальности – конструктор, технолог, металлург и др.; профессия – слесарь, специальности – сантехник, электрослесарь, слесарь- инструментальщик и др.

Специализация – еще большая детализация специальности.

Например: профессия – психолог; специальность – возрастной психолог; специализация – возрастной психолог, работающий с пожилыми людьми.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Выделяют два основных вида:

Формальная (отражается в званиях, тарифных разрядах и т.д.)

Реальная (как на самом деле работает человек)

Часто обнаруживается несоответствие между формальной и реальной квалификацией, что порождает производственные конфликты.

В последние годы существенно обогатилось понятие «квалификация». Помимо знаний, умений и навыков по конкретной специальности в квалификацию работника включаются профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.

К профессионально важным качествам относятся: ответственность, надежность, коммуникативность, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию решений и др. Продуктивное выполнение конкретной профессиональной деятельности требует, как правило, реализации 5-7 профессионально важных качеств.

Должность – обычно употребляют в 2-х смыслах:

Должность как разновидность руководящей работы

Должность – любая официально фиксируемая работа.

Например: директор школы – и должность и профессия (менеджер в системе образования); учитель химии – и должность (есть должностная инструкция), и специальность, и профессия.

Трудовой пост – это не конкретное место. Есть составляющие трудового поста (структура хорошей должностной инструкции):

Фиксированная цель труда;

Фиксированный результат труда;

Фиксированные условия труда;

Фиксированный предмет труда;

Фиксированные средства труда;

Фиксированные обязанности (зона ответственности);

Фиксированные права работника.

Это все психологическое понимание. А есть бюрократическое понимание. Что, по сути, неграмотно, но никто не хочет бороться с бюрократией.

Например: Факультет психологии МГУ, при выдаче дипломов пишут: специальность – психология; квалификация – преподаватель психологии.

Вопрос 3 Динамика мира профессий .

Разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других древних государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции и последующий технический прогресс привел к значительному увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г были приведены характеристики 21741 профессии и около 40000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г было занесено 9333 профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник в нашей стране объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают ситуацию, сложившуюся ко времени их составления, но на момент выхода в свет уже нуждаются в корректировке, т.к. мир профессий весьма динамичен.

Назрела необходимость пересмотра устоявшихся названий профессий, содержание труда которых существенно расширилось (уборщица – «оператор уборочных машин» или «техник по интерьеру»; проводник пассажирского вагона; делопроизводитель)

Имеется группа «вымирающих» профессий, которые еще долго будут существовать на небольших кустарных предприятиях; названия этих профессий отражают ремесленные формы труда, его цеховое разделение – старатель, скорняк, шорник. Эти профессии можно объединить в группы ремесленных видов труда, профессии народных промыслов.

В последние десятилетия кардинально обновились техника и технология производства:

Интеллектуализация труда и производства в целом за счет интеграции науки, техники и производства;

Усложнение техники и технологии за счет наукоемких технических систем: электроники, пневмотехники, хромотроники и др.;

Развитие технико-технологического базиса современного производства и перемена труда, что ведет к стиранию граней профессий и становлению интегративных способов деятельности, выходящих за рамки одной профессии;

Универсализация технических устройств на базе новейших технологий, повышающих многопрофильность и многоцелевую совместимость орудий труда.

Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности, возникает необходимость во введении названий новых профессий и определение их характеристик, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.д. Номенклатура новых профессий складывается стихийно, они с большим опозданием попадают в официальные справочники – менеджер, промоутер, супервайзер, мерчендайзер и т.д.

Преодоление перечисленных недостатков в мире профессий возможно при наличии специалистов – конструкторов профессий – они могли бы решать задачи по проектированию новых профессий, определению назначения и содержания труда, требований к образованию, уровню квалификации, условий труда и противопоказаний, конструирование профессиограмм, квалификационных характеристик, должностных обязанностей.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «трудовой пост»?

2. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий: «профессия», «специальность», «квалификация».


Похожая информация.


Профессиональное поле – сфера трудовой деятельности рабочих или специалистов.

Профессиональное обучение - основа профессиональной подготовки студентов. Оно должно вырабатывать у них прочные знания, умения и навыки, которые обеспечивают качественное и количественное выполнение работ, а также умение использовать новую технику, современную технологию и передовые методы труда.

Профессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

Специальность – конкретизация вида трудовой деятельности в рамках

данной профессии.

Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учётом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п. Так, базовая профессия «слесарь» подразделяется на такие виды: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь по контрольно-измерит. приборам и автоматике и т. д.; базовая профессия «врач» включает такие С., как врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-хирург и т. д. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с науч.-техн. прогрессом. С. - наиб, подвижный элемент в системе проф. разделения труда. В то же время расширение проф. профиля работников часто идёт путём интеграции двух или неск. связанных между собой С.

Квалификация – уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определённой степени сложности в конкретном виде деятельности. Это подготовленность индивидуума к профессиональной деятельности.

Теоретич. знания, соответствующие определённому уровню К., включают как общеобразовательные, так и специальные, объём которых зависит от формы и продолжительности соответствующих занятий. Подготовка рабочих кадров осуществляется в уч. заведениях системы проф.-тех. образования и непосредственно на производстве; дипломированных специалистов - в высш. и ср. спец. уч. заведениях; науч. кадров - в аспирантуре и докторантуре.

Практич. навыки осваиваются в ходе выполнения соответствующих работ путём их многократного повторения, в результате чего вырабатывается прочный динамич. стереотип. Первоначальные навыки формируются в ходе обучения, выработка устойчивых проф. навыков зависит от опыта работ в том или ином виде проф. деятельности и обычно характеризуется стажем работы по профессии.

Квалификационная структура – иерархия ступеней квалификации.

В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями:

1ст.- предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах;

2ст. - основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; 3ст. – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования;

4ст. – предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: проф.лицеях, учреждениях среднего проф.образования (базовый и повышенный уровень), колледжах;

5ст. – соответствует различным уровням высшего и послевузовского проф.образования.

Показателем К. рабочего является квалификац. разряд (класс, категория), которрый присваивается ему по конкретной профессии в соответствии с требованиями тарифно-квалификац. характеристик этой профессии. Квалификационный разряд присваивается служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации, которые указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям.

Квалификационный разряд имеет немаловажное значение. Оплата труда работникам на предприятии, в организации производится с учетом квалификационного разряда, т.е. с учетом уровня профессиональной подготовки и от затраченных сил. Так, если у какого-либо работника повышается уровень профессиональной подготовки, пропорционально повышается и его заработная плата, и наоборот. При подборе и расстановке кадров на производстве также учитывается квалификационный разряд.

Профессия, присваиваемая по завершении обучения, указывается в документе об образовании, который в соответствии с Законом о занятости даёт право на работу согласно профилю и уровню полученного образования. Офиц. наименование П. или должность работника указывается в трудовой книжке.

Ключевой составляющей стандарта профессионального образования является квалификация, которая характеризуется ступенью и уровнем.

Уровень квалификации – степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются:

– объем и диапазон знаний и умений;

– качество знаний и умений;

– способность рационально организовывать и планировать работу;

– способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

Требования к различным уровням квалификации применительно к конкретным профессиям и специальностями регламентируются соответствующими документами системы тарификации и аттестации.

Профессии рабочих, которым ранее были установлены тарифные разряды, тарифицируются в соответствии с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих с учетом внесенных в них дополнений и изменений

В России и др. странах СНГ состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификац. справочнике работ и профессий рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) - это нормативный документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве.

Тарификация работ должна производиться в соответствии с их сложностью без учета условий труда. В необходимых случаях УТ (тяжесть, вредность и др.) подлежат учету путем установления доплат к тарифным ставкам (окладам) на основе их оценки на рабочих местах в соответствии с перечнями работ по степени тяжести и вредности УТ, утверждаемыми соответствующими органами.

Перечень профессий включает номенклатуру профессий и специальностей, подготовка по которым регулируется на государственном уровне в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и определяет наиболее общие параметры обучения.

Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования. ОСТ 9 по 01.04-94

Перечень профессий и специальностей НПО является составной частью государственного стандарта начального профессионального образования, в него включены профессии, подготовка по которым определяется требованиями, устанавливаемыми на федеральном уровне.

В этом документе профессии ранжированы по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения.

Ступень квалификации – этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

Профессиональная характеристика, являясь описательной моделью профессии, определяет конечные цели профессиональной подготовки, обуславливающие ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к общей и профессиональной подготовке, контингенту обучающихся.

Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня и отражает:

– название профессии;

– интегрируемые специальности;

– номер профессии по Перечню;

– назначение и сферу применения профессии;

– основные виды деятельности в рамках профессий и группируемых

специальностей;

– теоретические основы профессиональной деятельности (требования к

знаниям);

– требования к личности рабочего (служащего), уровню его общего образования;

– специфические требования.

Профессиограмма – описание, характеристика профессии, основной источник (наряду с практическим знакомством) получения сведений о разных аспектах профессиональной деятельности.

Например: Дизайнер

Должен знать: скульптуру, рисунок, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии.

Профессионально важные качества:

· художественное воображение;

· пространственно-образное мышление;

· коммуникабельность;

· глазомер.

Квалификационные требования: художественно-промышленные училища, архитектурные институты и институты искусств.

Учебные заведения: Красноярский государственный художественный институт, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия

Медицинские противопоказания:

· нарушение координации движений рук;

· дальтонизм;

· дефекты зрения.

Недаром говорят, что труд облагораживает человека, особенно если работа приносит удовольствие и достаток. Материальная сторона профессии определяется такими понятиями, как специальность и квалификация. Чем они отличаются друг от друга и как определить разницу? Попробуем разобраться в этом вопросе, используя достоверную информацию.

Определение

Специальность – комплекс знаний, полученных в результате целенаправленной подготовки и подтверждённый соответствующим документом. Навыки и умения необходимы для того, чтобы успешно справляться с кругом обязанностей, исполняемых им.

Квалификация – уровень подготовки, присвоенный по результатам оценки независимой комиссией навыков специалиста и подтверждённый документально. Шкала мастерства представлена уровнями (разрядами), движение по которым происходит в вертикальном направлении.

Сравнение

Таким образом, специальность – это набор знаний, умений и навыков, а квалификация – уровень мастерства. Объём понятий существенно различается. Специальность – термин предельно широкий, куда входит и квалификация. У человека может быть несколько профессий, и в каждой из них – свой уровень мастерства.

Процесс их присвоения несколько отличается. Так, для получения специальности необходимо пройти обучение, а затем – сдать экзамен на практике. После того, как начинается профессиональная деятельность, можно говорить о наличии квалификации. Сначала это самый низкий уровень (разряд), а потом, по мере улучшения навыков, он начинает расти.

Подводя итог, отметим: специальность – это профессия, а квалификация – уровень мастерства. Как доказать, что соискатель действительно способен справиться с поставленными задачами? Подтвердить специальность можно дипломом, квалификацию – только практикой.

Выводы сайт

  1. Объём понятий. Специальность – понятие более широкое, в которое входит и уровень квалификации.
  2. Получение. Специальность присваивается лицу после того, как оно успешно прошло обучение и выдержало экзамены. Квалификация присваивается при получении профессии.
  3. Динамика. Специальность, полученная после обучения, остаётся навсегда. Уровень квалификации может меняться: как в лучшую, так и в худшую сторону.

Квалификация по диплому присваивается студентам государственной аттестационной комиссией вузов по итогам обучения после защиты или сдачи экзаменов и согласуется со специальностью.

Что такое квалификация по диплому

Квалификация по диплому – это статус выпускника, отражающий определенный набор знаний, умений, полученный за время учебы в вузе. После перехода на Болонскую систему высшие учебные заведения РФ присваивают квалификационные , специалиста и магистра, соответствующие уровням профессионального образования.

  1. Бакалавр. Степень присуждается по итогам четырехлетнего обучения в вузе по всем научным направлениям, кроме медицины. Дает право не только на профессиональную деятельность, но и предоставляет возможность получения магистерской степени.
  2. Специалист. Наиболее распространенная в образовательной системе квалификация. Подтверждает право на практическую деятельность на высоком профессиональном уровне и на обучение за рубежом по имеющимся международным соглашениям с целью соискания ученой степени. Обычно квалификация специалиста (юрист, бухгалтер, экономист, менеджер) присуждается после пяти или шести лет обучения в вузе. Диплом выдается во всех научных областях, включая медицину.
  3. Магистр. Для получения этой степени необходимо проучиться два года по программе, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на обучение могут бакалавры или специалисты любого направления. Магистерская работа должна быть независимым исследованием, проведенным под контролем научного руководителя. Квалификация магистра и специалиста дает право на и участие в программах для получения ученой степени.

Если квалификация по диплому бакалавра не совпадает с выбранным направлением в магистратуре, перед поступлением требуется сдача определенного экзамена.

Пример квалификации в дипломе

В дипломах выпускников программ бакалавриата и магистратуры в качестве квалификации указывается степень бакалавра (академического или прикладного) и направление, в котором выпускник может реализовать свои знания и умения. Например:

  • прикладной бакалавр экономики;
  • менеджмента;
  • магистр культурологии, юриспруденции, психологии.

В дипломе выпускников специалитета на первой позиции указывается полученная профессия (она и будет квалификацией), на второй – отрасль деятельности (специальность или направление высшего образования согласно перечню, утвержденному Минобрнауки), например:

  • инженер – специальность «строительство уникальных зданий и сооружений»;
  • экономист – «экономическая безопасность»;
  • провизор – «фармация»;
  • юрист – « »;
  • художник-постановщик театра – «сценография».

Выбор будущей специальности и места работы должен основываться на знании того, что такое квалификацию по диплому. Понимание сути понятия позволит не ошибиться при заполнении важных документов при устройстве на работу.

  • Агропромышленная интеграция и кооперация в сельскохозяйственном производстве (значение, понятие, виды)
  • Административное наказание: понятие, виды, правила назначения.
  • Профессия есть исторически сложившийся вид трудовой деятельности, требующий определенных ЗУН, приобретаемых в результате специального (профессионального) образования, профессиональной подготовки и опыта работы. Различают 3 типа профессии: универсальных, частично специализированных, узко специализированных. Современные профессии квалифицируются по объекту или предмету труда, по средствам труда, по условиям труда, по отраслям. В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий: человек-жив, природа (агроном, ветеринар), человек-техника (слесарь-сборщик, техник-механик), человек-человек (продавец, парикмахер, врач, учитель), человек-знаковая система (программист, языковед, математик), человек-худ.образ (актер, художник, музыкант). По условиям труда Е. А. Климов делит профессии на 4 группы: 1-Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ. 2-Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор Госавтоинспекции. 3-Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный. 4-Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м)воспитатель детского сада, учитель, следователь.

    Специальность - вид деятельности в рамках профессии комплекс приобретенных ЗУН, создающих возможность определенной деятельности в какой - либо отрасли производства, услуг, культуры, образования. Квалификация - степень и вид профессиональной подготовленности специалиста, наличие у него ЗУН, необходимых для выполнения им работы определенного уровня сложности и качества. Профессиональная квалификация - ступени и уровни профессиональной подготовленности специалиста к выполнению того или иного вида труда определенного качества и сложности(разряд). Ступень квалификации - это этап подготовки кадров в системе непрерывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессионального образования, требуемого для освоения профессии (специальности). В лицеях СПО базовое, повышенное СПО, 5 ступень - среднее и общее образование -ВПО, бокалавриат, магистратура, послевузовское). Специализация- часть специальности в рамках которой она создается. Специализация предполагает получение более углубленных и расширенных ЗУН в различных областях деятельности по данной специальности.



    Профессиограмма - это описательная модель самой проф.деят-ти специалиста. Она вкл.-описание хар-ки профессии, условий труда, необходимых ЗУН, профессионально важных качеств, прав и обязанностей. Профес.хар-ка профессии - это описательная модель профессии, к-ая определяет цели профес.обучения выпускника, общие треб-ия к рез-там подготовки выпускников по спец-ти без относительно категорий и разрядов. Проф.хар-ка отражает пар-ры обучения профессии и находит свое отражение в стандартах по профессии. Проф.хар-ка включает: название профессии, шифр по классификатору, назначение профессии; квалиф-цию, содержат-ные пар-ры проф.деят-ти, перечень уч.элементов фед.компонента содержания.


    Профессиональное образование - социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности.



    Содержание профессионального образования - совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности общества, которые должны быть усвоены и к которым относят профессионально и педагогически адаптированные основы наук (опыт познавательной деятельности человека); совокупность ЗУН (опыт практической деятельности в определенных областях деятельности); профессионально и педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный структуре человеческой культуры; опыт творческой деятельности, опыт в области эмоционально-ценностных отношений (мораль, эстетика, право). Опыт познавательной деятельности фиксируется в виде ее результатов, которыми выступают знания. Опыт практической деятельности фиксируется в виде знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности, в виде способов профессиональной деятельности. Содержание обучения - составной компонент процесса профессионального обучения, отвечает на вопрос «Что подлежит усвоению».

    В содержание обучения входят следующие компоненты: научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; опыт осуществления способов деятельности, включающих в себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические умения и навыки; опыт творческой, поисковой деятельности. Содержание обучения определяется следующими нормативными документами: Государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом учебного заведения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.

    Вариантов содержания обучения может быть много, а содержание образования всегда «стандартно». Принципы построения содержания СПО: соответствие содержания СПО целям и ценностям СПО; соответствие содержания новейшим достижениям техники и технологиям; структурное единство содержания СПО на уровне циклов дисциплин; единство содержания с процессом теоретического и производственного обучения (содержание должно быть единым не только с целями образования, но и способами учебных и профессиональных действий, выступающих одним из компонентов содержания); единство содержания с процессом усвоения. Требования к содержанию: научность содержания - формирование точной картины мира, раскрытие реальных связей и отношений, правильное объяснение явлений и процессов, ознакомление с основными идеями научных теорий, лежащих в основе описания трудовых процессов. Т.о. наука - источник содержания образования; соответствие перспективам НТП - это выражается в опережающем характере подготовки, в реализации уровня выше уровня квалификации. Вывод: Т.о. требования к содержанию определяют три фактора: научно-технический, технико-технологический, производственно-экономический. На этой основе строится модель квалифицированного рабочего.

    Стр-ра содержания СПО подразделяется на обязательное (общеобразовательное и профессиональное) и факультативное. Проф.подготовка делится на 3 цикла дисциплин: Общетехнические (предметы, обеспечивающие изучение научных основ техники и технологии межотраслевого хар-ра), общепрофессиональные (ориентированы на опред. вид деят-ти межотраслевого хар-ра), профессиональные (прдметы, обеспнчивающие подготовку непосредственно по профессии-спецдисциплины). Проф.цикл делится на 2 части: базовые дисциплины (разрабатываются на основе федер.компонента стандарта) и специальные курсы (реал-ет регион.компонент и яв-ся продолжением базового курса).