Презентация на тему карась-идеалист план анализа. История создания сказок

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 3» г. Хабаровска Шестакова Лариса Николаевна

Цель: Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность определить тематику и художественные особенности сказок.

Задачи: Познакомиться с новыми фактами биографии писателя; Вспомнить основные понятия темы «Художественные особенности русской народной и авторской сказок»; Определить основные проблемы сказок Салтыкова-Щедрина; Найти приемы сатирического изображения действительности; Составить характеристику героев произведения.

Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе Н. Некрасов

А.И.Куприн «Исполин» Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю. «Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, - глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это - глаза Щедрина.] - Ваше превосходительство… - залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: - Раб, предатель и… Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило глаза, озвездило его зрачки молниями…»

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия "Приключение с Крамольниковым". В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем - и о муках русского подневольного литератора. "Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности".

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин"

«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции - не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности сатиры С.-Щ.: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. О чем же учил думать "детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин? "Дети изрядного возраста" должны возмужать и перестать быть детьми.

Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина? правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; бездуховность.

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем: а) Разные способы смеха: ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.

б) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. в) " Эзопов язык" - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. г) Гипербола - чрезмерное преувеличение.

Проблематика сказки (объект сатиры) Реалии времени Сатирические приемы

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.

Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.

Особенности образов сказки: Образы-символы; Своеобразие животных; Близость к народным сказкам; Сатирические приемы, использованные автором; Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер; Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика Художественные особенности самодержавие и угнетенный народ ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат"); отношения мужика и барина ("Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"); положение народа ("Коняга", "Кисель"); подлость буржуазии ("Либерал", "Карась-идеалист"); трусость обывателя ("Премудрый пискарь"); правдоискательство ("Дурак", "Христова ночь") фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика); гротеск (переплетение фантастики и реальности)" "эзопов язык" (иносказание и метафоричность); социальная сатира (сарказм и реальная фантазия); обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности); гиперболизация

"Сказки" - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок - 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Н.Некрасов

Домашнее задание: Анализ сказки (по группам) Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального


Слайд 2

Тема урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Слайд 3

План урока

  1. История создания.
  2. Жанровое своеобразие.
  3. Основные темы.
  4. Проблематика.
  5. Художественные особенности.
  • Слайд 4

    История создания

    Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.

    К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

    Слайд 5

    Жанровое своеобразие

    В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой.Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.

    Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

    Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

    Слайд 6

    Аллегория – иносказание

    • Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).
    • Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»).
    • Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
  • Слайд 7

    Основные темы

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.

    • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
    • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
    • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
    • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)
  • Слайд 8

    Проблематика

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

    Слайд 9

    Художественные особенности

    Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

    Слайд 10

    Ирония

    • Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
    • Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
    • Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
    • Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
  • Слайд 11

    Особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

    К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

    краткое содержание других презентаций

    «Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина» - Сколько человек упрекнули дикого помещика в глупости. Генералы. Жанр произведения. Куда собрались идти два генерала, чтобы найти пищу. Что снится дикому помещику. С кем помещик охотился на зайцев. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал. Как генералы мужика при себе удерживали. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху. На какой улице в Петербурге жили два генерала.

    «Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Группа сотрудников журнала «Отечественные записки». «История одного города». Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. Проблематика. Образование. Жанровое своеобразие. Основные темы. Идея Салтыкова-Щедрина. Мать писателя Ольга Михайловна. Дочь писателя. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Обилие впечатлений. «Вятский плен». История создания. Государственная служба.

    «Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Улица. Журнал «Отечественные записки». Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. М.Е.Салтыков-Щедрин. Центр литературной жизни. Характер его творчества. Детские годы. Этапы биографии и творчества. Время творческих достижений. Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. М.Е. Салтыков-Щедрин. Преемственные связи. Названия книг. Администратор. Тип художественной образности. Русский писатель.

    «Жизненный путь Салтыкова-Щедрина» - Родился в старой дворянской семье. Отечественные записки. Маловажность книг. Убежденный социалист. Крепостной человек. Жена писателя. Юный Салтыков. История одного города. Литературная деятельность. Вольнодумие. Творчество Щедрина. Московский дворянский институт. Господа Головлёвы. Михаил Евграфович. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

    «Жизнь и творчество Щедрина» - Жизнь, творчество. Жена писателя. Дом по Литейному проспекту. Творчество Щедрина. Дочь М.Е.Салтыкова -Щедрина. «История одного города». Господа Головлёвы. Сын М.Е.Салтыкова-Щедрина. Салтыков- Щедрин. М.Е.Салтыков в раннем детстве. «Отечественные записки». Отец писателя. Мать писателя. Арсенальная гауптвахта. Московский дворянский институт. Н.В.Гоголь.

    «Биография Михаила Салтыкова-Щедрина» - Писатель. Улица. История одного города. Ольга Михайловна. Состав редакции журнала. Михаил Евграфович с женой. В ссылке. Начало литературной деятельности. Творчество Щедрина. Мемориальная доска. Открытие памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину. Я люблю Россию до боли сердечной. Последние годы жизни. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Детство писателя. Открыт музей.

    «Сказки» - Физкультминутка Мы проверили осанку И свели лопатки. Много захочешь – последнее потеряешь. О животных. Какая пословица подходит к сказке «Зимовье зверей»? Народные сказки: «Теремок», «Гуси-лебеди». Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. Репка. Курочка Ряба. Волшебные сказки: «Золушка», «Спящая красавица».

    «Урок Сказка» - В голове моей опилки, Но Шумелки и Вопилки (А также Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки и так далее) Сочиняю я неплохо И-ног-да! Сказочные викторины: Парад сказочных человечков. Я мужчина в самом расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать. По всему известна свету Луковиц семья: Чиполлуча, Чиполлетто, Чиполлочьо, Чиполлото И, конечно, я!

    «Сказки в картинах русских художников» - Поездка в Северную Италию оказала большое влияние на развитие творчества Врубеля. Сказочная Русь. Гармоническое соединение фантастического и реального в картине "Царевна-Лебедь". Врубель Михаил Александрович. «Царевна – Лягушка» В.М.Васнецов. По окончании курса в Петербургском университете Врубель поступил в Академию Художеств.

    «Герой сказки» - Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Герои сказки «Конек-горбунок». Герой сказок – Иван-дурак. Яйцо должно было быть полным, как окружающий наш мир. Окружающий мир для нас становится сказочным. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Баба-яга в является «первой женщиной-космонавтом».

    «Проект сказки» - Отдохнём? Конец сказки. ПИСАТЕЛЬ (автор). Волшебная. Волшебный предмет. Проект «СКАЗКА». Бытовая. Начало (зачин). Испытатели. Испытание проекта. Экспериментаторы. Место. Виды сказок. Деление на группы постановка задачи. Методическая разработка урока по теме «Литературная сказка». Богатырская. Народ.

    «Сказки писателей» - К.И. Чуковский. Детям очень нравятся произведения Носова. Джанни Родари Повесть о луковом мальчике. В Солнечном городе Н.Н. Носова. Сказки помни и люби. Мероприятия, проведенные зав. библиотекой в 2006-2007 учебном году. Сказка – любимый жанр детского чтения. Ребята активно участвовали в игре. Литературный праздник, посвященный творчество К.И. Чуковского состоялся 15 марта в первых классах.