Виды пейзажа в живописи. Пейзаж

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

ПЕЙЗАЖ – это слово, которое обозначает, кроме общего вида местности и описания природы в литературе, один из жанров изобразительного искусства . Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек , полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи. В природном выделяют морской пейзажмарина », а художников, изображающих море, называют «маринистами») и космический, астральный – изображение небесного пространства, звезд и планет. Особое место в городском пейзаже занимает ведута – документально точное изображение. С точки зрения времени различают современный, исторический (в т.ч. руины – развалины археологических или исторических мест и памятников) и футурологический (картины будущего мира) пейзажи.

В узком и строгом смысле следует различать пейзаж и пейзажное изображение. Пейзаж – это «портретное» изображение натурного вида, того, что есть, что реально существует. Это как бы живописное или графическое «фотоизображение». Оно индивидуально и неповторимо, его можно подправить, деформировать, но нельзя придумать, сочинить. В отличие от него пейзажное изображение – это любые сочиненные с помощью воображения пейзажные виды. Термин «пейзаж» обычно означает и то и другое.

Пейзаж – это не просто изображение, но всегда художественный образ природной и городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся стилях пейзажного искусства.

Для каждого стиля – будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский – характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа.

В центре философии пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – природе и городу, и об отношении среды к человеку. Эти отношения могут трактоваться как гармонические и как дисгармонические. Так, например, Левитан в пейзаже Вечерний звон создает образ, в котором сливаются в гармонии и светлая радость природы и благостный душевный мир бытия и чувств людей. Напротив, в философско-символическом пейзаже (Над вечным покоем ) художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни.

Философская мировоззренческая трактовка образа определяет его эстетику. В Вечернем звоне это благостная, идиллическая красота , Над вечным покоем решена в стиле монументального трагизма, возвышенного в своей основе.

Философия и эстетика пейзажа лежит в основе его поэтики, живописных средств. Можно провести определенную аналогию между поэтикой пейзажа и поэтикой литературы. И там и здесь уместно различать лирику, эпос и драму. Если в Вечернем звоне мы видим лирическую вещь, где эстетические чувства выражаются как состояния природы, то в картине Над вечным покоем при всей ее лиричности (как во всяком пейзаже) мы ощущаем скорбное повествование эпического характера, проникнутого напряжением и драматизмом.

И.Левитан – пейзажист реалистического стиля, но предложенный способ трактовки его пейзажного творчества применим и к другим стилям. Например, классицистический пейзаж в целом исповедует гармонический образ, возвышенный и эпически-повествовательный, романтизм стремится вскрыть внутренние противоречия отношения человека и среды, ему присуща особая романтическая красота и лиризм.

Пейзажное искусство обнаруживает себя почти во всех видах и родах пространственных искусств. Среди видов преимущество отдается живописи и графике (книжные иллюстрации и др.), но пейзажные изображения встречаются и в архитектуре , в декоративном искусстве (росписи на стекле, фарфоре и т.п.) и в сценографии (декорационные пейзажи). Среди родов пространственных искусств пальма первенства принадлежит станковым произведениям живописи и графики, но монументальное искусство (росписи и мозаики) и прикладное искусство (народные художественные промыслы, мебель, сувениры и т.п.) также используют пейзажные формы.

Для модернистских течений современности характерно стремление к деформации пейзажного изображения, что часто является мостом для перехода к абстракциям, где пейзаж утрачивает свою жанровую специфику.

Евгений Басин

И графики , которого является местность, естественная или преображённая человеком.

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы, внутри пейзажного жанра различают: сельский и городской пейзажи ; архитектурный и индустриальный пейзажи ; морской и речной пейзажи .

Почему художники пишут пейзажи , когда так просто взять и сфотографировать понравившийся природный ландшафт? Чем же отличается живописны й пейзаж от фотографии местности?
Если портретист изображает человека не только с внешней, так сказать, физической стороны, но и его внутренний мир, то на пейзаже он изображает своё внутреннее состояние, свою душу. То есть, живописный пейзаж - это не только картина природы, это картина внутреннего мира художника. И в этом смысле пейзаж отличается от фотографии.Когда мы приходим на выставку, то мы смотрим на душу другого человека. Глядя на пейзаж , мы видим мир глазами художника.


Иван Шишкин, например, выписывал свои пейзажи до мельчайших деталей, так что от фотографии не отличишь. Однако не это главное, а то, что его душа выбирала именно этот вид, это состояние природы. Поэтому пейзажная живопись - это изображение видов природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием.

Сколько мы знаем волнующих откровений, связанных с этим жанром . Возьмём только наши отечественные имена - К. Саврасов, К. Коровин , А. Рылов, Н. Крымов, А. Пластов, А. Куинджи, Н. Рерих, И. Айвазовский и другие. Они создали прекрасную традицию русской пейзажной живописи .


Пейзаж - непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии. Скажем, импрессионисты ставили перед собой довольно узкие цели - передать воздух, свет, запечатлеть мерцание силуэтов. Русский же пейзаж в лучших его воплощениях всегда был прежде всего сосредоточением глубоких переживаний, острых философских идей.


В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико! Мы часто говорим: "левитановская осень", "шишкинский лес" или "поленовский пруд". Образы природы волнуют всех людей, рождая у них сходные настроения, переживания и раздумья.

Кому из нас не близки пейзажи русских живописцев : "Грачи прилетели" А. К. Саврасова, "Оттепель" Ф. А. Васильева, "Рожь" И. М. Шишкина, "Ночь на Днепре" А. И. Куинджи, "Московский дворик" В. Д. Поленова, "Над вечным покоем" И. В. Левитана? Мы невольно начинаем смотреть на мир глазами художников, раскрывших поэтическую красоту природы. Умение создать в пейзаже образ , передать самое характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы . Этим качеством, пожалуй, определяется и её место в истории мировой живописи . Русские пейзажисты всегда ставили перед собой задачу создания пейзажа -картины, которая по глубине замысла, по силе эмоционального воздействия по количеству "материала" для размышления не уступит многофигурной композиции.


Художники-пейзажисты видели и передавали природу каждый по-своему. Свои излюбленные мотивы были и у Айвазовского И. К. , изображавшего различное состояние моря, корабли и людей, борющихся со стихией. Его полотнам присущи тонкая градация светотени , эффекта освещения, эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу.

Природа, изображение которой представлено на картинах русских пейзажистов , не имеет ничего общего с равнодушно и бездумно воспроизведённым куском поля, леса или реки ради "красивости" того или иного мотива. В них всегда присутствует сам художник, его чувства, мысли, его ясно выраженное отношение к тому, что он изображает. Беря реальные предметы окружающей природы, пейзажист пользуется и композицией и цветовой характеристикой их, одно усиливая, другое приглушая, чтобы создать определённый

Искусство пейзажа имеет свою прекрасную и давнюю историю. Пейзаж вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. У каждого живописца свое видение мира.

Пейзаж получил распространение в живописи, графике и даже скульптуре.

Предпосылки пейзажа появились уже в эпоху неолита в наскальных росписях керамике и т. д. В искусстве Египта с развитием интереса к сюжетному повествованию, складывается восприятие природы как среды действия.

Древнеримская живопись, рождает самостоятельные пейзажи, которые появляются в иллюзионистических росписях, украшающие жилые покои.

Совсем иное впечатление производят пейзажи средневекового искусства. Причудливые горки, вздымающиеся на фонах византийских и древнерусских икон, зримо разделяют мир на земной и божественный.

Исключительно важное положение занимает пейзаж в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург - создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.

Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека.

Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы.

В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы. Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале 16 столетия. В Северной Европе в 16 веке пейзаж также завоевал в живописи прочные позиции. Джорджоне оказал значительное влияние на Тициана, позднее возглавившего венецианскую школу. Тициан сыграл большую роль в формировании всех жанров европейской пейзажной живописи. Знаменитый художник не оставил без внимания и пейзаж. На многих его полотнах предстают величественные образы природы.

Образы природы занимают важное место в творчестве голландского художника Питера Брейгеля Старшего. Произведения таких художников, как Х. Аверкамп, Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван Рейсдал, передают гордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов.

В 17 веке в Голландии получила широкое распространение одна из разновидностей пейзажного жанра - марина. В стране мореплавателей и рыбаков морской пейзаж пользовался огромным успехом. В числе лучших художников-маринистов: В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции также сыграло свою роль в развитии пейзажной живописи. В творчестве Д. Веласкеса есть пейзажи, отразившие тонкую наблюдательность великого испанского мастера. Веласкес виртуозно передает свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в европейском искусстве в 17 веке.

В 17 веке в искусстве классицизма сложились принципы создания идеального пейзажа. Классицисты трактовали природу как мир, подчиненный законам разума.

Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине 18 столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условности. Художники стремились показать зрителю естественную природу, возводимую в эстетическую.

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко. В отличие от классицистов они стремятся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Так, пейзажи фламандца Питера Пауля Рубенса передают мощь и красоту земли, утверждают радость бытия, вселяя в зрителей чувство оптимизма.

Пленэрные пейзажи Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея отражают глубокий интерес художников к изменчивой световоздушной среде. Произведения импрессионистов показывают не только сельскую природу, но и живой и динамичный мир современного города.

Видоизмененные традиции импрессионистов использовали в своей живописи художники - постимпрессионисты. С позиций монументального искусства представляет величественную красоту и мощь природы Поль Сезанн. Полны мрачного, трагического чувства пейзажи Винсента ван Гога.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие, напряженно звучные картины природы создавали фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.

Кубисты (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне и др.) выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм.

Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М.И. Махаева. Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русской живописи. Свою лепту в развитие пейзажа внесли современники Щедрина - М.М. Иванов и Ф.Я. Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников - М.Н. Воробьева, С. Ф. Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петербургу: его дворцам, набережным, каналам, паркам.

Развитие русской пейзажной живописи 19 века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом.

Развитие романтической пейзажной живописи первой половины 19 столетия происходило по трем направлениям: городской пейзаж на основе работы с натуры; изучение природы на итальянской почве и открытие русского национального пейзажа.

Одним из высших достижений русской реалистической живописи в пределах ее общей романтической направленности было искусство С. Ф. Щедрина. Именно у него особенно отчетлива реалистическая основа русского романтизма.

В первой четверти 19 работает ряд художников, специализирующихся на писании видов и местностей, городов и усадеб.

К 50 годам 19 столетия из всех течений русской романтической живописи на первый план и в число общественно значимых и всеми признанных жанров стал выдвигаться русский национальный романтический пейзаж. Течение русского романтического пейзажа - маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.

В 60-х годах, во второй период формирования реалистической пейзажной живописи, ряды художников, изображавших родную природу, становились значительно шире, и их все более захватывал интерес к реалистическому искусству. Одно из первых мест среди них по праву принадлежит В. Поленову.

Творчество И.И. Шишкина знаменует собой важнейший этап в развитии этого жанра. Шишкин не только овладел новыми, типично российскими мотивами в пейзаже, он покорил своими произведениями самые широкие круги общества, создав образ родной природы, близкий народному идеалу силы и красоты родной земли.

Особое место в русской живописи занимает творчество А.К. Саврасова, ставшего основоположником национального лирического пейзажа.

Небольшая по размерам работа " Грачи прилетели " по праву занимает место среди шедевров других художников 19 века. У Саврасова было много учеников и последователей, которых учил он внимательно присматриваться и изучать природу, не бояться выйти с этюдником на пленэр. Учил искать красоту в простых и несложных ландшафтах родной земли.

Во второй половине 19 века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан.

Импрессионизм вносит в пейзаж светозарную свежесть колористической игры, а символизм и модерн - любовь к декоративным обобщениям.

Пейзажная живопись 20 века связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.

В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж, интерес к этой разновидности пейзажного жанра особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского.

За долгую историю пейзажное искусство, постоянно обращавшееся не только к настоящему, но и к будущему, породило немало мечтаний, чаяний и надежд. И если оно в лучших образцах пребывает не просто декорацией, утехой для глаз, но поводам к творческому обновлению человеческого сознания, то можно с уверенностью утверждать: искусство это будет жить вечно. Выразительные и впечатляющие образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский, С. В. Герасимов, Н.М. Ромадин и др.

Белорусская живопись берёт своё начало на землях Великого Княжества Литовского. В 11-13 веках начинается строительство храмов, стены которых расписывались фресками или украшались скульптурой. Росписи до нашего времени практически не дошли, только небольшие фрагменты, которые практически не подлежат реставрации, можно только предположить, что в этих росписях мог присутствовать пейзаж.

Весомый вклад в историю развития белорусской живописи внесли мастера 15-17 веков. Особое место занимает иконопись этого периода. Возникает особая школа, которая оставила нам множество икон.

В Беларуси первые художники появились в 19 в. Основную профессиональную подготовку они получили на кафедре живописи Виленского университета, а затем и в Петербургской академии искусств. Среди них Я. Дамель. Одним из первых белорусских живописцев был И. Хруцкий. В своём творчестве он тоже обращался к пейзажу.

Во второй половине 19 века в пейзажной живописи нарастает реалистическая тенденция. Ярким представителем был А. Горавский.

Его пейзажные работы, как правило, называются конкретными адресами - "Почтовая станция Свислач", "Вечер в Минской губернии", что говорит о его приверженности писания с натуры.

В большинстве произведений таких художников, как А. Гаравский, Н. Селиванович, присутствует не только белорусская природа, но и города Беларуси, с приметными чертами быта простых людей. Любовь к своей родине и вместе с тем искреннее сочувствие лишенному народу, ярко проявляется во многих дореволюционных пейзажных произведениях, с их убогими патриархальными деревушками, пустыми полями и узкими лентами дорог.

На рубеже 19-20 веков появилась целая плеяда художников. Появились новые имена пейзажистов - Ф. Рущица, Г. Вейсенгофа, К. Стабровского и других.

Творчество Ф. Рущица рассматривают как яркую страницу польской национальной культуры. Такая точка зрения представляется односторонней и потому неверной. Известно, что творческая деятельность Рущица в основном протекала на белорусской земле. Здесь он создал свои произведения, в которых изобразил природу Белоруссии и жизнь белорусского народа. В его творчестве нашли отражение жизнь и быт белорусского народа, преломились традиции белорусской реалистической живописи.

Творчество Ф. Рущица представляет значительный интерес для белорусского искусствоведения. Стилистическая общность его живописи с живописью Г. Вейсенгофа, К Стабровского, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули и других художников, выросших и воспитавшихся в Белоруссии и затем внесших значительный вклад в белорусское, русское, польское и литовское искусство позволили говорить о Рущице как о представителе белорусской национальной школы живописи, которая в общих чертах уже начала складываться в конце 19 - начале 20 века.

Наивысший подъем живописи в Беларуси наступил на рубеже 19-20 вв., в период русской революции 1905 г.

Пейзажистам Белоруссии не были чужды достижения французских импрессионистов, внесших в живопись свет, воздух. Творчество названных художников Белоруссии не было равноценным. В процессе своего развития оно претерпевало значительные изменения. Особенно заметны эти изменения в период с 1907 по 1917 гг. После поражения революции 1905 г. многие художники отошли от реалистических позиций. Основой их творчества стали поиски в области формы.

Рассматривая Белорусский пейзаж 1890-1917 гг., нельзя обойти творчество тех пейзажистов, которые оставались на позициях академизма. Как правило, это были художники невысокой профессиональной культуры. Их полотна не отличались большим мастерством и поэтому не оставляли значительного следа в истории изобразительного искусства.

Дальнейшее развитие белорусский пейзаж получил в творчестве С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули и др. художников, начавших работать преимущественно в первые десятилетия 20 века. В творчестве названных живописцев - в композиционных мотивах, колорите, характере живописного построения - преобладают черты, связывающие их с белорусским искусством. В то же время пейзаж в живописи внес другие функции, во - первых в большинстве работ он служил вспомогательным материалам в произведениях художников и как правило оставался на уровне этюда с натуры. Во - вторых в пейзаже часто показывались мотивы камерного характера, возлюбленные уголки белорусской природы, или городские окраины.

Картины С. Жуковского отличаются утонченным изображением природы, мастерским использованием контрастов, на фоне колористической гармонии всей композиции, легкой декоративностью. Он показал в своих произведениях безграничное очарование родной природой, особенностью белорусской земли. Произведения художника эмоционально близки, "Плотина", "Осенний вечер".

Белиницкий - Бируля. Он много сделал для развития белорусской пейзажной живописи. Природу Беларуси художник воспринимал обострённо, тонко передавая её характерные особенности. Выработанный им своеобразный подчерк, ни с кем несравнимый, мягкий и лиричный. Всемирную известность получили его картины - "Весна идёт", "Осень". Именно он стал настоящим основателем белорусского пейзажа, тем мостиком, который объединяет традиции старых мастеров с находками современных белорусских пейзажистов.

Развитие изобразительного искусства Белоруссии в послевоенный период можно разделить на 2 наиболее характерных этапа, первый - 50 г., другой - конец 60, 70 года. Первый период в основном связан с творчеством художников старшего поколения - В. Волкова, У. Кудревича, Б. Звиноградского. Большой любовью к природе выделяются лирические пейзажи У. Кудревича "Цветущий луг", "Перед грозой".

Народный художник Беларуси В.А. Громыко принадлежит к старшему поколению белорусских пейзажистов, его работы "Золотые дороги Минщины", "Утро туманное", "Над озером", и др. Белорусские пригорки, леса, озера раскрываются разнообразно, в произведениях В. Громыки, он обогащает пейзаж новыми эмоциями.

Большой вклад в развитие этого жанра внесли Н. Воронов, С, Катков, А. Гугель и др.

Заслуженный деятель искусства Беларуси П.А. Данелия известен не только у себя на родине, но и за рубежом. Его работы "Белорусская мелодия", "Плывут облака" и др.

Интересными пейзажистами заявили себя витебчане - В. Дежиц, М. Михайлов, У Кухарев. Лирические пейзажи В. Дежица в основном посвящены Витебску.

С гомельских художников, в творчестве которых основные места занимали лирические и индустриальные темы, выделялись: пейзажист старшего поколения Б. Звиноградский "Сож. Большая вода", "Лед прошел", В Казаченко, "Вечер на Соже", "Осень", "Гомельский порт", У Рыкалин "Порт Гомеля", "Нефтепровод Дружба".

Пейзажи, выполненные Г. Азгур в 50 года, выделяются тонким лиризмом, щедростью чувств в изображении неповторимой красоты белорусской природы "Логойские взгорки", "Последний снег", и эти чувства художница и дальше сберегла в своем творчестве.

В 50-е годы крепнет талан пейзажиста В. Цвирко. В этот период в его пейзажах наблюдается приближенность к природе Белоруссии с ее мягкими взгорками, перелесками, множеством облаков и теплыми ветрами. Свет открывается у них светлый, просторный, богатый красками, расстилается как широкое поле деятельности для человека. В. Цвирко умело использует натуру, замечает наиболее характерные ее черты. Его позднейшие пейзажи отмечены поиском новых форм и средств образной выразительности.

Во второй половине 60-х г. белорусская пейзажная живопись характеризуется новыми поисками и направлениями. На смену существовавшему пейзажу-этюду приходит пейзаж-картина, где средства цветовой, пластической линейно-ритмической организации отражения направлены на эпическое объяснение жизни природы, на придание виду важной внутренней значимости.

Большинство пейзажей Цвирко, созданных в конце 60-х годов начала 70-х годов открывает новую страницу в пейзажной живописи Белоруссии. Поэтичность работ раннего периода сменилось строгой декоративной упрощенностью, разнообразием плоскостных цветовых градаций. В каждом новом произведении художника чувствуется стремление к философскому размышлению о природе, времени. "Беларусь моя", "На старой земле", эти картины выделяются эмоциональностью цветового и композиционного решения, яркостью подчеркнутых планов, которые постепенно отводят взгляд до самого горизонта. Большинству пейзажных работ художника присуща монументальность, благодаря широте пространства. Белорусский ландшафт, в произведениях В. Цвирко и многих других художников показан во всем многообразии и неповторимости.

Не мене важно особенностью белорусского пейзажа в последнее время является эпическое изображение наиболее характерных и типовых явлений в природе или конкретных моментов и действий, связанных с природой.

Белорусские озера, леса, реки раскрываются в произведениях В. Громыки, перед зрителем богато и разнообразно. Некоторые с их насыщенные мягким лиризмом, поэтичностью, другие - высоким драматизмом. Во всех произведениях большую роль играет цвет - желто-зеленый, синий, красный.

Творчество В. Громыки в пейзажной живописи, за последние десять лет подымает этот жанр на более высокую ступень. Используя лучшие достижения мастеров старшего поколения, он обогащает пейзаж новым содержанием, новыми эмоциями, доводит его до значения картины высокого художественного уровня.

В середине 70-х г., в пейзажной живописи появляется тенденция аналитического образного раскрытия темы. Почти каждый автор ставит перед собой задачу, не только раскрыть внешнюю красоту родного края, но и поднять более глубокие вопросы философского понимания жизни.

Своеобразные по манере письма и цвету пейзажи Л. Щемелева, Д. Алейника, Н. Казакевича.

Образы природы сотканы из света и цвета, они удивительно прозрачны, чисты и хрупки. Н. Казакевич воссоздает родную природу с теплотой и задушевностью человека, влюбленного в свой край, в живопись.

Процесс освоения лучших традиций в искусстве прошлых лет, сопровождается поиском новых форм, новых решений.

Среди художников среднего поколения можно также назвать много имен, которые уже вошли в историю белорусского искусства - это А.В. Барановский, В.В. Немцов, Л.В. Рамановский, А.Я. Шибнев.

Для А. Барановского природа Беларуси - основная тема для творчества. Тонкий колорист, прекрасно владеющий выразительными возможностями живописи, цветом, композицией, рисунком. Произведения художника отличаются сочетанием остроты видения с мягкостью, добротой, особой трепетной любовью и теплотой к изображаемому миру. Образность и поэзия объединяются с неторопливым, тщательным анализом того или иного мотива, вниманием к средствам живописного высказывания.

Изменилась белорусская пейзажная живопись. Уже никого не удивишь нетрадиционностью и чистотой цвета в работах Б. Аракчеева, праздничностью и жизнерадостностью полотен Д. Алейника, В. Кубарева, А. Марочкина, каждый из них идет своим путем и открывает новую, неповторимую страницу в развитии изобразительного искусства.

Для каждого произведения Л. Дударенко, характерно своеобразное живописно пластическое решение, совершенство рисунка и композиционная завершенность. В основе творчества всегда присутствует тема духовности, художественной правды, что позволяет сохранять творческую индивидуальность.

Особенно актуальным стал пейзаж в последние годы, когда все более виден кризис композиций на социально значимые темы. Художники обратились к наиболее традиционной форме пейзажа - изображению природы, свободе и гармонии.

Все отчетливее зазвучали в творчестве художников ностальгические нотки по уходящим первозданным уголкам природы, все больше волнует гармония природы, привлекает романтичность восприятия пейзажей, где самое обычное, много раз увиденное, предстает в другом качестве, реальность под таинственным цветом обретает черты иллюзорности. Именно эти мотивы стремятся сохранить и воплотить в своих полотнах В. Зинкевич, В. Шкарубо, В. Хмыз, А. Мирский и др.

Пейзажи В. Зинкевича - это даже не ландшафты в привычном для нас понимании. Скорее, это их, эмоциональный отзвук, эхо того или иного состояния природы, долетевшее до нас. Субъективизм, фантастичность видения художника невозможно интерпретировать однозначно и конкретно. Пейзажные импровизации многозначны, они побуждают к размышлениям, ассоциациям.

Искусство В. Шкарубо в значительной степени концептуально, поскольку всегда подчинено выражению заранее определенной и продуманной авторской идее. В его пейзажах отсутствуют люди, что лишь прибавляет таинственности, делает атмосферу картины несколько ирреальной, позволяет отойти от пасторальной сентиментальности и придать образному строю композиции большую емкость и глубину.

Жанр пейзажа - сравнительно молодой по отношению к портрету, батальной или религиозной картине. Стремительное развитие пейзажа во всем своем разнообразии сделало его одним из наиболее популярных и любимых жанров изобразительного искусства. Существует множество подвидов этого жанра.

Рассмотрим наиболее известные виды пейзажа.

ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Написание пейзажа всегда требует о художника личного эмоционального отношения к состоянию природы, которое автор собирается отобразить на холсте. Природные пейзажи в свою очередь имеют подвиды по изображаемым ландшафтам – горный, лесной, стеной, морской пейзажи. Последний – это особое направление, которые мы вынесли отдельно.

МОРСКОЙ – марины, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в Нидерландах в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно. Волны и морской прибой, морская стихия на картинах художников зачастую олицетворяет людские проявления любви, страсти, умиротворения.

СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю.

ГОРОДСКОЙ–пейзаж города, другое название урбанистический пейзаж. Виды улиц и кварталов населенных жителями и транспортом. В итальянском искусстве ренессанса существовала ведута – городской вид с детальным изображением зданий, уютных улочек, мостовых и тротуаров.

АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов.Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника. Пейзажисты этого направления любят изображать исторические постройки и развалины античных городов.

ПАРКОВЫЙ (усадебный) - пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ, промышленный пейзаж – появился с развитием большого производства и городского строительства. Такие пейзажи можно встретить в творчестве импрессионистов и более всего в период соцреализма, когда достижения в промышленности воплощали художники в художественных произведениях.

ЛИРИЧЕСКИЙ пейзаж или пейзаж настроения. Такие пейзажи выразительно передают зрителю настроения и впечатления художника от природы в момент написания картины. Это может быть безмятежная тишина и спокойствие туманного утра, или уныние и безысходность холодной ненастной осени.