Из какой страны был карел чапек. Биография на тему карел чапек

Чешская литература

Карел Чапек

Биография

Карел Чапек (1890−1938) - чешский драматург, романист и эссеист.

Он более известен как автор двух блестящих сатирических пьес -«Россумские универсальные роботы» (R.U.R. Rossum’s Universal Robots, 1921), принесшая словесных роботов в английский язык, и «Из жизни насекомых» (The Insect Play, 1921), написанная с его братом Йозефом. Эти пьесы воплощают критику Чапека технологических и материалистических излишеств.

В других его пьесах, например, «Средство Макрополуса» (The Makropoulos Secret, 1923) высмеивается человеческие поиски бессмертия и сильное желание получить титаническую силу. Яначек использовал это произведение в качестве основы для своей оперы «Makropoulos Affair» (1925).

Три тома его разговоров с Томасом Г. Масарик (1928−35) формируют его политическую биографию.

Произведение Чапека «Сила и слава» (Power and Glory, 1937) осуждает тоталитаризм и войну. Он также писал очерки путешественника, романсы, например, «Кракатит» (Krakatit, 1924), эссе и короткие рассказы.

В биографии Карела Чапека три философских романа «Гордубал» (Hordubal, 1934), «Метеор» (Meteor, 1934), а также «Обыкновенная жизнь» (An Ordinary Life, 1935) носят глубокий и даже мистический характер. Отличаясь от других его работ, они представляют собой лучшие образцы произведений Чапека.

Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова в семье курортного врача и собирательницы словацкого фольклора. С детства Карел рос общительным, любопытным мальчиком, легко сходился с людьми обычных профессий: фермерами, сапожниками, кузнецами, которые в дальнейшем становились героями его фантастических произведений. Учился в Градец-Кралове в Праге, занимался философией в Берлине и Париже.

С осени 1917 года занимался журналистикой, любительской фотографией, но славу принесла ему литературная деятельность. Он известен как автор пьес, в которых впервые прозвучало такое привычное и обыденное сейчас слово «робот». Чапек блестяще владел словом, у него был дар смотреть сквозь время, предвидя развития мира – общество потребления и гонка за вечной молодостью.

Знаковая пьеса - «Средство Макрополуса», где Карл с тонким юмором, переплетая реальность и фантасмагорию, показывает читателю, как утомительна вечная жизнь. Кроме того, он предсказал появление оружия, что сможет уничтожить планету, задолго до изобретения атомной бомбы.

Карл Чапек стремился разоблачить солдафонство, нетерпимость к инакомыслию, стяжательство. Воспитывал в читателях гуманизм, честное отношение к себе, как к личности. Мировая писательская общественность высоко ценила литературную и просветительскую деятельность Гашека. Он был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года. Сам Герберт Уэллс интересовался его творчеством.

Скончался писатель 25 декабря 1938 года от воспаления легких. Его ослабленный организм не перенес выматывающих работ по ликвидации наводнения. Карел Чапек не увидел ни оккупации родной страны, ни страшных последствий войны, о которой он предупреждал мир.

Карел Чапек - выдающийся чешский писатель, журналист, переводчик. Родился в м. Мале- Сватонёвице в предгорьях Крконош, в семье сельского врача. Изучал философию в университетах Праги, Берлина, Парижа. Получил степень доктора философии, защитив в 1915 г. диссертацию «Практицизм или философия практической жизни». С 1917 г. работал репортером в газете «Народни листы», с 1921 и до конца жизни в газете «Лидове новины». Чапек постоянно общался с ведущими европейскими интеллектуалами, в 1925-1933 гг. был первым председателем чехословацкого Пенклуба. Переводил произведения Г.Аполлинера и Г.К.Честертона. В литературу вступил вместе с братом - художником Иозефом с совместными сборниками рассказов «Сияющие глубины и иная проза» (1916), «Крконошский сад» (1918), написанных в стиле неоклассицизма. Книги «Божья кара» (1917) и «Неприятные рассказы» (1921) являются уже плодом самостоятельного творчества писателя. Читательский интерес вызвали юмористические рассказы и ряд остроумных путевых очерков Чапека «Письма из Италии» (1923), «Письма из Англии» (1924), «Экскурсия в Испанию» (1929), «Картинки Голландии» (1932) и др. С начала 1920-х гг. Чапек выступает как драматург, кратковременно работая в театре на Виноградах, где поставили его пьесы «Грабитель» и «Из жизни насекомых» (1921). Всемирную известность принесла писателю драма «RrU.R.» (1920), в которой впервые было употреблено слово «робот». В социально-фантастических произведениях, написанных в духе антиутопии: пьесе «Средство Макропулоса» (1924), романах «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924) писатель предупреждал о катастрофической опасности антигуманистических тенденций в развитии цивилизации, даже если они связаны с техническим прогрессом. В гротескно-фантастическом романе «Война с саламандрами» (1936), пьесе «Белая болезнь» (1937) и др. представлено сатирическое обличение милитаризма и фашистских расовых теории. Драма «Мать» (1938) проникнута тревогой за судьбы родины в связи с наступающим фашизмом. Чапек всегда выступал защитником демократических идеалов и ценностей с точки зрения «маленького» человека (повесть «Гордубал» 1933). На этой почве у него завязались дружеские отношения с президентом ЧСР Т.Г.Масариком. Об их беседах он написал воспоминания «Разговоры с Т.Г.Масариком» (1928-1935). Умер в Праге, в канун трагического падения Чехословакии, захваченной фашистами.

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

ЧАПЕК (Capek) Карел (9 января 1890, м. Малые Сватоневице, Чехия - 25 декабря 1938, Прага) - чешский писатель, драматург, общественный деятель и философ. В 1907 поступил на философский факультет Карлова университета в Праге. Более года провел в Париже, посещая лекции в Сорбонне. В 1915 получил степень бакалавра, защитив в Праге диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству», в которой пытался найти выход из «кризиса эстетики» путем утверждения объективности предмета эстетического восприятия. Работа Чапека - попытка вырвать эстетическое как предмет научного познания из сферы влияния субъективной иррациональной философии, не посягая на ее гносеологические основы. В целом его философские взгляды претерпели поворот от неокантианства к бергсонизму (в котором он прежде всего видел протест против бездушной цивилизации) и прагматизму. Стремление Чапека философски обосновать возможность изменения мира объяснялось также его сочувствием релятивизму, который он считал «не только скепсисом, но и отрадной перспективой». В рассказах Чапека (сборники «Распятие», 1917, «Мучительные рассказы», 1917-18) метафизическая проблема поиска смысла жизни переплетается с грубо конкретными реалиями действительности. Писатель приходит к идее множественности истин («каждый прав по-своему») как пути ко всеобщему примирению, но реальность толкает его к признанию социальной детерминированности человеческих чувств и поступков - оптимистическая философия прагматизма отступает перед реальной жизнью. В драме «R. U. R.» (1920) Чапек изображает конфликт между человеком и сконструированной им машиной («роботом», понятие придумано писателем), неизбежно ведущий к вырождению людей, переставших трудиться. Извечной борьбе жизни со смертью, поискам рецепта бессмертия посвящена пьеса «Средство Макропулоса» (Vёс Makropulos, 1922). В это время, определяемое Чапеком как период «критики общественных ценностей», его внимание сосредоточено на противоречиях технического прогресса (романы «Фабрика абсолюта» (Tovarna па absolution, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1924)).

Отвергая борьбу и насилие, Чапек утверждает, что любые попытки переустройства общества приведут к еще более печальным результатам. Противоречием между ощущением необходимости перемен и страхом перед ними проникнуто все его творчество. Сборники «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана» (1923) несут в себе отголоски релятивистских нравственных представлений. В 1930-е гг. Чапек пытается найти опору в разуме, защищая его от гегемонии иррационального, выступая против культа подсознательного (романы «Гордубал» - Hordubal, 1932, «Метеор» - Povetron, 1934 и «Обыкновенная жизнь» - Obycejny zivot, 1934). Писатель активно участвует в философских дискуссиях тех лет: на конгрессах в Праге (1934), Ницце (1936), Будапеште (1937), заседаниях ПЕН-клуба в Париже (1937), отстаивает идею универсальной философии и свободы критики, призывает народы к объединению против фашизма. Роман-памфлет «Война с саламандрами» (Valka z mloky, 1935) - вершина творчества Чапека и шедевр европейской антифашистской литературы.

Литература: Бернштейн И. А. Карел Чапек. Творческий путь. М., 1969; Никольский С. В. Карел Чапек - фантаст и сатирик. М., 1973; Малевич О. М. Карел Чапек: критико-биографический очерк. М., 1989.

М. Н. Архипова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 341-342.

Карел Чапек (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, - 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907 года. Большая часть ранних рассказов 1908-1913 годов (вошли в сборники "Сад Краконоша", 1918; "Сияющие глубины", 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.

Трагические события Первой мировой войны 1914-1918 годов определили напряжённые поиски Чапеком критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов "Распятие" (1917), "Мучительные рассказы" (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о "множественности" истин ("каждый прав по-своему"). Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия "Разбойник" (1920), строятся как сопоставление несколько "правд"; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

Мировую известность Чапеку принесли социально-фантастические произведения (драмы "R. U. R.", 1920, - о восстании роботов; слово "робот" придумано Чапеком; "Средство Макропулоса", 1922; романы "Фабрика Абсолюта", 1922, и "Кракатит", 1924). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Чапеком как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Чапека носят характер иронической и сатирической утопий - предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Чапека порой сказывается заданность философских тезисов.

В начале 1920-х годов Чапек создаёт путевые очерки "Письма из Италии" (1923) и "Письма из Англии" (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

Во 2-й половине 1920-х - начале 1930-х годов Чапек сближается с Т.Г. Масариком ; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков "Адам-творец", 1927). Чапек временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники "Рассказы из одного кармана", "Рассказы из другого кармана", оба - 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга "Апокрифы" (1932).

Обострение социальных противоречий и "животная доктрина" фашизма обнажили перед Чапеком несостоятельность тезиса "каждый прав по-своему". Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии "Гордубал" (1933), "Метеор", "Обыкновенная жизнь" (обе - 1934). Перед угрозой новой военной опасности Чапек приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Чапека - роман "Война с саламандрами" (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала "цельного человека", способного к борьбе, определили содержание драмы "Белая болезнь" (1937), повести "Первая спасательная" (1937), последней пьесы Чапека "Мать" (1938).

Переживания Чапека в связи с Мюнхенским соглашением 1938 года и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период "второй республики", обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Чапека оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей "На стржи" и мемориальный музей на родине писателя.

«Литература о профессиях» - Издания о профессиях. Серия «Твоя профессия» (1989-1990 год издания). Сборник художественных произведений «Мой учитель» (1989 год). Пред тобою просторы распахнуты настежь, всюду добрые руки нужны. Банк данных материалов о профессиях. Издания о рабочих профессиях. Литература о Юрии Гагарине, издания о профессиях.

«Детские издательства» - Драгоценные россыпи, или находки на стендах книжных ярмарок. Имена на всю жизнь. Серия «Школа прикола». Давайте знакомиться, издательство «Априори-Пресс». Детская литература сегодня. Что пишется? Что издается?. Черный соболь, недопесок и другие. Поэзия «Самоката». Олени в горах. Навигаторы. Зеленые страницы.

«Новые книги» - Для студентов, обучающихся по спец. «Управление персоналом». Особое внимание уделено инвестиционной деятельности российских предприятий. Теоретический материал сопровожден достаточным для практического освоения числом примеров. Для студентов и преподавателей экономических спец. вузов. Уважаемые читатели!

«К юбилею ученого» - Биобиблиографический справочник составлен к юбилею доктора сельско­хозяйственных наук, профессора Виктора Александровича Кокорева. В настоящую библиографию не вошли композиторские сочинения, не представленные в виде нот и звукозаписей (грампластинок, кассет). В необходимых случаях библиограммы сопровождаются аннотациями.

«Самые любимые книги» - Сигфрид Сиверс. Сигфрид Сиверс (1882-1970) родился в семье продавца. Приключения. Милослав Стингл. «Тайна заброшенной часовни». Любимые книги. Екатерина Вильмонт. Астрид Линдгрен. Брюс Ковилл «Мой учитель светится в темноте». Натан Арчер. «Дело необычной квартирантки». Александр Беляев «Ариэль». Александр Беляев «Голова профессора Доуэля».

«Учебники издательства «Дрофа»» - Основные идеи. Структура раздела. Переходный этап. Фольклорная сказка. Основные особенности волшебной сказки. Москва. Морфология волшебной сказки. Вопросы и задания. Фольклорист. Диагностическая работа. Русские народные сказки. Учебная линия. Новые учителя. Изучение устного народного творчества. Устное народное творчество.

Всего в теме 24 презентации

Когда речь идет о чешской литературе, в голову приходит, прежде всего, имя такого автора, как Карел Чапек. Читателям во всем мире известны его фантастические рассказы, философско-психологические произведения. Краткая биография чешского писателя - тема статьи.

Жизнь и творчество

Карел Чапек родился в семье врача в 1890 году. Детство писателя прошло не в богемной среде, а в обычной. Семью Чапеков окружали ремесленники и фермеры. Детские впечатление прозаик и драматург отразил в своем творчестве, где преимущественно изображен быт заурядных людей. Впрочем, творчество этого автора довольно многогранно. Карел Чапек писал и рассказы, и романы, и путевые заметки, и фантастические произведения. И именно с его легкой руки писатели-фантасты стали использовать в литературном творчестве слово «робот», обозначающее механизм, созданный по человеческому подобию.

После окончания гимназии Карел Чапек поступил в столичный университет. А в 1915 году получил степень доктора философии. Много лет проработал журналистом, а в 1921-1923 гг. - драматургом в пражском театре.

Сочинять Чапек начал еще в отрочестве. Но ранние творения были опубликованы намного позже. Известность писателю принесли драматургические произведения. Самое известное из них - комедия «Из жизни насекомых».

Философ и прозаик

Формирование мировоззрения Чапека происходило под влиянием значительных исторических событий. Когда он окончил университет, началась Первая мировая война. Молодой писатель задумывался о причинах кровопролитных конфликтов. Ему небезразличны были и вопросы развития человеческой цивилизации.

Особенно стремительно развивалось творчество Чапека в тридцатые годы прошлого века. Экономический кризис и угроза нового кровопролития были проблемами, которые наиболее занимали мысли писателя. Чапек стал участником антифашистского движения. Особое место в его произведениях занимала тема войны.

До освобождения Чехословакии от фашистов писатель не дожил. Он умер в 1938 году. В те годы, согласно воспоминаниям очевидцев, мало кто верил в свержение фашистской диктатуры. Одним из писателей и общественных детяелей, которые не сомневались в поражении политики насилия, был Карел Чапек.

Книги

Знаменитые произведения чешского писателя - «Кракатит», «Мать», «Фабрика абсолюта». Вершиной творчества Чапека принято считать роман «Войны с саламандрами». Это произведение относят к наиболее сильным антифашистским книгам довоенного времени. Написал Чапек «Войну с саламандрами» за два года до смерти. По мнению критиков, в романе сочетается все лучшее, что есть в творчестве чешского автора. В произведении присутствует оригинальная задумка, сатирическая гротескность, глубокий философский подтекст.

Множество рассказов, фельетонов, очерков написал Карел Чапек. Сказки, принадлежащие его перу, - «Почтарская сказка», «Про Фокса», «Птичья сказка» и многие другие. Согласно воспоминаниям друзей и родных, Чапек не раз говорил о том, что умрет в возрасте шестидесяти лет. Предсказание не сбылось. Писатель ушел из жизни в сорок восемь лет. Но за свою сравнительно недолгую жизнь он создал неимоверное количество произведений, переведенных впоследствии на все европейские языки. Большая часть из его книг была экранизирована.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-06-26

Узнай цену своей работы

Александр Бобраков

Писатель с мировым именем, фантаст, сатирик, автор слова "робот" - но и один из идеологов первой Чехословацкой республики, друг президента Масарика, автор публицистических статей, защитник демократии, враг фашизма и тоталитаризма. Но и автор детективно-философских рассказов и серии "Апокрифов", полных метких наблюдений на человеческой природой. Но и писатель-авангардист, одним из первых описавших в художественной литературе трагедию "Титаника". Но и переводчик Гийома Аполлинера, с которого, собственно, начался невиданный взлет чешской поэзии 20-го века. Но и философ, многие идеи которого актуальны и в современном мире. Это один и тот же человек - Карел Чапек.

Чапек родился 9 января 1890 года в Малых Сватоновицах в семье деревенского врача. В 1909 году он закончил пражскую гимназию. К этому же времени относятся и его первые литертатурные опыты - сначала в поэзии, затем в прозе. А в 1912 году Карел с братом Йозефом (впоследствии известным писателем и художником - авангардистом идал первую книгу рассказов - "Сад Краконоша".

Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского (том самом, где сейчас находится кофейня "Славия"). Затем Чапек работал журналистом - в газетах "Narodni listy" и "Lidove noviny", продолжиыв тем самым традицию - ведь многие чешские писатели, в том числе и сам Ян Неруда, вынуждены были зарабатывать на жизнь журналистикой. Впрочем, эта деятельность не только отнимала у писателей время, но и давала им новые сюжеты, как говорится, из самой гущи жизни. А в случае с Чапеком газетная полоса нередко становилась и трибуной для высказывания тех или иных политических взглядов.

Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера "Зона" - своеобразного манифеста нового поколения поэтов. А всемирную известность Чапек получил после постановки пьесы "R.U.R." - о восстании машин. Именно там было впервые употреблено слово "робот".

Помимо этой пьесы, Чапек (иногда в соавторстве с братом) написал ряд других - "Из жизни насекомых", "Адам - творец", "Средство Макропулоса", наконец, в конце 30-х годов - произведения, исполненные явного антифашистского пафоса - "Белая болезнь" и "Мать".

Чапек, однако, был не только драматургом. Его перу принадлежат и книги для детей, и путевые заметки, и "Апокрифы", и 2 книги детективных рассказов - "Из одного" и "Из другого кармана". Кроме того, Чапек стал биографом президента Чехословакии Масарика, издав несколько томов "Разговоров с Т.Г.М." - в высшей степени поучительных бесед о том, на каких принципах должно строиться молодое государство.

Но, конечно, самыми популярными произведениями Чапека были и остаются его романы - "Фабрика абсолюта" (1922), одна из первых антиутопий в мировой литературе, "Кракатит" (1924), "Гордубал" (1933), "Поветронь", "Обычная жизнь" (1934), а также знаменитая "Война с саламандрами" (1938), которая удивит любого - кого необычностью формы (чем не постмодернистское произведение?), кого - актуальностью содержания (в каждой эпохе есть свои саламандры…)

Умер Карл Чапек в Праге 25 декабря 1938 года, на рождество. По легенде, предчувствуя беды, которые грядут в Чехословакии, он отправился в храм святого Вита и целую ночь молился там (совершенно неожиданный поворот в биографии Чапека - скептика и агностика) в неотапливаемом огромном зале. После этого писатель заболел воспалением легких, и через неделю его не стало. Известно, что смерть спасла его от неминуемых после захвата Праги нацистами репрессий.

О Чапеке написано много, свою лепту в это внесли наши выдающиеся литературоведы - С.В.Никольский, О.М.Малевич, Е.Н.Ковтун. Однако о Чапеке пишут до сих пор - и будут продолжать писать. Этот большой писатель и человек всегда будет близок нам.