Культура России в ХIХ веке. Главные архитектурные достопримечательности россии

Сергей Андреевич Вишняков

Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство

Тема 1. Архитектура

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов. Получил распространение крестово-купольный тип, имевший следующую схему построения: внутреннее пространство храма расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя крест. На этих столбах, соединённых арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом.

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведённая в Киеве в конце X века греческими мастерами. В начале XI века в городе Чернигове было воздвигнуто ещё одно каменное строение – Спасо-Преображенский собор. Вершиной русской архитектуры этого времени является Софийский собор, построенный в 1037–1054 годах в Киеве греческими и русскими мастерами. Многоглавие куполов прежде в храмовой архитектуре не встречалось. Храм символизировал не только величие церкви, но и мощь княжеской власти.

С XII века начался новый этап в развитии архитектуры. Зодчество XII–XIII веков отличается меньшими масштабами строений, более простыми, но в то же время красивыми формами, простотой отделки. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой башнеобразной формы. Ранними примерами этого архитектурного стиля являются собор Спасо-Евфросиниева монастыря е Полоцке, собор Михаила Архангела е Смоленске.

Заметно становится влияние романского стиля, которое не затрагивало основ древнерусской архитектуры, но сказалось на внешнем оформлении построек: группы полуколонн, причудливая каменная резьба по внешней поверхности стен. Использование элементов этого стиля распространилось в Смоленском княжестве, а затем во Владимиро-Суздальской Руси (Успенский собор, церковь Покрова на Нерли). Успенский собор воздвигли на высоком берегу, чтобы он доминировал над всем видимым пространством. Он отличался величественностью и изяществом форм. Помимо каменного пояса из колонн, разделявшего храм на две части, в его оформление вводятся скульптурные рельефы. Этот собор сохранился до настоящего времени, хотя перестраивался после пожара 1185 года, когда он был значительно расширен и стал пятиглавым.

Церковь Покрова на реке Нерль восхищает безукоризненностью и чистотой форм. Архитектурные детали многократно подчёркивают её вертикальный ритм, знаменуя связь этого храма с воздушной стихией. Фасады церкви украшены белокаменной резьбой.

В области архитектуры вторая половина XIII–XIV веков характеризуется возобновлением каменного зодчества, которое началось в Новгороде и Пскове раньше, чем в других землях. В этих городах были возведены значительные архитектурные сооружения, при постройке которых использовались традиции прошлого. Среди них церкви Спаса на Ильине (1374) в Новгороде, Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность характерны для этих построек.

Первые каменные здания в Московском княжестве относятся к XIV–XV векам. Это сохранившиеся до наших дней Успенский собор (1400) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря (1427) в Москве. При создании этих соборов продолжались традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт в сфере градостроительства позволил создать могучий, полный величия и силы Московский Кремль, первые белокаменные стены которого были возведены при Дмитрии Донском в 1367 году. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в архитектурной сфере Европы, завершилось созданием в конце XV века ансамбля Московского Кремля, существующего и поныне. Это была одна из крупнейших крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки.

Сердце Кремля – Соборная площадь, на которую выходят главные соборы. Центральным сооружением Кремля является колокольня Ивана Великого. В 1475–1479 годах был построен главный собор – Успенский, где цари венчались на царство, объявлялись важнейшие государственные решения. В 1481–1489 годах возведён Благовещенский собор – домовая церковь московских государей, а неподалёку была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор (1505–1508). Тогда же была построена Грановитая палата (1487–1491), получившая своё название от «граней», украсивших наружные стены, и являвшаяся частью царского двора, его тронным залом, где царю представляли иностранных послов, проводили приёмы.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры XVI века было строительство шатровых храмов, которые не имеют внутри столбов и держатся на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор, или, как его ещё называют, собор Василия Блаженного в Москве, сооружённый в честь взятия Казани.

Церковь Вознесения стала прообразом собора Василия Блаженного (1555–1561). Архитекторы собора Барма и Постник строили его по заказу царя и церкви. Центральный храм должны были окружать семь приделов в честь семи святых, чьи праздники выпадали на дни Казанского похода русского войска. Но архитекторы поступили не так, как повелевали всемогущие заказчики, а по своему разумению, как мастера, лучше разбирающиеся в законах творчества. Воля царя и митрополита отступила перед красотой. Основа собора – круг. В него вписаны два квадрата, получился восьмерик, по углам которого поставили приделы, а в центр – главный Покровский храм. Восемь башен храма, поставленных на высокий цокольный этаж, увенчаны фигурными многокрасочными главами, которые окружают центральную башню, завершённую высоким шатром. Вокруг собора идёт перекрытая сводом обходная галерея, которая отделяет первый этаж от второго, подчёркивая разнообразие архитектурного декоративного убранства. Богатое и своеобразное соотношение частей создаёт удивительную гармонию.

Другим направлением в архитектуре XVI века было строительство пятиглавых монастырских соборов. Такие соборы были построены во многих монастырях крупнейших русских городов. В частности, это Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, соборы в Туле, Суздале.

Продолжалось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI столетия часть Московского Кремля была обнесена с восточной стороны кирпичной стеной, названной Китайгородской. В самом конце века архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены вокруг Белого города (современное бульварное кольцо в Москве) длиной девять километров. Каменные крепости – кремли построены в Поволжье (Казани, Астрахани), на северо-западе России (в Новгороде, Пскове, Печоре) и даже на далёком севере (на Соловецких островах).

Ещё одним направлением в архитектуре было строительство небольших каменных храмов. Они являлись центрами слобод – районов, населённых ремесленниками разных специальностей, и посвящались конкретному святому – покровителю того или иного ремесла.

Следует заметить, что среди всех видов искусства архитектура в XVI веке получила наибольшее развитие, сделала огромный шаг вперёд, что определило последующее развитие зодчества в XVII веке. Как и другие сферы русской культуры XVII века, архитектура обнаружила тенденцию к усилению светских мотивов, отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени, – отход от средневековой простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала.

Одним из наиболее заметных светских зданий первой половины XVII века является Теремной дворец в Московском Кремле , построенный архитекторами А. Константиновым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым. Два пояса многоцветных изразцов, золочёная кровля, красочные узоры на стенах придавали дворцу сказочный вид. Изменил свой облик и сам Московский Кремль, где Спасская башня, а затем и другие башни были украшены белокаменными узорами и изразцами.

Главным стержнем ценностей русской культуры всегда выступал примат духовного над материальным, соборность, православие, труд, справедливость, свободолюбие, любовь к земле, любовь к женщине – матери и супружнице, любовь и служение Отчизне, готовность к защите Отечества, вплоть до самопожертвования, приоритет государства над личностью.

Характеризуя традиционные ценности, присутствующие в сфере современного российского общества, нельзя не выделить существование религиозных ценностей. Сегодня религиозность воспринимается многими россиянами как необходимая часть духовности, как социально -исторический феномен, имеющий важное мировоззренческое значение. Следует отметить, что российское общество в настоящее время, как и прежде, остается не только многонациональным государством, но и многоконфессиональным. В русской культуре народность гармонически сочетается с патриотизмом. Для российских граждан патриотизм был всегда одним из показателей их ценностно-мировоззренческой духовности. Россиянам издавна было свойственно трогательное отношение к своей Родине, в истории России совершено немало подвигов и героических поступков во имя любви к своей Отчизне, ради сохранения независимости и целостности государства. Русский человек привык любить свою Родину не за материальное вознаграждение, а потому что она дана ему от Бога, и потому, что он здесь родился, вырос, обрел дорогих сердцу людей. Патриотизм трактуется как чувство национальной гордости, как ценность, определяющая основные жизненные позиции. На вершине, по -прежнему, находится традиционные ценности – ценность семьи, дружбы и любви; за последние годы их положение в иерархии ценностей не только не ослабло, а еще более утвердилось. Такая высокая позиция в ценностной иерархии российского общества традиционных ценностей объясняется тем, что всегда семья, частная жизнь была и остается для большинства россиян основным средоточием их душевных и физических сил, и часто является тем единственным спасительным островком, где возможно найти защиту от постоянно усиливающегося социального и психологического напряжения. На одном из центральных мест в иерархии ценностей в общественном сознании россиян находится ценность свободы: до 70% россиян называли свободу в качестве жизненно необходимой ценности.

Объективный факт нахождения на вершине ценности свободы объясняется тем, что мечта о свободе издавна жила в русском народе, обреченном историей на многовековую зависимость. Следует заметить, что свобода осознается россиянами как ценность, в силу существующих традиций и особенностей российского менталитета. Атрибут свободы – необходимость и способность индивидуального, внутреннего и ответственного выбора. Свобода по -русски понималась (и понимается) большинством населения как воля, своеволие, анархия, произвол.

Традиционное и инновационное принято считать двумя сторонами существования культуры. С одной стороны, именно в традициях многообразные элементы культурного наследия – всевозможные ценности, нормы, обычаи, идеи, мифы, обряды, фольклор и т.д. – сохраняются и передаются от одного поколения к другому. С другой – никакие культурные инновации не возникнут, если они не найдут опору в традиционных ценностнях. Новацией может считаться только то, что реально освоено в культуре, приводит к изменению составляющих элементов человеческой деятельности.

Литература

Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины XIX века, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы - о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф.М. Достоевского - "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" - и Л.Н. Толстого - "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье". Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.

Яркой чертой пореформенной литературы был реализм - стремление изобразить "правду жизни", обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н.А. Некрасова и сатирах М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А.А. Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого "чистого искусства" и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет. В ходе этой борьбы в русской литературе на долго утвердился культ социального, гражданского искусства.

Живопись

Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского.

Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский крестный ход на Пасху", "Чаепитие в Мытищах". Мастером портретной живописи был И.Н. Крамской - "Л. Толстой", "Некрасов". Н.А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины "Студент", "Курсистка").

Многие передвижники обращались к русской истории, ища в ней приметы духовной мощи народа.

Вершиной русской живописи были полотна И.Е. Репина (1844 - 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества - мысли о народе ("Бурлаки на Волге"), интерес к истории ("Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), тема революции ("Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста"). Большую роль в художественной жизни России сыграли предприниматели-меценаты - например, П.М. и С.М. Третьяковы, передавшие свою галерею в дар Москве: так проявлялся возросший культурный уровень и общественный вес молодой русской буржуазии.

В 80-е годы усилилась тяга к осмыслению религиозных идей. Это ярко выразилось в картинах М.В. Нестерова - "Видение отроку Варфоломею", "Юность Сергия Радонежского". В 1884-1896 гг. М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым и М.А.

Архитектура

Индустриально-технический прогресс вел к изменениям в градостроительстве - возводятся заводские корпуса, вокзалы, банки, многоэтажные доходные дома. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества ХVII в. В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями - примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А.А. Парланда на месте гибели Александра II. В "неорусском стиле" были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды - ныне здание Гумма (А.Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д.Н. Чичагов).

Театр

В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы "темного царства" Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены прежде всего петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Развивался театр в провинции, возникали частные и "народные театры".

Музыка

Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М.И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы ("Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Садко" Римского-Корсакова). В Петербурге (1862) и Москве (1866) открылись первые русские консерватории.

К церковной музыке в 80-е годы обращались Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский. Творчество П.И. Чайковского - балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик", опера "Евгений Онегин" - стало одной из вершин не только русской, но и мировой музыки.

Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа ХIХ - ХХ вв. - "серебряного века" русской культуры.