Мифы о роли библиотек в современном российском обществе.

ВВЕДЕНИЕ

1. Библиотека как социальный институт

2. Новая роль библиотек в информационной инфраструктуре общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы, вторая – с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.

Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность библиотеки как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.

В данной работе мы рассмотрим вопрос о значимости и роли библиотек в современном обществе.

В современной социальной структуре вырастает потребность в институциализации коммуникативной деятельности, которая может побудить, с одной стороны, к личностному самоопределению (индивидуальному отношению к государственным и гуманистическим просветительским проблемам), с другой – к формированию общественного мнения, культурной политики, направленной на выявление подлинных интересов и потребностей человека. Современное общество нуждается в выработке и использовании способов нетехнической реализации творческих способностей людей, их духовного потенциала, осуществления «коллективных интересов» и «коллективных представлений» о непреходящих человеческих ценностях: свободе, демократии, гражданских и политических правах, общественном договоре, справедливости общественного устройства и т.д.

Социальные институты должны обеспечивать развертывание такой культурно-воспитательной работы, результаты которой в конечном итоге будут определять новые модели социального действия.

Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт.

Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества – от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Термин «библиотека» происходит от греческого слова «bibliothēkē», где «biblion» означает «книга», а «thēkē» − «хранилище». Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. В разных языках это слово обозначает одно и то же: книжный дом, книжный склад, книгохранилище, дом для книг и т. п., – и отражает самое древнее представление о сущности и социальном предназначении библиотеки: сохранность книг.

Назначением первых библиотек и первой их миссией было хранение документированного знания. Первые библиотеки были хранилищами-сокровищницами большей частью закрытого типа, так как существующие в них собрания книг имели материально-ценностное значение. С XIX века ее миссия пополнилась новым предназначением – просвещение народа. По мере развития человеческого общества происходил процесс институциализации библиотеки: к середине XX века она превратилась в интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX века привели к дальнейшей эволюции библиотеки.

Применение феноменологического подхода дает возможность выявить социокультурные изменения, происходящие с библиотекой в контексте построения общества знаний. В самом общем значении этот подход представляет собой методологическую позицию, описательный метод, позволяющий нарисовать объект путем непосредственного познания, «прямого усмотрения истины в ценностях «конкретной жизни».

Анализ практики позволяет сделать вывод, что современная миссия библиотек продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития. Она имеет несколько аспектов:

· содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;

· сохранение документированного знания как общественного достояния.

Миссия библиотеки реализуется в конкретных социальных функциях, соответственно ее трансформация повлекла изменение социальных функций библиотеки. Социальные функции библиотеки представляют собой обобщенный перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки как социального института.

Социальные (внешние) функции, являющиеся реакцией библиотеки на потребности общества, способом взаимодействия с внешней средой, рассматриваются как средство адаптации элемента к системе более высокого порядка. «Они способствуют разрешению противоречий со средой, служат средством приспособления к ней. В ходе этого разрешения любая социальная система не только воспроизводит себя в качестве целого, но и постоянно развивается, а именно в этом – суть функционирования библиотеки как социального института».

Социальные функции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие, в том числе социальных норм и ценностей культуры, стабилизирующих общество. Однако они имеют динамический характер: степень их развитости и наполнения конкретным содержанием, приоритет отдельных из них в конкретные исторические периоды времени различны. Не изменив названия, функции меняют свое содержание в зависимости от того, какую социальную роль возлагает на них общество. Таковыми функциями являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Сбор и хранение документов, в которых зафиксированы накопленные человечеством знания, образцы и ценности мировой, национальной и местной культуры, было и остается социальным предназначением библиотеки. Библиотека хранит общественное знание, объективированное в конкретных документах как первоэлементах информационных и знаниевых ресурсов, которые, в свою очередь, являются элементами современного информационного пространства.

В фондах многих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства: картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски с записями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценные рукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, – книжные памятники относятся к объектам культурного наследия. Уникальные фонды региональных и национальных библиотек разных стран мира также относятся к числу объектов культурного достояния.

Собирая и сохраняя документальные источники, зафиксировавшие духовные достижения человеческой цивилизации, образцы общественных практик, библиотека является воплощением «памяти человечества». Обеспечивая беспрерывное количественное накопление информации, библиотека служит гарантом появления новых качеств социальной памяти.

Библиотека позволяет обществу сохранить необходимый запас прочности во время техногенных аварий и социальных потрясений, чтобы через определенное время восстановить производство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественного развития. Тем самым библиотека обеспечивает устойчивость общественной жизни.

При этом библиотека не превращается в архив или склад разрозненных сведений. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, она организует навигацию в мире культуры, в мире информации и знаний.

Особенность реализации мемориальной функции состоит в том, что библиотека сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Любая библиотека не только заботится о сохранности документов, но и обеспечивает доступ к ним. Современная библиотека решает эту противоречивую задачу путем создания метаданных, экспонирования своих коллекций, перевода сохраняемого документированного знания в другие форматы и на другие носители.

В рамках мемориальной функции современная библиотека собирает и хранит электронные документы. В ситуации неконтролируемого и неуправляемого потока несистематизированной информации, особенно электронной, она выступает как институция, обеспечивающая сохранение и обращение знания, гарантируя соблюдение долговременных стандартов электронных публикаций и поддержание стабильности электронной среды. Библиотека становится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам.

МИФЫ О РОЛИ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ************************************************************************************ Библиотеки - хранилища памяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил Д. Лихачев: "Библиотеки важнее всего в культуре… пока жива библиотека - жив народ, умрёт она - умрёт прошлое и будущее".   Однако, вопреки мнению уважаемого учёного, всё чаще приходится сталкиваться с мифами о роли библиотек и библиотечной профессии в современном российском обществе. Попробуем развеять их.    ***    Библиотека - это место, где хранятся только книги.      Да, библиотека - это то место, где издавна хранятся книги - источник и хранилище знаний. Сначала это были глиняные таблички, затем - последовательно - свитки, рукописные книги, печатные книги. В современной библиотеке (в зависимости от вида и типа) можно найти всё: глиняные таблички, свитки, книги, и рукописные и печатные, а также аудиокниги, видеоматериалы, электронные ресурсы по самым разным темам, доступ к информационным сетям, в том числе к Интернету.       Библиотеки не нужны, потому что есть Интернет.        Великая сеть, опутавшая весь мир, пытается сейчас заменить собой всё: почту, театр, кинематографию, библиотеку, личное общение, наконец. Но, как в своё время телевидение не отменило театр, так и Интернет не сможет заменить библиотеку. Умение пользоваться ресурсами Интернета - большое благо и большая выгода, но извлечь для себя что-то полезное из того, что не зря зовётся паутиной, сможет только тот, кто умеет находить, оценивать и исследовать найденную информацию. И нет на свете заведения, способного лучше, чем библиотека научить человека работать с информацией.   С чего начинается наша школьная и вузовская жизнь? Со знакомства с библиотекой. Здесь, как и в Интернете, можно найти ответ на любой, возникший у вас вопрос. Или почти на любой.   Современные пользователи, считающие, что библиотеку может заменить Интернет, просто забыли, что знакомство с Его Величеством Знанием они получили в библиотеке. Так подросток, нахватавшись верхушек образования, считает родителей устаревшими и отсталыми. Придёт время - и подросток будет ценить не только знания, но и мудрость, и доброту, искреннее желание помочь и понять. Придёт время - и развитие библиотек, а не газонефтяных комплексов станет приоритетным для умного и образованного руководства нашей страны.       В библиотеки ходят только "ботаники" и оторванные от жизни люди.      В библиотеку ходят люди, заботящиеся о собственном будущем. Наше время - время прагматиков. Умный, современный человек хорошо понимает - время дикого капитализма и разгула принципа "сила есть - ума не надо" - проходит. Чтобы чего-то добиться в жизни - мало папиных капиталов и маминых связей, надо чего-то стоить самому. А чего ты стоишь, если ты необразован, дик и груб? Школа даст тебе азы наук, библиотека - широкое поле для самообразования, самовоспитания. Хочешь взять от жизни всё - сделай себя сам. В том числе и с помощью библиотеки.       В библиотеке всегда тихо и скучно.       В библиотеке действительно должно быть тихо. Но эта тишина сосредоточенной работы, а не скуки. Человек, которому скучно в библиотеке, будет скучать и на самом ярком празднике, просто потому что он скучен сам себе. Мир, ограниченный пространством компьютерной "стрелялки", действительно скучен. А мир, который открывает библиотека, ярок, но сложен, многообразен и требует усилий для своего освоения. А ещё он перспективен для того, кто хочет сделать свою жизнь интересной и наполненной. Выбор за вами.       В библиотеке работают скучные, неинтересные люди.      Работа в библиотеке XVIII века считалась очень престижной. Настолько престижной, что плата за неё полагалась не всегда. Звание библиотекаря считалось и так высокой честью. Одни имена чего стоят: Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, А. Х. Востоков.   Женщины в библиотеке появились во время первой Мировой войны, когда мужчины ушли на фронт. Не вдаваясь в дебри истории библиотечного дела, скажем так - скучными и неинтересными библиотекари кажутся только тому, кто настолько погружен в себя и свои собственные дела, что не видит людей, его окружающих. Библиотекари скромны - это правда. В массе своей они по-настоящему интеллигентны и, проводя жизнь рядом с великими людьми и великими событиями, не всегда готовы выпячивать собственную значимость. Библиотекари деликатны - это тоже правда. Но интеллигентность, деликатность, чёткое понимание своей нужности людям (не людям вообще, а тем, кто живёт в твоём микрорайоне, учится в соседней школе или вузе через дорогу) - не те качества, которые готово ценить наше насквозь техническое и коммерческое государство (и современное, и советское). К сожалению.       Библиотекари только книги выдают.      Когда-то, на сломе старой эпохи, в 20-х годах прошлого века возникла новая библиотека. Эта библиотека в условиях почти поголовной неграмотности населения была вынуждена взять на себя просветительские функции. Библиотека стала и школой, и клубом, и музеем. Современные библиотеки продолжают нести знамя просвещения - но уже в другую эпоху, для других людей. Читатели наших дней, несомненно, обладают большим запасом знаний. Однако человек нуждается не только в сухой информации, ему зачастую остро не хватает эмоционального осмысления этих знаний, особенно в школьном возрасте, когда формируется не просто будущий специалист в своём деле, но человек, обладающий способностью любить и быть любимым, понимать себя и других. Кто, как не библиотечный работник, беседуя с читателем, проводя для него акции, мероприятия, встречи с интересными людьми и книгами, может помочь стать настоящим человеком, наполнив сухую информацию ярким чувством.       Библиотекарем может работать каждый.      Современная библиотека - учреждение, призванное собирать, хранить знания, а также предоставлять читателям и пользователям доступ к знаниям. Библиотекарь, помимо специальных библиотечно-библиографических знаний и умений должен быть:    высокообразованным человеком с широким кругозором, чтобы легко отвечать на самые разные вопросы, например: "Что такое акмеология?" Или: "Как развивалась экономика Венгрии в ХVIII в."?    доброжелательным и коммуникабельным, чтобы найти общий язык с любым: мальчиком, девочкой, молодым человеком или старым, слесарем, менеджером, преподавателем, безработным, предпринимателем, представителем любой партии и конфессии;    обладать солидным запасом терпения, ибо читатели бывают разные: придирчивые, дотошные, вредные, неопрятные, пьяные;    уверенным пользователем ПК, хотя бы в пределах офисных программ, так как современная библиотека - это не только формуляры и карточки, это ещё и солидный набор электронных ресурсов;    всегда хорошо выглядеть, потому что читатели хотят видеть за кафедрой библиотеки приветливого и симпатичного человека;    крайне непритязательным в быту, ибо на зарплату библиотекаря надеяться на туристическую поездку дальше собственного огорода просто глупо.   А теперь скажите, каждый ли человек сможет работать в библиотеке?   Библиотеки как хранители знаний и культуры будут всегда. Может быть, они будут не такие, как те, к которым мы привыкли. Возможно, в будущем в библиотеке вас будет встречать не приветливая девушка или строгая дама в очках, а юный (или не очень) учёный с ноутбуком в руках (или что там ещё придумает изобретательное человечество). Но они будут всегда.   И горе тому народу и тому правительству, которые не понимают - достойное существование библиотеки - гарантия достойного будущего, ибо "библиотеки важнее всего в культуре… пока жива библиотека - жив народ, умрёт она - умрёт прошлое и будущее".

Реферат по предмету информационная культура.

Выполнила: студентка Ропперт Ж.В.

Иркутск 2006

Введение.

Библиотека – что это?

Существуют сотни определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно» и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.

Чего у них пока недостаточно – это того, что самим человеком не познано, например точных данных о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха земного» - по Библии).

В библиотеках представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать книгу!»

Сама же библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».

В поэтической форме нетленный характер и значение библиотек выразил И.А.Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ныне письмена приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также слух. И библиотека обретет новые разновидности. Но всё равно, её содержание в образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать библиотеку - значит игнорировать Книгу: чудо из чудес, созданное Человеком.

И если люди в чём-то ошибутся и окажутся в несчастье, то «когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о целях, предназначениях своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром, душе своей. И не найдёт ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, и не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешёвый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которой, чем больше ешь её, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу немощным. Книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей».

Великая библиотечная держава.

ХХ век позади. За десять лет до его окончания Россия – в традиционном понимании этого слова – в очередной раз сменила общественный строй, а заодно и географические границы, потеряв при этом четверть территории и половину населения. Ученые и писатели ищут ныне то определение, которым можно было бы окрестить ушедший век в целом.

В России ХХ век включает ряд исторических периодов, ограниченных революциями, войнами и другими событиями, в основном трагического характера, с миллионами жертв.

Образно эта сторона века охарактеризована и многими поэтами.

Например, в начале столетия:

Двадцатый век… Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла.

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Александр Блок

В конце его:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

Владимир Соколов

Сегодня, даже трудно представить, какой была бы наша страна и все сферы жизни в ней, материальной и духовной, если бы её путь был плавным, спокойным, благоприятным для созидания и творчества, в том числе и для развития библиотек. На деле же их сеть росла, а затем сокращалась, множество библиотек погибло, однако вслед за этим, блюдя традиции многовековой «книжной премудрости», народ создавал новые библиотеки.

Отчет истории нынешней сети этих учреждений ведется с начала советского периода. Это и верно, и неверно. Советский строй воспринял от дооктябрьской России значительную сеть библиотек, особенно крупных научных и публичных, а также личных. И хотя были допущены – вследствие национализации библиотек частных и церковных – большие потери произведений печати, библиотечное дело всё же развивалось на созданной в прежние эпохи основе. В этом процессе принимало участие и значительное число специалистов отрасли, которые были обучены и воспитаны ранее. Но кем бы библиотеки ни были учреждены, на них затрачивались народные средства. И библиотеки способствовали тому, чтобы общество стало грамотным и поднялось к вершинам научного и технического творчества, созидая новые духовные ценности.

В годы советской власти библиотечное дело, став составной частью культурно-образовательной и национальной политики, обновлялось и развивалось на новых идеологических началах.

Сеть библиотек выросла многократно - до 300 и более тысяч; в их фондах было накоплено около 5 миллиардов книг и брошюр. К тому времени, когда у нас началось выполнение этой задачи, она была решена лишь в немногих государствах – нескольких европейских и США.

Сказанное происходило в условиях весьма многонациональной и многоконфессиональной страны. При этом более чем для 40 народов была впервые создана или усовершенствована письменность. Библиотеки получили развитие во всех республиках – союзных и автономных, и не только в городах, но и на селе; они стали играть большую роль в различных сферах жизни – ликвидации неграмотности, проведении социальных, культурных и экономических преобразований.

В советское время было и то негативное, что во многом определяло деятельность библиотек: диктат Коммунистической партии, единые идеологические установки, цензура, временами жестокая. Но в библиотеках имелись и широко использовались десятки миллионов единиц естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. Фонды массовых библиотек на 50-60 процентов состояли из художественной литературы, в том числе произведений многих величайших писателей России и других стран.

Цензура, жесткий контроль за составом распространяемых в обществе произведений письменности, а позднее – печати, существовала во всем мире в течение столетий, даже тысячелетий. Особенно жесткой стала цензура после возникновения книгопечатания. Она господствовала и в России на протяжении веков, с перерывами только на время революции 1905 года и на период с марта по май 1917 года.

Вообще история книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать, цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели. Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных библиотеках.

Ко второй половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал признанной на международном уровне проблемой.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас отменена.

Вряд ли существует страна, в истории которой в прошлом отсутствовали бы какие-либо периоды, события, явления, деяния негативного характера.

Но принято гордиться лучшим, что было в прошлом. Этому соответствует мудрая английская поговорка:«Right or wrong – my country».

В 90–е. годы в российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая личность освободилась от многого, что ее стесняло

Советский режим покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар.

Окончательная оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода истории нашей страны, - дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда, одними черными красками.

Политические перемены - устранение цензуры - создали благоприятные условия для деятельности библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем мире.

Библиотеки получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.

Произошли изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности, укоренились в библиотечном деле России.

В начале было Слово. Но свою подлинную мощь оно обрело с появлением книги. Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека - это надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Эта библиотека создавалась на камне и металле, глиняных табличках и деревянных дощечках, свитках папируса и пергаментных кодексах, пальмовых листьях и бересте, шелке и бумаге - менялся материал и способ изготовления, но неизменным оставалось ее назначение: служить сохранению и передаче знания, опыта, художественных ценностей. А библиотеки важны для общества потому, что они обеспечивают всем гражданам доступ к знанию и культуре. Во всем мире библиотеки являются первым прибежищем для пользователей информации, доступным для всех слоев населения. Но, к сожалению, в настоящее время, снизилась роль библиотек в культурной жизни общества.

В районе 14 библиотек. Реже стали посещать наши библиотеки люди разных поколений. Снижается читаемость и интерес к книге любого жанра. Учащиеся читают мало. Все чаще они получают информацию из компьютера. Но библиотекари прилагают максимум усилий, чтобы библиотека оставалась центром культуры, информации, общения.

Наша ЦБС имеет хорошие традиции. Определены приоритетные направления, разработаны ведомственные целевые программы, которые уже действуют долгие годы. Созданы библиопроекты «Интересные люди родного края», «За здоровый образ жизни».

Работает православная кафедра в детской библиотеке. Кирилло - Мефодиевские чтения, проводимые детской библиотекой стали традиционными. Они помогают обогатить наших детей духовно, отвлечь от вредных привычек.

Большую работу библиотеки ведут по профилактике правонарушений и наркомании. Воспитательная работа среди учащихся проводится как в библиотеке, так и в школе, посредством разнообразных массовых мероприятий: классных часов, часов информации, часов экологии, часов здоровья, уроков истории и уроков мужества и др. Большое внимание уделяется информационным технологиям. В ЦБС 10 компьютеров. Создаются авторские проекты по актуальным темам. Изучается передовой опыт библиотек страны и области. Стараемся принимать все интересное, новое, чтобы привлекать пользователей в библиотеки особенно детей и молодежь. Для детей и молодежи работает 22 клуба по интересам. Есть у нас и помощники. Активно работают библиотеки с Домами культуры, школами, филиалом Демидовского аграрно-технологического техникума, отделом по делам молодежи и спорта, военкоматом, центром социальной защиты, клубами «Молодые душой» и «Катюша», редакцией местной газеты, и правоохранительными органами.

Сейчас пред ЦБС стоит задача компьютеризировать все библиотеки. Особенно большой проблемой встает вопрос создания электронного каталога Велижской ЦБС. Это требует больших финансовых затрат и обучения работников. В следующем году мы должны начать эту работу.

В библиотеках района стабильные кадры. Здесь работают люди, которые знают и ценят свою профессию. И только библиотечные работники все это время остаются на передних рубежах в борьбе за образованного, воспитанного и приобщенного к духовному богатству россиянина. Ведь библиотека не просто место для предоставления услуг, она вместилище знаний, сокровищница человеческих мыслей, кладезь мудрости, хранилище богатства и достояние нашей культуры.

В наш компьютерный век

Все же библиотек

Не потеснить Интернету,

Вам благодарны за это!

Библиотекарям слава!

Им - хвала и почет!

Пусть же наша держава

Должное им воздает!

Уважаемые библиотечные работники района, поздравляю вас с Общероссийским днем библиотек. Искренне и сердечно желаю Вам процветания и успехов, бесконечного энтузиазма, здоровья, счастья и благополучия! Чтобы Удача, Успех и Вдохновение были верными спутниками в вашей работе. Настойчивости и терпения в решении каждодневных задач.

Г.В.Краснощекова, заслуженный работник культуры РФ, директор МБУК «Велижская ЦБС»

О роли библиотеки в жизни современного общества

Библиотека в жизни современного общества.

Гарафутдинова Ильсия Саляховна,

Зав .библиотекой гимназии №15

Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека эволюционировала от хранилища знаний для немногих избранных до самого популярного и универсального источника информации.

В настоящее время ощущается заметное отставание в развитии библиотек от уровня современного общества, и поэтому в традиционном своем понимании в жизни современного общества библиотека играет все меньшую роль. Вот, например, я, даже будучи библиотекарем, не пойду за интересующей меня книгой в библиотеку: если это относительно давно выпущенная книга, то я скачаю пиратский вариант в Интернете, а если это новинка, то я просто куплю ее (и, возможно, что тоже через Интернет).

Вы можете сказать, что электронная библиотека в Интернете - это тоже в некотором роде библиотека. Но на самом деле схожесть заканчивается названием: в ней нет ни библиотекарей, ни формуляров, ни срока возврата. Да и вообще ее создают сами читатели. Это просто свободное хранилище информации, из которой ее можно получить за считанные минуты, не вставая с дивана (на котором вы будете потом и читать эту книгу).

Так что же такое библиотека в современном обществе? По-моему, в настоящее время библиотека (по крайней мере в России) приближается к функции музея. Это хранилище уже не информации (как было раньше), а книг. Это именно хранилище книг как предметов. Ценность все больше и больше представляет книга как экземпляр, как артефакт, если хотите. А информацию, которая в ней находится, вы уже практически всегда можете получить, даже не открывая ее. В современном обществе книга вообще все более и более превращается в своего рода фетиш для искушенных.

Конечно, остаются еще научные библиотеки и библиотеки в школах, но я думаю, что оцифровка научных библиотек - это вопрос времени. И уже сейчас в научных библиотеках вам практически не выдают книгу на дом, вы работаете с ней в читальном зале. Ну в точности как вам не выдают экспонаты музея! Хорошо еще, что они не спрятаны в витрины и к ним можно прикасаться, но, возможно, это тоже вопрос времени.

Процессы, происходящие в современном обществе, влияют на библиотеки и заставляют менять не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций.

В современном мире библиотека должна постоянно развиваться. Уже недостаточно просто хранить и выдавать книги. Ритм жизни современного общества сейчас очень быстр и читателю теперь не просто нужны КНИГИ, ему нужны возможности. По-настоящему современные библиотеки начали внедрять информационные технологии: создают электронные каталоги, оцифровывают книги и даже запускают Интернет-аналоги библиотеки.

Представьте себе идеальную библиотеку: вы сидите в читальном зале за компьютером. Вы можете одновременно работать с книгами в этой библиотеке и обращаться за дополнительными данными другой библиотеки по специальной межбиблиотечной сети через Интернет (Библиотеки конгресса в США, например), быстро получать эти данные, распечатывать интересующие вас фрагменты книг и делать копии.

Вот что нужно сейчас современному пользователю библиотеки, такие требования предъявляет сейчас общество к библиотекам. В свою очередь происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки, что меняет всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, ставится вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим библиотекам, с другой - сама становится интерактивной, оцифровывая свои фонды и сотрудничая с другими библиотеками через интернет. Получается своего рода межбиблиотечный абонемент, только без пересылки книг и даже без непосредственного постоянного участия библиотекаря, библиотекарь лишь моделирует этот процесс.