Путешествие во времени или переселение душ? Бенуа и его "Последние прогулки короля". Версаль в творчестве бенуа Бенуа версальская серия


Бенуа Александр Николаевич (1870 - 1960)
Прогулка короля 1906
62 × 48 см
Акварель, Гуашь, Карандаш, Перо, Картон, Серебро, Золото
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Последние прогулки короля» – цикл рисунков Александра Бенуа, посвященный прогулкам короля Людовика-Солнца, его старости, а также осени и зиме в Версальском парке.
✂…">


Версаль. Людовик XIV кормит рыб

Описание старости Людовика XIV (отсюда):
«...Король стал печальным и угрюмым. По словам мадам де Ментенон, он сделался «самым неутешным человеком во всей Франции». Людовик начал нарушать законы этикета, установленные им самим.

В последние годы жизни он обрёл все привычки, подобающие старику: поздно вставал, ел в постели, полулёжа принимал министров и государственных секретарей (делами королевства Людовик XIV занимался до последних дней своей жизни), а потом часами сидел в большом кресле, подложив под спину бархатную подушку. Тщетно доктора повторяли своему государю, что недостаток телодвижений наводит на него скуку и сонливость и является предвестником близкой кончины.

Король уже не мог сопротивляться наступлению дряхлости, да и возраст его приближался в восьмидесяти.

Всё, на что он соглашался, ограничивалось поездками по садам Версаля в маленькой управляемой коляске».



Версаль. У бассейна Цереры



Прогулка короля



«Источником вдохновения для художника становится не королевская пышность замка и парков, а именно «зыбкие, печальные воспоминания о королях, которые всё ещё бродят здесь». Это похоже на некую почти мистическую иллюзию («я подчас дохожу до состояния, близкого к галлюцинациям»).

Для Бенуа те тени, что безмолвно скользят по версальскому парку сродни, скорее, воспоминаниям, чем фантазии. По его собственному утверждению, перед глазами проносятся образы событий, что здесь происходили когда-то. Он «видит» самого создателя сего великолепия, короля Людовика XIV в окружении свиты. Причём, видит его уже страшно старым и больным, что удивительно точно отражает былую действительность».



Версаль. Оранжерея



Версаль. Сад Трианона

Из статьи французской исследовательницы:

«Образы «Последних прогулок Людовика XIV», безусловно, вдохновлены, а иной раз и позаимствованы из текстов и гравюр времени «короля-солнца».

Однако подобный взгляд – подход эрудита и знатока – отнюдь не чреват ни сухостью, ни педантизмом и не вынуждает художника заниматься безжизненными историческими реконструкциями. Равнодушный к столь дорогим сердцу Монтескью «жалобам камней, мечтающих истлеть в забвеньи, Бенуа не запечатлел ни обветшания дворца, ни запустения парка, которые еще, безусловно, застал. Исторической точности он предпочитает полеты фантазии – и вместе с тем его фантазии исторически точны. Темы художника – течение времени, «романтическое» вторжение природы в классицистический парк Ленотра; его занимает – и забавляет – контраст между изысканностью парковых декораций, в которых «каждая линия, любая статуя, малейшая ваза» напоминают «о божественности монархической власти, о величии короля-солнца, о незыблемости устоев» – и гротескной фигурой самого короля: сгорбленного старика в каталке, которую толкает ливрейный лакей».




У Курция



Аллегория реки



Аллегория реки

Несколько лет спустя Бенуа нарисует столь же непочтительный словесный портрет Людовика XIV: «скрюченный старик с отвислыми щеками, с плохими зубами и лицом, изъеденным оспой».

Король в «Прогулках» Бенуа – одинокий старик, оставленный придворными и цепляющийся за духовника в предчувствии близкой смерти. Но выступает он скорее не в роли трагического героя, а в роли стаффажного персонажа, статиста, чье почти эфемерное, призрачное присутствие подчеркивает незыблемость декораций и сцены, с которой уходит некогда великий актер, «безропотно вынесший бремя этой чудовищной комедии».



Король прогуливался в любую погоду... (Сен-Симон)

При этом Бенуа как будто забывает, что Людовик XIV был главным заказчиком версальского спектакля и вовсе не заблуждался относительно роли, которую сам себе назначил сыграть. Поскольку история представлялась Бенуа неким подобием театральной пьесы, то неизбежна была и смена ярких мизансцен менее удачными: «Людовик XIV был превосходным актером, и он заслужил аплодисменты истории. Людовик XVI был лишь одним из «внуков великого актера», попавшим на сцену, – и потому очень естественно, что он был прогнан зрителями, причем провалилась и пьеса, недавно еще имевшая громадный успех».

Акварельный мир искусства Александра Бенуа

Творчество Александра Николаевича Бенуа до сих для России остается закрытым, т.к. большая часть его работ находится за пределами России. В основном те, кто интересуется искусством знают его литературные труды, посвященные как русским, так и зарубежным художникам. Однако Александр Бенуа был крайне разносторонней личностью - он и живописец, и график, и театральный декоратор, и режиссер-постановщик, и историк искусства. И это неудивительно, ведь он родом из семьи, которая подарила миру множество художественно одаренных людей.

Бенуа А.Н. Китайский павильон в Версале. Ревнивец 1906

В 1794 году в Россию из Франции прибыл кондитер Луи-Жюль Бенуа (1770-1822). Его сын Николай Леонтьевич - отец Александра Бенуа, стал известным архитектором. Александр лишь несколько месяцев в 1887 году занимался в вечерних классах Академии художеств, затем учился на юридическом факультете Петербургского университета. Он был художником-самоучкой, но непрерывно работал над собой, называя себя "продуктом художественной семьи ". Технику акварельной живописи ему преподавал старший брат Альберт Бенуа, тоже известный художник.

Бенуа А.Н. Версаль

Бенуа А.Н. Версаль. У Курция 1898

В 1894 году Александр Николаевич Бенуа начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника "История живописи XIX века". В 1896 году впервые попал в Париж, и его французские впечатления были настолько сильны, что на свет появилась целая серия акварельных рисунков из истории Франции. Фантастический, сказочный мир. Поездки в Париж станут регулярными для художника и на свет появится его знаменитая серия работ под общим условным названием "Версаль", включающая в себя работы 1896-1922 годов.

Бенуа А.Н. Танец. Павильон Версаля

Бенуа А.Н. Сцена в саду

Бенуа А.Н. На прогулке

Бенуа А.Н. Весенний день в Трианоне 1921

Бенуа А.Н. Прогулка в парке Версаля

Бенуа А.Н. Прогулка короля 1906

"Версаль для Александра Бенуа - воплощение гармонического единства человека, природы и искусства. В "гармонии внешних форм жизни" художник видит не поверхностное наслоение, а выражение "культуры человеческого достоинства", то есть начало этическое. Главный герой картин Бенуа незрим. Это художник, творец Версальского ансамбля. Он - преобразователь природы, режиссер жизни. Он установил тот торжественный лад, которому подчиняется быт эпохи. Еще вернее сказать, что в версальских картинах два героя. Второй - это сам Бенуа, философ и мечтатель, типичный художник "Мира искусства", в котором суетность и хаотичность мещанского быта рождают тягу к красоте, гармонии, величию.

Циклы работ, посвященные Версалю XVII века - резиденции короля Людовика XIV - написаны на основе многочисленных натурных наблюдений. Под влиянием старинных мемуаров, дневников, картин, гравюр, рисунков, стихов и особенно музыки XVII - начала XVIII века в душе художника, по его словам рождаются "смутные, слегка щемящие воспоминания", он прозревает прошлое. "Версальская серия" - возможность напомнить о том, как много поколений уже видел на своем веку Версальский парк, и тем самым сказать о бессмертии искусства и быстротечности человеческой жизни. Но искусство ни что иное, как одно из проявлений величия человеческого духа ".

А. П. Гусарова "Мир искусства"

Бенуа А.Н. Ненастный день в Версале

Бенуа А.Н. Прогулка

Бенуа А.Н. Свадебная прогулка 1908

Бенуа А.Н. Аллея Версаля

Бенуа А.Н. Кормление рыб

Бенуа А.Н. Маски

Бенуа А.Н. Купание маркизы

Бенуа А.Н. Маскарад при короле

Бенуа А.Н. Итальянская комедия 1905

Бенуа А.Н. Версаль

Бенуа А.Н. В парке Версаля

Бенуа А.Н. Комединты. Музыкальный фарс

Стилистически акварельные работы очень похожи на работы Константина Сомова и это неудивительно, именно вместе с ним Александр Николаевич Бенуа создал знаменитое художественное объединение "Мир искусства»" и основал одноименный журнал. Мирискуссники вошли в историю русской живописи как пропагандисты века XVIII, века костюма, любви, века красоты. За этот уход в прошлое Бенуа неоднократно ругали, как и ругали все его художественное объединение. Так Илья Ефимович Репин довольно едко говорил о Бенуа: "недоучка, дилетант, никогда не учившийся серьезно форме "...

Бенуа А.Н. Медный всадник 1916

Бенуа А.Н. Петр Великий думающий о строительстве Санкт-Петербурга

Бенуа А.Н. Петербург

Бенуа А.Н. Парад при Павле I 1907

Бенуа А.Н. Аллеи Летнего сада

Бенуа А.Н. Летний сад

Бенуа А.Н. Эрмитаж Петра Великого

Бенуа А.Н. На улицах Петербурга

Бенуа А.Н. Большой каскад Петергофа

Бенуа А.Н. Петергоф 1900

В 1916-1918 годах Бенуа создает иллюстрации к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник" и цикл работ, посвященных Петербургу и пригородам. В 1918 году художник возглавил картинную галерею Эрмитажа, стал ее хранителем. В 1926 году Александр Николаевич Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов. Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже.

Пейзажная серия акварелей А.Н.Бенуа

Бенуа А.Н. Французские Альпы 1928

Бенуа А.Н. Итальянский пейзаж

Бенуа А.Н. Итальянский двор

Бенуа А.Н.Люксембургский сад

Бенуа А.Н. Набережная Рей в Базеле 1902

Бенуа А.Н. Зимний пейзаж

P.S. Все изображения кликабельны и большая часть увеличивается до большого размера.

"Академик Александр Бенуа - тончайший эстет, замечательный художник, очаровательный человек". А.В. Луначарский

Всемирную известность Александр Николаевич Бенуа приобрел как декоратор и постановщик русских балетов в Париже, но это лишь часть деятельности вечно ищущей, увлекающейся натуры, обладавшей неотразимым обаянием и умением зажигать своими шеями окружающих. Историк искусства, художественный критик, редактор двух крупнейших художественных журналов «Мир искусства » и «Аполлон», заведующий живописным отделом Эрмитажа и, наконец, просто живописец.

Сам же Бенуа Александр Николаевич писал сыну из Парижа в 1953 году, что «...единственной из всех работ, достойных пережить меня... будет, пожалуй» многотомная книга «А. Бенуа вспоминает », ибо «этот рассказ про Шуреньку является в то же время довольно обстоятельным о целой культуре».

В своих воспоминаниях Бенуа называет себя «продуктом художественной семьи». Действительно, отец его - Николай Бенуа был известным архитектором, дед по линии матери А.К. Кавос - не менее значительным зодчим, создателем петербургских театров. Старший брат А.Н. Бенуа - Альберт - популярный акварелист. С не меньшим успехом можно сказать, что он был «продуктом» семьи интернациональной. По линии отца - француз, по линии матери - итальянец, точнее венецианец. Свою родственную связь с Венецией - городом прекрасного тления могущественных некогда муз - Александр Николаевич Бенуа ощущал особенно остро. Была в нем и русская кровь. Католическое вероисповедание не мешало удивительной почтительности семьи к православной церкви. Одно из самых сильных детских впечатлений А. Бенуа - Никольский морской собор (Николы Морского), произведение эпохи барокко, вид на который открывался из окон фамильного дома Бенуа. При всем вполне объяснимом космополитизме Бенуа было единственное место в мире, которое он любил всей душой и считал своей Родиной - Петербург. В этом творении Петра, скрестившем Россию и Европу, он чувствовал «какую - то большую, строгую силу, великую предопределенность».

Тот удивительный заряд гармонии и красоты, который А. Бенуа получил в детстве, помог сделать его жизнь чем - то подобным произведению искусства, поразительному по своей цельности. Особенно ярко это проявилось в его романе жизни. На пороге девятого десятилетия Бенуа признается, что ощущает себя совсем молодым, и объясняет этот «курьез» тем, что отношение к нему его обожаемой супруги не изменилось со временем. И «Воспоминания » свои он посвятил ей, «Дорогой Ате » - Анне Карловне Бенуа (урожденной Кинд). Их жизни связаны с 16 лет. Атя была первой, кто разделил его художественные восторги, первые творческие пробы. Она была его музой, чуткой, очень жизнерадостной, художественно одаренной. Не будучи красавицей, она казалась Бенуа неотразимой своим прелестным обликом, грацией, живым умом. Но безмятежному счастью влюбленных детей предстояли испытания. Утомленные неодобрением родственников, они расстались, но ощущение пустоты не покидало их в годы разлуки. И, наконец, с какой радостью они встретились вновь и поженились в 1893 году.

У четы Бенуа было трое детей - две дочери: Анна и Елена, и сын Николай, который стал достойным преемником дела отца, театральным художником, много работавшим в Риме и в Миланском театре...

А. Бенуа часто называют «художником Версаля ». Версаль символизирует в его творчестве торжество искусства над хаотичностью мироздания.
Эта тема определяет своеобразие исторического ретроспективизма Бенуа, изысканность его стилизации. Первая Версальская серия появляется в 1896 - 1898 гг. Она получила название «Последние прогулки Людовика XIV ». В нее входят такие известные произведения, как «Король прогуливался в любую погоду », «Кормление рыб ». Версаль Бенуа начинается в Петергофе и Ораниенбауме, где он провел свои детские годы.

Из цикла "Смерть".

Бумага, акварель, гуашь. 29х36

1907. Лист из серии "Смерть".

Акварель, тушь.

Бумага, акварель, гуашь, итальянский карандаш.

Тем не менее первое впечатление от Версаля, куда он попал впервые во время свадебного путешествия, было ошеломляющим. Художника охватило чувство, что он «уже когда - то это пережил». Повсюду в версальских работах встречается чуть удрученная, но все же выдающаяся личность Людовика XIV, Короля - Солнце. Ощущение заката некогда величественной культуры было чрезвычайно созвучно эпохе конца века, когда жил Бенуа .

В более отточенной форме эти идеи воплотились во второй Версальской серии 1906 года, в самых известных произведениях художника: «», «», «Китайский павильон », «Ревнивец », «Фантазия на версальскую тему ». Грандиозное в них соседствует с курьезным и изысканно хрупким.

Бумага, акварель, золотой порошок. 25,8х33,7

Картон, акварель, пастель, бронза, графитный карандаш.

1905 - 1918. Бумага, тушь, акварель, белила, графитный карандаш, кисть.

Наконец, обратимся к самому значительному, что было создано художником в театре. Это прежде всего постановка балета «» на музыку Н. Черепнина 1909 года и балет «Петрушка » на музыку И. Стравинского 1911 года.

Бенуа в этих постановках проявил себя не только как яркий театральный художник, но и как талантливый автор либретто. Эти балеты как бы олицетворяют два идеала, которые жили в его душе. «» - воплощение европейской культуры, стиля барокко, его пышности и грандиозности, соединяющихся с перезрелостью и увяданием. В либретто, которое является вольным переложением знаменитого произведения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим », рассказывается о некоем юноше, виконте Рене де Божанси, который попадает во время охоты в затерянный павильон старого парка, где чудесно переносится в мир ожившего гобелена - прекрасные сады Армиды. Но чары развеиваются, и он, увидев высшую красоту, возвращается в реальную действительность. Остается жуткое впечатление жизни, навсегда отравленной смертною тоской по вымершей красоте, по фантастической действительности. В этом великолепном спектакле словно оживает мир ретроспективных картин Бенуа .

В «Петрушке » же воплотилась русская тема, поиск идеала народной души. Эта постановка прозвучала тем более пронзительно и ностальгично, что балаганы и их герой Петрушка, столь любимый Бенуа, уже становились прошлым. В спектакле действуют оживленные злой волей старика - кудесника куклы: Петрушка - неодушевленный персонаж, наделенный всеми живыми качествами, которые есть в человеке страдающего и одухотворенного; его дама Коломбина - символ вечной женственности и «арап» - грубый и незаслуженно торжествующий. Но конец этой кукольной драмы Бенуа видит не таким, как в обычном балаганном театре.

В 1918 году Бенуа становится заведующим картинной галереей Эрмитажа и многое делает для того, чтобы музей стал крупнейшим в мире. В конце 20-х годов художник покидает Россию и живет в Париже почти полвека. Он умер в 1960 году в возрасте 90 лет. За несколько лет до смерти Бенуа пишет своему другу И.Э. Грабарю , в Россию: «И как хотелось бы быть там, где у меня открылись глаза на красоту жизни и природу, где я впервые вкусил любви. Почему я не дома?! Все вспоминаются какие - то кусочки самого скромного, но столь милого пейзажа».


Бенуа Александр Николаевич (1870 - 1960)
Прогулка короля 1906
62 × 48 см
Акварель, Гуашь, Карандаш, Перо, Картон, Серебро, Золото
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Последние прогулки короля» – цикл рисунков Александра Бенуа, посвященный прогулкам короля Людовика-Солнца, его старости, а также осени и зиме в Версальском парке.



Версаль. Людовик XIV кормит рыб

Описание старости Людовика XIV (отсюда):
«...Король стал печальным и угрюмым. По словам мадам де Ментенон, он сделался «самым неутешным человеком во всей Франции». Людовик начал нарушать законы этикета, установленные им самим.

В последние годы жизни он обрёл все привычки, подобающие старику: поздно вставал, ел в постели, полулёжа принимал министров и государственных секретарей (делами королевства Людовик XIV занимался до последних дней своей жизни), а потом часами сидел в большом кресле, подложив под спину бархатную подушку. Тщетно доктора повторяли своему государю, что недостаток телодвижений наводит на него скуку и сонливость и является предвестником близкой кончины.

Король уже не мог сопротивляться наступлению дряхлости, да и возраст его приближался в восьмидесяти.

Всё, на что он соглашался, ограничивалось поездками по садам Версаля в маленькой управляемой коляске».



Версаль. У бассейна Цереры



Прогулка короля



«Источником вдохновения для художника становится не королевская пышность замка и парков, а именно «зыбкие, печальные воспоминания о королях, которые всё ещё бродят здесь». Это похоже на некую почти мистическую иллюзию («я подчас дохожу до состояния, близкого к галлюцинациям»).

Для Бенуа те тени, что безмолвно скользят по версальскому парку сродни, скорее, воспоминаниям, чем фантазии. По его собственному утверждению, перед глазами проносятся образы событий, что здесь происходили когда-то. Он «видит» самого создателя сего великолепия, короля Людовика XIV в окружении свиты. Причём, видит его уже страшно старым и больным, что удивительно точно отражает былую действительность».



Версаль. Оранжерея



Версаль. Сад Трианона

Из статьи французской исследовательницы:

«Образы «Последних прогулок Людовика XIV», безусловно, вдохновлены, а иной раз и позаимствованы из текстов и гравюр времени «короля-солнца».

Однако подобный взгляд – подход эрудита и знатока – отнюдь не чреват ни сухостью, ни педантизмом и не вынуждает художника заниматься безжизненными историческими реконструкциями. Равнодушный к столь дорогим сердцу Монтескью «жалобам камней, мечтающих истлеть в забвеньи, Бенуа не запечатлел ни обветшания дворца, ни запустения парка, которые еще, безусловно, застал. Исторической точности он предпочитает полеты фантазии – и вместе с тем его фантазии исторически точны. Темы художника – течение времени, «романтическое» вторжение природы в классицистический парк Ленотра; его занимает – и забавляет – контраст между изысканностью парковых декораций, в которых «каждая линия, любая статуя, малейшая ваза» напоминают «о божественности монархической власти, о величии короля-солнца, о незыблемости устоев» – и гротескной фигурой самого короля: сгорбленного старика в каталке, которую толкает ливрейный лакей».




У Курция



Аллегория реки



Аллегория реки

Несколько лет спустя Бенуа нарисует столь же непочтительный словесный портрет Людовика XIV: «скрюченный старик с отвислыми щеками, с плохими зубами и лицом, изъеденным оспой».

Король в «Прогулках» Бенуа – одинокий старик, оставленный придворными и цепляющийся за духовника в предчувствии близкой смерти. Но выступает он скорее не в роли трагического героя, а в роли стаффажного персонажа, статиста, чье почти эфемерное, призрачное присутствие подчеркивает незыблемость декораций и сцены, с которой уходит некогда великий актер, «безропотно вынесший бремя этой чудовищной комедии».



Король прогуливался в любую погоду... (Сен-Симон)

При этом Бенуа как будто забывает, что Людовик XIV был главным заказчиком версальского спектакля и вовсе не заблуждался относительно роли, которую сам себе назначил сыграть. Поскольку история представлялась Бенуа неким подобием театральной пьесы, то неизбежна была и смена ярких мизансцен менее удачными: «Людовик XIV был превосходным актером, и он заслужил аплодисменты истории. Людовик XVI был лишь одним из «внуков великого актера», попавшим на сцену, – и потому очень естественно, что он был прогнан зрителями, причем провалилась и пьеса, недавно еще имевшая громадный успех».


... хуже всего то, что г. Бенуа, по примеру многих, выбрал себе особую специальность. Теперь очень принято среди живописцев и молодых поэтов находить и защищать свою оригинальную индивидуальность, облюбовав какой-нибудь, иногда до смешного узкий и нарочитый род сюжетов. Г-н Бенуа облюбовал Версальский парк. Тысяча и один этюд Версальского парка, и все более или менее хорошо сделаны. И все-таки хочется сказать: «Ударь раз, ударь два, но нельзя же до бесчувствия». Ибо г. Бенуа вызвал в публике род специального психического оглушения: Версаль перестал действовать. «Как хорошо!» - говорит публика и широко, широко зевает.


Сегодня трудно поверить в то, что в конце девятнадцатого века любимое детище Людовика XIV - великолепный Версаль находился в печальном запустении. По пустым и пыльным залам некогда шумного дворца бродили лишь тени забытых королей, буйные заросли травы и кустарников заполнили двор и уничтожили аллеи.

Возрождение Версаля произошло благодаря стараниям двух человек. Один из них – поэт Пьер де Нолак, занимавший пост хранителя замка двадцать восемь лет с 1892 года. Именно он упорно разыскивал на распродажах и в антикварных лавках мебель и предметы, когда то принадлежавшие французскому королевскому двору. И именно он нашёл специалистов, заново разбивших парк.

Вторым спасителем Версаля стал весьма одиозный персонаж того времени – коллекционер Робер де Монтескью, настоящий денди и светский лев. Ему удалось заново вдохнуть жизнь в бывшую резиденцию короля-солнце. Де Нолак разрешил Монтескью принимать гостей в возрождённом версальском парке. В результате этот парк стал модным «дачным» местом всей парижской знати. И не только знати. Его стали называть «приютом для мудрецов и поэтов».

А. Бенуа. «Версаль. Прогулка короля»

В конце XIX века в Версаль приезжает русский художник и искусствовед Александр Бенуа. С тех пор он просто одержим поэтикой старинного королевского дворца, «божественным Версалем», как сам его называет. «Я вернулся оттуда одурманенный, практически больной от сильных впечатлений». Из признаний племяннику Евгению Лансере: « я упоён этим местом, это какая-то невозможная болезнь, преступная страсть, странная влюблённость». За всю жизнь художник создаст более шестисот масляных полотен, гравюр, пастелей, гуашей и акварелей, посвящённых Версалю . Бенуа было 86 лет, и он жалуется на слабое здоровье лишь потому, что оно не позволяет «прогуливаться по парадизу, в котором некогда жил».

Источником вдохновения для художника становится не королевская пышность замка и парков, а именно «зыбкие, печальные воспоминания о королях, которые всё ещё бродят здесь». Это похоже на некую почти мистическую иллюзию («я подчас дохожу до состояния, близкого к галлюцинациям»). Для Бенуа те тени, что безмолвно скользят по версальскому парку сродни, скорее, воспоминаниям, чем фантазии. По его собственному утверждению, перед глазами проносятся образы событий, что здесь происходили когда-то. Он «видит» самого создателя сего великолепия, короля Людовика XIV в окружении свиты. Причём, видит его уже страшно старым и больным, что удивительно точно отражает былую действительность.

Чем бы ни было это «странное наваждение» Александра Бенуа, но мы должны быть благодарны ему. Ведь в результате на свет появились замечательные, удивительно эмоциональные, живые картины из «версальской серии» .

Робер де Монтескье, очарованный именно запустением Версаля, мечтает о запечатлении «жалоб старых камней, желающих истлеть в окончательном забвеньи». Но Бенуа равнодушен к такой исторической правде. Он явно застал королевский дворец в эпоху его обветшания, но не желает говорить об этом в своих полотнах. Любимая тема художника – безжалостное течение времени, явный контраст между парковой незыблемой изысканностью и фигурой самого Людовика, старого, сгорбленного человека в кресле-каталке.

Создатель грандиозного Версаля уходит из жизни одиноким стариком, но в «Последних прогулках короля» Бенуа, он не предстаёт перед нами как персонаж трагический, достойный лишь жалости. Его присутствие, призрачное, почти эфемерное, подчёркивает величие прекрасного парка королей Франции. «Он, безусловно, заслуживает аплодисментов истории», - так скажет Александр Бенуа о Людовике XIV.