Стиль барокко в архитектуре. Французское барокко Архитектура Барокко Главные признаки —

Барокко - (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, зародившийся в Италии в середине XVI и до середины XVIII вв. преобладающий в искусстве Европы. Берёт начало в позднем ренессансе. Основные черты барокко: парадность, эффектность, пышность, динамичность, грандиозность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени, цвета, фактур материала, совмещение реальности и фантазии. Этот стиль получил широкое распространение во Франции, Австрии, на юге Германии и т.д. В России барокко появилось позднее в 18-19 веке как симбиоз барокко и рококо.

Во Франции интерьеры барокко в основном пред­ставлены в дворцовой архитектуре. Центром зальных помещений, как правило, служил камин. Интерьер характерный для барокко: праздный, яркий, насыщенный, жизнерадостный, торжественный, роскошный. Характерно использование дорогостоящих материалов, фресок и росписей на стенах и своде. Стены облицовывали мрамором, украшали золоченым резным декором или затягивали дорогими тканями. Также стены обивали золочеными кожами. Этот прием декорирования был очень популярен в то время. Золоченые набивные кордовские кожи на стенах можно было встретить во многих дворцовых апартаментах. Применяли и классические деревянные панели из дуба или сосны. Сосновые панели тонировали под благородные породы дерева, в конце века панели стали окрашивать в однородные белые, голубые или светло-зеленые тона. Полы были в основном мраморные. Паркет не получил во Франции такого распространения, как в странах Северной Европы. Паркетные полы было принято застилать персидскими коврами и простыми циновками. В XVII веке меняется традиционная форма камина. Камины с шатровым наве­сом исчезали. Теперь камин выглядит как прямоугольный выступ в стене. Под потолком и внизу камин оформлялся карнизом и цоколем. Над камином располагается зеркало, а каминную полку украшают парными подсвечниками, вазонами, фарфоровыми безделушками, бюстами, часами. Появляется такая неотъемлемая деталь камина, как экран. Экраны обычно затягивают гобеленовыми тканями. Мебель делается из местных пород дерева, украшается резьбой и позолотой, либо из привозных дорогих пород, очень часто в это время – из черного (эбенового) дерева. В этом случае применяется инкрустация серебром, медью, перламутром, используют накладные пояски и барельефы из золоченой бронзы.

Источником вдохновения и традиционным местом обучения для французских мастеровых, архитекторов и художников была Италия. Но в середине семнадцатого века французская культура совершила определенный прорыв. Ей удалось не только наладить собственное производство высокохудожественных вещей, но и стать законодательницей мод для всей Европы. Многие французские интерьеры барокко обнаруживают зависи­мость от итальянских образцов, о чем, к примеру, свидетельствует французский проект XVII в. Версаль. Версаль - это великолепный дворцово-парковый ансамбль на территории Франции, строительство которого было задумано и осуществлено волею короля Франции Людовика XIV (1638–1715). Людовик XIV, известный как Король-Солнце, захотел иметь замок в окрестностях Парижа, где он мог бы осуществлять процесс организации и управления правительством по своему усмотрению. Поэтому Людовик XIV обосновался в королевском охотничьем замке в Версале, построенном еще при Людовике XIII. Во времена строительства дворца Версаль был всего лишь небольшой деревней. По приказу Людовика XIV в Версале начались работы по перестройке и расширению замка и созданию садово-паркового ансамбля. Замок за следующие десятилетия настолько увеличился, что стал самым большим дворцом в мире. Позднее в Версаль переехал королевский двор, который стал официальной королевской резиденцией. Вся власть Франции была сосредоточена в этом дворце. Поэтому Версаль известен не только своей архитектурой, но и как символ системы абсолютной монархии Людовика XIV. Строительство Версаля продолжалось в течение всего XVIII века. Лучшие художники работали над оформлением резиденции короля. Версальский ансамбль является главным памятником французской архитектуры эпохи короля-солнца Людовика XIV. В тройку самых масштабных интерьеров резиденции входила знаменитая Зеркальная галерея, которую создал арх. Ардуэн-Мансар Жюль. Зеркальная галерея является отличным примером французского барокко. Она расположена в правой части Версальского дворца и представляет собой длинный зал 73 x10,5 м, невероятной высоты – 12,3 м – почти пятиэтажный дом. Стоечно-балочная система, состоит из вертикальных и горизонтальных стержневых несущих элементов. Вертикальный элемент – стойка(колонна, столб) – представляет собой прямолинейный стержень, который воспринимает все вертикальные нагрузки от горизонтального элемента (балки); горизонтальные нагрузки, приходящиеся на стойку, и передает усилия от этих воздействий на фундамент. Семнадцать больших окон зала, выходящих на парк, расположены симметрично и сделаны в виде арок. Своими пропорциями окна гармонируют с резными золочеными дверями. Напротив окон на стене арочные членения с зеркальными панно. Панно из небольших зеркальных фрагментов стыкуются золотой рамой. зеркальной галереи был использован новый для того времени архитектурный прием, все зеркала располагались параллельно окнам, что создавало иллюзию того, что галерея по обе стороны смотрит окнами в сад. Создавался удивительно сказочный эффект расширения пространства и единения архитектуры и природы. Все зеркала галереи выполнены французскими мастерами. Карниз с пышной резьбой и золочением. Пилястры коринфского ордера (база и капитель вызолочены). Отделка стен - имитация под мрамор (финто мармо ), роспись по дереву, различные породы мрамора. В амбразуре окон и своде кессоны с золочеными розетками. Экседры с полукруглым завершением, в них статуи. Свод галереи украшен тридцатью фресками Шарля Лебрена, Все фрески объединяет тема побед воинственного короля, среди которых выделяется «Вторая победа над Франш-Конде». Во фресках Лебрен тонко переплетал сюжеты важных исторических событий и мифологию, ввел аллегорические образы, в которые как будто случайно проникли сцены будничной жизни. Главный герой каждой композиции - король. И вообще при украшении всего Версальского дворца была одна цель - в монументальном стиле воздать славу королю. Монарх изображен в различных образах: римский император, великий правитель королевства, завоеватель иностранных держав. Также на сводах галереи художник расположил 12 медальонов и 6 стукковых рельефов. В угловых медальонах представлены важные события того времени: судебные и финансовые государственные реформы, восстановление навигации и покровительство искусствам. На полу наборный паркет. Зеркальная галерея была обставлена массивной мебелью из чистого серебра по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала настолько тонкая чеканка, что стоимость ее во много раз превышала стоимость самого материала. Однако после 1690 года, согласно королевскому эдикту против роскоши, она была переплавлена на монеты. Сейчас там золоченая мебель с пышной резьбой. Люстры выполнены из богемского хрусталя. Все заполнено светом даже в пасмурную погоду. При различном освещении создаются разные впечатления. При Людовике XIV в Зеркальной галерее проходили самые торжественные церемонии, королевские бракосочетания, приемы и балы. Зеркальная Галерея, возведенная в честь Людовика XIV, теперь является одним из главных шедевров Версаля.

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

«Музыка барокко» - Гендель смешал в своей музыке богатые традиции импровизации и контрапункта. Марии в Любеке. Сейчас И. С. Бах является одним из самых популярных композиторов всех времён. Музыка раннего барокко (1600-1654). Творческая работа Люлли с самого начала была крепко связана с театром. В 1703 году принял сан католического священника.

«Архитектура барокко» - Петра в Риме. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.

«Классицизм и барокко» - Клод Лоррен. Никола Пуссен «Танец под музыку времени» (классицизм). Классицизм. Георг Фридрих Гендель. Жан Батист Люлли. Петер Пауль Рубенс. Клод Перро. Джованни Бернини Франческо Борромини Франческо Растрелли. Антонио Вивальди. И.С.Бах яркий представитель эпохи барокко. Архитектура. Барокко классицизм.

«Барокко в искусстве» - Л.Бернини. Картина со своей жестокой прямотой стала буквальным воспроизведением жизни. Портрет Людовика XIV. Возвращение блудного сына, 1669. Фонтан Четыре реки. «Смерть Марии» - одно из последних произведений художника. Караваджо. Пряхи 1656. Именно Бернини стал создателем барочного портрета. Нарцисс.

«Музыкальная культура барокко» - Семья В. А. Моцарта. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Особенности музыки барокко. Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759). Моцарт, пишущий «Реквием» на смертном одре. И вот новое искусство докатилось до безудержной распущенности. Орнаментальность достигает пределов возможного» Т. Владышеская.

«Стиль барокко» - Микеланджело. Лоренцо Бернини. Вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело руководил постройкой. Интерьер собора. Охватил колоннадой огромную площадь. «Бракованная жемчужина». Оформил фасад собора святого Петра. Балдахин, покрывающий предполагаемую гробницу святого. Барокко. Джакомо делла Порта.

Французское барокко — барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.Именно поэтому одновременно с барокко в Париже появляется классицизм как стиль, возрождающий монументальную строгость и простоту античного понимания красоты (Перикл, возглавлявший в V в. до н.э. Афинское демократическое государство, в одной из своих речей сказал: «Мы любим красоту, воплощенную в простоте».)

Величественное и пышное барокко во Франции настолько мирно соседствует с классицизмом, что оба эти стиля могут наличествовать даже в одном здании. Присутствие элементов этих обоих формирующихся стилей заметно уже в творчестве Соломона де Бросса, одного из ранних мастеров XVII в.

Правление Людовика XIII (1610-1643) знаменует ранний период архитектуры барокко во Франции. В это время творят зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.

В судьбе искусства при Людовике XIV(1643-1715) произошли крупнейшие перемены. Оно стало особым предметом заботы короля, так как он видел в нем средство возвеличения и прославления своей власти. В 1671 году основана Академия архитектуры. Период характеризуется размахом и широтой концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором является Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708) - внучатый племянник Франсуа Мансара.

Во Франции XVII в. замковая архитектура освобождается от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями.В середине века происходит слияние воедино традиций изолированного строения и П-образного в плане замка с внутренним двором. Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

Дворец резиденция в Париже, построен для королевы Франции Марии Медичи в начале 17 века. Одно из лучших сооружений французского барокко. Считается, что образцом для здания послужил садовый фасад палацо Питтти во Флоренции, который построил архитектор Бартоломео Амманти (1511-1592) в стиле маньеризм. Но де Брос все сделал на французский манер, уменьшил выступления боковых корпусов, добавил среднюю, небольшую башню и скульптуры. Парадный двор - курдонер - замкнул служебными корпусами. В здании использован национальный колорит- высокие крыши. Архитектурный образ дворца стал неповторимым и самобытным. Дворец удачно дополнили сад, садово -парковая скульптура.

Именно для отделки этого дворца художник из Фландрии П.П. Рубенс нарисовал картины со сценами жизни королевы Марии Медичи (хранятся в Лувре, Париж). После смерти королевы здесь жил ее сын, младший брат короля Людовика XIII Гастон Орлеанский.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

XXв. здесь заседает Сенат Франции.

Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов

Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов

В начале века Лемерсье побывал в Риме, вернувшись на родину, познакомил Париж с некоторыми особенностями римской архитектуры.

Жак Лемерсье(1585-1654) - первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII, умело соединявший в своём творчестве принципы классицизма и барокко.

С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра, начатое более чем за 50 лет до этого Пьером Леско. С целью расширения старого луврского внутреннего двора (сейчас Кур-Карре), Лемерсье построил павильон де Л’Хорлог (павильон Часов) и примыкающие крылья с северной стороны. Он удлинил вдвое западное крыло, созданное ранее, и начал строить северный корпус, при этом сохранил систему членений и архитектурно-пластического убранства дворовых фасадов.

В выступающей, верхней части башни часов достаточно определенно звучит стиль барокко («вставленные» друг в друга фронтоны и другие элементы декора). Богатый орнамент и комплексные пропорции павильона де Л’Хорлог делают его одним из уникальных зданий.

Другой важной работой Лемерсье стало строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем - Версальского дворца. В 1620-х - 30-х годах был создан небольшой охотничий замок из кирпича, камня и кровельного сланца с П-образным планом.

Дворовые его фасады были отделаны сочетанием красного кирпича и мрамора с довольно многочисленными декоративными деталями. Двор замка получил название Мраморного (Кур де марбр). Позже это строительство явилось начальным этапом создания грандиозной королевской резиденции.

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Архитектор Франсуа Мансар (1598-1666) - один из родоначальников классицизма в архитектуре барокко середины XVII века во Франции.Утонченная элегантность и гармонич-ность отличает проекты Мансара. Оригинальными выглядят его первые творения - фасад церкви Фельянов, замки Берни и Бальруа (строительство начато в 1626 г.), а также часовня монастыря Визитации, заложенная в 1632 г. Мансар создает один из самых совершенных частных особняков- отель де ла Врильер (1635 г).

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Замок Мэзон Лафит - знаменитое и одно из немногих сохранившихся законченных творений Франсуа Мансара. Дворец построен недалеко от Парижа для президента парижского парламента Рене де Лангей. Во внешнем виде сооружения барочные черты обнаружены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские национальные признаки - высокие пирамидальные крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. Но в отличии от традиционных композиций более ранних загородных замков здесь нет замкнутого двора, образуемого главным корпусом и служебными флигелями. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы «П» вокруг открытого в парк двора, здание хорошо обозревается со всех сторон.

Вся же отделка фасадов в основном классицистична. Примененная Мансаром система расчленения этажей строгим дорическим ордером в первом этаже и более легким ионическим - во втором представляет собой мастерскую попытку привести к стилевому единству новые классицистические и старые традиционные архитектурные формы.

Церковь Валь де Грас. Франсуа Мансар.

После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля Людовика XIII (1643г.), регентша Анна Австрийская начала строительство церкви Валь-де-Грас. После рождения будущего короля Людовика XIV, появившегося на свет через двадцать три года бесплодного брака, королева пообещала себе исполнить обещание данное богу – построить церковь, посвященную Деве Марие. Первый камень будущей часовни был заложен 01 апреля 1645 года будущим королем, семилетним Людовиком XIV. Церковь была построена по проекту Франсуа Мансара. Строительство было завершено,когда архитектора уже не было в живых.Церковь строили архитекторы Жан Лемерсье, Пьер Ле Мюе и Габриель Ле Дюк. В основу композиции плана была положена традиционная схема купольной базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом, и куполом на средокрестии. Как и во многих других французских культовых сооружениях 17 в., фасад здания восходит к традиционной схеме церковного фасада итальянского барокко. Мощные спиральные валюты связывают первый этаж со вторым. Церковь увенчана приподнятым на высоком барабане куполом, одним из наиболее высоких куполов Парижа.

Архитектура барокко во Франции

Под влиянием традиций ренессанса французское барокко имеет более спокойный характер, чем в Италии - барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.

Вначале французское барокко находится под сильным влиянием ренессансных традиций, которые удерживаются здесь вплоть до первой четверти XVII в. Новое поколение архитекторов создает движение, заведомо противоположное радикальному итальянскому барокко.

Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой третью XVII века - временем правления Людовика XIII (1610-1643). Основными представителями его были зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.

Для периода Людовика XIV (1643-1715) характерен размах и широта концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором того периода был Ж. А. Мансар.

Во Франции XVII в. замковая архитектура продолжала развиваться в направлении, восходящем к четырехугольным в плане крепостям-замкам Филиппа II Августа. Замок освобождился от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями. В середине века под Парижем появились Мезон и Во - непревзойденные шедевры, в которых сливаются воедино традиция изолированного строения (Блеранкур, Бальруа) и П-образного в плане замка с внутренним двором (Куломье, Ришелье). Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, о которых напоминает вытянутая по бокам кровля, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже. Частный замок канул в небытие при Людовике XIV, но с наступлением XVIII в. появился вновь в облике «загородного дома». Замки в Шане, Монморанси, Жоссиньи или Бельвю свидетельствуют об общей тенденции: уменьшение размеров, исчезновение рвов, упрощение объемов, сокращение лепных украшений на фасаде.

Архитектура церковных сооружений ориентируется на римские, прежде всего центрические по своей композиции, типы. Однако для французской архитектуры характерна своя логика, иное понимание тектоники и организации пространства. Фасады решаются большим ордером, чему подчиняется вся планировочная схема. Особенно большой роскошью отличаются интерьеры.