Кехман семья. Художественный руководитель театра

Российский предприниматель и театральный деятель Владимир Кехман, получивший прозвище «банановый король», уже давно имеет все шансы стать банкротом и предстать перед судом. Однако его кредиторам и правоохранителям почему-то не удается довести дело до конца. Сам же Владимир Кехман, похоже, не слишком озабочен своими многомиллиардными долгами.

Банкрот всея Руси

Все, кому знакомо имя Владимира Кехмана , наверняка с интересом кликали на сообщения о том, что бизнесмен «что-то отмыл». Бывший «банановый король» действительно недавно занимался этим делом, он отмывал памятник Николаю I в Санкт-Петербурге. Делал он это не как бизнесмен, коим он вроде бы уже не является, а как театральный деятель. Владимир Кехман – руководитель Михайловского театра. Вообще, удивительная активность и публичность для человека, которого кредиторы хотят лишить всего нажитого. Видимо, экс-бизнесмен уверен, что все его проблемы будут вскоре решены.

Проблемы эти не маленькие, одному Сбербанку он задолжал больше 4 миллиардов рублей. Общий же долг Владимира Кехмана пулу российских банков превышает 18 миллиардов рублей. Если быть точным, то деньги получала его компания «Группа Джей Эф Си» , но бизнесмен был поручителем по кредитам. Что и позволило в прошлом году кредиторам инициировать процедуру личного банкротства Владимира Кехмана. Он стал россиян, которого могли признать банкротом после закона о банкротстве физлиц.

Бизнес на траве

Российский бизнес, как известно – удивительная, волшебная сфера, в которой всегда найдется место чуду. А иначе как объяснить тот факт, что обычный бизнесмен средней руки смог назанимать у банков 18 миллиардов рублей? Эта сумма, для сравнения, превышает доходы такого города как Севастополь. При этом Кехману верили как отечественные госбанки, так и частные организации (Промсвязьбанк, «Уралсиб»), в том числе и российские дочки иностранных финансовых гигантов (Райффайзенбанк, Юникредит банк).

До определенного времени дела у Владимира Кехмана шли очень хорошо. Он был солидным бизнесменом с громадным опытом работы – импортировать в Россию фрукты предприниматель начал вскоре после развала СССР. А в нулевых годах его компания стала одним из самых крупных в стране импортером бананов, за что самого Кехмана в СМИ стали называть не иначе как «банановым королем». Шутка ли, Владимир Абрамович привозил на Родину каждый третий банан, который съедали россияне.

И даже во время мирового финансового кризиса дела его шли хорошо. Бизнесмен заявлял , что потребление бананов выросло, потому что они «являются продуктами первой необходимости». Цитата, которая запомнилась журналистам надолго. Вспоминали ее и когда бизнес «бананового короля» пошел под откос, и им заинтересовали следователи.

Написать «оперу»

Сам Владимир Кехман связывал проблемы своей компанией с «арабской весной»: революции охватили страны, в которых у него были обширные интересы. У следователей нашлось иное мнение. По версии правоохранителей, бизнесмен вместе со своими топ-менеджерами занял крупные суммы, чтобы их похитить. У предпринимателя был, естественно, другой взгляд на вещи, он во всем обвинил топ-менеджеров, которые, якобы, взяли деньги у банков и вывели их через фирмы-однодневки. Ну а он с этой точки зрения предстал белым и пушистым, потому что бизнесом уже заниматься бросил и посвятил свою жизнь театру.

В 2007 году Владимир Кехман стал гендиректором Михайловского театра в Санкт-Петербурге, заодно пожертвовав на его реставрацию полмиллиарда рублей. Не смотря на это, бизнесмен оставался не слишком публичным человеком. Взять, например, встречу Владимира Путина с деятелями культуры в Петербурге в 2010-м году. Общественность после нее взахлеб обсуждала новый мем «Юра музыкант». А ведь помимо Юрия Шевчука на встрече с президентом был и Владимир Кехман. И, судя по официальной стенограмме , Путин сказал несколько лестных слов своему тезке:

«Владимир Абрамович много сделал для театра - это очевидный факт. Это действительно так, это видно невооруженным глазом».

Король банановых банкротств

Имя Владимира Кехмана прогремело на всю страну в прошлом году, когда стало известно, что он Новосибирский оперный театр. Произошло это после нашумевшего скандала с постановкой оперы «Тангейзер», когда в РПЦ заявили , что спектакль оскорбляет чувства верующих. Что интересно, новый руководитель театра оставался фигурантом уголовного дела о мошенничестве, а вскоре к нему прибавились и новые претензии следователей. На этот раз бизнесмена заподозрили в хищении 4,5 миллиардов рублей у Банка Москвы.

Как бывшему «банановому королю» удалось остаться на плаву – большая загадка. Правда, журналисты РБК выяснили, что за него заступался сам Дмитрий Песков , могущественный пресс-секретарь президента России. Но это всего лишь слова неназванных источников. А в реальности Владимир Кехман может вскоре счастливо избежать российских проблем. Он сейчас судится, чтобы российская Фемида признала решение британского суда, который еще 4 года назад назвал Кехмана банкротом.

Если этот ход конем удастся, то дело о банкротстве в России для бизнесмена может закончиться. Он уже банкрот в Лондоне, так что пусть английские кредиторы и вступают в свои права, а наши пока подождут, до свидания! Правда, есть еще проблема с правоохранителями, которые, например, считают, что «Группа Джей Эф Си» отмывала в Эквадоре российские кредиты. Ну так стражи закона уже много лет что-то возбуждают, расследуют, а воз и ныне там. Сердце красавиц, как поется в опере, склонно к измене. Интересно, приходили ли эти веселые и злорадные мысли Владимиру Кехману, когда он отмывал позеленевший (не от злости, от времени) петербургский памятник Николаю I и, вероятно, глядел с высоты на родину нынешних российских элит?

Приехав из Самары, Кехман начал бизнес в нашем городе, встав во главе большой фруктовой компании. За 10 лет создал уникальную инфраструктуру, со складскими мощностями для хранения и обработки бананов. Бананы "дозревают" здесь в специальных помещениях по западной технологии, которой в России владеет только JFC. Участвовал во многих строительных проектах. Гордится тем, что в свои 35 лет воспитывает троих детей, а также тем, что живет в городе Петербурге, с которым связано все самое лучшее в его жизни.

Владимир в детстве играл на кларнете, любит музыку. Джаз-клуб JFC появился при его поддержке и участии. Всегда интересно узнать о тех, кто начал с нуля. Владимир с него и начал. Город Куйбышев (Самара), слабое здоровье, небогатое еврейское семейство, мама-учительница, пионерлагерное детство, студенческая юность.

– Не били вас в пионерских лагерях?

– Нет, хотя компании в детстве меня окружали довольно хулиганские. Но удавалось находить общий язык. Потом поступил в институт, три года учился и параллельно работал охранником на заводе. А в это время мой брат занимался антиквариатом и жил совсем неплохо. Тогда это было чревато 154-й статьей, части от первой до третьей. Но я тоже пытался что-то продавать.. Начались времена гайдаровских реформ и биржевого движения... Госпоставки еще шли, но нужно было использовать механизм биржи, чтобы продавать товар с наценкой. И государственным оптовым организациям необходимы были брокерские конторы, через которые и проводили товар. Я занялся этими оптовыми операциями – поставками сигарет, кофе, сахара. И тогда впервые попал в Петербург.

– А кризисные моменты нашей экономики вас не надломили? Вы их спокойно прошли?

– Абсолютно. Я в стрессовых ситуациях только укреплялся. С Божьей помощью. Ну и помогали интуиция и принципиальная позиция, я имею в виду порядочность в отношениях. Со многой много раз люди поступали непорядочно – ну, Бог им судья.

– Бизнес – это наука, точный расчет? Или всетаки имеет отношение к творчеству, раз интуиция нужна?

– Бизнес – это война. Вокруг денег вообще мало порядочных, серьезных людей. Богатых родителей, которые передали детям деньги по наследству, пока еще не так много. Поэтому выживает только сильнейший. Но всетаки ключевое понятия сегодня – репутация. Она дороже всего – денег, положения...

Владимир считает себя очень эмоциональным человеком. И благодарным. Так и есть, скорее всего. Очень эмоционально и подчеркнуто серьезно он относится к религии. Крещен был 7 лет назад. Почему принял такое решение? Причин много. Например, видел чудо – чудесное излечение друга после крещения. А однажды, зайдя в церковь, услышал проповедь, которая его поразила.

– Познакомившись с православием, я получил столько ответов на свои вопросы... Я почитал Закон Божий, Евангелие. И принял решение. Вера – ведь это дар Божий. Она или есть, или нет. А я просто стал другим человеком. Сейчас не представляю себе, как бы я жил без веры. Все мои успехи с этим связаны.

– Семья должна быть одна и на всю жизнь?

– Конечно. Это большой подвиг – прожить жизнь с одной женщиной. Или с одним мужчиной. Церковь считает это подвигом. И это засчитывается Церковью, как доброе дело. Я сохранил семью, мы венчались, у нас трое детей. Отношения с женой резко изменились после моего крещения. Мы стали как-то ближе друг к другу.

– Вот вы помогали в открытии джаз-клуба, почему его и назвали, как и компанию, JFC. Просто человеку хорошему помогли или так джаз любите?

– Знаете, в начале 90-х существовал некий стиль жизни. Веселое, безответственное движение, которое у меня ассоциировалась с джазом... Да, и Феликс Народицкий действительно хороший человек и мой друг. Вот увлекся живописью. Безобразов, генеральный директор «Аксель-моторс» активно приобщает меня... Недавно ездили в Нью-Йорк на выставку Казимира Малевича. Понимаете, я же последние шесть лет работал по 16 часов в сутки и многого не видел и не знал. Теперь вот появилось какое-то время. Малевич произвел на меня просто неизгладимое впечатление.

– Вы ощущали когда-то нехватку образования – все-таки пришлось уйти из института?

– Я не боюсь задавать вопросы. Комплексов по этому поводу у меня нет. Интеллигентные, серьезные люди никогда не проявят высокомерия по отношению к другим. А если это происходит, я смогу поставить человека на место или просто не заметить... И работать я стараюсь с сильными людьми – вокруг меня серьезные люди, которые компенсируют в чем-то мое незнание. Знаете, я по-другому стал относиться к людям. Раньше часто обижал людей, и некоторые мне этого не простили. Да, я шел напролом. Сейчас абсолютно поменял отношение даже к дальним знакомым. Пытаюсь не задевать ни словом, ни делом. Раньше мог уволить человека, не думая, что с ним будет потом.

– А что цените больше всего?

– Искренность. И умение работать.

Роман Овчинников

Судьба мецената в России печальна. Пока банановый король Владимир Кехман был занят возрождением Михайловского театра оперы и балета, его компания JFC начала процедуру банкротства. Впрочем, проблемы с бизнесом Кехмана начались вовсе не из-за театра, культурное же поприще он мог использовать как раз для решения этих проблем.

Плантации доньи Лауры

До прихода в большое искусство Владимир Кехман торговал фруктами. Начинала основанная им в 1994 году компания JFC (Joint Fruit Company) с оптовых закупок фруктов в Нидерландах, уже к 2000-м стала их крупнейшим российским импортером. Основой фруктового бизнеса традиционно являлись бананы, и компания Кехмана была примером самого успешного российского бананового бизнеса.

Поначалу рынок был поделен примерно поровну между тремя игроками - компаниями JFC, Sunway, "Сорус", которые контролировали до 80% продаж в России. JFC первой среди них начала обзаводиться собственными активами - плантациями в Латинской Америке и торговым флотом. Плантации в Эквадоре обходились по цене приличной квартиры в Москве. В 2005 году Кехман купил первую плантацию площадью 40 га Dona Laura за $450 тыс. Впоследствии земельные владения Кехмана разрослись до 3 тыс. га - главным образом в Эквадоре, а также в Коста-Рике и Венесуэле. Плантатор из России приобрел земель на €25 млн. Примерно $40 млн Кехман потратил на торговые корабли - сейчас флот состоит из семи судов стоимостью от $4,5 млн до $12 млн - и на строительство торговых терминалов в городах-миллионниках. Остальное - по мелочи. Компания вложилась в необходимую для дозревания бананов инфраструктуру - камеры газации (это в советское время бананы дозревали в газете на антресолях, сегодня их доводят до спелости в таких камерах). Наконец, группа пыталась продвинуть на рынок собственную торговую марку Bonanza! Рекламная кампания была поручена агентству BBDO, но серия роликов про желтые бананы как исчадье зла ("Съешь банан - спаси мир") оказалась провальной. Собственно, идею брендировать бананы эксперты в целом находили странной. Не видели наблюдатели экономического смысла и в желании Кехмана стать знатным плантатором. Действительно, продавая бананы с собственных плантаций, JFC не сильно экономила, а зачастую и просто теряла деньги. Собственные бананы обходились ей примерно в $5 за коробку (общепринятая единица измерения на рынке, примерно 18 кг), тогда как в порту их можно было купить у мелких компаний и трейдеров за $2.

Тем не менее на пике продаж, в 2008-м, оборот группы превышал $700 млн.

Танец принца Лимона

К этому времени, однако, Кехман уже отошел от оперативного управления бизнесом. Произошло это весной 2007 года, когда по договоренности с тогдашним губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко Кехман возглавил Михайловский театр оперы и балета. Театр пребывал в плачевном состоянии, нуждался и в реставрации здания, и в новом импульсе для творческого развития. Кехман заявил, что полностью посвящает себя искусству.

В интервью журналу "Деньги" несколько позже Кехман описывал свои мотивы открыто и простодушно: было это, конечно, движением души, но связанным в большей степени с политическими амбициями. "С театром, оперой и балетом до этого лета меня не связывало ничего,- рассказывал Кехман нашему изданию.- В юности вообще-то больше любил джаз... Но я считаю, это самый важный проект в моей жизни. В дореволюционное время директор императорского театра был фигурой более важной, чем министр культуры... Мне кажется, было бы хорошо, если бы в России создали дирекцию императорских театров. Я мог бы ее возглавить". До этого, впрочем, было еще далеко. Прежде всего взбунтовался коллектив. "Торгаш, профан в искусстве, "тыкает" артистам, оскорбляет,- писали артисты Михайловского театра на интернет-форумах.- Почему нам не назначат художественного руководителя? Ведь генеральный директор - по уставу это только руководитель, отвечающий за хозяйственный и финансовый сектор". Артисты даже написали коллективное письмо Дмитрию Медведеву. "Он ведет себя как хозяин,- рассказывал "Деньгам" один из бывших сотрудников Михайловского.- Указывает, часто в грубой форме, что и как делать - от создания декораций до поклонов".

Сам Кехман в таком подходе к искусству не видел ничего дурного: в спектакле "Чипполино" он даже однажды станцевал партию принца Лимона. Но профессионалы расстраивались. "Кехман позвонил мне в антракте и предложил выпить коньяку, чтобы как-то оживить лебедей в "Лебедином озере", потому что слишком "медленно и печально" они плыли",- с гневом рассказывал бывший главный дирижер театра Андрей Аниханов.

Впрочем, ставку на местных Кехман и не делал. Проведя косметический ремонт здания, Кехман начал приглашать звезд. Фарух Рузиматов и Елена Образцова стали художественными руководителями балетной и оперной трупп, потом их сменили звезда мировой величины испанец Начо Дуато и Михаил Татарников.

Переманивать звезд Большого театра для Кехмана было особенно увлекательно. Так, например, за две недели до завершения шестилетней реконструкции исторического здания Большого работать в Михайловский уехали ведущие танцовщики Наталья Осипова и Иван Васильев. Руководители Большого и Мариинского театров от новоявленного мецената были, конечно, не в восторге. Тем не менее именно благодаря столь активной экспансии Кехман добился искомой славы: о нем узнал Путин.

В 2010 году в Михайловском театре состоялась знаменитая встреча Путина с творческой интеллигенцией, на которой премьера критическими высказываниями прогневал Юрий Шевчук. Двумя месяцами позже Путин снова побывал в Михайловском - открывал гала-концерт "Мост Дрезден-Петербург", посвященный 50-летию установления связей между двумя городами. Через год здесь же прошел благотворительный концерт "Поможем тигру" - снова с участием Путина, после концерта он разговаривал с Леонардо Ди Каприо. И вообще, Кехман со своим театром становится важной фигурой культурного и политического ландшафта: у него проводят выездную церемонию ТЭФИ, устраивают приемы во время экономического форума и т. д., и т. п.

Сто двадцать кило кокаина

Можно предполагать, что до поры до времени новообретенная известность Кехмана помогала ему решать проблемы в бизнесе. Первые серьезные проблемы возникли в кризис 2008-го. Все три главные для бананового рынка компании к моменту кризиса были довольно сильно "закредитованы", и банки могли быстро перекрыть им кислород. Но с Кехманом этого не произошло, а произошло это только с его конкурентами - компаниями Sunway и "Сорус". Более того, после того как банки сократили конкурентам объемы финансирования и те обратились в арбитраж с исками о банкротстве, генеральный директор Михайловского театра повел себя, как бы помягче выразиться, не очень культурно. Он написал письмо в Генпрокуратуру с требованием проверить владельцев компаний - Валерия Линецкого ("Сорус") и Шалми Беньяминова (Sunway) на наличие в их действиях признаков преступлений по статьям "мошенничество" и "фиктивное банкротство".

Второй раз опыт коммуникаций с властными органами Кехману пригодился в 2010 году, когда JFC оказалась замешанной в криминальных историях. Летом 2010-го на зафрахтованном группой JFC судне в Морском порту Петербурга обнаружили три сумки со 120 кг кокаина. Свою невиновность Кехману удалось доказать. В интервью телеканалу "Дождь" позже он повторял свои аргументы: торговля кокаином на 100% связана с торговлей бананами, и какие бы усилия ни предпринимал владелец корабля или груза для борьбы с наркотрафиком, команда все-таки найдет способ кокаин в бананы запрятать.

[Lenpravda.Ru, 09.06.2010, "Кокаин и бананы Кехмана" : Три сумки с кокаином общей массой почти 120 кг были обнаружены 26 мая 2010 года на прибывшем в Петербург из Эквадора торговом суде судне. По данным Северо–Западного таможенного управления, это находка стала самой крупной партией наркотиков перехваченной в Петербурге. Сумки были спрятаны в контейнер с бананами, которые российский импортер - компания JFC Владимира Кехмана завозит из Эквадора.
Только спустя неделю компания JFC решила объяснить, как наркотики оказались среди тропических фруктов. Причину такой медлительности можно объяснить тем, что кокаин нашли 26 мая, а через 4 дня, глава компании JFC Владимир Кехман должен был участвовать в знаменитой теперь встрече Владимира Путина с интеллигенцией, на которой глава Правительства забыл, как зовут Юрия Шевчука. [...]
[...] петербургская компания JFC, основным владельцем которой является Владимир Кехман, подтвердила информацию о том, что бананы принадлежали ей. Однако контейнеровоз и сам контейнер принадлежат перевозчику MSC. При этом, отмечают в JFC, когда контейнер пришел в Петербург, выяснилось, что номер пломбы на нем отличается от номера, заявленного в документах, "что свидетельствует о несанкционированном вскрытии контейнера во время транспортировки. - Врезка К.ру]

Тем не менее проблемы прибывали. Дело в том, что банановая империя много зарабатывала, но тратила существенно больше. Начиная с 2003 года JFC фактически каждый год привлекал несколько миллиардов рублей облигационных займов, а также банковские кредиты. Тратились эти деньги на дорогостоящие проекты по строительству коммерческой недвижимости. Владимир Кехман инвестировал в покупку зданий и земель в Петербурге более $150 млн, а вложить в их реконструкцию и в строительство новых объектов рассчитывал $600 млн. При этом большая часть проектов повисла на компании мертвым грузом. Так, например, с 2005 года Владимиру Кехману принадлежит Фрунзенский универмаг - памятник раннего сталинского неоклассицизма. У здания уникальная судьба: с редкими перерывами он не работает уже четверть века. Его нового владельца проклятье Фрунзенского не обошло: здание и при нем пустует. Аналогичная ситуация с гостиницей "Речная": ею Кехман владеет с 2007 года, объект был куплен предположительно за $20 млн, реконструкция его до сих пор не начиналась. Самой дорогой покупкой ($70-100 млн) стал в 2007 году Дом политпросвещения напротив Смольного. Из него Кехман рассчитывал сделать бизнес-центр класса А, но также не начал реконструкцию.

Standard & Poor"s понизил прогноз по кредитному рейтингу JFC еще в конце 2008 года. Тем не менее банки продолжали давать Кехману в долг, и к настоящему моменту общая кредиторская задолженность компаний группы JFC составляет 16 млрд руб. (крупнейшие кредиторы - Сбербанк, Банк Москвы, Райффайзенбанк и др.).

["Ведомости", 30.07.2012, "Банановый долг" : Гагаринский райсуд Москвы 27 июля постановил взыскать в пользу Сбербанка по 3,1 млрд руб. с основного владельца импортера фруктов JFC Владимира Кехмана и двух бывших гендиректоров его компании - Юлии Захаровой и Андрея Афанасьева. [...] Кехман, Афанасьев и Захарова - солидарные поручители по кредитам JFC, объяснял ранее представитель Сбербанка. Банк, по данным на июнь, был крупнейшим кредитором: размер требований банка к группе, по данным представителя банка, составлял 6,35 млрд руб. По данным на 2009 г., все трое ответчиков были бенефициарами группы: у Кехмана было 70%, у Захаровой и Афанасьева - по 15%. [...]
Серьезные проблемы у JFC начались в 2011 г. 21 февраля 2012 г. «Группа джей эф си» (головная компания группы) подала иск о банкротстве в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти для защиты от кредиторов. Незадолго до этого Сбербанк в безакцептном порядке списал со счетов компании 17,9 млн руб. за просроченные обязательства по кредитам. В марте в головной компании была введена процедура наблюдения. Общий долг компании на момент введения наблюдения, по данным представителя JFC, составлял 15,8 млрд руб. Заявления о включении в реестр кредиторов подали Райффайзенбанк (909 млн руб.), Банк Москвы (4,49 млрд руб.), Промсвязьбанк (1,72 млрд руб.), банк «Уралсиб» (1,51 млрд руб.), «Юникредит банк» (446,2 млн руб.), Amsterdam Trade Banc N. V. (743,7 млн руб.). - Врезка К.ру]

Первым забил тревогу английский морской перевозчик Star Reefers: осенью 2010 года англичане подали иск к аффилированной с группой кипрской фирме Kalistad Ltd. Группа за полтора года до истечения контракта отказалась от фрахта трех рефрижераторов-банановозов "из-за финансовых проблем JFC". Сумма претензий морского перевозчика составила $21 млн. Впрочем, то дело закончилось мировым соглашением, условия которого стороны не разглашают.

Однако в этом году финансовое положение JFC снова ухудшилось, на сей раз из-за собственно банановых проблем. Опытный игрок бананового рынка Кехман не угадал с объемами закупок и завез бананов в два раза больше, чем обычно. Возможно, конечно, это вина его управленцев - сам-то он был занят проблемами театра. Поскольку то же самое почему-то сделали его нынешние конкуренты (теперь это Banana Exchange, Mango, Tander), рынок оказался затоварен, и бананы у всех в итоге сгнили.

[Фонтанка.Ру, 30.05.2012, "Кредиторы ищут "банановые" деньги Кехмана в рефрижераторах" : «Джей Эф Си» является одним из крупнейших российских импортеров фруктов, в том числе бананов. Компания занимает до 40% российского рынка бананов. Основной акционер ЗАО "Группа "Джей Эф Си" - кипрская компания Huntleigh Investments Ltd. Ее владельцем считается директор Михайловского театра Владимир Кехман. [...] Финансовые трудности компании, постигшие ее в 2012 году, сам владелец связывает с падением спроса на его продукцию на Ближнем Востоке и Средиземноморье в связи с событиями «арабской весны». - Врезка К.ру]

В феврале этого года группа обратилась в арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с требованием признать банкротами ряд своих же дочерних компаний. С тех пор идут переговоры с кредиторами. Универмаг "Фрунзенский" и комплекс "Аэроплаза" уже перешли в счет погашения части долгов структурам крупнейшего кредитора - Сбербанка, гостиница "Речная" - холдингу "Мегалит". "Размер долгов превышает финансовые возможности компании на данный момент,- сообщили "Деньгам" в JFC.- Но у нас есть четкий план по работе с долгами. Рано или поздно компания выплатит все долги своим банкирам". Впрочем, уже тот факт, что банкротство компания инициировала сама и никто не потребовал разбирательства по признакам "преднамеренного банкротства", как сделал в свое время с конкурентами Кехман, уже говорит о том, что свой путь в сторону "дирекции императорских театров" он начал не зря.

В 1989 г. учился на факультете иностранных языков Самарского государственного педагогического университета.

С 1993 года вице-президент компании "Олби-джаз".

С 1996 - руководитель "Группы Джей Эф Си". С 2001 г. - председатель совета директоров "Группы Джей Эф Си".

С мая 2007 года - генеральный директор Санкт-Петербургского государственного академического театр оперы и балеты им. .П. Мусоргского - Михайловского театра.

Группа JFC — вертикально-интегрированный холдинг в сфере производства и реализации фруктов. Объединяет компании по производству, закупке, обработке, хранению, транспортировке и реализации фруктов. Личное состояние Владимира Кехмана оценивается в 5,1 млрд рублей. Любит джаз, является основателем и меценатом джаз-клуба JFC. Живет в Петербурге. Женат. Отец троих детей.
Источник: "Википедия"

Досье:

О Владимире Кехмане широко заговорили после того, как он в 2007 году возглавил знаменитый питерский театр оперы и балеты им. Мусоргского. До этого он вел достаточно "незаметную" жизнь успешного бизнесмена, торгующего фруктами. Бартерными операциями он начал заниматься еще в 1990-х годах, когда в родной Самаре выгодно "обналичил" два вагона апельсинов. В 20-летнем возрасте Кехман уже занимал пост замдиректора государственной компании "Росоптторг". В той же Самаре он создал брокерскую контору "Град", но потом вновь занялся оптовой торговлей - покупал сахар напрямую у английских поставщиков.

В 1993 году Кехман познакомился с Олегом Бойко, президентом концерна "Олби". Свел их петербургский предприниматель Сергей Адоньев, с которым Кехман создал компанию "Олби-джаз", торговое подразделение концерна. За один год компания стала лидером фруктового рынка.

В 1997 году империя "Олби" рухнула. Тогда Кехман с Юрием Рыдником, генеральным директором "Союзконтракта" учредили компанию JFC. После кризиса 1998 года Кехман выкупил долю Рыдника, и стал контролировать 90% акций компании. В 2003 году JFC купила контрольный пакет фирмы "Фруктовый центр "Новые Черемушки", заняв свою нишу на московском рынке.

Стремительное развитие компании было обусловлено широким привлечением заемных средств посредством выпуска облигаций. К 2007 году подошли сроки оплаты займов. Значительные выплаты гонконгским банкам Кехман явно «не тянул», и даже пытался продать свой фруктовый бизнес, правда, на тот момент безуспешно. После кризиса Кехман продавал акции компании уже три раза и три раза выкупал обратно - инвесторы хотели участвовать только в прибыли и не соглашались вкладывать деньги в развитие. Кехман давно мечтает о том, чтобы на фруктовый рынок обратило внимание государство, заявляя, что банан - это продукт первой необходимости.

В конце 2009 года банк "Санкт-Петербург" выкупил 19,99% акций компании JFC. Поставщику фруктов была открыта кредитная линия на сумму до 35 миллионов долларов сроком на 3 года. JFC планирует усилить свое положение в регионах. Так, в 2010-2011 годах предполагается строительство новых фруктовых терминалов в Москве, Казани, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. О цене, по которой Кехман продал акции банку, ничего неизвестно. Но не исключено, что она сопоставима размеру долгосрочного кредита, выданного компании.
Источник: Горзаказ от 07.05.2007; infranews.ru, 01.10.2009

Когда в 2007 году Кехман сам попросился на должность директора государственного учреждения "Малый театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского", одни увидели в этом некое бегство от "фруктовых проблем", другие - явное желание подружиться с властью. Кехман даже поступил в театральную академию, чтобы хорошо узнать "предмет" (в 2009 году Кехман защитил на «отлично» диплом по теме «Концепция развития Михайловского театра на 2009-2013 годы»).

Валентина Матвиенко отдала театр в полное распоряжение "бананового короля", купившись на обещания о многомиллионных инвестициях. Кехман и правда вложил в реставрацию театра $ 20 млн личных средств. Театр подвергся кардинальным реформам - начиная от названия (он был переименован в Михайловский) и заканчивая кадровой чисткой. А в глазах городской общественности академический театр превратился чуть ли не в цирк. В нем постоянно происходят какие-то казусы — с непременным участием Владимира Кехмана. «Я хочу петь и танцевать!» — заявил он как-то то ли в шутку, то ли всерьез, после чего стал пробовать себя на сцене. Сначала появился в роли принца Лимона в детском спектакле «Чиполлино». Затем намеревался исполнить партию Трике в опере «Евгений Онегин».

В течение 2008 года Михайловский театр пережил несколько громких скандалов. Демонстративно ушли главный дирижер Андрей Аниханов и оперная певица Елена Образцова. Была закрыта постановка «Орестея» режиссера Александра Сокурова. Сорвалась премьера оперы «Евгений Онегин» из-за конфликта Кехмана с режиссером Михаилом Дотлибовым, которому не выплатили деньги за работу. Артисты и музыканты написали открытое письмо президенту Медведеву. Сокуров пожаловался на Кехмана Владимиру Путину. Только после этого в конфликт вмешался городской комитет по культуре, который разграничил полномочия художественного руководителя и директора театра (их в одном лице совмещал Кехман). Но отношения с труппой у Кехмана так и не наладились. Актеры обвиняли Кехмана в попытках сдать театр целиком в аренду, и переоборудовании репетиционных помещений в офисы. В начале октября 2009 года председатель Межрегионального объединения профсоюзных организаций Петербурга и Ленобласти Объединения профсоюзов Андрей Гаврилов выступил с обращением к министру культуры Александру Авдееву, заявив, что руководство театра делает все для сокращения оперных постановок, сокращая артистов, происходят кассовые и имиджевые потери. Кехман в ответ подал на профсоюз иск в Арбитражный суд.
Источник: www.dp.ru от 24.03.2009; www.NEWSru.com от 28.05.2008

В 2005 году компания Кехмана занялась девелоперскими проектами. За $17 млн Кехман приобрел у президента ТПК "Евросервис" Константина Мирилашвили универмаг "Фрунзенский" - памятник архитектуры. Но Владимир Кехман заявил, что здание невозможно использовать экономически эффективно в силу архитектурных особенностей. Его целесообразно снести и выстроить на освободившемся месте современный бизнес-центр по проекту британского архитектора Нормана Фостера. Специально для девелоперских проектов была создана структура LQ Development. Но восстал КГИОП, выдавший задание только на реставрацию фасадов. Кехману грозило судебное разбирательство. В 2009 году Кехман все-таки согласился с требованием чиновников КГИОП, отказавшись от сноса здания. Теперь Фрунзенский универмаг планируют перестроить под концертный зал Михайловского театра.
Источник: www.saint-petersburg.ru от 10.04.2008; Фонтанка, ру, 13.05.2009

Интерес JFC к театру имени Мусоргского также объясняют находящейся в его ведении недвижимостью - в частности, корпусов мастерских и театрального общежития, расположенных за Русским музеем (на Инженерной улице). На эти здания целился также скандально известный девелопер Василий Сопромадзе, намереваясь построить апартамент-отель и фондохранилище Этнографического музея в Михайловском саду. Но Кехман его опередил. Он даже пытался лишить артистов права проживания в здании, которое используется как общежитие для артистов театра по адресу: набережная канала Грибоедова, дом 4. Конфликт перешел в судебную стадию, но Кехман, судя по всему, не оставляет надежды выселить жильцов из здания.

В 2007 году Кехман еще больше углубился в девелопмент, став соинвестором офисного центра класса А в деловой зоне "Пулково-3". Девелопером проекта выступил ООО "Невский проект", которое в равных долях принадлежит Владимиру Кехману и Сергею Рукину, владельцу ООО "Авиамоторс", которое в районе Пулково-2 строит также дилерский центр BMW.

Имя Владимира Кехмана стало известно практически каждому петербуржцу в 2007 году, когда он возглавил Театр оперы и балета им. Мусоргского. И вовсе не потому, что Петербург - культурная столица. А потому что российский олигарх - тот, кого общественность меньше всех могла представить на этом месте.

Золотая плантация

Многомиллиардное состояние Владимиру Абрамовичу, совершенно тогда ещё далёкому от искусства, принесли… фрукты. А именно - бананы. За что бизнесмен и получил приставшее намертво прозвище «Банановый король». Известно, что в 2003 году созданная им группа JFC контролировала треть импорта в Россию этого богатого калием фрукта. Впрочем, первый опыт работы с фруктами Кехман приобрёл ещё в 90-х, когда занимался бартерными операциями в родной Самаре. По его собственному признанию, однажды в его распоряжении оказалось два вагона апельсинов, которые необходимо было «обналичить». Что молодой предприниматель с успехом и сделал.

О том, что именно за продажами - безбедное будущее, студент факультета иностранных языков Самарского государственного педагогического университета Володя Кехман понял, учась на третьем курсе.
«После школы я поступил в институт, три года учился и параллельно работал охранником на заводе. А в это время мой брат занимался антиквариатом и жил совсем неплохо. Тогда это было чревато 154-й статьёй, части от первой до третьей. Но я тоже пытался что-то продавать», - вспоминал олигарх начало карьеры.
В 20-летнем возрасте Кехман уже занимал пост замдиректора государственной компании «Росоптторг». Позже он создал брокерскую контору, потом занимался оптовой торговлей и даже недвижимостью. Пока не напал на «золотую плантацию бананов».

«Подбодрить лебедей»

Бизнес бизнесом, но при чём тут культура? Создаётся впечатление, что к сцене Владимира Кехмана тянуло давно.

«В 1995 году в Петербург привезли Хосе Каррераса, - написала в своей скандальной книге «Энциклопедия лоха» Ксения Собчак. - И на приёме в гостинице «Европейская» Кехман на правах организатора мероприятия вышел и спел! Всё происходящее транслировалось на уличные экраны, перед которыми собралось около 10 тысяч человек».

Свою страсть к актёрскому мастерству продемонстрировал он и уже в должности директора Малого оперного: сначала появился в роли принца Лимона в детском спектакле «Чиполлино», затем намеревался исполнить партию Трике в опере «Евгений Онегин». А после и вовсе выступил в роли дирижёра. Хотя он сам своё решение стать директором театра объяснял по-другому: «В дореволюционное время директор императорского театра был фигурой более важной, чем министр культуры... Мне кажется, было бы хорошо, если бы в России создали дирекцию императорских театров. Я мог бы её возглавить».

И правда, всё не ограничилось только неудержимым желанием блистать на сцене. Новый директор с первого же дня развернул бурную деятельность. Первым делом вернул театру старое имя - Михайловский, который тот носил до 1917 года. После - взялся за творческий процесс.

«С балетом всё понятно - условно говоря, 32 лебедя, которые должны стоять в определённой позиции, и солист», - так заявил Владимир Абрамович при первых же встречах артистам. И добавил, что театр должен выйти на самоокупаемость: «Если вы хотите получать большие деньги, то должны научиться их зарабатывать». Протесты экспертов о том, что ни один театр мира не является самоокупаемым, не были приняты во внимание.

А позже начался скандал за скандалом. Была закрыта постановка «Орестея» режиссёра Александра Сокурова. Сорвалась премьера оперы «Евгений Онегин» из-за конфликта Кехмана с режиссёром Михаилом Дотлибовым. Из театра демонстративно ушли оперная певица Елена Образцова и главный дирижёр Андрей Аниханов, который с ужасом рассказывал, как Кехман посоветовал ему «взбодрить» лебедей в «Лебедином озере» коньяком.

Артисты написали письмо Владимиру Путину, в котором, в частности, указывали на то, что в Михайловском теперь устраивают корпоративные вечеринки. Так, на сцену государственного театра выходили Ирина Салтыкова и Валерий Сюткин, а партер на это время превращался в банкетный зал для торжеств, устроенных по заказу крупных бизнес-структур города. Актёры даже обвиняли Кехмана в попытках сдать театр целиком в аренду и переоборудовании репетиционных помещений в офисы.

Впрочем, надо отдать «банановому королю» должное. Назло всем недоброжелателям, судачащим о том, что он ничего не смыслит в искусстве, Владимир Абрамович закончил продюсерский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. А наперекор всем обвиняющим в злонамеренном вредительстве театру - вложил в реставрацию Михайловского порядка 20 млн долларов собственных средств.

Кто знает, послужило ли это поводом, но, несмотря на все недовольства петербургской интеллигенции, в 2010 году Кехман был удостоен от министерства культуры премии с говорящим названием «Известность».

Конец империи

Недавно о Кехмане снова заговорили. Российский миллиардер признан… банкротом. Банановая империя JFC рухнула из-за «арабской весны» и финансового кризиса ряда стран Средиземноморья, оставив после себя многомиллиардные долги. Выручка от распродажи имущества корпорации - здания универмага «Фрунзен-
ский», гостиницы «Речная», 50 га в Репино и т. д., а также особняка Кехмана в Пушкине площадью почти 900 кв. м - не покрыла и 1% от долгов предприятия перед банками.

Однако Владимир Абрамович и здесь проявил смекалку, подав иск в Лондонский суд на признание себя банкротом: согласно британским законам, физическое лицо, признанное банкротом, получает легальную защиту от всех коллекторских и судебных действий юридических и физических лиц по взысканию долгов.

Между тем, по мнению некоторых юристов, огромные вливания Кехмана в Михайловский - тоже скользкий момент. Как они были оформлены? Что на них приобрели и на кого зарегистрировали? Возможно, театр - один из активов Кехмана.

Король умер… да здравствует Король?