Микро или малое предприятие. Критерии малого предприятия: инфографика

Внесены существенные изменения в закон об субъектах малого предпринимательства. В интернете есть официальный ресурс, на котором можно проверить, относится ли ваше предприятие к СМП. Но важно понимать и требования закона, чтобы в случае ошибки чиновников уточнить статус своего предприятия и воспользоваться соответствующими льготами, если есть такие права. В статье рассмотрим, что значит субъект малого и среднего предпринимательства, и кто к ним относится. В статье расскажем про субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

В статье:

Обратите внимание на главную новость на сегодня: , читайте про изменения в журнале « ». Вести бухгалтерию ИП онлайн вы можете в нашей программе « ». Акция: предпринимателей — бесплатно!

Что такое субъекты малого и среднего предпринимательства?

Понятие субъектов малого предпринимательства, а также среднего предпринимательства раскрывается в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К таким субъектам могут относиться как юрлица, так и предприниматели, если они отвечают ряду требований.

Для предприятия малого и среднего бизнеса критерии соответствия приведены в п. 1 ст. 4 вышеуказанного закона. В статье же мы их рассмотрим чуть ниже.

Разделение хозяйствующих субъектов на категории введено для того, чтобы учитывая масштаб предпринимательской деятельности вводить некоторые льготы или предъявлять меньше требований к документообороту и отчетности тех субъектов, для которых такие поблажки допустимы.

Минфин в письме от 25.07.2017 № 03-11-11/47293 структурировал информацию о некоторых налоговых льготах для СМП. В частности была упомянута возможность снижения налоговых ставок при применении спецрежимов налогообложения.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году?

Критерии малого бизнеса предусмотрены и для индивидуальных предпринимателей и для организаций. На всех распространяется критерий численности: к СМП относятся субъекты с численностью до 100 человек, в том числе при численности до 15 человек включительно субъекты считаются уже микропредприятиями.

Есть ограничение и по доходам, которое распространяется и на ИП, и на организации.

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 устанавливает значения по предельной величине доходов. Категории малого бизнаса по доходам:

В письме от 25.08.2017 № ГД-4-14/16894@ налоговики поясняют, что при внесении информации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства чиновники берут информацию о среднесписочной численности и доходах за предыдущий календарный год. При этом данные сведения вносятся 10 августа на основании вышеуказанных данных, которые попали в систему к 1 июля.

Требования к ИП для отнесения к СМП на этом ограничиваются, а вот к предприятиям предъявляются и другие требования.

Параметры микро бизнеса, малого и среднего предприятия для ЮЛ и ИП

Обратите внимание, что ИП также должны соответствовать этим критериям. Из этой таблицы вы узнаете, какие предприятия относятся к субъектам малого бизнеса (СМБ).

Определение субъекта малого предпринимательства . Это бизнес с выручкой не более 2 млрд. руб. в год и численностью персонала не более 250 человек.

Дополнительные признаки субъекта малого предпринимательства для предприятий

При соответствии общим критериям из предыдущего раздела среди предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

  • предприятия, у которых в уставном капитале доля других юрлиц не превышает четверть или 49%, если речь идет о долях иностранных юрлиц или юрлиц, не относящихся к СМП;
  • акционерные общества с акциями, относящимися к инновационному сектору;
  • организации - участники «Сколково»;
  • организации, ведущие деятельность по внедрению интеллектуальной собственности из в подп. в) п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ;
  • организации с составом учредителей, соответствующим подп. д) п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Какие льготы есть для тех, кто соответствует критериям отнесения организации к субъектам малого предпринимательства

Субъекты малого предпринимательства имеют ряд поблажек в отношении некоторых процедур учета, документооборота и налогообложения. Например, представители СМП имеют право:

  • Вести упрощенный бухучет. Это включает как некоторые исключения при применении стандартов бухгалтерского учета (например, при начислении амортизации основных средств и т. п.), так и состава бухотчетности. Она может сдаваться по упрощенной форме с укрупненными показателями и без некоторых форм.
  • Вести упрощенный учет кассовых операций, в т. ч. не устанавливать лимит остатка кассы.
  • Сокращенной продолжительности плановых проверок в течение календарного года;
  • Применять льготные ставки по некоторым налогам в некоторых регионах;
  • И иные права.

Является ли ИП субъектом малого предпринимательства?

Все индивидуальные предприниматели могут относиться к СМП при соответствии лимитам по численности персонала и доходам. Специфика деятельности для предпринимателей значения не имеет.

Где проверить статус субъекта малого предпринимательства?

В интернете есть специальный ресурс ФНС, где можно проверить, относится ли ваше предприятие или вы сами, как индивидуальный предприниматель, к субъектам малого предпринимательства. В случае если вы себя не обнаружите в этом перечне, но при этом по всем критериям СМП соответствуете, чиновники призывают сообщить об ошибке. После соответствующей проверки сведения будут отредактированы. С помощью этого сервиса вы можете определить СМП.

Не многие знают различие между малым, средним и крупным бизнесом. Разбираться в отличиях этих понятий следует, особенно, начинающему предпринимателю. В случае с определением идеи предпринимательства и написанием бизнес-плана, следует иметь представления о будущем занятии.

Что это такое

Малое предприятие является самой распространенной формой предпринимательства, которую выбирают большинство начинающих бизнесменов.

Средний бизнес ̶ это форма предпринимательской деятельности, которая, по сравнению с малым бизнесом, имеет более внушительный ежегодный доход и более обширные и различные ресурсы для коммерческой деятельности.

Крупный бизнес — это форма предпринимательства, которая включает популярные компании, охватывающие целую страну или более 2 стран мира, а также имеющие большой спрос у потребителей.

Основные характеристики предпринимательства

Каждая форма коммерческой деятельности ̶ МСБ или большой бизнес, имеет свои особенности, чем и отличаются друг от друга.

Черты малого

Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, а также компании, среднегодовая численность сотрудников которых составляет не менее 50 человек .

Территориальная деятельность этих компаний небольшая, а в список их сферы деятельности могут входить :

  • магазины;
  • фирмы с небольшой производством, которые выпускают малые объемы товар;
  • фирмы с туристической деятельностью;
  • медицинские кабинеты (стоматологические и т.д.);
  • разновидные учебные курсы и т.д.

Для малого предпринимательства срок проведения проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов .

До 31 декабря 2018 года этим бизнесам предоставлены двухлетние надзорные каникулы, в течение которых никакие надзоры не будут проводиться. Не грозят посещения Санэпидемнадзора и пожарной инспекции, и не будет осуществлена проверка лицензии деятельности.

Согласно 2 части 10 статьи ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , при поступлении жалований от потребителей, насчет нарушения норм закона, то будет осуществлена ревизионная проверка.

В 2018 году право на получения налоговых каникул имеют предприниматели, которые :

  • проходят регистрацию в первый раз;
  • осуществляют производственную, социальную или научную деятельность;
  • оказывают услуги населению.

Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса . Необходимо только придерживаться вышеуказанных лимитов (доход, количество работников и доля участия в уставном капитале). Если лимиты в течение 1-го или 2-х лет были превышены, то это не является основанием потери статуса. В этом случае, он будет сохранен в течение 3 календарных лет.

Признаки среднего

По сравнению с малым предприятием, средний бизнес включает целые сети предприятий, работающие на большую потребительскую аудиторию . Данная предпринимательская форма может осуществить свою деятельность не только в пределах целого города, даже ̶ области.

По сравнению с малым предпринимательством, где большая роль отведена персоналу, в среднем — на первом плане ставится качество товара (услуг) . Поскольку среднее предприятие имеет некрупные размеры, то ему будет несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях.

Большой или крупный бизнес

Предприятия крупного бизнеса могут потратиться на рекламирование роликов своей продукции на самых популярных телевизионных каналах. В разных городах и странах данная форма бизнеса имеет свои филиалы и представительные органы, в которых работают сотни тысяч сотрудников .

Субъектами крупного бизнеса являются крупные компании, которые :

  • занимаются производством техники: Apple, Bosch, Samsung, Lenovo и т.п.;
  • производят продукты питания: MC.Donald, Nestle, Coca Cola и т.д;
  • производят транспортные средства автомобильных марок: Ferrari, Bogati, Alfa Romeo, BMW и т.д.

Критерии несложны. Для того чтобы быть крупным предпринимателем необходимо соответствовать следующему :

  • иметь не менее 251 работников:
  • получать доход не менее 2 млрд. рублей;
  • своевременно провести инвентаризацию и переоценку основных фондов.

С 2016 года действует единый реестр МСП, который содержит предприятия, получившие статус МСП.

Эти формы предпринимательства обретают статус МСП, если соответствуют нижеуказанным критериям :

  • имеют определенный размер доходов;
  • имеют определенное количество работников;
  • имеют определенную долю участия других компаний в уставном капитале.

Согласно 4 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , указанные лимиты не касаются :

  • лиц, имеющих акции экономического высокотехнологического сектора;
  • лиц, участвующих в проекте «Сколково»;
  • компаний, практически применяющие новейшие технологии, которые разработаны их владельцами ̶ бюджетным и научным учреждениям;
  • компаний, чьи учредители внесены в правительственный список лиц, которые оказывают государственную поддержку инновационной деятельности.

Если ИП не имеет работников, то его статус определяется по критерию их годовому дохода. Если ИП и ООО, которые впервые были включены в единый реестр МСП, то их статус должен определяться по критерию количества работников.

Если предприятие получает статус МСП, то ему предоставляются определенные льготы, а именно :

  • предоставляется право держать в кассе столько денег, сколько захочется и за это не будет наложен штраф.
  • возможность вести упрощенный бухгалтерский учет. Это не относится к ИП, поскольку они не несут обязанность вести бухучет. А компании обязаны начислять ежегодную амортизацию, а не 1 раз в месяц.
  • наделены преимуществом в покупке государственной и муниципальной недвижимости и т.д.

Список предприятий, соответствующие указанным критериям, ежегодно формируется Министерством промышленности и торговли РФ . Данный перечень предоставляется в ФНС России, после чего в реестре налоговиками вносятся определенные сведения.

Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается о том, почему побеждает крупный бизнес.

Главные плюсы

Как МСП, так и крупные компании имеют свои достоинства и недостатки.

Перечень плюсов малого бизнеса таков :

  • наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
  • сравнительно малые расходы во время осуществления предпринимательской деятельности;
  • наличие быстрой возможности реагирования на изменения в рыночной сфере;
  • наличие относительно быстрой оборачиваемости собственного капитала;
  • тенденция роста свободных вакансий, что благотворно влияет на увеличение населенной занятости.

К главным достоинствам среднего предпринимательства относятся :

  • создание новых мест трудоустройства;
  • высокая продуктивность капиталовложений;
  • относительно высокая доходность;
  • высокая способность к конкуренции и мобильность.

Крупный бизнес также наделен положительными качествами, а именно :

  • способностью по обеспечению экономической стабильности в стране;
  • способностью по изменению внешней среды бизнеса;
  • возможностью экономить на производственных издержках;
  • внедрением в бизнес современных технологий и т.д.

Минусы и риски

Для того чтобы начать строить свой бизнес, предприниматель должен ознакомиться с основными минусами различных предприятий. Например, малое предприятие имеет следующие негативные стороны :

  • сравнительно большой уровень риска;
  • наличие зависимости от крупного бизнеса;
  • наличие низкого профессионального уровня руководителей;
  • сложности при получении кредита и субсидий.

Размер первоначального капитала также имеет свое значение. Например, если данный размер велик, то фирма сможет продержаться во время кризисного периода.

Средний бизнес тоже обладает определенными недостатками, а именно :

  • наличием жесткой конкуренции и угрозой быть поглащеным крупными компаниями;
  • наличие преград и трудностей при получении лицензии и патентов;
  • частой нехваткой оборотных денежных средств;
  • трудности при получении кредитов, по причине недоверия банков.

Большое предпринимательство также не лишено проблем. Главными минусами данного бизнеса являются наличие :

  • избыточной экономической концентрации;
  • локализацией хозяйственных отношений;
  • блокированием горизонтальных коммерческих связей, не выходящие за рамки определенной компании.

Отличия между собой

Для наглядного примера отличий между малого среднего и крупного бизнеса, можно привести следующую таблицу.

Основа успеха

Невзирая на зависимость от внешней среды, малый бизнес также может быть успешным. Здесь работают только лучшие в своем деле сотрудники. Успех данного бизнеса определяется имением стратегического плана на развитие предприятия .

Средний бизнес может легко подстраиваться под изменяющие условия рынка. Успех также зависит от наличия эффективного менеджмента .

Основным успехом крупного предприятия является наличие эффективных бизнес моделей, которые построены таким образом, что даже через 10 лет они продолжают работать, выживая кризисные ситуации и принося огромный доход .

Некоторые законодательные акты РФ подверглись существенным корректировкам. В частности, для малых хозяйствующих предприятий изменились критерии отнесения, и с июня 2015 года перед бизнесменами открывается ряд дополнительных возможностей.

 

Кто относится к малым предприятиям?

Малое предприятие - это небольшая фирма, зарегистрированная как КФХ, ООО или ИП и отвечающая нескольким установленным законодательством параметрам. После вступления в силу ФЗ «О внесении изменений…» от 29.06.2015 г. существенно изменились условия для отнесения к субъектам малого бизнеса и появились дополнительные льготы.

Таким образом, для малого бизнеса осталась неизменной только численность работников, а увеличение размера инвестиций дает ряд несомненных преимуществ:

  • Возможность приобретения самой современной техники и прочего оборудования для развития компании в том случае, если ранее установленный основной капитал не был на это рассчитан.
  • Увеличение прибыли и товарооборота.
  • Повышение качества продукции.
  • Более широкие возможности для развития бизнеса.

В последнее время Правительство РФ взяло курс на популяризацию малых инновационных предприятий, занимающихся разработкой и внедрений новых программ и технологий, созданием и производством товаров, оказанием услуг и работ. Чаще всего такие организации находятся при различных ВУЗах и НИИ, работают в экономической или научно-технической сферах, и иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои деньги именно в них.

Микропредприятие и малое предприятие: разница

Микропредприятие - это подгруппа субъекта малого предпринимательства, отвечающая определенным критериям. Проследить разницу между микро- и малым предприятием можно здесь:

Преимущества создания микропредприятий:

  • Сниженная налоговая ставка (9%) для ИП.
  • Нет необходимости предоставлять заключение присяжного аудитора при сдаче годовой отчетности в УФНС.
  • Отсутствие обязательств по авансовым платежам по налогу на прибыль.
  • Возможность работы по совместительству на нескольких хозяйствующих субъектах у сотрудников микрокомпании.

Не обходится здесь и без минусов:

  • Для работников закрыты некоторые льготы.
  • Одинаковые правила ведения бухучета для всех форм выплат налога на организацию.
  • Изменение статуса с плательщика налога на микропредприятие на плательщика подоходного налога с населения или компании возможно только после окончания налогового периода.
  • При работе сотрудника только на микропредприятии снижается объем пособий от Службы Социального Страхования.

Говоря о малом бизнесе, список достоинств значительно расширяется:

  • Ведение бухгалтерской отчетности по упрощенной форме.
  • Освобождение от НДС при сумме выручки от реализации товаров за последний квартал свыше 2 000 000 руб.
  • Возможность использования УСН.

Переход на УСН освобождает от ведения бухгалтерского учета, но он может быть осуществлен лишь в том случае, если за последние 9 месяцев ИП получил не более 15 000 000 руб. выручки, а остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств составляет не более 100 000 000 руб. Для юридических лиц никаких освобождений не предусмотрено.

Недостатки создания субъекта малого бизнеса:

  • Большая зависимость от более крупных организаций.
  • Нестабильные курсы валют.
  • Трудности в плане привлечения инвесторов из других стран, т.к. они в большинстве случаев заинтересованы в более крупных вложениях и, соответственно, прибыли.

Нужно ли подтверждение своего статуса субъектами малого предпринимательства?

Для отнесения к субъектам малого бизнеса достаточно того, чтобы компания соответствовала заданным критериям, т.е. никакие подтверждения не нужны: при сдаче годовой отчетности УФНС видит результаты финансовой деятельности.

Если юридическому лицу требуется подтвердить состав участников ООО, то это можно сделать с помощью решения об учреждении или выписки из ЕГРЮЛ, которую можно заказать на сайте УФНС.

Какие льготы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства?

При соответствии с установленными законодательством критериями, субъекты получают множество льгот:

  • Отсутствие кассового лимита и возможность хранения в кассе любой суммы: для этого достаточно издания приказа руководителя компании.
  • Увеличение вероятности получения субсидий от местных властей.
  • До 1 июля 2018 года есть возможность приобрести муниципальную или государственную недвижимость в преимущественном порядке.
  • Сокращение сроков неналоговых проверок.
  • Налоговые каникулы для организаций, работающих в социальной, производственной или научной сфере.

Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности.

Более подробно можно узнать в этом видео:

" № 3/2016

Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 № 408-ФЗ.

Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в различных отраслях законодательства предусмотрено много льгот. Но хозяйствующим субъектам необходимо строго придерживаться критериев, по которым они могут получить статус малого предприятия.

Этот статус нужно определять в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И следует учитывать, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ в данную статью внесены заметные поправки. Они вступили в силу уже с 01.01.2016.

Хотя согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ до 01.08.2016 для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ в прежней редакции.

Уточнено, какие именно хозяйствующие субъекты могут считаться субъектами малого или среднего предпринимательства. Так, до 31.12.2015 ими могли быть:

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Важное замечание. Специально указывалось, что юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ, а предприниматели – в ЕГРИП. Теперь в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ не конкретизируется, что регистрация должна быть обязательно произведена в упомянутых реестрах, а говорится лишь, что она осуществляется в установленном законодательством порядке. Что, впрочем, практически и означает необходимость регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Отдельно были выделены потребительские кооперативы как единственный вид некоммерческих организаций, которые могли претендовать на статус малого или среднего предприятия. Отметим, что такие кооперативы могут быть разных типов:

Теперь из всего этого списка в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ упоминаются только сельскохозяйственные потребительские кооперативы, остальные не могут претендовать на статус субъекта малого или среднего предпринимательства, включая также и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, фонды проката, которые пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ также относились к потребительским кооперативам.

А вот вместо коммерческих организаций упоминаются отдельно хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Здесь, очевидно, учтено, что именно такие группировки юридических лиц введены в последнее время в ГК РФ.

Формы, в которых могут создаваться коммерческие организации, перечислены в п. 2 ст. 50 ГК РФ. Это хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Для ГУПов и МУПов ничего не изменилось, они теперь просто не упоминаются в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства (ранее они были единственным прямо упоминаемым исключением из числа коммерческих организаций, к которым данный статус не мог применяться).

Но добавились еще коммерческие организации, которые не могут теперь быть малыми или средними предприятиями. Дело в том, что хозяйственным обществом согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ могут быть только акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество или товарищество на вере () относятся к хозяйственным товариществам, это согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ отличает их от АО и ООО. А хозяйственные товарищества не упоминаются в новой редакции ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Что касается хозяйственного партнерства, то оно создается в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ.

Надо соблюсти долю в уставном капитале

Дополнительные критерии, которые позволяют предприятию или предпринимателю считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, ранее были изложены в той же ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Теперь для них отведена специальная часть – 1.1 этой статьи.

Важным критерием остается соблюдение доли участия определенных лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Но прежде это условие относилось ко всем юридическим лицам, а теперь только к хозяйственным обществам и партнерствам (за некоторыми исключениями, которые имелись и ранее, о них будет сказано далее). То есть производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства – юридические лица освобождены от соблюдения данного критерия.

Итак, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. Но это теперь касается только уставных капиталов ООО (ранее распространялось на всех юридических лиц).

Зато ограничение в виде того, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, относится ко всем хозяйственным обществам и партнерствам.

Исключения в соблюдении доли в уставном капитале

Как и раньше, некоторые предприятия могут не соблюдать условие о соблюдении доли участия определенных лиц в уставном капитале. Но должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

1. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156. Это новое условие.

2. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Причем учредителями этих хозяйственных обществ и партнерств являются либо бюджетные, автономные научные учреждения, либо бюджетные учреждения, автономные учреждения образовательных организаций высшего образования. Таким учредителям должны принадлежать исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности.

3. Хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Заметим, что этот перечень весьма ограничен (см. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р).

Численность работников и доход имеют значение

Следующие критерии, которые должны соблюдаться, относятся ко всем хозяйствующим субъектам, указанным в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, в том числе к индивидуальным предпринимателям.

Согласно п. 77 данного приказа средняя численность отличается от среднесписочной тем, что первая включает в себя численность внешних совместителей и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера. Правда, в прежней редакции таких работников тоже следовало учитывать при определении статуса хозяйствующего субъекта, это устанавливалось в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

А вот другой существенный и необходимый для исполнения критерий по-настоящему «потяжелел». Согласно прежней редакции надо было определять выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС или (вместо этого) балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Теперь не предоставляется выбор между выручкой и балансовой стоимостью активов, последнюю исключили из числа рассматриваемых критериев. Но вместо выручки, полученной от реализации, надо определять доход в порядке, установленном законодательством.

Определение дохода дается в п. 1 ст. 41 НК РФ. Под ним понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Эта оценка должна производиться по правилам, установленным в гл. 25 НК РФ (для организаций) или гл. 23 НК РФ (для индивидуальных предпринимателей).

Значит, и в целях определения статуса хозяйствующего субъекта как малого или среднего предприятия надо помимо доходов, полученных от реализации, учитывать также , но исключать доходы, которые не учитываются в целях обложения налогом на прибыль или НДФЛ.

В этом смысле некоторая сложность может возникнуть у тех организаций и предпринимателей, которые не являются плательщиками соответственно налога на прибыль или НДФЛ. При приближении к предельным значениям дохода им придется заняться расчетом данных налогов, хотя непосредственно для налогообложения они от такой необходимости освобождены.

При этом необходимо учесть доход по всем налоговым режимам, которые применял налогоплательщик в течение года, включая тот (по нашему мнению, фактический, а не вмененный), который получен от деятельности в рамках уплаты ЕНВД или нахождения на патенте.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 применяются следующие предельные значения выручки: для микропредприятий – 120 млн руб. в год, для малых предприятий – 800 млн руб., для средних – 2 млрд руб.

Правительство подготовило проект другого постановления, в котором значения предельных величин останутся те же, но они будут относиться именно к показателю дохода, как и предусмотрено новой редакцией ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Изменения коснулись и некоторых общих правил, приведенных в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. В частности, согласно ч. 3 данной статьи в прежней редакции категория субъекта малого или среднего предпринимательства определялась в соответствии с наибольшим по значению условием выручки и численности. Аналогичное правило сохранено и теперь.

Пример

Организация в предыдущем календарном году имела среднесписочную численность, равную 90 человек. Но доход ее в тот же период составил 1 млрд руб.

По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму – среднего. Следовательно, она должна быть признана именно средним предприятием.

Однако в ч. 3 теперь учтено несколько специфических ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Так, если предприниматель не привлекал наемных работников, то его категория, без вариантов, определяется только по величине дохода за прошлый год. Если же предприниматель находился на патенте, а видами деятельности, облагаемыми в соответствии с другими режимами налогообложения в истекший год не занимался, то он признается микропредприятием.

И это неудивительно, ведь он бы утратил право на применение патента, если бы превысил годовой уровень дохода в размере 60 млн руб., умноженный на коэффициент-дефлятор (см. пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ), а численность не должна превышать 15 человек, хотя и средняя (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Также микропредприятиями считаются хозяйственные общества, у которых соблюдается условие по ограничению участия российских и иностранных лиц в уставном капитале, все производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, созданные (зарегистрированные) в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом.

По истечении этого периода их статус будет определяться в общем порядке, что следует из новой части – 4.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. То есть категория такого субъекта малого или среднего предпринимательства изменится только в случае, если предельные значения окажутся выше или ниже предельных значений среднесписочной численности или дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Следите за тем, внесены ли вы в реестр

Вероятно, самой важной новинкой, вводимой Федеральным законом № 408-ФЗ, следует признать создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр). Он начнет применяться с 01.07.2016.

Этот реестр будет содержать сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вести его будет ФНС на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год , сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.

Получается, что реестр будет формироваться без практического участия самих хозяйствующих субъектов. Поэтому, если они заинтересованы в своем присутствии в реестре, им необходимо проверять, включены ли они в него в текущем периоде. И такая возможность им будет предоставляться благодаря тому, что сведения из реестра будут общедоступны в сети Интернет (видимо, на сайте www.nalog.ru), обновляться 10-го числа каждого месяца и сохраняться в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Из новой редакции ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ следует, что вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на формы поддержки, предусмотренной данным законом, только если они включены в реестр и заявили об этом по форме, которая будет утверждена Правительством РФ.

Обратите внимание

В 2016 году ООО вносятся в реестр независимо от выполнения условия об участии российских организаций в их уставном капитале (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ).

Напомним, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ и ранее федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, поручалось вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. Это требование сохранено.

Немного об ответственности за нарушения при ведении предпринимательской деятельности

Федеральный закон № 408-ФЗ также несколько ужесточил ответственность для хозяйствующих субъектов за нарушения при ведении предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о ст. 14.1 КоАП РФ.

В части 3 данной статьи установлено наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, определенных специальным разрешением (лицензией). Она предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Но в ч. 4 той же статьи мы находим более высокие ставки наказаний, если это же нарушение признано грубым. Правда, в КоАП РФ не поясняется, что понимается в данном случае под грубым нарушением, лишь указывается, что такое понятие устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Так вот, с 01.01.2016 эти более высокие, чем в обычном случае, ставки выросли еще. Так, на предпринимателей налагался штраф в пределах от 4 000 до 5 000 руб., теперь верхняя граница данного диапазона поднялась до 8 000 руб. (вместо этого по-прежнему возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для должностных лиц повышены и верхняя, и нижняя планки штрафов, первая с 4 000 до 5 000 руб., вторая – с 5 000 до 10 000 руб. Также и для юридических лиц нижняя граница повышена с 40 000 до 100 000 руб., верхняя – с 50 000 до 200 000 руб. (для них также вместо этого наказания в качестве альтернативного сохранено приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Кроме того, осуществление деятельности, на которую обязательно получение разрешения (лицензии), не всегда связано с извлечением прибыли. Но и в этом случае нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наказание, хотя и в меньших размерах:

  • на граждан – предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на предпринимателей – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб. (с 01.01.2016 – от 100 000 до 150 000 руб.).

Для такой деятельности также определены повышенные ставки наказаний в случае грубого нарушения упомянутых требований и условий:

  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для предпринимателей – от 10 000 до 20 000 руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб. (с 01.01.2016 – от 150 000 до 250 000 руб.) (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Статья 110 Жилищного кодекса относит к ним и жилищно-строительные кооперативы.

В № 1, 2016 в новостях мы сообщали о том, что этот приказ должен был утратить силу с 01.01.2016 в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Однако действие Приказа Росстата № 498, в свою очередь, неожиданно и оперативно было отменено этим ведомством (Приказ от 03.12.2015 № 613). То есть в 2016 году следует применять Приказ Росстата № 428.

Вероятно, будет использоваться форма, установленная Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, которую в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ следует подавать не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным периодом (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)).

Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития

 

Малый бизнес - это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.

Бизнесмены такого типа быстро приспосабливаются к новым изменениям, обладают высокой адаптивностью к любым условиям труда. МСБ нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши - всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.

В США к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны

РФ: законодательное закрепление малого бизнеса

В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.

Основные признаки малого бизнеса

В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ , в сумме свыше 49%.

В 1 половине 2016 г. в России было создано около 218.500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242.200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе - 1.636.987. Рекордсменом по числу МСБ является г.Москва: 451.979 микроорганизаций, 170.000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны.

Кто является двигателем малого бизнеса в России?

Примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство самозанятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор - люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.

В основе малого и микро- бизнеса лежат следующие направления:

  1. Строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
  2. Программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
  3. Дизайн помещений (10%);
  4. Парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
  5. Репетиторство (5%).

Малый бизнес в России - бесправен и нелегален?

В РФ примерно треть населения - это граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, не зарегистрированы в качестве безработных, но и не числятся ни на каких предприятиях. Примерно половина таких лиц перебивается случайными заработками, люди годами заняты в организациях, но получают «зарплату в конверте». Это в большей степени характерно для провинции, где отсутствуют иные условия для трудоустройства и занятости.

Однако ещё 8-9 миллионов - это представители малого «серого» бизнеса, которые работают либо в гордом одиночестве, либо небольшими бригадами. Сравним это с количеством легальных ИП - 3,7 млн. человек - и получим реальную цифру теневого рынка. Ведь все деньги, которые выручают самозанятые, находятся в экономике, но по объективным причинам не могут быть вложены в банки, оборудование и дальнейшее развитие собственного дела.

Проблемы малого бизнеса в России

  1. Затруднённый доступ к поддержке , субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
  2. Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
  3. Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
  4. Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.

Отличия малого от среднего бизнеса

МБ - главным образом самозанятость либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач: сбора урожая, перевозки, фасовки. Компания или ИП локализован в одном населённом пункте и собирает небольшую прибыль. Средний бизнес - это обязательное привлечение большего количества кадров (как квалифицированных, так и чернорабочих), инвестиций, активное вложение средств в развитие предприятия.

Резюме

Итак, малый бизнес - это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться. Люди придумывают оригинальные модели, и хотя многие предприниматели «прогорают», часть бизнесменов зарабатывает стартовый капитал для дальнейшего роста.

Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться, чем работать «по-серому». Иными словами, людей просто нужно оставить в покое на какое-то время и подождать, что из этого получится.