Политология как наука сформировалась в. Отрасли политического знания

Понятие “политика” впервые ввел в оборот Аристотель в своём трактате с одноименным названием (от греческ. ta politika - то, что относится к государству). В XVIII-XIX веках на место философского, умозрительного анализа приходит рационально-аналитическое воззрение. она разрабатывает методы мышления и научные инструменты политического анализа, чтобы помочь исследовать различные явления политической жизни и прогнозировать их возможные политические последствия. Тесно связана с др. науками. основоположником политической науки является Макиавелли (флорентийский политический мыслитель XVI века), который одним из первых рассматривал политику как самостоятельную сферу общества. Существует и другая точка зрения. Античность была местом рождения не только политической философии, но и политологии. Платон с его идеями об идеальном государстве, то есть нормативистскими воззрениями – отец политической философии, а Аристотель с его реальным анализом форм государственного устройства, то есть рассматривающий политическую реальность как объект исследования – отец политической науки . Тем не менее, начиная с Макиавелли, изменяется и стратегия деятельности политической науки. Возникают новые направления и учения в рамках политической науки (марксизм, бихевиоризм и др.), претендующие на создание строгих, научно обоснованных теорий общественного развития. Результатом этих процессов является институционализация политологии как самостоятельной научной дисциплины. Французский политолог М.Дюверже выделил три крупных периода в истории политической мысли . Первый период - от Античности до Нового времени (политология развивается в русле политической философии). Он представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями. Значение данного периода состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического знания. Второй – с начала Нового времени примерно до середины ХХ столетия (Токвиль, Конт, Маркс). Происходит становление предметного круга политологии, которая формируется под непосредственным влиянием естественных наук. Третий период - ХХ век, который, по мнению Дюверже, собственно и является историей политической науки .

2 Билет Объект предмет и функции политологии

Объект политологии – политика, политическая сфера жизни общества.Уровни объекта :

общие закономерности становления , развития и смены политических систем , понятия и категории; реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности); конкретные исследования политических институтов , анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.

Предмет политологии – закономерности становления и функционирования политической власти.

Основные методы политологии :

Диалектический; - системный; - структурно-функциональный; - поведенческий; - сравнительный (компаративный); - конкретно-исторический; - социологический; - нормативный; - институциональный;

Синергетический;- антропологический;- психологический;- бихевиористский;- экспертных оценок;

Политического моделирования.

Функции политологии :

теоретико-познавательная – формирует знания о политике и ее роли в обществе;

мировоззренческая, которая способствует выработке определенного видения политической действительности;

методологическая , сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

регулятивная , предполагающая усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;

прогностическая , раскрывающая тенденции развития политических явлений через прогноз;

оценочная (аксиологическая) – дает точную оценку событиям.

3. Основные парадигмы и школы политологии

Парадигма – это теория, или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Согласно Т. Куну парадигма задает направленность исследования политики, в рамках которой исследователь, опираясь на определенные традиции политических поисков, осуществляет решение конкретной проблемы. Согласно данной концепции, история политологии – это история последовательной смены парадигм, их обновления и обогащения. Основные парадигмы политологии . С точки зрения современной политологии можно выделить следующие виды парадигм. 1.Теологическая парадигма сформировалась на начальном этапе развития политических учений, когда власть и государство рассматривались как носители божественной воли. Существовала с древних времен до позднего Средневековья. 2.Натуралистическая парадигма объясняет особенности политики преимущественно внесоциальными факторами - географической средой, климатическими условиями, биологическими и расовыми особенностями. Данный подход сформировался в древности. Например, Аристотель считал частную собственность явлением природным. В XVII-XVIII веках натурализм превратился в один из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этой концепции стремились распространить на общественную жизнь законы, установленные в физических науках. Так возникает идея тождества макро - микрокосма (древние греки), рассмотрение общества как биологического организма (аль-Фараби). В политологии натурализм получил воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях. Основателем геополитики принято считать французского мыслителя Ж.Бодена, сформировавшего концепцию влияния климата на поведение людей. Впоследствии эта концепция была развита французским мыслителем Монтескье. В работе «О духе законов» были оформлены основные принципы геополитики. Согласно Монтескье, географическая среда, в особенности климат определяют дух народа, форму государственного устройства и характер общественного устройства. Сегодня учет геополитических факторов является неотъемлемой частью формирования политического курса любого государства. 3.Биополитическая парадигма . Теоретической базой данных представлений являются доктрины раннего позитивизма, согласно которым цель любой науки – это описание непосредственного наблюдаемого. Соответственно в политической науке предметом непосредственного наблюдения выступает поведение индивидов, общественных групп и т.д. Объяснение поведения сводилось к однозначно жесткой схеме: стимул – организм – реакция. Таким образом, биологические свойства организма, а именно пол, возраст, врожденные качества человека, согласно этой концепции, могут служить основанием объяснения политического поведения. При этом не признавалось существенным влияние других факторов, опосредующих реакцию и поведение человека. На этих принципах сформировался бихевиоризм (наука о поведении) – одно из ведущих направлений американской политологии начала ХХ века. «Человек – властолюбивое животное». Стремление к власти лежит во всех без исключения формах жизнедеятельности человека: в отношениях между супругами, родителями и детьми, начальниками и подчиненными и т.д. Эта же страсть лежит в основе любого политического действия. В настоящее время идеи биополитики находят воплощение в феминистских теориях, исследующих особенности политического поведения женщин, а именно влияние пола, возраста, темперамента на область политики и других учениях. 4.Социальная парадигма объединяет разнообразные теории, которые объясняют природу политики посредством социальных факторов, прежде всего определяющей ролью той или иной сферы общественной жизни. Этих позиций, например, придерживается марксизм, согласно которому политика ограничивается экономическими отношениями. В западной политологии распространена концепция права, согласно которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики, определяющей ее содержание и направленность. Сторонники данной концепции считают, что право, а не политическая деятельность обеспечивает социально-политический компромисс в обществе. Таким образом, в рамках данной парадигмы провозглашаются те или иные политические ценности, определяющие характер поведения людей.

билет 4 Отрасли политологии.

К таким отраслям традиционно относят: теорию политики, сравнительную политологию и прикладную политологию.

Теория политики представляет собой отрасль, в рамках которой создаются концепции, модели и образы политической действительности. Целью исследований является выявление каузальных связей и построение теорий, описывающих политические процессы и претендующих на объяснение причин политических явлений.

Сравнительная политология также является отраслью политологии, в рамках которой путем сравнения выделяются общие черты и специфические различия разнообразных групп политических объектов. Применение сравнительного анализа в области политических исследований известно с древности. Уже в трудах Аристотеля, Полибия, Цицерона можно найти черты сравнительных исследований. Для современной сравнительной политологии характерен интерес к таким явлениям, как групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влияние на политику, процессы модернизации, стабильность и нестабильность политических режимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т. д. Существует несколько разновидностей сравнительных исследований: кросснациональное сравнение ориентировано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ориентированное описание отдельных случаев (case studies); бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих) стран; кросскультурные и кроссинституциональные сравнения, нацеленные соответственно на сопоставление национальных культур и институтов. Сравнительная политология играет значительную роль в структуре политической науки.

Прикладная политология - отрасль политологии, в рамках которой изучаются конкретные политические проблемы и ситуации, осуществляется выработка практических рекомендаций относительно действий и мер, направленных на решение практических социальных и политических задач по реформированию и изменению организаций, институтов и социальных групп, разрабатываются политические технологии и определяются способы их применения. Основные усилия исследователей в области прикладной политологии направлены на разработку и применение методов политического анализа для исследования конкретных политических ситуаций, изучение процессов принятия решений, выработку и применение технологий политического воздействия. Прикладная политология непосредственно связана с практикой государственного управления, выработкой политической стратегии и тактики политических партий, урегулированием политических конфликтов, проведением избирательных кампаний.

Возникновение ранних представлений о власти, ее роли в жизни общества относятся к глубокой древности. Существует мнение, что основы политологии заложил древнегреческий мыслитель Аристотель, которого иногда называют отцом науки о политике. Не менее крупный шаг в развитии представлений о политике был сделан Н. Макиавелли. Но было бы неправомерно связывать возникновение политической науки с каким-нибудь конкретным именем. Процесс ее становления и развития длительный и сложный, имеющий определенные стадии.

Как самостоятельная наука политология начинает оформляться в конце XIX–начале ХХ века. Особенно широкое распространение политология получила в США и странах Западной Европы. В начале XX века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился. Дальнейшему развитию политических исследований способствовало создание в 1949 году под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки (МАПН), которая функционирует и в наши дни.

В 1955 году была организована советская ассоциация политической науки, вошедшая в МАПН. Однако в СССР, в том числе и в Казахстане, вплоть до середины 80-х годов политология не имела статуса науки.

Отношение к политологии стало меняться лишь в период перестройки и демократизации общества. Несмотря на трудности, политическая наука постепенно начинает занимать подобающее ей место в системе обществознания и оказывать все более заметное влияние на реальные политические процессы.

Возрастание роли политологии связано с появлением новых тенденций современной социальной жизни. Это и усиление сложности социальных процессов и темпа их изменений, и все большее подчинение активности и действий индивидов коллективным целям, и решение задач модернизации общества. Политика – это необходимость и одновременно потребность современного человека, т.к. она является и указателем, и ограничителем его многообразных действий во всех сферах жизни общества. В силу этого приобретение знаний о политике отвечает интересам каждого человека, желающего понять свое место и роль в обществе, лучше удовлетворять свои социальные потребности, оказывать воздействие на выбор целей и средств их реализации в масштабах государства. Непонимание же политики и сознательное ее игнорирование имеет негативные последствия, ведет к отчуждению, а в крайнем случае, и к угрозе самим основам существования человека.

Надо сказать, что в обыденном понимании политика часто отождествляется с чем-то, от чего человек должен держаться подальше, например, с принуждением, силой, ограничениями, двойственной моралью и т.д. Поэтому научный анализ политики следует начинать с акцента внимания на том, что политические явления и процессы обладают своей спецификой и проявляются они, в основном, в макроструктурном контексте социальных явлений. А столь широкое поле наблюдения делает для неподготовленного человека фактическое познание законов, действующих в сфере политики, труднодостижимым. Не менее важным является и понимание того, что политика - это не только сфера властных отношений, но и область сосредоточения разума, генерирующего основные импульсы управления социальными процессами, начиная с масштабов государства и кончая поведением человека. Политику можно рассматривать, таким образом, как тип управления и отношений по поводу управления, в недрах которых развивается поиск путей и шагов в неизвестное и малоизвестное. В основе данного определения лежит этимологическое определение термина «по­литика», что в переводе с греческого означает «управление государственными и общественными делами». Однако такой подход является лишь первым приближением к определению сущности политики и политологии как науки о ней.


В литературе имеется множество подходов к определению содержания понятия «политика». Некоторые авторы пытаются охарактеризовать содержание политики в общей форме путем перечисления важнейших составных частей предмета политической науки. К ним относятся: политическая система общества, власть и властные отношения, политические институты, субъекты политики: личности, заинтересованные группы, элиты и лидеры и др., политическое сознание и культура, внутригосударственные и международные отношения, политический процесс. Согласно теологическому подходу основным источником и фактором, объясняющим политику, является бог. Сущность натуралистического подхода сводится к попыткам объяснить природу политики географической средой (геополитика), биологическими факторами (биополитика), психологией человека. Социальные концепции стремятся определить природу политики социальными величинами – влиянием экономики (марксизм), права – (классический консерватизм), культуры и религии (М.Вебер).

Очевидно одно: там, где классы, нации, конфессиональные общности или другие социальные группы, реализуя свои интересы, вызывают изменения в социальных возможностях слоев насе­ления, вовлекается государственная власть, коренятся импульсы политических отношений. Поэтому можно утверждать, что политическая сфера жизни общества возникает преимущественно в связи с реализацией таких интересов групп, которые затрагивают общественное положение социальных и национальных общностей и потому требуют вмешательства государственных и иных институтов публичной власти в целях урегулирования соответствующих противоречий и сохранения при этом целостности общества, средств принуждения и социального насилия.

Таким образом, в рамках учебного курса политику можно рассматривать как область отношений и деятельность больших социальных групп по поводу использования механизмов публичной власти в интересах реализации своих общественно значимых запросов и потребностей.

В научной литературе существуют также разнообразные точки зрения на вопрос о содержании и структуре политологии. Так, первая точка зрения рассматривает политологию как одну из наук о политике наряду с политической социологией, политической философией и т.д. Вторая точка зрения связана с отождествлением политологии и политической социологии как наиболее общих наук о политике. Третья точка зрения рассматривает политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую политическую социологию, философию и другие политические дисциплины. В соответствии с этой точкой зрения в структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

История политической мысли. Она изучает этапы эволюции представле­ний о политической жизни и ее компонентах, которые существовали в разные исторические эпохи;

Политическая философия (философия политики), часть фундаментальной политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений. Она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической нау­ки;

Политическая социология – отрасль политического знания, рассматривающая конкретные политические явления и процессы сквозь призму деятельности больших социальных групп людей и изучающая эту деятельность на основе сбора, обобще­ния и анализа эмпирических данных. Она служит рациональной базой реаль­ной политики, используется для прогнозирования и принятия политичес­ких решений;

Политическая психология, важная составная часть политологии, занимающаяся политическим поведением. Психологические понятия обыкновенно используются в исследованиях электорального поведения, политической социализации, политического лидерства, общественного мнения, политических установок, а также политического конфликта и сотрудничества.

Непосредственно примыкает к политологии такая наука, как политическая география, изучающая взаимосвязь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, физико-климатическими и другими природными факторами. Также тесно связана с политологией политическая этика – наука, которая изучает влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику.

Одно из центральных мест в системе политических наук занимает сравнительная политология (компаративистика), сформировавшаяся как обособленная часть политической науки и являющаяся специальной отраслью политических знаний и исследований. В самом общем смысле сравнительную политологию можно рассматривать в качестве одного из методов политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к различным политическим явлениям. Сравнивая и обобщая обширный фактический материал, компаративистика позво­ляет выявить общие закономерности и тенденции развития политической жизни, сопоставить различные политические системы, политические режимы, политические институты, власть и другие важнейшие категории, начиная от политических процессов и заканчивая политической культурой страны. Она необходима для глубокого анализа общих черт и особенностей политических процессов, политической жизни, политических систем различных регионов, континентов современного единого и одновременно противоречивого мира. Она изучает политическую сферу общества в тесной связи и взаимодействии с экономической, социальной, духовной сферами общества.

Сравнительная политология дает возможность ознакомиться с общечеловеческими ценностями, которые характерны для различных государств. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости «изобретать велосипед» в государственном строительстве.

Сравнительный анализ стал широко использоваться в социальных и гуманитарных науках уже в конце XIX в. под влиянием исторических школ США. Как составная часть науки о политике, сравнительная политология оформилась во второй половине XX века. Одним из ее зачинателей считается американский исследователь Э. Фримен, который в своей книге «Сравнительная политика» (1873 г.) сформулировал известный тезис: «История – это политика в прошлом, политика – это история в настоящем». Используя методы сравнительной филологии и политики для изучения истории конституционных учреждений, Э. Фримен пытался выявить сходные черты у разных народов и государств, различных исторических эпох и объяснить это происхождением от какого-нибудь одного корня.

Традиционно при сравнительном методе используются данные двух или более обществ, политических систем, режимов, континентов, логический и статистический материал для более убедительных доказательств оценки политических явлений и категорий. Тем самым, мы приобретаем знания через сравнения. В свое время Р. Декарт, обращаясь к человеческому интеллекту для развития знания до уровня подлинной науки, восклицал: «Мыслю, значит существую». Перефразируя это изречение, современный политолог П. Шаран утверждает: «Невозможно мыслить, не сравнивая. Поэтому без сравнения невозможны ни научные мысли, ни научные исследования». Таким образом, можно утверждать, что сравнительная политология (компаративистика) сегодня является не только методом, но и важнейшим направлением политической науки.

Специфика любой науки проявляется через определение ее объекта и предмета. Объектом политологии является политическая жизнь общества во всей своей целостности и во всем многообразии своих проявлений. Предметом политологии является раскрытие объективных закономерностей развития политической жизни, сущности политики как целостного общественного явления. Предмет политологии связан с выявлением на макро - и микроуровне политики необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений, определением тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, выработкой объективных критериев социального измерения политики.

Важным структурным звеном политики являются политические отношения. Их определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики. Смысл их заключается в установлении связи интересов отдельных групп и всей социальной целостности. Специфическим инструментом проявления политических отношений является власть, ее инструменты, возникшие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов и целей. Возникая при активном участии сознания, политические отношения выходят за рамки субъективного мира человека и получают в этом смысле статус объективной реальности, т.е. выступают для субъекта как сложившаяся данность. Деятельный характер политических отношений позволяет влиять на экономическую жизнь общества и остальные ее сферы, такие как культура, наука, образование и т.д.

Существует множество агентов, сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются субъектами политики, другие – выступают в качестве ее объектов, т.е. таких сторон политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено.

Субъекты политики являются самостоятельными участниками полити­ческого процесса, что означает наличие у них своих интересов и потребностей. Потребность означает отношение субъекта к условиям своего существования, интерес – отношение между субъектами по поводу условий существования. Политический же интерес представляет такое отношение между субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство.

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Рас­пространено, к примеру, их деление на два основных уровня:

а) социальный, включающий индивидов, классы, различные социальные слои, в том числе – профессиональные, этнические и т.д.;

б) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, группы интересов.

В рамках любой классификации личность рассматривается как основной непосредственный субъект политической практики, поскольку личность не может не быть носителем и выразителем присущих данному обществу противоречий между потребностями и интересами различных социальных групп и этим объективно установлен политический характер ее экзистенции.

Особую сложность политических отношений составляет тот факт, что в политике нет постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем – все участники политических отношений могут выступать и как объекты. и как субъекты в разных ситуациях.

Используемая наукой методология помогает глубже изучить предмет ее исследования. Политология как наука использует практически любые методы, применяемые социальными науками: правовые (методы правового формализма), общелогические (анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, мыслительный эксперимент, метод восхождения от абстрактного к конкретному), методы эмпирического анализа (получение первичной информации об изучаемом объекте).

Однако есть методы, применение которых в совокупности превращает политологию в самостоятельную науку. Это общие методы исследования политического объекта. Например, системный метод, позволяющий изучать политику как комплексный процесс, как целостный, саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой; социологический метод, предполагающий выяснение зависимости политики от состояния общества; нормативный или нормативно-ценностный подход, требующий изучения политики с точки зрения политических ценностей и идеалов; бихевиористский метод, изучающий политику через исследование многообразных форм политического поведения индивидов и групп; психологический подход (в частности, психоанализ, основы которого были разработаны З.Фрейдом) ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, бессознательных психологических процессов, влияющих на политическую мотивацию и т.д.; сравнительный (компаративный) метод, предполагающий сравнение однотипных политических явлений; институциональный метод, берущий за основу изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность; антропологический, рассматривающий обусловленность политики природой человека как родового существа, изначально обладающего свободой, неотъемлемыми естественными правами, приоритетными по отношению к принципам государственного устройства; исторический подход требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии; критико-диалектический подход, предполагающий выявление противоречий как источника самодвижения политики, социально-политических изменений.

Политология выполняет в жизни общества различные функции: гносеологическую (познавательную), предполагающую адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей, объяснение и прогнозирование политических явлений, построение политических теорий разных уровней обобщения; аксиологическую (оценочную), предполагающую анализ и оценку политического строя, идеологии, деятельности институтов власти, поведения участников политического процесса и событий; функцию политической социализации, т.е. формирования гражданственности, демократической политической культуры; функцию рационализации политической жизни, т.е. теоретического обоснования политического строительства, политических реформ, модернизаций, а также функцию мотивационно-регулятивную или воспитательную, предполагающую оказание непосредственного влияния на политическое поведение граждан.

В научной литературе можно встретить подход, согласно которому к числу важнейших функций политологии относятся такие функции, как теоретическая, т.е. разработка концепций, объясняющих характер политического развития общества на отдельных его этапах; методологическая, давшая исследователям эффективные способы познания политической реальности; практическая, отражающая прикладной характер политологии, ее возможности дать ответы на реальные вопросы политической жизни и, наконец, функция прогностическая, предлагающая определение ближайших и отдаленных перспектив развития общества, моделирование политических процессов.

Какие бы системы классификации функций политологии в литературе ни применялись, очевидно, что данная наука играет исключительно важную роль как в теоретическом осмыслении общества, так и в обеспечении его практического функционирования.

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике – политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. В наши дня она превратилась в одну из самых влиятельных обществоведческих наук и наиболее широкораспространенную учебную дисциплину.

Надо иметь в виду, что в политологии на протяжении ее существования, как и в большинстве других наук, вопрос о ее предмете трактовался неоднозначно. Среди современных политологов также распространены существенно различающиеся мнения на этот счет. Одни ученые считают, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике, а ее предмет охватывает далеко не все области политической сферы общества. Другие исследователи, по существу, отождествляют политологию и политическую социологию как наиболее общие науки о политике. Третья точка зрения заключается в том, что ее сторонники рассматривают политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях.

Все три точки зрения на подходы к определению предмета политологии имеют как достоинства, так и некоторые слабые места. Большинство политологов все же отдает предпочтение последней точке зрения.

Предмет любой науки – это главные, наиболее существенные свойства и признаки, важнейшие элементы ее объекта, характеризующие его качественную определенность. Объект политической науки – политическая сфера общества. Предмет политической науки, то есть совокупность главных, наиболее существенных свойств и признаков ее объекта, - это политика, политические отношения, политическая власть, политические системы.

В самой общей форме политология определяется как наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Довольно часть дается такое определение: политология – это наука, изучающая политику, политические отношения, политические системы.

Конечно, политология не просто занимается описанием политики, политических отношений, политических систем. Она стремится выявить тенденции, закономерности их функционирования и развития, а также исследовать существенные стороны, побудительные силы и принципы политической деятельности. Поэтому можно предложить более полное и точное определение науки о политике.

Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.

К главным разделам политологии относятся следующие: теория политики, теория политических систем и их элементов, теория управления социально-политическими процессами, политическая идеология и история политических учений, теория международных отношений.

Возникновение и развитие политологии обусловлено жизненно важными потребностями общества. Политология как наука имеет многообразные связи с жизнью общества. Поэтому она решает важные задачи и выполняет определенные функции.

Задачи политологии – формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации.

Политика – явление сложное и многогранное. Это явление изучается и осмысливается учеными уже около двух с половиной тысячелетий. Но и в настоящее время редкий политолог решается категорически и однозначно высказаться о том, что собственно является сущностью политики.

В современном мировом обществоведении существует множество истолкований понятия «политика». Однако среди большого количества подходов преобладают определения политики через власть и отношения властвования. Политика трактуется как такая сфера взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления.

Конкретно политика представляет собой совокупность определяемых коренными интересами тех или иных социальных групп и государств установок и целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах, а также их практическую деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей.

Политику можно определить как сферу деятельности, связанную с отношениями между социальными группами, нациями, индивидами по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика также включает деятельность в сфере отношений между государствами.

Политика – наиболее активный фактор воздействия на всю жизнь общества. Она находит свое проявление и отражение во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Поэтому политология наряду с выяснением сущности политики рассматривает вопрос о ее классификации.

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. В зависимости от той сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия, в структуре политики выделяют экономическую политику, социальную политику, политику в собственно политической сфере, культурную политику.

Каждая сфера общественной жизни имеет свои менее широкие области жизнедеятельности, которые являются относительно самостоятельными объектами политики. Поэтому в структуре политики, как правило, выделяют и ее более узкие направления. Например, в сферу экономической политики входят такие ее составляющие, как научно-техническая, структурная, аграрная, инвестиционная, внешнеэкономическая и др.

По критерию масштабности и долговременности целей политику классифицируют на стратегическую и тактическую. Политику можно классифицировать по ее субъектам на государственную, партийную, политику общественных организаций и движений.

Сложную теоретическую проблему представляет вопрос о взаимодействии политики с экономикой. Думается, плодотворной является та точка зрения, что политика определяется, детерминируется экономикой, но в то же время обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику.

Будучи связанной со всеми сферами жизни общества и воздействуя на них, политика выполняет исключительно важные функции. Американский политолог Т.Парсонс подчеркнул следующие три функции: определение коллективных целей общественного развития; мобилизация и принятие решений; сохранение стабильности социума и распределение ресурсов. Французский политолог Р.Дебре видит главную функцию политики в сохранении целостности и стабильности общества.

    В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:
  1. выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
  2. разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
  3. руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
  4. интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,
  5. политическая социализация,
  6. обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

К классификации методов политических исследований различные ученые подходят неодинаково. Некоторыми исследователями наиболее важные и часто используемые в политологии методы принято делить на три группы.

К первой группе относятся общие методы исследования политических объектов. Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и дают либо его специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему. К этой группе относятся социологический метод, функциональный метод, системный подход, институциональный метод, бихевиористский метод, антропологический метод, деятельностный метод, субстанциональный, онтологический метод, исторический метод и некоторые другие.

Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений.

Функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями.

Специфическим развитием функционального метода является структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, каждый элемент которой выполняет специфические функции.

Суть системного подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность.

Бихевиористский метод требует применения к политике приемов исследования, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп.

Антропологический метод требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего неизменяющийся набор основополагающих потребностей.

Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные этапы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью нахождения их общих черт и специфики, поиска наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Исторический метод требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связей прошлого, настоящего и будущего.

Среди других часто используемых в политологии методов надо назвать ценностный (аксиологический), предполагающий выяснение значимости тех или иных политических явлений для личности, группы, общества, всего человечества и психологический метод, представленный, в частности, в политическом психоанализе и ориентирующий на изучение субъективных мотивов политического поведения.

Использование всех перечисленных методов позволяет дать глубокую и многостороннюю характеристику политики и всей политической сферы общества.

Ко второй группе методов причисляются те, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами; они принадлежат не только политологии, а науке в целом. В данную группу методов входят анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и переход от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, математические, кибернетические и другие методы.

Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Эти методы не отражают специфики политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук. К ним относятся использование статистики, прежде всего электоральной; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение и др.

Вся совокупность политологических, общенаучных и эмпирических методов подчинена одной цели – получения достоверного знания, объективных сведений о политических процессах и их развитии.

УДК 32.01(075.8)

ББК 66я75

ISBN 978-985-530-440-2 © УО «Белорусский государственный

технологический университет», 2015

© Козляков В. Е., Крючек П. С., 2015

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профес­сиональных личностных задач и функций.

Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональных навыков как интегрированного результата образования в вузе.

В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла обязательный модуль «Политология» занимает свое особое место. Модуль включает обязательные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства».

Основные цели изучения обязательного модуля «Политология», связанные с формированием общих политологических компетенций:

Развитие у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;

Формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

Создание прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли;

Формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.

Задачей изучения интегрированного модуля «Политология» является развитие у студента предметных и операциональных компетенций.

Формирование предметных политологических компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:

Основные политологические категории, подходы к анализу политических явлений в современном мире и Республике Беларусь;



Специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;

Сущность, структуру политических процессов в Республике Беларусь и современном мире;

Систему современных международных отношений, внешнюю политику Республики Беларусь;

Мировоззренческие основы и особенности идеологии белорусского государства;

Роль идеологии белорусского государства в развитии современного общества.

Операциональные политологические компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

Анализировать политические процессы в современном мире и Республике Беларусь;

Оценивать перспективы развития современных политических процессов;

Участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;

Применять политологические знания к решению социально-профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;

Анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;

Обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства;

Проявлять качества идеологической толерантности.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к семинарским занятиям студентов химико-технологических, инженерно-технических и экономических специальностей БГТУ. В связи с этим в пособии отсутствуют методические рекомендации по теме «Государство», так как ее изучение предусмотрено только на лекциях.

В структуру пособия входят следующие разделы: программа курса, методические рекомендации по изучению основных тем курса, краткий словарь-справочник, тесты для самоконтроля знаний, список рекомендуемой литературы.

ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Модуль 1. Введение в интегрированный модуль «Политология». Теория политики, история и методология политической науки

Определения политологии. Актуальность изучения политологии и основ идеологии белорусского государства. Роль политологии и основ идеологии белорусского государства в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускников вуза, в жизни человека и общества. Цели изучения интегрированного модуля «Политология».

Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. Объект и предмет, основные категории политической науки. История политической мысли и стадии становления политической науки. Развитие политологии в Республике Беларусь. Структура, функции и методы современной политологии.

Основные трактовки сущности политики. Политика как сфера общественного и государственного управления. Политика как особый вид деятельности. Субъекты политики. Политические отношения и их институционализация.

Политическая власть: понятие, структура, функции. Субъекты и объекты политической власти. Ресурсы и механизмы реализации власти. Государственная власть. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.

Понятие, структура и функции политической системы общества. Классификация политических систем. Политический режим. Сравнительный анализ типов политических режимов. Основные направления формирования развития политической системы Республики Беларусь.

Модуль 2. Политические институты в Республике Беларусь и современном мире

Политические институты. Государство как основной институт политической системы общества. Подходы к исследованию сущности и происхождения государства. Формы правления и государственного устройства в современном мире: сравнительный анализ. Гражданские и правовые основы современного государства.

Институт главы государства: сравнительный анализ.

Законодательная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов законодательной власти в современном мире.

Исполнительная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов исполнительной власти в современном мире. Правительство и государственный аппарат. Органы исполнительной власти на местном уровне.

Институты государственной власти в Республике Беларусь.

Модуль 3. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире

Понятие политического процесса. Структура и стадии политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Политическая деятельность. Принятие политических решений в структуре политического процесса. Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь.

Институты и формы представительства интересов граждан в политической системе общества. Каналы выявления и выражения интересов в различных типах политических систем. Типология и сравнительный анализ партийных систем. Политические партии в Республике Беларусь.

Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Избирательная система Республики Беларусь.

Модуль 4. Международные политические отношения и внешняя политика государств

Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений. Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление международных политических отношений. Характеристика современного международного политического процесса.

Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений. Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений. Приоритеты, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь.

Модуль 5. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества

Предмет идеологии белорусского государства и задачи ее изучения. Теория идеологии как методологическое основание анализа феномена государственной идеологии. Источники идеологии белорусского государства.

Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. Соотношение понятий «идеология» и «политическая идеология». Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований. Идеология и наука. Идеология и политика. Основные функции идеологии. Идеология и утопия. «Теории» деидеологизации и реидеологизации. Субъекты и процесс формирования идеологии, ее носители, формы проявления и уровни функционирования. Классификации политических идеологий.

Традиционные идеологии: либерализм классический и современный или социальный, консерватизм и неоконсерватизм, социализм. Особенности понимания современных течений либерализма, консерватизма и социализма в контексте идеологии белорусского государства.

Национализм и его основные виды. Фашизм как крайняя форма эскспансионистского национализма. Базовые социально-политические идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.

Идеология – атрибутивный признак государства. Национальная идея как базовое положение идеологии государства. Понятие государственной идеологии, ее элементы (составляющие), уровни и механизм функционирования. Определение понятия «идеология белорусского государства». Идеологическая работа, ее организационное и кадровое обеспечение в Республике Беларусь.

Модуль 6. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства

Концепция государственности – составная часть национально-государственной идеологии. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи. Государственность на белорусских землях. Становление белорусской национальной государственности. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Сильная и процветающая Беларусь – национально-государственный идеал белорусского народа. Государственные герб, флаг и гимн – символы государственного суверенитета Республики Беларусь.

Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности. Роль духовно-культурного наследия отечественных мыслителей и общественных деятелей различных исторических периодов в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа. Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов. Приверженность белорусов идеалу социального равенства и справедливости. Свободолюбие, патриотизм и солидарность, чувство национального достоинства – важнейшие эмоционально-психологические составляющие самосознания белорусов. Родина, Отечество (Бацькаўшчына), семья, государство – фундаментальные ценности белорусского народа. Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества.

Модуль 7. Политическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства

Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии.

Идея республики как формы организации государственной власти (формы правления). Приверженность белорусов традициям республиканизма. Особенности формы правления современного белорусского государства. Идея унитаризма и ее реализация в государственном устройстве Республики Беларусь. Реализация принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь. Идея правового государства (верховенства права) и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Идея союзного государства. Проект создания Евразийского союза. Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гуманистического идеала. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации – высшая ценность и цель белорусского общества и государства.

Конституция Республики Беларусь об основных правах и свободах граждан. Идея социального государства и ее реализация в законодательстве и практической политике Республики Беларусь. Идея светского государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт общественного развития. Индустриальное общество – итог развития Беларуси в советский период. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях. Устойчивое и инновационное развитие – способ движения Беларуси к своей стратегической цели.

Национальная консолидация, согласие различных социально-политических сил по основным приоритетам общественного развития – важнейшие внутри- и внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Политология как наука и учебная дисциплина. Функции, методы и категории политологии.

2. Политика как общественное явление и объект изучения.

3. Становление политологии как науки. Основные политологические школы.

4. Основные этапы развития политической мысли в мире и Республике Беларусь.

1. Понятие «политология» происходит от двух греческих слов: politike (государственные, общественные дела), производного от названия древнегреческого города-государства – polis, и logos – учение. Сочетание их означает, что политология – это наука о политике. Автором первого термина является древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.), второго – его соотечественник – философ Гераклит (ок. 544–483 гг. до н. э.).

В самом общем виде политология – это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, о закономерностях становления и развития политических систем, о сущности, формах и методах реализации политической власти.

Политология как наука и учебная дисциплина выполняет следующие функции: познавательную (дает определенную систему знаний о политике); прогностическую (знания о политике позволяют дать более или менее точный прогноз о тенденциях развития политической ситуации); практическую (рекомендации о деятельности в сфере политики); воспитательную (политология способствует формированию политической культуры граждан); идеологическую (политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности).

Принято выделять три группы категорий политологии: общие, частные и специфические.

К первой группе относятся категории, широко используемые и в смежных с политологией дисциплинах: философии, социологии, правоведении, политической экономии, политической истории и других. Это, прежде всего, такие категории, как общество, народ, политика, власть, революция и т. п.

Вторую группу составляют частные категории, являющиеся костяком всех социально-политических теорий и дисциплин. Это демократия, социальная революция, субъекты политики, политическая партия, политическая власть, политическая система общества, политические институты, общественные объединения, общественные движения, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура и др.

Третью группу составляют специфические категории, которыми преимущественно пользуется политология: политический процесс, политическое поведение, политическая деятельность, политическое участие, политическое лидерство, политическая элита, политическая роль, политический конфликт.

При исследовании конкретных политических явлений и процессов политология использует различные методы. Наиболее широко применяются следующие методы: диалектический, эмпирико-социологический, комплексного анализа, системного анализа, сравнительного анализа, ретроспективный и бихевиоральный.

2. Политика является одним из самых сложных и многозначных явлений жизни. Сегодня существует множество толкований политики.

· Политика – это область отношений между большими обществами людей (классами, нациями, социальными группами и т. д.). Возникновение политики здесь связывается с социальной и этнической дифференциацией общества. Особенно ярко этот подход проявился в марксизме, где в качестве главного содержания политики рассматривалась классовая борьба.

· Очень популярным на Западе является властное понимание политики. Здесь в качестве главного ее содержания понимается борьба за завоевание, удержание и использование власти, т. е. политика – это, прежде всего сфера властных отношений. Немецкий социолог М. Вебер отмечал, что политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти. Кто занимается политикой – тот всегда стремится к власти.

· Некоторые исследователи рассматривают политику прежде всего как сферу взаимодействия государства, политических партий и других политических институтов и структур. Именно эти политические институты создают организационную основу политики и позволяют ей выполнять определенные функции в обществе, прежде всего, управлять социальными процессами.

Рассмотрев все эти подходы, можно дать следующее определение: политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между большими социальными группами людей и ставящая своей целью борьбу за завоевание, удержание и использование государственной власти, управление социальными процессами.

3. Термин «политическая наука» получил признание в конце XIX в., а процесс выделения политологии в самостоятельную дисциплину завершился в начале XX в. Тогда же во многих странах возникли специальные институты политобразования. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра истории и политической науки. В 1871 г. во Франции появилась свободная школа политической науки, в которой обучались и одаренные юноши из России. В 1903 г. начала работать Амери­канская ассоциация политических наук. В это же время изучались идеи о власти, государственном управлении, парламентаризме и политических партиях в России.

Политология вобрала в себя многолетний опыт преподавания политической науки в разных странах мира, в том числе и в нашей стране. В советский период ее проблемы изучались в курсах философии, политэкономии, теории социализма, правоведения. С 1989 г. она стала учебной дисциплиной и преподается в высших учебных заведениях Беларуси. Наша республика, провозгласившая свой госу­дарственный суверенитет, принявшая свою Конституцию, не может обойтись без науки о политике. В 1993 г. была создана Белорусская ассоциация политических наук.

4. Первые попытки осмысления политической жизни делались в глубокой древности. Изучением политики занимались такие античные ученые, как Платон и Аристотель. Политика, по определению Платона, царское искусство, требующее знаний по управлению людьми. Лучшими формами государственного устройства философ считал аристократию и монархию, наихудшими же – демократию и тиранию, поскольку первая ведет к своеволию и безначалию, а вторая держится на вероломстве и насилии.

Политика, по Аристотелю, – управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни.

Следующий период в развитии европейской политической мысли – Средневековье (конец V – середина XVII в.) – характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. Виднейшим идеологом католицизма и феодализма в средние века был доминиканский монах Фома Аквинский (1225–1274). Взяв из учения Аристотеля ряд идей, он пытался приспособить их к своим религиозным взглядам. Будучи сторонником общественного неравенства и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Богом. Божьей воле он приписывал и существование монархии на земле, сторонником которой был сам. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души принадлежат Богу, церкви и папе римскому, которому должны подчиняться все, в том числе и монархи.

В этот период начинают зарождаться политические идеи на территории современной Беларуси. Их зарождение связано с именами Е. Полоцкой и К. Туровского, и направлены они были на укрепление единства восточнославянских земель.

Период Возрождения (XIV–XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие, проявление творческих способностей и т. д.

Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469–1527). В сочинении «Государь» и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение которого определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства – защита частной собственности.

Проводниками идей Возрождения в Беларуси являлись Ф. Скарина, С. Будный, Л. Сапега и др.

Период Нового времени (XVII–XVIII вв.) характеризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть, буржуазными революциями в Англии, Голландии и Франции.

Одной из главных проблем в политической пауке этого времени была проблема взаимоотношений личности и государства. Взаимодействию этих субъектов политики была посвящена теория «естественных прав».

Теория «естественных прав» была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой. Сторонники этой теории выступали за законодательное закрепление свободы убеждений и действий людей, права обладания и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т. д.

Теория «естественных прав» человека дополнялась теорией «общественного договора», согласно которой государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Государство, образованное волеизъявлением свободных людей, должно обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В разных вариантах теории «естественного права» и «общественного договора» интерпретировали и развивали Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо и другие мыслители эпохи.

Большой вклад в развитие политической мысли во второй половине ХХ в. внесли немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс, которые дали развернутый анализ современного им капиталистического общества и обосновали неизбежность его перерастания в новое социалистическое общество.

Контрольные вопросы

1. Что такое политология и что она изучает?

2. Дайте определение политики – главного объекта изучения политологии.

3. Назовите методы политологии.

4. Какова структура политологии?

5. Раскройте основные функции политологии.

6. Чем отличаются политические взгляды Платона и Аристотеля?

7. Назовите особенности политических идей Средневековья.

8. Что такое «макиавеллизм»? Приведите примеры его проявления в деятельности известных политических деятелей.

9. Раскройте особенности политических теорий западноевропей­ских мыслителей XIX в.

10. Чем характеризуются политические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса?

11. Раскройте особенности политической мысли России в эпоху феодализма.

12. В чем различия взглядов «западников» и «славянофилов» на политическое и экономическое устройство России?

13. Назовите характерные черты политической мысли в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Как они проявились в трудах Ф. Скорины, С. Будного, А. Волана и других мыслителей?

14. Каковы особенности революционного демократизма в Беларуси?

Политология представляет собой целостную логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни. Важнейший аспект современной политологии – выявление причины а не цели политической деятельности выяснение “кто есть кто†и “кто где†в политической жизни. Общепринятого определения политической науки не существует так как пока нет единого мнения относительно границ и содержания политологии круга охватываемых ею проблем критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину. Следовательно определение...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14881. Политология: шпаргалка 74.68 KB
Структура политической системы общества и ее основные подсистемы. Дайте ответ на вопрос в чем состоит принципиальное различие между подходами классического детерминизма и синергетики в трактовке случайных событий в общественной и политической жизни. Укажите отличительные признаки политической власти.
19270. Политология, конспект лекций 51.38 KB
Политология как наука Сама структура слова политология указывает на то что название этой научной и учебной дисциплины связано с полисами вполне конкретным политическим образованием известным из античной истории. Мыслитель определил логос как универсальную осмысленность и закономерность процесса изменения форм бытия тождественную первостихии огня как судьбу подчиняющую себе даже богов. Как и всякая наука политология не появилась в более или менее завершенном виде а складывается и развивается при превращении различных форм знания в...
14885. ПОЛИТОЛОГИЯ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 143.43 KB
Они могут быть безнравственными порой очень жестокими даже бесчеловечными но и такие средства оправданы в случае если их цель – сохранение власти ослабление которой ведет к хаосу еще большему злу и несправедливости. Когда мы говорим о власти вообще то имеем в виду самые разные ее проявления. Показательно что все мыслители прошлого рассуждая о власти не дают ей четкого определения.
9222. Психология как наука 29.68 KB
Объект и предмет психологии Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания среди которых особое место в жизнедеятельности людей занимают психологические науки. Объектом психологии выступают не только люди человек но и другие высокоорганизованные животные особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии как зоопсихология.
14081. Информатика как наука 20.08 KB
Теоретические основы информатики пока не вполне сложившийся устоявшийся раздел науки. История развития информатики Информатика молодая научная дисциплина изучающая вопросы связанные с поиском сбором хранением преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. уже давно не отражает современного понимания информатики.
8990. Генетика як наука 16.23 KB
Визначення генетики як науки. Основні напрями розвитку сучасної генетики та її місце в системі біологічних наук. Основні етапи розвитку генетики роль вчених у її створенні. Актуальні завдання сучасної генетики Термінологічний словник: генетика гр.
9065. МІКРОЕКОНОМІКА ЯК НАУКА 42.02 KB
Економічна теорія вивчає прийняття рішень при розподілі рідкісних ресурсів між різними варіантами їх використання. Проблема обмеженості ресурсів змушує людей робити вибір для задоволення своїх потреб. При виборі оптимального варіанта використання ресурсів ми завжди стоїмо перед альтернативою тому альтернативною вартістю зробленого вибору можна назвати найкращий із варіантів якими довелося пожертвувати. Здійснюючи вибір необхідно узгоджувати результат використання ресурсів з певною платою за можливість такого вибору.
7006. Социология как наука об обществе 32.16 KB
Социология в системе наук. Структура социологического знания С термином социология каждый из нас встречался неоднократно. Но можно ли сказать что этим исчерпывается предмет и задачи социологии Что представляет собой социология как наука С этим как раз нам и необходимо разобраться.
9374. ПОЛІТИЧНА ЕКОНОМІЯ ЯК НАУКА 18.16 KB
Функції політичної економії. Зв’язки політичної економії з іншими науками Сутність поняття політична економія Світ що нас оточує вивчається багатьма науками в тому числі політичною економією. Предмет та обєкт політичної економії Кожна наука на шляху свого виникнення і повноцінного функціонування проголошує і чітко формує свої власні предмет і об’єкт.
10983. УП КАК НАУКА И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 59.02 KB
ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ Состав персонала промышленного предприятия. Исходя из места и роли в процессе производства в РБ принята классификация персонала предприятия в соответствии с которой выделяются 2 группы: ППП. Прогнозирование развития персонала планирование деловой карьеры сотрудников. Профессиональная и организационная адаптация персонала.