Презентация для занятий по декоративной композиции «Стилизованный пейзаж. Композиции пейзажа Демонстрация презентации на тему

Стилизованный пейзаж декоративная композиция методическая разработка преподавателя Сиразиевой С.Ф. МАУ ДО «Детская художественная школа №1»


О пейзаже В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж - это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.


Пейзаж, занимает в декоративной композиции одно из ведущих мест и несет в себе определенные сложности в изображении. Наряду с обобщениями и условностями, пейзаж должен передать состояние природы и быть выстроенным по законам композиции. Только тогда он будет выразителен и интересен зрителю. Пейзаж, занимает в декоративной композиции одно из ведущих мест и несет в себе определенные сложности в изображении. Наряду с обобщениями и условностями, пейзаж должен передать состояние природы и быть выстроенным по законам композиции. Только тогда он будет выразителен и интересен зрителю. Очень показателен в плане стилизации японский пейзаж 19 - века


Хокусай Кацусика


ХиросигэАндо


СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОМ ПЕЙЗАЖЕ Стилизация в пейзаже может быть доведена до крайней условности, как, например в пейзажах П. Клее или А. Модильяни.


Пауль Клее



Амадео Модильяни



Иранская миниатюра В иранской миниатюре активная стилизация сочетается с декоративностью, изображаемые объекты заполняются орнаментом, также упрощённо - стилизованным.



Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей.


Основная цель, которая ставится при выполнении декоративной композиции - это овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные, в умении воплощать в художественных образах творческие задачи.


Стиль - общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль отражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех компонентов произведения. Искусствовед Б. Виннер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться». Художник,имеющий свой стиль- творец.


Учебные задачи: Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации. Нахождение оригинального пластического решения при разработке стилизованного мотива. Овладение способами художественной обработки формы с целью усиления выразительности ее качеств. Овладение умениями органического введения декора в композицию пейзажа и стилизации панорамных природных мотивов с элементами архитектуры.


Зрительный ряд аналогичных ученических работ Работы учеников Детской художественной школы №1 преподаватель Сиразиева С.Ф


СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОМ ПЕЙЗАЖЕ






«Уроки пейзажа» - Согласен ли ты с утверждением? Сдача экзамена. Написать эссе по теме: «Я рисую пейзаж». Развитие пейзажа в живописи. Развивающие: развитие способностей к самостоятельному освоению и оценке художественных ценностей. Подведение итогов. “Экскурсия в музей”. Приготовить выставку «Пейзаж Востока». Задание на дом.

«Живопись пейзажи» - Снег получился не только на земле, но парил в небе, засыпал деревья и кусты. Цвета стали в отдельных местах пропадать. После первой работы расходиться не стали, захотели еще написать пейзаж. А вот небесным краскам – не очень. К. Коровин. Лесной пейзаж. Отражение в водоеме. Ну, вот и мы принялись за работу.

«Зимний пейзаж» - Камина огонь, полусна миражи. Тишина и покой в зимнем лесу. «Зимний пейзаж» /интегрированный урок для учащихся 6 класса/. «Зимний вечер». Багровое солнце ослепляет свежими красками лазурное небо. «Евгений Онегин». «Зимнее утро». Пейзаж /фр.paysage, от pays –местность/ - картина природы в художественном произведении.

«Пушкин пейзаж» - Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина. Забыты вы... до сладостной. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето,осень,зима, весна. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. Мороз и солнце; день чудесный! Хранители священной тишины! Для Пушкина природа была источником вдохновения.

«Пейзажи Шишкина» - Федор Алексеев «Соборная площадь в Московском Кремле». Что изображено на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу? Сельский пейзаж. Задание. Сельский Городской Индустриальный. В картине «Корабельная роща» сосны изображены очень натурально, живо. Ответ правильный! Нарисуй карандашом очертания гор и холмов.

«Пейзаж в музыке» - Исаак Левитан. А.Майков Пётр Ильич Чайковский. Грачи прилетели. 1871. Клеман Жанекен (1480-1560) «Пение птиц», «Охота», «Соловей». Вечерний звон. Живопись. Галерея картин художника - Поцелуй земле. 2.Времена года. Пейзаж в музыке. Исаак Ильич Левитан. Ференц Лист. Весна – большая вода. Фрагмент из балета «Весна священная» - «Поцелуй земли».

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы детская школа искусств «Аккорд» ЮЗАО Композиция. Композиционный центр. Поиск композиции на листе. Деревья и домик у пруда. Возраст учащихся: 7-8 лет. подготовила педагог дополнительного образования Дмитриева Татьяна Евгеньевна Москва 2012

Слайд 2

Цели занятия: познакомить с основами композиции, с понятием «композиционный центр». Усвоить алгоритм гармоничного, уравновешенного построения композиции, ее влияние на восприятие художественного произведения, а также применять это умение на практике. Формирование навыков работы в технике гуаши. Задачи: Образовательные: познакомить с понятием «композиционный центр», обучать компоновке основных элементов на листе (Организации пространства листа). Наращивание знаний основанных на логике, понимании алгоритма действия. Научить основными приемами работы с гуашью. Воспитательные: воспитывать художественный вкус, терпение, внимательность, уважение к труду и времени. Развивающие: развивать способности анализировать, сравнивать, мыслительный подход к творчеству, логику мышления, целеустремленность. Развитие фантазии, образного мышления.

Слайд 3

Что такое «композиция»? «Композиция» (от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Композиция произведения - это когда все элементы картины находятся в их взаимосвязи, подчиняясь идее автора. Любая картина начинается с композиции. А это – искусство сочинения, соединение различных частей в единое целое, выделение главного. Композиция упорядочивает изображение и организует внимание учителя. Наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм.

Слайд 4

Композиционные схемы Картина Рембрандта "Возвращение блудного сына" Рафаэль Санти. «Мадонна в зелени. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» Никола Пуссен«Пейзаж с Полифемом». Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры(треугольник,

Слайд 5

Поиск композиции с помощью ладоней и рамки-видоискателя

Слайд 6

Построение композиции по центру. Работа с шаблонами – элементами композиции. Якоб ван Рейсдал. «Зимний пейзаж»

Слайд 7

Построение композиции по центру. Образование разных геометрических фигур. Расположите шаблоны так, чтобы зрительно их можно было вписать в геометрическую фигуру (треугольник, прямоугольник, квадрат и др.),

Слайд 8

Работа над картиной. Поэтапное рисование.

Слайд 9

работы В своих работах ребята постарались найти не только «композиционный центр», но и передать настроение дня, природы средствами живописи. КоваленкоАрина7л Бабаянц Настя 7 лет Щекотихина Камила 7л.

Слайд 10

Работы педагога Истра.. акварель 2011г. Турецкие бани. Царское село. Екатерининский парк. акварель 2011г. Река Киржач. Акварель 2008г Мраморный мост. Пушкин. Царское село. Акварель 2011г

Слайд 11

Список использованной 1.Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977. 2. Поплавный А.Н. Геометрия композиционного ритма. М., 2007. литературы: 3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч. Часть 3. Обнинск: Титул, 1998 4. Е.В.Шорохов, Композиция. М.: Просвещение,1986. 5. Иоханнес Иттен «Искусство цвета» 5-е издание, Д.Аронов, Москва 2008 г. Использованные материалы и Интернет-ресурсы: 1. Журнал «Юный художник»№1, 1993г. (Репродукция В. Сурикова"Боярыня Морозова) 2.Г.Л. Васильева-Шляпина. «В. Суриков» Издательство «Красная площадь», 1996г. 3.«Великие художники. Альбом 59. Сислей», «Директ-Медиа», 2011 г. – (репродукции картин Альфреда Сислея: «Мост в Морэ при утреннем солнце», «Поля на холмах близ Аржантея») 4.Репродукции: Никола Пуссен «Пейзаж с Полифемом» http://www.forsfortuna.com/people/page/5/, 5.Якоб Ван Рейсдал «Зимний пейзаж» http://artnow.ru/ru/gallery/206/9004/picture/0/224005.html?comments, 6.Якоб Ван Рейсдал «Лесной пейзаж». http://www.artholland.ru/foto.php?art=r/reisdala/img/16&n= %D0%E5%E9%F1%E4%E0%EB,. 7.Жюль Дюпре «Дубы у пруда» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d7/Jules_Dupr%C3%A9_001.jpg 8.Исаак Левитан «Осенний день. Сокольники» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/26/Levitan_Sokolniki_Autumn_1879.jpg 9.Рафаэль Санти. «Мадонна в зелени. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем» http://www.museumonline.ru/Renaissance/Raffael_Santi/Canvas/14 10.Рембрандт"Возвращение блудного сына" http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son.jpg 11.А.Н.Поплавный «Геометрия картины». http://xn--80aevfmcgb6i.xn-- p1ai/o_kompozitsionnom_tcentre_kartiny.html 12.Энциклопедия живописи. Хрестоматия. http://painting.artyx.ru 13.Использование принципов и приемов художественной композиции http://sci.informika.ru/text/inftech/edu/the/13.html 14.http://festival.1september.ru/articles/538602/ динамическая пауза 15. Фото автора 16. Ши Тао Пожилой человек в лодке http://www.xabusiness.com/china-resources/qing-dynasty-paintings-2.htm Подборка музыкального ряда: 1.Вивальди «Времена года. Зима» http://music.ardor.ru/1/download.php? x=4518&y=7292957&z=147c4f92b0c2&q=A.Vivaldi_-_Vremena_goda._Zima._CHast_1._(Alegro)_Dekabr, 2. Вивальди «Времена года. Весна» http://music.ardor.ru/1/download.php? x=4433&y=34935773&z=4c832ac02892&q=Londonskiy_Filarmonicheskiy_Orkestr_-_A._Vivaldi:_"Vremena_goda"_-__"Vesna"__1ch._Allegro 3.П.И. Чайковский “Времена года. Осенняя песня” http://mp3.classic-music.ru/music/tchaikovsky/vremena10.mp3

В пейзаже есть одно традиционное правило: небо и ландшафт по композиционной массе должны быть неравны. Если художник ставит своей целью показать простор, беспредельное пространство, он большую часть картины отдает небу и основное внимание уделяет ему же.

Если для художника главной задачей является передача подробностей ландшафта, то граница ландшафта и неба в картине обычно располагается значительно выше оптического центра композиции.

Если границу расположить посередине, то изображение распадается на две части, равно претендующие на главенство, - нарушится принцип подчиненности второстепенного главному. Это общее замечание хорошо иллюстрирует произведение П. Брейгеля.

Композиция пейзажа сложна и в то же время очень естественна, на первый взгляд несколько замельчена в деталях, но при внимательном анализе крепко скроена.

Парадоксальность Питера Брейгеля проявилась в смещении смыслового центра картины (Икар) на периферию, а второстепенного персонажа (пахаря) - в композиционный центр.

Вроде бы случайным кажется ритм темных тонов: заросли слева, голова пахаря, деревья у кромки воды, корпус корабля. Однако именно этот ритм не позволяет глазу зрителя уйти из картины вдоль темной диагональной полосы по темной кромке высокой части берега.

Еще один ритм строится теплыми тонами светлых участков полотна, а также четким делением пространства пейзажа на три плана: берег, море, небо.

При множестве деталей композиция держится классическим приемом - цветовым акцентом, создаваемым красной рубахой пахаря. Не вдаваясь в подробное описание деталей картины, нельзя удержаться от восхищения гениальной простотой выражения глубинного смысла произведения: падение Икара мир не заметил.

По колориту это одна из самых великолепных картин за всю историю живописи, но живописное совершенство не было бы достигнуто без прекрасно выстроенной композиции, отвечающей всем классическим канонам.

Абсолютная уравновешенность при ассиметрии, эпическая величавость при динамическом ритме, точно найденное соотношение цветовых масс, колдовская теплохолодность воздуха и моря это работа великого мастера.

Анализ показывает, что ритм в композиции строится как по вертикалям, так и по горизонталям и по диагоналям. Вертикальный ритм образуется башнями, колоннами, членением стен дворца в перекличке с мачтами лодок.

Горизонтальный ритм определяется расположением лодок вдоль двух воображаемых горизонтальныx линий, подножием дворца, линиями крыш в местах соединения их со стенами. Очень интересен диагональный ритм верхушек башен, купола, статуй над портиком, перспсктивой правой cтeны, лодками с правой стороный картины.

Для уравновешивания композиции введен альтернативный диагональный ритм от левой лодки к центральному куполу дворца, а также от ближней гондолы к вершинам мачт справа. Горячий цвет стен дворца и золото солнечных лучей на фасадах, обращенных к зрителю, гармонично и мощно выделяют здание на фоне общего богатого колорита моря и неба.

Граница между морем и небом отсутствует - это придает воздушность всему пейзажу. Отражение дворца в спокойных водах залива обобщено и начисто лишено деталей, что позволяет не затеряться фигуркам гребцов и матросов.

Нисский создавал, свои произведения как чистые композиции, он не писал их непосредственно с натуры, не делал, массу предварительных этюдов. Пейзажи он запоминал, впитывал в сознание наиболее характерные черты и детали, делал мыслительный отбор еще до началa работы у мольберта.

Локальность цветовых масс, четкое разделение длинных холодных теней и розоватой белизны снега, строго выверенные силуэты елей на, мчащиёся на повороте товарняк, как по линейке проведенное бетонное шоссе - все это создает ощущение современности, за этим видится индустриальный век, хотя лиричность зимнего пейзажа с его чистым снегом, утренней тишиной, высоким небом не позволяют отнести картину к произведению на производственную тему.

Особо следует отметить цветовые отношения на дальнем плане. Как правило, дали пишутся более холодным тоном, чем первый план, у Нисского же дальный лес выдержан в теплых тонах.

Казалось бы, трудно отодвинуть таким цветом предмет в глубину картины, но если обратить внимание на розовато-оранжевый цвет неба, то художник должен был нарушить общее правило построения пространства, чтобы лес не выделялся резко на фоне неба, а был тонально слит с ним.

Мастер поместил на ближнем плане фигуру лыжницы, одетой в красный свитер. Это яркое пятно при весьма малой площади активно держит композицию и придает ей пространственную глубину. Деление горизонтальных масс, сходящихся к левому срезу картины, сопоставление с вертикaлями елей придает работе композиционную драматичность.